МБОУ «Колонтаевская СОШ»

Курская область Льговский район







Урок-мастерская ценностных ориентаций

( по рассказу Носова Е.И. «Кукла»)

7 класс





Учитель русского языка и литературы

Курбатова Галина Николаевна



























2020 год

t1604494136aa.jpg































Цели урока:

Создать условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного отношения учащихся к собственной жизни;

Формирование в детях доброго отношения к человеку, к продукту человеческого труда;

Развивать эмоции, воображение учащихся, активизировать познавательный интерес;

Учить ребят работать в группе, умеющей уважать мнение других, чувствовать и слышать собеседника.



Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с рассказами Е. И. Носова, которые напоминают людям о заботливом отношении к природе, о губительности пошлости в жизни, об истинных и мнимых ценностях.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить, анализировать и использовать в самостоятельной деятельности нужную информацию из учебника, различных справочников, ресурсов Интернета;

регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы, класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; владеть навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе.

Методические приемы: работа с текстом, аналитическая беседа.

Сценарий урока

Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Нам сегодня предстоит очень серьезная, взрослая работа на уроке, и поэтому мне хотелось отправиться в детство…

(Психологический настрой на урок: звучит отрывок из песни «Куда уходит детство?»)

Тема урока, цель, задачи.

Учитель:

- Какие ассоциации, воспоминания вызвало у вас это стихотворение и песня? Запишите их к слову КУКЛА.

Чтение стихотворения Л.Рубальской «Мы – куклы». Ученица держит куклу в руках.

(Обучающиеся записывают свои ассоциации в тетради, а также на листах бумаги, комментируют их, прикрепляя на доске). Приём «Кластер».

Учитель:

- Но… сегодня мы поговорим о другой кукле, и темой нашего урока станут слова главного героя рассказа Носова Е.И., перевозчика Акимыча: «Многое притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят…»

(Ученики записывают тему урока в тетрадь).

Учитель:

-Не возникло ли у вас чувство некого противоречия между тем, какие ассоциации возникают у человека при виде куклы, и тем, о чем мы прочли в рассказе Носова Е.И.. какова будет цель нашего урока? (Обучающиеся формулируют цель урока, задачи, задумываются об итогах урока).

3. Слово учителя.

-Чем же так привлекательны игрушки? В чем их смысл? (Опора на личный опыт).

Обсудите этот вопрос в группах, сделайте краткие записи.

А вот вам еще одно мнение. Мнение поэта Евгения Евтушенко, выраженное через стихотворение «Сказка о русской игрушке». (Чтение стихотворения).

В чем же видит смысл игрушки (ваньки-встаньки) Е.Евтушенко? посовещавшись в группе, запишите мнение.

4.Сообщение учеников о куклах.

Слово учителя.

-Ребята, вашим домашним заданием было поискать интересный материал о куклах. Давайте послушаем, что вы нашли. (Сообщения ребят о кукле, ее роли в жизни людей в разные времена).

Обсудите и обобщите услышанное в группах, сделайте выводы.

- Чем же привлекательна кукла?

- Суть этой игрушки?

- Ее назначение?

- Что объединяет кукол всех времен и народов? (Среди прочих ответов: «Куклы похожи на людей». «…Да ведь облик-то человеческий…»)

5. Работа с опорой на рассказ «Кукла».

Учитель:

-Многие писатели, поэты использовали образ куклы в своих произведениях.

«Кукла» - назвал свой рассказ и Е.И.Носов.

Дома вы познакомились с этим небольшим, но очень объемным по количеству затронутых в нем проблем произведением. Помимо прочих вопросов, о которых мы обязательно поговорим на нашем следующем занятии, тема куклы здесь является ведущей. Автор, назвавший вначале свой рассказ «Акимыч», по имени главного героя, меняет название.

Учитель:

-Как вы думаете, почему? (Брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках).

Учитель:

-Прочитайте описание куклы, лежащей в кювете.

(В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой.

Работа в группе

Карточка для работы в группе

Какие мысли, чувства вызывает у вас кукла?





















Какие чувства испытывает Акимыч и почему? Почему он именно «хоронит» куклу?





Учитель:

- У поэта К.Случевского тоже есть стихотворение «Кукла».

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,

Стукнулась глухо о землю и навзничь упала…

Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала

Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,

Руки раскинула, ясные очи закрыла…

На человека ты, кукла, вполне походила!

- На человека… Сравните рассказ и стихотворение. (Обсуждение в группах).

(Учащиеся делают вывод о том, что в обоих произведениях говорится о брошенной кукле, только в стихотворении куклу бросил ребенок – существо неразумное, поэтому его действия можно считать неосознанными. В рассказе Носова над куклой надругались взрослые или подростки, значит это сделано осознанно и достойно осуждения).

Работа в группе.

Карточка

Можно ли сказать, что произошло преступление?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сколько в рассказе виновников этого преступления, зла? Аргументируйте свое решение.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Слово учителя.

- Ребята, давайте вместе с вами откроем словарь литературоведческих терминов и найдем определение слова «равнодушие». «Равнодушие –это молчаливое согласие на зло».

-Вы вслед за Акимычем вините и тех, кто проходит мимо такого зла. А что же надо делать в такой ситуации? (Работа в группе).

_Итак, ребята, давайте сделаем выводы, какой урок преподает нам Е.И.Носов свои рассказом? (Не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости).

Польский писатель Бруно Ясенски сказал: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

Многое можно увидеть, почувствовать только сердцем, душой. И я хочу пожелать, чтобы вы никогда не оставались равнодушными, чтобы ваши души, ваши сердца не ослепли и не оглохли к чужой боли, к несправедливости.

Рефлексия.

Завершая занятие, вспомните свои чувства, ощущения, мысли и выполните задание: дайте нашему занятию название (тему), запишите.

Сообщите свое название. В том числе и «Если ты слеп, если душа твоя глуха», какой же ты человек?

Домашнее задание.

Нарисуйте обложку к книге Носова Е.И. «Кукла».

Напишите письмо людям от имени куклы.



Приложение

Стихотворения о куклах

Лариса Рубальская

Фея знала свое дело,

И, летая в небесах,

Днем и ночью, то и дело

Совершая чудеса.

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала,

Всё чего она касалась,

Оживало, просыпалось.

И в ее руках послушно,

Обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже,

С человеческими схожи.

А потом свои трофеи

Раздавала людям фея.

Потому что это средство,

Чтобы вечно помнить детство.



Вероника Тушнова

КУКЛА

Много нынче в памяти потухло,

а живет безделица, пустяк:

девочкой потерянная кукла

на железных скрещенных путях.

Над платформой пар от паровозов

низко плыл, в равнину уходя...

Теплый дождь шушукался в березах,

но никто не замечал дождя.

Эшелоны шли тогда к востоку,

молча шли, без света и воды,

полные внезапной и жестокой,

горькой человеческой беды.

Девочка кричала и просила

и рвалась из материнских рук,—

показалась ей такой красивой

и желанной эта кукла вдруг.

Но никто не подал ей игрушки,

и толпа, к посадке торопясь,

куклу затоптала у теплушки

в жидкую струящуюся грязь.

Маленькая смерти не поверит, Некуда от странной мысли деться:

и разлуки не поймет она... это не игрушка, не пустяк,—

Так хоть этой крохотной потерей это, может быть, обломок детства

дотянулась до нее война. на железных скрещенных путях.

































Опорный лист

Кластер

Кукла

Тема урока_______________________________________________________________

«Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию». Е.И.Носов

Вывод по уроку:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Продолжите, пожалуйста, предложения:

Самое главное в жизни….

Нельзя прожить без…

На уроке я задумался о…

В конце урока я хочу поделиться своими чувствами…

10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.