Рабочая программа школьного театра «Веселый балаганчик»
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Место курса в учебном плане
Программа театра «Веселый балаганчик» рассчитана на 68 часов.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
формирование личности, творчески относящейся к любимому делу;
умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из них;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни и ситуациях общественной дискуссии;
воспитание художественного вкуса, творческой инициативы, умения логически мыслить, психофизической выносливости и работоспособности;
развитие самодисциплины и организованности.
Метапредметные результаты:
развитие памяти, фантазии, дикции;
развитие качеств оратора;
выявление и раскрытие творческого потенциала и индивидуальности каждого ребенка;
обучение творческому использованию полученных умений и практических навыков в жизни;
развитие навыка свободно фантазировать, развивать заданные и собственные образные системы, переходить от образа к образу, комбинировать их;
умение выполнять учебные и творческие задания, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты
создание коллектива единомышленников, способного ориентироваться в мире театра, ставить и играть спектакли;
устранение мышечного напряжения и психофизических зажимов;
обучение владению голосом, улучшению дикции;
обучение учащихся общим двигательным навыкам: конкретность и точность движения, правильное распределение мышечных усилий и ритмичность;
обучение первоначальным навыкам сценического движения;
развитие театрально-исполнительских способностей, а также формирование у обучающихся комплекса навыков, позволяющих выполнять задачи различной степени сложности в процессе подготовки спектаклей;
способность ориентироваться в классических и современных направлениях театральной деятельности;
умение обнаруживать внутренние помехи и зажимы на пути к созданию и воплощению образа, самостоятельно находить способы их устранения;
знание актерской этики;
умение выполнять индивидуальные, парные и групповые пластические импровизации;
умение организовать коллективную работу над этюдами и воплощать свой замысел, подключив к работе партнеров;
проводить драматический анализ драматического материала, четко формулировать сверхзадачу художественного образа роли, спектакля;
участвовать в репетиции и проводить репетицию спектакля;
умение аргументировать собственную точку зрения в дискуссии в работе над спектаклем.
Знакомство с миром театра
Введение. Театр. Словарь театральных терминов. Зарождение искусства. Театр как вид искусства. Виды театров. Русский народный театр. Театр и зритель. Театральное закулисье. Речевой этикет в различных ситуациях. Диалог и монолог. Говорить и слушать. Преодоление мышечных зажимов. Упражнения на дыхание и правильную артикуляцию. Техника и культура речи. Речевой тренинг. Отработка дикции и чёткого произношения слов. Развитие актерского внимания. Ориентировка и размещение на сцене
Техника актерской игры
Ритмопластика. Пластический тренинг. Пластический образ персонажа. Создание образов с помощью выразительных движений. Актерское мастерство. Сценическое действие. Логика речи. Составление коротких рассказов. Стихи. Подбор простейших рифм. Сочинение небольших сказок. Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов. Игры со словами. Групповые сюжетно-ролевые игры. Создание этюдов. Изучение произведения, определение сюжетной линии. Оцениваем поступки героев по категориям этики. Работа над отдельными эпизодами. Умение чувствовать и передавать свои чувства.
Работа над спектаклем
Выбор и анализ пьесы. Анализ пьесы по событиям. Тема, событийный ряд. Работа над отдельными эпизодами. Изготовление реквизита, декораций. Закрепление мизансцен
Выразительность речи, мимики, жестов. Прогонные и генеральные репетиции. Показ спектакля. Обсуждение спектакля.
Тематическое планирование
Знакомство с миром театра | 19 часов |
Техника актерской игры | 26 часов |
Работа над спектаклем | 23 часа |
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания.
Календарное планирование
№ | Тема занятия | Дата план. | Дата факт. |
Знакомство с миром театра | |||
Введение | | | |
Театр. Словарь театральных терминов | | | |
Зарождение искусства. Театр как вид искусства | | | |
Виды театров | | | |
Русский народный театр | | | |
Театр и зритель. Театральное закулисье | | | |
Речевой этикет в различных ситуациях | | | |
Диалог и монолог | | | |
Говорить и слушать | | | |
Преодоление мышечных зажимов | | | |
Упражнения на дыхание и правильную артикуляцию | | | |
Упражнения на дыхание и правильную артикуляцию | | | |
Техника и культура речи | | | |
Речевой тренинг | | | |
Отработка дикции и чёткого произношения слов | | | |
Отработка дикции и чёткого произношения слов | | | |
Развитие актерского внимания | | | |
Ориентировка и размещение на сцене | | | |
Ориентировка и размещение на сцене | | | |
Техника актерской игры | |||
Ритмопластика. Пластический тренинг | | | |
Пластический образ персонажа | | | |
Пластический образ персонажа | | | |
Создание образов с помощью выразительных движений | | | |
Создание образов с помощью выразительных движений | | | |
Актерское мастерство | | | |
Сценическое действие | | | |
Сценическое действие | | | |
Логика речи. Составление коротких рассказов | | | |
Составление коротких рассказов | | | |
Стихи. Подбор простейших рифм | | | |
Сочинение небольших сказок | | | |
Сочинение небольших сказок | | | |
Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов | | | |
Игры со словами | | | |
Игры со словами | | | |
Групповые сюжетно-ролевые игры | | | |
Создание первых этюдов | | | |
Создание первых этюдов | | | |
Создание первых этюдов | | | |
Изучение произведения, определение сюжетной линии | | | |
Оцениваем поступки героев по категориям этики | | | |
Работа над отдельными эпизодами | | | |
Работа над отдельными эпизодами | | | |
Учимся чувствовать и передавать свои чувства | | | |
Учимся чувствовать и передавать свои чувства | | | |
Работа над спектаклем | |||
Выбор и анализ пьесы | | | |
Выбор и анализ пьесы | | | |
Выбор и анализ пьесы | | | |
Анализ пьесы по событиям | | | |
Анализ пьесы по событиям | | | |
Тема, событийный ряд | | | |
Работа над отдельными эпизодами | | | |
Работа над отдельными эпизодами | | | |
Работа над отдельными эпизодами | | | |
Изготовление реквизита, декораций | | | |
Изготовление реквизита, декораций | | | |
Изготовление реквизита, декораций | | | |
Закрепление мизансцен | | | |
Закрепление мизансцен | | | |
Закрепление мизансцен | | | |
Выразительность речи, мимики, жестов | | | |
Выразительность речи, мимики, жестов | | | |
Прогонные и генеральные репетиции | | | |
Прогонные и генеральные репетиции | | | |
Прогонные и генеральные репетиции | | | |
Прогонные и генеральные репетиции | | | |
Показ спектакля | | | |
Итоговое занятие. Обсуждение спектакля | | |