Рабочая программа спецкурса по математике «Математика плюс» для учащихся 10-11 классов средней общеобразовательной школы
Приложение
к основной образовательной программе
среднего общего образования
Рабочая программа
СПЕЦКУРСА «Математика плюс»
Срок освоения программы: 2 года (10-11 класс)
Программу составила:
учитель математики
Кремис Оксана Анатольевна
Пояснительная записка
Данный спецкурс основан на повторении, систематизации и углублении знаний полученных ранее. Занятия проходят в форме свободного практического урока и состоят из обобщённой теоретической части и практической части, где учащимся предлагается решить задания схожие с заданиями вошедшими в ЕГЭ прошлых лет или же удовлетворяющие перечни контролируемых вопросов. На курсах также рассматриваются иные, нежели привычные, подходы к решению задач, позволяющие сэкономить время на ЕГЭ.
Целью предлагаемой программы является не только подготовка к ЕГЭ и вступительному экзамену по математике в ВУЗы, но и обучение приёмам самостоятельной деятельности и творческому подходу к любой проблеме. На мой взгляд, это создаст предпосылки для рождения ученика как математика-профессионала. Если это не произойдёт, умение мыслить творчески, нестандартно, не будет лишним в любом виде деятельности в будущей жизни ученика.
Спецкурс рассчитан на 70 часов: 36 часов для учащихся 10 классов и на 34 часа для учащихся 11 классов. Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке к различного рода экзаменам, в частности, к ЕГЭ. Слушателями этого курса могут быть учащиеся различного профиля обучения.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ЕГЭ. При проверке результатов может быть использован компьютер.
Цели курса:
На основе коррекции базовых математических знаний учащихся за курс 5 – 11 классов совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся. Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса математики.
Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Задачи курса:
Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по математике. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
Выявление и развитие их математических способностей.
Подготовка к обучению в ВУЗе.
Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации.
Формирование и развитие аналитического и логического мышления.
Расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.
Виды деятельности на занятиях:
Лекция, беседа, практикум, консультация.
Формы контроля.
Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.
Тематический контроль: тест.
Итоговый контроль: аттестация в форме итогового теста
Особенности курса
Краткость изучения материала.
Практическая значимость для учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области алгебры, геометрии и успешной сдачи ЕГЭ по математике.
Место спецкурса в учебном плане
Для освоения спецкурса в 10 и 11 классах отведен 1 час в неделю.
1.Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост
оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения программы ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Они должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
В результате изучения курса ученик должен знать/понимать/уметь
овладеть математическими знаниями;
усвоить аппарат уравнений и неравенств, как основного средства математического моделирования прикладных задач;
изучить методы решения планиметрических задач;
систематизировать по методам решений всех типов задач по тригонометрии;
изучить свойства геометрических тел в пространстве, развить пространственные представления, усвоить способы вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления;
сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности;
сформировать представление о методах математики;
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
учащиеся должны знать и правильно употреблять термины “уравнение”, “неравенство”, “система”, “совокупность”, “модуль”, “параметр”, “функция”, “экстремум”;
знать методы решения уравнений;
знать основные теоремы и формулы планиметрии и стереометрии;
знать основные формулы тригонометрии и простейшие тригонометрические уравнения;
уметь решать алгебраические, тригонометрические уравнения;
уметь решать системы уравнений и системы неравенств;
уметь изображать на рисунках и чертежах геометрические фигуры, задаваемые условиями задач;
проводить полные обоснования при решении задач;
применять основные методы решения геометрических задач: поэтапного решения и составления уравнений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
2.Содержание спецкурса
Тема 1. Числа и вычисления. (5 часов)
Владение понятием степени с рациональным показателем, умение выполнять тождественные преобразования и находить значение степеней. Умение выполнять тождественные преобразования степенных выражений, радикалов и находить их значения.
Тема 2. Графики, диаграммы, таблицы (5 часов)
Умение анализировать данные представленные в таблицах, графиках, диаграммах. Применять их для решения задач. Определять соответствие между величинами и их возможными значениями.
Тема 3. Текстовые задачи и простейшие математические модели (5 часов)
Умение обобщить, систематизировать и углубить знания о решении текстовых задачах и их применении в различных сферах деятельности человека. Познакомить со способами построения и исследования простейших математических моделей, с методами решения задач ЕГЭ.
Тема 4. Уравнения, системы уравнений и неравенства (6 часов)
Решение рациональных уравнений и неравенств. Линейное уравнение. Квадратное уравнение. Неполные квадратные уравнения. Дробно-рациональное уравнение. Решение рациональных неравенств методом интервалов. Решение иррациональных уравнений.
Тема 5.Тождественные преобразования тригонометрических выражений ( 4 часа)
Умение обобщить, систематизировать знания основных тригонометрические формул, формул приведения, суммы и разности, формул преобразования суммы в произведение и произведения в сумму, формул двойного и половинного угла, понижения степени. Умение выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений.
Тема 6. Тригонометрические уравнения (2 часа).
Умение решать простейшие тригонометрические уравнения.
Тема 7. Применение производной (2 часа)
Применение производной к исследованию функций. Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции.
Тема 8. Планиметрия (3 часов)
Треугольники. Параллелограмм. Трапеция. Трапеция и окружность. Правильные многоугольники. Площади треугольника, четырехугольников.
Тема 9. Стереометрия (3 часа)
Теорема о трех перпендикулярах. Призма. Пирамида. Параллелепипед.
3.Тематическое планирование спецкурса, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
10 класс
(36 часов)
№ | Наименование тем | Кол-во часов | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
| 1. Числа и вычисления | 5 | - устанавливать доверительные отношения между педагогическим работником - привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизация познавательной деятельности обучающихся; - применять интерактивные формы работы учащихся: познавательные игры, стимулирующие мотивацию школьников; дискуссии, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповая работа или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; - побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) - привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых - использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций - включать в урок игровые процедуры, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; - организовать шефство мотивированных и эрудированных обучающихся - поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся |
1-2 | Решение примеров на числовые выражения (действия с десятичными дробями, действия с обыкновенными дробями) | 2 | |
3-5 | Преобразование выражений, содержащих радикалы, степень с действительным показателем. Преобразования числовых иррациональных выражений. Действия с формулами. | 3 | |
| 2. Графики, диаграммы, таблицы | 5 | |
6 | Анализ информации, представленной в таблице | 1 | |
7 | Анализ диаграмм | 1 | |
8 | Анализ графиков | 1 | |
9 | Решение задач на соответствие по графикам и диаграммам | 1 | |
10 | Решение задач на соответствие между величинами и их возможными значениями | 1 | |
| 3. Текстовые задачи и простейшие математические модели. | 5 | |
11 | Решение задач на смеси и сплавы | 1 | |
12 | Решение задач на движение | 1 | |
13 | Решение задач на проценты | 1 | |
14-15 | Решение задач с прикладным содержанием | 2 | |
| 4. Уравнения, системы уравнений и неравенства | 6 | |
16-17 | Решение уравнений, дробно рациональные уравнения | 2 | |
18 | Решение иррациональных уравнений | 1 | |
19 | Решение уравнений, содержащих модуль | 1 | |
20 | Решение систем уравнений | 1 | |
21 | Метод интервалов | 1 | |
| 5. Тождественные преобразования тригонометрических выражений | 4 | |
22 | Основные тригонометрические формулы | 1 | |
23 | Вычисление значений тригонометрических выражений | 1 | |
24 | Преобразования числовых тригонометрических выражений. | 1 | |
| 6. Тригонометрические уравнения. | 2 | |
25-26 | Тригонометрические уравнения. | 2 | |
| 7. Применение производной | 2 | |
27 | Применение производной к исследованию функций | 1 | |
28 | Наибольшее и наименьшее значение функции | 1 | |
| 8.Планиметрия. | 4 | |
29-32 | Решение задач | 4 | |
| 9. Стереометрия. | 3 | |
33-35 | Решение задач | 3 | |
36 | Задачи на смекалку | 1 |
11 класс
(34 часа)
№ | Наименование тем | Кол-во часов | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
1 | Действия с десятичными дробями | 1 | - устанавливать доверительные отношения между педагогическим работником - привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизация познавательной деятельности обучающихся; - применять интерактивные формы работы учащихся: познавательные игры, стимулирующие мотивацию школьников; дискуссии, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповая работа или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; - побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) - привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых - использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций - включать в урок игровые процедуры, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; - организовать шефство мотивированных и эрудированных обучающихся - поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся |
2 | Действия с обыкновенными дробями | 1 | |
3 | Действия со степенями. | 1 | |
4 | Преобразования числовых иррациональных выражений. | 1 | |
5 | Вычисление значений тригонометрических выражений | 1 | |
6 | Преобразования числовых тригонометрических выражений. | 1 | |
7 | Действия с формулами. | 1 | |
8 | Размеры и единицы измерения. | 1 | |
9 | Треугольники и их элементы. | 1 | |
10 | Четырехугольники и их элементы. | 1 | |
11 | Многоугольники. | 1 | |
12 | Окружность. | 1 | |
13 | Прикладная геометрия. | 1 | |
14 | Параллелепипед. | 1 | |
15 | Призма. | 1 | |
16 | Пирамида. | 1 | |
17 | Площадь поверхности составного многогранника. | 1 | |
18 | Объем составного многогранника. | 1 | |
19 | Цилиндр. | 1 | |
20 | Конус. | 1 | |
21 | Шар. | 1 | |
22 | Линейные, квадратные уравнения. | 1 | |
23 | Иррациональные уравнения. | 1 | |
24 | Показательные уравнения. | 1 | |
25 | Логарифмические уравнения. | 1 | |
26 | Простейшие текстовые задачи на округление с недостатком, с избытком. | 1 | |
27 | Задачи на проценты. | 1 | |
28 | Задачи на сплавы и смеси. | 1 | |
29 | Задачи на движение по прямой. | 1 | |
30 | Задачи на движение по окружности. | 1 | |
31 | Задачи на движение по воде. | 1 | |
32 | Задачи на совместную работу. | 1 | |
33 | Задачи на прогрессии. | 1 | |
34 | Задачи на смекалку. | 1 | |