Рабочая программа курса «Технология» для слабовидящих и слепых обучающихся (2 класс)
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бийская общеобразовательная школа–интернат №3».
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Бельских Т.В./_____________ «30» августа 2021г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы – интерната Попова М.А./____________ Приказ от 31.08.2021г. №76 |
Рабочая программа
технология
2 класс
Учитель: Патрахина Ольга Алексеевна
Программа рассмотрена на заседании школьного методического совета
Протокол от «27» августа 2021г. № 1
Председатель школьного методического совета _______ (Сергиенко О.В.)
2021 – 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Технология» разработана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства образования РФ от 19 .12.2014г. №1598), АООП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2) и слепых обучающихся (вариант 3.2) и комплекта примерных рабочих программ для 2 класса по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для слабовидящих обучающихся -одобрено решением Министерства образования и науки РФ от 4.07.2017г пр. №3/17.
Учебник
Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – М., Просвещение, 2020 г.- 143с.
Цель реализации программы - создание условий выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ через обеспечение получения качественного образования слабовидящими обучающимися в пролонгированные сроки, по итоговым достижениям соответствующим требованиям к результатам освоения программой учебного предмета «Технология», определенным ФГОС НОО, с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся начальных классов, развитие слабовидящего школьника как личности, полноценно владеющей технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
Задачи данного курса:
Формирование первоначального опыта практической преобразующей деятельности; основ первоначальных конструкторско–технологических знаний и умений;
освоение обучающимися приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, различных техник изготовления изделий, соблюдая правила техники безопасности;
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда;
овладение учащимися технологическими приемами ручной обработки материалов;
развитие трудовых умений, способностей и компенсаторных возможностей в процессе овладения трудовыми навыками;
формирование таких личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда;
формирование основ трудовой деятельности, необходимых для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия;
совершенствование и уточнение представлений слабовидящих младших школьников об окружающем мире в процессе проектной деятельности;
формирование потребности в выполнении трудовых действий в активной бытовой и социальной деятельности; нивелирование иждивенческой жизненной позиции для преодоления ситуации неуспеха.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Технология» входит в образовательную область «Технология». Программа направлена на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе общего образования, федеральным государственным образовательным стандартам начального образования обучающихся с ОВЗ и направлена на обеспечение равных возможностей и качественного образования слабовидящих детей.
Теоретической основой данной программы являются системно-деятельностный подход и теория развития личности учащегося на основе освоения УУД: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенностью программы является то, что она направлена на изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
Учебный предмет имеет практико-ориентированную направленность. При отсутствии зрения или глубоком его нарушении, не позволяющем различать формы, цвет предметов, трудовое обучение осуществляется с помощью осязания и слуха. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах деятельности. Практическая деятельность на уроках технологии помогает учащимся овладевать приемами и способами предметной и пространственной ориентировки, является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
В результате изучения учебного предмета «Технология (труд)» у слабовидящих обучающихся будут формироваться первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии с учетом своих возможностей, и противопоказаний. У них будет формироваться положительное отношение к труду и его значению в жизни человека. Слабовидящие обучающиеся приобретут первоначальные представления о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; об опыте как основе обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности.
У обучающихся будут развиваться трудовые умения, профессиональные интересы, способности и компенсаторные возможности в ходе овладения трудовыми навыками. Слабовидящие обучающиеся приобретут навыки самообслуживания, овладеют технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоят правила техники безопасности.
Обучающиеся научатся использовать приобретенные знания и умения для творческого решения конструкторских, технологических и организационных задач, приобретут первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; первоначальные знания о правилах создания предметной и информационной
Также, в процессе трудового обучения выявляется и осуществляется коррекция недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках должна способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду.
На уроках труда, в процессе обучения происходит:
развитие познавательной деятельности на полисенсорной основе; Развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие познавательной деятельности;
расширение кругозора;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы.
Развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
Основной формой обучения является урок. На уроках предусматривается использование различных наглядных средств обучения (модели, муляжи, макеты, натуральные объекты и т.д.).
Распределение времени на прохождение программного материала дается ориентировочно.
При обучении слабовидящих ведущей формой проведения занятий является фронтальное занятие. Организационные формы, применяемые на уроках, различны: индивидуальное, коллективное и групповое выполнение заданий.
Занятия проводятся с учётом возрастных особенностей, имеющихся навыков самостоятельной познавательной деятельности и степенью готовности к работе в коллективе.
Для осуществления индивидуального подхода при организации занятий необходимо учитывать дошкольный опыт ребёнка и его положение в семье, зрительные возможности обучающегося, состояние его здоровья (наличие и характер сопутствующих заболеваний), особенности эмоционально-волевой сферы, уровень его физического и психического развития.
В соответствии с учебным планом реализация программы рассчитана на 34 часа (1 ч в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета “Технология”
Личностные результаты:
Воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование самооценки с осознанием своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие значимых мотивов учебной деятельности, любознательности и интереса к новому содержанию и способам решения проблем;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
Формирование установки на поддержание здоровьесбережения, охрану нарушенного зрения, на безопасный, здоровый образ жизни;
Сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия:
наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
ориентироваться в материале на страницах учебника;
овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
учиться взаимодействовать с партнерами в системе координат: «слабовидящий - нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в процессе изучения курса технологии;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
Формирование представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии с учетом своих возможностей, и противопоказаний.
Формирование положительного отношения к труду и его значению в жизни человека.
Формирование представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; об опыте как основе обучения и познания, осуществлении поисково-аналитической деятельности.
Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности.
Развитие трудовых умений, профессиональных интересов, способностей и компенсаторных возможностей.
Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Приобретение знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Художественная мастерская (9 часов)
Что ты уже знаешь? Зачем художнику знать о тоне, форме и размере? Какова роль цвета в композиции? Какие бывают цветочные композиции? Как увидеть белое изображение на белом фоне? Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Можно ли сгибать картон? Как? Как плоское превратить в объемное? Как согнуть картон по кривой линии?
Чертёжная мастерская (6 часов)
Что такое технологические операции и способы? Что такое линейка и что она умеет? Что такое чертеж и как его прочитать? Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Можно ли без шаблона разметить круг? Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Конструкторская мастерская (11 часов)
Какой секрет у подвижных игрушек? Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? Еще один способ сделать игрушку подвижной. Что заставляет вращаться винт-пропеллер? Можно ли соединить детали без соединительных материалов? День защитника Отечества. Изменяется ли
вооружение в армии? Как машины помогают человеку? Поздравляем женщин и девочек Что интересного в работе архитектора?
Рукодельная мастерская (8 часов)
Какие бывают ткани? Какие бывают нитки. Как они используются? Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? Как ткань превращается в изделие? Лекало. Что узнали, чему учились
Тематическое планирование
№ раздела | Наименование разделов и тем | Учебные часы |
1 | Художественная мастерская | 9 |
2 | Чертежная мастерская | 6 |
3 | Конструкторская мастерская | 11 |
4 | Рукодельная мастерская | 8 |
| Итог | 34 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков по технологии
Оценка готовой работы, выполненной по образцу
«5» («отлично») – работа выполнена точно в соответствии с заданными условиями, качество выполнения высокое.
«4» («хорошо») – один элемент расположен неверно или качество работы имеет небольшие погрешности.
«3» («удовлетворительно») – две детали расположены неверно или качество ниже среднего.
«2» («неудовлетворительно») - готовая работа не соответствует предложенному образцу или работа выполнена на низком уровне.
Оценка готовой работы, выполненной самостоятельно
«5» («отлично») – работа оригинальная, не похожа на образец, качество выполнения высокое.
«4» («хорошо») – образ оригинальный, но оформление использовано такое же, как в учебнике или качество работы имеет небольшие погрешности.
«3» («удовлетворительно») – и образ и оформление взяты из учебника или качество ниже среднего.
Отметка «неудовлетворительно» не ставится.
Реализации программы предусматривает следующие формы организации деятельности учащихся:
— групповая; парная; индивидуальная;
— проектная, игровая деятельность;
— самостоятельная, совместная деятельность;
— экскурсия.
Все формы деятельности должны осуществляться с использованием комментирования.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Дидактические пособия и учебное оборудование:
Подставки для учебников
Ручки с черной пастой;
Цветные карандаши
Цветной и белый немелованный картон
Различные виды бумаги (цветная, гофрированная, бархатная, самоклеющаяся)
Пластилин
Тесемочки, ленты разной длины
Заготовки природного материала
Классная доска
Коллекции «Лён», «Хлопок», «Шерсть»
Компьютер
Комплекты тематических таблиц
Набор инструментов для работы с различными материалами
Фоновые экраны
Перечень учебно-методического обеспечения
Технология. 2 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. Лутцева Е.А., Зуева Т.П. - М.: Просвещение, 2020. – 143с.
Технология. Методическое пособие с поурочными разработками Учебник для общеобразовательных организаций. Лутцева Е.А., Зуева Т.П. - М.: Просвещение, 2021. – 199с.