Рабочая программа творческого кружка «Здравствуй, Театр!»

9
2
Материал опубликован 8 June 2017 в группе

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Лицей № 8 города Тынды Амурской области

Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов

«Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности»

 

Рабочая программа

 

театрального кружка «Здравствуй, Театр!»

 

 

 

 

 

Федяева Татьяна Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ Лицей № 8 г. Тынды

Амурской области

Пояснительная записка

Общие положения

Театральный кружок «Здравствуй, Театр»

МОБУ Лицей № 8 г. Тынды – это группа лицеистов 5-6 класса, организованная на основе совместной творческой деятельности.

Состав и структура театрального кружка «Здравствуй, Театр»

участниками театрального кружка являются лицеисты, принимающие активное участие в культурной жизни МОБУ Лицей №8, зарекомендовавшие себя в творческих конкурсах разного уровня и все желающие.

Права и обязанности:

- вносить на рассмотрение художественного руководителя предложения о выборе произведений для подготовки мероприятий;

- постоянно стремиться к творческому росту;

- добросовестно посещать занятия во внеурочное время;

- выполнять поручения художественного руководителя, связанные с подготовкой мероприятий,

- принимать активное участие в мероприятиях разного уровня;

- бережно относиться к материальным ценностям кружка;

- поддерживать авторитет кружка и МОБУ Лицей №8 г.Тынды.

Руководство театрального кружка МОБУ Лицей №8 г.Тынды осуществляет художественный руководитель, учитель русского языка и литературы, имеющий творческий опыт работы.

Права и обязанности художественного руководителя:

- составляет план работы кружка;

- взаимодействует с администрацией МОБУ Лицей № 8 в целях оптимизации работы;

- проводит подготовку учащихся к мероприятиям (согласно плану работы);

- организует регулярные репетиции во внеурочное время;

- организует и осуществляет подготовку к участию в театральных фестивалях и конкурсах;

- назначает из числа участников кружка помощника, отвечающего за  распространение рабочих материалов;

- своевременно оповещает всех о репетициях;

- осуществляет проверку знания текстов поэтических и прозаических произведений;

- готовит вместе с родителями и учащимися реквизит для инсценировок;

- своевременно информирует зрителей (учащихся и педагогов) о предстоящих мероприятиях.

Программа театрального кружка «Здравствуй, Театр» реализует эстетическое направление внеурочной деятельности в 5-6 классах в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом общего среднего образования;

- моделью внеурочной деятельности МОБУ Лицей №8;

- положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по внеурочной деятельности МОБУ Лицей № 8 г. Тынды по реализации ФГОС ООО.

Театральное искусство пробуждает в учениках самые невероятные способности. Эти способности необходимо развивать и с самого раннего возраста прививать любовь к театру.

Театр учит видеть прекрасное в жизни, в людях, зарождает стремление нести в жизнь светлое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства (интонация, мимика, жест, пластика, походка) познакомит учеников с содержанием литературных произведений, научит воссоздавать конкретные образы, чувствовать события, взаимоотношения между героями произведения.

Театральная игра пробуждает фантазию, воображение, совершенствует память, способствует сплочению коллектива класса, расширению общекультурного уровня лицеистов.

Массовость и зрелищность предполагают ряд богатых возможностей для эстетического воспитания учеников. Театр – это сплав видов искусства, которые взаимодействуют между собой. Занятия в театральном кружке сочетаются с занятиями танцами, музыкой, изобразительным искусством.

Данная программа учитывает вышеперечисленные особенности встречи с театром. Я рассматриваю её как возможность воспитать как зрительскую, так и исполнительскую культуру.

Театр своей многоликой природой способен помочь ученику открыть дверь к постижению мира, увлечь его добром, желанием делиться мыслями, умением слышать товарищей, развиваться, творить. Игра - это главный атрибут театрального искусства. Лицеисты знакомятся с различными видами и жанрами театрального искусства, они поглощены процессом подготовки мероприятия, знакомятся со спецификой актёрского мастерства.

Моя программа ориентирована на развитие личности ученика, на формирование метапредметных результатов. Она направлена на гуманизацию воспитательной работы с учениками. Я учитываю и психологические особенности развития обучающихся..

Актуальность

В основе программы лежит идея применения в воспитательном процессе театральной педагогики, которая позволяет развивать личность человека, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики.

Новизна программы состоит в том, что воспитательный процесс осуществляется через специфические направления работы:

- воспитание основ зрительской культуры;

- развитие навыков исполнительской деятельности;

- накопление знаний о театре, которые способствуют формированию нравственных качеств;

Программа способствует формированию духовно-нравственной культуры и отвечает запросам социализации нашего общества, обеспечивая совершенствование процесса творческого развития и воспитания.

Полученные знания позволят ученикам развить творческую активность, сформируют способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить цели и стремиться их достигать.

Структура программы

В программе выделяю два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, коммуникативных способностей средствами школьного театра.

 Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны с развитием артистизма и формированием навыков сценического воплощения.

Цель:

эстетическое, интеллектуальное, нравственное развитие учеников, творческой индивидуальности, интереса и отзывчивости к искусству театра.

Задачи:

- знакомство с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии);

- поэтапное освоение различных видов творчества;

- совершенствование артистических навыков, моделирование приемов социального поведения в определенных условиях;

- развитие речевой культуры и эстетического вкуса;

- воспитание доброжелательности, трудолюбия, уважения к людям творческих профессий;

- совершенствование системы эстетического воспитания и создание условий для реализации творческого потенциала; сохранение и приумножение нравственных, культурных, творческих традиций МОБУ Лицей №8 г. Тынды;

- повышение художественного и исполнительского уровня школьного театра;

- создание условий для включения лицеистов в художественно-просветительскую и социально значимую деятельность;

- улучшение и совершенствование содержания досуга учеников.

Организация работы театрального кружка «Здравствуй, Театр» предусматривает:

- самостоятельное планирование деятельности и определение перспектив ее развития;

- проведение репетиций, фестивалей, творческих вечеров, выступлений;

- сбор материалов, отражающих работу кружка.

Место кружка в плане внеклассной деятельности

На реализацию театрального кружка в 5-6 классах отводится 1 час в неделю. Занятия проводятся по 45 минут .

Содержание планирования (60-70%) направлено на двигательную деятельность учащихся (репетиции, проведение мероприятий, подготовка костюмов, посещение театра). Оставшееся время отводится на тематические беседы, просмотр видео и презентаций сказок, заучивание стихов, прозы, репетиции. Для успешной реализации программы используются Интерет-ресурсы и посещение местного драматического театра.

Особенности реализации программы и разделы

1.Роль театра в культуре.

2.Театрально-исполнительская деятельность.

3.Искусство сцены.

4. Термины и понятия.

5.Театр профессионалов и мы.

6.Основы пантомимы.

Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театра, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

Формы работы:

- групповые и индивидуальные занятия (отработка дикции, обучение выразительному чтению);

- театральные игры;

- конкурсы и викторины;

- диспуты и беседы;

- посещение местного Театра драмы;

- инсценировки и различные праздники.

Подготовка к лицейским мероприятиям, различные инсценировки и праздники, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений направлено на приобщение обучающихся к искусству театра.

Методы работы:

Лицеисты постигают азы театрального мастерства, приобретая опыт публичного выступления. Они учатся коллективной работе, умению общаться со зрителем. Особое место занимает работа над характером персонажа, мотивами его действий. Центром работы является выразительное чтение текста, работа над репликами. Всё это должно быть осмысленно и прочувствованно. Обязательно индивидуальное видение характера персонажа.

Огромное значение имеет оформление мероприятия, декорации и костюмы, музыкальное оформление. Всё это развивает воображение, творческую активность, позволяет реализовать способности.

Неотъемлемой формой занятий кружка является экскурсия в театр. Здесь происходит знакомство с процессом подготовки спектакля (посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля). Потом важны совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов; рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.

Беседы о театре знакомят учеников с особенностями современного театрального искусства, его видами и жанрами. Здесь важно показать общественно-воспитательную роль театра.

Освоение программного материала достигается чередованием теоретической и практической части. Занятие состоит из организационной, теоретической и практической части. Организационный этап –это подготовка к работе; теоретическая часть - это необходимая информация по теме.

Планируемые результаты:

знать

- правила поведения в театре;

- виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия и т.д.);

- ясно и чётко произносить 8-10 скороговорок в разных темпах;

- уметь читать наизусть стихотворения русских поэтов.

уметь

- владеть комплексом гимнастики по артикуляции;

- показать себя в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

- произносить скороговорки и стихотворный текст в движении;

- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

- произносить фразу или скороговорку с разными интонациями;

- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

- строить диалог с партнером на заданную тему;

- подбирать рифму к слову и составлять диалог.

Предполагаемые результаты:

Личностные УУД:

- потребность сотрудничества с товарищами, доброжелательное отношение, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других;

- формирование этических отношений, эстетических потребностей;

- приобретение ценностей посредством слушания и заучивания произведений художественной литературы;

- осознание значимости театрального искусства для развития личности.

Регулятивные УУД:

- понимать и ставить учебную задачу, формулировать цель;

- планировать действия на этапах работы;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов деятельности;

- анализировать причины успеха (неуспеха);

- осваивать позитивные установки: «Я буду уважать себя …», «Я смогу это исполнить…»

Познавательные УУД:

- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей;

- проводить сравнительный анализ поведения героя;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, чтении по ролям.

Коммуникативные УУД:

- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

- работать в группе, учитывать мнения партнёров;

- уметь обращаться за помощью;

- уметь формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- уметь слушать собеседника;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности и приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих.

Разделы программы

Раздел программы

часы

часы

 

Деятельность лицеистов

     

Теория

Практика

 

1.

Роль театра в культуре.

4

4

-

Знакомство с авторами: писатель, поэт, драматург.  Театральные жанры.

2

Театрально-исполнительская деятельность.

10

3

7

Упражнения для развития дикции, интонации, темпа речи. Диалог, монолог. 

3.

Основы пантомимы.

15

3

12

Знакомство с позициями актера в пантомиме. Куклы-марионетки, надувные игрушки, механические куклы. Жест и маска в пантомиме.

4.

Работа и показ театрализованного представления.

5

1

4

Распределение ролей. Положение на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов. Выступление перед учащимися, родителями и педагогами.

Структура программы

Раздел программы

Содержание раздела

часы

1.

Роль театра в культуре народов.

Приобретение навыков, необходимых для сценического общения. Участие в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино»). Знакомство с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. Обмен своим жизненным опытом. Знакомство с авторами  спектакля: писатель, поэт, драматург.  Театральные жанры.

2

2.

Театральная исполнительская деятельность.

Упражнения, направленные на развитие чувства ритма. Образно-игровые упражнения (электричка, стрекоза, бабочка). Упражнения, в основе которых содержатся абстрактные образы (ветер, туман). Основы актерского мастерства. Мимика. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Импровизация. Диалог. Монолог.

8

3.

Сценическое искусство. Занятия.

Упражнения и игры. Превращение предмета в предмет («Метаморфозы»); живой алфавит, речка, волна. Игры-одиночки. Выполнение этюда по картинкам. Приёмы релаксации. Концентрация внимания, дыхания. Устранение психологического зажима.

8

4.

Освоение театральных терминов.

Знакомство с терминами: драматический, кукольный театр, спектакль, этюд, партнёр, премьера, актер и т.д.

3

5.

Просмотр профессионального театрального спектакля.

Посещение театра. Беседа после просмотра. Иллюстрирование.

3

6.

Работа и показ театрализованного представления.

Участие в распределении ролей. Умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.

8

7.

Основы пантомимы.

Знакомство с позициями актера в пантомиме. Куклы-марионетки, надувные игрушки, механические куклы. Жест, маска в пантомиме.

2

Содержание программы (34 ч.)

Разделы программы

Роль театра в культуре ( 2 ч.)

На вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный колобок». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. Игра «Жизнь-театр».

Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Учащиеся приобретают навыки, необходимые для сценического общения, участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино»), знакомятся с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. Знакомятся с создателями спектакля (писатель, поэт, драматург).

Театрально-исполнительская деятельность ( 8 ч.)

Упражнения, направленные на развитие чувства ритма .Образно-игровые упражнения (электричка, стрекоза, бабочка.).Упражнения, в основе которых содержатся абстрактные образы (ветер, туман).Основы актерского мастерства. Мимика. Театральный этюд. Язык жестов .Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Импровизация. Диалог. Монолог.

Занятия сценическим искусством (8ч.)

Упражнения и игры: превращения предмета в предмет («Метаморфозы»); живой алфавит, речка, волна. Игры-одиночки. Выполнение этюда по картинкам. Приёмы релаксации. Концентрация внимания, дыхания.

Освоение терминов (3ч.)

Знакомство с терминами: драматический, кукольный театр, спектакль, этюд, партнёр, премьера, актер.

Просмотр профессионального театрального спектакля (3 ч.)

Запланировано посещение театра. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

Работа над мероприятием ( басня, сказка и т.д.) (8 ч.)

В основу работы легли авторские и народные произведения. Знакомство с пьесой, сказкой. Работа над мероприятием. Этюды - спектакль. Показ спектакля (мероприятия).

Задачи руководителя:

- научить создавать этюды по сказкам, басням;

- развивать навыки действий с воображаемыми предметами;

- научить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;

- развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно;

- пополнять лексикон, образный строй устной речи.

Основы пантомимы (2ч.)

Знакомство с позами актёра в пантомиме как главное выразительное средство. Жест и маска в пантомиме.

Календарно-тематическое планирование (34 ч.)


 


 


 

Тема

Содержание занятия

часы

Формы, методы

Виды деятельности

Примечание

1.

Вводное занятие.

Здравствуй, театр!

Даю возможность попасть в мир детской фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».

Знакомство с театром драмы г. Тынды.

1

Фронтальная работа.

Просмотр видео.

Интернет-ресурсы

2.

Правила поведения в театре.

Познакомить детей с правилами поведения в театре

Поведение на сцене. Ориентировка в пространстве, размещение на площадке. Строим диалог с товарищем на заданную тему

1

Групповая работа. Игра.

Презентация «Правила поведения в театре».

Правила диалога

3.


 

Театр и культура.

 

Приобретение навыков сценического общения.


 

1


 


 

Групповая работа.

Этюды. Выразительность сценической жестикуляции «Немое кино».

Интернет-ресурсы


 

4.

Театральная игра.

Развиваем зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. Находим ключевые слова в предложении и выделяем их голосом. Логическое ударение.

1

Групповая работа. Словесные методы.

Самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах.

Аудиозапись

5.

Что такое ритмопластика.

Создаём образы с помощью жестов и мимики. Образы животных изображаем с помощью выразительных пластических движений.

1

Наглядные методы.

Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики.

Интернет-ресурсы

5.

Азбука театра.

Разучивание скороговорок, считалок, потешек, закличек. Их проговаривание.

1

Индивидуальная работа.

Соревнование.

Интернет-ресурсы

6.

Выразительное чтение стихов русских поэтов

Выбор литературного материала. Распределение ролей. Диалоги героев, репетиция, показ.

1

Индивидуальная работа.

Конкурс «Лучший чтец».

Интернет-ресурсы

7.

Азбука театральной культуры.

Отрабатываем схему: «Театр – Коллектив - Спектакль – Результат».

Музыкальные пластические игры и упражнения.

1

Групповая работа, поисковые методы.

Подбор музыкальных произведений к известным сказкам.

Аудиозапись

8.

Культура и техника речи.

Инсценировка басни И.А. Крылова «Свинья под дубом».

Постановка дыхания (выполняется стоя). Развитие артикуляционного аппарата.

Упражнения: «Дуем на пёрышко (лепестки розы, горячий чай, пушинку)», «Надуваем щёки».

1

Словесные и наглядные методы.

Групповая работа

Работа над постановкой дыхания. Репетиция басни.

Интернет-ресурсы

9.

Культура и техника речи.

Инсценировка басни И.А. Крылова «Свинья под дубом»

Упражнения для языка. Упражнения для губ. Радиотеатр. Озвучиваем ситуации: «Идет дождь», « Жужжит пчела», «Едет машина».

Содержание басни знаем. Распределение ролей, диалоги героев, репетиция, показ.

1

Словесные и наглядные методы.

Групповая работа

Работа над постановкой дыхания. Репетиция басни.

Интернет-ресурсы

10.

Театральная игра «Маска, я тебя знаю!»

Викторина на тему: «Русские народные сказки»

1

Фронтальная работа

Отгадывание заданий викторины.

Электронная презентация

11.

Кто создает спектакль. Писатель, поэт, драматург.

Знакомимся с создателями  спектакля.  Театральные жанры.

1

Беседа, игра

Решение организационных вопросов.

Видео

12

Кто создает спектакль. Писатель, поэт, драматург.

Знакомимся с создателями  спектакля.  

1

Фронтальная работа

Просмотр презентаций.

Интернет-ресурсы

13.

Театральные жанры.

Знакомство с театральными жанрами. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему.

1

Фронтальная работа

Знакомство с правилами поведения на сцене.

 

14.

Театральные жанры.

Знакомство с театральными жанрами. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему.

1

Фронтальная работа

Знакомство с правилами поведения на сцене.

Понятие «рифма»

15.

Жесты. Язык жестов.

Темп, громкость, мимика. Отрабатываем упражнения.

1

Индивидуальная работа

Распределение ролей.

Упражнения.

Аудиозпись

16.

Что такое дикция.

Разучивание поговорок и пословиц. Инсценирование пословиц.

1

Индивидуальная работа.

Видео «Пословицы и поговорки».

Интернет-ресурсы

17.

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

Разучивание поговорок и пословиц. Инсценирование пословиц.

1

Индивидуальная работа.

Видео «Пословицы и поговорки».

Интернет-ресурсы

18.

Роль интонации.

Произнесение скороговорок по очереди. Разный темп, сила звука и интонация.

1

Словесные формы работы

Презентация «Виды театрального искусства».

Интернет - ресурсы

19.

Роль интонации.

Упражнения на развитие интонации (скороговорки, чистоговорки, считалки)

1

Словесные формы работы

Презентация «Виды театрального искусства».

Интернет - ресурсы

20.

Что такое декламация. Искусство декламации.

Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.

1

Отработка дикции

Репетиция.

Видео

21.

Что такое импровизация.

Викторина на тему «Басни И.А. Крылова»

1

Фронтальная работа

Отгадывание заданий викторины.

Электронная презентация

22.

Инсценирование к празднику 9 Мая «Набат памяти»

Знакомство с текстами, распределение ролей, диалоги.

1

Фронтальная работа

Работа над дикцией, выразительностью речи.

Видеоматериалы

23.

Инсценирование к празднику 9 Мая «Набат памяти»


 

Развиваем зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.

1

Групповая работа, словесные методы

Самостоятельно разучиваем стихи, диалоги в микрогруппах.

Видеоматериалы

24

Инсценирование к празднику 9 Мая «Набат памяти»

Отработка техники чтения.

1

Групповая работа, поисковые методы

Подбор музыкальных произведений к празднику.

Интернет-ресурсы

25.

Посещение драматического театра г. Тынды

Обсуждение.

1

Фронтальная работа, словесные методы

Самостоятельно создаем диалоги в микрогруппах.

Интернет-ресурсы

26

Чтение в лицах стихов русских поэтов.

Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ.

1

Индивидуальная работа

Конкурс на лучшего чтеца.

Видео

27

Театральная игра на тему: «Изобрази предмет».

Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы.

1

Групповая работа. Методы поисковые, наглядные

Разучиваем игры-пантомимы.

Что такое пантомима

28.

Работа над постановкой к празднику Победы «Набат памяти»

Репетиции, показ.

1

Словесные и наглядные методы

Репетиции, подбор костюмов, реквизита.

Интернет-ресурсы

29.

Работа над постановкой к празднику Победы «Набат памяти»

Репетиции, показ.

1

Словесные и наглядные методы.

Работа над постановкой дыхания. Репетиция.

Групповая работа

Интернет-ресурсы

30.

Кукольный театр.

Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.

1

Словесные и наглядные методы.

Отработка дикции.

Интернет-ресурсы

31.

Кукольный театр.

Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.

1

Словесные и наглядные методы.

Отработка дикции.

Интернет-ресурсы

32.

Кукольный театр.

Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.

1

Словесные и наглядные методы.

Отработка дикции.

Интернет-ресурсы

33.

Театральная исполнительская деятельность.

Выполняем упражнения на развитие  чувства ритма. Абстрактные образы (свет, солнечные блики, туман) Импровизием русские народные сказки и басни И.А. Крылова.

1

Словесные и наглядные методы.

Отработка чувства ритма.

Импровизация. Работа по группам.

Интернет-ресурсы

34.

Заключительное занятие.

Создание образа с помощью жестов и мимики. Учимся создавать различные образы с помощью выразительных пластических движений.

1

Наглядные методы

Работа над созданием образа с помощью жестов и мимики.

Видео

 

Литература

1. Андрющенко А.И. Театральная студия. Журнал. Начальная школа: 2009. No12. 72с.

2. Давыдова М.А. Школьный театр: воспитание детей и воспитание родителей. Журнал Начальная школа. 2009. No12. 68с.

3.Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы: Пособие для учителя. М.: Дрофа, 1996, 416 с.

4.Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. М.: Школьная Пресса, 2003. 144с.

5.Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова -М.: Айри -пресс, 2003. 176 с.

6. Богданова С.С. Петрова В.И. «Воспитание культуры поведения учащихся начальных классов» М. «Просвещение» 1990 г.

7.Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра - М.: ВЦХТ, 1998 ,139 с.

Приложение № 1

Инструкция по технике безопасности на занятиях в театральном кружке «Здравствуй, Театр».

1.Общие требования безопасности

1.1. К занятиям в театральном кружка допускаются лицеисты, имеющие медицинскую справку, разрешающую физические нагрузки, возникающие во время занятий.

1.2. Численность воспитанников в группе не должна превышать норм, положенных по СанПин.

1.3. Занимающиеся должны быть ознакомлены с расположением функциональных помещений кружка и, в частности, с местом занятий.

1.4. Занятие начинается только в присутствии руководителя.

1.5. Театральный зал должен быть обеспечен огнетушителем и аптечкой, укомплектованной необходимыми медикаментами и перевязочными материалами для оказания первой медицинской помощи.

1.6. Опасные производственные факторы:

выполнение упражнений без разминки;

травмы при неправильной позиции;

невнимание и отсутствие дисциплины на занятиях; - повреждения, полученные при неправильном обращении с реквизитом и декорациями.

1.7. При получении травмы необходимо экстренно обратиться к руководителю, который обязан оказать первую медицинскую помощь, вызвать скорую помощь (или, по необходимости, отправить воспитанника в ближайшее лечебное учреждение в сопровождении взрослого), сообщить о случившемся руководству и родителям пострадавшего.

Требования безопасности перед началом занятий.

Перед тем, как приступить к занятиям, необходимо снять часы и украшения, имеющие острые элементы.

Последний прием пищи разрешается не менее чем за 30 минут до начала занятий.

Не рекомендуется пить воду из водопроводного крана (холодную, некипяченую). Следует приносить из дома кипяченую или минеральную воду (в термосе или пластиковой бутылке).

Перед началом занятий воспитанники должны вымыть руки теплой водой с мылом.

Для работы с гримом необходимо иметь при себе жирный крем (вазелин), вату (ватные диски), мыло и чистое сухое полотенце.

Перед началом полноценной работы с гримом необходимо нанести на небольшой участок кожи немного грима для проверки на аллергическую реакцию.

Требования безопасности во время занятий.

В театральном зале воспитанники должны заниматься только в специальной форме.

Обувь должна быть сменной и подходящей для занятий в театральном зале.

Перед выполнением основных упражнений необходимо провести разминку и разогрев мышц.

При объяснении руководителя соблюдать тишину.

Во время занятий нельзя употреблять конфеты, жевательную резинку и любую пищу (если это не предусмотрено сценарием и не является частью учебного процесса).

Запрещается толкать друг друга, ставить подножки. Запрещается бегать по помещению во время перерыва и на занятиях, если это не предусмотрено сценарием и не является частью учебного процесса.

При работе в парах или группах запрещается выполнять упражнение, если не готов напарник.

Необходимо соблюдать осторожность во время смены декораций, занимая место, указанное руководителем.

Внимательно и осторожно работать с реквизитом (особенно с тяжелым, острым, бьющимся).

3.10.Необходимо аккуратно обращаться с декорациями, не опираться на них при работе.

3.11.При использовании театрального костюма нужно следить, чтобы он соответствовал исполнителю по размеру. Соблюдать осторожность при использовании длинных юбок, шлейфов, шарфов.

3.12. При изготовлении декораций, реквизита и театральных костюмов необходимо соблюдать правила по технике безопасности во время работы с ножницами, иголками, красками, кисточками и прочими материалами.

4. Требования безопасности по окончании занятий.

По окончании занятий, воспитанники должны выходить из зала под наблюдением руководителя.

Необходимо снять рабочую форму.

Рекомендуется вымыть руки теплой водой с мылом.

Если в работе использовался грим, то перед выходом на улицу необходимо правильно снять его (кремом и ватой, затем вымыть лицо теплой водой с мылом и вытереться чистым сухим полотенцем).

В холодную погоду нельзя сразу после занятий, когда мышцы еще разгорячены, выходить на улицу.

Требования безопасности в непредвиденных ситуациях.

Не разрешается приступать к занятиям при болевых ощущениях в области живота, головной боли, слабости, повышенной температуре. Необходимо поставить руководителя в известность о плохом самочувствии.

При появлении боли или плохого самочувствия во время занятий необходимо прекратить занятия и сообщить об этом руководителю.

При получении травмы, пострадавшему необходимо немедленно обратиться к руководителю для оказания медицинской помощи. Руководитель сообщает о происшествии администрации учреждения и родителям пострадавшего. При необходимости, после оказания первой помощи, руководитель может отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение в сопровождении взрослого.

Приложение № 2

Словарь терминов

Акт — одна часть действия.

Антракт — перерыв между действиями, отделениями.

Аншлаг — объявление о том, что все билеты проданы.

Аплодисменты — рукоплескания в знак одобрения.

Афиша — объявление о спектакле.

Буффонада — шутовство.

Водевиль — вид комедии с песнями-куплетами, романсами и танцами.

Вокал — искусство пения.

Грим — искусство изменения внешности актера с помощью специальных красок, прически, парика.

Декорация — оформление сцены, создающее зрительный образ спектакля.

Драма — драматическое произведение, изображающее серьезный конфликт.

Драматург — литератор, пишущий для театра.

Задник — ткань в глубине сцены.

Занавес — ткань, закрывающая сцену от зрителей.

Инженю — актриса, исполняющая роли девочек.

Карнавал — народное гуляние с маскарадом.

Комедия — вид драматического произведения, изображающий смешные явления.

Котурны — обувь на толстой подошве у трагических актеров в Древней Греции.

Кулиса — узкая ткань, висящая сбоку от сцены.

Ложа — небольшой внутренний балкон.

Мизансцена — размещение актеров на сцене.

Миниатюра — небольшое театральное произведение.

Монолог — речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.

Оркестр — коллектив музыкантов, совместно исполняющих произведение на различных инструментах.

Падуга — ткань над сценой.

Партер — часть зрительного зала, находящаяся, обычно, ниже уровня сцены.

Программка — листок с краткими сведениями о спектакле.

Пьеса — литературная основа спектакля.

Рампа — осветительная аппаратура, расположенная на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом.

Реквизит — вещи для спектакля.

Репертуар — перечень пьес, включенных в сезонную афишу театра.

Репетиция — процесс подготовки спектакля.

Реплика — ответ.

Роль — амплуа; образ, воплощаемый актером.

Скоморох — бродячий актер на Руси.

Суфлер — работник театра, подсказывающий, в случае необходимости, артистам слова роли.

Сцена — площадка, на которой происходит театральное представление.

Сценарий — схема развития действия в спектакле.

Театр — "зрелище" (греч.).

Трагедия — вид драматического произведения, изображающий острую борьбу героев с гибелью.

Труппа — коллектив актеров.

Фойе — помещение в театре для пребывания зрителей во время антракта (место для отдыха зрителей).

Приложение № 3

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании "Задуй свечу"

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

"Ленивая кошечка"

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

Упражнения на расслабление мышц лица:

"Озорные щечки"

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

"Рот на замочке"

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).

Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).

Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

"Злюка успокоилась"

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться. Может, даже и зевнуть, широко открыв рот.

Упражнения на расслабление мышц шеи" Любопытная Варвара"

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!

Возвращается обратно – расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

Упражнения на расслабление мышц рук:

"Лимон"

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука.

Затем бросить “лимон” и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю – Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

Упражнения на расслабление мышц ног "Палуба"

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

"Лошадки"

Замелькали наши ножки, Мы поскачем по дорожке. Но внимательнее будьте. Что вам делать, не забудьте!

"Слон"

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.

Упражнения на расслабление всего организма:

"Снежная баба"

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище.

Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

"Птички"

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

"Бубенчик"

Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.

"Летний денек"

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки: Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем, глазки отдыхают. Солнце гладит наши лица, Пусть нам сон хороший снится.

Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!

Прогуляться вышел гром. Гремит гром, как барабан.

"Замедленное движение"

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно – расслабление приятно!

"Тишина"

Тише, тише, тишина!

Разговаривать нельзя!

Мы устали, надо спать, ляжем тихо на кровать и тихонько будем спать.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Приложение № 4

Панно № 1 для инсценировок «По мотивам пейзажной лирики» Холст, акварель. Работа учащихся.

Панно № 2 для инсценировок «Деревенский пейзаж». Холст, акварель. Работа учащихся.


 


 

Панно № 3 для инсценировок «Белеет парус одинокий…» Холст, акварель. Работа учащихся.


 


 

Панно № 4 для инсценировок «В саду горит костёр рябины красной…» Холст, акварель. Работа учащихся.


 

Панно № 5 для инсценировок «Дуб». Холст, акварель. Работа учащихся.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Татьяна Геннадьевна, спасибо за программу. отдельное спасибо за список литературы и за приложение № 3!

9 July 2017

Вера Сергеевна! Мне доставляет удовольствие делиться с вами своими работами.

26 July 2017