Рабочая программа по курсу «Избранные вопросы обществознания» «Практическое обществознание» для обучающихся 9 классов

8
0
Материал опубликован 15 September 2016 в группе

Управление образования администрации города Тулы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 8»

300034 г. Тула, ул. Фрунзе 18 телефоны: 31-56-41, 56-88-04

РАССМОТРЕНО

на заседании

кафедры социально-

гуманитарных дисциплин

Руководитель

_____________

Н.В. Бухтина

Протокол №____

от"___"____20__ года

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________

О.Н.Лисицына

от "___"____20__ года

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ "ЦО № 8"

_______Т.Н. Матвиевская

Приказ №_________

от "___"____20__ года

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Избранные вопросы обществознания»

«Практическое обществознание»

для обучающихся 9 классов,

осваивающих уровень

основного общего образования

 

Учитель:

Пименов Александр Николаевич

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол №

от "___"____20__ года

ТУЛА - 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Практическое обществознание» для 9 классов составлена на основании нормативно-правовых документов:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. №273 - ФЗ;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12. 2010 № 1897;

Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) № 1577 от 31.12.2015 "О внесении изменений в ФГОС основного общего образования", утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897;

Письмо Министерства образования и науки «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения» от 4 марта 2010 г. № 03-412;

Письмо Министерства образования и науки «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» от 4 марта 2010 г. № 03-413;

Демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов ОГЭ 2016 и 2017 гг. по обществознанию;

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2017 году ОГЭ по обществознанию;

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году ОГЭ по обществознанию;

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «ЦО №8».

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

В 9 классе целью предпрофильной подготовки обучающихся является выбор дальнейшей образовательной траектории, поэтому с этой целью из компонента общеобразовательного учреждения добавлен 1 час элективного курса на изучение предмета «Обществознание» в соответствии с профильным направлением класса.

Реализация курсов по выбору происходит с учетом пожеланий учащихся, наличия программ и педагогов для реализации предпрофильной подготовки.

Предметные и ориентационные курсы по выбору введены с целью расширения  учебного материала базовых предметов и удовлетворения познавательных интересов учащихся.

Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ОГЭ.

В программе курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, составлению развёрнутого плана.

Согласно учебному плану школы курс «Избранные вопросы обществознания» на ступени основного общего образования изучается в 9 классах, рассчитан на 34 часа.

Класс

Количество часов по рабочей программе

9

34

9 класс

ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

«Практическое обществознание»

Введение

Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году

Организация и методика подготовки к ОГЭ по обществознанию.

Требования к ОГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2017.

Кодификатор и спецификация ОГЭ по обществознанию – 2017.

Тема 1. Общество

Общество - сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты.

Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобаль­ные проблемы человечества. Современный этап НТР.

Тема 2. Человек

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способно­стей.

Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.

Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус челове­ка. Свобода и ответственность личности.

 

Тема 3. Духовная сфера общества

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.

Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование.

Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.

Тема 4. Познание

Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.

Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.

Решение тестовых заданий части А.

Тема 5. Экономическая сфера общества

Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.

Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.

Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация соб­ственности. Кон­куренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.

Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и без­работица. Инфляция.

 

Тема 6. Социальная сфера общества

Социальная система. Соци­альные отношения. Социальные группы (касты, сосло­вия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. От­клоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства.

Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.

Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстре­мизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.

 

Тема 7. Политическая сфера общества

Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы.

Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства.

Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.

Структура полити­ческой власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, ре­ферендум. Человек в политической жизни.

Тема 8. Правовая сфера общества

Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.

Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

Конституция РФ. Основы консти­туционного строя Российской Федерации.

Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохрани­тельные органы. Мест­ное самоуправление.

Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.

 

Тема 9. Решение заданий различных типов (задания 1-25)

Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.

Тема 10. Решение заданий с развернутым ответом (задания 26-31)

Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос. Задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса. Задание на раскрытие какого-либо теоретического положения. Решение познавательных задач. Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана.

Решение КИМов.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

При работе по программе наряду с традиционными формами проведения уроков (фронтальные беседы, лекции, комбинированные уроки, уроки-беседы, уроки-опросы, контрольные уроки) обязательным является широкое использование активных форм обучения (игры, нестандартные формы контроля, работа в малых группах, соревнования и т.п.)

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

Формы организации учебного процесса:

классно-урочная;

индивидуальная;

групповая;

индивидуально-групповая;

фронтальная;

практикумы;

проектно-исследовательская.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Предварительный контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, триместра, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета.

Текущий контроль. Основное его назначение, во-первых, для учителя – непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов учебного процесса и, во-вторых, для ученика – внешний стимул, побуждающий его систематически заниматься. 

 Что касается учащихся, то текущий контроль побуждает их постоянно быть готовыми ответить на вопрос и выполнить задание. Причем для одних учащихся это возможность отличиться и самоутвердиться, для других – исправить более низкую отметку на более высокий балл, для третьих – постоянное напоминание о необходимости систематически заниматься как в школе, так и дома.

Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы, на повторительно-обобщающих уроках. Назначение (функция) тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета. Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.

Итоговый контроль приурочивается к концу учебного курса, триместра, полугодия или года. Это – контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени.

Методы и приемы контроля. По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие:

- устные;

- письменные;

- графические;

- практические (работы);

- тестирование.

Методы контроля часто используются в комбинированном виде, они в реальном учебном процессе дополняют друг друга. Каждый метод включает в себя совокупность приемов контроля. Один и тот же прием может быть использован в разных методах контроля.

Таблица тематического распределения часов. 9 класс

п/п

Тема

Количество часов

Рабочая программа

1.

Введение

2

2.

Тема 1. Общество

4

3.

Тема 2. Человек

4

4.

Тема 3. Духовная сфера общества

2

5.

Тема 4. Познание

3

6.

Тема 5. Экономическая сфера общества

4

7.

Тема 6. Социальная сфера общества

3

8.

Тема 7. Политическая сфера общества

4

9.

Тема 8. Правовая сфера общества

4

10.

Тема 9. Решение заданий различных типов (задания 1-25)

2

11.

Тема 10. Решение заданий с развернутым ответом (задания 26-31)

2

 

Итого

34

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать

биосоциальную сущность человека

основные этапы и факторы социализации личности

место и роль человека в системе общественных отношений

закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

основные социальные институты и процессы

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

особенности социально-гуманитарного познания

Уметь

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для

самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации

решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

предвидения возможных последствий определенных социальных действий

ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Учебно-методический комплекс (УМК)

9 класс

Класс

Количество учебных часов в неделю согласно учебному плану школы

УМК

обучающихся

УМК

учителя

ф.к.

р.к.

ш.к.

9

   

1

ОГЭ-2016. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Интеллект-Центр, 2015-2016.

П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание : Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М.: АСТ: Астрель, 2016. – 542с.

ОГЭ-2016. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Интеллект-Центр, 2015-2016.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

«ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» ДЛЯ 9 КЛАССА

Дата

Содержание (тема урока)

Примечание

Введение 2 ч.

1

 

Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году

Организация и методика подготовки к ОГЭ по обществознанию.

Требования к ОГЭ по обществознанию.

   

2

 

Знакомство с демоверсией по обществознанию

Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2017.

Кодификатор и спецификация ОГЭ по обществознанию – 2017.

   

Тема 1. Общество 4 ч.

3-4

 

Общество - сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты.

   

5-6

 

Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобаль­ные проблемы человечества. Современный этап НТР.

   

Тема 2. Человек 4 ч.

7

 

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способно­стей.

   

8

 

Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.

   

9

 

Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус челове­ка. Свобода и ответственность личности.

   

10

 

Решение тестовых заданий с кратким ответом (задания 1-25) по темам «Общество» и «Человек»

   

Тема 3. Духовная сфера 2 ч.

11

 

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.

   

12

 

Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование. Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.

   

Тема 4. Познание 3 ч.

13

 

Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.

   

14

 

Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.

   

15

 

Решение тестовых заданий с кратким ответом (задания 1-25) по теме «Познание»

   

Тема 5. Экономическая сфера 4 ч.

16

 

Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.

   

17

 

Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.

   

18

 

Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация соб­ственности. Кон­куренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.

   

19

 

Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и без­работица. Инфляция.

   

Тема 6. Социальная сфера 3 ч.

20

 

Социальная система. Соци­альные отношения. Социальные группы (касты, сосло­вия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. От­клоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства.

   

21

 

Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.

   

22

 

Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстре­мизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.

   

Тема 7. Политическая сфера 4 ч.

23

 

Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы.

   

24

 

Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства.

   

25

 

Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.

   

26

 

Структура полити­ческой власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, ре­ферендум. Человек в политической жизни.

   

Тема 8. Правовая сфера общества 4 ч.

27

 

Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.

   

28

 

Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

   

29

 

Конституция РФ. Основы консти­туционного строя Российской Федерации.

Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохрани­тельные органы. Мест­ное самоуправление.

   

30

 

Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.

   

Тема 9. Решение заданий различных типов (задания 1-25) 2 ч.

31

 

Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию.

   

32

 

Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений

   

Тема 10. Решение заданий с развернутым ответом (задания 26-31) 2 ч.

33

 

Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос. Задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса.

   

34

 

Задание на раскрытие какого-либо теоретического положения. Решение познавательных задач. Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана.

Решение КИМов.

   
Комментарии
Комментариев пока нет.