Рабочая программа учебного курса по окружающему миру в 1 классе
Чёркинский филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Сокольниковской средней общеобразовательной школы
Моршанского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована Утверждена
методическим объединением приказом МБОУ Сокольниковской СОШ
учителей начальных классов от 30. 08. 2018 г № 400
Протокол № 1от « 27 » августа 2018г
Рабочая программа учебного курса
по окружающему миру для 1 класса
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Горбунова Н. А.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Вид УУД |
Обучающиеся научатся |
Обучающие получат возможность научиться |
Предметные |
— свой домашний адрес и адрес школы; — правила безопасности при переходе улицы; — правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом; — основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе. — различать объекты неживой и живой природы; — различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены; — различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры; — приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры определенного народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда, семейные традиции и т. п.); — рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей; — сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости). |
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдение правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе; - пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции для своего самочувствия и сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила правильного питания и личной гигиены; - выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; - осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; - ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке в школе. |
личностные |
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; |
-становление гуманистических и демократических ценностных ориентации -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; |
метапредметные |
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; |
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; определять наиболее эффективные способы достижения результата; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям11) определение общей цели и путей её достижения;; |
Содержание учебного предмета, курса
Мы и наш мир(10 ч)
Дорога в школу — дорога к открытию мира.
Наш мир — это природа, культура и мы, люди. Неживая и живая природа. Культура. Мы — это я и другие люди, живущие в согласии друг с другом. Разные народы Земли. Наш мир — это все, что мы любим, понимаем, знаем. Люди — творцы культуры.
Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за околицу села в мир красок и звуков родной природы.
Знать:
-свой адрес и адрес школы
-правила безопасности при переходе улицы
-правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры.
Уметь:
-различать объекты живой и неживой природы
-различать и приводить примеры произведения рукотворной и нерукотворной культуры
Наш класс(13 ч)
Наш класс в школе. Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Учитель — наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха. Природа в классе — источник радости, красоты и знаний. Комнатные растения. Части растения. Уход за комнатными растениями. Разнообразие растений возле школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Аквариум и его обитатели, другие животные живого уголка. Необходимость бережного отношения к ним, уход за ними. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; основные отличительные признаки этих групп. Любовь к растениям и животным, забота о них — важная часть счастливой жизни культурного человека. Распорядок учебного дня — разумное чередование учебной работы и отдыха. Книга — первый помощник в учебе с давних времен. Игры во время переменок, на уроке физкультуры, в группе продленного дня — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Мир детских игрушек и детского фольклора.
Знать:
-правила ухода за комнатными растениями
-правила ухода за домашними животными
-детские игры
Уметь:
- различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода
-общаться с одноклассниками
-правильно себя вести на уроках и переменах
Наш дом и семья(17 ч)
Мы в семье — это я и мои родные. Отношения в семье: любовь к детям, уважение к старшим, взаимопонимание и взаимопомощь. Родословное древо. Семейный архив и реликвии — семейная память. Я и члены моей семьи — часть моего народа. Культура моего народа (рукотворная и нерукотворная) хранится в семье и передается от одного поколения к другому.
Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Как рождаются вещи (превращение природных материалов в изделия благодаря труду людей). Красивые камни в нашем доме; изделия из камня — соединение красоты природы, фантазии и мастерства людей. Комнатные растения у нас дома. Растения огорода и сада. Овощи и фрукты на нашем столе. Как появляются на столе хлеб и каша, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака и кошка — животные, прирученные человеком в глубокой древности. Породы собак и кошек. Дикие и домашние животные. Наши коллекции: фигурки животных, игрушки, изображающие животных, и т. д. — соединение образов природы и творчества человека.
Ритм жизни в семье — основа здорового образа жизни. Режим дня, личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.
Знать:
-свой домашний адрес
-дикорастущие и культурные растения
-культуру своего народа
-основы взаимоотношений в семье
Уметь:
-различать объекты живой и неживой природы
-различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений
- приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры народа России
- рассказывать о достопримечательностях своего села, края, называть знаменитых земляков
Город и село(14 ч)
Мы в городе, селе — это я и мои земляки. Красота любимого города, родного села. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. Любовь к своему городу, селу — чувство, необходимое для счастливой жизни человека.
Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Разнообразие растений города. Лиственные и хвойные деревья. Растения цветника. Ботанический сад — царство удивительных растений, созданное человеком. Парки, скверы, заповедные места края — наше общее культурное богатство. Разнообразие животных парка, необходимость бережного отношения к ним. Зоопарк — живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопарке.
Музеи и библиотеки — хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего.
Мир профессий. Наши профессии и наш характер. Профессии в городе и селе: общее и различное.
Бережное отношение к природе и к результатам человеческого труда в городе и селе — норма жизни каждого культурного человека.
Знать:
-названия улиц, площадей,
- о прошлом наших земляков
-разнообразие растений города и села
Уметь:
--различать объекты живой и неживой природы
-различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений
- приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры народа России
- рассказывать о достопримечательностях своего села, края, называть знаменитых земляков
Родная страна(7 ч)
Мы в стране — это я и мои соотечественники. Россия — наша Родина. Символы России: флаг, герб, гимн. Москва — столица России. Москва в прошлом и настоящем. Любовь к Отечеству, знание его прошлого — норма жизни культурного
человека.
Семья народов России — наше великое достояние. Костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чем они рассказывают? Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Взаимное уважение народов России — основа мира и согласия в стране.
Природа России — основа нашей жизни, наше великое богатство. Разнообразие и красота природы России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедники
Знать:
-символы России: герб, флаг, гимн
-Москва- столица России
-костюмы и обычаи разных народов
-пословицы народов России
Уметь:
-различать символы России
-различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений
- приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры народа России
- рассказывать о достопримечательностях своего села, края, России
Человек и окружающий мир(5 ч)
Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее.
Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве.
Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость — утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира.
Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.
Знать:
- ритм в человеческой жизни
- правила безопасности при переходе улицы
- о влиянии каждого из нас на мир
Уметь:
- выделять изменения внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни
-сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека
- приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры народа России
- рассказывать о достопримечательностях своего села, края, России
Тематическое планирование
П/н |
Темы раздела |
Кол-во часов |
Характеристика основных видов деятельности уч-ся |
Форма контроля |
1. |
Мы и наш мир. |
10 |
Рассказывать о мире, опираясь на материалы учебника и собственные представления. Ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради, тетради по ОБЖ для 1 класса. Обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Моделировать и изображать безопасный маршрут от дома до школы. Запомнить домашний адрес и адрес школы. Высказывать предположения о том, что можно отнести к природе. Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Приводить примеры природных объектов. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке Различать и называть объекты неживой и живой природы. Приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям). Обнаруживать связи между неживой и живой природой. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке |
Текущий |
2. |
Наш класс. |
13 |
Составлять распорядок дня, определять в нём время ухода в школу и возвращения домой. |
Текущий |
3. |
Наш дом и семья. |
17 |
Различать объекты природы и культуры. Определять природный материал, из которого сделаны предметы культуры. Различать предметы культуры и произведения культуры. Сравнивать предметы культуры и располагать их на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно». Сравнивать древние и современные способы хранения и передачи произведений культуры, находить общее и особенное. Сравнивать и находить отличительные черты в старинных и современных предметах и произведениях культуры народов своего края. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов своего края Систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры. |
Текущий |
4. |
Город и село. |
14 |
Определять своими словами красоту человеческого труда, радость творчества и общения друг с другом. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда. Фиксировать при помощи фотосъёмки важнейшие моменты совместной работы, результаты труда. |
Текущий |
5. |
Родная страна. |
7 |
Совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материалы учебника (анализировать, сравнивать, устно описывать иллюстрации, обобщать информацию). Отображать полученные представления в форме свободного рисунка на фоне контурной карты России. Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны. Сравнивать природу разных районов России с природой своего края. Работать со взрослыми: написать, в каких местах России уже удалось побывать, а в каких хотелось бы побывать. |
Текущий |
6. |
Человек и окружающий мир. |
5 |
Анализировать рисунок-схему, рассказывать с его помощью об отрицательном воздействии человека на природу. Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей и состоянием природы. Оценивать поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям. Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы. Работать с взрослыми: участвовать в посильной природоохранной деятельности, отображать её в виде рисунков и (или) фотографий Выражать личное восприятие окружающего мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов. Определять степень соответствия своего внешнего облика и поведения национально-культурной норме (идеалу). |
Текущий |
Утверждено приказом
МБОУ Сокольниковской СОШ от 30. 08. 2018 г. № 400
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру 1 класс (66 ч.)
№ урока |
Тема раздела, урока |
Количество часов |
Дата по плану |
Дата по плану |
Мы и наш мир
|
10 |
|||
1 |
Мы и наш мир. Прогулка. |
1 |
||
2-3 |
Природа. Экскурсия. Прогулка. |
2 |
||
4 |
Неживая и живая природа. Экскурсия. |
1 |
||
5 |
Культура. Урок-игра. |
1 |
||
6 |
Природа в творчестве человека. Экскурсия в библиотеку. |
1 |
||
7 |
Мы – люди. Урок-игра. |
1 |
||
8 |
Как мы общаемся с миром. Урок-игра. |
1 |
||
9 |
Люди – творцы культуры. |
1 |
||
10 |
Стартовая диагностика |
1 |
||
Наш класс |
13 |
|||
11 |
Мы – дружный класс |
1 |
||
12 |
Учитель – наставник и друг |
1 |
||
13 |
Природа в классе |
1 |
||
14 |
Как ухаживать за комнатными растениями (практическая работа) |
1 |
||
15 |
Что растет у школы (экскурсия) |
1 |
||
16 |
Мир за стеклянным берегом |
1 |
||
17 |
Мир за стеклянным берегом |
1 |
||
18 |
Кто еще у нас живет? |
1 |
||
19 |
Какие бывают животные |
1 |
||
20 |
Делу – время |
1 |
||
21 |
Книга – друг и наставник |
1 |
||
22 |
Потехе – час |
1 |
||
23 |
Обобщающий урок по теме «Наш класс» |
1 |
||
Наш дом и семья |
17 |
|||
24 |
Мы в семье |
1 |
||
25 |
Моя семья – часть моего народа |
1 |
||
26 |
Природа в доме |
1 |
||
27 |
Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество |
1 |
||
28 |
Красивые камни в нашем доме |
1 |
||
29 |
Комнатные растения у нас дома |
1 |
||
30 |
Выйдем в сад |
1 |
||
31 |
Овощи и фрукты на нашем столе |
1 |
||
32-33 |
Про хлеб и кашу, про чай и кофе |
2 |
||
34 |
Дикорастущие и культурные растения |
1 |
||
35 |
Собака в нашем доме |
1 |
||
36 |
Кошка в нашем доме |
1 |
||
37 -38 |
Дикие и домашние животные |
2 |
||
39 |
С утра до вечера |
1 |
||
40 |
Обобщающий урок по теме: «Наш дом и семья» |
1 |
||
Город и село |
14 |
|||
41 |
Мы в городе |
1 |
||
42 |
Мы в селе |
1 |
||
43 |
Красота родного города |
1 |
||
44 |
Красота родного села |
1 |
||
45 |
Природа в городе |
1 |
||
46 |
Что растет в городе |
1 |
||
47 |
Чудесные цветники |
1 |
||
48 |
В ботаническом саду |
1 |
||
49 |
Кто живет в парке |
1 |
||
50 |
В зоопарке |
1 |
||
51 |
Войдем в музей! (экскурсия) |
1 |
||
52 |
Мы помним наших земляков |
1 |
||
53 |
Все профессии важны |
1 |
||
54 |
Обобщающий урок по теме «Город и село» |
1 |
||
Родная страна |
7 |
|||
55 |
Россия – наша Родина |
1 |
||
56 |
Москва – столица России |
1 |
||
57 |
Мы – семья народов России |
1 |
||
58 |
Охрана природы |
1 |
||
59 |
Красная книга России |
1 |
||
60 |
Заповедные тропинки |
1 |
||
61 |
Обобщающий урок по теме «Родная страна |
1 |
||
Человек и окружающий мир |
5 |
|||
62 |
Всему свой черед |
1 |
||
63 |
У каждого времени свой плод |
1 |
||
64-65 |
Я – часть мира. Проверочная работа |
2 |
||
66 |
Резервный урок |
1 |