Рабочая программа учебного курса по окружающему миру в 1 классе

0
0
Материал опубликован 1 December 2018

Чёркинский филиал

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Сокольниковской средней общеобразовательной школы

Моршанского района Тамбовской области

Рассмотрена и рекомендована Утверждена

методическим объединением приказом МБОУ Сокольниковской СОШ

учителей начальных классов от 30. 08. 2018 г № 400

Протокол № 1от « 27 » августа 2018г

 

Рабочая программа учебного курса

по окружающему миру для 1 класса

на 2018 – 2019 учебный год

 

Составитель: учитель начальных классов

Горбунова Н. А.


 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Вид УУД

Обучающиеся научатся

Обучающие получат возможность научиться

Предметные

свой домашний адрес и адрес школы;

правила безопасности при переходе улицы;

правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом;

основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.

различать объекты неживой и живой природы;

различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;

различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры;

приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры определенного народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда, семейные традиции и т. п.);

рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;

сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдение правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции для своего самочувствия и сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила правильного питания и личной гигиены;

- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; - осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке в школе.

личностные

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

-становление гуманистических и демократических ценностных ориентации

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
;

метапредметные

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска (в справочных источниках и сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; определять наиболее эффективные способы достижения результата; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям11) определение общей цели и путей её достижения;;

Содержание учебного предмета, курса

 

Мы и наш мир(10 ч)

Дорога в школу — дорога к открытию мира.

Наш мир — это природа, культура и мы, люди. Неживая и живая природа. Культура. Мы — это я и другие люди, живущие в согласии друг с другом. Разные народы Земли. Наш мир — это все, что мы любим, понимаем, знаем. Люди — творцы культуры.

Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за околицу села в мир красок и звуков родной природы.

Знать:

-свой адрес и адрес школы

-правила безопасности при переходе улицы

-правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры.

Уметь:

-различать объекты живой и неживой природы

-различать и приводить примеры произведения рукотворной и нерукотворной культуры

Наш класс(13 ч)

Наш класс в школе. Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Учитель — наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха. Природа в классе — источник радости, красоты и знаний. Комнатные растения. Части растения. Уход за комнатными растениями. Разнообразие растений возле школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Аквариум и его обитатели, другие животные живого уголка. Необходимость бережного отношения к ним, уход за ними. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; основные отличительные признаки этих групп. Любовь к растениям и животным, забота о них — важная часть счастливой жизни культурного человека. Распорядок учебного дня — разумное чередование учебной работы и отдыха. Книга — первый помощник в учебе с давних времен. Игры во время переменок, на уроке физкультуры, в группе продленного дня — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Мир детских игрушек и детского фольклора.

Знать:

-правила ухода за комнатными растениями

-правила ухода за домашними животными

-детские игры

Уметь:

- различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода

-общаться с одноклассниками

-правильно себя вести на уроках и переменах

Наш дом и семья(17 ч)

Мы в семье — это я и мои родные. Отношения в семье: любовь к детям, уважение к старшим, взаимопонимание и взаимопомощь. Родословное древо. Семейный архив и реликвии — семейная память. Я и члены моей семьи — часть моего народа. Культура моего народа (рукотворная и нерукотворная) хранится в семье и передается от одного поколения к другому.

Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Как рождаются вещи (превращение природных материалов в изделия благодаря труду людей). Красивые камни в нашем доме; изделия из камня — соединение красоты природы, фантазии и мастерства людей. Комнатные растения у нас дома. Растения огорода и сада. Овощи и фрукты на нашем столе. Как появляются на столе хлеб и каша, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака и кошка — животные, прирученные человеком в глубокой древности. Породы собак и кошек. Дикие и домашние животные. Наши коллекции: фигурки животных, игрушки, изображающие животных, и т. д. — соединение образов природы и творчества человека.

Ритм жизни в семье — основа здорового образа жизни. Режим дня, личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.

Знать:

-свой домашний адрес

-дикорастущие и культурные растения

-культуру своего народа

-основы взаимоотношений в семье

Уметь:

-различать объекты живой и неживой природы

-различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений

- приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры народа России

- рассказывать о достопримечательностях своего села, края, называть знаменитых земляков

Город и село(14 ч)

Мы в городе, селе — это я и мои земляки. Красота любимого города, родного села. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. Любовь к своему городу, селу — чувство, необходимое для счастливой жизни человека.

Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Разнообразие растений города. Лиственные и хвойные деревья. Растения цветника. Ботанический сад — царство удивительных растений, созданное человеком. Парки, скверы, заповедные места края — наше общее культурное богатство. Разнообразие животных парка, необходимость бережного отношения к ним. Зоопарк — живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопарке.

Музеи и библиотеки — хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего.

Мир профессий. Наши профессии и наш характер. Профессии в городе и селе: общее и различное.

Бережное отношение к природе и к результатам человеческого труда в городе и селе — норма жизни каждого культурного человека.

Знать:

-названия улиц, площадей,

- о прошлом наших земляков

-разнообразие растений города и села

Уметь:

--различать объекты живой и неживой природы

-различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений

- приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры народа России

- рассказывать о достопримечательностях своего села, края, называть знаменитых земляков

Родная страна(7 ч)

Мы в стране — это я и мои соотечественники. Россия — наша Родина. Символы России: флаг, герб, гимн. Москва — столица России. Москва в прошлом и настоящем. Любовь к Отечеству, знание его прошлого — норма жизни культурного

человека.

Семья народов России — наше великое достояние. Костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чем они рассказывают? Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Взаимное уважение народов России — основа мира и согласия в стране.

Природа России — основа нашей жизни, наше великое богатство. Разнообразие и красота природы России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедники

Знать:

-символы России: герб, флаг, гимн

-Москва- столица России

-костюмы и обычаи разных народов

-пословицы народов России

Уметь:

-различать символы России

-различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений

- приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры народа России

- рассказывать о достопримечательностях своего села, края, России

Человек и окружающий мир(5 ч)

Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее.

Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве.

Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость — утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира.

Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.

Знать:

- ритм в человеческой жизни

- правила безопасности при переходе улицы

- о влиянии каждого из нас на мир

Уметь:

- выделять изменения внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни

-сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека

- приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры народа России

- рассказывать о достопримечательностях своего села, края, России

Тематическое планирование

П/н

Темы раздела

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности уч-ся

Форма контроля

1.

Мы и наш мир.

10

Рассказывать о мире, опираясь на материалы учебника и собственные представления.

Ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради, тетради по ОБЖ для 1 класса.

Обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Моделировать и изображать безопасный маршрут от дома до школы.

Запомнить домашний адрес и адрес школы. Высказывать предположения о том, что можно отнести к природе. Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Приводить примеры природных объектов. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке

Различать и называть объекты неживой и живой природы. Приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям).

Обнаруживать связи между неживой и живой природой. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке

Текущий

2.

Наш класс.

13

Составлять распорядок дня, определять в нём время ухода в школу и возвращения домой.

Текущий

3.

Наш дом и семья.

17

Различать объекты природы и культуры. Определять природный материал, из которого сделаны предметы культуры.

Различать предметы культуры и произведения культуры.

Сравнивать предметы культуры и располагать их на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно».

Сравнивать древние и современные способы хранения и передачи произведений культуры, находить общее и особенное.

Сравнивать и находить отличительные черты в старинных и современных предметах и произведениях культуры народов своего края. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов своего края

Систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры.

Текущий

4.

Город и село.

14

Определять своими словами красоту человеческого труда, радость творчества и общения друг с другом.

Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда.

Фиксировать при помощи фотосъёмки важнейшие моменты совместной работы, результаты труда.

Текущий

5.

Родная страна.

7

Совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материалы учебника (анализировать, сравнивать, устно описывать иллюстрации, обобщать информацию). Отображать полученные представления в форме свободного рисунка на фоне контурной карты России.

Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны.

Сравнивать природу разных районов России с природой своего края.

Работать со взрослыми: написать, в каких местах России уже удалось побывать, а в каких хотелось бы побывать.

Текущий

6.

Человек и окружающий мир.

5

Анализировать рисунок-схему, рассказывать с его помощью об отрицательном воздействии человека на природу. Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей и состоянием природы.

Оценивать поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям.

Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы.

Работать с взрослыми: участвовать в посильной природоохранной деятельности, отображать её в виде рисунков и (или) фотографий

Выражать личное восприятие окружающего мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов. Определять степень соответствия своего внешнего облика и поведения национально-культурной норме (идеалу).

Текущий


 


 


 

 

Утверждено приказом

МБОУ Сокольниковской СОШ от 30. 08. 2018 г. № 400

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру 1 класс (66 ч.)

урока

Тема раздела, урока

Количество

часов

Дата

по плану

Дата

по плану

 

Мы и наш мир

 

10

   

1

Мы и наш мир. Прогулка.

1

   

2-3

Природа. Экскурсия.

Прогулка.

2

   

4

Неживая и живая природа. Экскурсия.

1

   

5

Культура. Урок-игра.

1

   

6

Природа в творчестве человека. Экскурсия в библиотеку.

1

   

7

Мы – люди. Урок-игра.

1

   

8

Как мы общаемся с миром. Урок-игра.

1

   

9

Люди – творцы культуры.

1

   

10

Стартовая диагностика

1

   
 

Наш класс

13

   

11

Мы – дружный класс

1

   

12

Учитель – наставник и друг

1

   

13

Природа в классе

1

   

14

Как ухаживать за комнатными растениями (практическая работа)

1

   

15

Что растет у школы (экскурсия)

1

   

16

Мир за стеклянным берегом

1

   

17

Мир за стеклянным берегом

1

   

18

Кто еще у нас живет?

1

   

19

Какие бывают животные

1

   

20

Делу – время

1

   

21

Книга – друг и наставник

1

   

22

Потехе – час

1

   

23

Обобщающий урок по теме «Наш класс»

1

   
 

Наш дом и семья

17

   

24

Мы в семье

1

   

25

Моя семья – часть моего народа

1

   

26

Природа в доме

1

   

27

Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество

1

   

28

Красивые камни в нашем доме

1

   

29

Комнатные растения у нас дома

1

   

30

Выйдем в сад

1

   

31

Овощи и фрукты на нашем столе

1

   

32-33

Про хлеб и кашу, про чай и кофе

2

   

34

Дикорастущие и культурные растения

1

   

35

Собака в нашем доме

1

   

36

Кошка в нашем доме

1

   

37 -38

Дикие и домашние животные

2

   

39

С утра до вечера

1

   

40

Обобщающий урок по теме: «Наш дом и семья»

1

   
 

Город и село

14

   

41

Мы в городе

1

   

42

Мы в селе

1

   

43

Красота родного города

1

   

44

Красота родного села

1

   

45

Природа в городе

1

   

46

Что растет в городе

1

   

47

Чудесные цветники

1

   

48

В ботаническом саду

1

   

49

Кто живет в парке

1

   

50

В зоопарке

1

   

51

Войдем в музей! (экскурсия)

1

   

52

Мы помним наших земляков

1

   

53

Все профессии важны

1

   

54

Обобщающий урок по теме «Город и село»

1

   
 

Родная страна

7

   

55

Россия – наша Родина

1

   

56

Москва – столица России

1

   

57

Мы – семья народов России

1

   

58

Охрана природы

1

   

59

Красная книга России

1

   

60

Заповедные тропинки

1

   

61

Обобщающий урок по теме «Родная страна

1

   
         
 

Человек и окружающий мир

5

   

62

Всему свой черед

1

   

63

У каждого времени свой плод

1

   

64-65

Я – часть мира. Проверочная работа

2

   

66

Резервный урок

1

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.