12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Горбунова Наталия Алексеевна2333 Моё педагогическое кредо:
Многому я научилась у своих наставников, еще больше - у своих товарищей, но более всего - у своих учеников.
Педагогический стаж 27 лет. Работаю по УМК "Школа России". Вовлекаю детей в исследовательскую деятельность. Россия, Тамбовская обл., Моршанский район |
Рабочая программа учебного курса по окружающему миру, 1 класс
Чёркинский филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Сокольниковской средней общеобразовательной школы
Моршанского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована Утверждена
методическим объединением приказом МБОУ Сокольниковской СОШ
учителей начальных классов от 30. 08. 2018 г № 400
Протокол № 1от « 27 » августа 2018г
Рабочая программа учебного курса
по окружающему миру для 1 класса
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Горбунова Н. А.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Вид УУД | Обучающиеся научатся | Обучающие получат возможность научиться |
Предметные | — свой домашний адрес и адрес школы; — правила безопасности при переходе улицы; — правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом; — основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе. — различать объекты неживой и живой природы; — различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены; — различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры; — приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры определенного народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда, семейные традиции и т. п.); — рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей; — сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости). | осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдение правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе; - пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции для своего самочувствия и сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила правильного питания и личной гигиены; - выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; - осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; - ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке в школе. |
личностные | - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; | -становление гуманистических и демократических ценностных ориентации -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; |
метапредметные | - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; | 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; определять наиболее эффективные способы достижения результата; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям11) определение общей цели и путей её достижения;; |
Содержание учебного предмета, курса
Мы и наш мир(10 ч)
Дорога в школу — дорога к открытию мира.
Наш мир — это природа, культура и мы, люди. Неживая и живая природа. Культура. Мы — это я и другие люди, живущие в согласии друг с другом. Разные народы Земли. Наш мир — это все, что мы любим, понимаем, знаем. Люди — творцы культуры.
Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за околицу села в мир красок и звуков родной природы.
Знать:
-свой адрес и адрес школы
-правила безопасности при переходе улицы
-правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры.
Уметь:
-различать объекты живой и неживой природы
-различать и приводить примеры произведения рукотворной и нерукотворной культуры
Наш класс(13 ч)
Наш класс в школе. Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Учитель — наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха. Природа в классе — источник радости, красоты и знаний. Комнатные растения. Части растения. Уход за комнатными растениями. Разнообразие растений возле школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Аквариум и его обитатели, другие животные живого уголка. Необходимость бережного отношения к ним, уход за ними. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; основные отличительные признаки этих групп. Любовь к растениям и животным, забота о них — важная часть счастливой жизни культурного человека. Распорядок учебного дня — разумное чередование учебной работы и отдыха. Книга — первый помощник в учебе с давних времен. Игры во время переменок, на уроке физкультуры, в группе продленного дня — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Мир детских игрушек и детского фольклора.
Знать:
-правила ухода за комнатными растениями
-правила ухода за домашними животными
-детские игры
Уметь:
- различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода
-общаться с одноклассниками
-правильно себя вести на уроках и переменах
Наш дом и семья(17 ч)
Мы в семье — это я и мои родные. Отношения в семье: любовь к детям, уважение к старшим, взаимопонимание и взаимопомощь. Родословное древо. Семейный архив и реликвии — семейная память. Я и члены моей семьи — часть моего народа. Культура моего народа (рукотворная и нерукотворная) хранится в семье и передается от одного поколения к другому.
Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Как рождаются вещи (превращение природных материалов в изделия благодаря труду людей). Красивые камни в нашем доме; изделия из камня — соединение красоты природы, фантазии и мастерства людей. Комнатные растения у нас дома. Растения огорода и сада. Овощи и фрукты на нашем столе. Как появляются на столе хлеб и каша, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака и кошка — животные, прирученные человеком в глубокой древности. Породы собак и кошек. Дикие и домашние животные. Наши коллекции: фигурки животных, игрушки, изображающие животных, и т. д. — соединение образов природы и творчества человека.
Ритм жизни в семье — основа здорового образа жизни. Режим дня, личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.
Знать:
-свой домашний адрес
-дикорастущие и культурные растения
-культуру своего народа
-основы взаимоотношений в семье
Уметь:
-различать объекты живой и неживой природы
-различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений
- приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры народа России
- рассказывать о достопримечательностях своего села, края, называть знаменитых земляков
Город и село(14 ч)
Мы в городе, селе — это я и мои земляки. Красота любимого города, родного села. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. Любовь к своему городу, селу — чувство, необходимое для счастливой жизни человека.
Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Разнообразие растений города. Лиственные и хвойные деревья. Растения цветника. Ботанический сад — царство удивительных растений, созданное человеком. Парки, скверы, заповедные места края — наше общее культурное богатство. Разнообразие животных парка, необходимость бережного отношения к ним. Зоопарк — живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопарке.
Музеи и библиотеки — хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего.
Мир профессий. Наши профессии и наш характер. Профессии в городе и селе: общее и различное.
Бережное отношение к природе и к результатам человеческого труда в городе и селе — норма жизни каждого культурного человека.
Знать:
-названия улиц, площадей,
- о прошлом наших земляков
-разнообразие растений города и села
Уметь:
--различать объекты живой и неживой природы
-различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений
- приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры народа России
- рассказывать о достопримечательностях своего села, края, называть знаменитых земляков
Родная страна(7 ч)
Мы в стране — это я и мои соотечественники. Россия — наша Родина. Символы России: флаг, герб, гимн. Москва — столица России. Москва в прошлом и настоящем. Любовь к Отечеству, знание его прошлого — норма жизни культурного
человека.
Семья народов России — наше великое достояние. Костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чем они рассказывают? Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Взаимное уважение народов России — основа мира и согласия в стране.
Природа России — основа нашей жизни, наше великое богатство. Разнообразие и красота природы России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедники
Знать:
-символы России: герб, флаг, гимн
-Москва- столица России
-костюмы и обычаи разных народов
-пословицы народов России
Уметь:
-различать символы России
-различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений
- приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры народа России
- рассказывать о достопримечательностях своего села, края, России
Человек и окружающий мир(5 ч)
Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее.
Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве.
Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость — утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира.
Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.
Знать:
- ритм в человеческой жизни
- правила безопасности при переходе улицы
- о влиянии каждого из нас на мир
Уметь:
- выделять изменения внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни
-сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека
- приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры народа России
- рассказывать о достопримечательностях своего села, края, России
Тематическое планирование
П/н | Темы раздела | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности уч-ся | Форма контроля |
1. | Мы и наш мир. | 10 | Рассказывать о мире, опираясь на материалы учебника и собственные представления. Ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради, тетради по ОБЖ для 1 класса. Обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Моделировать и изображать безопасный маршрут от дома до школы. Запомнить домашний адрес и адрес школы. Высказывать предположения о том, что можно отнести к природе. Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Приводить примеры природных объектов. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке Различать и называть объекты неживой и живой природы. Приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям). Обнаруживать связи между неживой и живой природой. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке | Текущий |
2. | Наш класс. | 13 | Составлять распорядок дня, определять в нём время ухода в школу и возвращения домой. | Текущий |
3. | Наш дом и семья. | 17 | Различать объекты природы и культуры. Определять природный материал, из которого сделаны предметы культуры. Различать предметы культуры и произведения культуры. Сравнивать предметы культуры и располагать их на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно». Сравнивать древние и современные способы хранения и передачи произведений культуры, находить общее и особенное. Сравнивать и находить отличительные черты в старинных и современных предметах и произведениях культуры народов своего края. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов своего края Систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры. | Текущий |
4. | Город и село. | 14 | Определять своими словами красоту человеческого труда, радость творчества и общения друг с другом. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда. Фиксировать при помощи фотосъёмки важнейшие моменты совместной работы, результаты труда. | Текущий |
5. | Родная страна. | 7 | Совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материалы учебника (анализировать, сравнивать, устно описывать иллюстрации, обобщать информацию). Отображать полученные представления в форме свободного рисунка на фоне контурной карты России. Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны. Сравнивать природу разных районов России с природой своего края. Работать со взрослыми: написать, в каких местах России уже удалось побывать, а в каких хотелось бы побывать. | Текущий |
6. | Человек и окружающий мир. | 5 | Анализировать рисунок-схему, рассказывать с его помощью об отрицательном воздействии человека на природу. Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей и состоянием природы. Оценивать поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям. Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы. Работать с взрослыми: участвовать в посильной природоохранной деятельности, отображать её в виде рисунков и (или) фотографий Выражать личное восприятие окружающего мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов. Определять степень соответствия своего внешнего облика и поведения национально-культурной норме (идеалу). | Текущий |
Утверждено приказом
МБОУ Сокольниковской СОШ от 30. 08. 2018 г. № 400
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру 1 класс (66 ч.)
№ урока | Тема раздела, урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по плану |
Мы и наш мир
| 10 | |||
1 | Мы и наш мир. Прогулка. | 1 | ||
2-3 | Природа. Экскурсия. Прогулка. | 2 | ||
4 | Неживая и живая природа. Экскурсия. | 1 | ||
5 | Культура. Урок-игра. | 1 | ||
6 | Природа в творчестве человека. Экскурсия в библиотеку. | 1 | ||
7 | Мы – люди. Урок-игра. | 1 | ||
8 | Как мы общаемся с миром. Урок-игра. | 1 | ||
9 | Люди – творцы культуры. | 1 | ||
10 | Стартовая диагностика | 1 | ||
Наш класс | 13 | |||
11 | Мы – дружный класс | 1 | ||
12 | Учитель – наставник и друг | 1 | ||
13 | Природа в классе | 1 | ||
14 | Как ухаживать за комнатными растениями (практическая работа) | 1 | ||
15 | Что растет у школы (экскурсия) | 1 | ||
16 | Мир за стеклянным берегом | 1 | ||
17 | Мир за стеклянным берегом | 1 | ||
18 | Кто еще у нас живет? | 1 | ||
19 | Какие бывают животные | 1 | ||
20 | Делу – время | 1 | ||
21 | Книга – друг и наставник | 1 | ||
22 | Потехе – час | 1 | ||
23 | Обобщающий урок по теме «Наш класс» | 1 | ||
Наш дом и семья | 17 | |||
24 | Мы в семье | 1 | ||
25 | Моя семья – часть моего народа | 1 | ||
26 | Природа в доме | 1 | ||
27 | Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество | 1 | ||
28 | Красивые камни в нашем доме | 1 | ||
29 | Комнатные растения у нас дома | 1 | ||
30 | Выйдем в сад | 1 | ||
31 | Овощи и фрукты на нашем столе | 1 | ||
32-33 | Про хлеб и кашу, про чай и кофе | 2 | ||
34 | Дикорастущие и культурные растения | 1 | ||
35 | Собака в нашем доме | 1 | ||
36 | Кошка в нашем доме | 1 | ||
37 -38 | Дикие и домашние животные | 2 | ||
39 | С утра до вечера | 1 | ||
40 | Обобщающий урок по теме: «Наш дом и семья» | 1 | ||
Город и село | 14 | |||
41 | Мы в городе | 1 | ||
42 | Мы в селе | 1 | ||
43 | Красота родного города | 1 | ||
44 | Красота родного села | 1 | ||
45 | Природа в городе | 1 | ||
46 | Что растет в городе | 1 | ||
47 | Чудесные цветники | 1 | ||
48 | В ботаническом саду | 1 | ||
49 | Кто живет в парке | 1 | ||
50 | В зоопарке | 1 | ||
51 | Войдем в музей! (экскурсия) | 1 | ||
52 | Мы помним наших земляков | 1 | ||
53 | Все профессии важны | 1 | ||
54 | Обобщающий урок по теме «Город и село» | 1 | ||
Родная страна | 7 | |||
55 | Россия – наша Родина | 1 | ||
56 | Москва – столица России | 1 | ||
57 | Мы – семья народов России | 1 | ||
58 | Охрана природы | 1 | ||
59 | Красная книга России | 1 | ||
60 | Заповедные тропинки | 1 | ||
61 | Обобщающий урок по теме «Родная страна | 1 | ||
Человек и окружающий мир | 5 | |||
62 | Всему свой черед | 1 | ||
63 | У каждого времени свой плод | 1 | ||
64-65 | Я – часть мира. Проверочная работа | 2 | ||
66 | Резервный урок | 1 |