Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Исследования в истории» (6–7 классы)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Поротниковская средняя общеобразовательная школа»
636213 Томская обл, Бакчарский р-он, с.Поротниково, ул.Воинов-Интернационалистов 7
Тел/факс: (382-49)-36-128, e-mail: porotsch@bakchar.gov70.ru
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Исследования в истории» основное общее образование, 6-7 классы
|
Поротниково
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Исследования в истории» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ № 286 Минпросвещения России от 31.05.2021 г.)
Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования (письмо№ ТВ-1290/03 Минпросвещения России от 05.07.2022 г.)
Устав МКОУ «Поротниковская сош»
ООП НОО МКОУ «Поротниковская сош»
Актуальность программы обоснована ее ориентированностью на углубленное изучение методов и приемов проведения исследовательской работы.
Основные задачи курса:
1. Применение полученных знаний в практической подготовке;
2. Самостоятельный поиск информации, умение анализировать ее, интерпретировать, классифицировать и применять на практике.
Формы организации занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы и методы обучения: лекции, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, создание мини-сочинений, построение условно-графической наглядности, в частности, интеллект-карты.
Средства: схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, опорные конспекты, решение ситуативных задач, тесты.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс состоит из введения и 6 разделов, включающих в себя теорию и практику:
Введение (2 часа):
Сущность исследовательской деятельности. Методы научного исследования.
Раздел 1. «Информационные ресурсы» (6 часов):
Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников. Характеристика и требования к научному наблюдению. Правила ведения беседы, интервью. Правила составления анкет. Экспериментальные исследования.
Раздел 2. «Культура учебного труда. Правила работы в библиотеке» (5 часов):
Рациональная организация учебного труда. Работа с каталогами в библиотеке. Правила работы с журналом, газетой: составление библиографических карточек, подборка вырезок. Правила составления библиографии.
Практическая работа: работа в библиотеке, составление библиографии по теме исследования.
Раздел 3. «Организация исследовательской деятельности» (6 часов).
Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура исследовательской работы.
Проблема как «знание о незнании». Выявление и формулировка проблемы.
Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность.
Цель, задачи, логика научного исследования.
Раздел 4. «Цель как представление о результате, правила постановки целей и задач и методов исследования» (4 часа).
Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования.
Раздел 5. «Заключение. Формулировка выводов исследования. Постановка новых задач» (5 часов)
Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки. Практическая работа: выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы, разработка программы опытной работы, подбор методов исследования.
Практическая работа: составление аннотации к книге. Написание рецензии на спектакль, кинофильм, ответ товарища; составление планов, тезисов, конспектов статей.
Раздел 6. Разработка научно - исследовательской работы. (6 часов)
Разработка индивидуальных тем. Использование изученного материала для исследовательской работы. Корректирование ошибок. Разработка презентации к защите работы. Подготовка текста для защиты. Защита исследовательской работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре.
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
Освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
Усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
Овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
Личностными результатами освоения курса являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие;
• заинтересованность в личном успехе;
Метапредметные результаты:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении выполнять познавательные и практические задания;
Предметными результатами являются:
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие и исторические термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование темы |
Кол-во часов |
Форма проведения занятий |
Электронные (цифровые образовательные ресурсы)* |
Рабочая программа воспитания
|
Введение |
2 |
Беседа; лекция, просмотр видеофрагментов.
|
UCHi.RU https://uchi.ru/ Фоксфорд https://foxford.ru/ ЯКласс https://www.yaklass.ru/ Медиатека Просвещения https://media.prosv.ru/ |
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; |
«Информационные ресурсы» |
5 |
Семинарские занятия, рассказ, беседа о выдающихся учёных; практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами |
UCHi.RU https://uchi.ru/ Фоксфорд https://foxford.ru/ ЯКласс https://www.yaklass.ru/ Медиатека Просвещения https://media.prosv.ru/ |
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
|
«Культура учебного труда. Правила работы в библиотеке» |
5 |
Работа с источниками. Определение вида источников; лекции, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами |
UCHi.RU https://uchi.ru/ Фоксфорд https://foxford.ru/ ЯКласс https://www.yaklass.ru/ Медиатека Просвещения https://media.prosv.ru/ |
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре. |
«Организация исследовательской деятельности» |
6 |
Игра «Открытые мысли», дискуссии, практическая деятельность; лекции, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами |
UCHi.RU https://uchi.ru/ Фоксфорд https://foxford.ru/ ЯКласс https://www.yaklass.ru/ Медиатека Просвещения https://media.prosv.ru/ |
Формирование гражданской позиции, уважительного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
|
«Цель как представление о результате, правила постановки целей и задач и методов исследования» |
4 |
Проблемная ситуация; Групповая и парная работа; Практическая деятельность; лекции, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами |
UCHi.RU https://uchi.ru/ Фоксфорд https://foxford.ru/ ЯКласс https://www.yaklass.ru/ Медиатека Просвещения https://media.prosv.ru/ |
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
|
«Заключение. Формулировка выводов исследования. Постановка новых задач» |
5 |
Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций; Дискуссии; Подготовка сообщений по проблеме; Викторины; Тесты; Творческие работы (рисование).
|
UCHi.RU https://uchi.ru/ Фоксфорд https://foxford.ru/ ЯКласс https://www.yaklass.ru/ Медиатека Просвещения https://media.prosv.ru/ |
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
|
«Разработка научно - исследовательской работы».
|
6 |
Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций; Дискуссии; Подготовка сообщений по проблеме; Викторины; Тесты; Творческие работы (рисование).
|
UCHi.RU https://uchi.ru/ Фоксфорд https://foxford.ru/ ЯКласс https://www.yaklass.ru/ Медиатека Просвещения https://media.prosv.ru/ |
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России.
|
Итого |
34 ч. |
|
|
|
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса (В соответствии с приказом Минпросвещения России от06.09.2022г. №804)
№ по приказу №804 |
Наименование |
Количество |
|
||||||
|
Основное оборудование |
|
|
||||||
|
2.1. |
Интерактивная доска (программное обеспечение, проектор, крепления в комплекте) |
1 |
|
|||||
|
2.2. |
Стол учителя с ящиками для хранения или тумбой |
1 |
|
|||||
|
2.3. |
Кресло учителя |
1 |
|
|||||
|
2.4. |
Шкаф для хранения учебных пособий |
2 |
|
|||||
|
2.5. |
Доска магнитно-маркерная |
1 |
|
|||||
|
2.6. |
Система (устройство) для затемнения окон |
1 |
|
|||||
|
Технические средства |
|
|
||||||
|
2.7. |
Сетевой фильтр |
1 |
|
|||||
|
2.9. |
Многофункциональное устройство/принтер |
1 |
|
|||||
|
2.11.
|
Компьютер учителя с периферией/ноутбук (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент и система защиты от вредоносной информации, программное обеспечение для цифровой лаборатории, с возможностью онлайн-опроса)
|
1
|
|
|||||
Демонстрационные учебно-наглядные пособия |
|
||||||||
2.14 |
Комплект портретов исторических деятелей |
|
|||||||
|
Раздаточные учебные материалы по истории и обществознанию |
|
|||||||
|
Атлас по истории с комплектом контурных карт |
|
|||||||
|
Конституция Российской Федерации |
|
|||||||
|
Государственные символы Российской Федерации |
|
|||||||
Цифровые средства обучения |
|
|
|||||||
2.15 |
Видеокассеты: «Великая Отечественная война в 1941-1945 гг.» «История Великих Географических Открытий» «Этикет» |
3 |
|
||||||
|
DVD- диски: «Оружие войны» «Российская империя от Петра I до Николая II» «Сочинения Н. Карамзина История государства Российского. 3 тома» «Первобытный человек» «3Д экскурсия по Богоявленскому кафедральному собору г. Томска» |
4 |
|
||||||
|
Фонотека: « В стране пирамид. Законы Хаммурапи» «Прогулка по Риму. Восстание Спартака» «В Древнем Египте. Приключения первобытного мальчика» «Вперед сыны Эллады. Из рассказа Одиссея» «Великая Отечественная война в 1941-1945 гг.» (фонохрестоматия) «История СССР» (фонохрестоматия) |
6 |
|
||||||
|
СD-диски: «История России. 3 части» «История Нового времени» «Чудеса света» «Энциклопедия. История России 862-1917» «Энциклопедия классической музыки» |
6 |
|
||||||
2.16 |
Хронологические таблицы (5-11 классы) |
|
|
||||||
|
|||||||||
|
Основные периоды Мировой и отечественной войны Новая история (1969-1990 гг.) |
|
1 |
||||||
|
История Древнего Мира (3 т. до н. э. – 5 в. н. э.) Новейшая история 20 - начало 21 вв. |
|
1 |
||||||
|
История Древнего Мира Новейшая история (20 - начало 21 вв.) 1945-1958 гг. |
|
1 |
||||||
|
История средних веков (5 – конец 15 вв.) История Нового времени 2 половина 19 – начало 20 века |
|
1 |
||||||
|
История средних веков (Расцвет Средневековья) Новейшая история (1934-1945) |
|
1 |
||||||
|
История средних веков (Позднее Средневековье) История Нового времени (16 – начало 20 века) |
|
1 |
||||||
|
История Нового времени (16 – начало 20 века) История Нового времени. Первая половина 18 века |
|
1 |
||||||
|
История Нового времени.17 век История Нового времени (12– начало 20 века, 2 половина 18 венка) |
|
1 |
||||||
|
Новейшая история (20 - начало 21 вв.) 1914-1933 гг. Новейшая история (1991-2002 гг. ) |
|
1 |
||||||
|
Структура политической системы Конституционные права и свободы граждан |
|
1 |
||||||
|
|
|
|
|
|||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
2.17 |
Демонстрационные учебно-наглядные пособия |
Классы |
1 |
|
Западная Европа в 11 – начало 13 вв. Крестовые походы . Европа в 16 веке |
6 |
1 |
|
Походы Александра Невского Греция в 4 в. до н. э. |
5 |
1 |
|
Греко персидские войны Крито – микенская Греция |
5 |
1 |
|
Отечественная война 1812 Коренной перелом в ВОв |
8,9,10,11 |
1 |
|
Вторая мировая война военные действия на тихом океане (1941-1945) Великая Отечественная война (1941-1945) |
9,11 |
1 |
|
Крестьянские войны в России |
7, 10 |
1 |
|
Россия в составе СССР (20-30е г. 20 в.) СССР в 1948 – 1990 гг. |
9,11 |
1 |
|
Ближний Восток во второй половине 20 в. Страны Юго-Восточной Азии во второй половине 20 в. |
9,11 |
1 |
|
Экономическое развитие Российской империи(первая половина 19 в.) Экономическое развитие Российской империи(вторая половина 19 в.) |
8,10 |
1 |
|
Африка во второй половине 20 в. Европа в начале 20 в. |
9, 11 |
1 |
|
Отечественная война 1812 г. |
8,10 |
1 |
|
Ремесло в Древней Руси Письменность искусство Древней Руси |
6, 10 |
1 |
|
Триумф римского императора Улица в Помпеях |
5 |
1 |
|
Народное собрание в Афинах Восстание желтых повязок |
5 |
1 |
|
Бой гладиатора в Колизее В имении римского рабовладельца |
5 |
1 |
|
Римский лагерь Бой Спартака с римскими отрядами |
5 |
1 |
|
Город Вавилон в 6 веке до н. э. Возвращение ассирийского войска |
5 |
1 |
|
Саламинский бой Продажа рабов в Древней Греции |
5 |
1 |
|
Афинская гавань Пирей Гончарная мастерская |
5 |
1 |
|
Афинский акрополь Греческий театр |
5 |
1 |
|
Жакерия Ян Гус |
6 |
1 |
|
Осада Лейдена Английская мануфактура |
6 |
1 |
|
Города – герои ВОв |
9, 11 |
1 |
|
Курская битва |
9, 11 |
1 |
|
Сталинградская битва |
9, 11 |
1 |
|
Битва за Москву |
9, 11 |
1 |
|
Битва за Берлин |
9, 11 |
1 |
2.18 |
Портреты |
|
|
1 |
Портрет президента Российской Федерации |
|
1 |
2 |
Государственные символы России |
|
2 |
2.19 |
Дополнительные материалы к урокам |
|
1 |
1. |
Раздаточный материал: История Древнего мира История Средних веков |
|
1
|
2. |
Большая иллюстрированная энциклопедия по истории |
|
1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Единое содержание общего образования (https://edsoo.ru/)
2. Видеохрестоматия "Основы исследовательской деятельности школьников"
3.Учебное электронное издание по курсу "Обществознание. Практикум"
4. Конституция Российской Федерации.
5. Черникин, П.А. Наука в вопросах и ответах: Учебное пособие / П.А. Черникин.–М.: Проспект, 2016.–322с.
6. Центр «Профессионал».–Текст: электронный//«Профессионал»–URL: https://infourok.ru/referat-primenenie-uslovnograficheskoy- naglyadnosti-na-urokah-obschestvoznaniya-3763928.hml (режим доступа: свободный)