12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Наталья Носовец105
0

Рабочая программа факультативного курса «Занимательная математика» 5 класс (основное общее образование)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»




Рассмотрено                                                          Утверждено

методическим советом школы                               приказом директора школы протокол







Рабочая программа факультативного курса

«Занимательная математика»

5 класс

(основное общее образование)

на 2020-2021 учебный год





Составитель: Носовец Наталья Александровна

учитель математики, высшей

квалификационной категории

с. Кулунда

2020 г.


Пояснительная записка


Данный курс предназначен для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность. «Занимательная математика» включает в себя задания, как углубляющего, так и развивающего характера. Углубление реализуется на базе изучения некоторых тем, учитывающих перспективы создания новых стандартов школьного математического образования.

В рамках данного курса учащимся предлагаются различные задания на составление выражений, отыскивание чисел, разрезание фигур на части, разгадывание головоломок, числовых ребусов, решение нестандартных задач на движение и логических задач, исторические сведения. Большое количество времени отводится для изучения пропедевтического курса геометрии, благодаря которому учащиеся будут иметь представление о свойствах разных фигур на плоскости, что позволит им избежать трудностей при изучении геометрии в седьмом классе.

Курс «Занимательная математика» - это нетрадиционная форма работы с учащимися, где используются конкурсы, практические задания, математические стенгазеты, дидактические игры. Игра – форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Кроме этого, наряду с изучением математических фактов, проводится работа по формированию интеллектуальных умений и навыков. В преподавании данного курса важным является выбор рациональной системы методов и приемов обучения. Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы.

Обязательным элементом будет являться работа со справочным материалом, дополнительной литературой.


Формы работы различны:

Коллективная работа с теоретическим материалом.

Коллективная работа по практическому материалу: измерение на местности, вычисления, выдвижение гипотезы и экспериментальное её доказательство или опровержение и др.

Цели курса:


Развивать начала математического и логического мышления.

Развивать устойчивый интерес учащихся к изучению геометрии и в целом математики.

Формировать умения решать нестандартные задачи на движение.

Задачи курса:


- достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;

- приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;

- знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных.

Планируемый результат и способы его определения:


Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету. Для проверки степени усвоения материала по каждой теме планируется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий, устную олимпиаду и т.п.

Такие проверочные работы будут носить не столько оценивающий, сколько обучающий характер и являться продолжением процесса обучения. Оценки за такие работы будет ставиться условно – например, в баллах по числу верно выполненных заданий. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы будут проводить в форме игр, викторин, соревнований.


Данный курс направлен на:

развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;

последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;

формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;

формирование общеучебных умений и навыков;

развитие общих геометрических представлений учащихся и подготовку их к дальнейшему систематическому изучению геометрии;

развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях.


Структура курса предполагает изучение теоретического материала и проведение практических занятий с целью применения на практике полученных теоретических знаний.

В данном курсе дополнительно рассматриваются некоторые темы, которые вызывают наибольшие затруднения при изучении математики в пятом классе: комбинаторные задачи, логические задачи, практические геометрические задания.

Предлагаемые задания составляются таким образом, чтобы учащиеся овладели:

умением воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы;

умением иллюстрировать некоторые вопросы примерами;

умением использовать полученные выводы в конкретной ситуации;

умением применять теорию в решении задач;

умением пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.

Задания подбираются в соответствии с определенными критериями: содержательными, практически значимыми, интересными для ученика; они должны способствовать развитию пространственного воображения, активизации творческих способностей учащихся.

Программа курса рассчитана на 35 часов. Режим обучения - 1 час в неделю.

На каждом занятии предполагается изучение теории и отработка её в ходе практических заданий. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Формой итогового контроля является тестовое задание с практической работой.


Межпредметные связи :


Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, являются фундаментом для дальнейшего изучения геометрии, а также учащиеся могут использовать их в дальнейшем при изучении математики, информатики.


В результате изучения курса, учащиеся должны:


знать/понимать:

историю возникновения и развития математики, имена известных ученых;

понятия основных геометрических фигур их свойства, построение на плоскости;

способ измерения расстояний и высот в нестандартных ситуациях;

виды симметрии и ее роль в жизни человека;


уметь:

использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации;

анализировать полученную информацию;

планировать свою работу, последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения, фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи;

выполнять и составлять некоторые математические ребусы, головоломки, решать зашифрованные примеры;

решать комбинаторные задачи;

выполнять задания на клетчатой бумаге;

различать такие понятия, как точка, прямая, отрезок, луч, треугольник, симметричные фигуры;

применять все наиболее известные меры длины для вычислений;

измерять высоту окружающих предметов;

решать геометрические головоломки;

измерять площадь области, используя различные методы.


Тематическое планирование курса


Тема

Кол.

часов

Форма

контроля

1

Римская система счисления.

1

Лекция, работа со справочной литературой

2

Практическая работа по написанию чисел с помощью римских цифр.

1

Практическая работа, работа в группах.

3

Умножение многозначных чисел способом «прямоугольника».

2

Практическая работа, самостоятельная работа.

4


Занимательные задачи со спичками, логические задачи.

2

Работа в группах.

5

Многоугольники.

1

Лекция, самостоятельная работа, работа в группах.

6

Исследование и доказательство при решении геометрических задач.

2

Практическая работа, самостоятельная работа.

7

Поиск закономерностей.

1

Практическая работа, работа в группах.

8

Метрическая система мер.

1

Лекция, тестирование.

9

Занимательные задачи на клетчатой бумаге и с фигурами: домино, тримино, тетрамино, пентамино, гексамино; развертки куба.

3

Практическая работа

10

Магические квадраты.

3

Самостоятельная работа.

11

Решето Эратосфена.

1

Практическая работа

12

Занимательные задачи с простыми и составными числами.

2

Работа в группах.

13

Памятники письменности разных народов.

2

Лекция, работа со справочной литературой

14

Открытие обыкновенных дробей и правил действия с ними.

1

Лекция, работа со справочной литературой

15

Практическое применение дробей в нотной записи музыки.

1

Практическая работа

16

Занимательные задачи из «Арифметики» Магницкого Л.Ф.

3

Практическая работа, самостоятельная работа.

17

Элементы комбинаторики

2

Лекция, работа со справочной литературой

18

Занимательные задачи по комбинаторике.

3

Практическая работа, самостоятельная работа.

19

Творческий проект.

2

Индивидуальное задание, зачёт.

20

Итоговое занятие.

1

Тестирование.

Итого

35



Методическое обеспечение:


1. Математика. 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений, /[ С. М. Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин]. – 11-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2018.


2. Потапов М.К. Математика. Книга для учителя. 5 – 6 классы / М.К.Потапов, А.В.Шевкин.– М.: Просвещение, 2018г.


Лист внесения изменений в рабочую программу










Дата внесения

Содержание изменений

Обоснование


Основание внесеия

изменений


изменений


изменений(реквизиты






приказа директора






школы)



































































Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.