Рабочая программа факультативного курса «Занимательная математика» 5 класс (основное общее образование)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено Утверждено
методическим советом школы приказом директора школы протокол
Рабочая программа факультативного курса
«Занимательная математика»
5 класс
(основное общее образование)
на 2020-2021 учебный год
Составитель: Носовец Наталья Александровна
учитель математики, высшей
квалификационной категории
с. Кулунда
2020 г.
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность. «Занимательная математика» включает в себя задания, как углубляющего, так и развивающего характера. Углубление реализуется на базе изучения некоторых тем, учитывающих перспективы создания новых стандартов школьного математического образования.
В рамках данного курса учащимся предлагаются различные задания на составление выражений, отыскивание чисел, разрезание фигур на части, разгадывание головоломок, числовых ребусов, решение нестандартных задач на движение и логических задач, исторические сведения. Большое количество времени отводится для изучения пропедевтического курса геометрии, благодаря которому учащиеся будут иметь представление о свойствах разных фигур на плоскости, что позволит им избежать трудностей при изучении геометрии в седьмом классе.
Курс «Занимательная математика» - это нетрадиционная форма работы с учащимися, где используются конкурсы, практические задания, математические стенгазеты, дидактические игры. Игра – форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Кроме этого, наряду с изучением математических фактов, проводится работа по формированию интеллектуальных умений и навыков. В преподавании данного курса важным является выбор рациональной системы методов и приемов обучения. Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы.
Обязательным элементом будет являться работа со справочным материалом, дополнительной литературой.
Формы работы различны:
Коллективная работа с теоретическим материалом.
Коллективная работа по практическому материалу: измерение на местности, вычисления, выдвижение гипотезы и экспериментальное её доказательство или опровержение и др.
Цели курса:
Развивать начала математического и логического мышления.
Развивать устойчивый интерес учащихся к изучению геометрии и в целом математики.
Формировать умения решать нестандартные задачи на движение.
Задачи курса:
- достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;
- приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;
- знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных.
Планируемый результат и способы его определения:
Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету. Для проверки степени усвоения материала по каждой теме планируется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий, устную олимпиаду и т.п.
Такие проверочные работы будут носить не столько оценивающий, сколько обучающий характер и являться продолжением процесса обучения. Оценки за такие работы будет ставиться условно – например, в баллах по числу верно выполненных заданий. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы будут проводить в форме игр, викторин, соревнований.
Данный курс направлен на:
развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;
последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;
формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;
формирование общеучебных умений и навыков;
развитие общих геометрических представлений учащихся и подготовку их к дальнейшему систематическому изучению геометрии;
развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях.
Структура курса предполагает изучение теоретического материала и проведение практических занятий с целью применения на практике полученных теоретических знаний.
В данном курсе дополнительно рассматриваются некоторые темы, которые вызывают наибольшие затруднения при изучении математики в пятом классе: комбинаторные задачи, логические задачи, практические геометрические задания.
Предлагаемые задания составляются таким образом, чтобы учащиеся овладели:
умением воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы;
умением иллюстрировать некоторые вопросы примерами;
умением использовать полученные выводы в конкретной ситуации;
умением применять теорию в решении задач;
умением пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.
Задания подбираются в соответствии с определенными критериями: содержательными, практически значимыми, интересными для ученика; они должны способствовать развитию пространственного воображения, активизации творческих способностей учащихся.
Программа курса рассчитана на 35 часов. Режим обучения - 1 час в неделю.
На каждом занятии предполагается изучение теории и отработка её в ходе практических заданий. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Формой итогового контроля является тестовое задание с практической работой.
Межпредметные связи :
Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, являются фундаментом для дальнейшего изучения геометрии, а также учащиеся могут использовать их в дальнейшем при изучении математики, информатики.
В результате изучения курса, учащиеся должны:
знать/понимать:
историю возникновения и развития математики, имена известных ученых;
понятия основных геометрических фигур их свойства, построение на плоскости;
способ измерения расстояний и высот в нестандартных ситуациях;
виды симметрии и ее роль в жизни человека;
уметь:
использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации;
анализировать полученную информацию;
планировать свою работу, последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения, фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи;
выполнять и составлять некоторые математические ребусы, головоломки, решать зашифрованные примеры;
решать комбинаторные задачи;
выполнять задания на клетчатой бумаге;
различать такие понятия, как точка, прямая, отрезок, луч, треугольник, симметричные фигуры;
применять все наиболее известные меры длины для вычислений;
измерять высоту окружающих предметов;
решать геометрические головоломки;
измерять площадь области, используя различные методы.
Тематическое планирование курса
№ | Тема | Кол. часов | Форма контроля |
1 | Римская система счисления. | 1 | Лекция, работа со справочной литературой |
2 | Практическая работа по написанию чисел с помощью римских цифр. | 1 | Практическая работа, работа в группах. |
3 | Умножение многозначных чисел способом «прямоугольника». | 2 | Практическая работа, самостоятельная работа. |
4 | Занимательные задачи со спичками, логические задачи. | 2 | Работа в группах. |
5 | Многоугольники. | 1 | Лекция, самостоятельная работа, работа в группах. |
6 | Исследование и доказательство при решении геометрических задач. | 2 | Практическая работа, самостоятельная работа. |
7 | Поиск закономерностей. | 1 | Практическая работа, работа в группах. |
8 | Метрическая система мер. | 1 | Лекция, тестирование. |
9 | Занимательные задачи на клетчатой бумаге и с фигурами: домино, тримино, тетрамино, пентамино, гексамино; развертки куба. | 3 | Практическая работа |
10 | Магические квадраты. | 3 | Самостоятельная работа. |
11 | Решето Эратосфена. | 1 | Практическая работа |
12 | Занимательные задачи с простыми и составными числами. | 2 | Работа в группах. |
13 | Памятники письменности разных народов. | 2 | Лекция, работа со справочной литературой |
14 | Открытие обыкновенных дробей и правил действия с ними. | 1 | Лекция, работа со справочной литературой |
15 | Практическое применение дробей в нотной записи музыки. | 1 | Практическая работа |
16 | Занимательные задачи из «Арифметики» Магницкого Л.Ф. | 3 | Практическая работа, самостоятельная работа. |
17 | Элементы комбинаторики | 2 | Лекция, работа со справочной литературой |
18 | Занимательные задачи по комбинаторике. | 3 | Практическая работа, самостоятельная работа. |
19 | Творческий проект. | 2 | Индивидуальное задание, зачёт. |
20 | Итоговое занятие. | 1 | Тестирование. |
Итого | 35 | |
Методическое обеспечение:
1. Математика. 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений, /[ С. М. Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин]. – 11-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2018.
2. Потапов М.К. Математика. Книга для учителя. 5 – 6 классы / М.К.Потапов, А.В.Шевкин.– М.: Просвещение, 2018г.
Лист внесения изменений в рабочую программу | | | | | |||
| | | | | |||
Дата внесения | Содержание изменений | Обоснование | | Основание внесеия | |||
изменений | | изменений | | изменений(реквизиты | |||
| | | | | приказа директора | ||
| | | | | школы) | ||
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |