Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умелые ручки». Направление: проектная деятельность, уровень основное общее образование. Срок реализации 1 год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Видновской СОШ № 7 ______________ /О.И.Казаковская Приказ № 78 от 28 августа 2020 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
Направление: проектная деятельность
уровень основное общее образование
Срок реализации 1 год
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы/ Сост. А.В. Енин.-2-е изд.-М.:ВАКО, 2017., основной образовательной программы МБОУ Видновской СОШ №7
Составила:
Клейкина Евгения Алексеевна, учитель технологии
2020 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» для 8 класса составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя. Необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности. Декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.
Новизна программы
Программа дает возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Использование проектных и проблемно-поисковых технологий при проведении занятий, способствует успешной социализации обучающихся. Личностно- ориентированный подход повышает творческую активность, создаёт условия для самореализации личности.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями народов мира.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
В программу включены различные виды творческой деятельности. Это дает обучающимся возможность найти себя в одном из них и наиболее полно реализовать свои способности. Овладев различными технологиями декоративно-прикладного творчества, обучающиеся смогут создавать высокохудожественные изделия и получат возможность для личностного роста благодаря участию в конкурсах, выставках, научно-практических конференциях.
Тип: комплексная образовательная программа.
Характер деятельности: проектная деятельность.
Программа «Художественное творчество» рассчитана на обучающихся 8 класса (13-14 лет), увлекающихся ручным трудом.
Возрастная категория: 13-15
Количество учащихся проекторной группы: 10-15 человек.
Количество проектных групп: 1
Срок реализации: 1 год.
Программа рассчитана на 34 учебные недели, по 1 часу в неделю в каждой из групп, всего 34 ч. в учебном году.
Межпредметная связь: география, МХК, химия, информатика, ИЗО, математика, физика, черчение, биология.
Цель - развитие творческих способностей обучающихся через освоение различных видов декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда из различных материалов;
развитие у учащихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей;
формирование интереса к декоративно-прикладным видам деятельности;
ознакомление с различными технологиями рукоделия, основами знаний в области композиции, цветоведения;
развитие творческого мышления, эстетического и художественного вкуса;
воспитание уважения к народным традициям, любви к прекрасному в искусстве;
воспитание целеустремлённости, аккуратности, трудолюбия, бережливости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности;
формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию.
Планируемые результаты освоения курса
Занятия по внеурочной деятельности направлены на бережное отношение к своему труду; развитие трудолюбия и усидчивости; овладение способностью самим создавать композиции работ; воспитание умения прислушиваться к мнению других, уважения к их точке зрения; проявление технологического мышления при организации своей деятельности; самооценка своих способностей для труда в различных сферах с позиции будущей социализации.
Планирование процесса познавательной деятельности; развитие творческих способностей у детей; развитие художественного вкуса, внимания, памяти, образного мышления; развитие графических и конструктивных навыков и умений; развитие способности к самостоятельной работе и анализу проделанной работы; соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности.
Изучение детьми различных видов народных промыслов; понимание художественных свойств различных материалов, красоты формы изделий, ее украшения; оценка технологических свойств материалов и областей их применения; применение различных технологий в создании изделий материальной культуры; развитие пространственного художественного воображения, чувства цвета, гармонии, композиционного мышления.
предметные результаты:
Различие основных видов и особенностей декоративно-прикладного искусства.
Историю возникновения канзаши.
Основы цветоведения.
Виды и свойства лент.
Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.
Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для работы в технике канзаши.
Правила безопасности труда.
Организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
выполнять доступные практические задания с опорой на эскиз, схему.
Содержание курса внеурочной деятельности
Вводное занятие – 1 ч.
Занятие 1. Организационные вопросы. Из истории «канзаши». Основные сведения об инструментах и материалах. Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены.
Практическая работа: знакомство с литературой и анализ образцов изделий, поиск информации в различных источниках.
Техника «канзаши». Основные приёмы работы – 2ч.
Занятие 2-3. Подбор соответствующих материалов и инструментов. Правила и приемы работы в технике «канзаши». Принцип создания лепестка.
Практическая работа: разметка, нарезка и опаливание квадратов из ленты.
3. Виды лепестков. Изготовление образцов – 8ч.
Занятия 4-11. Виды лепестков (круглые и острые лепестки). Техника выполнения лепестков (складывание квадратов и опаливание концов и мест соединения). Правила сборки лепестков (при помощи нити, клеевого пистолета)
Практическая работа: выполнение образцов лепестков, фрагментов.
4. Изготовление изделий в технике «Канзаши» - 22ч.
Занятия 11-33. Изготовление изделий из базовых лепестков в технике «канзаши».
Продумывание цветовых сочетаний. Складывание мотивов по схеме. Соединение фрагментов между собой, прикрепление на основу. Сборка изделия из готовых мотивов. Изготовление фигурок. Способы выполнения различных животных и других фигурок. Сборка деталей выбранного изделия. Окончательная обработка изделия. Правила ухода за изделиями, выполненными в техника «канзаши». Выполнение проекта.
Практическая работа: изготовление сувениров, игрушек-сувениров, панно; работа над проектом.
5. Итоговое занятие – 2 ч.
Занятие 34. Подведение итогов, анализ изготовленных работ. Подготовка работ к выставке. Проведение выставки. Награждение.
Основные виды деятельности: познавательная, техническое творчество, социальное творчество, художественное творчество.
Основные формы организации деятельности обучающихся: мастер-класс, выставка, практикум.
Тематическое планирование
№ | Тема/раздел занятия | Кол-во часов на освоение темы | Формы организации видов деятельности | Участие в мероприятиях |
1 | Вводное занятие | 1 | ||
2 | Техника «канзаши». Основные приёмы работы | 2 | ||
3 | Виды лепестков. Изготовление образцов | 7 | Практикум | |
4 | Изготовление изделий в технике «Канзаши» | 22 | Мастер-класс | II Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы и тенденции развития предметной области «Технология» |
5 | Итоговое занятие. Выставка работ обучающихся | 2 | Выставка | I Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы и тенденции развития предметной области «Технология» Веснушка 2021 «Творческая мозайка» «Гармония творчества» 2021 «Неповторимость и красота рукоделия 2021» |
Итого: | 34 |
Ресурсное обеспечение реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
компьютер многофункциональное устройство (МФУ), включающее в себя принтер, копировальное и сканирующее устройства, доска интерактивная, проектор с подставкой, модели, приборы, расходные материалы, стенды (с постоянной и временной экспозицией), плакаты.
Материальное обеспечение:
ленты, нитки, картон, бусины, пайетки, бисер, стразы, иглы, ножницы, клеевой пистолет, линейка, метр.
Учебно-методическое обеспечение
Интернет-ресурсы:
Канзаши своими руками- мастер класс для начинающих. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://kanzashimaster.com/
Канзаши своими руками. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kanzashi-master-klass.ru/
Мастер классы http://masterclassy.ru/ukrasheniya/kanzashi/
Японское искусство канзаши http://www.rukomeslo.ru/skachat-besplatno/yaponskoe-iskusstvo-kanzashi.html
Мастера рукоделия. Канзаши. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mastera-rukodeliya.ru/
Огромная подборка мастер-классов по канзаши. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/4726526/post284577439
Список литературы для педагога:
Герасимова Е. Брошь- букеты. Красота в деталях.- Феникс,2016.
Зайцева А. Канзаши. Цветочное очарование Японии своими руками.- Эксмо, 2015.
Курандина Н. Кандзаси.Цветы из ткани.- Феникс,2015.
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учителей ХЭЦ, ОБЖ, информатики ____________ Е.А. Клейкина Приказ № 78 от 28 августа 2020 г | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по учебно-методической работе _________ Ю.Л. Бербенева Приказ № 78 от 28 августа 2020 г |
Календарно- тематическое планирование к каждому классу прилагается (см. Приложение № 17.1-8г)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
Приложение №17.1-8г
к рабочей программе по внеурочной деятельности «Умелые ручки», 8 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
название: «Умелые ручки»
класс: 8 «Г» класс
учитель: Клейкина Е.А.
на 2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование составлено к рабочей программе по внеурочной деятельности «Умелые ручки», пособие: Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы/ Сост. А.В. Енин.-2-е изд.-М.:ВАКО, 2017.
По программе на изучение внеурочной деятельности в 8 классе выделен 1 час в неделю (34 часа в год).
По учебному плану курса внеурочной деятельности МБОУ Видновской СОШ №7 в 2020-2021 учебном году выделен 1 час в неделю (34 часа в год).
Календарно - тематическое планирование
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | |
теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | |
2 | Подбор материалов и инструментов. | 1 | |
3 | Основные приёмы работы | 1 | |
4 | Виды лепестков. Техника складывание лепестков. | 1 | |
5 | Простой острый лепесток | 1 | |
6 | Двухцветный острый лепесток | 1 | |
7 | Острый выгнутый лепесток | 1 | |
8 | Круглый лепесток | 1 | |
9 | Двухцветный круглый лепесток | 1 | |
10 | Лепестки для розы | 1 | |
11 | Листик канзаши | 1 | |
12 | Цветы из острых лепестков. Подсолнух. | 1 | |
13 | Подсолнух. Складывание лепестков | 1 | |
14 | Подсолнух. Сборка цветка | 1 | |
15 | Цветы из острых выгнутых лепестков. Тюльпан | 1 | |
16 | Тюльпан. Складывание лепестков | 1 | |
17 | Тюльпан. Сборка цветка | 1 | |
18 | Птицы. Журавлик. Изготовление каркаса | 1 | |
19 | Журавлик. Изготовление лепестков | 1 | |
20 | Журавлик. Сборка птицы | 1 | |
21 | Коллективная композиция: «С весенним праздником!» | 1 | |
22 | Складывание лепестков согласно схеме | 1 | |
23 | Сборка цветка согласно выбранной схеме. | 1 | |
24 | Сборка панно в единое целое | 1 | |
25 | Сувенир для ветеранов – георгиевская ленточка в технике канзаши | 1 | |
26 | Сувенир для ветеранов – георгиевская ленточка | 1 | |
27 | Творческая мастерская: любимые поделки | 1 | |
28 | Выбор цвета деталей и фона. | 1 | |
29 | Складывание элементов композиции | 1 | |
30 | Складывание модулей | 1 | |
31 | Работа над проектом | 1 | |
32 | Работа над проектом | 1 | |
33 | Окончательная обработка, уход за изделиями | 1 | |
34 | Анализ работ. Выставка работ обучающихся | 1 | |
Итого: | 16 | 18 |