Рабочая программа учебного предмета «Домоводство» для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями речи (вариант 2), 5 класс.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Домоводство» составлена на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013г. № 99-ФЗ, от23.07.2013г. №203-Ф3);
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
-приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
-примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 4/15 от 22.12.2015).
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями речи (вариант 2) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПк), сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее ИПР). Программа предназначена для работы с учащимися 5 класса и рассчитана на подготовку учащихся с интеллектуальными нарушениями к доступной работе по дому. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Цели:
социальная адаптация учащихся;
подготовка учеников к посильной хозяйственной деятельности в семье, повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Задачи:
развитие интереса к трудовой деятельности;
формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
2. Общая характеристика учебного предмета
Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации учащихся, имеющих особенности развития, показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. Учащийся часто сам не в состоянии выделить и освоить те социальные компоненты, которые обеспечат ему благополучное существование в современном социуме. Задача предмета «Домоводство» сориентировать, помочь разобраться в окружающей обстановке, сформировать осведомленность в бытовых и социальных вопросах, сформировать адаптивные знания, умения и навыки на доступном уровне.
Предмет «Домоводство» тесно связан с такими дисциплинами как «Человек», «Окружающий социальный мир».
Обучение детей данной категории ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предмет «Домоводство» в 5 классе рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).
Количество часов в неделю, отводимых на изучение предмета «Домоводство» в 5 классе, определено недельным учебным планом образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и составляет 2 часа в неделю.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета по учебному предмету «Домоводство »
Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.
В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных, ожидаемых результатов образования данной категории обучающихся. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися учебного предмета «Домоводство» является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Возможные личностные результаты освоения учебного предмета:
1) Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
2) Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) Формирование уважительного отношения к окружающим;
5) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты освоения учебного предмета
Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома:
умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.
умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения по предмету «Домоводство», готовность их применения.
Определяется два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень
представления о разных группах продуктов питания;
знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;
приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;
представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи;
Соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;
знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях).
Достаточный уровень
знание способов хранения и переработки продуктов питания;
составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;
соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения;
некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.).
Формирование базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени,
от начала до конца, с заданными в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Критерии оценивания достижений учащихся
Во время обучения в 5 классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.
При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течение всего учебного года. В конце каждой четверти строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.
Изучаемый раздел | Индикаторы | Баллы | |||||
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | ||
Уход за вещами | Значение чистой одежды для здоровья человека. Виды одежды. Ежедневный уход за одеждой. Виды и способы размещения одежды: на плечиках в шкафу; на полке в шкафу; на спинке стула. Инвентарь и приспособления для ручной стирки (таз, прищепки, напольная сушка). Средства для ручной стирки белья. Последовательность выполнения ручной стирки. Названия инструментов и приспособлений для шитья. Назначение инструментов и приспособлений для шитья. Правила безопасной работы с иглой и ножницами. Работа с тканью. Основные сведения о тканях. Ручной стачной шов. Виды и способы размещения одежды на плечиках в шкафу; на полке в шкафу; на спинке стула. Ручная стирка тонких носков. Ручная стирка шерстяных носков Особенности сушки тонких и шерстяных носков. Отработка ручного шва на образце. Изготовление игольницы. | | | | | | |
Приготовления пищи | Санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Моющие и чистящие средства. Спецодежда. Уборка кухонного помещения в соответствии с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Способы применения различных моющих и чистящих средств. Правила использования спецодежды. | | | | | | |
Обращение с кухонным инвентарём | Названия предметов кухонной мебели. Назначение предметов кухонной мебели. Названия предметов кухонного оборудования Назначение предметов кухонного оборудования Электрический чайник: назначение, эксплуатация. Чайная посуда. Назначение чайной посуды Обобщающий урок. Уход за поверхностью предметов кухонной мебели. Уход за предметами кухонного оборудования. Средства и приспособления для мытья посуды. Последовательность мытья чайной посуды. | | | | | | |
Приготовления пищи | Рабочее место. Правила ТБ при приготовлении пищи. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. | | | | | | |
Уборка помещений | Виды уборки. Ежедневная уборка. Еженедельная уборка. Генеральная уборка. Сезонная уборка. Сухая и влажная уборка. Инвентарь для уборки класса. Приспособления для уборки класса. Правила безопасной работы с инвентарем и приспособлениями. Инвентарь и приспособления для ухода за подоконниками и дверью. Значение ежедневной уборки помещения для занятий. Гигиенические требования к помещению, где проходят занятия. Последовательность уборки помещения для занятий. Последовательность действий при ежедневной уборке. Последовательность действий при еженедельной уборке. Последовательность действий при генеральной уборке. Последовательность действий при сезонной уборке. Уход за инвентарем. Уход за приспособлениями. Проветривание класса. Мытье классной доски. Подметание пола. Сбор и вынос мусора из класса. Удаление пыли с мебели. Влажная уборка подоконника и двери. Уход за руками до и после уборки. | | | | | | |
Уход за комнатными растениями | Общие представления о комнатных растениях. Виды комнатных растений: декоративно-лиственные. Виды комнатных растений: декоративно-цветущие. Условия, необходимых для жизни и роста растений: свет, вода, температура воздуха. Отличительные особенности поверхности листьев: гладкие; бархатистые; колючие. Инвентарь для ухода за комнатными растениями. Правила ухода за комнатными растениями: полив, удаление пыли с листьев, рыхление почвы, мытье поддонов. Полив растений. Опрыскивание растений. Удаление пыли с листьев. Мытьё поддонов. Определение особенности строения листьев. Полив растений. Опрыскивание растений. Удаление пыли с листьев. Мытьё поддонов. | | | | | | |
Технология приготовления пищи | Виды бутербродов. Разнообразие продуктов, необходимых для приготовления бутербродов. Технология приготовления простого бутерброда. Технология приготовления сложного бутерброда. Технология приготовления закрытого бутерброда. Технология приготовления горячего бутерброда. Технология приготовления канапе. Сервировка стола к завтраку. Заваривание чая в пакетиках. Приготовление простого бутерброда. Приготовление сложного бутерброда. Приготовление закрытого бутерброда. Приготовление горячего бутерброда. Приготовление канапе. | | | | | | |
Баллы | Уровень сформированности навыка |
0 | Навык или умение отсутствует |
1 | Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним) |
2 | Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого |
3 | Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого |
4 | Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно |
5 | Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно |
Содержание учебного предмета
Программа включает следующие разделы: «Покупки», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи», «Уход за вещами», «Уборка помещения», «Уборка территории».
Покупки
Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара: складывание продукта в пакет, выкладывание товара на весы, нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с продуктом. Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, ожидание во время пробивания кассиром товара, оплата товара, предъявление карты скидок кассиру, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку. Раскладывание продуктов в места хранения.
Обращение с кухонным инвентарем
Обращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Узнавание (различение) кухонных принадлежностей (терка, венчик, овощечистка, разделочная доска, шумовка, дуршлаг, половник, лопаточка, пресс для чеснока, открывалка и др.). Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Замачивание посуды. Протирание посуды губкой. Чистка посуды. Ополаскивание посуды. Сушка посуды. Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды: очищение посуды от остатков пищи, замачивание посуды, намыливание посуды моющим средством, чистка посуды, ополаскивание, сушка. Обращение с бытовыми приборами. Различение бытовых приборов по назначению (блендер, миксер, тостер, электрический чайник, комбайн, холодильник и др.). Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Соблюдение последовательности действий при пользовании электробытовым прибором. Мытье бытовых приборов. Хранение посуды и бытовых приборов. Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов. Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола. Соблюдение последовательности действий при сервировке стола: накрывание стола скатертью, расставление посуды, раскладывание столовых приборов, раскладывание салфеток, расставление солонок и ваз, расставление блюд.
Приготовление пищи
Приготовление блюда. Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Чистка овощей. Резание ножом. Нарезание продуктов кубиками (кольцами, полукольцами). Натирание продуктов на тёрке. Раскатывание теста. Перемешивание продуктов ложкой (венчиком, миксером, блендером). Соблюдение последовательности действий при варке продукта: включение электрической плиты, набирание воды, закладывание продукта в воду, постановка кастрюли на конфорку, установка таймера на определенное время, выключение электрической плиты, вынимание продукта. Соблюдение последовательности действий при жарке продукта: включение электрической плиты, наливание масла, выкладывание продукта на сковороду, постановка сковороды на конфорку, установка таймера на определенное время, перемешивание/переворачивание продукта, выключение электрической плиты, снимание продукта. Соблюдение последовательности действий при выпекании полуфабриката: включение электрической духовки, смазывание противня, выкладывание полуфабриката на противень, постановка противня в духовку, установка таймера на определенное время, вынимание противня из духовки, снимание выпечки, выключение электрической духовки. Поддержание чистоты рабочего места в процессе приготовления пищи. Соблюдение последовательности действий при варке яйца: выбор продуктов (яйца), выбор кухонного инвентаря (кастрюля, шумовка, тарелка), мытьё яиц, закладывание яиц в кастрюлю, наливание воды в кастрюлю, включение плиты, постановка кастрюли на конфорку, установка времени варки на таймере, выключение плиты, вынимание яиц. Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда: выбор продуктов (хлеб, колбаса, помидор, масло), выбор кухонного инвентаря (тарелка, доска, нож), нарезание хлеба, нарезание колбасы, нарезание помидора, намазывание хлеба маслом, сборка бутерброда (хлеб с маслом, колбаса, помидор). Соблюдение последовательности действий при приготовлении салата: выбор продуктов (вареный картофель, морковь, кукуруза, соленый огурец, лук, масло растительное, соль, зелень), выбор кухонного инвентаря (салатница, ложка, нож, доска, открывалка, тарелки), очистка вареных овощей, открывание банок (кукуруза, огурцы), нарезка овощей кубиками, нарезка зелени, добавление соли, растительного масла, перемешивание продуктов. Соблюдение последовательности действий при приготовлении котлет: выбор продуктов (полуфабрикат, масло растительное), выбор кухонного инвентаря (сковорода, лопатка, тарелки), наливание масла в сковороду, выкладывание котлет на сковороду, включение плиты, постановка сковороды на конфорку, переворачивание котлет, выключение электрической плиты, снимание котлет.
Уход за вещами.
Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Замачивание белья. Застирывание белья. Полоскание белья. Выжимание белья. Вывешивание белья на просушку. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: наполнение емкости водой, выбор моющего средства, определение количества моющего средства, замачивание белья, застирывание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку.
Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины (отделение для загрузки белья, контейнер для засыпания порошка, панель с кнопками запуска машины и регуляторами температуры и продолжительности стирки). Сортировка белья перед стиркой (например): белое и цветное белье, хлопчатобумажная и шерстяная ткань, постельное и кухонное белье. Закладывание и вынимание белья из машины. Установка программы и температурного режима. Мытье и сушка машины. Соблюдение последовательности действий при машинной стирке: сортировка белья перед стиркой, закладывание белья, закрывание дверцы машины, насыпание порошка, установка программы и температурного режима, запуск машины, отключение машины, вынимание белья.
Глажение утюгом. Различение составных частей утюга (подошва утюга, шнур, регулятор температуры, клавиша пульверизатора). Соблюдение последовательности действий при глажении белья: установка гладильной доски, выставление температурного режима, подключение утюга к сети, раскладывание белья на гладильной доске, смачивание белья водой, движения руки с утюгом, складывание белья. Складывание белья и одежды. Вывешивание одежды на «плечики». Чистка одежды. Уход за обувью. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви: намачивание и отжимание тряпки, протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой. Просушивание обуви.
Соблюдение последовательности действий при чистке обуви: открывание тюбика с кремом, нанесение крема на ботинок, распределение крема по всей поверхности ботинка, натирание поверхности ботинка, закрывание тюбика с кремом.
Уборка помещения.
Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели: наполнение таза водой, приготовление тряпок, добавление моющего средства в воду, уборка предметов с поверхности, вытирание поверхности, вытирание предметов интерьера, раскладывание предметов интерьера по местам, выливание использованной воды.
Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок. Соблюдение последовательности действий при подметании пола: сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совок, высыпание мусора в урну. Различение основных частей пылесоса. Подготовка пылесоса к работе. Чистка поверхности пылесосом. Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом: подготовка пылесоса к работе, установка регулятора мощности, включение (вставление вилки в розетку; нажатие кнопки), чистка поверхности, выключение (поворот рычага; нажатие кнопки; вынимание вилки из розетки), отсоединение съемных деталей пылесоса. Соблюдение последовательности действий при мытье пола: наполнение емкости для мытья пола водой, добавление моющего средства в воду, намачивание и отжимание тряпки, мытье пола, выливание использованной воды, просушивание мокрых тряпок.
Мытье стекла (зеркала). Соблюдение последовательности действий при мытье окна: наполнение емкости для мытья водой, добавление моющего средства в воду, мытьё рамы, вытирание рамы, мытьё стекла, вытирание стекла, выливание использованной воды.
Уборка территории. Уборка бытового мусора. Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Уход за уборочным инвентарем.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ | Раздел | Кол-во часов на раздел | Кол-во часов на изучение темы | Кол-во диагностических работ |
1 | Покупки | 8 | 8 | 0 |
2 | Обращение с кухонным инвентарем | 8 | 8 | 0 |
3 | Приготовление пищи | 16 | 16 | 0 |
4 | Уход за вещами | 20 | 20 | 0 |
5 | Уборка помещения | 16 | 16 | 0 |
| Всего | 68 | 68 | 0 |
2 | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Коррек тировка | Виды деятельности | ||||
I четверть | ||||||||
Покупки | ||||||||
1 | Я иду в магазин. Виды магазинов. Продуктовый магазин. | 2 | | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: планируем покупки, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Магазин», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
2 | Отделы магазина. Выбор продуктов. Срок годности продуктов. | 2 | | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор магазина, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Какой это магазин?», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
3 | Оплата покупки. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе. | 2 | | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор продуктов, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Покупка продуктов», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
4 | Сюжетно-ролевая игра «Покупка продуктов» | 2 | | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор покупок, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Угадай-ка», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
Обращение с кухонным инвентарем. | ||||||||
5 | Кухня. Кухонная мебель, кухонные приборы. | 2 | | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор кухонной посуды, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Кухонная посуда», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
6 | Правила уборки на кухне. | 2 | | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор кухонного инвентаря, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Посуда», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
7 | Электробытовые приборы на кухне. | 2 | | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор бытовой техники, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Бытовая техника», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
8 | Техника безопасности при работе с электробытовые приборы на кухне. | 2 | | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор бытовой техники, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Что это?», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
II четверть | ||||||||
Приготовление пищи | ||||||||
1 | Выбор продуктов ,инвентаря, необходимых для приготовления блюда. | 2 | | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор кухонных принадлежностей, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Кухонные принадлежности», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
2 | Выбор посуды и столовых приборов при сервировке стола. | 2 | | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор столовой посуды, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Столовая посуда», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
3 | Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей». | 2 | | Интерактивная игра «Приглашаю к обеду», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
4 | Правила техники безопасности на кухне. | 2 | | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор кухонного инвентаря, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Кухонный инвентарь», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
5 | Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда: выбор продуктов. | 2 | | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор кухонного инвентаря, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Отгадай-ка», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
6 | Соблюдение последовательности действий при приготовлении салата: выбор продуктов. | 2 | | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор кухонного инвентаря, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. | ||||
7 | Подача блюд к столу. | 2 | | Интерактивная игра «Приглашаю к обеду», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
8 | Сервировка праздничного стола. | 2 | | |||||
III четверть | ||||||||
Уход за вещами | ||||||||
1 | Ручная стирка. Выбор моющего средства. | 2 | | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: застирывание и полоскание белья, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Презентация к уроку, работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
2 | Соблюдение последовательности действий при ручной стирке | 2 | | |||||
3 | Машинная стирка. | 2 | | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: установка программы, температурного режима, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Установи программу», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
4 | Сортировка белья перед стиркой (например): белое и цветное белье, хлопчатобумажная и шерстяная ткань, постельное и кухонное белье. | 2 | | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: сортировка белья по цвету, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Разбери белье по цвету», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
5 | Соблюдение последовательности действий при машинной стирке: | 2 | | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: закладывание и вынимание белья из машины, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Стирка белья», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
6 | Глажение утюгом. Последовательности действий при глажении белья. | 2 | | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор частей утюга, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Утюг» работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
7 | Установка гладильной доски .Выставление температурного режима, подключение утюга к сети, раскладывание белья на гладильной доске, | 2 | | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: последовательность действий при глажении белья, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Погладь белье», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
8 | Складывание белья и одежды. | 2 | | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: складывание простыни, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Презентация к уроку, работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
9 | Уход за обувью. | 2 | | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор средства для чистки обуви, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Найди нужное средство», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
10 | Соблюдение последовательности действий при чистке обуви. | 2 | | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: чистка обуви, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Презентация к уроку, работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
IV четверть | ||||||||
Уборка помещения | ||||||||
1 | Уход за комнатными растениями. | 2 | | Знакомство с правилами ухода за комнатными растениями. Изучение приёмов ухода: полив, опрыскивание, подкормка, обрезка и формирование растений. Практическая работа. | ||||
3 | Значение комнатных цветов для человека. | 2 | | |||||
4 | Уборка территории. | 2 | | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор инвентаря для уборки территории, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Собери мусор», «Найди инвентарь», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
5 | Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом. | 2 | | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор частей пылесоса, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Пылесос», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
6 | Соблюдение последовательности действий при мытье пола. | 2 | | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор инвентаря для мытья пола, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Вымой пол», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
7 | Мытье стекла (зеркала). Последовательность действий при мытье окна. | 2 | | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор предметов для уборки мебели, ответы на вопросы, составление алгоритма действий, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма. Интерактивная игра «Вымой мебель», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
8 | Повторение пройденного материла | 2 | | Интерактивная игра «Угадай-ка», работа с индивидуальной карточкой, практическая работа. | ||||
9 | 2 | | | |||||
| Итого: | 68 | | |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Учебно-методическое обеспечение
«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовит., 1-4 класс» / под редакцией В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2010г.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно – методические материалы под.редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой, Москва 2007г.
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. НИИ дефектологии АПН СССР. – М..: Дидакт, 1984
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. Воронковой В.В. -М.: Просвещение, 1996.
Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. – М: Владос, 2003.
Маллер А.Р. Социально - трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. -М., Просвещение, 1990.
Маллер А.Р., Цикото Г.В.. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью. Асадема. 2003.
Учебно-практическое оборудование
предметные и сюжетные картинки;
пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др.; видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы;
компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование;
стеллажи для наглядных пособий, зеркала настенные и индивидуальные, столы др.
Приложение 1
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Назначение КИМ
Основной целью проверочных работ для текущей и итоговой диагностики является оценка результативности обучения, уровня усвоения системы опорных знаний, умений и определение достижения планируемых результатов по предмету «Домоводство», а также сформированности некоторых учебных действий – адекватного восприятия учебной задачи, умения контролировать свои действия, находить правильный ответ.
Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Намеченный в Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализованный в материалах Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) компетентностный подход отразился и в содержании КИМ по предмету «Домоводство».
Выполнение учащимися совокупности представленных в работе заданий позволяет оценить уровень их подготовки, достигнутого к определенному периоду обучения, которое обеспечивает возможность дальнейшего успешного продолжения обучения.
Структура КИМ. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности. Распределение заданий по уровням сложности
Работа составлена в двух вариантах для каждого вида диагностики. Варианты одинаковые по структуре, но отличаются сложностью, способами и методами выполнения заданий в зависимости от степени нарушений развития учащихся. Задания проверочной работы составлены на материале следующих разделов содержания: «Уборка помещений и территории», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи», «Покупки». Тестовая работа включает 5 заданий на практические действия. В Таблице 1 представлено распределение заданий по блокам содержания предмета «Домоводство».
Распределение заданий КИМ по содержанию
5 класс
Таблица 1
Оценка качества усвоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР программы по предмету «Домоводство» осуществляется на основе анализа результатов учебных умений учащихся по баллам.
Результаты анализа:
0 баллов — не проявляет данное умение;
1 балл — демонстрирует умение с помощью учителя;
2 балла — допускает ошибки при демонстрации умений;
3 балла — демонстрирует умение самостоятельно.
Подсчёт процента усвоения учебного материала ведётся по формуле:
Сумма баллов по предмету * 100%
Максимальное количество баллов
Данные заносятся в Таблицу 2.
Таблица 2
Параметры Ф.И. учащихся | Задание 1. | Задание 2. | Задание 3. | Задание 4. | Задание 5. | Баллы | % усвоения |
| | | | | | | |
Время выполнения варианта КИМ индивидуально, в зависимости от возможностей и способностей каждого учащегося.
Стартовая диагностика.
5 класс
I вариант.
Задание 1. Узнавание и называние инвентаря для уборки помещений и территории.
Инструкция. Рассмотри рисунки. Назови изображенные предметы. Обведи предметы, с помощью которых убирают в комнате зелёным цветом, во дворе – синим.
Задание 2. Узнавание и различение вещей для стирки.
Инструкция. Чистое бельё обведи зелёным цветом, грязное – красным.
Задание 3. Узнавание и различение чайной посуды, кухонного инвентаря, бытовой техники.
Инструкция. Найди и обведите чайную посуду синим карандашом; кухонный инвентарь – красным; бытовую технику – зеленым.
Задание 4. Узнавание, различение и называние способов переработки овощей, фруктов, зелени.
Инструкция. Соедини линией с большой банкой то, что можно засолить, с маленькой банкой то, из чего можно сварить варенье.
Задание 5. Различение и называние покупок, отделов магазина.
Инструкция. Найди и обведи продукты синим карандашом; одежду – красным; игрушки – зеленым. Назови магазины, где можно сделать эти покупки. Раскрась эти покупки.
Стартовая диагностика.
5 класс
II вариант.
Задание 1. Узнавание и называние инвентаря для уборки помещений и территории.
Инструкция. Рассмотри рисунки. Назови, изображенные предметы. Обведи предметы, с помощью которых убирают в комнате зелёным цветом, во дворе – синим.
Задание 2. Узнавание и различение вещей для стирки.
Инструкция. Чистое бельё обведи зелёным цветом, грязное – красным.
Задание 3. Узнавание и различение чайной посуды, кухонного инвентаря, бытовой техники.
Инструкция. Найди и обведи чайную посуду синим карандашом; кухонный инвентарь – красным; бытовую технику – зеленым.
Задание 4. Узнавание, различение и называние способов переработки овощей, фруктов, зелени.
Инструкция. Соедини линией с большой банкой то, что можно засолить, с маленькой банкой то, из чего можно сварить варенье.
Задание 5. Различение и называние покупок, отделов магазина.
Инструкция. Найди и обведи продукты синим карандашом; одежду – красным; игрушки – зеленым. Назови магазины, где можно сделать эти покупки. Раскрась эти покупки.
Итоговая диагностика.
5 класс.
I вариант.
Задание 1. Узнавание, называние и различение инвентаря для уборки помещений и территории.
Инструкция. Рассмотри рисунки. Назови, изображенные предметы. Раскрась предметы, с помощью которых убирают во дворе зеленым цветом, в комнате – синим.
Задание 2. Узнавание и различение вещей для стирки.
Инструкция. Помоги маме и дочке заложить белье в стиральные машины, для этого сделай сортировку белья. Покажи стрелками, какое белье вы будете стирать в одной машине.
Задание 3. Узнавание и различение чайной посуды, кухонного инвентаря, бытовой техники.
Инструкция. Рассмотри рисунки, назови изображенные предметы. Распредели чайную посуду, кухонный инвентарь и бытовую технику показав стрелками, где их можно хранить.
Задание 4 Узнавание, различение и называние способов переработки овощей, фруктов, зелени.
Инструкция. Покажи тарелку с салатом. Покажи тарелку с десертом. Соедини линией продукты, которые нужны для приготовления салата с первой тарелкой, а для десерта со второй.
Задание 5. Различение и называние покупок, отделов магазина.
Инструкция. Назови отделы магазина. Соедини линией товары с отделом магазина, в котором их можно купить.
Итоговая диагностика.
5 класс.
II вариант.
Задание 1. Узнавание, называние и различение инвентаря для уборки помещений и территории.
Инструкция. Рассмотри рисунки. Назови, изображенные предметы. Раскрась предметы, с помощью которых убирают во дворе зеленым цветом, в комнате – синим.
Задание 2. Узнавание и различение вещей для стирки.
Инструкция. Помоги маме и дочке заложить белье в стиральные машины, для этого сделай сортировку белья. Покажи стрелками, какое белье вы будете стирать в одной машине.
Задание 3. Узнавание и различение чайной посуды, кухонного инвентаря, бытовой техники.
Инструкция. Рассмотри рисунки, назови изображенные предметы. Распредели чайную посуду, кухонный инвентарь и бытовую технику показав стрелками, где их можно хранить.
Задание 4 Узнавание, различение и называние способов переработки овощей, фруктов, зелени.
Инструкция. Покажи тарелку с салатом. Покажи тарелку с десертом. Соедини линией продукты, которые нужны для приготовления салата с первой тарелкой, а для десерта со второй.
Задание 5. Различение и называние покупок, отделов магазина.
Инструкция. Назови отделы магазина. Соедини линией товары с отделом магазина, в котором их можно купить.
Елена Гаврииловна Гончарова
Сорокина Светлана Валерьевна