Рабочая программа учебного предмета «География» (8–9 классы)
Рабочая программа
учебного предмета «География»
8-9 класс
(адаптированная общеобразовательная программа, вариант 1)
Разработана Нетесовой Л.В.
учителем географии
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы по географии Т.М.Лифановой для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, с учетом особенностей познавательной деятельности детей с ОВЗ: Сб. 1. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, допущенной Министерством образования Российской Федерации 2012год.
География является обязательным предметом в 8-9 классах, включает изучение нашей страны и материков, что расширяет кругозор школьников об окружающем мире.
Основные задачи курса географии:
- дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран;
- показать особенности взаимодействия человека и природы;
- познакомить с культурой и бытом разных народов;
- помочь усвоить правила поведения в природе.
Также на уроках географии осуществляется патриотическое, интернациональное, эстетическое и экологическое воспитание учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Географический материал направлен на развитие и коррекцию познавательной деятельности детей с ОВЗ: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию· абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, с рисованием и черчением, с русским языком, с математикой и другими школьными предметами.
Программа преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению учащимися с ОВЗ элементарных географических знаний.
В программе учебный материал расположен по годам обучения: 6 класс - «Начальный курс физической географии», 7 класс – «География России», 8 класс – «География материков и океанов», 9 класс – «География материков и океанов. Государства Евразии», «Наш край».
Также выделены практические работы и экскурсии. Основной материал посвящен изучению географии России.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение предмета «География» отводится в 8-9классах по 68 часов в год, занятия проводятся по 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
8 класс
Учащиеся должны знать:
- Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны;
- Географическое положение и их хозяйственное значение;
- Особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особенности размещения;
- Названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида).
Учащиеся должны уметь:
- показывать на географической карте из приложения к учебнику океаны, давать им характеристику;
- определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка;
- давать элементарное описание природных условий всех материков, опираясь на карту и картины;
- находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической карте;
- выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных особенностей учащихся).
9 класс
Учащиеся должны знать:
- Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;
- Границы, государственный строй и символику России;
- Особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области;
- Правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;
- Медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.
Учащиеся должны уметь:
- находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в атласах, специально разработанных для коррекционных школ VIII вида;
- показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
- находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);
- давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
- называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;
- правильно вести себя в природе;
- выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных особенностей учащихся).
Содержание учебного предмета
8 класс
Курс «Географии материков и океанов» рассчитан на 2 года обучения. Три четверти 8 класса отводится на изучение Мирового океана, Африки, Австралии, Антарктиды, Северной и Южной Америки. С IV четверти 8 класса учащиеся изучают физическую географию материка Евразия. Рассматриваются общие представления о географическом положении, очертаниях берегов, рельефе, климате, водных ресурсах, растительном, животном мире и населении Евразии.
9 класс
Продолжается изучение материка Евразия и осуществляется знакомство с государствами Евразии. Тематика этого раздела деидеологизирована: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. Современные названия государств даются в скобках. Бывшие союзные республики изучаются в разделах «Восточная Европа», «Центральная и Юго-Западная Азия». Интеграционные процессы, происходящие в Европе (отмена виз, введение единой валюты), приблизили Россию к мировому сообществу, поэтому завершается курс «География материков и океанов» темами, посвященными России как крупнейшему государству Евразии.
IV четверть 9 класса рассматривает изучение своей местности, что помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Выпускники школы должны уметь ориентироваться в своей местности, знать основные достопримечательности своего края. Занижение требований к знаниям учащихся при изучении этой темы не предусматривается.
Тематическое планирование
8класс
Название разделов содержания программы | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
Введение 1.Мировой океан. 2.Материки и части света. | 2 5 61 | Наблюдение (внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них). Работа с книгой (систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе). Систематизация знаний (существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний). Решение познавательных задач (проблем) (комплексная разнообразная информация познавательного характера). Эксперимент (существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них). |
Тема раздела/ урока | Кол-во часов |
Введение | 2 |
Урок 1-2. Что изучает география материков и океанов? | 2 |
Раздел 1. Мировой океан | 5 |
Урок 3. Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство. | 1 |
Урок 4. Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство. | 1 |
Урок 5. Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство. | 1 |
Урок 6. Индийский Океан. Хозяйственное значение. Судоходство. | 1 |
Урок 7. Современное изучение Мирового океана. | 1 |
Раздел 2. Материки и части света | 61 |
Урок 8. Географическое положение, очертание берегов, острова и полуострова. | 1 |
Урок 9. Разнообразие рельефа, климата и природных условий. | 1 |
Урок 10 . Растения тропических лесов. | 1 |
Урок 11. Животные тропических лесов. | 1 |
Урок 12. Растительный мир саванн. | 1 |
Урок 13. Животный мир саванн. | 1 |
Урок 14. Растительный и животный мир пустынь. | 1 |
Урок 15. Население. Жизнь и быт народов. | 1 |
Урок 16-17. Государства, их столицы. | 2 |
Урок 18. Обобщающий урок. | 1 |
Урок 19. Географическое положение, очертание берегов, острова. | 1 |
Урок 20. Природные условия, поверхность, климат. Реки и озера. | 1 |
Урок 21. Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н.Н. Миклухо-Маклая. | 1 |
Урок 22. Растительный мир. | 1 |
Урок 23. Животный мир. Охрана природы. | 1 |
Урок 24. Население (коренное и пришлое) | 1 |
Урок 25. Государство Австралийский союз. Города Канберра, Сидней, Мельбурн. | 1 |
Урок 26. Обобщающий урок. | 1 |
Урок 27. Географическое положение, очертание берегов. Южный полюс. | 1 |
Урок 28. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. | 1 |
Урок 29. Особенности природы, ее поверхность и климат | 1 |
Урок 30. Растительный и животный мир. Охрана природы. | 1 |
Урок 31. Изучение Антарктиды учеными разных стран. Современные исследования Антарктиды. | 1 |
Урок 32. Обобщающий урок. | 1 |
Урок 33. Открытие Америки. | 1 |
Урок 34. Географическое положение, очертание берегов. Острова и полуострова. | 1 |
Урок 35. Природные условия, рельеф, климат. | 1 |
Урок 36. Реки и озера. | 1 |
Урок 37. Растительный и животный мир. | 1 |
Урок 38. Население и государства. | 1 |
Урок 39-40. США. | 2 |
Урок 41. Канада. | 1 |
Урок 42. Мексика. Куба. | 1 |
Урок 43. Географическое положение, очертание берегов. | 1 |
Урок 44. Природные условия, рельеф, климат. | 1 |
Урок 45. Реки и озера. | 1 |
Урок 46. Растительный мир тропических лесов. | 1 |
Урок 47. Растительный мир пустынь, саванн и горных районов. | 1 |
Урок 48-49. Животный мир. | 2 |
Урок 50. Население ( коренное и пришлое) | 1 |
Урок 51. Крупные государства, их столицы. | 1 |
Урок 52. Обобщающий урок Часть света - Америка. | 1 |
Урок 53. Евразия - величайший материк земного шара. Географическое положение. Части света. | 1 |
Урок 54-55. Очертание берегов Евразии. Крупнейшие острова и полуострова. | 2 |
Урок 56. Поверхность, природные условия и полезные ископаемые Европы. | 1 |
Урок 57. Разнообразие рельефа, природных условий и полезные ископаемые Азии. | 1 |
Урок 58. Типы климата Евразии. | 1 |
Урок 59. Водные ресурсы Европы, их использование. Экологические проблемы. | 1 |
Урок 60. Реки и озера Азии. Их использование. Экологические проблемы. | 1 |
Урок 61-62. Растительный и животный мир Евразии. Международное сотрудничество в охране природы. | 2 |
Урок 63. Население Евразии. Различия по плотности населения. Народы Евразии. | 1 |
Урок 64. Культура и быт народов Европы и Азии. | 1 |
Урок 65. Обобщающий урок. | 1 |
Урок 66. Контрольная работа. | 1 |
Урок 67-68. Повторение материала | 2 |
9класс
Название разделов содержания программы | Коли чество часов | Основные виды учебной деятельности |
1.Европа. 2.Азия. 3.Россия. 4.Наш край. | 24 22 6 16 | Наблюдение (внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них). Работа с книгой (систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе). Систематизация знаний (существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний). Решение познавательных задач (проблем) (комплексная разнообразная информация познавательного характера). Эксперимент (существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них). |
Тема раздела/ урока | Кол-во часов |
Раздел 1. Европа | 24 |
Урок 1. Политическая карта Евразии. Государства Евразии | 1 |
Урок 2-3. Великобритания | 2 |
Урок 4-5. Франция | 2 |
Урок 6. Германия. | 1 |
Урок 7. Австрия. Швейцария. | 1 |
Урок 8. Испания. Португалия. | 1 |
Урок 9-10. Италия | 2 |
Урок 11. Греция. | 1 |
Урок 12. Норвегия | 1 |
Урок 13. Швеция | 1 |
Урок 14. Финляндия. | 1 |
Урок 15. Польша. Словакия. | 1 |
Урок 16. Венгрия | 1 |
Урок 17. Румыния. Болгария. | 1 |
Урок 18. Югославия. Албания. | 1 |
Урок 19. Эстония | 1 |
Урок 20. Латвия. | 1 |
Урок 21. Литва. | 1 |
Урок 22. Белоруссия. | 1 |
Урок 23. Украина. | 1 |
Урок 24. Молдавия. | 1 |
Раздел 2. Азия | 22 |
Урок 25. Казахстан. | 1 |
Урок 26. Узбекистан. | 1 |
Урок 27. Туркменистан. | 1 |
Урок 28. Киргизия. | 1 |
Урок 29. Таджикистан | 1 |
Урок 30. Грузия. | 1 |
Урок 31. Азербайджан. | 1 |
Урок 32. Армения. | 1 |
Урок 33. Турция. | 1 |
Урок 34. Ирак. | 1 |
Урок 35. Иран. | 1 |
Урок 36. Афганистан. | 1 |
Урок 37-38. Индия. | 2 |
Урок 39-40. Китай. | 2 |
Урок 41. Монголия. | 1 |
Урок 42. Корея. | 1 |
Урок 43-44. Япония | 2 |
Урок 45-46. Вьетнам, Лаос, Таиланд. | 2 |
Раздел 3. Россия | 6 |
Урок 47. Россия | 1 |
Урок 48. Сухопутные и морские границы России (повторение) | 1 |
Урок 49. Административное деление России (повторение) | 1 |
Урок 50. Столица, крупнейшие города России. | 1 |
Урок 51. Обобщающий урок. | 1 |
Урок 52. Контрольная работа. | 1 |
Раздел 4. Наш край | 16 |
Урок 53. История возникновения нашего края. | 1 |
Урок 54. Положение на карте области, края. Границы. Поверхность. | 1 |
Урок 55. Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы. | 1 |
Урок 56. Полезные ископаемые и почвы нашей местности. | 1 |
Урок 57. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. | 1 |
Урок 58. Растительный мир нашего края. Красная книга. Охрана растительного мира. | 1 |
Урок 59. Животный мир нашей местности. Вред природе, наносимый браконьерами. Заповедники. | 1 |
Урок 60. Население нашего края. Его состав, национальные обычаи. | 1 |
Урок 61. Промышленность нашей местности. | 1 |
Урок 62. Специализация сельского хозяйства. | 1 |
Урок 63. Транспорт нашего края. | 1 |
Урок 64. Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края. | 1 |
Урок 65. Наш город. | 1 |
Урок 66. Обобщающий урок "Моя малая Родина". | 1 |
Урок 67-68. Повторение материала | 2 |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1) глобус физический;
2) географический атлас школьника;
3) возможность использования ноутбука из кабинета №6 с выходом в Интернет;
4) комплекты наглядно-иллюстративного материала из фондов кабинета географии;
5) учебный комплект таблиц «Материки и океаны Земли»;
6) набор видеофрагментов по странам Европы;
7) учебные презентации «Россия», «Наш край»;
8) физическая карта Иркутской области;
9) карто-схема «Жигаловский район».
Литература
Учебник географии для 8 специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Лифанова, Соломина «Просвещение», рабочая тетрадь Т.М.Лифановой «Просвещение».
Учебник географии для 9 специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Лифанова, Соломина «Просвещение», рабочая тетрадь Т.М.Лифановой «Просвещение».