Рабочая программа учебного предмета «Сельскохозяйственный труд» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Нытвенская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Рабочая программа
учебного предмета «Сельскохозяйственный труд»
для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Разработчик программы:
Учитель Шилова Л. Г.
Рассмотрена на заседании МО учителей-предметников.
Протокол № ___ от «___» ______________ 2018
Руководитель МО: _____________ /Петрова Е. В./
с. Сергино, 2018 г.
Содержание
1 | Пояснительная записка…………………………………………… | 3-4 |
2 | Общая характеристика учебного предмета.…………………….. | 5 |
3 | Описание места учебного предмета в учебном плане………….. | 6 |
4 | Предметные результаты освоения учебного предмета…………………………………………………………… | 7 |
5 | Содержание учебного предмета…………………………………. | 8-9 |
6 | Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся …………………………………… | 10-13 |
7 | Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности………………………………………. | 14 |
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Сельскохозяйственный труд» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов:
— Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ Нытвенской общеобразовательной школы-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 2, под редакцией Воронковой В. В., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2012 г., допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04.2016 № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованный при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 года»;
— и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность.
Программа содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах.
Трудовая деятельность - та форма проявления жизненной активности человека; которая оказывает решающее влияние на его развитие. Труд играет большую роль в судьбе умственно отсталых школьников. Трудовая деятельность служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений учащихся; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы.
Основной целью обучения является:
практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях.
Задачи:
1.Углубление знаний о основных овощных; плодово-ягодных культур.
2.Формирование умений по возделыванию овощных культур, а также содержание сельскохозяйственной птицы .
3.Развитие умений по распознаванию и определению выращиваемых культур.
4.Ознакомление с ведущими профессиями в овощеводстве; животноводстве.
5.Формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, доводить начатое дело до конца.
Общая характеристика учебного предмета
В процессе обучения сельскохозяйственному трудуучащиеся с умеренной умственной отсталостьюпредположительно могут овладетьопределённой системой первоначальных знаний и практических умений по общему земледелию и важнейшим отраслям растениеводства: уборки картофеля, обработка почвы, посадка чеснока, уход за ягодными кустарниками. Школьники познакомятся с видами органических удобрений и условиями их хранения. А так же на занятиях по растениеводству обучающиеся знакомятся с технологией выращивания столовых корнеплодов и репчатого лука, лука- севка.. На учебно-опытном участке; учащиеся осваивают технологические приёмы уборки и посадки овощей. На занятиях по животноводству учащиеся знакомятся с правилами содержания сельскохозяйственной птицы, овец и коз. Для успешного обучения в тематический план включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсия, лабораторная работа, используется наглядный материал. Для закрепления знаний к каждому разделу прилагается упражнение. Для проверки умений и навыков в конце каждой четверти рекомендуется самостоятельная работа. При составлении тематического планирование были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Профильный труд» (сельскохозяйственный труд) изучается с 5 - 9 класс.
Программа составлена из расчета 170 часов(5 часов в неделю) на изучение по АООП образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью 7, 8 года обучения..
4 | Предметные результаты освоения учебного предмета Для обучающихся с умеренной умственной отсталостью результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учётом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся из-за системных нарушений развития. Предполагаемые предметные результаты: |
должны знать:
-Правила ТБ при работе с сельскохозяйственным инвентарем.
- Знать время и правила уборки овощей.
- способы хранения овощей -
должны уметь:
- Правильно обращаться при работе с с/х инвентарем.
-Убирать и хранить овощи;
-распознавать овощи;
-распознавать виды сельскохозяйственной птицы;
Содержание программы учебного курса.
I четверть
Вводное занятие.
Цель обучения предмету сельскохозяйственный труд. Задачи обучения в предстоящем учебном году. Охрана труда. Спецодежда.
Уборка картофеля.
Сроки уборки картофеля. Правила выкопки клубней без повреждения.
Практическая работа: выкопка клубней картофеля. Практическая работа: сбор клубней и их просушка. Практическая работа: закладка клубней на хранение .
Почва и ее обработка.
Общее представление о почве . Пахотный слой почвы. Значение почвы для выращивания растений. Удобрение почвы. Обработка почвы с помощью лопаты. Правила вкапывания почвы лопатой. Требования к качеству вскапывания. Практические работы: выбор лопаты, осмотр участка,определение направления борозд, прокапывание первой борозды, соблюдение глубины вскапывания, соблюдение слитности борозд.
Подготовка почвы под посадку чеснока.
Требование к обработке почвы под чеснок. Практическая работа: разметка участка (гряд) под чеснок. вскапывание участка, рыхление участка выравнивание участка граблями.
Посадка чеснока.
Сроки посадки чеснока. Подготовка посадочного материала. Способы посадки чеснока. Глубина заделки чеснока. Практические работы: разметка рядков с помощью веревки (колышков), посадка чеснока в рядки.
Осенний уход за ягодными кустарниками.
Ягодные кустарники. Ягодные кустарники распространенные в местных условиях. Обработка почвы при уходе за ягодными кустарниками. Правила вскапывания почвы вокруг ягодных кустарников. Глубина вскапывания вокруг ягодных кустарников. Практические работы: вкапывание почвы вокруг ягодных кустарников лопатой. Практическое повторение.
Практическая работа: уборка овощей. Практическая работа: обработка почвы ручным инвентарем. Самостоятельная работа: обработка почвы с помощью лопаты. Самостоятельная работа: обработка почвы с помощью лопаты.
Домашняя птица.
Виды домашней птицы. Куры. Гуси. Утки. Индейки. Птица, разводимая в местных условиях. Содержание птицы в коллективных хозяйствах. Содержание птицы в индивидуальных хозяйствах.
Содержание домашней птицы.
Помещение для содержания птицы. Оборудование птичника. Уход за птичником. Содержание птицы с вольным выгулом. Содержание птицы с ограниченным выгулом. Безвыгульное содержание птицы. Экскурсия: птицеферма или фермерское хозяйство. Анализ экскурсии.
Органические удобрения.
Общее представление об удобрениях. Значение удобрений. Виды органических удобрений. Виды навоза. Значение органических удобрений для почвы. Значение органических удобрений для получения высоких урожаев. Самостоятельная работа: органические удобрения.
Заготовка компоста.
Правила хранения навоза. Хранение птичьего помета. Получение компоста. Практическая работа: закладка компоста. Практическая работа: заготовка компоста.
Овощные культуры.
Общее представление об овощах. Овощные культуры. Группы овощных культур. Корнеплоды. Капустные овощные культуры. Луковичные овощные культуры. Плодовые овощные культуры. Зеленые овощные культуры. Характеристика овощных культур. Необходимость потребления разнообразных овощей. Самостоятельная работа: распознавание овощных культур.
Практическое повторение.
Самостоятельная работа: разбор смеси семян овощных культур.
Овцы и козы.
Овцы в крестьянских хозяйствах. Козы в крестьянских хозяйствах. Местные породы овец. Местные породы коз. Козы, разводимые для получения молока.
Содержание овец и коз зимой.
Скотный двор в крестьянском хозяйстве. Выгульный двор. Устройство кормушек на выгульном дворе.
Корм для овец и коз.
Сено, как корм для овец и коз. Зерновые корма для овец и коз. Сочные корма. Овощные культуры.
Выращивание столовых корнеплодов.
Подготовка почвы под столовые корнеплоды. Сроки и способы посева. Уход за растениями. Практическая работа: подготовка почвы, разметка борозд. Практическая работа: углубление борозд по размеченным линиям. Практическая работа: раскладка семян моркови и свеклы в посевные рядки. Практическая работа: заделка семян. Выращивание репчатого лука и лука севка.
Виды лука. Условия хранения лука-севка. Подготовка лука-севка к посадке. Способы посадки. Уход за посадкой лука. Практическая работа: подготовка почвы для посадки лука. Практическая работа: разметка гряд для посадки лука. Практическая работа: замачивание лука -севка. Практическая работа: посадка лука-севка в гряды по разметке. Мульчирование почвы
Практическое повторение.
Посадка картофеля. Вскапывание почвы.
6. Тематическое планирование.
№п/п | Разделы программы, темы | Кол-во часов | Дата | Оборудование | Коррекционная работа | Примечание | |
1 | Вводное занятие Цель обучения предмету сельскохозяйственный труд. Задачи обучения в предстоящем учебном году. Охрана труда. Спецодежда. | 1 | | Учебная, справочно- информацион- ная литература. | | | |
2 | Уборка картофеля. Сроки уборки картофеля. Правила выкопки клубней без повреждения. Практические работы. Выкопка клубней картофеля. Сбор клубней и их просушка. Закладка клубней на хранение. | 1 1 2 2 2 | | Плакат. Сельскохозяйственный инвентарь. | Развивать связную устную речь. Развивать восприятие цвета, формы, величины предмета. | | |
3 | Почва и ее обработка. Общее представление о почве . Пахотный слой почвы. Значение почвы для выращивания растений. Удобрение почвы. Обработка почвы с помощью лопаты. Правила вкапывания почвы лопатой. Требования к качеству вскапывания. Практические работы. Выбор лопаты. Осмотр участка. Перекапывание почвы | 1 1 1 1 1 2 | | Плакаты. Учебная, справочно- информацион ная литература Сельскохозяйственный инвентарь. | Обогащать словарь Развитие умения пользоваться изученным материалом в практической деятельности. | | |
4 | Подготовка почвы под посадку чеснока. Требование к обработке почвы под чеснок. Практические работы: разметка участка (гряд) под чеснок. Вскапывание участка. Выравнивание участка граблями. | 1 2 1 1 | | Сельскохозяйственный инвентарь. | Обогащать словарь Развитие умения пользоваться изученным материалом в практической деятельности. | | |
5. | Посадка чеснока. Сроки посадки чеснока. Подготовка посадочного материала. Способы посадки чеснока. Глубина заделки чеснока. Практические работы: разметка рядков с помощью веревки (колышков). Посадка чеснока в рядки | 1 1 1 2 | | Учебная, справочно- информацион- ная литература Сельскохозяйственный инвентарь. | Обогащать словарь Развитие умения пользоваться изученным материалом в практической деятельности. | | |
6 | Осенний уход за ягодными кустарниками.Ягодные кустарники распространенные в местных условиях. Обработка почвы при уходе за ягодными кустарниками. Правила вскапывания почвы вокруг ягодных кустарников.Глубина вскапывания. Практическая работа: вкапывание почвы вокруг ягодных кустарников лопатой. | 1 1 1 3 | . | Презентация, фотографии. Учебная, справочно- информацион- ная литература Плакаты. | Развивать связную устную речь. Развитие умения пользоваться изученным материалом в практической деятельности. | | |
7 | Практическое повторение. Практическая работа: уборка овощей. Практическая работа: обработка почвы ручным инвентарем. Самостоятельная работа: обработка почвы с помощью лопаты. | 2 4 2 | | Сельскохозяйственный инвентарь. | Развитие умения пользоваться изученным материалом в практической деятельности. | | |
8 | ll четверть Домашняя птица. Виды домашней птицы. Куры. Гуси. Утки. Индейки. Птица, разводимая в местных условиях. Содержание птицы в коллективных хозяйствах. Содержание птицы в индивидуальных хозяйствах. | 6 2 2 2 | | Презентация, фотографии. Загадки. Учебная, справочно- информацион- ная литература | Развивать связную устную речь. Обогащать словарь | | |
9 | Содержание домашней птицы. Помещение для содержания птицы. Оборудование птичника. Уход за птичником. Содержание птицы с вольным выгулом. Содержание птицы с ограниченным выгулом. Безвыгульное содержание птицы. Экскурсия: птицеферма или фермерское хозяйство. Анализ экскурсии. | 2 2 2 2 2 2 | | Презентация, фотографии. Загадки. Плакаты. Учебная, справочно- информацион- ная литература | Развивать связную устную речь. Обогащать словарь | | |
10 | Органические удобрения. Общее представление об удобрениях. Значение удобрений. Виды органических удобрений. Виды навоза. Значение органических удобрений для получения высоких урожаев | 1 2 2 1 | | Учебная, справочно- информацион- ная литература | Обогащать словарь | | |
11 | Заготовка компоста. Правила хранения навоза. Хранение птичьего помета. Получение компоста. | 1 1 1 | | | Обогащать словарь | | |
11.1 | Практическая работа.Заготовка компоста. | 4 | | | Развитие умения пользоваться изученным материалом в практической деятельности. | | |
15 | lllчетверть Овощные культуры. Общее представление об овощах. Корнеплоды. Капустные овощные культуры. Луковичные овощные культуры. Плодовые овощные культуры. Зеленые овощные культуры. Необходимость потребления разнообразных овощей. Самостоятельная работа: распознавание овощных культур. | 2 4 2 4 4 4 2 1 | | Презентация, фотографии. Плакаты. Загадки.Видиоролик. Учебная, справочно- информацион- ная литература | Развивать восприятие цвета, формы, величины предмета Обогащать словарь Развивать связную устную речь. | | |
| Овцы и козы . Овцы в крестьянских хозяйствах. Козы в крестьянских хозяйствах. Местные породы овец. Козы, разводимые для получения молока. | 1 1 1 1 | | Изображение овец и коз разных пород. | | | |
| Скотный двор в крестьянском хозяйстве. Выгульный двор. Содержание овец и коз. Устройство кормушек . Сено, как корм для овец и коз. Зерновые корма для овец и коз. Сочные корма. Подготовка кормов к скармливанию Экскурсия: фермерское хозяйство. Анализ экскурсии. Практические работы: распознавание видов кормов. Подготовка сочных кормов к скармливанию | 1 1 1 1 4 2 3 2 2 2 4 | | Плакат Образцы сена | Развивать восприятие цвета, формы, величины предмета Обогащать словарь | | |
18 | Практическое повторение. Самостоятельная работа: разбор смеси семян овощных культур | 3 | | Коллекция семян. | Развитие умения пользоваться изученным материалом в практической деятельности. | | |
21 | lVчетверть Выращивание столовых корнеплодов. Подготовка почвы под столовые корнеплоды. Сроки и способы посева. Уход за растениями. Практические работы: подготовка почвы, разметка борозд. Углубление борозд по размеченным линиям. Раскладка семян моркови в посевные рядки. Заделка семян. Раскладка семян свеклы в посевные рядки. Заделка семян. | 1 1 1 1 2 1 2 1 | | Учебная, справочно- информацион- ная литература Сельскохозяйственный инвентарь. Семена. | Обогащать словарь Развитие умения пользоваться изученным материалом в практической деятельности. | | |
22 | Выращивание репчатого лука и лука севка. Виды лука. Подготовка лука-севка к посадке. Способы посадки. Уход за посадкой лука. | 2 2 2 2 | | Презентация. Учебная, справочно- информацион- ная литература.Фотографии. | Развивать связную устную речь. Обогащать словарь Развивать восприятие цвета, формы, величины предмета. | | |
23 | Практические работы: подготовка почвы для посадки лука. Разметка гряд для посадки лука. Подготовка лука –севка к посадке. Посадка лука-севка в гряды по разметке. Мульчирование почвы | 4 2 2 4 2 | | Плакаты. Сельскохозяйственный инвентарь. | Развитие умения пользоваться изученным материалом в практической деятельности. | | |
24 | Практическое повторение. Посадка картофеля. Вскапывание почвы | 4 4 | | Сельскохозяйственный инвентарь. | Развитие умения пользоваться изученным материалом в практической деятельности. | | |
7 | Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности |
Учебно-методическая и справочная литература
Справочники
№ | Название | Класс | Примечание |
1 | А.Т.Лебедева «Календарь овощевода-любителя» | | |
2 | В.Н. Разумкова «Картофель на приусадебных и садово-огородных участках» | | |
3 | В.А.Князев «Юному картофелеводу» | | |
4 | Н.А. Аксенова «Деревья и кустарники для любительского садоводства и озеленения | | |
5 | Б.Ф. Бессарабов «Юному птицеводу | | |
6 | А.Н. Папонов «Овощи-источник здоровья» | | |
7 | Справочник «Приусадебное хозяйство» | | |
8 | Выращивание овощных культур в Пермском крае | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Методические пособия, рабочие тетради
| Название | Класс | Примечание |
1 | Е.А. Ковалева Сельскохозяйственный труд рабочая тетрадь Москва «Просвещение» 2016 | | |
| Учебник Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 6 класс, Москва «Просвещение» 2006 г. | | |
| | | |
Схемы и таблицы по сельскохозяйственному труду
№ | Название | Класс | Примечание |
| | | |
2. | Овощи | | |
3. | Фрукты | | |
4. | Ягоды | | |
5 | Цветы | | |
6 | Домашние животные | | |
7 | Коза в сарае зимой | | |
8 | Иллюстрации растений | | |
14. | Подготовка семян к посеву | | |
15. | Пикировка рассады | | |
16 | Высадка рассады в грунт | | |
17. | Подготовка участка к перекопке почвы. | | |
18. | Перекопка почвы | | |
19. | Посев семян в грунт | | |
20. | Выращивание лука репчатого | | |
21. | Уход за смородиной | | |
Видеоматериалы по сельскохозяйственному труду
№ | название | класс | примечание |
| Витамины в фруктах и ягодах | | документальный |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Презентации
№ | название | класс | примечание |
1 | Отрасли животноводства | | |
| Отрасли сельского хозяйства | | |
| Картофель | | |
| Органические удобрения | | |
| Посадка чеснока | | |
| Группы овощных культур | | |
| Выращивание моркови | | |
| Борьба с сорными растениями | | |
| Все ли вы знаете об овощах | | |
| Лук репка | | |
| Птицеферма | | |
| Теплицы | | |
| Профессии человек-природа | | |
| | | |
| | | |
| | | |