Рабочая программа учебного предмета «Профильный труд» (подготовка младшего обслуживающего персонала) для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) - 6 класс
Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДЕНО»
на заседании педагогического совета приказом ОКОУ «Курская школа»
протокол от 29.08.2024 г. № 1 от 30.08.2024 г. № 01-02-265
Директор школы _______П.В.Сеин
Рабочая программа
учебного предмета «Профильный труд»
(подготовка младшего обслуживающего персонала)
для обучающихся 6 класса
Учитель труового обучения: Е.Г. Гончарова
2024 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» в 6 классе предметной области «Технология» (подготовка младшего обслуживающего персонала) разработана на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)", учебников «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала» для 6 классов авторов — А.Г. Галле, Е.Ю. Головинская, Издательство - «Современные образовательные технологии», Самара, 2017г.
Основной контингент учащихся 6 класса составляют обучающиеся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по варианту ФАООП УО (вариант 2).
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» в 6 классе предметной области «Технология» - подготовка младшего обслуживающего персонала – разработана на один учебный год.
Документы, на основании которых разработана рабочая программа.
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конвенции о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года),
- Федерального Закона от 24 июля 1998г. № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»,
- Закона Курской области от 17 февраля 2000 г. № 13-ЗКО «Об образовании в Курской области» (в редакции от 30.12.2004) № 92-ЗКО,
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Приказа министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования об учающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Устава Областного казенного общеобразовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Цель образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по варианту ФАООП УО (вариант 2): развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Для обучающихся, получающих образование ФАООП УО (вариант 2), характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
Целью трудового обучения является подготовка обучающихся и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой деятельности.
Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениями.
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Обучающихся знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).
Подросток учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью педагогического работника (или самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии с своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству продукта и производить его в установленные сроки.
Предметные результаты освоения учебного предмета
"Профильный труд"
1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.
Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности.
Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.
Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.
Умение соблюдать технологические процессы, например, выращивание и уход за растениями, изготовление изделий из бумаги, ткании другие, с учетом особенностей региона.
Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.
2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Содержание программы
1. Вводное занятие:
- подготовка школьника к труду: рабочие профессии, профессии родителей;
- знакомство с основными видами работ на уроках, организация рабочего места;
- план работы на четверть;
- техника безопасности и правила поведения на уроках труда.
2. Работа на участке:
- аллеи, дорожки, площадки около школы: расположение, назначение, правила ухода;
- инвентарь для выполнения уборочных работ: виды, назначение, правила безопасности при работе;
- сгребание опавших листьев, удаление сорных растений;
- подметание дорожек и площадок, переноска собранного мусора;
- подготовка уборочного инвентаря к хранению, складирование инвентаря;
- виды цветников;
- осмотр участка для вскапывания;
- оформление формы цветника в виде аппликации;
- вскапывание почвы в цветнике: значение, глубина, приемы, требования к качеству;
- определения глубины вскапывания, понятие о борозде;
- выравнивание вскопанной почвы граблями.
3. Ежедневная уборка спального помещения:
- пол, подоконник, отопительные радиаторы в спальне;
- тряпка для уборки, требования к состоянию и хранению;
- последовательность уборки;
- протирка подоконников, радиаторов, радиаторных ниш, пола;
- проверка результатов и качества работы.
4. Работа с тканью:
Аппликация: рыбка. Ткани, применяемые для изготовления аппликации, их названия. Оформление аппликации.
5. Устройство жилого помещения:
- элементы строительной конструкции дома: стена, пол, потолок, дверной проем, оконный проем;
- оборудование дома: плинтус, подоконник, оконная рама, отопительный радиатор, дверь;
- изделия: аппликации «Жилая комната», «Кухня», инструменты и материалы для выполнения аппликации;
- выбор цветной бумаги, разметка, вырезание, расположение и приклеивание деталей на бумаге.
6. Работа в столовой:
- понятие о гигиене питания;
- фаянсовая и стеклянная посуда;
- столовые приборы и посуда из алюминия;
- требования к работнику столовой: одежда, поведение;
- правила подготовки стола к подаче пищи, эстетическое оформление стола;
- правила безопасности при подаче пищи и уборке посуды;
- сервировка стола, разноска пищи по столам, подача пищи;
- уборка и протирка столов, пола.
7. Ремонт постельного белья:
- ремонт постельного белья по распоровшемуся шву.
8. Ежедневная уборка помещения:
- служебные помещения: учительская, методический кабинет, кабинет директора, класс, складские помещения;
- порядок хранения и расположения вещей в помещении;
- правила уборки в служебном помещении: протирка подоконников, отопительных радиаторов, столов, настольных светильников, очистка мусорных корзин;
- бытовой электропылесос: устройство, применение, пользование;
- удаление пыли с помощью пылесоса, чистка уборочного инвентаря и уборка в специально отведенное место.
9. Уход за мебелью:
- школьная мебель: виды, назначение;
- виды покрытия мебели, средства и правила ухода за мебелью в зависимости от покрытия;
- удаление пыли с водостойкой и неводостойкой мебели;
- уборка мягкой мебели;
- применение пылесоса при обработке мягкой мебели.
Учебно-тематическое планирование
учебного предмета «Профильный труд»
(подготовка младшего обслуживающего персонала)
6 класс – 4 ч/н
№ п\п | Разделы (темы) | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 8 |
2 | Работа на участке | 22 |
3 | Ежедневная уборка спального помещения | 12 |
4 | Работа с тканью | 6 |
5 | Устройство жилого помещения | 6 |
6 | Уход за полом | 8 |
7 | Работа в столовой | 8 |
8 | Ремонт постельного белья | 10 |
9 | Ежедневная уборка помещения | 12 |
10 | Уход за мебелью | 8 |
11 | Практическая работа | 22 |
12 | Самостоятельная работа | 8 |
итого | 130 |
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета «Профильный труд»
(подготовка младшего обслуживающего персонала)
6 класс (4 ч/н – 130ч)
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература
1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1999.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 1994.
3. Программа Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 классов, под ред. В.В.Воронковой. Сборник 2 под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2011.
Интернет-ресурсы
Федеральный портал Российское образование: http://www.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru/
Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru
Федеральное агентство по образованию РФ": http://www.ed.gov.ru
Российская Государственная Библиотека: http://www.rsl.ru
Государственная публичная научно-техническая библиотека: http://www.gpntb.ru
Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского: http://www.gnpbu.ru
Дизайн как стиль жизни: история, теория, практика дизайна: www.rosdesign.ru
Ландшафтный дизайн: www.myhouse.ru
Рабочая тетрадь: к учебнику «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала». 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам/ Головинская Е.Ю.- Самара: Современные образовательные технологии, М.: Русское слово – учебник, 2015.
ПМОП 6 кл.Рабоч.тетрадь Головинская.pdf
Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала: Учебник для 6, класса для обучающихся с ОВЗ, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам/ Галина А.И., Головинская Е.Ю.- Самара: Современные образовательные технологии, М.: Русское слово – учебник, 2019.
Учебник 6кл.ПМОП Галле, Головинская.pdf
Электронный ресурс по трудовому обучению http://www.lobzik.pri.ee/modules/news/
Интернет-журнал «Девчонки-мальчишки. Школа ремесел»: http://www.dm-magazine.ru/