Рабочая программа учебного предмета «Профильный труд» (подготовка младшего обслуживающего персонала) для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) - 6 класс

6
0
Материал опубликован 12 January в группе

Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»




«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДЕНО»

на заседании педагогического совета приказом ОКОУ «Курская школа»

протокол от 29.08.2024 г. № 1 от 30.08.2024 г. № 01-02-265


Директор школы _______П.В.Сеин









Рабочая программа

учебного предмета «Профильный труд»

(подготовка младшего обслуживающего персонала)

для обучающихся 6 класса













​​​​​​​Учитель труового обучения: Е.Г. Гончарова












2024 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» в 6 классе предметной области «Технология» (подготовка младшего обслуживающего персонала) разработана на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)", учебников «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала» для 6 классов авторов — А.Г. Галле, Е.Ю. Головинская, Издательство - «Современные образовательные технологии», Самара, 2017г.

Основной контингент учащихся 6 класса составляют обучающиеся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по варианту ФАООП УО (вариант 2).

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» в 6 классе предметной области «Технология» - подготовка младшего обслуживающего персонала – разработана на один учебный год.

Документы, на основании которых разработана рабочая программа.

- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Конвенции о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года),

- Федерального Закона от 24 июля 1998г. № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»,

- Закона Курской области от 17 февраля 2000 г. № 13-ЗКО «Об образовании в Курской области» (в редакции от 30.12.2004) № 92-ЗКО,

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- Приказа министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования об учающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Устава Областного казенного общеобразовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Цель образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по варианту ФАООП УО (вариант 2): развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Для обучающихся, получающих образование ФАООП УО (вариант 2), характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

Целью трудового обучения является подготовка обучающихся и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой деятельности.

Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениями.

Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Обучающихся знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).

Подросток учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью педагогического работника (или самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии с своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству продукта и производить его в установленные сроки.

Предметные результаты освоения учебного предмета

"Профильный труд"

1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.

Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности.

Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.

Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.

Умение соблюдать технологические процессы, например, выращивание и уход за растениями, изготовление изделий из бумаги, ткании другие, с учетом особенностей региона.

Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.

2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.


Содержание программы


1. Вводное занятие:

- подготовка школьника к труду: рабочие профессии, профессии родителей;

- знакомство с основными видами работ на уроках, организация рабочего места;

- план работы на четверть;

- техника безопасности и правила поведения на уроках труда.

2. Работа на участке:

- аллеи, дорожки, площадки около школы: расположение, назначение, правила ухода;

- инвентарь для выполнения уборочных работ: виды, назначение, правила безопасности при работе;

- сгребание опавших листьев, удаление сорных растений;

- подметание дорожек и площадок, переноска собранного мусора;

- подготовка уборочного инвентаря к хранению, складирование инвентаря;

- виды цветников;

- осмотр участка для вскапывания;

- оформление формы цветника в виде аппликации;

- вскапывание почвы в цветнике: значение, глубина, приемы, требования к качеству;

- определения глубины вскапывания, понятие о борозде;

- выравнивание вскопанной почвы граблями.

3. Ежедневная уборка спального помещения:

- пол, подоконник, отопительные радиаторы в спальне;

- тряпка для уборки, требования к состоянию и хранению;

- последовательность уборки;

- протирка подоконников, радиаторов, радиаторных ниш, пола;

- проверка результатов и качества работы.

4. Работа с тканью:

Аппликация: рыбка. Ткани, применяемые для изготовления аппликации, их названия. Оформление аппликации.

5. Устройство жилого помещения:

- элементы строительной конструкции дома: стена, пол, потолок, дверной проем, оконный проем;

- оборудование дома: плинтус, подоконник, оконная рама, отопительный радиатор, дверь;

- изделия: аппликации «Жилая комната», «Кухня», инструменты и материалы для выполнения аппликации;

- выбор цветной бумаги, разметка, вырезание, расположение и приклеивание деталей на бумаге.

6. Работа в столовой:

- понятие о гигиене питания;

- фаянсовая и стеклянная посуда;

- столовые приборы и посуда из алюминия;

- требования к работнику столовой: одежда, поведение;

- правила подготовки стола к подаче пищи, эстетическое оформление стола;

- правила безопасности при подаче пищи и уборке посуды;

- сервировка стола, разноска пищи по столам, подача пищи;

- уборка и протирка столов, пола.

7. Ремонт постельного белья:

- ремонт постельного белья по распоровшемуся шву.

8. Ежедневная уборка помещения:

- служебные помещения: учительская, методический кабинет, кабинет директора, класс, складские помещения;

- порядок хранения и расположения вещей в помещении;

- правила уборки в служебном помещении: протирка подоконников, отопительных радиаторов, столов, настольных светильников, очистка мусорных корзин;

- бытовой электропылесос: устройство, применение, пользование;

- удаление пыли с помощью пылесоса, чистка уборочного инвентаря и уборка в специально отведенное место.

9. Уход за мебелью:

- школьная мебель: виды, назначение;

- виды покрытия мебели, средства и правила ухода за мебелью в зависимости от покрытия;

- удаление пыли с водостойкой и неводостойкой мебели;

- уборка мягкой мебели;

- применение пылесоса при обработке мягкой мебели.







Учебно-тематическое планирование

учебного предмета «Профильный труд»

(подготовка младшего обслуживающего персонала)

6 класс – 4 ч/н


п\п

Разделы (темы)

Кол-во

часов

1

Вводное занятие

8

2

Работа на участке

22

3

Ежедневная уборка спального помещения

12

4

Работа с тканью

6

5

Устройство жилого помещения

6

6

Уход за полом

8

7

Работа в столовой

8

8

Ремонт постельного белья

10

9

Ежедневная уборка помещения

12

10

Уход за мебелью

8

11

Практическая работа

22

12

Самостоятельная работа

8


итого

130


Календарно-тематическое планирование

учебного предмета «Профильный труд»

(подготовка младшего обслуживающего персонала)

6 класс (4 ч/н – 130ч)


п/п

Тема урока

Кол-во часов


I четверть

32

I

Вводное занятие

2

1

Подготовка школьника к труду: рабочие профессии. Профессии родителей.

1

2

Рабочее место и правила ухода за ним.

Правила безопасности и правила поведения на уроках труда.

1

II

Работа на участке

12

3

Территория вокруг школы.

1

4

Аллеи, дорожки, площадки около школы: расположение, назначение, правила ухода.

1

5

Виды сорных растений.

1

6

Выдергивание и удаление сорных растений.

1

7

Инвентарь для выполнения уборочных работ: виды назначения, рабочие позы и приёмы.

1

8

Правила безопасности при уборке.

1

9

Приемы работы инвентарем: граблями.

1

10

Сгребание опавших листьев граблями. Переноска собранного мусора.

1

11

Приемы работы инвентарем: метлой.

1

12

Подметание, посыпание песком дорожек и площадок

1

13

Уборочный инвентарь.

1

14

Подготовка уборочного инвентаря к хранению и складывание в отведённое место.

1

III

Ежедневная уборка спального помещения

12

15

Тряпка для уборки.

1

16

Назначение в зависимости от вида работы, используемая ткань, маркировка, требование к состоянию во время работы и при хранении.

1

17

Последовательность уборки. Определение качества уборки.

1

18

Требования к тряпке во время работы.

1

19

Протирка подоконников, радиаторов, радиаторных ниш.

1

20

Правила безопасности при протирке подоконников, отопительного радиатора.

1

21

Крепление тряпки на швабру.

1

22

Промывка тряпки во время работы.

1

23

Влажная протирка пола.

1

24

Уборка помещения.

1

25

Проверка результатов работы.

1

26

Коллективное обсуждение качества работы.

1

IV

Самостоятельная работа

2

27

Уборка помещения.

1

28

Уборка помещения.

1

29

Практическое повторение

4

30

Уборка школьного участка.

1

V

Подметание дорожек и площадок.

1

31

Уборка помещения.

1

32

Влажная протирка пола. Проверка результатов работы.

1


II четверть

30

I

Вводное занятие

2

33

Знакомство с основными видами работ на уроках. Организация рабочего места.

1

34

Правила безопасности и правила поведения на уроках труда.

1

II

Работа с тканью

6

35

Аппликация из ткани: рыбка.

1

36

Ткани, применяемые для изготовления аппликации, их названия.

1

37

Выполнение аппликации.

1

38

Наклеивание деталей рыбки.

1

39

Оформление аппликации.

1

40

Украшение аппликации: рыбка.

1

III

Устройство жилого помещения

6

41

Элементы строительной конструкции

(стены, пол, потолок, дверной проем, оконный проем). Инструменты и материалы для выполнения аппликации (цветная бумага, шаблон, карандаш, линейка, угольник, ножницы, кисточка, клей).

1

42

Оборудование дома (плинтус, подоконник, оконная рама, отопительный радиатор).


43

Аппликация «Жилая комната». Выбор цветной бумаги, разметка, вырезание, расположение деталей на бумаге.

1

44

Проверка расположения, наклеивание деталей. Подписывание на аппликациях название предметов.

1

45

Строительные элементы конструкции.

1

46

Нахождение строительных элементов в здании школы (дома).

1

IV

Уход за полом

8

47

Покрытие пола, виды назначения и различие по внешнему виду.

1

48

Средства защиты при мытье полов.

1

49

Инструменты и приспособления для уборки полов: виды, правила обращения и сбережения.

1

50

Маркировка уборочного инвентаря.

1

51

Средства для мытья полов.

1

52

Техника безопасности при пользовании средствами для мытья полов.

1

53

Особенности мытья полов из разных материалов.

1

54

Влажная уборка полов с разным покрытием. Проверка результатов работы.

1

V

55

Самостоятельная работа

Влажная уборка полов с разным покрытием

2

1

56

Влажная уборка полов с разным покрытием

1

VI

Практическое повторение

6

57

Изготовление аппликации: символ года.

1

58

Наклеивание основных деталей аппликации.

1

59

Выполнение аппликации.

1

60

Наклеивание мелких деталей аппликации.

1

61

Оформление аппликации.

1

62

Украшение аппликации: символ года.

1


III четверть

40

I

Вводное занятие

2

63

Организация рабочего места. План работы на четверть.

1

64

Правила безопасности и правила поведения на уроках труда.

1

II

Работа в столовой

8

65

Школьная столовая. Понятие о гигиене питания.

1

66

Фаянсовая и стеклянная посуда. Алюминиевая посуда и приборы.

1

67

Требования к работнику столовой: одежда, поведение.

1

68

Правила безопасности при работе в столовой.

1

69

Эстетическое оформление стола. Сервировка стола. Правила подготовки стола к подаче пищи.

1

70

Подача пищи по столам. Правила безопасности при подаче пищи и уборки посуды. Сбор грязной посуды.

1

71

Выполнение санитарных требований и правил этикета при сборе грязной посуды со столов.

1

72

Уборка и протирка столов. Уборка пола столовой.

1

III

Ремонт постельного белья

10

73

Ремонт постельного белья (наволочка, простыня, пододеяльник).

1

74

Правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами.

1

75

Виды ремонта: ремонт белья по распоровшемуся шву.

1

76

Подготовка изделия к ремонту.

1

77

Ремонт простыни (по распоровшемуся шву).

1

78

Выполнение ремонта ручными стежками.

1

79

Ремонт наволочки (по распоровшемуся шву).

1

80

Выполнение ремонта ручными стежками.

1

81

Ремонт пододеяльника (по распоровшемуся шву).

1

82

Выполнение ремонта ручными стежками. Утюжка отремонтированного изделия.

1

IV

Ежедневная уборка помещения

12

83

Служебное помещение: виды: назначение, оборудование.

1

84

Правила уборки в служебном помещении.

1

85

Приспособления для ухода за мебелью.

1

86

Протирка мебели с разными покрытиями.

1

87

Использование салфетки для уборки.

1

88

Протирка подоконников, радиаторов отопления.

1

89

Бытовой электропылесос: устройство применение, пользование.

1

90

Правила безопасности при работе пылесосом.

1

91

Удаление пыли с помощью пылесоса.

1

92

Очистка мусорных корзин.

1

93

Протирка пола шваброй.

1

94

Чистка уборочного инвентаря и уборка в отведенное место.

1

V

Практическое повторение

6

95

Протирка мебели с разными покрытиями.

1

96

Использование салфетки для уборки.

1

97

Протирка подоконников.

1

98

Протирка радиаторов отопления.

1

VI

99

Самостоятельная работа

Протирка подоконников.

2

1

100

Протирка подоконников.

1

101

Очистка мусорных корзин.

1

102

Подметание и протирка пола шваброй.

1


IV четверть

28

I

Вводное занятие

2

103

Организация рабочего места. План работы на четверть.

1

104

Правила безопасности и правила поведения на уроках труда.

1

II

Уход за мебелью

8

105

Мебель: виды, назначение.

1

106

Виды покрытия мебели (краска, лак, ткань, кожзаменитель, пластик, эмаль).

1

107

Правила безопасности при уходе за мебелью.

1

108

Приспособления для ухода за мебелью.

1

109

Средства и правила ухода за мебелью в зависимости от покрытия.

1

110

Удаление пыли с водостойкой и неводостойкой мебели.

1

111

Уборка мягкой мебели.

1

112

Применение пылесоса при обработке мягкой мебели.

1

III

Работа на участке

10

113

Цветник. Виды цветников. Выбор цветов для цветника. Осмотр участка для вскапывания.

1

114

Оформление формы цветника в виде аппликации.

1

115

Одежда и инвентарь для работы на участке.

1

116

Правила по технике безопасности при работе на участке.

1

117

Вскапывание почвы в цветнике: значение, глубина.

1

118

Приемы вскапывания почвы в цветнике, требования к качеству.

1

119

Определения глубины вскапывания. Понятие о борозде.

1

120

Определение границ участка и направление борозд.

1

121

Вскапывание с соблюдением заданной глубины.

1

122

Выравнивание вскопанной почвы граблями.

1

IV

123

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа по теме

«Удаление пыли с мебели».

2


1

124

Самостоятельная работа по теме

«Удаление пыли с мебели».

1

V

Практическое повторение

6

125

Удаление пыли с водостойкой мебели.

1

126

Удаление пыли с неводостойкой мебели.

1

127

Уборка мягкой мебели.

1

128

Уборка мебели с разными покрытиями.

1

129

Применение пылесоса при обработке мягкой мебели.

1

130

Чистка мягкой мебели пылесосом.

1


УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


Литература

1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1999.

2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 1994.

3. Программа Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 классов, под ред. В.В.Воронковой. Сборник 2 под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2011.

Интернет-ресурсы

Федеральный портал Российское образование: http://www.edu.ru/

Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru/

Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru

Федеральное агентство по образованию РФ": http://www.ed.gov.ru

Российская Государственная Библиотека: http://www.rsl.ru

Государственная публичная научно-техническая библиотека: http://www.gpntb.ru

Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского: http://www.gnpbu.ru

Дизайн как стиль жизни: история, теория, практика дизайна: www.rosdesign.ru

Ландшафтный дизайн: www.myhouse.ru

Рабочая тетрадь: к учебнику «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала». 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам/ Головинская Е.Ю.- Самара: Современные образовательные технологии, М.: Русское слово – учебник, 2015.

ПМОП 6 кл.Рабоч.тетрадь Головинская.pdf

Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала: Учебник для 6, класса для обучающихся с ОВЗ, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам/ Галина А.И., Головинская Е.Ю.- Самара: Современные образовательные технологии, М.: Русское слово – учебник, 2019.

Учебник 6кл.ПМОП Галле, Головинская.pdf

Электронный ресурс по трудовому обучению http://www.lobzik.pri.ee/modules/news/

Интернет-журнал «Девчонки-мальчишки. Школа ремесел»: http://www.dm-magazine.ru/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации