Рабочая программа по профильному труду «Подготовка младшего обслуживающего персонала» 8 класс для детей с умственной отсталостью

0
0
Материал опубликован 8 February 2022

Рабочая программа по профильному труду "Подготовка младшего обслуживающего персонала" 8 класс для детей с умственной отсталостью

Пояснительная записка.

Программа курса « Подготовка младшего обслуживающего персонала» составлена:1) на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 кл.; под редакцией В.В.Воронковой. М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2011г. сб. 2. 2)на основе новой модели обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида под редакцией А.М.Щербаковой. М. «Издательство НЦ ЭНАС».

Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной. Она предназначена для обучения тех учащихся, кто в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не может заниматься производительным трудом, овладеть профессией столяра, слесаря, швеи и подобной по уровню сложности.

В 5 – 9 классах школьники приобретают навыки и умения, которые служат основой для обучения на уборщиков разных помещений и дворников.

Практическое обучение осуществляется в школе и на пришкольном участке.

Цель: успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда, коррекция личности умственно отсталого ребенка; формирование социального опыта и поведения; практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других.

В связи с этим обучение обслуживающему труду идет по двум направлениям:

- Обслуживание себя (домашний труд).

- Обслуживание других, профессиональный труд.

Задачи:

Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.)

Воспитание уважения к рабочему человеку;

Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;

Формирование у школьников эстетического отношения к труду.

Наряду с этими задачами на занятиях по обслуживающему труду в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность этапов выполняемой работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);

контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненной работы).

Обучение учащихся по программе «Подготовка младшего обслуживающего персонала» предусматривает сообщение учащимся специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, а также подготовку учащихся к профессиям обслуживающего труда, основным содержанием которых является уборка помещений различного назначения (детский сад, школа, больница, офис, частная квартира), уборка уличных территорий, работа в сфере общественного питания и оказание других услуг населению.

Основной базой обучения служит специально оборудованный кабинет, (имеющий учебную зону, рабочие столы, уборочный инвентарь, предметы санитарного оборудования), школьные помещения, школьный земельный участок.

Основными формами и методами обучения являются беседы, практические работы, сюжетно-ролевые игры.

При обучении по данной программе следует использовать специфические для коррекционной школы методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, дидактическими играми. Особое внимание уделяется повторению учебного материала.

Обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ.

Особое значение придается развитию коммуникативных навыков поведения в общественных местах. Подготовка к работе уборщицей, дворником, прачкой, рабочим по кухне и др. предусматривает также необходимость сформировать навыки правильного поведения с различным контингентом; этичного и культурного поведения вообще, так как при выполнении своих функциональных обязанностей работники обслуживающего труда вступают в личный контакт с незнакомыми людьми. Для этого большое значение имеют разнообразные сюжетно-ролевые игры.

К концу обучения учащиеся должны

а) как младший обслуживающий персонал:

-знать и соблюдать правила личной гигиены;

-знать и соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении;

-удалять пыль, подметать мусор, мыть вручную или с помощью приспособлений стены, полы, потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель, чистить ковровые покрытия;

-мыть и дезинфицировать ванны, раковины и другое санитарно-техническое оборудование;

-убирать двор, ухаживать за растениями на приусадебном участке;

-знать устройство и назначение обслуживаемого оборудования и используемых приспособлений;

-знать и соблюдать правила обращения с моющими, дезинфицирующими и дезодорирующими средствами;

-соблюдать правила безопасности при мытье холодильников, пользовании другими электроприборами;

-мыть посуду, сервировать стол, чистить овощи и выполнять другие работы помощника повара, соблюдая санитарно-гигиенические правила и правила безопасной работы на пищеблоке;

-соблюдать этические правила при взаимоотношениях с окружающими людьми (больными, маленькими детьми и другими).

Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников коррекционной школы к обучению в училище, адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.

Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной, санитаров в больницах и поликлиниках. Она предназначена для обучения учащихся 8 класса, которые в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не могут заниматься производительным трудом, овладевать профессиями столяра, слесаря, швеи и подобных по уровню сложности.





Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

К концу обучения учащиеся должны знать и уметь:

а) как младший обслуживающий и медицинский персонал:

-знать и соблюдать правила личной гигиены;

-знать и соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении;

-удалять пыль, подметать мусор, мыть вручную или с помощью приспособлений стены, полы, потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель, чистить ковровые покрытия;

-мыть и дезинфицировать ванны, раковины и другое санитарно-техническое оборудование;

-убирать двор, ухаживать за растениями на приусадебном участке;

-знать устройство и назначение обслуживаемого оборудования и используемых приспособлений;

-знать и соблюдать правила обращения с моющими, дезинфицирующими и дезодорирующими средствами;

-соблюдать правила безопасности при мытье холодильников, пользовании другими электроприборами;

-овладеть элементарными приёмами общего ухода за больными людьми, маленькими детьми;

-мыть посуду, сервировать стол, чистить овощи и выполнять другие работы помощника повара, соблюдая санитарно-гигиенические правила и правила безопасной работы на пищеблоке;

-соблюдать этические правила при взаимоотношениях с окружающими людьми (больными, маленькими детьми и другими).























Календарно-тематическое планирование уроков.

п/п

Тема урока (практической работы).

Кол-во

часов.

Календ.

сроки план.

Календ.

сроки факт.

1

Правила безопасной работы и поведения в кабинете, на уроках труда.

1



2.

Значение уборки для производительной работы цеха.

1



3.

Распорядок дня работы на фабрике.

1



4.

Время, отводимое на уборку. Работа уборщицы: обязанности, основные требования.

1



5.

Правила безопасности при уборке производственных и других помещений на швейной фабрике (столовой, раздевалки, медпункта).

1



6.

7.

Пр/р: «Протирка пола. Уборка лестниц и помещений фабрики».

2



8.

Санузел: причина повышенной чистоты. Устройство.

1



9.

Спецодежда (резиновые сапоги и перчатки, непроницаемый фартук).

1



10.

Средства для обеззараживания санузла.

1



11.

Санитарно-техническое оборудование: виды (раковина, слив, ванна, унитаз, писсуар, гигиенический душ), материал изготовления (эмалированный чугун, керамика), свойства.

1



12.

Унитаз: устройство (клозетная чаша, смывной бачок, состоящий из корпуса поплавкового и спускного клапанов).

1



13.

Засор унитаза: причины и следствия. Приспособления для обработки саноборудования: виды (щётка, вантуз), назначение, пользование.

1



14.

Средства для чистки керамики и эмали. Правила безопасности при употреблении раствора хлорной извести.

1



15.

Общие правила при уборке санузлов.

1



16.

Подготовка к использованию и хранение спецодежды и орудий труда. Обработка резиновых перчаток (мытьё, стерилизация, сушка).

1



17.

Соблюдение личной гигиены при уборке санузлов.

1



18.

Пр/р: « Чистка и мойка оборудования и пола в санузле».

1



*19.

Организация работы в прачечной.Стиральные машины-виды (полуавтоматы, автоматы): устройство.

1



20.

Моющие средства (стиральные порошки): марки, назначение, определение нужного для стирки количества.

1



21.

Сортировка белья для стирки. Выбор режимов стирки.

1



22.

Назначение кипячения белья. Правила безопасности при механической при механической стирке и использование синтетических моющих средств.




23.

Пр/р: «Сортировка белья. Закладывание в барабан машины белья в соответствии с программой стирки».

1



24.

Назначение влажно-тепловой обработки тканевых изделий.

1



25.

Электрический утюг: виды, различие по устройству и весу, неисправности и меры по их предотвращению.

1



26.

Режимы влажно-тепловой обработки в соответствии с видом ткани. Приспособления для утюжки изделий.

1



27.

Правила безопасности при утюжке. Брак при утюжке.

1



28.

Влажно- тепловая обработка с помощью гладильных процессов.

1



29.

Правила безопасного пользования гладильным процессом. Приёмы складывания выглаженных изделий.

1



30.

Пр/р: « Утюжка и складывание изделия».

1



31.

Свойства накрахмаленного изделия из ткани. Изделия, для которых применяется подкрахмаливание.

1



32.

Средства, применяемые для подкрахмаливания. Мягкое и жёсткое подкрахмаливание.

1



*33.

Правила безопасности работы со средством для подкрахмаливания. Ткани, способные наэлектризовываться.

1



34.

Антиэлектростатики, применяемые при стирке: виды, свойства, пользование, техника безопасности.

1



35.

Пр/р: «Определение количества крахмала для отработки того или иного объёма белья. Приготовление подкрахмаливающего клейстера».

1



36.

Значение личной гигиены для медицинского персонала.

1



37.

Самооценка состояния здоровья.

1



38.

Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания: виды, признаки, профилактика.

1



39.

Уход за руками и спецодеждой.

1



40.

Пр/р: «Стрижка ногтей. Мытьё рук со щёткой. Смазывание рук кремами, спирто-глицериновыми смесями».

1



41.

Перевязочный материал: виды (салфетка, тампон, турунда, ватный шарик), назначение, требования к изготовлению.

1



42.

Разница между тампоном и турундой: назначение, изготовление.

1



43.

Гигиенические требования к лицам, изготавливающим перевязочный материал.

1



44.

Пр/р: «Изготовление, складывание салфеток и тампонов. Проверка выполненной работы».

1



45.

Уборка помещения в лечебном учреждении: значение, требования.

1



45.

Средства для влажной уборки пола.

1



46.

Элементарные этические правила при взаимодействиях с больными.

1



47.

Правила освобождения холодильника от продуктов.

1



48.

Пр/р: «Подготовка инвентаря и материалов к уборке. Проведение уборки».

1



49.

Общее представление о деонтологии (долг медицинского работника перед больным, уважение к больному, сострадание к больному, ответственность за состояние больного).

1



50.

Возможный контакт санитарки с больным и её поведение в этом случае.

1



51.

Разбор конкретных примеров из практики санитарок.

1



52.

Пр/р: «Подготовка инвентаря и материалов к уборке. Проведение уборки в медкабинете».

1



*53.

Пр/р: «Подготовка инвентаря и материалов к уборке. Проведение уборки в изоляторе».

1



54.

Поликлиника: структура (регистратура, отделения, профильные кабинеты, лаборатории, процедурные).

1



55.

Внутренний распорядок работы, назначение подразделений.

1



56.

Обязанности санитарки терапевтического отделения.

1



57.

Пр/р: «Подготовка инвентаря и материалов к уборке. Уборка холлов и коридоров в поликлинике».

1



58.

Требования к внешнему виду работника медицинского учреждения.

1



59.

Спецодежда: гигиеническое значение, правила выдачи и сроки носки, виды ремонта.

1



60.

Последовательность выполнения настрочного машинного шва при наложении заплаты.

1



61.

Устройство бытовой стиральной машины.

1



62.

Дополнительные программы и режимы для стирки.




63.

Моющие средства: способы применения. Безопасность при использовании.

1



64.

Правила пользования и уход за стиральной машиной.

1



65.

Электроутюг, устройство, регулировка. Электробезопасность.

1



66.

Символы для глажения. Современные материалы для глажения. Уход за утюгом.

1



67.

68.

Пр/р: «Стирка белья в стиральной машине»

2





Ресурсное обеспечение.

Е.А.Ковалева « Сельскохозяйственный труд» 2005г.

Г. В. Коробковский, Г.А.Смирнова. « Экономика домашнего хозяйства» 1991г.

И. А. Мусская « Домоводство» 1991г.

Т.А.Девяткова, Л. Л. Кочетова « Социально-бытовая ориентировка» 2009г.

С.А.Львова « Социально-бытовая ориентировка, практический материал» 2009г.

Г. Б. Картушина « Домоводство» 1966г.

Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах, 2001г.

В. П. Субчева « Социально-бытовая ориентировка» М. 2013г.

А.Г.Галле, Л. Л. Кочетова « Тетрадь по обслуживающему труду», 6,7,8 классы, 2009г.

В.А. Зырянова, И.А. Хаминова «Подготовка младшего обслуживающего персонала» 8 класс 2012 год.















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации