Рабочая программа учебного предмета «Статистическая обработка данных»

0
0
Материал опубликован 13 November



















Рабочая программа учебного предмета

«Статистическая обработка данных»


для обучающихся 11 класса


































Пояснительная записка

Программа элективного курса «Статистическая обработка данных» предназначена для углубленного изучения отдельных тем курса математики, связанных с анализом и обработкой данных, в 11 классе.

Нормативно-правовое и документальное обеспечение образовательного процесса

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

Указ президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

Паспорт национального проекта «Образование», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол № 16 от 24.12.2018);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 года 287

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 370

"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Федеральная образовательная программа основного общего образования (Утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 под № 370)Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 14 апреля 2023 г. № 1/23 https://fgosreestr.ru/?edl=3

Примерная основная образовательная программа основного общего образования Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 15 сентября 2022 г. № 6/22

Примерная программа воспитания, одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол №2/20 от 02.06.2020);

Федеральная рабочая программа среднего общего образования по информатике для 7- 9 классов образовательных организаций.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2022г. 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2012

№544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

Приказ Министерства Просвещения РФ от 21.09.2022 №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,

осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока к использованию учебников»;

Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013

№544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)(воспитатель, учитель)»

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);


Общая характеристика курса

Ключевым понятием, описывающим современный процесс обучения, является деятельность. Результатом деятельностного подхода в разных предметных областях являются различные исследования, опыты, анкетирование, проектирование. Следовательно, надо не только вовлечь школьника в деятельность, но и научить анализировать, оценивать результаты. После завершения исследования (фундаментального или экспериментального) производится анализ полученных данных. Существуют специальные методики проведения анализа числовых данных.

Сегодня статистика это большая научная дисциплина. Статистика находится на стыке нескольких научных дисциплин, а именно:

математика – в большинстве случаев это основа статистики, так как именно математика дала статистике большую часть ее методов, приемов и способов изучения материала;

история – как бы странно это не казалось история, а вернее даже историческая ретроспектива и сложила статистическую науку, летописи и необходимость учитывать количество жителей в стране собственно и зародили статистику;

экономика – здесь ужа сама статистическая наука дает возможность экономике развиваться и пользоваться статистической информацией и выводами;

социология – и эта научная дисциплина черпает данные из статистики, так как все социологические исследования населения проводятся именно при помощи статистических методов.

Чтобы статистический анализ был успешно проведен и позволил решить поставленные задачи, исследование должно быть грамотно спланировано. Следовательно, без понимания основ статистики невозможно планирование и обработка результатов эксперимента.

Курс «Статистическая обработка информации» примыкает к программному курсу математики и информатики, углубляя отдельные наиболее важные вопросы, систематизируя материал, изучаемый на уроках в разное время, дополняя основной курс сведениями, важными в общеобразовательном отношении.

Данный курс включает в себя и решение практических задач, которые выявляют интерес к разным предметам, направляют к профессиональному выбору, развивают любознательность, повышают логическую культуру. Актуальность разработки и создание

данной программы обусловлены тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы предметной области «Математика и информатика» и потребностями учащихся в дополнительном материале по математике и информатике и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования ФГОС второго поколения – раскрытие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности с использованием компьютерных технологий.

На каждом занятии предполагается изучение теории и отработка её в ходе практических заданий: постановка проблемы, ее анализ и решение. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися заданий на каждом занятии и при выполнении проектных работ. Формой итогового контроля является практическая работа.

Данная программа создаёт условия для развития интереса учащихся к информатике и математике, демонстрирует увлекательность изучения информатики, способствует формированию представлений о методах и способах статистической обработки информации, учит детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию, ставить проблемы и решать их.

Цель:

Развить у детей мотивацию к дальнейшему изучению математики и информатики; показать применение математических знаний и использование компьютера в повседневной жизни, значимость математики и информатики для общественного прогресса.

Задачи:

Обучающие:

Развивать математические способности у учащихся и прививать учащимся определенные навыки научно-исследовательского характера.

Знакомить детей со статистическими понятиями, которые выходят за рамки программы.

Выработать у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

Научить применять знания в нестандартных заданиях. Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Выявить и развивать математические и творческие способности Воспитательные:

Воспитать устойчивый интерес к информатике и ее приложениям.

Расширить коммуникативные способности детей.

Воспитать у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Воспитать понимание значимости информатики для научно –технического прогресса

Место курса в учебном плане

Учебный план МБОУ СОШ № 9 города Мичуринска предусматривает курс по математике на этапе основного общего образования в объеме: в 11 классе – 1 раз в неделю, 34 ч.




Содержание курса

Раздел 1. Методы статистической обработки данных (7 час)

Данные. Обработка данных. Статистика. Статистическая обработка. Математические приемы, формулы, используемые при статистической обработке данных. Среднеарифметическое. Дисперсия. Медиана. Мода. Метод корреляционного анализа. Регрессионный анализ. Факторный анализ. Методы сравнения первичных данных нескольких выборок

Раздел 2. Использование MS Excel для статистической обработки данных (8 час)

Возможности и способы использования встроенных функции категории «Статистические»: ВЕРОЯТНОСТЬ. ДИСП. МАКС. МИН. МЕДИАНА. МОДА. СРГЕОМ. СРЗНАЧ. СРЗНАЧЕСЛИ.СЧЕТ. СЧЕТЕСЛИ.

Графические возможности приложения для визуализации результатов аналитической работы.

Использование надстройки «Пакет анализа»


Раздел 3. Практическое использование методов статистической обработки данных в различных областях (10 час)

Использование методов статистической обработки данных в информатике. Кодирование информации. Сжатие информации. Понятие о криптографии, методах шифрования и дешифровки.

Использование методов статистической обработки данных в биологии, экологии. Использование методов статистической обработки данных в экономике.

Раздел 4. Применение методов статистической обработки данных для выполнения практического задания ОГЭ (8час)

Выполнение заданий по обработке данных в электронных таблицах

Планируемые результаты освоения курса

В ходе изучения данного курса в основном формируются и получают развитие следующие результаты:

Регулятивные:

умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль всей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных задач;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Коммуникативные:

умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласовании позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

формирование и развитие компетентности в области использования

информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ компетенции).

Познавательные:

уметь выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – в таблицы, схемы, графики, диаграммы с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках,

формализовать и структурировать информацию

сформировать представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; при решении задач других учебных предметов;

использовать статистические методы для построения и исследования простейших

информационных моделей реальных ситуаций или прикладных задач;

Личностные результаты:

формирование ответственного отношения к образованию, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

Тематическое планирование




п/ п



Наименование разделов и тем программы

Количество часов


Программное содержание


Основные виды деятельности

Электронн ые

(цифровые) образовате льные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы


Введение в курс. Что такое статистическая обработка данных

1



Понятие о статистике и ее роли

Проблемно- ценностное общение


Раздел 1. Методы статистической обработки данных.

1.1

Первичные методы

4


-

Математические приемы, формулы, используемые при статистической обработке данных. Среднеарифметическое

. Дисперсия. Медиана. Мода.

Знать и уметь вычислять среднее арифметическое, дисперсию, медиану, моду для последовательно

сти данных


Библиотека ЦОК

https://m.eds oo.ru/7f4185 16

1.2

Вторичные методы

3


-

Метод корреляционного анализа. Регрессионный анализ. Факторный анализ. Методы сравнения первичных данных нескольких выборок

Использовать ЭТ для построения модели с использованием метода наименьших квадратов.

Строить по экспериментальны м данным регрессионную модель и графический тренд





Библиотека ЦОК

https://m.eds oo.ru/7f4185 16

Итого по разделу

7




Раздел 2. Использование MS Excel для статистической обработки данных

2.1

Возможности использования встроенных функции категории

«Статистические

5

1

4

Возможности и способы использования встроенных функции категории

«Статистические»: ВЕРОЯТНОСТЬ. ДИСП. МАКС. МИН. МЕДИАНА. МОДА. СРГЕОМ. СРЗНАЧ. СРЗНАЧЕСЛИ.СЧЕТ. СЧЕТЕСЛИ.

Графические возможности приложения для визуализации результатов аналитической работы.

Знать и использовать встроенные функции категории

«Статистические»







Библиотека ЦОК

https://m.eds oo.ru/7f4185 16

2.2

Использование надстройки

«Пакет анализа»

3


2

Использование надстройки «Пакет анализа»

Знать и использовать при решении задач надстройку Поиск решения

Библиотека ЦОК

https://m.eds

oo.ru/7f4185 16

Итого по разделу

8

1

6


Раздел 3. Практическое использование методов статистической обработки данных в различных областях

3.1

Использование методов статистической обработки данных в информатике

4


2

Подсчет частоты повторения символов алфавита

Сжатие информации

Понятие о методах криптографии

Приводить примеры использования статистической обработки данных в информатике: для кодирования символов, для сжатия

информации


3.2

Использование методов статистической обработки данных в биологии, экологии

3


2

Построение экологических и биологических моделей на основе статистических данных

Приводить примеры и строить модели в области биологии на основе статистических данных


3.3

Использование методов статистической обработки данных в экономике

3


2

Прогнозирование на основе статистических моделей

Приводить примеры использования статистической обработки данных в экономике построение экономических моделей для прогнозирования


Итого по разделу

10


6




Раздел 4. Применение методов статистической обработки данных для выполнения практического задания ОГЭ




4.1



Выполнение заданий по обработке данных в электронных таблицах

8

1

7

Разбор вариантов задач ОГЭ в электронных таблицах, визуализация результатов обработки в виде диаграмм и

графиков

Решение задач в табличном процессоре, построение диаграмм и графиков


Итого по разделу

8

1

7




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

19





Материально-техническое и учебно-методическое и обеспечение образовательного процесса

Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

В кабинете информатики должны быть оборудованы не менее одного рабочего места преподавателя и 12–15 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. При этом основная конфигурация компьютера должна обеспечивать пользователю возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Должно быть обеспечено подключение компьютеров к школьной сети и выход в Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети. Компьютерное оборудование может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров. Возможна реализация компьютерного класса с использованием сервера и «тонкого клиента».

Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным оборудованием: принтер (черно/белой печати, формата А4);

мультимедиа проектор (рекомендуется консольное крепление над экраном или потолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру преподавателя;

кран (на штативе или настенный) или интерактивная доска;

устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат, web-камера и пр.);

акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;

оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер).

Компьютерное оборудование использует операционные системы семейства Windows.

Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики, а также на других компьютерах, имеющихся в образовательном учреждении, должны быть лицензированы для использования во всей школе или на необходимом числе рабочих мест.

Для освоения основного содержания курса необходимо наличие следующего программного обеспечения:

t1763033940aa.gifоперационная система;

браузер (в составе операционных систем или др.);

мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.); антивирусная программа;

программа-архиватор;

интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, электронные таблицы, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.