РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ В ПРОФЕССИИ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 43.02.15 «ПОВАРСКОЕ И КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО»

0
0
Материал опубликован 5 January

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ХИМИЯ В ПРОФЕССИИ»


 

для специальности

43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) для специальности 43.02.15 «поварское и кондитерское дело»

.

 

Организация-разработчик:

ГАПОУ СО «Нижнетагильский торгово-экономический колледж»

 

Разработчик:

Дождикова Галина Николаевна преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Нижнетагильский торгово-экономический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

паспорт РаБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ в профессии» (прикладной курс) для специальности

43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»


 

1.1. Область применения программы

Примерная программа по предмету «Химия в профессии» для профессии повар является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: «Повар, кондитер».

Программа по курсу «Химия в профессии» для профессии «Повар, кондитер» может быть использована для повторения школьного курса химии и обобщения знаний, необходимых при профессиональной подготовки поваров.

1.2. Место дисциплины в структуре профессиональной образовательной программы:

Предмет «Химия в профессии» для повара является региональным компонентом при обучении учащихся по профессии «Повар, кондитер». Глубина раскрытия материала программы должна соответствовать познавательным возможностям учащихся, уровню их общеобразовательной и общетехнической подготовки, производственному опыту. Учитывая, что обучающиеся имеют не одинаковую степень подготовки по химии в объеме основного общего образования школы,а курс органической химии по школьной программе начинается только в 10 классе, необходимо обеспечить повторение курса химии для выравнивания знаний и облегчения понимания нового курса органической химии и значимости предмета в профессиональной деятельности, а также больше внимания уделять лабораторно-практическим работам, формирующим навыки профессиональной деятельности, раскрывая прикладной характер химии, имеющим существенное значение для подготовки квалифицированных рабочих.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Основные цели курса:

создание условий для формирования и развития:

-умения обобщать знания школьного курса неорганической химии, понимания практического применения знаний в будущей профессиональной деятельности.

- умения более осознанно применять на практике химические законы, правильно (оптимально и безопасно для жизни) действовать в реальном мире;

- интереса к изучению химии и проведению химического эксперимента;

- умение самостоятельно приобретать и применять знания;

- творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

- способности ориентироваться в мире профессий: химика, повара, кондитера, технолога по приготовлению пищи, инженера по охране труда.

В задачи курса входят:

- усиление практической направленности химии;

- развитие мышления обучающихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания;

-развитие познавательного интереса к изучению химии;

- развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения;

- систематизация, обобщение и углубление полученных знаний и умения применять полученные знания на практике;

- формирование у обучающихся знаний о характере труда, перспективах профессионального роста, необходимых профессиональных качествах работников;

- воспитание уважения к труду повара.

В процессе изучения курса предусматривается следующие виды работы:

- самостоятельная работа учащихся над теоретическим материалом темы курса;

- защита творческих работ, публичное представление полученных в ходе самостоятельной работы результатов, их аргументированное обоснование;

- работа в малых группах.

Программа предполагает практико-ориентированное обучение с применением технологии сотрудничества.

По итогам изучения курса обучающиеся сдают дифференцированный зачёт.

Таким образом, в процессе изучения курса обучающиеся:

- смогут успешно реализоваться в учебной деятельности;

- приобретут основы технических знаний по различным аспектам наук, что повысит их интерес к получаемой ими профессии и сориентирует их на продолжение образования на следующей ступени обучения;

- научатся ставить простейшие исследовательские задачи и решать их доступными средствами, а также представлять полученные результаты;

- приобретут опыт дискуссии, проектирования и реализации учебно-исследовательской работы в коллективе;

- приобретут навыки в решении задач, связанных с МДК по профессии.

В результате изучения курса у обучающихся должны быть сформированы следующие общие компетенции:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


 

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы «Химия в профессии» для специальности 43.02.15 «поварское и кондитерское дело»

обязательная аудиторная учебная нагрузка – 36 часов.


 


 


 

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной дисциплины

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка

36

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

 

Практические работы

7

Лабораторные работы

3

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2.2. Примерный тематический план и содержание предмета « Химия в профессии повара-кондитера»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

практические и лаборатоные работы

 

Раздел 1

Неорганическая химия

18 час

 

 

Строение и свойства неорганических веществ.

Строение атома. Закономерности изменения свойств химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ

2-2

 

 

Практическая работа 1 «Сравнение свойств простых веществ на основе строения атома и методов их получения»

 

1

 

 

Микро- и макроэлементы в пищевых продуктах, их значение для жизнедеятельности организмов Сравнение свойств металлов. Металлы в пище. Металлы на кухне. Посуда из металлов. Удивительный алюминий.

Окислительно-восстановительные реакции в приготовлении и усвоении пищевых веществ.

2-4

 

 

 

 

 

 

 

2-6

 

 

 

Классификация сложных веществ (оксиды, основания, кислоты, соли). Распознавание сложных веществ и объяснение химических свойств.

2-8

 

 

Пищевая химия. Химический состав пищи. Неорганические вещества, образующие пищевые продукты. Минеральные соли. Роль минеральных веществ в организме человека.

Неорганические соли, как вещества улучшающие свойства пищевых продуктов и способствующие их сохранности. Хлорид натрия- консервант и ценная вкусовая добавка. Нитрит и нитрат натрия – соли для консервации и стабилизации цвета мяса и мясных продуктов.

2-10

 

 

 

Практическая работа.2

Определение нитратов в плодах и овощах.

 

1

 

 

Неорганические вещества, используемые в пищевой промышленности для улучшения качества пищи. Химические разрыхлители: гидрокарбонат аммония, гидрокарбонат натрия (питьевая сода), их использование для производства мучных кондитерских изделий. Свойства этих солей, на которых основано их применение

2-12

 

 

 

Практическая работа 3 «Качественное определение кислот, солей, в пищевых продуктах»

 

 

1

 

Растворы

 

6 час

 

 

 

Вода, её свойства. Вода. Питьевая и техническая вода, их различия Способы очистки воды в быту и её обеззараживание. Растворы, приготовление растворов

2-14

 

 

 

Гидролиз. Диссоциация. Роль воды в пищевой промышленности: реагент (для получения глюкозы из крахмала), растворитель (при производстве различных напитков, в хлебобулочном производстве), основа моющих растворов для технологического оборудования

Изменение цвета в различных средах. Растительные индикаторы (ягоды малины, вишни, свекла, морковь, цветы фиалки)

 

2-16

 

 

 

Жёсткость водопроводной воды и способы её устранения. Использование неорганических веществ в получении питьевой воды (хлора для обеззараживания,

2-18

 

 

 

Практическая работа №4 «Способы определения и устранения жёсткости воды».

 

1

 

 

Органическая химия

 

 

 

Тема 1

Многообразие органических веществ: углеводороды, строение, применение, значение

 

18 час

 

 

 

Органические вещества, образующие пищевые продукты. Углеводы, общая характеристика и физиологическое значение. Функции моносахаридов и олигосахаридов в пищевых продуктах. Функции полисахаридов в пищевых продуктах.

2-20

 

 

 

Лабораторная работа №1 «Реакции, доказывающие наличие крахмала в хлебе, глюкозы в виноградном соке, кислот в яблочном соке, лимоне и прокисшем молоке».

 

1

 

 

Липиды, химический состав, происхождение, физические и химические свойства. Пищевая ценность масел и жиров.

2-22

 

 

 

Белки, их химический состав, происхождение, химические свойства. Проблема белкового дефицита на Земле. Нормы физиологической потребности в белках. Белково-калорийная недостаточность и ее последствия.

Аминокислоты и функции некоторых аминокислот в организме. Важнейшие группы пептидов и их физиологическая роль. Характеристика белков пищевого сырья.

2-24

 

 

 

Лабораторная работа №2 «Цветные реакции на белок куриного яйца».

 

1

 

 

Органические кислоты. Общая характеристика кислот пищевых продуктов. Пищевые кислоты и их кислотность. Влияние пищевых кислот на качество продуктов. Регуляторы кислотности пищевых систем.

2-26

 

 

 

Витамины. Общие сведения о витаминах. Физиологическое значение водорастворимых витаминов. Физиологическое значение жирорастворимых витаминов.

2-28

 

 

Практическая работа №5 «Составление таблицы витаминного состава пищевых продуктов».

 

1

 

 

Практическая работа № 6 «Химический состав и энергетическая ценность (ккал) 100 г. съедобной части продуктов».

 

1

 

Тема 2

Органические вещества, применяемые для улучшения потребительских свойств пищи.

 

 

 

 

Органические кислоты, входящие в состав пищи и вводимые в её состав для улучшения вкусовых качеств. Пищевые кислоты и их кислотность. Влияние пищевых кислот на качество продуктов. Регуляторы кислотности пищевых систем.

Уксусная кислота, её свойства и использование при приготовлении пищи и при консервировании.

2-30

 

 

 

Лабораторная работа №3 «Взаимодействие уксусной кислоты с хлоридом железа(III), индикаторами, горение”, «Реакции на этанол».

 

1

 

 

Этанол, его применение для приготовления напитков, кондитерских изделий, как вкусовая добавка в некоторые пищевые продукты. Влияние этанола на организм человека. Необходимость осторожного обращения с этанолом и продуктами на его основе.

2-32

 

 

 

Ароматические вещества. Сложные эфиры одноатомных спиртов как компонент пищи. Применение этих веществ в производстве кондитерских изделий, прохладительных и алкогольных напитков, киселей, компотов.

Эфирные масла, улучшающие вкусовые качества пищи (укропное масло). Пищевые эссенции применяемые в производстве кондитерских изделий.

2-34

 

 

 

Органические красители, применяемые в пище. Общая характеристика фитонцидов, входящих в состав пищи, их роль. Вкусовые добавки – алкалойды, улучшающие качество пищи.

2-36

 

 

 

Практическая работа. 7 Анализ состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка пищевых добавок, их значение и действие на организм человека.

 

1

 

Итого - 36 час 

 

Итоговый зачёт

 

 

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации