РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ В ПРОФЕССИИ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 43.02.15 «ПОВАРСКОЕ И КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ХИМИЯ В ПРОФЕССИИ»
для специальности
43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»
Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) для специальности 43.02.15 «поварское и кондитерское дело»
.
Организация-разработчик:
ГАПОУ СО «Нижнетагильский торгово-экономический колледж»
Разработчик:
Дождикова Галина Николаевна преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Нижнетагильский торгово-экономический колледж»
паспорт РаБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ в профессии» (прикладной курс) для специальности
43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»
1.1. Область применения программы
Примерная программа по предмету «Химия в профессии» для профессии повар является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: «Повар, кондитер».
Программа по курсу «Химия в профессии» для профессии «Повар, кондитер» может быть использована для повторения школьного курса химии и обобщения знаний, необходимых при профессиональной подготовки поваров.
1.2. Место дисциплины в структуре профессиональной образовательной программы:
Предмет «Химия в профессии» для повара является региональным компонентом при обучении учащихся по профессии «Повар, кондитер». Глубина раскрытия материала программы должна соответствовать познавательным возможностям учащихся, уровню их общеобразовательной и общетехнической подготовки, производственному опыту. Учитывая, что обучающиеся имеют не одинаковую степень подготовки по химии в объеме основного общего образования школы,а курс органической химии по школьной программе начинается только в 10 классе, необходимо обеспечить повторение курса химии для выравнивания знаний и облегчения понимания нового курса органической химии и значимости предмета в профессиональной деятельности, а также больше внимания уделять лабораторно-практическим работам, формирующим навыки профессиональной деятельности, раскрывая прикладной характер химии, имеющим существенное значение для подготовки квалифицированных рабочих.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Основные цели курса:
создание условий для формирования и развития:
-умения обобщать знания школьного курса неорганической химии, понимания практического применения знаний в будущей профессиональной деятельности.
- умения более осознанно применять на практике химические законы, правильно (оптимально и безопасно для жизни) действовать в реальном мире;
- интереса к изучению химии и проведению химического эксперимента;
- умение самостоятельно приобретать и применять знания;
- творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- способности ориентироваться в мире профессий: химика, повара, кондитера, технолога по приготовлению пищи, инженера по охране труда.
В задачи курса входят:
- усиление практической направленности химии;
- развитие мышления обучающихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания;
-развитие познавательного интереса к изучению химии;
- развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения;
- систематизация, обобщение и углубление полученных знаний и умения применять полученные знания на практике;
- формирование у обучающихся знаний о характере труда, перспективах профессионального роста, необходимых профессиональных качествах работников;
- воспитание уважения к труду повара.
В процессе изучения курса предусматривается следующие виды работы:
- самостоятельная работа учащихся над теоретическим материалом темы курса;
- защита творческих работ, публичное представление полученных в ходе самостоятельной работы результатов, их аргументированное обоснование;
- работа в малых группах.
Программа предполагает практико-ориентированное обучение с применением технологии сотрудничества.
По итогам изучения курса обучающиеся сдают дифференцированный зачёт.
Таким образом, в процессе изучения курса обучающиеся:
- смогут успешно реализоваться в учебной деятельности;
- приобретут основы технических знаний по различным аспектам наук, что повысит их интерес к получаемой ими профессии и сориентирует их на продолжение образования на следующей ступени обучения;
- научатся ставить простейшие исследовательские задачи и решать их доступными средствами, а также представлять полученные результаты;
- приобретут опыт дискуссии, проектирования и реализации учебно-исследовательской работы в коллективе;
- приобретут навыки в решении задач, связанных с МДК по профессии.
В результате изучения курса у обучающихся должны быть сформированы следующие общие компетенции:
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК10. |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы «Химия в профессии» для специальности 43.02.15 «поварское и кондитерское дело»
обязательная аудиторная учебная нагрузка – 36 часов.
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной дисциплины
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка |
36 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
36 |
в том числе: |
|
Практические работы |
7 |
Лабораторные работы |
3 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2 |
2.2. Примерный тематический план и содержание предмета « Химия в профессии повара-кондитера»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
практические и лаборатоные работы |
|
||
Раздел 1 |
Неорганическая химия |
18 час |
|
|
||
Строение и свойства неорганических веществ. |
Строение атома. Закономерности изменения свойств химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ |
2-2 |
|
|
||
Практическая работа 1 «Сравнение свойств простых веществ на основе строения атома и методов их получения» |
|
1 |
|
|||
|
Микро- и макроэлементы в пищевых продуктах, их значение для жизнедеятельности организмов Сравнение свойств металлов. Металлы в пище. Металлы на кухне. Посуда из металлов. Удивительный алюминий. Окислительно-восстановительные реакции в приготовлении и усвоении пищевых веществ. |
2-4
2-6 |
|
|
||
|
Классификация сложных веществ (оксиды, основания, кислоты, соли). Распознавание сложных веществ и объяснение химических свойств. |
2-8 |
|
|
||
Пищевая химия. Химический состав пищи. Неорганические вещества, образующие пищевые продукты. Минеральные соли. Роль минеральных веществ в организме человека. Неорганические соли, как вещества улучшающие свойства пищевых продуктов и способствующие их сохранности. Хлорид натрия- консервант и ценная вкусовая добавка. Нитрит и нитрат натрия – соли для консервации и стабилизации цвета мяса и мясных продуктов. |
2-10 |
|
|
|||
|
Практическая работа.2 Определение нитратов в плодах и овощах. |
|
1 |
|
||
|
Неорганические вещества, используемые в пищевой промышленности для улучшения качества пищи. Химические разрыхлители: гидрокарбонат аммония, гидрокарбонат натрия (питьевая сода), их использование для производства мучных кондитерских изделий. Свойства этих солей, на которых основано их применение |
2-12 |
|
|
||
|
Практическая работа 3 «Качественное определение кислот, солей, в пищевых продуктах»
|
|
1 |
|
||
Растворы |
|
6 час |
|
|
||
|
Вода, её свойства. Вода. Питьевая и техническая вода, их различия Способы очистки воды в быту и её обеззараживание. Растворы, приготовление растворов |
2-14 |
|
|
||
|
Гидролиз. Диссоциация. Роль воды в пищевой промышленности: реагент (для получения глюкозы из крахмала), растворитель (при производстве различных напитков, в хлебобулочном производстве), основа моющих растворов для технологического оборудования Изменение цвета в различных средах. Растительные индикаторы (ягоды малины, вишни, свекла, морковь, цветы фиалки)
|
2-16 |
|
|
||
|
Жёсткость водопроводной воды и способы её устранения. Использование неорганических веществ в получении питьевой воды (хлора для обеззараживания, |
2-18 |
|
|
||
|
Практическая работа №4 «Способы определения и устранения жёсткости воды». |
|
1 |
|
||
|
Органическая химия |
|
|
|
||
Тема 1 |
Многообразие органических веществ: углеводороды, строение, применение, значение
|
18 час |
|
|
||
|
Органические вещества, образующие пищевые продукты. Углеводы, общая характеристика и физиологическое значение. Функции моносахаридов и олигосахаридов в пищевых продуктах. Функции полисахаридов в пищевых продуктах. |
2-20 |
|
|
||
|
Лабораторная работа №1 «Реакции, доказывающие наличие крахмала в хлебе, глюкозы в виноградном соке, кислот в яблочном соке, лимоне и прокисшем молоке». |
|
1 |
|
||
|
Липиды, химический состав, происхождение, физические и химические свойства. Пищевая ценность масел и жиров. |
2-22 |
|
|
||
|
Белки, их химический состав, происхождение, химические свойства. Проблема белкового дефицита на Земле. Нормы физиологической потребности в белках. Белково-калорийная недостаточность и ее последствия. Аминокислоты и функции некоторых аминокислот в организме. Важнейшие группы пептидов и их физиологическая роль. Характеристика белков пищевого сырья. |
2-24 |
|
|
||
|
Лабораторная работа №2 «Цветные реакции на белок куриного яйца». |
|
1 |
|
||
|
Органические кислоты. Общая характеристика кислот пищевых продуктов. Пищевые кислоты и их кислотность. Влияние пищевых кислот на качество продуктов. Регуляторы кислотности пищевых систем. |
2-26 |
|
|
||
|
Витамины. Общие сведения о витаминах. Физиологическое значение водорастворимых витаминов. Физиологическое значение жирорастворимых витаминов. |
2-28 |
|
|||
|
Практическая работа №5 «Составление таблицы витаминного состава пищевых продуктов». |
|
1 |
|
||
|
Практическая работа № 6 «Химический состав и энергетическая ценность (ккал) 100 г. съедобной части продуктов». |
|
1 |
|
||
Тема 2 |
Органические вещества, применяемые для улучшения потребительских свойств пищи. |
|
|
|
||
|
Органические кислоты, входящие в состав пищи и вводимые в её состав для улучшения вкусовых качеств. Пищевые кислоты и их кислотность. Влияние пищевых кислот на качество продуктов. Регуляторы кислотности пищевых систем. Уксусная кислота, её свойства и использование при приготовлении пищи и при консервировании. |
2-30 |
|
|
||
|
Лабораторная работа №3 «Взаимодействие уксусной кислоты с хлоридом железа(III), индикаторами, горение”, «Реакции на этанол». |
|
1 |
|
||
|
Этанол, его применение для приготовления напитков, кондитерских изделий, как вкусовая добавка в некоторые пищевые продукты. Влияние этанола на организм человека. Необходимость осторожного обращения с этанолом и продуктами на его основе. |
2-32 |
|
|
||
|
Ароматические вещества. Сложные эфиры одноатомных спиртов как компонент пищи. Применение этих веществ в производстве кондитерских изделий, прохладительных и алкогольных напитков, киселей, компотов. Эфирные масла, улучшающие вкусовые качества пищи (укропное масло). Пищевые эссенции применяемые в производстве кондитерских изделий. |
2-34 |
|
|
||
|
Органические красители, применяемые в пище. Общая характеристика фитонцидов, входящих в состав пищи, их роль. Вкусовые добавки – алкалойды, улучшающие качество пищи. |
2-36 |
|
|
||
|
Практическая работа. 7 Анализ состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка пищевых добавок, их значение и действие на организм человека. |
|
1 |
|
Итого - 36 час
|
Итоговый зачёт |
|
|