РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД.03 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.03 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
2025 г.
Программа учебной дисциплины «Родная литература» для специальности среднего профессионального образования 38.02.08 Торговое дело.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) 38.02.08. Торговое дело (Приказ Минпросвещения России от 19.07.2023 N 548 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.08 Торговое дело" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.08.2023 N 74906).
Разработчик: Колмакова Ирина Владимировна, преподаватель ВКК
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 14
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД.03 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОД.03 Родная литература является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.08 Торговое дело.
Учебная дисциплина «Родная литература» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.08 Торговое дело. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины студентами осваиваются умения и знания
Код ПК,ОК | Умения | Знания |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно | Личностные: - быть готовым к труду, осознавать ценности мастерства, трудолюбие; - быть готовым к активной деятельности технологической и социальной направленности, быть способным инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; Метапредметные: - проявлять интерес к различным сферам профессиональной деятельности, - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; Предметные: - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - быть способным их использовать в познавательной и социальной практике | Личностные: - осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности поколений; - осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности; Метапредметные: - включение в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры; - формирование ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры; Предметные: - знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской, зарубежной классической и современной литературы, в том числе литературы народов России; - формирование умений определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений, выявление их связи с современностью; - сопоставление произведений русской и зарубежной литературы и сравнение их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и другие); |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | Личностные: - формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, способствующее осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствовать языковую и читательскую культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; Метапредметные: - осознавать ценности научной деятельности, быть готовым осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; Предметные: - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности; | Метапредметные: - владение навыками анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учетом неоднозначности заложенных в нем смыслов и наличия в нем подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным на уровне начального общего и основного общего образования); - владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написания отзывов и сочинений различных жанров (объем сочинения - не менее 250 слов); Предметные: - владение навыками редактирования и совершенствования собственных письменных высказываний с учетом норм русского литературного языка; - работа с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использование ресурсов традиционных библиотек и электронных библиотечных систем; |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | Личностные: - формировать нравственное сознание, этическое поведение; - уметь оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; - осознавать личный вклад в построение устойчивого будущего; - ответственно относиться к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; - способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; - использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; - формировать внутреннюю мотивацию, включающую стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; - формировать эмпатию, включающую способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; - формировать социальные навыки, включающие способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты; | Личностные: - формирование устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур; - приобщение к отечественному литературному наследию и через него - к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры; Предметные: - выявление в произведениях художественной литературы образов, тем, идей, проблем и выражение своего отношения к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях, участие в дискуссии на литературные темы; - осознание художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; - формирование умения выразительно (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов; |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | Личностные: - быть готовым к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладеть навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; Метапредметные: - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека; | Предметные: - осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности; - формирование умения выразительно (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов; |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | Личностные: - развивать эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; - быть способным воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; Метапредметные: - быть убежденным в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - быть готовым к самовыражению в разных видах искусства, стремиться проявлять качества творческой личности; Предметные: - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; | Предметные: - формирование умения выразительно (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов; - владение навыками анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учетом неоднозначности заложенных в нем смыслов и наличия в нем подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным на уровне начального общего и основного общего образования); Предметные: - формирование представления о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции, об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в художественной литературе и умения применять их в речевой практике; |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | Личностные: - осознавать российскую гражданскую идентичность; - целенаправленное развивать внутреннюю позицию личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формировать систему значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способность ставить цели и строить жизненные планы; Метапредметные: - осознавать свои конституционные права и обязанности, уважать закон и правопорядок; - принимать традиционные национальные, общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; - быть готовым противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - быть готовым вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации и детско-юношеских организациях; - уметь взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; - быть готовым к гуманитарной и волонтерской деятельности; - формировать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; - формировать ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; - быть готовым к служению и защите Отечества, быть ответственным за его судьбу; - использовать в познавательной и социальной практике освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); - быть готовым к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; - владеть навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. | Предметные: - формирование устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур; - приобщение к отечественному литературному наследию и через него - к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры; - формирование умений определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений, выявление их связи с современностью; |
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | Личностные: - мотивировать к обучению и личностному развитию; - формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, способствующее осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствовать языковую и читательскую культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира.- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Метапредметные: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - быть способным и готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - владеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; - формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду. | Предметные: - владение навыками анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учетом неоднозначности заложенных в нем смыслов и наличия в нем подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным на уровне начального общего и основного общего образования); - владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написания отзывов и сочинений различных жанров (объем сочинения - не менее 250 слов); - владение навыками редактирования и совершенствования собственных письменных высказываний с учетом норм русского литературного языка; |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 36 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 34 |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | - |
курсовая работа (проект) | - |
контрольная работа | - |
Самостоятельная работа | |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Порядковый номер | Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
| Объем в часах | Коды компетенций, формиро-ванию которых способст-вует элемент програм- мы | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Тема 1. М. Горький: жизнь и творчество | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
1 | Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). М. Горький как ранний образец социалистического реализма. Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения. | 2 | Повторение изученной темы «М. Горький: жизнь и творчество» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 2. Герои М. Горького в поисках смысла жизни | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
2 | Пьеса «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система и конфликт персонажей. Обреченность обитателей ночлежки. Старик Лука и его жизненная философия. Спор о назначении человека. «Три правды» в пьесе и их трагическая конфронтация. Роль авторских ремарок, песен, цитат. Неоднозначность авторской позиции. М. Горький и Художественный театр. Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ. Горький-романист. Критики о Горьком. | 2 | Повторение изученной темы «Герои М. Горького в поисках смысла жизни» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 3. Вечные темы в поэзии А. А. Ахматовой
| Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
3 | Анна Андреевна Ахматова (1889–1966) Сведения из биографии. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Смятение», «Под крышей промерзшей пустого жилья…», «Муза», «Муза ушла по дороге…», «Мне ни к чему одические рати…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Смуглый отрок бродил по аллеям…» Лирика. Основные темы лирики Ахматовой: любовь как всепоглощающее чувство, как мука; тема творчества; гражданская тема; пушкинская тема. Поэма «Реквием». Памятник страданиям и мужеству. Трагический пафос произведения. Жанр и композиция поэмы. Смысл названия. Образ лирической героини. Эпилог поэмы: личная трагедия героини и общенародное горе. Библейские мотивы и образы в поэме. Тема исторической памяти. Аллюзии и реминисценции в произведении. | 2 | Повторение изученной темы «Вечные темы в поэзии А. А. Ахматовой» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 4. «Изгнанник, избранник»: М. А. Булгаков | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-06 ОК 09 | |
4 | Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала). Роман «Мастер и Маргарита»: история создания. Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. | 2 | Повторение изученной темы «Изгнанник, избранник»: М. А. Булгаков» | ||
5 | Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. | 2 | Повторение изученной темы «Изгнанник, избранник»: М. А. Булгаков» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 5. Тема Великой Отечественной войны в литературе | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-06 ОК 09 | |
6 | Поэзия и проза о Великой Отечественной войне. «Лейтенантская проза»: В. П. Астафьев, Ю. В. Бондарев, В. В. Быков, Б. Л. Васильев, К. Д. Воробьев, В. Л. Кондратьев и др. (обзор прозы «молодых» лейтенантов). | 4 | Повторение изученной темы «Великая Отечественная война в литературе» | ||
7 | Проблема нравственного выбора на войне. Василий Владимирович Быков (1924–2003). Повесть «Сотников». Человек в экстремальной ситуации, на пороге смерти. Стремление к самосохранению (Рыбак) – и сохранение человеческого достоинства, духовный подвиг (Сотников). Виктор Петрович Астафьев (1924–2001). Традиции и новаторство писателя в изображении войны. Рассказ «Связистка». Мотив испытания войной на войне и после войны. Герои рассказа. Дилемма нравственного выбора между «воинским долгом и человеческой жизнью». Тема покаяния, ответственности за каждый свой поступок. Фадеев Александр Александрович (1901-1956). «Молодая гвардия» Герои рассказа. Дилемма нравственного выбора между долгом и жизнью. | | Повторение изученной темы «Великая Отечественная война в литературе» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 6. Социальная и нравственная проблематика в литературе второй половины ХХ века | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-06 ОК 09 | |
8 | 1. Валентин Григорьевич Распутин (1937–2015). Повесть «Прощание с Матерой». Связь творчества писателя с экологическими проблемами. Народ, его история, его земля в произведении. Образы «старинных старух». Утрата нравственных ценностей молодым поколением. Символика в повести. Позиция автора. Фильм «Прощание» (1981) – драма Э. Климова и Л. Шепетко по мотивам распутинской повести. | 2 | Повторение изученной темы «» | ||
9 | Василий Макарович Шукшин (1929–1974). Рассказы «Микроскоп», «Срезал». Герои-чудики. Восприятие их окружающими. Стремление Андрея Ерина («Микроскоп») сделать «людям как лучше». Неоднозначность шукшинских чудиков. Глеб Капустин («недобрый» чудик) и городской гость («Срезал»). Противостояние интеллигенции и народа. Поэтика рассказов: анекдотичность, характеристичный диалог, открытый финал. | 2 | Повторение изученной темы «» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 7. Лирика второй половины ХХ века: проблематика и образы | Содержание учебного материала | 0 | ОК 01-06 ОК 09 | |
10 | Развитие традиционных тем русской лирики: тема творчества, тема любви, гражданского служения, тема войны, единство человека и природы. Культурный контекст лирики. Поэтические искания. Иосиф Александрович Бродский (1940–1996) Лауреат Нобелевской премии по литературе. «В деревне Бог живет по углам…», «Пилигримы», «Воротишься на родину. Ну что ж», «Стансы», «Postsciptum» («Как жаль, что тем, чем стала для меня…»), «Ниоткуда с любовью надцатого мартобря…», «Конец прекрасной эпохи», «Пятая годовщина», «На столетие Анны Ахматовой», «Рождественская звезда», «Не выходи из комнаты…» (по выбору учителя). Культурно-исторический и литературный контекст поэзии Бродского. Автобиографические мотивы. Проблемно-тематическое многообразие лирики поэта. Тема изгнанничества, одиночества, вечной разлуки, тема любви, тема памяти, христианская тема. Философские темы (жизнь и смерть, свобода настоящая и свобода мнимая). Особенности стиха. Стихи поэта, места, связанные с его жизнью, в современной массовой культуре. Давид Самуилович Самойлов (Давид Самуилович Кауфман) (1920–1990) Поэт, влюбленный в жизнь. «Сороковые, роковые…», «Если вычеркнуть войну…» «Семен Андреич»; «Дай выстрадать стихотворенье!..», «Стих небогатый, суховатый…», «Пестель, поэт и Анна»; «Конец Пугачева»; «Названья зим», «Мне снился сон жестокий…»; «Двор моего детства»; «Болдинская осень», «Рождество Александра Блока»; «Память» (по выбору учителя). «Все есть в стихах – и то и это…»: открытость любым темам, культурным традициям, духовным веяниям. Тематическое, жанровое, интонационное разнообразие самойловской поэзии. Пять основных тем: война, творчество, история, любовь, Москва. Диалоги с русской поэзией. | 2 | Повторение изученной темы «Лирика второй половины ХХ века: проблематика и образы» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 8. А.Т. Твардовский: жизнь и творчество | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-06 ОК 09 | |
11 | Сведения из биографии А.Т. Твардовского (с обобщением ранее изученного). Обзор творчества А.Т. Твардовского. Особенности поэтического мира. Автобиографизм поэзии Твардовского. Образ лирического героя, конкретно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики. «Поэзия как служение и дар». Стихотворения: «Слово о словах», «Моим критикам», «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Я убит подо Ржевом». Поэма «По праву памяти». Произведение лиро-эпического жанра. Драматизм и исповедальность поэмы. Образ отца как композиционный центр поэмы. Поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта. Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности». | 2 | Повторение изученной темы «А.Т. Твардовский: жизнь и творчество» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 9. Драматургия 1950-1980-х годов: традиции и новаторство | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-06 ОК 09 | |
12 | Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Социально-психологические пьесы В. Розова. Внимание драматургов к повседневным проблемам обычных людей. Тема любви в драмах А. Володина, Э. Радзинского. Взаимодействие театрального искусства периода «оттепели» с поэзией. Тематика и проблематика драматургии 1970— 1980-х годов. Развитие жанра производственной (социологической) драмы. | 2 | Повторение изученной темы «Драматургия 1950-1980-х годов: традиции и новаторство» | ||
13 | Александр Валентинович Вампилов (1937–1972) «Провинциальные анекдоты» (две одноактные пьесы: «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом»). Трагикомическая дилогия с глубоким смыслом. Распад нравственного сознания как проблема общества. «Гостиничный» мир как особое, случайное, временное пространство для героев. Морализм бюрократа Калошина и его последствия. Нравственная невменяемость героя как итог комедии. Гоголевские мотивы в пьесе. («История с метранпажем»). «Двадцать минут с ангелом» – тест на способность к великодушию. Конфликт бездушного мира и бескорыстия. Символичность названия пьесы. Сценическая история пьесы. | 2 | Повторение изученной темы «Драматургия 1950-1980-х годов: традиции и новаторство» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 10. Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-06 ОК 09 | |
14 | Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И. Шмелева, Б. Зайцева, В. Набокова, Г. Газданова, Б. Поплавского. | 2 | Повторение изученной темы «Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов» | ||
15 | Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Творчество Б. Ширяева, Д. Кленовского, И. Елагина. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. И.С. Шмелев. Жизненный и творческий путь. Произведения: «Лето Господне», «Солнце мертвых». | 2 | Повторение изученной темы «Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
| Тема 11. А. Рыбаков: жизнь и творчество | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-06 ОК 09 | |
16 | Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990-х годов. «Задержанная» и «возвращенная» литература. | 2 | Повторение изученной темы «А. Рыбаков: жизнь и творчество» | ||
17 | Жизненный и творческий путь А. Рыбакова. Правда жизни в романе А. Рыбакова «Дети Арбата». | 2 | Повторение изученной темы «А. Рыбаков: жизнь и творчество» | ||
| В том числе, практических занятий и лабораторных занятий | 0 | | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 0 | | ||
18 | Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | 2 | | | |
| Всего: | 36 | | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Обществознания, Русского языка, Литературы», оснащенный оборудованием:
- посадочные места по количеству обучающихся (25 мест);
- рабочее место преподавателя (1 место);
- комплект учебно-наглядных пособий и раздаточного материала по русскому языку.
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- комплект презентационных слайдов по темам курса дисциплины.
Учебный кабинет оснащен для обучающихся с различными видами ограничений здоровья (нарушения зрения, слуха, нервно – психические нарушения, соматические заболевания).
Для слабовидящих обучающихся в учебной аудитории предусмотрена возможность просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране).
Обучение лиц с нарушениями слуха предполагает использование мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Литература. Базовый уровень. Учебник для СПО. В 2 частях. Ч. 1 / Т. Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцев, О. Б. Марьина, С. А. Леонов, Н. А. Демидова, Е. А. Самойлова, И. В. Сосновская. — Москва : Просвещение, 2024 .— 353 с.
2. Красовский В.Е. Литература : учебник для среднего профессионального образования / В. Е. Красовский, А. В. Леденев ; под общей редакцией В. Е. Красовского. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 709 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. http://soshinenie.ru/proza-v-russkoj-literature-vtoroj-poloviny-xix-veka
2. http://sochland.ru/sub2/?id=25
3.http://www.kalitva.ru/153103-russkaya-literatura-pervoj-poloviny-xix-veka.html 4.http://11klasov.ru/literature/27-analiz-proizvedeniy-russkoy-literatury-xx-veka-11-klass-ivanova-ev.html
3.2.3. Дополнительные источники
1.Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь.- М.: Айрис-пресс
2. Русская литература в вопросах и ответах. XIX век : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Чернец [и др.] ; под редакцией Л. В. Чернец. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 219 с.
3. Соколов, А. Г. Русская литература конца XIX - начала XX века : учебник для среднего профессионального образования / А. Г. Соколов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 501 с.
4. История русской литературы XX-XXI веков : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. А. Мескин [и др.] ; под общей редакцией В. А. Мескина. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 411 с.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины - устойчивый интерес к чтению как средству познания других культур, уважительное отношения к ним; - навыки различных видов анализа литературных произведений; - знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; - выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; - осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; - представление о системе стилей языка художественной литературы. - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; - сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. - уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; - уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; - уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Критерии оценки устного опроса: Оценка 5 (отлично): обучающийся должен глубоко и четко владеть учебным материалом по заданным темам. Составить по излагаемому вопросу, четкий ответ, ответить на вопросы. Оценка 4 (хорошо): ставится в том случае, если обучающийся полно освоил учебный материал, по форме и изложения ответа имеют отдельные неточности, некоторые недочеты и замечания. Оценка 3 (удовлетворительно): ставится если, обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его не полностью, не последовательно, не отвечает на дополнительные вопросы. Оценка 2 (неудовлетворительно): ставится, если обучающийся имеет разрозненные бессистемные знания, искажает смысл основных понятий, неверно отвечает на вопросы. Критерии оценки дифференцированного зачета Оценка 5 (отлично): выставляется при выполнении 90 % - 100 % предлагаемых заданий, набрано 41-37 балл(-ов). Оценка 4 (хорошо): выставляется при выполнении 89% - 75% предлагаемых заданий, набрано 36-31 балл(-ов). Оценка 3 (удовлетворительно): выставляется при выполнении 74% - 50% предлагаемых заданий, набрано 30 – 21 балл(-ов). Оценка 2 (неудовлетворительно): выставляется при выполнении менее 49% предлагаемых заданий, набрано менее 20 балл(-ов). | Оценка результатов устного опроса Оценка результатов дифференцированного зачета |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины - формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; - эстетическое отношение к миру; - умение учитывать исторический, историко-культурный − контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; − совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов; - использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет -ресурсов и др.); - владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; - владеть навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем. |
Для осуществления мероприятий итоговой аттестации инвалидов и лиц с ОВЗ применяются фонды оценочных средств, адаптированные для таких обучающихся и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной профессиональной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех заявленных компетенций.
С целью определения особенностей восприятия обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ и их готовности к освоению учебного материала предусмотрен входной контроль в форме тестирования.
Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателями в соответствии с разработанным комплектом оценочных средств по учебной дисциплине, адаптированным к особым потребностям студентов инвалидов и лиц с ОВЗ, в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.) В обучении используются карты индивидуальных заданий (и т.д.).
Форма проведения промежуточной аттестации для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (письменное тестирование, компьютерное тестирование и т.д.) При необходимости инвалидам и лицам с ОВЗ предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.
Промежуточная аттестация для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по необходимости может проводиться в несколько этапов, формы и срок проведения которых определяется преподавателем.
В качестве внешних экспертов при проведении промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ привлекаются председатель цикловой комиссии и (или) преподаватель смежной дисциплины.
1