Рабочая программа учебной дисциплины ОП.5 Электротехника по профессии 15.01.35 Мастер слесарных работа
Министерство образования и науки Мурманской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Мурманской области
«Оленегорский горнопромышленный колледж»
УТВЕРЖДАЮ Начальник отдела по учебной работе ____________ Н.А. Островская 27 сентября 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины | ОП.5 Электротехника |
по профессии | 15.01.35 Мастер слесарных работ |
2019
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности (профессии): 15.01.35 Мастер слесарных работ.
РАЗРАБОТЧИК: преподаватель ГАПОУ МО «ОГПК» Люгаева Алевтина Сергеевна
ЭКСПЕРТ: НО по УР ГАПОУ МО «ОГПК» Островская Наталья Алексеевна
РАССМОТРЕНА
На заседании цикловой методической комиссии
общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей
Протокол № 1 от 27 сентября 2019 г.
Председатель _________________ И.А. Иванова
подпись (инициалы, фамилия)
Рабочая программа рекомендована к переутверждению на _____-_____ учебный год ____________________________
с изменениями без изменений)
(лист с внесенными изменениями прикладывается к рабочей программе).
РАССМОТРЕНА
На заседании цикловой методической комиссии
общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей
Протокол № ____ от ______________ 20___ г.
Председатель _________________ __________________
подпись (инициалы, фамилия)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ учебной ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы электротехники» является частью общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 15.01.35 «Мастер слесарных работ».
Учебная дисциплина «Основы электротехники» наряду с учебными дисциплинами общепрофессионального цикла обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК.05 ОК 09. ПК 1.2. ПК 1.3. ПК 1.4. ПК 2.2. ПК 2.3. ПК 3.1. ПК 3.2. ПК 3.3. | читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы; рассчитывать параметры электрической цепи, использовать электрические приборы для измерения точных величин; определять типы и параметры машин переменного и постоянного тока по их маркировке; выбирать способы пуска двигателей; пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании; использовать электрифицированное оборудование, приспособления, инструменты в соответствии с выполняемой работой, правилами эксплуатации, правилами электробезопасности; применять полученные знания в профессиональной деятельности. | основные физические законы и положения электротехники; электротехническую терминологию и символику; физические принципы функционирования и характеристики электрических и магнитных цепей, систем и устройств; назначение, устройство и принцип действия машин постоянного и переменного тока; правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании; электрифицированное оборудование, приспособления, инструменты, используемые в профессиональной деятельности слесаряинструментальщика, слесаря механосборочных работ, слесаря-ремонтника; правила электробезопасности при использовании электрифицированного оборудования, приспособлений, инструментов; |
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 38 |
Самостоятельная работа | 2 |
Объем образовательной программы | 34 |
В том числе: | |
теоретическое обучение | 18 |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 16 |
контрольная работа | 2 |
Самостоятельная работа | 2 |
Промежуточная аттестация: | 2 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
Раздел 1. Электрические и магнитные цепи. | 17 | ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК.05 ОК 09. ПК 1.2. ПК 1.3. ПК 1.4. ПК 2.2. ПК 2.3. ПК 3.1. ПК 3.2. ПК 3.3. | |
Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока | Содержание учебного материала | 5 | |
Постоянный ток. Электрические цепи. Источники тока. Закон Ома для полной цепи. Резисторы. | 1 | ||
В том числе, тематика практических занятий и лабораторных работ. | 4 | ||
Практическая работа №1«Расчет сложных электрических цепей методом свертывания электрической цепи» Практическая работа №2 «Расчет сложных электрических цепей методом узловых и контурных уравнений, составленных по законам Кирхгофа» | 4 | ||
Тема 1.2. Магнитные цепи | Содержание учебного материала | 3 | |
Магнитное поле. Магнитные свойства веществ. Магнитная цепь. Законы магнитной цепи, расчет. | 1 | ||
В том числе, тематика практических занятий и лабораторных работ. | 2 | ||
Практическая работа№3«Расчет магнитных цепей» | 2 | ||
Тема 1.3. Электрические цепи переменного тока | Содержание учебного материала | 2 | |
Электромагнитная индукция. Вихревые токи. Самоиндукция. Индуктивность. Взаимоиндукция. | 2 | ||
В том числе, тематика практических занятий и лабораторных работ. | - | ||
Тема 1.4. Электрические цепи переменного тока | Содержание учебного материала | 7 | |
Переменный ток. Активные и реактивные элементы. Резонанс. Цепи переменного тока. Мощность переменного тока. Трехфазные электрические цепи. | 2 | ||
В том числе, тематика практических занятий и лабораторных работ. | 4 | ||
Практическая работа № 4«Расчет неразветвленных электрических цепей переменного тока». Практическая работа №5«Исследование трехфазной цепи при соединении потребителей звездой». | 4 | ||
Примерная тематика самостоятельной работы обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. | 1 | ||
Раздел 2. Электротехнические устройства. | 14 | ||
Тема 2.1 Электроизмерительные приборы и электроизмерения | Содержание учебного материала | 2 | |
Электрические измерения. Электротехнические устройства. Электроизмерительные приборы. Электрические измерения в цепях постоянного тока. Комбинированные электроизмерительные приборы. | 2 | ||
В том числе, тематика практических занятий и лабораторных работ. | - | ||
Тема 2.2 Трансформаторы | Содержание учебного материала | 4 | |
Трансформаторы. Режимы работы трансформаторов. К.п.д., потери трансформаторов. Трехфазный трансформатор. Автотрансформатор. | 2 | ||
В том числе, тематика практических занятий и лабораторных работ. | 2 | ||
Практическая работа № 6«Изучение устройства и основных характеристик трехфазного трансформатора» | 2 | ||
Тема 2.3 Электрические машины | Содержание учебного материала | 6 | |
Электрические машины. Электрические генераторы. Электрические двигатели. | 2 | ||
В том числе, тематика практических занятий и лабораторных работ. | 4 | ||
Практическая работа № 7 «Расчет характеристик асинхронного двигателя» Практическая работа № 8 «Расчет характеристик синхронного генератора» | 4 | ||
Тема 2.4. Производство, распределение и использование электроэнергии. | Содержание учебного материала | 2 | |
Полупроводники. Полупроводниковые приборы. Электронные лампы. Электронные устройства. Выпрямители. Электронные усилители. | 1 | ||
В том числе, тематика практических занятий и лабораторных работ. | - | ||
Раздел 3. Производство и потребление электроэнергии | 5 | ||
3.1. Производство, передача, распределение и потребление электроэнергии. | Содержание учебного материала | 3 | |
Электрическая система. Электроснабжение. | 1 | ||
В том числе, тематика практических занятий и лабораторных работ. | - | ||
Контрольная работа за 3 семестр | 1 | ||
Примерная тематика самостоятельной работы обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. | 1 | ||
Промежуточная аттестация | Зачет без оценки. | 2 | |
Всего | 36 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатория «Электротехники», оснащенный оборудованием и техническими средствами обучения: индивидуальные рабочие места для обучающихся, рабочее место преподавателя, классная доска, оргтехника, персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением, учебно-лабораторные стенды и контрольно-измерительная аппаратура для измерения параметров электрических цепей, лабораторный комплект (набор) по электротехнике.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь издания печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе (в случае наличия)
Печатные издания
Основные источники:
Немцов, М.В. Электротехника и электроника: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования/М.В. Немцов, М.Л. Немцова. – М.: Издательскитй центр «Академия», 2014. – 432 с.
Дополнительные источники:
Данилов И.А., Иванов П.М. Общая электротехника с основами электроники. – М.: Мастерство, 2001.
Данилов И.А., Иванов П.М. Дидактический материал по электротехнике с основами электроники. – М.: Мастерство, 2000.
Прошин В.М. Электротехника. – М.: Академия,2010.
Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике. – М.: Академия, 2009.
Электротехника и электроника / Под ред. Б.И. Петленко. – М.: Академия, 2004.
Якубовский С.В. Ниссельсон Л.И. Кулешова В.И. и др. Цифровые и аналоговые интегральные микросхемы: Справочник. – М.: Радио и связь, 1990.
Ярочкин Г.В., Володарская А.А. Электротехника: Рабочая тетрадь. – М.: Академия.
Берёзкина Т.Ф., Гусев Н.Г., Масленникова В.В. Задачник по общей электротехнике с основами электроники. – М.: Высшая школа, 2002.
Данилов И.А., Иванов П.М. Общая электротехника с основами электроники. – М.: Мастерство, 2001.
Евдокимов Ф.Е. Общая электротехника. – М.: Энергия, 2000.
Федотов В.И. Основы электроники. – М.: Высшая школа, 2001.
И. В. Сиренький, В. В. Рябинин, С. Н. Голощапов Электронная техника – М.: МО и Н, 2006
Б. И. Горшков, А. Б. Горшков Электронная техника – М.: Академия, 2005
В. И. Галкин, Е. В. Пелевин Промышленная электроника и микроэлектроника - М "Высшая школа" 2006
С. Рама Редди Основы силовой электроники – М.: Техносфера, 2006
В.В.Москаленко. Системы автоматизированного управления электропривода М.: Инфра-М, 2004
В.И.Полещук. Задачник по электротехнике и электронике - М.: Академия, 2004
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
http://ktf.krk.ru/courses/foet/ (Сайт содержит информацию по разделу «Электроника»)
-http://www.college.ru/enportal/physics/content/chapter4/section/paragraph8/the ory.html (Сайт содержит информацию по теме «Электрические цепи постоянного тока»)
http://elib.ispu.ru/library/electro1/index.htm(Сайт содержит электронный учебник по курсу «Общая Электротехника»)
http://ftemk.mpei.ac.ru/elpro/ 10 (Сайт содержит электронный справочник по направлению "Электротехника, электромеханика и электротехнологии").
http://www.toe.stf.mrsu.ru/demoversia/book/index.htm (Сайт содержит электронный учебник по курсу «Электроника и схемотехника»).
http://www.eltray.com. (Мультимедийный курс «В мир электричества как в первый раз»).
http://www.edu.ru. - http://www.experiment.edu.ru.- Электронные ресурс «Электротехника». Форма доступа: http://elektronika.ru (www.labstend.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: основные физические законы и положения электротехники; электротехническую терминологию и символику; физические принципы функционирования и характеристики электрических и магнитных цепей, систем и устройств; назначение, устройство и принцип действия машин постоянного и переменного тока; правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании; электрифицированное оборудование, приспособления, инструменты, используемые в профессиональной деятельности слесаряинструментальщика, слесаря механосборочных работ, слесаря-ремонтника; правила электробезопасности при использовании электрифицированного оборудования, приспособлений, инструментов; Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы; рассчитывать параметры электрической цепи, использовать электрические приборы для измерения точных величин; определять типы и параметры машин переменного и постоянного тока по их маркировке; выбирать способы пуска двигателей; пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании; использовать электрифицированное оборудование, приспособления, инструменты в соответствии с выполняемой работой, правилами эксплуатации, правилами электробезопасности; применять полученные знания в профессиональной деятельности. | умеет читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; умеет делать расчет параметров электрических схем; умеет выполнять сборку электрических схем; умеет пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями; выполняет сращивание, спайку и изоляцию проводов и умеет выполнять контроль качества выполняемых работ | Оценка результатов выполнения: практической работы контрольной работы самостоятельной работы тестирования |
5