РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 1 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ ПИТАНИЯ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 43.01.09 Повар, кондитер
МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«АВТОМОБИЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор КГБ ПОУ «АТК»
_________________ Т.И. Бражник
«_____» ______________ 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 1 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ ПИТАНИЯ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
43.01.09 Повар, кондитер
Уссурийск, 2024 г.
Рассмотрена на заседании ЦМК преподавателей профессиональных дисциплин и мастеров п/о «_____»________________20___ г. Председатель ЦМК ______________(В.И. Вешамирская) | «Согласовано» Заместитель директора по УПР ____________Г.В. Чернецкая |
Организация - разработчик: КГБ ПОУ «Автомобильно-технический колледж».
Разработчик: Несторович Н.А., преподаватель КГБ ПОУ «Автомобильно-технический колледж».
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 09 декабря 2016 г. № 1569 с изменениями и дополнениями от 2 февраля 2021 года, Примерной основной образовательной программы по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, утвержденной протоколом № 01 Федерального учебно-методического объединения по УГПС 43.00.00 от 28 июня 2021 года.
Рабочая программа разработана в соответствии с Положением о разработке рабочих программ учебных дисциплин (утв. приказом 39/1-А от 25 января 2021 года).
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ……………………………………… 3
1. Общая характеристика ……………………………………………… 4
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы 4
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины ………………….. 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины …………………. 6
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины ……………………………… 6
2.2. Содержание дисциплины …………………………………………….. 7
3. Условия реализации дисциплины ………………………………… 13
3.1. Материально-техническое обеспечение …………………………… 13
3.2. Учебно-методическое обеспечение ………………………………… 13
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины ……………. 15
ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ ПИТАНИЯ,
САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Цель дисциплины «ОП.01 Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены»: Ознакомление студентов с основами микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены на предприятиях общественного питания. Подготовка студентов к применению основ микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены в последующей практической деятельности в качестве повара (кондитера).
Дисциплина «ОП.01 Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены» включена в обязательную часть (общепрофессионального) цикла образовательной программы
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций выпускника (п. 4.3 ОПОП-П).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Код ОК | Уметь | Знать | Владеть навыками |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; оценивать результат и последствия своих действий(самостоятельно или с помощью наставника); | актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности | |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии; | правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Наименование составных частей дисциплины | Объем в часах | В т.ч. в форме практ. подготовки |
Учебные занятия | 34 | - |
Курсовая работа (проект) | - | - |
Самостоятельная работа | 2 | - |
Промежуточная аттестация в форме диф. зачет | - | |
Всего | 36 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 1 Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практических и лабораторных занятий | Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01; ОК 07 |
1.Лекция № 1. Цели, задачи, сущность, структура дисциплины. Основные понятия и термины микробиологии. Микробиологические исследования и открытия А. Левенгука, Л. Пастера, И.И. Мечникова, А. А. Лебедева. | |||
Раздел 1. | Основы микробиологии в пищевом производстве | 6 | |
Тема 1.1 Основные группы микроорганизмов, их роль в пищевом производстве | Содержание учебного материала | 4 | |
2. Лекция № 2 Основные группы, классификация микроорганизмов, отличительные признаки бактерий, плесневых грибов, дрожжей и вирусов. Роль бактерий, плесневых грибов и дрожжей в пищевом производстве. Характеристики микрофлоры почвы, воды и воздуха. Роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе. Влияние температурных факторов на развитие микроорганизмов. Влияние микроорганизмов на формирование санитарно-гигиенических условий предприятий общественного питания | 2 | ОК 01; ОК 07 | |
Тематика практических занятий | |||
3. Практическое занятие №1. Определение микробиологической безопасности пищевых продуктов. Работа с муляжами, консервами, образцами пищевых продуктов. Изучение под микроскопом микроорганизмов | 2 | ОК 01; ОК 07 | |
Тема 1.2 Основные пищевые инфекции и пищевые отравления | Содержание учебного материала | 2 | |
4.Лекция№3. Патогенные микроорганизмы: понятие, биологические особенности. Пищевые инфекции, пищевые отравления и глистные заболевания. Острые кишечные инфекции: брюшной тиф, дизентерия, холера, сальмонеллез и др. Возбудители, симптоматика, источники заражения, меры борьбы с инфекцией на предприятиях. Зоонозы: бруцеллез, туберкулез, сибирская язва, ящур. Пищевые отравления микробного и немикробного происхождения. Возможные источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве, условия их развития. Методы предотвращения порчи сырья и готовой продукции на предприятиях общественного питания. Схема микробиологического контроля. Решение ситуационных задач по определению наличия патогенной микрофлоры в пищевых продуктах. Основные меры профилактики острых кишечных инфекций. | 2 | ОК 01; ОК 07 | |
Самостоятельная работа обучающихся Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение нормативных материалов; решение задач и упражнений по образцу; решение ситуационных производственных (профессиональных задач); подготовка сообщений. | - | ||
Раздел 2. Основы физиологии питания | 12 | ||
Тема 2.1 Основные пищевые вещества, их источники, роль в структуре питания | Содержание учебного материала | 4 | |
5. Лекция №4. Основные пищевые вещества: белки, жиры, углеводы, витамины и витаминоподобные соединения, микроэлементы, вода. Физиологическая роль основных пищевых веществ в структуре питания, суточная норма потребности человека в питательных веществах. Источники основных пищевых веществ, состав, физиологическое значение, энергетическая и пищевая ценность различных продуктов питания. Интересные и полезные факты о питании. | 2 | ОК 01; ОК 07 | |
Тематика практических занятий | |||
6.Практическое занятие №2.Составление сравнительной характеристики продуктов питания по пищевой, физиологической, энергетической ценности | 2 | ОК 01; ОК 07 | |
Тема 2.2 Пищеварение и усвояемость пищи | Тематика практических занятий | 2 | |
7.Практическое 3. Понятие о процессе пищеварения. Физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения Усвояемость пищи: понятие, факторы, влияющие на усвояемость пищи Изучение схемы пищеварительного тракта. Подбор продуктов питания, лучших с точки зрения усвоения пищи | 2 | ОК 01; ОК 07 | |
Тема 2.3 Обмен веществ и энергии | Содержание учебного материала | 2 | |
8.Лекция № 5. Общее понятие об обмене веществ. Процессы ассимиляции и диссимиляции. Факторы, влияющие на обмен веществ и процесс регулирования его в организме человека. Общее понятие об обмене энергии. Понятие о калорийности пищи. Суточный расход энергии. Энергетический баланс организма. Методика расчёта энергетической ценности блюда. Выполнение расчёта суточного расхода энергии в зависимости от основного энергетического обмена человека. Выполнение расчёта калорийности блюда (по заданию преподавателя) | 2 | ОК 01; ОК 07 | |
Тема 2.4 Рациональное сбалансированное питание для различных групп населения | Содержание учебного материала | 4 | |
9. Лекция №6. Рациональное питание: понятие, основные принципы. Режим питания и его значение. Принципы нормирования основных пищевых веществ и калорийности пищи в зависимости от пола, возраста и интенсивности труда. Возрастные особенности детей и подростков. Нормы и принципы питания детей разного возраста. Особенности сырья и кулинарной обработки блюд для детей и подростков, режим питания. Понятие о лечебном и лечебно-профилактическом питании. Методики составления рационов питания. Азбука здорового питания | 2 | ОК 01; ОК 07 | |
Тематика практических занятий | |||
10.Практическое занятие №4. Составление рационов питания для различных категорий потребителей | 2 | ОК 01; ОК 07 | |
Самостоятельная работа обучающихся Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение нормативных материалов; решение задач и упражнений по образцу; решение ситуационных производственных (профессиональных задач); подготовка сообщений | - | ||
Раздел 3 | Санитария и гигиена в пищевом производстве | 16 | |
Тема 3.2 Санитарно-гигиенические требования к помещениям | Содержание учебного материала | 8 | |
12.Лекция №8.Санитарно-гигиенические требования к содержанию помещений, оборудования, инвентаря в организациях питания. Гигиенические требования к освещению. Гигиеническая необходимость маркировки оборудования, инвентаря посуды. Требования к материалам. Требования системы ХАССП к содержанию помещений, оборудования, инвентаря, посуды в организациях питания | 2 | ОК 01; ОК 07 | |
Тематика практических занятий | |||
13. Практическое занятие № 5. Дезинфекция, дезинсекция дератизация, правила проведения. Моющие и дезинфицирующие средства, классификация, правила их применения, условия и сроки хранения | 2 | ОК 01; ОК 07 | |
14.Практическое занятие № 6.Решение ситуационных задач по правилам пользования моющими и дезинфицирующими средствами, санитарным требованиям к мытью и обеззараживанию посуды, инвентаря и оборудования | 2 | ОК 01; ОК 07 | |
Самостоятельная работа студентов | |||
Изучение требований системы ХАССП, Санитарных норм и правил СП 2.3.6.1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. | 2 | ||
Тема 3.3 Санитарно-гигиенические требования к кулинарной обработке пищевых продуктов | Тематика практических занятий | 4 | |
15.Практическое занятие №7. Санитарные требования к процессам механической кулинарной обработке продовольственного сырья, способам и режимам тепловой обработки продуктов и полуфабрикатов. Кулинарные техники | 2 | ОК 01; ОК 07 | |
16.Практическое занятие №8. Блюда и изделия повышенного эпидемиологического риска (студни и заливные, паштеты, салаты и винегреты, омлеты, рубленые изделия, кондитерские изделия с кремом и др.): санитарные требования к их приготовлению. Санитарные правила применения пищевых добавок. Перечень разрешенных и запрещенных добавок. Гигиеническая оценка качества готовой пищи (бракераж). | 2 | ||
Тема 3.4 Санитарно-гигиенические требования к транспортированию, приемке и хранению пищевых продуктов | Тематика практических занятий | 2 | |
17.Практическое занятие №9. Санитарно-гигиенические требования к транспорту, к приемке и хранению продовольственного сырья, продуктов питания и кулинарной продукции. Сопроводительная документация Санитарные требования к складским помещениям, их планировке, устройству и содержанию. Гигиенические требования к таре. Запреты и ограничения на приемку некоторых видов сырья и продукции. Способы хранения пищевых продуктов. | 2 | ОК 01; ОК 07 | |
Всего | 36 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены», общепрофессиональных дисциплин, оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной программы по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест:
-рабочее место преподавателя;
-посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
-комплект технологической документации;
-комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия и презентации по изучаемой дисциплине;
-комплект тестовых заданий.
- комплект лабораторного оборудования (влажные препараты, питательные среды, микропрепараты, термостат, прибор для определения бактериального загрязнения, пипетки глазные, измерительные, пинцеты, спиртовки, стекла предметные, чашки Петри, форма сопроводительной карточки на патологический материал). Для проведения практических (или лабораторных) занятий используется:
- питательные среды;
- плакаты;
- термостат;
- лабораторная посуда;
- спиртовки;
- покровные и предметные стекла;
- микроскопы;
- анилиновые красители;
3.2. Учебно-методическое обеспечение
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1 Основные печатные издания и/или электронные издания
Линич, Е. П. Гигиенические основы специализированного питания : учебное пособие для спо / Е. П. Линич, Э. Э. Сафонова. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 220 с. — ISBN 978-5-8114-6375-6.
Линич, Е. П. Санитария и гигиена питания : учебное пособие для спо / Е. П. Линич, Э. Э. Сафонова. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 188 с. — ISBN 978-5-8114-6377-0.
Линич, Е. П. Санитария и гигиена питания : учебное пособие для спо / Е. П. Линич, Э. Э. Сафонова. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 188 с. — ISBN 978-5-8114-6377-0.
Линич, Е. П. Функциональное питание : учебное пособие для спо / Е. П. Линич, Э. Э. Сафонова. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 180 с. — ISBN 978-5-8114-6376-3.
Мармузова Л.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве: учебник для нач. проф. образования/ Мармузова Л.В. -10-е изд., стер. – Москва: Академия, 2017. –160 с.
Микробиология, санитария и гигиена : учебное пособие / А. К. Галиуллин, Р. Г. Госманов, В. Г. Гумеров [и др.]. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 152 с. — ISBN 978-5-8114-4193-8.
Охрименко, О. В. Основы биохимии сельскохозяйственной продукции : учебное пособие для спо / О. В. Охрименко. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 448 с. — ISBN 978-5-8114-7215-4.
Сахарова, О. В. Общая микробиология и общая санитарная микробиология : учебное пособие для спо / О. В. Сахарова, Т. Г. Сахарова. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-6415-9.
Шапиро, Я. С. Микробиологи учебноепособие для спо / Я. С. Шапиро. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург Лань2021. — 308 с. — ISBN 978-5-8114-7063-1.
Васильева, И. В. Физиология питания : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Васильева, Л. В. Беркетова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 235 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16048-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530347
Козлов, А. И. Гигиена и экология человека. Питание : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. И. Козлов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 187 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12965-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518549
Антипова, Л. В. Технология обработки сырья: мясо, молоко, рыба, овощи : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Антипова, О. П. Дворянинова ; под научной редакцией Л. В. Антиповой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 204 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13610-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516221
1. Леонова, И. Б. Основы микробиологии : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. Б. Леонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 298 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05352-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472601
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
к рабочей программе учебной дисциплины ОП. 1 Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Активные и интерактивные формы и методы обучения |
Лекция № 2 Основные группы, классификация микроорганизмов, отличительные признаки бактерий, плесневых грибов, дрожжей и вирусов. Роль бактерий, плесневых грибов и дрожжей в пищевом производстве. Характеристики микрофлоры почвы, воды и воздуха. Роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе. Влияние температурных факторов на развитие микроорганизмов. Влияние микроорганизмов на формирование санитарно-гигиенических условий предприятий общественного питания | 2 | Интерактивная лекция с применением видео-материалов | |
Практическое занятие №2.Составление сравнительной характеристики продуктов питания по пищевой, физиологической, энергетической ценности. | 2 | Командная работа | |
Лекция №6. Рациональное питание: понятие, основные принципы. Режим питания и его значение. Принципы нормирования основных пищевых веществ и калорийности пищи в зависимости от пола, возраста и интенсивности труда. Возрастные особенности детей и подростков. Нормы и принципы питания детей разного возраста. Особенности сырья и кулинарной обработки блюд для детей и подростков, режим питания. Понятие о лечебном и лечебно-профилактическом питании. Методики составления рационов питания. Азбука здорового питания | 2 | Дискуссия | |
Лекция №8.Санитарно-гигиенические требования к содержанию помещений, оборудования, инвентаря в организациях питания. Гигиенические требования к освещению. Гигиеническая необходимость маркировки оборудования, инвентаря посуды. Требования к материалам. Требования системы ХАССП к содержанию помещений, оборудования, инвентаря, посуды в организациях питания | 2 | Интерактивная лекция с применением видео-материалов | |
Практическое занятие № 6.Решение ситуационных задач по правилам пользования моющими и дезинфицирующими средствами, санитарным требованиям к мытью и обеззараживанию посуды, инвентаря и оборудования. | 2 | Работа в малых группах. |
Разработал _____________ Несторович Н.А.