Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура»
Рабочая программа учебной дисциплины
УД.02 МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
2022
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины УД.02 Мировая художественная культура составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Мировая художественная культура» для специальностей среднего профессионального образования /Под ред. Л.Г. Емохоновой – М., 2008.
Примерная программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
Профессии СПО:
23.01.07 «Машинист крана (крановщик)»
23.01.06 «Машинист дорожных и строительных машин»
43.01.02 «Парикмахер»
с нормативным сроком обучения на базе основного общего образования –
2 года 10 месяцев;
23.01.09 «Машинист локомотива»
с нормативным сроком обучения на базе основного общего образования –
3 года 10 месяцев.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………… 3-5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………6-19
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………...20-22
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………….…..23-25
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования по профессиям СПО:
23.01.07 «Машинист крана(крановщик)»
23.01.06 «Машинист дорожных и строительных машин»
43.01.02 «Парикмахер»
с нормативным сроком обучения на базе основного общего образования – 2 года 10 месяцев;
23.01.09 «Машинист локомотива»
с нормативным сроком обучения на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Мировая художественная культура» предназначена для изучения мировой художественной культуры в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Мировая художественная культура» является учебным предметом по выбору из дополнительных дисциплин ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППКРС на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Мировая художественная культура» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППКРС на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины УД.02 «Мировая художественная культура» - в составе дополнительных общеобразовательных учебных дисциплин по выбору.
1.3. Цели и задачи дисциплины
Цель: развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, формирования собственной культурной среды.
Освоение содержания учебной дисциплины «Мировая художественная культура» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
• личностные:
формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства; — развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;
накопление опыта эстетического переживания;
формирование творческого отношения к проблемам;
развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
метапредметные:
формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
выявление причинно-следственных связей;
поиск аналогов в искусстве;
развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
применение методов познания через художественный образ;
использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
определение целей и задач учебной деятельности;
выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
самостоятельную оценка достигнутых результатов.
предметные:
наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;
представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства;
различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;
классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;
осознание ценности и места отечественного искусства проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;
уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;
формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи;
развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора;
умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;
реализацию творческого потенциала; применение различных художественных материалов;
использование выразительных средств искусства в собственном творчестве.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 54 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 36 часов из них:
теоретические занятия – 28 часов;
практические занятия – 8 часов;
самостоятельная работа обучающегося – 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Содержание обучения | Количество часов |
Аудиторные занятия | 36 |
Введение | 1 |
Раздел 1. Художественная культура первобытного мира | 1 |
Раздел 2. Художественная культура Древнего мира | 4 |
Раздел 3. Художественная культура Востока | 2 |
Раздел 4. Античная культура | 4 |
Раздел 5. Раннехристианское искусство | 1 |
Раздел 6. Художественная культура Средних веков | 6 |
Раздел 7. Новое искусство – Арс нова | 1 |
Раздел 8. Арабо-мусульманская культура | 2 |
Раздел 9. Художественная культура эпохи Возрождения | 4 |
Раздел 10. Художественная культура XVII века | 2 |
Раздел 11. Художественная культура XVIII – первой половины XIX века | 2 |
Раздел 12. Художественная культура второй половины XIX века | 3 |
Раздел 13. Художественная культура конца XIX - XX веков | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 18 |
Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий, экскурсии и др. | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта | 1 |
Итого | 54 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины УД.02 Мировая художественная культура
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 1 / 1 | |
Понятие «художественная культура». Основные виды духовной деятельности людей. Искусство как один из способов познания окружающего мира. Пространственные и временные виды искусства. Художественный образ – основное средство отражения чувственного познания мира. | 1 | 1,2 | |
Раздел 1. Художественная культура первобытного мира | Содержание учебного материала | 1 / 2 | |
Миф – основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы. Формирование вертикальной и горизонтальной космических моделей мира. Древние образы: мировое древо, мировая гора, дорога. Значение чисел в мифопоэтической традиции. Магический ритуал как способ иллюзорного овладения миром. Художественный образ в первобытном искусстве: зверь, богиня-мать, человек. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещере Ласко. Геометрический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов в комплексе Стонхенджа. | 1 | 1,2 | |
Самостоятельная работа | 1 | | |
Выполнение комплекса заданий в учебной тетради для самостоятельных работ. Подготовка по конспекту, творческие работы по теме, составление кроссвордов, тестов, сообщения по теме. Мультимедиа презентации с видеорядом и текстовым материалом в качестве небольшой проектной работы. | 1 | 2,3 | |
Раздел 2. Художественная культура Древнего мира | Содержание учебного материала | 4 / 6 | |
МЕСОПОТАМИЯ. Архитектура Месопотамии как отражение мифов. Монументализм и красочность культовых сооружений. Зиккураты в Уре и Вавилоне. Глазурованный кирпич и скульптурный рельеф – основные средства внешнего и внутреннего декора дворцов и общественных сооружений. Тронный зал Южного дворца царя Навуходоносора в Вавилоне, Зал приемов во дворце царя Ашшурнасирпала II в Кальху, парадные ворота дворца царя Саргона II в Дур-Шаррукине, Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой природы – специфика месопотамского изобразительного искусства. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре и живописном декоре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный поминальный храм Рамессеум в Карнаке (Фивы). Погребальные камеры в Долине царей. Предметы дворцового интерьера в некрополях фараонов. Гробница Тутанхамона в Долине царей. ДРЕВНЯЯ АМЕРИКА. Жертвенный ритуал во имя жизни – основа культовой архитектуры и рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане – прообраз храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке. КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА. Крито-микенская архитектура и живописный декор как отражение мифа и окружающего мира. Кносский лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах. | 2 | 1,2 | |
Практическое занятие | 2 | | |
Составление таблицы «Сравнительная характеристика произведений культуры» | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа | 2 | | |
Подготовка сообщений и докладов по темам: «Художественная культура Древнего Египта», «Художественная культура Месопотамии», «Художественная культура Древней Америки» | 2 | 2 | |
Раздел 3. Художественная культура Востока | Содержание учебного материала | 2 / 3 | |
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. Ступа в Санчи. Особенности буддийского рельефа. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты. Индуистский храм – мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Особенности индуистской храмовой архитектуры и скульптурного декора. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. ДРЕВНИЙ КИТАЙ. Гармония инь и ян – основа китайской культуры. Архитектура как модель Вселенной. Древняя столица Чанлань – образец дворцовой застройки. Садово-парковое искусство. ДРЕВНЯЯ ЯПОНИЯ. Культ природы – кредо японской архитектуры. Святилище Аматэрасу в Исе. Японский дом – «прибежище пустоты». Японские сады – сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Типы японских садов. | 2 | 1,2 | |
Самостоятельная работа | 2 | | |
Выполнение комплекса заданий в учебной тетради для самостоятельных работ. Подготовка по конспекту, творческие работы по теме, составление кроссвордов, тестов. Подготовка сообщений и докладов по темам: «Художественная культура Древней Индии», «Художественная культура Древней Японии», «Художественная культура Древнего Китая» | 2 | 2,3 | |
Раздел 4. Античная культура | Содержание учебного материала | 4 / 6 | |
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. Эстетика равновесия сил – основа греческой античности. Греческий храм – архитектурный образ союза людей и богов. Афинский Акрополь – идеал красоты Древней Греции. Парфенон – образец высокой классики и отражение мифологической, идеологической, эстетической программы афинского Акрополя. Греческий рельеф – пластический образ синтеза архитектурных форм и декора храма. Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Метопы храма Афины в Селинунте. Метопы храма Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона в Афинах. Греческая скульптура – художественное воплощение мироощущения древних греков. Эволюция греческой скульптуры от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Статуя Диадумена – образец геометрического стиля Поликлета. Скульптура Фидия – вершина греческой пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Алтарь Зевса в Пергаме. Родосская школа: Лаокоон, Ника Самофракийская. Сюжетный характер греческой вазописи. Человек и рок в древнегреческом театре. Миф об Атридах. Эсхил. «Орестея». Софокл. «Электра». Еврипид. «Электра». ДРЕВНИЙ РИМ Архитектура как зеркало величия государства. Римская ячейка – модуль римской архитектуры. Специфика римского градостроительства. Пантеон – образец синтеза греческих и римских строительных идеалов. Архитектура, декор, мебель римского дома. Дом Веттиев в Помпеях. Вилла Армерина на Сицилии. Скульптурный портрет | 2 | 1,2 | |
Самостоятельная работа | 2 | | |
Выполнение комплекса заданий в учебной тетради для самостоятельных работ. Подготовка по конспекту, творческие работы по теме, составление кроссвордов, тестов, сообщения по теме. Мультимедиа презентации с видеорядом и текстовым материалом в качестве небольшой проектной работы | 2 | 2,3 | |
Раздел 5. Раннехристианское искусство | Содержание учебного материала | 1 / 2 | |
Типы раннехристианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Мавзолей Констанции в Риме. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме. Христианская символика. | 1 | 1,2 | |
Самостоятельная работа | 1 | | |
Подготовка сообщения по теме «Христианская символика» | 1 | 2 | |
Раздел 6. Художественная культура Средних веков | Содержание учебного материала | 6 / 9 | |
ВИЗАНТИЯ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ. Византийский стиль в архитектуре. Центрально-купольная базилика Св. Софии в Константинополе – модель Космоса. Эстетика парения – основа архитектуры крестово-купольного византийского храма. Порядок размещения декора – свидетельство единства Церкви земной и небесной. Церковь Санта-Мария дель Аммеральо (Марторана) в Палермо. Стилистическое многообразие древнерусских крестово-купольных храмов (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школы). Ренессансные тенденции в архитектуре Архангельского собора Московского Кремля. Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Церковь Вознесения в селе Коломенском. Византийский стиль в мозаичном декоре. Собор Св. Софии в Константинополе. Византийский стиль в иконописи. Образ Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Московская школа иконописи. Андрей Рублев. Икона «Троица» – символ национального единения. Высокий русский иконостас – символ становления Церкви воинствующей и связи Ветхого и Нового Заветов. Знаменный распев. Орнаментальность русского искусства в деревянной резьбе, мебели, шитье, изделиях прикладного искусства – синтез византийских и национальных традиций. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. «Каролингское Возрождение». Архитектура и декор дороманских культовых зданий. Капелла Карла Великого в Ахене. Базилика Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Энергия роста – кредо западноевропейской архитектуры. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, каменном и фресковом декоре романских монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Готический храм – образ мира. Архитектура, скульптура, витраж – символ связи Ветхого и Нового Заветов. Собор Нотр-Дам в Шартре. Григорианский хорал. Эволюция стилистических черт Средневековья в интерьере замков (мебель, шпалеры, изделия прикладного искусства) и одежде. Книжная миниатюра. | 4 | 1,2 | |
Практическое занятие | 2 | | |
«Художественная культура Древней Руси» Составление таблицы «Сравнительная характеристика произведений культуры» | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа | 3 | | |
Выполнение комплекса заданий в учебной тетради для самостоятельных работ. Подготовка по конспекту, творческие работы по теме, составление кроссвордов, тестов, сообщения по теме. Мультимедиа презентации с видеорядом и текстовым материалом в качестве небольшой проектной работы. | 3 | 2,3 | |
Раздел 7. Новое искусство – Арс нова | Содержание учебного материала | 1 / 2 | |
Зарождение гуманистического мировоззрения в Италии. Античный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи. Музыкальное течение Арс нова. Специфика Арс нова на Севере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте. | 1 | 1,2 | |
Самостоятельная работа | 1 | | |
Подготовка презентации по теме: «Арс нова в Италии и Франции» | 1 | 2 | |
Раздел 8. Арабо-мусульманская культура | Содержание учебного материала | 2 / 3 | |
Образ мусульманского рая в архитектуре и орнаментальном декоре мечетей и мавзолеев. Купольная мечеть Куббат-ас-Сахра в Иерусалиме. Колонная мечеть Омейядов в Дамаске. Мавзолей Тадж-Махал в Агре. Образ мусульманского рая в архитектуре и декоре дворцов. Альгамбра в Гранаде. Персидская миниатюра. | 1 | 1,2 | |
Самостоятельная работа | 1 | | |
Подготовка презентаций по темам: «Красоты Куббат-ас-Сахра», «Тадж-Махал – история создания», «Альгамбра – жемчужина мавританского зодчества» | 1 | 2 | |
Раздел 9. Художественная культура эпохи Возрождения | Содержание учебного материала | 4 / 6 | |
ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ. Гуманизм – основа культуры Возрождения. Раннее Возрождение во Флоренции. Новое пространственно-временное восприятие мира. Беноццо Гоццоли. Фресковый цикл «Шествие волхвов» в капелле дворца Медичи—Риккарди. Воплощение ренессансной идеи «идеального» города в архитектуре. Филиппо Брунеллески. Ренессансный реализм в живописи и скульптуре раннего Возрождения. Мазаччо. «Чудо со статиром» в капелле Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции. Донателло. Статуя св. Георгия в церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции. Рельеф «Пир Ирода» в Сиене. Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Новая красота и магия пространства. Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Рафаэль Санти. «Обручение Марии». Образ Мадонны – идеальный сплав христианских и языческих представлений о красоте. «Сикстинская Мадонна». Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Образ человека-борца. Статуя Давида. Особенности венецианской школы живописи. Тициан. «Вакх и Ариадна», «Св. Себастьян», «Пастух и нимфа». Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. Карло Джезуальдо. СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Специфика Северного Возрождения. Смеховой характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Карнавала и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры из серии «Апокалипсис»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Картина «Четыре апостола». Светский характер французского Ренессанса. Архитектура и интерьеры замка Франциска I и Генриха II в Фонтенбло как отражение новой эстетики. Театр Уильяма Шекспира – энциклопедия человеческих страстей. | 2 | 1,2 | |
Практическое занятие | 2 | | |
«Живопись эпохи Возрождения» Составление таблицы «Сравнительная характеристика произведений культуры» | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа | 2 | | |
Выполнение комплекса заданий в учебной тетради для самостоятельных работ. Подготовка по конспекту, творческие работы по теме, составление кроссвордов, тестов, сообщения по теме. Подготовка электронной газеты, электронного журнала | 2 | 2,3 | |
Раздел 10. Художественная культура XVII века | Содержание учебного материала | 2 / 3 | |
БАРОККО Стили и направления в искусстве Нового времени. Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Лоренцо Бернини. Архитектурные ансамбли Рима. Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Архитектура и декор интерьеров Екатерининского дворца в Царском Селе. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. «Большой стиль» Питера Пауэла Рубенса. Микеланджело Караваджо. «Обращение апостола Павла». Рембрандт Харменс Ван Рейн. «Пир Валтасара». Диего Веласкес. «Христос в доме Марфы». Музыка барокко. Опера Клаудио Монтеверди. Сoncerto grosso Арканджело Корелли. Иоганн Себастьян Бах. КЛАССИЦИЗМ «Большой королевский стиль» Людовика XIV – сплав классицизма в архитектуре дворца и регулярного парка Версаля с барокко в оформлении интерьеров (мебель, гобелены, плафоны). Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Триумф Флоры». Театр французского классицизма. Пьер Корнель. «Гораций». Жан Расин. «Андромаха». Комедии Мольера. | 2 | 1,2 | |
Самостоятельная работа | 1 | | |
Подготовка рефератов и докладов по темам: «Великие архитекторы эпохи барокко», Биография художников, писателей, архитекторов эпохи барокко по выбору обучающегося | 1 | 2 | |
Раздел 11. Художественная культура XVIII – первой половины XIX века | Содержание учебного материала | 2 / 3 | |
РОКОКО «Галантные празднества» Антуана Ватто. Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. НЕОКЛАССИЦИЗМ, АМПИР Эстетика Просвещения в музыке. Йозеф Гайдн. Вольфганг Амадей Моцарт. Людвиг ван Бетховен. Михаил Иванович Глинка. Эстетика Просвещения в архитектуре. Неоклассицизм и ампир в архитектурных ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриэль. Площадь Людовика XV в Париже. Карл Иванович Росси. Площадь Искусств в Петербурге. Интерьеры классицизма и ампира. Жак Анж Габриэль. Малый Трианон в Версале. Карл Иванович Росси. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге. Эстетика Просвещения в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Франсиско Гойя. «Капричос». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Помпеи». РОМАНТИЗМ Романтический идеал и его воплощение в музыке. Национальные школы. Франц Шуберт. Рихард Вагнер. Гектор Берлиоз. Иоганнес Брамс. Живопись романтизма. Ее роль в оформлении жилого интерьера. Величественное в немецкой пейзажной живописи. Каспар Давид Фридрих. «Меловые скалы на острове Рюген». | 2 | 1,2 | |
Самостоятельная работа | 1 | | |
Подготовка сообщений и докладов по темам: «Великие художники», «Великие архитекторы», «Великие композиторы» | 1 | 2 | |
Раздел 12. Художественная культура второй половины XIX века | Содержание учебного материала | 3 / 4 | |
РЕАЛИЗМ. Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова». Русская пейзажная живопись. Алексей Кондратьевич Саврасов. «Грачи прилетели». Исаак Ильич Левитан. «Над вечным покоем». Национальный стиль «la russe» в культовой и гражданской архитектуре. Альфред Александрович Парланд. Церковь Воскресения («Спас-на-крови») в Петербурге. Николай Иванович Поздеев. Дом Игумнова в Москве. Стиль бидермайер в оформлении европейских интерьеров. Направления в развитии русской музыки. «Могучая кучка». Социальная тема в музыке Модеста Петровича Мусоргского. Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке Николая Андреевича Римского-Корсакова. Историческая тема в музыке Александра Порфирьевича Бородина. Лирико-психологическое начало в музыке Петра Ильича Чайковского. ИМПРЕССИОНИЗМ, СИМВОЛИЗМ, ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ. Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Осенний день в Аржантее». Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. Эстетика «fin de siecle». Роман Шарля Мари Гюисманса «Наоборот». Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Купальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Радующиеся». | 1 | 1,2 | |
Практическое занятие | 2 | | |
Составление таблицы «Сравнительная характеристика произведений культуры» | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа | 1 | | |
Подготовка сообщений и докладов по темам: «Русская школа реализма. Художники передвижник второй половины 20 в.», «Художники импрессионисты», Биография композитора и художника по выбору обучающегося | 1 | 2 | |
Раздел 13. Художественная культура конца XIX – XX веков | Содержание учебного материала | 2 / 3 | |
МОДЕРН. Культ абсолютной красоты в искусстве модерна. Знаковое выражение стиля. Единство художественного образа – кредо стиля модерн. Антонио Гауди. Дом Батло в Барселоне. Федор Осипович Шехтель. Особняк А. В. Морозова в Москве. Мифотворчество – характерная черта русского модерна в живописи. Михаил Александрович Врубель. «Фауст». Триптих. Русский модерн в музыке. Александр Николаевич Скрябин. МОДЕРНИЗМ. Художественные течения модернизма в живописи. Новое видение красоты: агрессия цвета в фовизме Анри Матисса; деформация форм в кубизме Пабло Пикассо; отказ от изобразительности в абстракционизме Василия Васильевича Кандинского; иррационализм подсознательного в сюрреализме Сальвадора Дали. Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля Эдуара Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. Советский конструктивизм Владимира Евграфовича Татлина. Башня III Интернационала. «Органическая» архитектура Фрэнка Ллойда Райта. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Модернизм в музыке. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония Антона фон Веберна. «Новая простота» Сергея Сергеевича Прокофьева. Философская музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. Стиль Ар Деко в архитектуре и декоре. СИНТЕЗ В ИСКУССТВЕ XX ВЕКА. Театральная культура: режиссерский театр Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольта Брехта. «Добрый человек из Сычуани». Условный театр Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Спектакль по пьесе Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец «Потемкин». Роберто Росселлини. «Рим – вечный город». ПОСТМОДЕРНИЗМ. Постмодернистское мировосприятие – возвращение к мифологическим истокам. Новые виды массового искусства и формы синтеза. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасидский Дюшан». Архитектура и интерьер постмодернизма | 2 | 1,2 | |
Самостоятельная работа | 1 | | |
Выполнение комплекса заданий в учебной тетради для самостоятельных работ. Подготовка по конспекту, творческие работы по теме, составление кроссвордов, тестов, сообщения по теме. Мультимедиа презентации с видеорядом и текстовым материалом в качестве небольшой проектной работы Подготовка к зачёту | 1 | 2,3 | |
| Дифференцированный зачёт | 1 | |
| Всего часов | 36 / 54 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов |
Введение | Знание особенностей искусствоведческих наук, специфики объекта их изучения. Умение давать характеристику произведению культуры |
1. Художественная культура первобытного мира | Систематизация материала о мифологии и религиозных учениях, возникших в первобытном мире. Представление описания, характеристики памятников культуры первобытного человека (с использованием иллюстративного материала). |
2. Художественная культура Древнего мира | Систематизация материала о мифологии и религиозных учениях, возникших в Древнем мире. Указание особенностей развития художественной культуры Хеттской, Ассирийской, Персидской держав. Представление описания, характеристики памятников культуры Междуречья (с использованием иллюстративного материала) Систематизация материала о мифологии и религиозных учениях, возникших в Древнем мире. Указание особенностей развития художественной культуры Древнего Египта. Представление описания, характеристики памятников культуры Древнего Египта (с использованием иллюстративного материала) Систематизация материала о мифологии и религиозных учениях, возникших в Древнем мире. Указание особенностей развития художественной культуры Доколумбовой Америки. Представление описания, характеристики памятников культуры Древней Америки (с использованием иллюстративного материала) Систематизация материала о мифологии и религиозных учениях, возникших в Древнем мире. Указание особенностей развития художественной культуры Крито-Микенской культуры Представление описания, характеристики памятников культуры Критской цивилизации (с использованием иллюстративного материала) |
3. Художественная культура Востока | Локализация цивилизации Древнего Востока на ленте времени, объяснение художественных особенностей Древней Индии Представление описания, характеристики памятников культуры Древней Индии. Характеристика отличительных черт цивилизаций Древней Индии и Древнего Китая (с использованием иллюстративного материала) Локализация цивилизации Древнего Востока на ленте времени, объяснение художественных особенностей Древнего Китая. Представление описания, характеристики памятников культуры Древнего Китая. Характеристика отличительных черт цивилизаций Древней Индии и Древнего Китая (с использованием иллюстративного материала) Локализация цивилизации Древнего Востока на ленте времени, объяснение художественных особенностей Древней Японии Раскрытие особенностей развития художественной культуры Древней Японии и ее значения на мировое художественное искусство. |
4. Античная культура | Раскрытие особенностей развития художественной культуры Древней Греции (с использованием иллюстративного материала) Объяснение вклада Древней Греции в мировое культурное наследие. Представление описания, характеристики памятников культуры Древнего Рима (с использованием иллюстративного материала) Объяснение вклада Древнего Рима в мировое культурное наследие. |
5. Раннехристианское искусство | Знание особенностей развития раннехристианской художественной культуры Представление описания, характеристики памятников культуры (с использованием иллюстративного материала) |
6. Художественная культура Средних веков | Раскрытие особенностей развития художественной культуры Византийской империи Рассказ о влиянии Византии и ее культуры на историю и культуру славянских государств, в частности России, раскрытие значения создания славянской письменности Кириллом и Мефодием Раскрытие особенностей развития художественной культуры Древней Руси. Рассказ о развитии культуры в Древней Руси. Характеристика памятников литературы, зодчества Древней Руси. Высказывание суждений о значении наследия Древней Руси для современного общества Характеристика основных художественных стилей средневековой культуры (с рассмотрением конкретных памятников, произведений). Раскрытие вклада художественной культуры Западной Европы в мировое искусство. |
7. Новое искусство – Арс нова | Раскрытие особенностей развития художественной культуры Нового искусства. Высказывание суждений о значении наследия Арс нова для современного общества. |
8. Арабо-мусульманская культура | Раскрытие особенностей развития художественной культуры Арабо-мусульманского мира. Характеристика значения арабской культуры в мировом искусстве. |
9. Художественная культура эпохи Возрождения | Высказывание суждений о предпосылках возникновения и значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества Раскрытие особенностей развития художественной культуры Итальянского Возрождения Подготовка презентаций по теме Возрождение в Италии Раскрытие особенностей развития художественной культуры Северного Возрождения Высказывание суждений о значении наследия культуры Возрождения для современного общества |
10. Художественная культура XVII века | Высказывание суждений о предпосылках возникновения и значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества Раскрытие особенностей развития художественной культуры Итальянского Возрождения Подготовка презентаций по теме Возрождение в Италии Раскрытие особенностей развития художественной культуры Северного Возрождения Высказывание суждений о значении наследия культуры Возрождения для современного общества |
11. Художественная культура XVIII – первой половины XIX века | Раскрытие особенностей развития рококо. Высказывание суждений о значении наследия рококо для современного общества Раскрытие особенностей развития неоклассицизма и ампира Раскрытие особенностей развития романтизма. Высказывание суждений о значении наследия художественной культуры XVIII – первой половины XIX века для современного общества |
12. Художественная культура второй половины XIX века | Раскрытие особенностей развития реализма Сообщение по теме «Мастера реализма» Составление систематической таблицы о достижениях импрессионизма, символизма, постимпрессионизма. Подготовка описания выдающихся памятников этих стилей и направлений. Высказывание суждений о значении наследия импрессионизма для современного общества Высказывание суждений о значении наследия художественной культуры второй половины XIX века для современного общества |
13. Художественная культура конца XIX – XX веков | Раскрытие особенностей развития художественной культуры Осуществление поиска информации для сообщений о памятниках модерна и их создателях Раскрытие особенностей развития художественной культуры Осуществление поиска информации для сообщений о памятниках модернизм и их создателях Раскрытие особенностей развития художественной культуры Осуществление поиска информации для сообщений синтезе искусства, памятниках и их создателях Составление систематической таблицы о достижениях постмодернизма. Подготовка описания выдающихся памятников культуры ХХ века. Высказывание суждений о значении наследия художественной культуры XX века для современного общества |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы интегрированной учебной дисциплины «Мировая художественная культура» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по «МХК», создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «МХК» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся художников и др.);
• информационно-коммуникационные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение интегрированной учебной дисциплины «МХК», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой.
В процессе освоения программы учебной дисциплины студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по «МХК», имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.), сайтам государственных органов власти.
3.2 Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Емохонтова Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. пособ./ Л.Г.Емохонтова. М.: Академия - https://bookree.org/reader?file=1362921
2. Садохин А.П. Мировая художественная культура: учебник.- М.: ЮНИТИ - https://rucont.ru/efd/352321
Дополнительная:
1. Астахов Ю.А. 50 великих художников мира [Электронный ресурс]/ Астахов Ю.А.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Белый город.- http://www.iprbookshop.ru/50412.html.
Интернет - ресурсы
1. Коллекция «Мировая художественная культура» - http://artclassic/edu.ru
2. Музыкальная коллекция - http://music.edu.ru
3. Архитектура России - http://www.archi.ru
4. «Культура России» - http://www.russianculture.ru
5. Музеи России - http://www.museum.ru
6. Antiqua - энциклопедия древнегреческой и римской мифологии
http://www.greekroman.ru
7. Archi-tec.ru – история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура http://www.archi-tec.ru
8. ARHTYX.ru. Всеобщая история искусств. http://www.artyx.ru
9. Belcanto.Ru – в мире оперы. - http://www.belcanto.ru
10. Классическая музыка - http://www.classic-music.ru
11. Мировое искусство - http://www.world.art
12. Архитектура Москвы: материалы для занятий по москововедению - http://eproject. ru/mos/
13. Виртуальная картинная галерея Александра Петрова. - http://petrov-gallery.narod.ru
14. Виртуальный каталог икон. - http://www.wco.ru/icons/
15. Виртуальный музей живописи - http://www.museum-online.ru
16. Виртуальный музей Лувр. - http://louvre.historic.ru
17. Государственный Русский музей. - http://www.rusmuseum.ru
18. Государственная Третьяковская галерея. - http://www.tretyakov.ru
19. Государственный Эрмитаж. - http://www.hermitagemuseum.org
20. Древний мир. От первобытности до Рима. Электронное приложение к учебнику по МХК. - http://www.mhk.spb.ru
21. Замки Европы - http://www/castles.narod.ru
22. Импрессионизм - http://.impressionism.ru
23. История изобразительного искусства. - http://www.arthistory.ru/
24. Московский Кремль: - виртуальная экскурсия. - http://www.moscowkremlin.ru
25. Музеи Московского Кремля. - http://www.kremlin.museum.ru
26. Народы и религии мира. - http://www.cbook.ru/peoples/
27. Репин Илья Ефимович. - http://www.ilyarepin.org.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Личностные | портфолио |
формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства; | |
развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства; | |
накопление опыта эстетического переживания; | |
формирование творческого отношения к проблемам; | |
развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности; | |
гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности; | |
подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. | |
Метапредметные | междисциплинарный проект компетентностно-ориентированный тест |
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; | |
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; | |
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; | |
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; | |
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; | |
применение методов познания через художественный образ; | |
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; | |
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; | |
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат МХК; | |
Предметные | текущий контроль Формы контроля и оценки знаний: Опрос Контрольная работа Защита реферата Отчёты по внеаудиторной самостоятельной работе Решение тестовых заданий Формы контроля и оценки умений: Формализованное наблюдение и оценка результатов практических работ Оценка защиты реферата по теме Оценка ситуационной задачи Промежуточная аттестация Дифференцированный зачёт |
наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства; | |
восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства; | |
представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества; | |
представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства; | |
усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства; | |
различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла; | |
классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников; | |
осознание ценности и места отечественного искусства проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа; | |
уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала; | |
формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи | |
развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора; | |
умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства; | |
реализацию творческого потенциала; применение различных художественных материалов; | |
использование выразительных средств искусства в собственном творчестве |
Примерные темы для сообщений и рефератов
1. Первые художники Земли.
2. Архитектура страны фараонов.
3. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.
4. Художественная культура Древней Передней Азии.
5. Искусство доколумбовой Америки.
6. Золотой век Афин.
7. Архитектура Древнего Рима.
8. Театральное и музыкальное искусство античности.
9. Что такое искусство.
10. Мир византийской культуры.
11. Архитектурный облик Древней Руси.
12. Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.
13. Архитектура западноевропейского Средневековья.
14.Изобразительное искусство Средних веков.
15. Театральное искусство и музыка Средних веков.
16. Индия – «страна чудес».
17. Художественная культура Китая.
18. Искусство Страны восходящего солнца (Япония).
19. Художественная культура ислама.
20. Флоренция – колыбель итальянского Возрождения.
21. Золотой век Возрождения.
22. Стили и направления ХIХ века.
23. Стили и направления ХХ века.
24. Великие мировые художники и мастера.
25. Великие художники и мастера России .