Рабочая программа учителя – дефектолога для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1, вариант 7.2) «Учимся – играя» (1 – 4 класс)
Рабочая программа учителя – дефектолога
для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1, вариант 7.2)
«Учимся – играя»
1 – 4 класс
Данная рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-развивающей занятий с обучающимися 1-4 класса с задержкой психического развития (ЗПР). Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа направлена на формирование универсальных учебных результатов освоения АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития, с учетом их особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей и возможностей.
Задачи данной программы обусловлены положениями, обозначенными в стратегии развития образования в ХМАО-Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 в области обеспечения эффективной социализации и самореализации молодёжи; в области использования воспитательных систем и технологий для формирования индивидуальной траектории развития личности ребёнка с учётом его потребностей, интересов и способностей.
Программа учитывает содержание нормативно-правовых документов федерального уровня: Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. От 08.12.2020 г.) «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Постановления Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г N 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Федеральный государственный образовательный стандарт образования НОО поставил задачи обеспечить «равные возможности получения качественного начального общего образования» для всех категорий детей без исключения, в том числе с отклонениями в развитии, а также указывает на обязательный учет индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания.
Программа учитывает особенности психофизического развития детей, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Рабочая программа разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития и сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей с ЗПР.
Настоящая рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. В программе определены основные направления работы учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушений познавательного развития обучающихся «МАОУ СОШ №8 с углубленным изучением отдельных предметов»
Основные направления работы учителя-дефектолога:
диагностическое;
коррекционное;
аналитическое;
консультативно-просветительское и профилактическое;
организационно-методическое.
Программа коррекционного курса содержит:
Пояснительную записку;
Характеристику коррекционного курса;
Описание коррекционного курса в учебном плане;
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса;
Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса;
Содержание коррекционного курса;
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Пояснительная запискаОбеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно - развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении школьных учебных программ, а также в адаптации их к школе и социальному окружению. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2 - 2,5 раза. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Большой процент детей испытывающих трудности в обучении по общеобразовательным программам составляет группа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Термин «задержка психического развития» (ЗПР) был предложен Г. Е. Сухаревой еще в 1959 г. Под ЗПР понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. ЗПР начинаются в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития, характеризуются стабильным течением (без ремиссий и рецидивов, в отличие от психических расстройств) и тенденцией к прогрессивному нивелированию по мере взросления ребенка. В нашей стране категорию неуспевающих школьников изучают с конца 60-х годов.
Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) характер самого отставания, которое у большинства детей преодолевается с возрастом. Задержка психического развития наблюдается у детей, перенесших слабо выраженные органические повреждения центральной нервной системы (во внутриутробном развитии, во время родов или в раннем детстве) или имеющих генетически обусловленную недостаточность работы головного мозга. У таких детей психические функции, формирующиеся на ранних этапах, складываются, в зависимости от степени и глубины поражения центральной нервной системы, остаются недостаточными, неполноценными, слаборазвитыми.
Одна из основных особенностей детей с ЗПР - низкая познавательная активность, которая проявляется, во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности психологических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) эмоционально-волевой сферы детей.
У детей с ЗПР наблюдается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, поэтому у них нет целостности восприятия, они не могут полностью охватить объект с множеством признаков, и воспринимают его фрагментарно. Дети могут не узнать даже знакомые объекты, если они видны в непривычном ракурсе или плохо освещены. Допускают ошибки при воспроизведении простых предметов по зрительному образцу.
Для адекватного восприятия объектов детям с ЗПР требуется больше времени, чем нормативным детям. Таким образом, эффективность восприятия у детей с ЗПР снижена по сравнению с нормативно развивающимися детьми, а образы недостаточно дифференцированные и полные. Что ограничивает возможность наглядного - образного мышления, проявляется в результатах и способах выполнения заданий.
Внимание этой категории детей характеризуется повышенной отвлекаемостью и фрагментарным выполнением любых заданий.
Память детей с ЗПР характеризуется сниженной продуктивностью непроизвольного и особенно произвольного запоминания, отличается небольшим объемом кратковременной и долговременной памяти. Так, при выполнении задания методики «Десять слов» дети 7 лет воспроизводят не более 5 слов из 10. После 2-3 повторений количество воспроизводимых слов не повышается, а иногда и понижается. При отсроченном (по прошествии 30 минут) воспроизведении слова заменяются (вместо слова «лес» - «дерево», «кот» - «котенок», «дом» - «дача», «конь» - «лошадка» и т.д.), или забываются.
Низкий уровень произвольного запоминания у детей с ЗПР связан не только с ограниченной познавательной активностью и неумением найти вспомогательные мнемические приемы, но и с трудностями смысловой переработки информации, которую необходимо запомнить.
У детей с ЗПР отсутствует интерес к познавательным задачам и готовность их решать. Дети «уходят» от заданий: переводят разговор на отвлеченную тему, или просто отказываются от выполнения задания - «не знаю», «не умею».
У детей с ЗПР обнаруживается отставание во всех видах мыслительной деятельности. Особые трудности вызывает решение задач наглядно-образного характера, решение которых опирается на образы представления и воображение. У детей с ЗПР отсутствует или недостаточная предварительная ориентировка в условиях познавательных задач всех типов, они не имеют плана выполнения задания, не предвидят результаты своей деятельности. Еще одна отличительная черта мыслительной деятельности детей с ЗПР - инертность. Они с большим трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.
Недоразвитие эмоционально-волевой сферы, или инфантилизм, особенно проявляется при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. На занятиях в тех ситуациях, когда необходимо следовать требованиям педагога, преодолевать собственные желания такие дети, непродуктивны. Для них характерно отсутствие чувства долга, ответственности за свое поведение, небрежное отношение к обучению, неорганизованность при выполнении заданий, недостаточная критичность, завышенная или заниженная самооценка. И это влияет на результат и итог, отрицательные оценки в разных видах деятельности.
Дети с ЗПР стремятся к работе, не требующей умственных усилий (заполнение готовых форм, изготовление несложных поделок и т.п.). Они стремятся избежать всяких умственных усилий.
Дети с ЗПР плохо регулируют собственные действия. При выполнении задания не следуют инструкции, не сравнивают уже выполненное с тем, что еще предстоит выполнить.
Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего эти дети внушаемы, подражательны и ведомы в своем поведении.
Для детей с ЗПР характерны истощаемость нервной системы и быстрая утомляемость. Утомляясь, одни становятся вялыми и пассивными, стремятся к уединению, другие - возбуждаются, ведут себя расторможено. Они, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть товарища, становятся жестокими.
ЗПР у детей встречается значительно чаше других, нарушений онтогенеза. В результате многочисленных исследований и наблюдений выделено несколько типов ЗПР, каждый из которых имеет свою структуру и особенности. Различна и степень задержки. Чем раньше она выявлена, тем больше возможностей скорректировать имеющиеся недостатки, определить меры и виды помощи этим детям, причем для каждого ребенка эта помощь индивидуальна. Для такой работы необходим индивидуальный подход. В работе должны учитываться уровень и особенности развития данного ребенка, связанные со степенью и мерой поражения центральной нервной системы.
Психологические особенности обучающихся с ЗПР, существенно затрудняют достижение ими хороших учебных результатов.
Разработанные коррекционно-развивающие занятия способствуют коррекции различных проявлений и, соответственно, уменьшению трудностей в обучении.
Этот курс дефектологических коррекционно-развивающих занятий направлен на исправление различных типичных недостатков психического развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей, относимых к этой категории.
Цель коррекционно - развивающих занятий применение разнообразных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем в учебном и познавательном развитии, гармонизацию личности, коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации.
Задачи курса коррекционно – развивающих занятий:
формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения – способности к самостоятельной организации деятельности;
совершенствование познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и профилактики вторичных нарушений психологического развития, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
стимулирование познавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации;
освоение социально одобряемых норм поведения, противодействие закреплению неадаптивных черт и отклонений в формировании личности;
содействие становлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных дисфункций, а также достижению личностных и метапредметных результатов образования.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР задачи по искоренение пробелов в знаниях по математике, русскому языку и развитию речи конкретизируются следующим образом:
Задачи:формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе новой основы восприятия устной речи;
развитие артикуляционной моторики, формирование правильного звукопроизношения;
развитие графо моторных навыков;
профилактика нарушений письма и чтения с помощью работы над звукобуквенным и слоговым анализом и синтезом;
формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности;
умение слушать вопрос учителя и отвечать на него;
развитие способности осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия;
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
развитие познавательных способностей;
формирование критичности мышления, воображения школьников;
развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса
Дети с ЗПР – это дети, состояние здоровья которых препятствует полному освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ЗПР чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Специфика нарушения определяют особую логику построения учебного процесса, структуры и содержания занятий. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные детям с ЗПР:
начать специальное обучение сразу же после выявления первичного нарушения развития;
ввести в содержание обучения специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения;
индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
У обучающихся с ЗПР обычно наблюдаются различные дисфункции, вызванные минимальными повреждениями центральной нервной системы (ЦНС) и функциональной (реже органической) недостаточностью отдельных анализаторов. К дисфункции относятся нарушения внимания, мелкой ручной моторики, зрительно-пространственных представлений, фонематических процессов и прочие, которые мешают овладению содержанием различных учебных предметов. Упражнения, способствующие преодолению вышеперечисленных дисфункций, включаются в работу по коррекции и развитию познавательной сферы обучающихся.
Важнейшее и системообразующее значение имеют задания, направленные на формирование и совершенствование произвольной регуляции. Формирование этой способности предлагается рассматривать как приоритетную задачу не только реализации обсуждаемого курса, но и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в целом. Упражнения решающие эту задачу, являются частью комплексной программы по формированию осознанной регуляции познавательной деятельности и реализуется практически все годы обучения с постепенным наращиванием требований к самостоятельной организации деятельности и контролю результатов.
У обучающихся с ЗПР недостаточны мыслительные операции и действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, действия классификации, сериации и пр.), что затрудняет усвоение всех учебных предметов. Включённые в программу упражнения, направлены на активизацию познавательной деятельности, они ставят задачу формирования ее операционального состава. Вместе с тем любая психокоррекционная работа с ребенком должна способствовать улучшению познавательной деятельности, результатом которой, как известно, является не только усвоение учебного материала, но и совершенствование сферы жизненной компетенции (продуктивная ориентировка в окружающем предметном и социальном мире). Целенаправленное формирование возможностей произвольной регуляции, обеспечение школьнику специальной помощи способствует постепенной коррекции имеющихся проблем обучения.
В соответствии с ФГОС учитель-дефектолог в ходе реализации курса занятий учитывает рекомендации учителя, касающиеся необходимости усиленной работы с конкретными обучающимися над ликвидацией пробелов предшествующего обучения и профилактики отставания от класса при усвоении нового материала. Особое значение имеет тесная связь логопедических и коррекционных занятий, а также сопряженность с содержанием изучаемых учебных предметов.
Трудности овладения письмом у учащихся с ЗПР определяются недостатками со стороны фонематического восприятия, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, слуховой памяти, а также организации и контроля деятельности. Существенное значение имеют и патофизиологически обусловленные недостатки произвольного внимания, приводящие к большому количеству ошибок (письмо слов, предложений, текстов). Отставание темпа становления познавательной деятельности препятствует осознанному усвоению и использованию разнообразных многочисленных правил, а проявления системного недоразвития речи затрудняют понимание, и самостоятельное употребление слов.
Преодолению перечисленных трудностей способствуют упражнения на развитие произвольной регуляции (ориентировку на листе бумаги, слуховое сосредоточение, удержания на зрительное внимание и т.п.). Предлогаются задания, направленные на преодоление несформированности словесного опосредствования деятельности и поведения, для этого используются упражнения на вербальное обозначение сходств и различий, активизацию самостоятельного устного высказывания и пр. Предполагается, что умения, приобретаемые на коррекционно-развивающих занятиях, будут перенесены на программный материал предметной области «Филология».
Трудности овладения математикой в значительной мере сопряжены с недостатками пространственных и квазипространственных представлений, соответственно, работа по их коррекции является необходимой и способствующей усвоению математических знаний, в первую очередь основ геометрии.
Ошибки при решении математических примеров обусловлены колебаниями внимания и несформированными действий контроля. Упражнения для улучшения контроля, психотехнические упражнения (задания на концентрацию, переключение внимания, удержание числовой информации) способствуют минимизации подобных ошибок.
Для большинства обучающихся с ЗПР типичны серьезные трудности в решении арифметических задач. С одной стороны, трудности вызывает недостаток словарного запаса, медленный темп чтения, плохое понимание слов, входящих в условие задачи, что предполагает соответствующую работу логопеда. Ведущую роль, конечно же, играет недостаточная сформированность мыслительных операций, действий логического мышления, трудности мысленного представления объектов и оперирования ими. Упражнения по активизации познавательной деятельности, включающие постепенно усложняющиеся упражнения, направлены на улучшение аналитико-синтетических возможностей, формирование и развитие базовых операций логического мышления.
С психологической точки зрения эффективное (быстрое и правильное) решение любой арифметической задачи предполагает отнесение ее к определенному типу, для которого установлен алгоритм решения. Однако, обучающиеся с ЗПР из-за недостатка познавательной деятельности еще не могут эффективно использовать алгоритм решений в умственном плане. Они должны быть представлены детям в образных формах (модель, схема), с четким выделением последовательности решения. В связи с этим в курс коррекционно-развивающих занятий постепенно включаются упражнения, психологически идентичные решению арифметических задач, в качестве средства, выполнения которых может использоваться словесное правило, или наглядная модель.
Трудности овладения знаниями по предмету «Окружающий мир» проявляются в меньшей мере, их получению препятствуют общие недостатки познавательной деятельности, познавательной активности и трудности самоорганизации о преодолении о которых уже говорилось ранее. Коррекционные занятия направленны так же на расширение знаний ребенка об окружающей предметной и социальной действительности. Значение имеют и задания, направленные на усвоение пространственных представлений, выделение ориентиров.
Благодаря коррекционным занятиям облегчается овладение предметами
«Технология», «Изобразительное искусство», «Физкультура» (за счет совершенствования моторики, навыков самоорганизации).
Предложенный коррекционный курс составляет значительную часть содержания программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития.
Эффективность коррекционных занятий может быть достигнута только при обеспечении соблюдения принципа комплексности, когда реализуется тесное взаимодействие между дефектологом, психологом, учителем, логопедом, родителями и другими потенциальными участниками сопровождения.
Программа курса дефектологических занятий составлена по модульному принципу.
Содержание, форма организации (индивидуальная).
Важнейшее значение для выбора содержания курса имели работы психологов, дефектологов, непосредственно работающих по проблеме задержки психического развития. Их развивающие программы включены в курс занятий с учетом возможностей учащихся, требований АООП к организации учебного процесса, и личного опыта.
Курс коррекционно-развивающих занятий реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет стимулировать сенсорно-перцептивные и интеллектуальные процессы, последовательно и постепенно преодолевать разнообразные трудности обучения и коммуникации, повышать адекватность оценки собственных возможностей. Занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации и ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Содержание коррекционно-развивающих занятий спланировано в учетом перечисленных ниже направлений, поскольку они являются наиболее значимыми для обучающихся с ЗПР.
Диагностика и развитие познавательной сферы, и целенаправленное формирование высших психических функций:
сенсорное и сенсомоторное развитие;
формирование и развитие пространственно-временных представлений;
формирование учебной мотивации
умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты);
формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления;
нормализация ведущей деятельности возраста;
формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
готовность к восприятию учебного материала;
формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Исходя из особенностей ребенка, выделяется приоритетное направление (одно или несколько), которое служит основой для построения коррекционной программы.
Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих специальные образовательные потребности учащихся с ЗПР, предоставления учащимся дозированной помощи, что позволяет индивидуализировать коррекционный процесс. Также важным является перенос формируемых на занятиях умений и навыков в учебную работу учащегося, связь коррекционных программ специалиста с программным материалом и его требованиями.
Формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса, обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения:
формирование правил и норм поведения в группе;
адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях;
формирование и развитие произвольной регуляции деятельности и поведения;
формирование способности к планированию и контролю;
Перечисленные направления работы нуждаются в конкретизации в соответствии с наиболее актуальными особыми образовательными потребностями, индивидуально-типологическими характеристиками обучающихся. Ведущими,
«сквозными» направлением в коррекционной работе является формирование системы произвольной регуляции и максимально возможное для имеющегося нарушения совершенствование познавательной деятельности, поскольку отсутствие существенного повышения их уровня не позволит обучающимся получить цензовое образование.
Приведенная рабочая программа представлена индивидуальными и групповыми занятиями, рассчитана на 34 занятия за год в 1-4 классах общеобразовательной школы.
Длительность коррекционно-развивающих индивидуальных занятий – 20-25 минут, групповых занятий – 35-40 минут. Темы коррекционно-развивающих занятий подбираются в соответствии с заключениями ПМПК, или темами, в которых ребенок имеет «пробел» (русский язык и развитие речи, математика, окружающий мир).
Индивидуальная диагностика уровней сформированности произвольной регуляции, познавательной деятельности, речевого развития, а также основных дисфункций и эмоциональных проблем проводится дефектологом в течение двух недель в сентябре и мае.
В ходе реализации курса достигаются личностные, предметные и метапредметные результаты образования, происходит совершенствование сферы жизненной компетенции.
В области адаптации вновь поступивших обучающихся к школьным требованиям:позитивное отношение к посещению школы;
соблюдение школьной дисциплины;
ориентировка в пространстве класса и школьном здании;
социально-нормативное обращение к педагогу;
социально-нормативное поведение в общественных местах школы;
формирование школьной мотивации.
В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения:формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения заданий;
формирование дифференцированной самооценки (постарался-не постарался, справился – не справился);
формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со взрослым);
формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя);
формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители;
способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности;
способность давать словесный отчет о проделанной работе;
формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную деятельность.
В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования высших психических функций:совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-познавательной деятельности;
улучшение качества понимания инструкции (с уточнением, но без наглядного показа), возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции (графический диктант);
способность ориентироваться в схеме собственного тела, окружающем пространстве, используя графический план, ориентироваться на листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства,
способность ориентироваться во времени суток, соотнося собственную деятельность со временем, понимать словесные обозначения времени,
возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами,
возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого материала;
способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей на наглядно представленном материале,
возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его,
способность к вербализации своих действий;
способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
способность решать учебно-познавательные задачи не только в действенном, но и в образном или частично в умственном плане.
В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков:уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций;
способность переживать чувство гордости за свои успехи, вербализовать повод для гордости;
В области развития коммуникативной сферы и социальной интеграции:способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи одноклассников;
уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций;
снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч. вербальной агрессии;
формирование умения дифференцировать ситуации личностного и делового общения;
снижение проявлений тревожности и враждебности по отношению к сверстникам и педагогам;
Для диагностики результатов учащихся предусмотрены следующие формы контроля: устные ответы, тестовые задания, графическая работа, контроль вычислительных навыков, анализ динамики текущей успеваемости и т.д.
Разнообразие психологических особенностей, обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса дефектологических занятий. Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые педагог-дефектолог пытается достичь.
1й класс
Личностныеразвитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов учения;
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка;
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности во всех видах деятельности;
МетапредметныеРегулятивные УУД
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
пользоваться словарями и справочным материалом;
осуществлять синтез как составление целого из их частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала, как по заданным критериям, так и по
самостоятельно выделенным основаниям;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации
общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
2-й класс
Личностные результаты:осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
интерес к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
первоначальная ориентация на оценку результатов познавательной деятельности;
общие представления о рациональной организации мыслительной деятельности;
самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
первоначальная ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
представления о значении математики для познания окружающего мира.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану;
понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане ;
необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные УУД:находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
работать с дополнительными текстами и заданиями;
соотносить содержание схематических изображений с математической записью;
моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
строить рассуждения о математических явлениях;
пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.
Коммуникативные УУД:оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
учиться работать в паре, группе;
выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
корректно формулировать свою точку зрения;
проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
контролировать свои действия в коллективной работе;
осуществлять взаимный контроль.
3-4-ый классы
Личностные результатыэмоциональность - умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово, внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
устойчивого и широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире, способам решения познавательных задач в области математики;
ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
положительная адекватная самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
установка в поведении на принятые моральные нормы;
чувства гордости за достижения отечественной математической науки;
способность реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания о математике;
проекция опыта решения математических задач в ситуации реальной жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;
воспринимать мнение сверстников и взрослых о выполнении математических действий, высказывать собственное мнение о явлениях науки;
прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации, осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
проявлять познавательную инициативу;
действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в собственные действия и коллективную деятельность.
Познавательные УУД:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения; расширенный поиск информации в дополнительных источниках;
фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
строить и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
расширять свои представления о математике и точных науках;
произвольно составлять небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять действие подведения под понятие (в новых для учащихся ситуациях);
осуществлять выбор рациональных способов действий на основе анализа конкретных условий;
осуществлять синтез: составлять целое из частей и восстанавливать объект по его отдельным свойствам, самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты или свойства;
сравнивать, проводить классификацию и сериацию по самостоятельно выделенным основаниям и формулировать на этой основе выводы;
строить дедуктивные и индуктивные рассуждения, рассуждения по аналогии;
устанавливать причинно-следственные и другие отношения между изучаемыми понятиями и явлениями;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные УУД:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
четко, последовательно и полно передавать партнерам информацию для достижения целей сотрудничества;
адекватно использовать средства общения для планирования и регуляции своей деятельности;
аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров для выработки совместного решения;
понимать относительность мнений и подходов к решению задач, учитывать разнообразие точек зрения;
корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения; строить понятные для окружающих высказывания;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
активно участвовать в учебно-познавательной деятельности и планировать ее;
проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
все учащиеся должны овладеть базовым уровнем усвоения материала;
соответствие уровня психического, умственного, физического развития ребенка возрастной норме;
повышение учебной мотивации;
снижение трудностей психологической адаптации к школе и школьным требованиям;
организованность поведения ребенка;
позитивные тенденции личностного развития.
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Развитие высших психических функций является важной базовой составляющей психической деятельности, на основе которой формируются такие важные учебные навыки, как, письмо, чтение и счет.
Программа включает в себя 5 разделов, каждый из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии общеучебных навыков по предметам и соответствуют элементам программного материала.
Психолого-педагогическое обследование развития высших психических функций. На этом этапе осуществляется обследование развития высших психических функций с использованием различного диагностического инструментария. На этом этапе осуществляется знакомство с учащимися, определение основных проблем развития и путей решения этих проблем.
Развитие графических навыков. Ведется работа по коррекции почерка посредством развития каллиграфических навыков и мелкой моторики. Данный модуль посвящён развитию учебных навыков через коррегирование зрительной памяти, внимания, формирование пространственных представлений и графических умений.
Развитие высших психических функций посредством изучения программного материала по русскому языку.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости- мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красная строка (абзац). Знание алфавита: правильное название букв, их последовательность.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в словаре значения слова; определение значения слова в тексте. Различение однозначных и многозначных слов, прямого и переносного значения слов: анализ образцов использования в тексте. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Выделение в слове корня, основы, окончания, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Осознание значения суффиксов и приставок. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу. Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных одушевленных и неодушевленных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Выделение имен существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Словообразование имен существительных. Морфологический разбор имён существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на - ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имен прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3- го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление наречий в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания повествовательные, вопросительные, побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространенные. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений. Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений. Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове.
Применение правил правописания и пунктуации: сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; сочетания чк—чн, чт, щн и др.; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; разделительные ъ и ь; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь); соединительные о и е, в сложных словах (самолет, вездеход); е и и в суффиксах имен существительных (ключик - ключика, замочек - замочка); безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, - ий, -ья, ье, -ия, -ов, - ин); безударные окончания имен прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями; не с глаголами; мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь); мягкий знак в глаголах в сочетании -ться; безударные личные окончания глаголов; раздельное написание предлогов с другими словами; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях; запятая при обращении в предложениях. Развитие речи. Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связанные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Выражение и развитие законченной мысли в тексте. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам.
В процессе работы с программным материалом развиваются фонематический слух, восприятие и мыслительная деятельность, память, внимание и речь. Упражнения и задания носят коррекционный характер и подобраны с учетом возрастных особенностей и уровнем развития каждого учащегося.
Развитие высших психических функций посредством изучения программного материала по математике.
Числа и величины
Счёт предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Масса. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна). Время. Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов и результатов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Арифметические действия с числами «нуль» и «единица». Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовое выражение. Скобки. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении. Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.
Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе). Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 • а = а, 0 • с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Текстовые задачи
Задача. Структура задачи. Решение разнообразных текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Задачи, содержащие отношения «больше на (в) ...», «меньше на (в) ...». Задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность труда, время, объем всей работы), изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход), расчёта стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара. Задачи на время (начало, конец, продолжительность события). Решение задач разными способами.
Задачи, содержащие долю (половина, треть, четверть, пятая часть и т.п.). Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше— ниже, слева — справа, за — перед, между, сверху — снизу, ближе — дальше, между и др.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.). Свойства сторон прямоугольника. Виды треугольников. Геометрические тела. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар, параллелепипед, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, прямоугольника, квадрата. Площадь. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Через призму математических заданий происходит развитие мыслительной деятельности и познавательной активности, внимания и самоконтроля.
Мониторинг развития высших психических функций. Проводится повторное психолого-педагогическое обследование учащихся и сравнение результатов. Определяется эффективность коррекционной работы.
Основные направления коррекционно-развивающей _работы: Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие зрительной памяти и узнавания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие временных понятий;
развитие слухового внимания и памяти;
развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа
Развитие основных мыслительных операций:
формирование навыков относительно анализа;
развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
формирование умения планировать свою деятельность;
развитие комбинаторных способностей
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.
Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности.
Формы организации коррекционных занятий
1 сентября – 30 сентября | Психолого-педагогическое обследование развития высших психических функций. Заполнение дефектологических карт. |
1 октября - 13 мая | Индивидуальные, групповые занятия с детьми |
14 мая - 31 мая | Итоговое психолого-педагогическое обследование развития высших психических функций. Заполнение документации. |
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. Занятия строятся на сочетании различных форм организации образовательного процесса: групповой и индивидуальной, а также на современных технологиях:
технологии развития умственной деятельности:
проблемно-поисковые
технологии моделирующего обучения (учебные игры);
коммуникативно-диалоговые.
технологии группового обучения (работа в парах, в малых группах).
В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависит от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется с учетом работы с ним других специалистов.
Структура коррекционного занятия
Вариант 1 | Вариант 2 |
Тип занятия | Тип занятия |
«Открытие нового знания» | «Развивающий контроль» |
1 этап | |
Мотивация к деятельности | |
2 этап | |
Совместная работа по теме урока | Актуализация знаний и навыков |
3 этап | |
Упражнения на снижение зрительного утомления и физическая разминка | |
4 этап | |
Закрепление знаний и способов | Контроль усвоения, обсуждение |
действий | допущенных ошибок и их коррекция |
5 этап | |
Рефлексия и обратная связь от учителя |
Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа.- М.,1998.
Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития». Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002.
Данилов И. В. Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельностимладших школьников. — М.: У Ц «Перспектива», 2001.
Как проектировать универсальные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская. – М.:Просвещение, 2011.
Коннова Е.Г. РОСТ: Развитие, общение, самоценка, вторчество. Курс внеурочной деятельности (ФГОС). 1й класс. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.:
«Ось-89», 2006.
Локалова Н. П. «Как помочь слабоуспевающему школьнику». Психодиагностические таблицы: Причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. — М., 1997.
Настольная книга педагога-дефектолога Т. Б. Епифанцева, Киселенко Т.Е., Могилева И.А. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
В. Г. Горецкий, В.П. Канакина, Бойкина М.В. Русский язык. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы М. Просвещение. 2011.
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. Сборник рабочих программ
«Школа России» 1-4 классы М: «Просвещение». 2011.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида для детей с задержкой психического развита (авторы: Е. А. Екжанова, Г. М. Капустина, Ю. А. Костенкова, Т. В. Кузмичева, Е. Б. Новикова, Е. Н. Морсакова, Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко);
Психолого-педагогическая и социальная реабилитация детей с нарушением зрения в системе специального образования: сборник научных работ. – Челябинск, 2000.
Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР:организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. Пособие для учителей начальных классов и психологов классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001.
Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.
Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова. М.: «Просвещение», 2008.
Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: «Просвещение», 2008.
Ситникова Т.Н. , Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. М: «ВАКО» 2013.
Ситникова Т.Н. , Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике М: «ВАКО» 2013.