Рабочая программа «Весёлый счёт»

0
0
Материал опубликован 4 April 2023

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

 

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


 

ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ

Ступень обучения начальное общее образование

 

Количество часов 34

 

Учитель Киселёва Рена Агамурадовна

 

Программа разработана в соответствии и на основе:

- «Закона об образовании РФ» от 22.08.2004г.;

- письма Министерства образования России от 09.08.2000г. №273/23 – 16 « О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»; от 24.04.1995г.№ 24/19 – 15

- «Инструктивно – методического письма Министерства образования РФ» от 14.03.2000г. № 63/23 – 16


 


 


 


 


 


 


 

Пояснительная записка

Вводная характеристика предмета.

 

Начальное техническое образование - первая ступень технического творчества детей. На занятиях объединений начального технического образования у младших школьников развиваются техническое мышление и техническая грамотность, закладывается фундамент общетехнических знаний, умений, они приобретают навыки работы с различными инструментами ручного труда и материалами. Развитие технического мышления становится все более актуальной проблемой в образовании подрастающего поколения. Учреждения дополнительного образования рассматриваются сейчас как учреждения, компенсирующие необеспеченный в рамках основных образовательных программ заказ общества на интеллектуальные, психолого-педагогические, развивающие услуги для школьников.

Основной целью данной программы является поиск и поддержка одаренных детей; содействие формированию их творческой и профессиональной ориентации; развитие творческих способностей младших школьников в области техники; осуществление постепенного перехода от начального моделирования к конструированию простейших моделей.

Ставя своей задачей развитие у учащихся находчивости и любознательности, сообразительности и наблюдательности, чувства товарищества и уважения к общественно-полезному труду, творческого воображения и художественного вкуса, были выбраны простые по выполнению и интересные для школьников модели (поделки), наиболее полезные в целях разностороннего развития.

Подобно тому, как решение арифметических задач помогает усвоить основы математики, выполнение наглядных пособий, елочных украшений, даже игрушек из бумаги и картона помогает уяснению основ технологии производства в самых разных отраслях народного хозяйства.

Сначала школьнику надо узнать, как сделана модель, затем научиться делать самим такую вещь, далее надо понять принцип построения подобных вещей и, наконец, уяснить их целевое назначение и связь с большой жизнью.

Свойства вещей, окружающих младшего школьника становятся более понятными и привычными, полного большого смысла, когда он сам своими руками обрабатывает их. Цвет, объем, вес, размеры и другие физические, химические и биологические качества становятся практически доступными, когда эти качества изменяешь, преобразуешь, используешь. Помимо того, что труд вырабатывает привычку смело подходить к овладению новыми инструментами и механизмами, он развивает интерес к технике, приучает ценить хорошо сделанную вещь и тем самым ценить затраченный другими труд, приучает к коллективности в работе. Основы такого отношения к ручному труду должны быть заложены в младшем школьном возрасте.


 

2. Краткие сведения о коллективе.

Состав группы – постоянный.

Условия набора детей: набор учащихся осуществляется путём собеседования и определения ступени обучения.

Форма занятий – групповая.

Срок обучения - 2 года.

Количество обучающихся определяется Уставом учреждения

Количество учебных часов: в неделю 4 часа, в год 144 часа.

Программа соответствует типовому Положению об учреждении дополнительного образования Уставу ЦНТТ, не противоречит закону РФ «Об образовании». Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПИН) 2.4.4.1252-03- принятых МИНЮСТом России от 27.05.03 г.


 

Цель

Развитие творческих способностей младших школьников в области техники; осуществление постепенного перехода от начального моделирования к конструированию простейших моделей; содействие в формировании профессиональной ориентации.

4. Задачи

Обучающие задачи:

дать основы графической подготовки;

формировать умение и навыки работы с различными инструментами и материалами;

учить детей планировать и анализировать свою работу;

оберегать от штампа пустого подражательства, слепого копирования;

предъявлять требовательность к результатам творчества учащихся, учить их добиваться исполнения лучших образцов.

Воспитывающие задачи:

выработать навыки бесконфликтного поведения (общения), этической грамотности;

формировать уважительное отношение к традициям и истории своего края, города, народа;

воспитывать трудолюбие, усидчивость, культуру поведения, ответственность;

формировать детский творческий коллектив;

совершенствовать валеологическое воспитание в целях укрепления здоровья детей.

Развивающие задачи:

развивать познавательный интерес к технике;

развивать техническое мышление, смекалку, интерес к поисковой работе при решении конструкторско-технологических задач;

развивать образное техническое мышление, художественный вкус.

 

5. Основные направления содержания деятельности

Программа составлена с учетом расширения и опережения общеобразовательной школьной программы. Учащиеся объединений начального технического образования получают знания по черчению, геометрии, знакомятся с историей развития отечественной техники, основами экономики, валеологии, экологии.

Процесс обучения строится на базе общедидактических и конкретных педагогических принципов. Так, в качестве общедидактических принципов выступают: активность, сознательность, последовательность. В качестве основополагающих принципов современного образования, выступают принципы гуманизации, регионализации.

Разработанное содержание обучения включает разные формы его организации: конструирование или моделирование по образцу, по условиям, по замыслу и по теме, каждая из которых успешно решает определенные задачи воспитания.

Рекомендуемые приемы направлены как на закрепление навыков, получаемых на занятиях, так и на формирование правильных взаимоотношений детей, на развитие их умений выполнять работу коллективно.

Очень важно сформировать у младших школьников обобщенные способы обследования предметов, научить их выделять части предмета, определять основные, от которых зависит расположение других частей, устанавливать их функциональное назначение. Обследование предмета, его анализ проводятся в том порядке, который затем определяет порядок действий для выполнения конструкции, что значительно облегчает учащимся усвоение этого порядка.

Содержание программы состоит из двух ступеней сложности: 4 часа в неделю, общее количество часов в год - 144 ч.

 

6. Условия реализации программы

Занятия проходят в помещении, оборудованном необходимыми инструментами и приспособлениями. В процессе обучения применяются разнообразные дидактические и методические материалы.


 

7. Требования к знаниям и умениям, критерии их оценки.

По окончании обучения по программе 1 ступени сложности учащиеся

должны знать:

свойства бумаги, картона, некоторых тканей, их использования, способы обработки;

способы перевода выкроек, шаблонов, рисунков изделия на кальку, бумагу, картон;

основные понятия о графических изображениях, условные обозначения графических изображений;

знать и различать геометрические фигуры, тела и простейшие базовые формы оригами;

знать характерные показатели художественного и технического конструирования.

должны уметь:

пользоваться чертежными инструментами;

выполнять операции разметки;

создавать модели и игрушки своей конструкции, применять новый вид внешней отделки по собственному замыслу;

создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

бережно относиться к инструментам и оборудованию;

экономить материал;

соблюдать правила санитарии, гигиены и безопасности труда.

 

По окончании обучения по программе 2 ступени сложности учащиеся должны знать:

элементарные сведения о проекциях;

иметь понятие о механических и электрических автоматах, об основных видах связи;

базовые формы техники оригами.

 

должны уметь:

выполнять операции разметки;

распределять труд по операциям;

выполнять обработку деталей;

выбирать способ соединения деталей и производить сборку;

изготавливать простейшие модели машин, самолетов, кораблей из бумаги, картона;

составлять простейшую электрическую цепь;

следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, выполненных в технике оригами;

находить в процессе работы способы повышения прочности и устойчивости изделия, устранять дефекты, налаживать и управлять устройством;

бережно относиться к инструментам и оборудованию, экономить материал;

соблюдать правила санитарии, гигиены и безопасности труда.


 

Конечный результат

По окончании данного курса учащиеся должны усвоить и применять основные понятия, предусмотренные программой, знать и использовать полученные знания.

Формы проведения контроля.

Основными формами подведения итогов являются самостоятельная работа и тестирование. Также используются такие формы как диагностика, конкурс, игра.


 


 

Учебно-тематический план


 

1 ступень обучения


 

п/п

Тема

Общее

кол-во

часов

Теоретич.

часть

Практич.

часть

1.

Вводное занятие.

 

2

1

1

2.

Входная диагностика

2

1

1

3.

Материалы и инструменты

 

22

2

20

4.

Элементы технической эстетики.

 

12

2

10

5.

Элементы графической грамоты.

 

24

2

22

6.

Основные виды аппликации.

 

16

2

14

7.

Простейшие модели в технике оригами

 

26

2

24

8.

Техническое моделирование из плоских деталей.

 

26

2

24

9.

Техническое моделирование из набора готовых деталей.

 

10

1

9

10.

Заключительное занятие. Итоговая диагностика.

 

4

2

2

 

Итого:

144

31

113

 

 

Вводное занятие. (2 часа)

Из истории развития детского технического творчества в г. Армавире. Цели и задачи объединения. Порядок и содержание работы. Организация рабочих мест учащихся. Техника безопасности и правила санитарной и личной гигиены. Практика. Изготовление из бумаги и картона моделей на свободную тему.

 

Входная диагностика. (2 часа) Диагностирование с целью выявления уровня умений учащихся.

 

Материалы и инструменты (22 часа)

Краткие сведения из истории бумажной промышленности. Технология изготовления бумаги. Виды бумаги. Технологические операции, используемые при обработке бумаги (сгибание, склеивание, складывание, резание, соединение различными способами).

Инструменты, применяемые при работе с бумагой и картоном (ножницы, линейка, карандаши, кисти, циркуль). Правила пользования колющими, режущими инструментами.

Основные сведения о древесине, пластмассе, их свойствах и правилах обработки.

Практика. Изготовление из бумаги и картона силуэтов машин, построек, закладок для книг, моделей самолета, планера, кораблика, ракеты, игрушек различной формы способом сгибания бумаги, фонарика, стаканчика, походной шапочки.

Изготовление из картона плоских игрушек с подвижными частями (дергунчики «смешной человечек», «тигренок», «клоун», «снеговик», «конь-качалка» и др.).

 

Элементы технической эстетики (12 часов)

Знакомство с некоторыми элементами художественного оформления поделок, моделей. Форма, цвет, пропорциональность, ритм.

Основы цветоведения. Основные и дополнительные цвета. Цветовой круг. Хроматические и ахроматические цвета. Теплые и холодные цвета. Свойства белой краски – смягчать, осветлять. Подбор цветовой гаммы для оформления сувениров, моделей с учетом элементарных закономерностей технической эстетики.

Практика. Оформление открыток, панно «Портрет Осени», «Настроение весеннего неба», оформление сувенира «Петушок», модели «Лодка» и др..

 

Элементы графической грамоты (24 часа)

Чертежные инструменты. Инструменты ручного труда, их назначение и правила пользования.

Линии чертежа, их назначение.

Правила написания размеров. Знаки «Диаметр», «Радиус», их назначение.

Деление окружности на 2, 4, 8 частей путем сгибания.

Практика. Упражнения в проведении параллельных и перпендикулярных линий в процессе изготовления таблиц для расписания. Изготовление из бумаги моделей планера, парашюта.

 

Основные виды аппликации (16 часов)

Знакомство с некоторыми видами аппликации: мозаика, коллаж, торцевание, торцевание на пластилине. Истории их возникновения. Разнообразие материалов, используемых при работе над техниками с целью усиления выразительных возможностей.

Практика. Оформление композиций с полученными изделиями «Веселое солнышко», «Мишка с часами», «Букет для мамы» и др. по выбору.

Простейшие модели в технике оригами (26 часов)

Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы». Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт». Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.

Практика. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация) «Мой аквариум», «Наш город», «Птичий двор», «Пруд в деревне» и др. по выбору.

Техническое моделирование из плоских деталей (26 часов)

Закрепление знаний о геометрических фигурах. Понятие о контуре и силуэте. Сопоставление формы окружающих предметов, технических объектов с геометрическими фигурами.

Способы соединения плоских деталей из бумаги и картона (проволоки, ниток, «в замок»). Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.

Практика. Изготовление из картона и бумаги силуэтных моделей технических объектов: легковой автомобиль, ракета, корабль, вертолет, самолет, лодка по выбору учащихся.


 

Техническое моделирование из набора готовых деталей (10 часов)

Установление практического назначения самой конструкции и ее основных частей. Выделение зависимости формы модели от практического назначения. Развитие самостоятельности и инициативности в осуществлении строительного замысла.

Практика. Изготовление из набора готовых деталей моделей технических объектов: грузовой транспорт, самолет, судно, мост и др. по замыслу учащихся.


 

Заключительное занятие. Итоговая диагностика (4 часа)

Оформление выставочных работ. Итоговое диагностирование с целью выявления уровня усвоения программы.

Учебно - тематический план

II ступень обучения


 

п/п

Тема

Общее кол-во часов

Теоретич. часть

Практич. часть

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Входная диагностика.

2

1

1

3

Элементы графической грамоты

20

4

16

4

Основы техники «Айрис фолдинг»

14

2

12

5.

Моделирование в технике оригами

32

4

28

6.

Конструирование моделей транспортной техники.

54

6

48

7.

Простейшие электрифицированные игрушки.

16

3

13

8.

Заключительное занятие. Итоговая диагностика.

4

1

3

 

Итого:

144

24

120


 


 

Содержание.


 

Вводное занятие. (2 часа)

Порядок и содержание работы объединения. Цели и задачи на учебный год. Инструменты и принадлежности ручного труда. Способы и приемы работы с ними. Правила безопасной работы.

Практика. Познавательные технические игры (эл. викторины «Инструменты», «Линии чертежа», «Техническое лото»).

Входная диагностика. (2 часа) Диагностика обученности учащихся за 1 год обучения.


 

Элементы графической грамоты. (20 часов)

Чертеж, технический рисунок, эскиз. Различие этих графических изображений и приемы их выполнения. Элементарные сведения о проекциях. Анализ геометрической формы предмета. Развертка поверхности геометрических тел.

Практика Вычерчивание разверток геометрических тел. Изготовление поделок на основе готовых геометрических тел: модели грузового автомобиля, ракеты, танка, вездехода, космического корабля, игрушек «Мышка», «Тигренок», «Моряк» и др по выбору.


 

Основы техники «Айрис фолдинг» (14 часов)

История возникновения техники. Алгоритм создания шаблона для изготовления картинки. Материалы, используемые в данной технике. Основные этапы выполнения работы.

Практика. Создание композиций с полученными изделиями «Цветок», «Мишка», «Грибок», «Дельфин», «Мячик» и др. по выбору


 

Моделирование в технике оригами (32 часа).

Базовые формы: «Конверт», «Рыба», «Птица», «Лягушка». Цветы в технике оригами. Модульное оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Практика. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).


 

Конструирование моделей транспортной техники (54 часа).

Общее представление о транспорте, его видах и значении.

А) Сухопутные модели: (24 часа).

Легковые, грузовые, спецавтомобили, сельхозтехника. Из истории автомобилестроения. Автомобиль, его части: кузов (пассажирский салон, моторное и багажное отделения), рама с колесами. Грузовые автомобили, их назначения. Современные грузовые автомобили, их марки.

Спецавтомобили. Их назначения. Сельхозтехника общего и специального назначения. Строительные машины: для подготовительных работ, для земельных работ, для уплотнения грунта; грузоподъемные машины.

Практика. Изготовление действующих моделей транспортной техники из разных материалов: колесный трактор «Кировец», трактор-самосвал, автокран, автопогрузчик и др. по выбору.


 

Б) Летающие модели. (10 часов)

Авиация и ее значения. Планер – простейший летающий аппарат. Устройство планера: фюзеляж, крыло, хвостовое оперение. Система управления планером. Простые модели самолетов. Виды самолетов, их назначения. Устройство модели самолета: фюзеляж, горизонтальное и вертикальное оперенье.

Практика Моделирование планеров, самолетов и ракет из бумаги: модели самолетов «СУ-27», «МиГ-31», «МиГ-15», вертолетов и др. по выбору.


 

В) Плавающие модели. (10 часов)

Виды судов, их название. Суда пассажирские, грузовые, грузопассажирские. Сухогрузные и наливные суда. Суда контейнерные, трейлерные, лесовозы и др. Промысловые суда. Суда технического назначения – буксиры, ледоколы, земснаряды. Научно исследовательские суда. Спортивные суда – байдарки, яхты, катамараны. Военные корабли: авианосцы, крейсеры, миноносцы.

Практика. Изготовление плавающих моделей из различных материалов: модель сухогрузного теплохода, глиссера, катамарана, парусника, военного сторожевого катера, авианосца и др. по выбору.


 

Г) Космическая техника. (10 часов)

Элементарные представления о космической технике. Из истории освоения космоса. Ракеты и ракетопланы. Основные части ракеты: головная часть, корпус, стабилизаторы, двигатель. Искусственные спутники Земли. Межпланетные станции.

Практика Изготовление макетов ракет и ракетопланов, спутника погоды «Метеор», спутник связи «Молния 1», макета космической станции «Союз», модель планетохода (по выбору).


 

Простейшие электрифицированные игрушки (16 часов).

Понятие об электрическом токе и электрической цепи. Источники тока. Потребители. Проводники и изоляторы. Выключатели, переключатели и их назначения. Правила составления электрической цепи. Правила чтения и составления простейших э/схем. Правила безопасной работы.

Практика. Изготовление простейших э/игрушек: «Маяк», «Сова», «Домик на полянке» и др. по выбору.


 

Заключительное занятие. Итоговая диагностика (4 часа).

Оформление выставочных работ. Итоговое диагностирование с целью выявления уровня усвоения программы.


 


 

Литература

(для педагога)

Закон «Об образовании».

Развитее технического творчества младших школьников. По редакцией Андрианова П.Н.,

Галагузовой М.А., М, «Просвещение», 1980.

Л.М. Иляева, В.Д. Симоненко, Н.П. Шипицын. Творческие проекты. Брянск, 1995. Издат.

Брянского госуд. Пединститута.

В.В Выгонов. Практикум по трудовому обучению. М., Издательский Центр «Академия», 1999.

А.П. Журавлева. Что нам стоит флот построить. М., «Патриот», 1990.

В, В. Попов. Учитесь мастерить. М., «Просвещение», 1988.

В.А. Заворотов. От идеи до модели. М., «Просвещение», 1988.

И.И. Кобитина. Работа с бумагой: поделки и игры. Т.Ц. «Сфера», М., 1999.

В.И. Коваленко, В.В. Кумненок. Дидактический материал по трудовому обучению. М.,

«Просвещение», 2000.

Л.М. Злобин. Психология воспитания. М, «Высшая школа», 1991.

В.И. Речницкий. Психология - изобретатель. М., «Просвещение», 1998

Е.В. Коротаева. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М., «КСП», институт

психологии РАН, 1997.

Р.С. Немов. Критерии и психологические условия эффективности работы коллектива. М.,

«Просвещение», 1992.

B.C. Виргинский, В.Ф. Хотеенков «Очерки истории, науки и техники 1870 - 1917 г.г.» М.,

«Просвещение», 1988.

Техническое моделирование - СПб:

Кристалл: КОРОНА принт. 1997.

Энциклопедический словарь юного техника. Сост. Б.В. Зубков, С.В. Чумаков, М., «Педагогика,

1988.

А.Н. Багатырев. Радиоэлектроника, автоматика и элементы ЭВМ. М., «Просвещение», 1990.

А.М. Ермаков «Простейшие авиамодели». М., «Просвещение, 1989.

B.C. Ражков «Авиамодельный кружок». М., «Просвещение, 1986.

О. Курти «Постройка моделей судов»: пер. с итал. - Л. Судостроение 1978.

В.П. Митрофанов, А.С. Митрофанов «Школа под парусами» - Л. Судостроение 1989.

Б.А. Глинский «Моделирование как метод научного исследования». М., ДОСААФ, 1977.

Г. Чеоненко «Что умеют машины». Л. Детская литература. 1986.

Бугриева Н.В., Анохина В.Л. «Метод. рекомендации по работе с различными материалами» ЦТТ г. Армавир, 1998 г.

Гусарчук Д.М. «300 ответов любителю художественных работ по дереву» М., 1985 г.

Ривк Э.В. «Мастерим из древесины» М. Просвещение 1988 г.

Данкевич Е., Поляков В. «Выпиливаем из фанеры» СПб «Кристал» 1998 г.

Орешков Н.Н. «Методика обучения школьников работе лобзиком» Сборник научно методических материалов по развитию технического творчества учащихся М. 1998 г.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

(для учащихся)

Техника для малышей - первые шаги, М., «Росмен», 2001 История открытий. Энциклопедия. М., «Росмен», 1997

Энциклопедический словарь юного техника. Сост. Б.В.Зубков, С.В. Чумаков, М., Педагогика, 1988.

И. А. Коротеев. Оригами для малышей, М., «Просвещение» А.О. «Учебная литература, 1996. Е.В.Данкевич, О.В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. Санкт-Петербург, Кристалл М., ОНИКС, 2000.

С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. Энциклопедия оригами для детей и взрослых. Санкт-Петербург. Кристалл, М., ОНИКС, 2000.

А. Бахметьев, Т. Кизяков. Очумелые ручки. М., «Фосмен», 1999. Библиотека творчества. А. А. Енюткин. Палочка - пускалочка. Описание и чертежи простейших ракетно-космических моделей. Устинов, «Удмуртия», 1985.

В.В. Фетцер. Твоя первая модель. Бумажные модели и макеты. Ижевск. Издательство «Удмуртия», 1983.

И. А. Воротников. Занимательное черчение. М., «Просвещение», 1990 И.В. Дубинский. Мы строим модели. Киев, «Радянська школа», 1989.

Твори, выдумывай, пробуй! Сборник бумажных моделей. Книга для учащихся 4-8 классов средней школы. Сост. М.С. Тимофеева, М., «Просвещение», 1986. Е. Данкевич, ВГПоляков. Выпиливаем из фанеры - СПб., «Кристалл», 1998. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги. Ярославль, «Академия, к», 1999. Что такое? Кто такой? «Педагогика - Пресс», М., 1993. Я познаю мир. Детская энциклопедия.

Игрушки. Авт.-сост. Н.Т. Юрина, М., ООО «Фирма», «Издательство ACT», 1999. Джун Джексон. Поделки из бумаги. М., «Просвещение» Хазенбак В., Хениш Э. Сделай сам. Фольк унд Биссен, Берлин, 1990

Журналы «Юный техник». «А почему?» «Левша» ЮТ для умелых рук

Шемуратов Ф.А. «Выпиливание лобзиком» М. «Легпромбыт» изд. 1992 г. 2-е изд.

Зубренков В., Бармашин Д. «Учитесь выпиливать» изд. «Молодая гвардия», 1955 г.

Соколов Ю.В. «Альбом по выпиливанию» М., 1991 г. Лесная промышленность.

Соколов Ю.В. «Художественной выпиливание» изд. М., Лесная промышленность 1987 г.

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.