Рабочая программа внеклассных занятий «Творческая мастерская» (1 класс)

1
0
Материал опубликован 29 October 2018 в группе

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

 

РАССМОТРЕНО:

на методическом объединении

протокол № _____________

от «____»__________20__г.

СОГЛАСОВАНО:

____________/___________,

старший воспитатель

«____»__________20__г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

_____________________

О.В.Балдакова

Приказ № _____от

«____»__________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеклассных занятий

«Творческая мастерская»

для 1 класса

на 2018 - 2019 учебный год

Составитель:

Тарасова Вера Сергеевна,

воспитатель,

соответствие занимаемой должности

____________ __________________________

подпись расшифровка подписи

пос. Вычегодский, 2018 год

Пояснительная записка

Нормативно – правовыми документами создания данной программы являются:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;

Актуальность программы

В наше время, в век автоматизации и компьютеризации, становится актуальной проблема сохранения и возрождения народных промыслов. Дополнительное образование имеет большой потенциал для пробуждения интереса детей к секретам старинных ремесел, к рукотворчеству через различные формы и методы обучения: кружковые занятия, экологические праздники, массовые мероприятия. Достижению этой цели способствует разработка новых программ образования и воспитания в объединениях по интересам в учреждениях дополнительного образования.

Процесс вторичного использования отходов легкой промышленности и природных материалов дает детям знания об основах экологических законов жизни. Известный американский эколог Барри Коммонер сформулировал 4 закона: «Все связано со всем», «Природа знает лучше», «Все надо куда-то девать», «За все надо платить». Знание этих законов позволяет ребенку научиться жить в гармонии с окружающей средой, испытывать радость творчества, пробуждает и развивает детскую фантазию.

Очень важно, что на занятиях идет воспитание осознанного отношения детей к природе и выработка практических навыков правильного, бережного природоиспользования, необходимых общетрудовых знаний и умений, способствующих развитию конструктивных и творческих способностей.

В программе делается основной упор на формирование экологической культуры и активной гражданской позиции в деле сохранения окружающей среды, что отвечает требованиям образования для устойчивого развития.

Цель программы: формирование нравственно-эстетического отношения к природе, освоение технологических приемов и способов работы с природными и со вторичными материалами, развитие склонностей и дарований учащихся к рукодельным работам.

Задачи программы:

совершенствование практических умений;

развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов;

развитие мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса;

расширение методов познания окружающей действительности;

формирование умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повтора образца до воплощения собственного замысла;

формирование умения планирование последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы; ознакомление с происхождением материалов, ручного ремесла, видов художественного творчества.

Методы:

объяснение;

показ;

ответы на вопросы;

индивидуальна работа;

групповая работа;

практические задания.

 

Формы:

индивидуальная (ответ на вопрос);

групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

коллективная (в процессе работы дети работают все вместе, не разделяя обязанностей);

игра-путешествие;

занятие с использованием мультимедийных средств.

Возраст обучающихся: 8-9-10 лет.

Количество часов: 34 часа.

Продолжительность одного занятия: 30 минут.
 

Планирование внеклассных занятий

Тема занятия

Содержание занятия

Задачи воспитания

Формы, методы работы

Словарь и фразеология

Дата

проведения

1

Вводный инструктаж по ТБ. Знакомство с задачами и планом работы.

Правила поведения на занятиях. Инструменты, материалы.

Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления.

Фронтальная и индивидуальная

Цветная бумага

Картон

Клей

Ножницы

Карандаш

Линейка

4.09

2

Аппликация из ниток «Овечка».

Составление заявки для изготовления творческой поделки.

Обведение шаблона овечки. Вырезание.
Рисование неба и травы.

Наклеивание в центр листа шаблона овечки.

Мелкое нарезание шерстяных ниток.

Приклеивание ниток на участки, смазанные клеем.

Выставка готовых работ.

Оценивание работ одноклассников.

 

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Работа с нитками.

Расширение кругозора учащихся,

развивать творческое воображение, глазомер, воспитывать аккуратность и терпение, бережное отношение к природе

Игровые:

сюрпризный момент;

создание игровой ситуации.
Словесные:

разговор, беседа;

вопросы;

художественное слово

объяснение, пояснение;

-напоминание о последовательности работы

педагогическая оценка.
Практические:

творческие поделки
Наглядные:

декорации (изображения на плакате, алгоритм выполнения работы в виде демонстрацион-
ных карточек).

Что мы будем делать?
Мы будем делать аппликацию.

Что нам нужно для работы? Для работы нам нужны…
Составление заявки
Инструменты, материалы
Картон, шаблон, овечка, нитки, ножницы, клей, краски, кисточка
Будем рисовать небо, траву
Будем вырезать овечку

11.09

3

18.09

4

25.09

5

Аппликация из природных материалов на картоне «Портрет из листьев».

Составление заявки для изготовления творческой поделки.

Приклеивание шаблона лица. Раскрашивание лица, рисование щек, губ, носа, бровей.
Наклеивание в качестве волос листьев. Рисование платья, кофты, различных элементов одежды.
Выставка готовых работ. Оценивание работ одноклассников.

Осваивать приемы работы с картоном, правила работы с ножницами, разметки деталей по размеру, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, форма и др.). Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами. Выполнять практическую работу из природных материалов.

Игровые:

сюрпризный момент;

создание игровой ситуации.
Словесные:

разговор, беседа;

вопросы;

художественное слово

объяснение, пояснение;

-напоминание о последовательности работы

педагогическая оценка.
Практические:

творческие поделки
Наглядные:

декорации (изображения на плакате, алгоритм выполнения работы в виде демонстрацион-
ных карточек).

Что мы будем делать?
Мы будем делать аппликацию.

Что нам нужно для работы? Для работы нам нужны…
Составление заявки
Инструменты, материалы

Цветной картон, бумага, листья, клей, карандаши, фломастеры, будем намазывать клеем, будем наклеивать волосы-листья. Будем рисовать губы, щеки, брови, нос. Будем наклеивать волосы-листья. Придумайте имя вашему персонажу.

2.10

6

9.10

7

Лепка «Семейство ежей».

Скатывание пластилина «колбаской», шариком. Использование приема примазывания, вытягивания. Создание коллективной композиции.

Выставка готовых работ. Оценивание работ одноклассников.

Развивать мышление, фантазию, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие. Учить лепить предметы конструктивным способом, передавая характерные особенности; закреплять навыки аккуратной лепки; воспитывать интерес к лепке.

Игровые:

сюрпризный момент;

создание игровой ситуации.
Словесные:

разговор, беседа;

вопросы;

художественное слово

объяснение, пояснение;

-напоминание о последовательности работы

педагогическая оценка.
Практические:

творческие поделки
Наглядные:

декорации (изображения на плакате, алгоритм выполнения работы в виде демонстрацион-
ных карточек).

Что мы будем делать?
Мы будем лепить из пластилина.

Что нам нужно для работы? Для работы нам нужны…
Составление заявки

Где растут шишки?

Шишки растут на елке.

Шишки, пластилин.

Будем лепить. Будем скатывать шарик, вытягивать шарик –получится нос ежика. Один еж, много ежей, семья ежей. Мама-ежиха, маленький еженок.

16.10

8

23.10

9

30.10

10

Лепка «Золотая рыбка».

Обучение приемам примазывания, смешивания разных цветов пластилина для получения необходимого оттенка, плавного перехода от одного цвета к другому. Создание образа рыбки, передавая ее характерные особенности (форма, цвет и соотношение частей).

Выставка готовых работ. Оценивание работ одноклассников.

Подготовка фона для создания композиции. Учить работать с трафаретом. Учить планировать работу – отбирать нужное количество материала, определять способ лепки.

Игровые:

сюрпризный момент;

создание игровой ситуации.
Словесные:

разговор, беседа;

вопросы;

художественное слово

объяснение, пояснение;

-напоминание о последовательности работы

педагогическая оценка.
Практические:

творческие поделки
Наглядные:

декорации (изображения на плакате, алгоритм выполнения работы в виде демонстрацион-
ных карточек).

Что мы будем делать?
Мы будем лепить из пластилина.

Что нам нужно для работы? Для работы нам нужны…
Составление заявки

Золотая рыбка. Пластилин , трафарет. Где живет рыбка? Какого цвета рыбка? Желтый пластилин, синяя вода, аквариум

13.11

11

20.11

12

27.11

13

Изготовление игрушек из цветной бумаги и трубок от туалетной бумаги «Зоопарк».

Составление заявки для изготовления творческой поделки.

Обведение шаблонов (передних и задних лап, головы) на картоне и вырезание. Приклеивание передних и задних лап к рулону. Раскрашивание . Приклеивание головы к туловищу.

Игра «Животные и детеныши»

Игра «Поставь по росту»

Выставка готовых работ. Оценивание работ одноклассников.

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Работа с цветной бумагой.

Игровые:

сюрпризный момент;

создание игровой ситуации.
Словесные:

разговор, беседа;

вопросы;

художественное слово

объяснение, пояснение;

-напоминание о последовательности работы

педагогическая оценка.
Практические:

творческие поделки
Наглядные:

декорации (изображения на плакате, алгоритм выполнения работы в виде демонстрацион-
ных карточек).

Что мы будем делать?
Мы будем делать игрушку.

Что нам нужно для работы? Для работы нам нужны…
Составление заявки

Трубка от туалетной бумаги
картон, ножницы, кисточка,
клей,
краски гуашь.

Зоопарк. Будем приклеивать, будем вырезать. Возьми клей, бумагу. Я взял…

4.12

14

11.12

15

«Письмо Деду морозу».

Составление заявки для изготовления творческой поделки. Просмотр видеосюжета «Где живет Дед Мороз?»

Работа с цветным картоном, вырезание элементов из цветной бумаги (с проговариванием), намазывание клеем, приклеивание элементов на открытку. Равномерное (по образцу) распределение деталей на открытке.

Выставка готовых работ. Оценивание работ одноклассников.

Формирование образа Деда Мороза используя шаблон, вату и цветную бумагу. Учить дополнять работу рисованными элементами.

Игровые:

сюрпризный момент;

создание игровой ситуации.
Словесные:

разговор, беседа;

вопросы;

художественное слово

объяснение, пояснение;

-напоминание о последовательности работы

педагогическая оценка.
Практические:

творческие поделки
Наглядные:

декорации (изображения на плакате, алгоритм выполнения работы в виде демонстрацион-
ных карточек).

Что мы будем делать?
Мы будем делать открытку.

Что нам нужно для работы? Для работы нам нужны…
Составление заявки

Шаблоны открыток,

Вата, клей, цветная бумага, фломастеры.

Подарок на праздник.

Будем наклеивать, вырезать, сгибать картон.

18.12

16

25.12

17

Изготовление аппликации «Кит» из скорлупы яиц.

Составление заявки для изготовления творческой поделки.

Работа с яичной скорлупой. Намазывание шаблона клеем ПВА.

Наклеивание скорлупы по шаблону.

Раскрашивание получившейся аппликации по образцу.

Игра «Ловись, рыбка»

ДИ «Рыба-кит»

Выставка готовых работ. Оценивание работ одноклассников.

Привить знания, навыки, практические умения по работе с бросовым материалом,
развивать эстетические чувства, познавательные интересы,
воспитывать ответственность.

Развивать концентрацию внимания.
Развивать мышление.

Игровые:

сюрпризный момент;

создание игровой ситуации.
Словесные:

разговор, беседа;

вопросы;

художественное слово

объяснение, пояснение;

-напоминание о последовательности работы

педагогическая оценка.
Практические:

творческие поделки
Наглядные:

декорации (изображения на плакате, алгоритм выполнения работы в виде демонстрацион-
ных карточек).

Что мы будем делать?
Мы будем делать аппликацию.

Что нам нужно для работы? Для работы нам нужны…
Составление заявки.
Инструменты, материалы.

Картон, скорлупа, клей, ножницы, шаблон, кит.

Будем приклеивать шаблон, намазывать шаблон клеем, наклеивать скорлупу на шаблон, раскрашивать кита.
 

15.01

18

22.01

19

29.01

20

Мозаика из семян.

Составление заявки для изготовления творческой поделки.

Игра «Огород дома»

ДИ «Растения-плоды-семена»

Творческая работа : приклеивание шаблона на картон, налеп пластилина на шаблон, приклеивание семян на пластилин по образцу.

Выставка готовых работ. Оценивание работ одноклассников.


 

Познакомить с техникой мозаики из семян. Освоить приём налепа пластилина на основу;

освоить технику мозаики из семян;

расширить знания о семенах (горох, рис, тыква). Развивать речь, мышление, творческое воображение; развивать мелкую моторику пальцев рук; прививать интерес к занятию художественным трудом; развивать эстетический вкус; воспитывать усидчивость, аккуратность, коммуникативность.

Игровые:

сюрпризный момент;

создание игровой ситуации.
Словесные:

разговор, беседа;

вопросы;

художественное слово

объяснение, пояснение;

-напоминание о последовательности работы

педагогическая оценка.
Практические:

творческие поделки
Наглядные:

декорации (изображения на плакате, алгоритм выполнения работы в виде демонстрацион-
ных карточек).

Что мы будем делать?
Мы будем делать мозаику.

Что нам нужно для работы? Для работы нам нужны…
Составление заявки.

Картон, шаблон, пластилин, семена, рис, горох, тыква.

Будем налеплять пластилин на шаблон, будем приклеивать семена на пластилин, рис, горох, тыква. Пластилин, цветной картон, шаблон, семена.

5.02

21

19.02

22

26.02

23

«Бабочка».

Составление заявки для изготовления творческой поделки.

Игра « Найди отличия»

Игра « Четвертый лишний»

ДИ «Бабочка, лети»

Вырезание квадратиков из цветной бумаги для складывания крыльев бабочки,
Вырезание прямоугольников для туловища, маленьких квадратиков для головы и усиков 
бабочки. Составление композиции бабочки на картоне. Выставка готовых работ. Оценивание работ одноклассников.

Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Координировать движение глаз и рук. Закреплять навыки использования.

Закрепление приема складывания бумаги «гармошкой», закрепление приемов вырезания по контуру. Знакомство с рациональным способом вырезывания из бумаги силуэта.

Игровые:

сюрпризный момент;

создание игровой ситуации.
Словесные:

разговор, беседа;

вопросы;

художественное слово

объяснение, пояснение;

-напоминание о последовательности работы

педагогическая оценка.
Практические:

творческие поделки
Наглядные:

декорации (изображения на плакате, алгоритм выполнения работы в виде демонстрацион-
ных карточек).

Что мы будем делать?
Мы будем делать аппликацию.

Что нам нужно для работы? Для работы нам нужны…
Составление заявки

Картонные шаблоны, цветная бумага

Будем складывать гармошку, будем вырезать квадрат, прямоугольник, туловище, голова, крылья. Бабочка летает.

5.03

24

12.03

25

19.03

26

 «Забавные пушистики» из помпонов.

Составление заявки для изготовления творческой поделки.

Игра «Ниточка»

ДИ «Цветной клубок»

Просмотр видеосюжета «Игрушки из ниток»

Изготовление помпонов совместно с педагогом.

Сбор игрушки по образцу.

Приклеивание глаз, рта, других декоративных элементов.

Выставка готовых работ. Оценивание работ одноклассников.

Познакомить с технологией изготовления  мягкой игрушки  на основе  помпона; развивать  творческое воображение, умение работать по алгоритму; воспитывать  уважительное отношение  друг к другу, толерантность, чувство сострадания; учить детей  сотрудничать, сопереживать.

Учить детей передавать форму и придавать ей дополнительные черты выразительности, в соответствии с творческой задачей (знакомство с приемом формирования помпонов, накручивание на картонную основу разноцветных нитей).

Игровые:

сюрпризный момент;

создание игровой ситуации.
Словесные:

разговор, беседа;

вопросы;

художественное слово

объяснение, пояснение;

-напоминание о последовательности работы

педагогическая оценка.
Практические:

творческие поделки
Наглядные:

декорации (изображения на плакате, алгоритм выполнения работы в виде демонстрацион-
ных карточек).

Что мы будем делать?
Мы будем делать игрушки из помпонов.

Что нам нужно для работы? Для работы нам нужны…
Составление заявки

Нитки для вязания, картон, ножницы.

Будем делать помпон, будем приклеивать.

Получилась игрушка.

2.04

27

9.04

28

16.04

29

«Ромашки» из ватных дисков.

Составление заявки для изготовления творческой поделки.

Игра «Раз цветочек, два цветочек…»

ДИ «Штриховка»

ДИ «Собери букет»

Наклеивание ватных дисков по образцу. Приклеивание сердцевины цветка. Оформление букета.

Выставка готовых работ. Оценивание работ одноклассников.

Учить использовать новый материал, работать с ним разными инструментами (складывать и наклеивать). Создавать композицию используя одинаковые части, развивать чувство ритма, эстетический вкус.

Учить составлять композицию из цветов, чередовать и правильно наклеивать;

развивать моторику рук, волевые качества: усидчивость, терпеливость, желание доводить начатое до конца;
воспитывать аккуратность при работе с клеем; интерес к творческой деятельности.

Игровые:

сюрпризный момент;

создание игровой ситуации.
Словесные:

разговор, беседа;

вопросы;

художественное слово

объяснение, пояснение;

-напоминание о последовательности работы

педагогическая оценка.
Практические:

творческие поделки
Наглядные:

декорации (изображения на плакате, алгоритм выполнения работы в виде демонстрацион-
ных карточек).

Что мы будем делать?
Мы будем делать аппликацию.

Что нам нужно для работы? Для работы нам нужны…
Составление заявки

Ватные диски, клей, ножницы, цветной картон, цветная бумага, ромашка, цветок, желтый, белый. Будем делать ромашку, наклеивать ватные диски, приклеивать желтую середину.

23.04

30

30.04

31

Аппликация «Макарония».

Составление заявки для изготовления творческой поделки.

Игра «Разложи правильно»

ДИ «Съедобное – несъедобное»

ДИ «Найди отличия»

Виртуальная экскурсия «На фабрике макаронных изделий».

Наклеивание макарон по образцу, раскрашивание поделки.

Выставка готовых работ. Оценивание работ одноклассников.

Формировать первичные представления об объектах окружающего мира их свойствах (цвет, размер, форма). 
приобщать детей к изобразительной деятельности (составление композиции, используя нетрадиционную технику выполнения работы из макаронных изделий). Развивать чувства ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус.

Игровые:

сюрпризный момент;

создание игровой ситуации.
Словесные:

разговор, беседа;

вопросы;

художественное слово

объяснение, пояснение;

-напоминание о последовательности работы

педагогическая оценка.
Практические:

творческие поделки
Наглядные:

декорации (изображения на плакате, алгоритм выполнения работы в виде демонстрацион-
ных карточек).

Что мы будем делать?
Мы будем делать аппликацию.

Что нам нужно для работы? Для работы нам нужны…
Составление заявки

Макароны, картон, гуашь, клей.

Будем наклеивать, играть, раскрашивать.

7.05

32

14.05

33

21.05

34

Конкурс-выставка.


 

Выставка готовых работ. Оценивание работ одноклассников.

Раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребёнке.
Пробудить интерес у детей к созданию разнообразных, неповторимых и оригинальных работ.

Выявить уровень развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года.

Игровые:

сюрпризный момент;

создание игровой ситуации.
Словесные:

разговор, беседа;

вопросы;

художественное слово

объяснение, пояснение;

-напоминание о последовательности работы

педагогическая оценка.
Практические:

творческие поделки
Наглядные:

декорации (изображения на плакате, алгоритм выполнения работы в виде демонстрацион-
ных карточек).

Что мы делали на занятиях «Творческая мастерская»?

Мы делали аппликацию, лепили из пластилина, делали мозаику, игрушки, подарки, открытки.

28.05

Требования к уровню подготовки воспитанников

В результате прохождения программного материала обучающийся умеет:

использовать природный материал для изготовления различных сувениров, поделок;

имеет представление о вторичном использовании тканей, бумаги, нитей при работе с природным материалом.

самостоятельно или с помощью учителя ориентироваться в задании на точное повторение образца.

У обучающихся будут сформированы:

понимание необходимости учения;

приобщение детей к книге как главному средству интеллектуального и духовного развития;

личностная саморефлексияспособность к саморазвитию.

2) регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности;

составлять план выполнения задач;

умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;

развивать творческие способности детей, художественный вкус, конструктивные умения, интерес к окружающему миру, к произведениям народных мастеров.

3) познавательные УУД:

ориентироваться в системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

выстраивать логическую цепь рассуждений;

использовать информацию в проектной деятельности;

углубление знаний детей об использовании природного материала для создания художественных произведений; о свойствах различных материалов для изготовления поделок.

4) коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

учиться критично относиться к собственному мнению.

Список литературы

Горнова Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества - Волгоград: Учитель, 2008.

Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-6 лет – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

Трофимова М.В., Тарабанина Т.И. И учеба и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1997.

Янушко Е.А. Пластилиновый мир – М.: Мозаика-Синтез, 2010

Интернет ресурсы

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства: [Электронный ресурс].

URL: http://festival.1september.ru/articles/214267/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.