12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Завьялова Татьяна Сергеевна182
образование высшее (ЯГПУ им.Ушинского г.Ярославль), пед.стаж - 19 лет. Преподаю в 1, 5-11 классах
Россия, Ярославская обл., Тутаев
Материал размещён в группе «Проектная деятельность »

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школьная телестудия» (направление «Общекультурное»)

для 7 класса

Количество часов по учебному плану: 34 Составитель: учитель информатики Завьялова Татьяна Сергеевна

2015-2016 учебный год

 

Пояснительная записка

Приоритетным направлением государственной политики в области образования является развитие творческих способностей детей.

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес педагогов во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в развитии творческих способностей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее. И она требует от человека «не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем». Становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

В настоящее время всё более актуальным для человека становится владение новыми информационными технологиями. Развитие цифровых технологий идёт быстрыми темпами. Можно утверждать, что владение новыми информационными технологиями является одним из условий конкурентоспособности человека в современной жизни.

Очевидно, что вслед за «демократизацией» сетевых технологий (рост доступности Интернета) и технологий связи (введение в широкий обиход мобильных телефонов) наступает время «демократизации» телевидения. Постепенно телевидение превращается в средство коммуникации, доступное для всех желающих.

Следовательно, уже сегодня необходимо обучать детей технологии телевидения - это предоставит им значительные конкурентные преимущества на рынке коммуникаций в будущем.

Сегодня детская телевизионная журналистика имеет хорошие возможности для развития в системе дополнительного образования. При этом возможности организовать собственное телепроизводство в рамках учреждения становятся вполне реальными.

Важная особенность телевизионного производства состоит в том, что оно является коллективным. Телевизионная передача может быть подготовлена к эфиру только общими усилиями большого творческого коллектива. Успех, зрительское внимание приходит только в том случае, если весь коллектив профессионально работает над воплощением единой творческой задачи. С другой стороны, телевидение сегодня занимает все большее коммуникационное поле, оказывает все большее воздействие на аудиторию.

Эти особенности позволяют рассматривать современное детское телевидение не только как средство развития детских талантов или способ подготовки будущих тележурналистов. Детская тележурналистика может выступать как современное направление коллективной социально-значимой деятельности детского коллектива, направленной на продвижение ценностей демократии, гуманизма, прав человека. Именно поэтому детская тележурналистика становится всё более востребованной детскими и молодёжными организациями, которые нуждаются в собственных каналах диалога с обществом.

Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и направлена на развитие творческих способностей детей через приобщение к миру телеискусства.

Программа актуальна, так как отвечает потребностям информационного общества. Программа рациональна, так как способна определять цели и способы их достижения в конкретных условиях.

Цель реализации программы: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка через приобщение к миру тележурналистики.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

образовательных:

дать основные понятия о профессии журналиста вообще и телевизионного журналиста в частности;

научить оперативно собирать полную информацию и обрабатывать ее;

содействовать усвоению правил грамотного оформления сценария;

совершенствовать умения рассуждать в устной и письменной форме, читать текст, как в кадре, так и за кадром;

развивающих:

развивать творческие способности личности;

расширять общий кругозор;

воспитательных:

1. воспитывать интерес к творческой и исследовательской деятельности в сфере журналистики;

2. учить организации индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

В основе реализации программы внеурочной деятельности лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий.

Методологической базой программы послужили труды: в области образного мышления Б.Г.Ананьева, Я. Л. Пономарева, Л.С. Коршуновой, И.С. Якиманской, подходивших к его изучению с философских, психологических и искусствоведческих позиций; при исследовании проблем творческого мышления B.C. Кузина, А.Н. Лука, B.C. Щербакова, Б.С. Мейлаха; анализе процессов художественною восприятия, Б.Г. Ананьева; Р. Арнхейма, СМ. Даниэля, Н.М. Фортунатова; формирования творческого воображения, Б.Ф. Ломова, Е.Н. Игнатьева, Л.С. Выготского, А.С. Коршуновой; технологии модульного обучения П.И.Третьякова, И.Б. Сенновского; технологии современного проектного обучения С.Т.Шацкого.

Особенностью программы является её практико-ориентированный характер. Подростки проходят обучение в процессе работы над реальным телевизионным продуктом - телепередачами для школьного телеэфира. Такая работа в составе детской редакции имеет четкие сроки, накладывает на весь коллектив и каждого человека большую ответственность за выполнение взятых на себя обязательств.

Школьный телеканал – в первую очередь, образовательный канал. Телепроекты так или иначе будут связаны с разными областями знаний, а значит, будут дополнять и расширять знания, полученные обучающимися на уроках географии, истории, музыки, изобразительного искусства и др.

В основу практических занятий положена проектная деятельность учащихся. Метод проектов позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию школьников; формировать не просто умения, а компетенции, он приоритетно направлен на развитие познавательного интереса учащихся. Всю работу над проектом осуществляют сами школьники, а учителю отводится роль куратора, помощника, наставника.

В работе над проектом можно выделить несколько этапов:

Определение социально значимой задачи.

Проектирование проекта (поэтапная разработка действий, определение сроков)

Работа с информацией (сбор, обработка, осмысление и оформление).

Представление продукта (в нашем случае это телепроекты: мультфильмы, видеоролики и т.д.)

Программа представляет собой интенсивный курс, требующий больших затрат по времени от участников, в том числе на самостоятельную работу вне рамок учебного плана. Деятельность на основе создания детской телепередачи требует большого количества времени на практическую работу: съёмки телесюжетов, создание сценария, запись закадрового текста, видеомонтаж.

Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам тележурналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. Школьное телевидение рассматривается в рамках данной программы как сфера социальной практики детей и подростков, в рамках которой они развивают свои творческие способности, приобретают культурный, нравственный, мировоззренческий и социальный опыт.

Программа состоит из 5 логически выделенных частей - модулей, имеющих законченность и сопровождающихся контролем усвоения материала в форме презентации творческих проектов, фестивалей творческих идей:

телевидение в системе СМИ,

журналистские профессии на телевидении,

основы видеомонтажа,

основы операторского мастерства,

основы тележурналистики.

Учебная программа строится в соответствии с историей развития телевидения: «от немого кино к звуковому». Такое построение материала, во-первых, позволяет уже на первых занятиях сформировать у ребят устойчивый интерес, так как с первых занятий ребята работают над созданием собственных проектов; во-вторых, постепенное усложнение материала позволяет воспитанникам творчески расти, а главное, наблюдать эти изменения.

Программа составлена с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 13-14 лет. Это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера подростка - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности.

Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления у подростка. Под влиянием окружающей среды в процессе целенаправленного воспитания происходит формирование мировоззрения подростков, их нравственных убеждений и идеалов.

Складываются и развиваются моральные чувства патриотизма, интернационализма, ответственности и др. Этот возраст характеризуется и сложными эстетическими чувствами, формированием эстетического отношения к действительности. Детям подросткового возраста присущ повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. Возможность осознать, оценить свои личные качества, удовлетворить свойственное ему стремление к самосовершенствованию подросток получит в ходе реализации данной программы.

Программа рассчитана на 34 часа в год (7ч. - теории и 27 ч. - практики). Периодичность занятий - 1 раз в неделю по 1 часу.

Реализация программы возможна как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы (13-14 лет).

Планируемые результаты

освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Формирование универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совер-шенствованию собственной речи;
  • оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях;
  • объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей;
  • проявлять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • строить отношения с людьми, не похожими на тебя, уважать другую культуру, не допускать оскорблений;
  • осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • адекватной оценки себя и других;
  • способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства;
  • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • целеполаганию;
  • планировать пути достижения целей;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить учебные цели и задачи;
  • построению жизненных планов во временной перспективе;
  • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • выделять альтернативные способы достижения целей и выбирать наиболее эффективный способ;
  • основам саморегуляции эмоциональных состояний;
  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей;
  • осуществлять рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов;
  • организовывать исследование с целью проверки гипотезы;
  • делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех участников; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • брать на себя инициативу в организации совместной деятельности (деловое лидерство);
  • вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения; оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе совместной деятельности;
  • устраивать эффективные групповые обсуждения;
  • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу в достижении этих целей.

Формирование ИКТ- компетентности обучающихся

Обучающийся научится:

  • правильно использовать устройства ИКТ (блоки компьютера, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, цифровую видеокамеру);
  • соблюдать технику безопасности при работе с устройствами ИКТ;
  • выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной задачей;
  • проводить обработку цифровых фотографий и видеофайлов с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации и видеоролики на основе цифровых фотографий и видеофрагментов;
  • проводить обработку звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
  • осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала;
  • использовать звуковые и музыкальные редакторы, программы звукозаписи и микрофоны;
  • формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;
  • избирательно относиться к информации, отказываться от потребления ненужной информации;
  • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права;
  • использовать различные приёмы поиска информации;
  • проектировать и организовывать индивидуальную и групповую деятельность с использованием ИКТ.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком;
  • различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;
  • создавать презентации, видеоролики;
  • использовать музыкальные и графические редакторы.

Основы проектной деятельности

Обучающийся научится:

  • планировать и выполнять исследование,
  • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме: опросы, объяснения, использование статистических данных, интерпретации фактов;
  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
  • отличать факты от суждений, критически относиться к суждениям.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять социальный проект;
  • использовать разнообразные методы получения информации;
  • осознавать свою ответственность за достоверность информации, представленной в проекте, за качество выполненного проекта.

Планируемые результаты реализации программы

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе ит.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

определять возможные источники информации и стратегии их поиска;

осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, интернете;

анализировать полученные из наблюдений сведения;

обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

воспитание настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, развитие навыков сотрудничества;

способствовать отработке умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога;

бережного отношения к школьному имуществу;

навыковздоровогообразажизни.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

выполнять творческие проекты

готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

оказывать помощь в овладении компьютером членам своей семьи;

развития собственных творческих способностей в сфере программирования;

 

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

 

Система оценки достижения планируемых результатов освоения учащимися программы внеурочной деятельности

Критерии

Показатели

Сформированность личностных

действий

Соблюдение правил и норм, принятых в обществе

Участие в общественной жизни ОУ

Ответственность за результаты работы

Сформированность познавательных

действий

Умение ставить проблему, аргументировать её актуальность

Использование различных источников информации

Умение обрабатывать информацию

Способность делать выводы на основе аргументации

Самостоятельность в проведении исследования

Сформированность регулятивных

действий

Умение ставить цели и задачи

Умение планировать работу, следовать плану

Выбор оптимального варианта исполнения

Способность прилагать волевые усилия в решении поставленной задачи

Выполнение проекта в определенные сроки

Способность к рефлексии

Сформированность коммуникативных

действий

Монологическая и диалогическая речь

Участие в обсуждениях

Продуктивное разрешение конфликтов

Умение высказывать собственное мнение, аргументируя его

Соблюдение морально-этических и психологических принципов общения

Сформированность

ИКТ - компетент-ности

Использование устройстройств ИКТ

Соблюдение ТБ

Осуществление видеосъёмки, монтажа отснятого материала

Осуществление звукозаписи, монтажа записанного материала

Использование различных приёмов поиска информации

Реальным продуктом реализации программы внеурочной деятельности

являются телепроекты, защита которых проводится на специальных занятиях. Однако продукт еще не дает полной и объективной картины процесса проектирования и исполнения. Ограничиваясь оценкой продукта, мы упускаем из виду процесс. А ведь в методе проектов, важна сама деятельность (интеллектуальная, эмоционально-волевая, коммуникативная, практическая, презентативная).

В предлагаемой методике оценки (приложение №1) конкретные свойства и качества личности учащегося оцениваются через внешние их проявления в ходе выполнения и защиты проекта. Поэтому при разработке критериев оценки рассматриваются различные ее аспекты и компоненты и для каждого предлагается свой комплекс критериев.

Содержание программы внеурочной деятельности

1. Вводное занятие

Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.

2. Телевидение в системе СМИ

Место телевидения в системе СМИ. Функции телевидения (информационная, культурно-просветительская, интегративная, социаль-но-педагогическая или управ­ленческая, организаторская, образовательная и рекреативная). История и тенденции развития телевидения и тележурналистики.

3. Журналистские профессии на телевидении

Редактор, продюсер, корреспондент (репортер), комментатор и обоз-реватель, диктор и ведущий новостей, шоумен, модератор, интервьюер. Критерии оценки про­фессиональной деятельности на ТВ.

4. Основы видеомонтажа

Программы для производства и обработки видеоматериалов: Windows Move Mak­er, Pinnacle Studio, Adobe Premier Pro, Adobe After Effect Pro, Boris RED 3D, Maya. Захват видеофрагментов с камеры. Разрезание видеофрагментов. Использование плавных переходов между кадрами. Использование в фильме статичных картинок. Добавление комментариев и музыки в фильм. Основы монтажа в Windows Movie Maker.

Практическое задание: создание фильма с использованием статических картинок, с видеофрагментами, добавление в фильм комментариев и музыки, использование переходов между кадрами.

5. Основы операторского мастерства

Устройство и управление видеокамеры, приемы работы с видеокаме-рой. Использование трансфокатора («зума»). Глубина резкости. Освещение. Построение кадра. Правило «тройного деления». Кадр. План. Основные виды съемок. Запись звука. Основные технические средства видеозаписи и видеомонтажа. Микрофоны.

Практическое задание: работа с видеокамерой, съёмка сюжетов.

6. Основы тележурналистики

Основные жанры журналистики: интервью, беседа и дискуссия, ток-шоу, пресс-конференция, брифинг, комментарий и обозрение, очерк, эссе и зарисовка.

Интервью - особенности жанра, его виды: интервью - монолог; интервью - диа­лог; интервью - зарисовка; коллективное интервью; анкета.

Очерк — близость к малым формам художественной литературы — рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

Репортаж как основной жанр ТВ. Определение репортажа. Событийный (новост­ной) репортаж. Информационный (проблемный) и аналитический репортажи. Струк­тура и композиция телерепортажа.

Тема. Подводка ведущего. Текст. Основные принципы подготовки текста. Указа­ние источников информации и цитирование. Закадровый текст. Stand-up и синхрон в репортаже. Взаимодействие корреспондента и оператора.

Жесты и мимика как невербальные средства общения. Язык поз и жестов. Внешний облик. Упражнения для снятия аудиторного шока.

Орфоэпия и техника речи. Орфоэпические нормы современного русского языка: ударение. Речь и дыхание. Артикуляция. Звук. Дикция.

Режиссура. Основные принципы верстки информационной программы.

Этика и право в работе тележурналиста. Кодекс профессиональной этики россий­ского журналиста. Анонимные источники информации. Личная жизнь и обществен­ный интерес. Конфиденциальные сведения. Съемки «скрытой камерой».

Практическое задание: создание собственных текстов различных жанров журна­листики, запись закадрового текста разных жанров, создание собственного стиля те­леведущего, языковые тренинги, анализ документов, регламентирующих деятель­ность журналиста.

7. Создание и защита творческих проектов

Практическое задание: создание и защита групповых творческих проекто

 

Учебно-тематический план

Раздел/ тема

Количество часов

всего

теория

практика

Раздел 1. Введение (1час)

1.1

Вводное занятие.

1

 

1

 

1

 

1

Раздел 2. Телевидение в системе СМИ (1 час)

2.1

Место телевидения в системе СМИ. Функции телевидения.

0,5

0,5

 

2.2

История и тенденции, развития теле­видения и тележурналистики.

0,5

0,5

 
 

1

1

 

Раздел 3. Журналистские профессии на телевидении (1 час)

3.1

Журналистские профессии на теле­видении.

0,5

0,5

 

3.2

Критерии оценки профессиональной деятельности на ТВ.

0,5

0,5

 
 

1

1

 

Раздел 4. Основы видеомонтажа(6 часов)

4.1

Программы для производства и об­работки видео-материалов.

0,5

 

0,5

4.2

Основы монтажа в Киностудия Windows Live.

0,5

0,5

 

4.3

Использование в фильме статичных картинок.

1

 

1

4.4

Захват видеофрагментов с камеры. Разрезание видеофрагментов.

1

 

1

4.5

Использование плавных переходов между кадрами.

1

 

1

4.6

Добавление комментариев и музыки в фильм.

1

 

1

4.7

Презентация творческих проектов. Рефлексия.

1

 

1

 

6

0,5

5,5

Раздел 5. Основы операторского мастерства (6 часов)

5.1.

Устройство видеокамеры.

1

1

 

5.2.

Основные правила видеосъёмки.

1

0,5

0,5

5.3.

Композиция кадра.

1

0,5

0,5

5.4.

Съёмка телесюжета.

1

 

1

5.5.

Презентация творческих проектов. Рефлексия.

1

 

1

 

5

2

3

Раздел 6. Основы тележурналистики (16 часов)

6.1.

Основные жанры тележурналистики.

0,5

0,5

 

6.2.

Интервью.

1

0,5

0,5

6.3.

Комментарий и обозрение.

1

 

1

6.4.

Очерк.

1

 

1

6.5.

Эссе. Зарисовка.

1

 

1

6.6.

Репортаж как основной жанр ТВ. Разновидности репортажа.

0,5

0,5

 

6.7.

Текст. Основные принципы подготовки текста.

1

1

 

6.8.

Структура и композиция телерепортажа.

1

0,5

0,5

6.9.

Закадровый текст.

1

 

1

6.10.

Имидж ведущего. Внешний облик.

1

 

1

6.11.

Невербальные средства общения.

1

 

1

6.12.

Орфоэпические нормы современного русского языка.

1

 

1

6.13.

Речь и дыхание.

1

 

1

6.14.

Артикуляция.

1

 

1

6.15.

Дикция.

1

 

1

6.16.

Основы режиссуры репортажных жанров. Основные принципы верстки информационной (новостной) программы.

1

 

1

6.17.

Этика и право в работе тележурналиста.

1

 

1

 

16

3

13

Раздел 7. Создание и защита телепроектов (4 часов)

7.1.

Работа над творческими проектами.

3

 

3

7.2.

Фестиваль творческих идей.

1

 

1

 

4

 

4

итого

34

7,5

26,5

Методическое обеспечение программы

Раздел/тема

Форма проведения

Методы,

технологии

Дидактическое

обеспечение

Формы контроля

Раздел 1. Введение

1.

Вводное занятие.

беседа

словесный

бланки анкет

 

Раздел 2. Телевидение в системе СМИ

2.

Место телеви-дения в системе СМИ. Функции телевидения.

мультиме-диа-лекция

объяснительно- иллюстративный с применением ИКТ

ПК, презентация

фронтальный опрос

3.

История и тенденции развития телевидения и тележурналис тики.

Мультимедиа лекция

объяснительно-иллюстратиный с примене­нием ИКТ

ПК, презентация, кроссворд

кроссворд (работа в группах)

Раздел 3. Журналистские профессии на телевидении

4.

Журналистские профессии на телевидении.

деловая игра

игровая ситуация, проектная деятельность

карточки с заданием

групповая презентация

5.

Критерии оценки профессиональной деятельности на ТВ.

беседа

дискуссия, объяснение

   

Раздел 4. Основы видеомонтажа

6.

Программы для производства и обработки видеоматериалов.

практико-ориентиро-ванный

семинар

проектная деятельность, ИКТ

ПК, программы Киностудия Windows Live, Adobe Premier Pro, Adobe After Effect Pro

защита группового проекта

7.

Основы монтажа в Windows Movie Maker.

мультимедиа-лекция

объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ

ПК, программа Киностудия Windows Live.

 

8.

Использование в фильме ста-тичных карти-нок.

практикум

объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ, индивидуальная проектная деятельность

ПК, программа Киностудия Windows Live, Internet

создание фильма с использованием статических картинок

9.

Захват видеофрагментов с камеры. Разрезание видео-фрагментов.

практикум

объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ, индивидуальная проектная деятельность

ПК, программа Киностудия Windows Live, цифровая видеокамера

создание фильма с использованием видеофрагментов

10.

Использование плавных переходов между кадрами.

практикум

объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ, индивидуальная проектная деятельность

ПК, программа Киностудия Windows Live.

добавление в фильмы плавных переходов между кадрами

11.

Добавление комментариев и музыки в фильм.

практикум

объяснительно-иллюстративный, проектная деятельность

ПК, программа Киностудия Windows Live.

добавление комментариев и музыки в фильм

12.

Презентация творческих проектов. Рефлексия

фестиваль

КТД (коллективное творческое дело)

ПК, программа Киностудия Windows Live., видеофильмы детей

защита

творческих

проектов

Раздел 5. Основы операторского мастерства

13.

Устройство видеокамеры.

лекция

объяснительно-иллюстративный

цифровая видеокамера

 

14.

Основные правила видео-съёмки.

лекция

объяснительно-иллюстративный

цифровая видеокамера

 

15.

Основные правила видео-съёмки.

практикум

практическая работа съёмочной группы

цифровая видеокамера

съёмка видеосюжета

16.

Композиция кадра.

лекция

объяснительно-иллюстративный

цифровая видеокамера

 

17.

Композиция кадра.

практикум

практическая работа съёмочной группы

цифровая видеокамера

съёмка видеосюжета

18.

Съёмка теле-сюжета.

практикум

практическая работа съёмочной группы

цифровая видеокамера

съёмка видеосюжета

19

Презентация творческих проектов. Рефлексия.

фестиваль

КТД (коллективное творческое дело)

ПК, телесюжеты, мультимедиапро-ектор, интерактивная доска

Защита творческих

проектов

Раздел 6. Основы тележурналистики

20

Основные жанры тележурналистики.

мультимедиа-лекция

объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ

ПК, презентация, тест

тест

21

Интервью.

мультимедиа-лекция

объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ

ПК, презентация, тест

тест

22

Интервью.

работа в парах

практическая работа в парах

карточки

с заданиием

подготовка вопросов

23

Комментарий и обозрение.

практическая работа в парах

объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ, практическая работа в парах над созданием творческого телепроекта

карточки с заданием, цифровая видеока-мера, ПК

подготовка вопросов для интервью, написать

комментарий или обозрение

24

Очерк.

индивидуальная практическая рабо-та

объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ, практическая работа в парах над созданием творческого телепроекта

карточки с заданием, цифровая видеокамера, ПК

подготовка вопросов для интервью, написать очерк (проблемный или портретный)

25

Эссе, зарисовка.

индивидуальная практическая работа

практическая работа в парах над созданием творческого телепроекта

карточки с заданием, цифровая видеокамера, ПК

подготовка вопросов для интервью, написать зарисовку

26

Репортаж как основной жанр ТВ. Разновидности репортажа.

Мультимедиа лекция

объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ

ПК, презентация

фронтальный опрос

27

Текст. Основные принципы подготовки текста.

Мультимедиа лекция

объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ

ПК, презентация

фронтальный опрос

28

Структура и композиция телерепортажа

Мультимедиа лекция

объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ

ПК, пре­зентация

фронтальный опрос

29

Структура и композиция телерепортажа.

практикум

групповая творческая работа

ПК, цифровая видеокамера

написать текст репортажа

30

Закадровый текст.

практикум

практический

ПК, про- грамма Windows Move Maker

запись за кадрового текста

31

Имидж ведуще­го. Внешний об­лик.

практико-ориенти-рованный семинар

дискуссия, твор­ческий групповой проект

ПК, муль­тимедиа-проектор, интерактивная доска, подборка видеосю­жетов

творческий групп-повой проект по созданию имиджа телеведущего

32.

Невербальные средства обще­ния.

практико-ориентиро-ванный семинар

дискуссия, про­блемные ситуа­ции

ПК, пре­зентация, видеосюжеты

 

33

Орфоэпические нормы совре­менного русско­го языка.

индивидуально-групповой практикум

индивидуально-групповые язы­ковые тренинги

   

34.

Речь и дыхание.

индивидуаль­но-групповой практикум

индивидуально-групповые язы­ковые тренинги

   

35.

Артикуляция.

индивидуально-групповой практикум

индивидуально-групповые язы­ковые тренинги

   

36.

Дикция.

индивидуально-групповой практикум

индивидуально-групповые язы­ковые тренинги

   

37

Основы режис­суры репортаж-ных жанров. Основные прин­ципы верстки.

практико-ориентиро-ванный семинар

 

ПК, про­грамма Windows Move Maker, цифровая видео-камера

запись программы новостей о школьной жизни

38

Этика и право в работе тележур-

налиста.

практико-ориентиро-ванный семинар

     

Раздел 7. Создание и защита телепроектов

39

Работа над творческими проектами.

практикум

групповая твор­ческая работа

ПК, цифровая видеокамера

создание видеоролика

40

Фестиваль творческих идей.

Рефлексия.

фестиваль

КТД (коллек­тивное творче­ское дело)

ПК, теле­сюжеты, мультимедиа проектор, интерактивная доска

защита

творческих

проектов

 

Материально-технические условия реализации программы внеурочной деятельности

Оборудование, необходимое для реализации программы:

компьютерный класс (можно использовать мобильный класс);

цифровая видеокамера или цифровой фотоаппарат;

мультимедиа проектор.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

I. Нормативно-правовая

Закон РФ «Об образовании».

Концепция модернизации дополнительного образования детей в РФ до 2010 года.

Межведомственная программа развития системы дополнительного образова­ния детей на 2002 - 2005 г. (25.01.02. №193)

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования де­тей в образовательных учреждениях (11.06.02. №30-15- 433/16)

Требования к содержанию и оформлению образовательных программ допол­нительного образования детей. Письмо Министерства образования РФ №28-02-484/16 от 18.06.03

II. Психолого-педагогическая

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов. /Г.С. Абрамова;- М.: Академия, 1997.-206с.

2.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. [Текст]: учебное пособие / И.Ю. Кулагина.- М., 1998.-133с.

Рахимов, А.З. Психодидактика творчества [Текст]: учебное пособие/ А.З. Рахимов. - Уфа, 2002.-109 с.

4.Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.. [Текст]: практиче­ское пособие для работников образовательных учреждений / И.С.Сергеев . - М.: «Просвеще­ние», 2005.-204 с.

Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. [Текст]: популярное посо­бие для родителей и педагогов./ А.Э. Симановский.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-156с.

III. Методическая литература

1. Абрамович, А.В., Лазаревич Э.А. Практикум по литературному редактирова­нию. [Текст]: методическое пособие/ А.В.Абрамович, Э.А.Лазаревич. -Изд-во МГУ, 1963.-308с.

Волынец, М.М. Принципы работы телеоператора со светом. [Текст]: учебное пособие /- М.М.Волынец. -М., 1997.-165с.

Голуб, И.Б. Стилистика русского языка [Текст]: учебное пособие /И.Б.Голуб - М. «Просвещение», 1997.-156 с.

4. Груздева, 3.А., Куцкая, С.В. Руководство по технике речи. [Текст]: пособие для преподавателей ВУЗов / З.А.Груздева, С.В.Куцкая. - М., 1974.-167с.

IV. Электронные ресурсы

1.Жанры телевизионной журналистики. [Электронный ресурс]: методическое пособие.- Режим доступа: http://www.textfighter. org/text6/32.php.

2. Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика. [Электронный ресурс]: методическое пособие.- Режим доступа: http://journ-port.ru/publ/28-1-0-259.

3. Телевидение в системе СМИ. Социальные функции телевидения. История и тенденции развития. [Электронный ресурс]: методическое пособие.- Режим доступа: http://libbabr.com/?book=3516.

4. А.Ю. Юровский. Репортаж как жанр тележурналистики. Электронный ресурс]: методическое пособие.- Режим доступа: http://kgu-journalist.ucoz.ru/publ/zhanry_zhurnalistiki/reportazh_kak_zhanr_telezhurnalistiki/6-1-0-167.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

  1. Детская Академия Останкино. [ Электронный ресурс]: методическое пособие.- Режим доступа: http://www.mitro-tv.ru/children/.
  2. Детская телестудия кадр. [ Электронный ресурс]: методическое пособие.- Режим доступа: http://www.new.kadrtv.ru/index.php/features /telejurnn.
  3. Гамалей В. Мой первый видеофильм от А до Я [Текст]: учебное пособие / В.Гамалей. - СПб.: Питер, 2006. -134 с.
  4. Розенталь, Д.Э. А как лучше сказать? [Текст]: учебное пособие / Д.Э. Розенталь. - М., 1988.-67 с.
  5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика.[Текст]: учебное пособие / Д.Э Розенталь, И.Б.Голуб. - М., 1988.-123 с.
  6. Русский язык. 9 класс. Условия успешной коммуникации [Текст]: учебное пособие /авт.- сост. А. М.Головизин.- Волгоград: Учитель, 2008.-56с.
  7.  Сопер, П.Л. Основы искусства речи/[Текст]: учебное пособие П.Л.Сопер. - М., 1992.-69с.
Опубликовано в группе «Проектная деятельность »


Комментарии (1)

Гридневская Елена Васильевна, 11.02.17 в 09:09 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, ТАТЬЯНА! Шикарный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.