Статья «Особенности организации проектной деятельности обучающихся с лёгкой умственной отсталостью»

0
0
Материал опубликован 15 January 2023

Особенности организации проектной деятельности

обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)


Одним из приоритетных направлений государственной политики и деятельности системы образования Российской Федерации на современном этапе является образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Достаточно многочисленной и весьма разнородной среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является группа обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Перед современным обществом стоит задача формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных (жизненных) компетенций, умения применять полученные знания в повседневной жизни и в профессионально-трудовой деятельности. Для выполнения этой нелегкой задачи необходимо непрерывное развитие педагогических технологий. Технология проектной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является одним из перспективных направлений современной системы образования, поскольку: во-первых, проектная деятельность способствует формированию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с обучающимся, учет его индивидуальных особенностей; во-вторых, в ходе проектной деятельности обучающийся выполняет учебный проект, направленный на интеграцию сведений из разных учебных областей; в-третьих, в процессе работы над проектом включаются все участники образовательных отношений: педагоги, обучающиеся и их родители (законные представители). В ходе проектной деятельности необходимо участие всех специалистов, работающих с обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога. Такое сотрудничество необходимо для решения имеющихся проблем у обучающегося.

Проектная деятельность относится к разряду инновационной деятельности, поскольку предполагает преобразование реальности, позволяет направить свои знания на реализацию конкретного замысла, плана. Проектная деятельность в самом широком понимании смысла этого понятия есть способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить обучающихся самостоятельно мыслить, ставить перед собой задачу и находить пути ее решения, привлекая для этого знания из разных учебных областей. В этом состоит цель работы над проектом.

Особенности организации проектной деятельности с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

- обучающиеся периодические «теряют» цель проекта, поэтому очень необходимо наличие четких, подробных, понятных инструкций к выполнению заданий со стороны педагога;

- обучающиеся практически не имеют навыков самоконтроля;

- по срокам – в основном краткосрочные проекты;

- проекты – творческие, познавательные.

Особое внимание нужно обращать на то, что обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в наименьшей степени способны к переносу действий, знаний, умений и навыков в область проекта, зачастую им сложно задействовать в одном проекте знания из разных дисциплин.

Обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут быть предложены проекты следующих форм: презентация, альбом, выставка, реферат, наглядный материал: плакаты, диаграммы, схемы. Эти проекты могут быть выполнены как в индивидуальной, так и в групповой форме. 

Эффективность применения проектного метода в обучении обучающихся с легкой умственной отсталость обусловлена:

возможностью наиболее полного учета психофизических особенностей каждого обучающегося и, как следствие, дифференцированным подходом при проведении коррекционной работы;

развитием всех познавательных процессов (восприятия, мышления, внимания, речи), тонкой моторики, навыков рефлексии;

развитием коммуникативных навыков, навыков сотрудничества с педагогами и сверстниками;

воспитанием целеустремленности, ответственности, инициативности, уверенности в своих силах, положительного отношения к учебной деятельности и труду.

Включаясь в проектную деятельность, обучающиеся:

приобретают умения работать с разными источниками информации;

развивают навыки взаимодействия с обучающимися и педагогами.

Использование проектной деятельности в обучении позволяет избежать шаблонности в преподавании предмета, пробуждает творческую инициативность обучающихся, способствует повышению познавательного интереса к предмету, развивает самостоятельность, формирует чувство ответственности за свои знания и их применение в реальной деятельности.


Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ традиционного обучения, я столкнулась с рядом проблем: низкий уровень самостоятельности обучающихся в учебном процессе; ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.

С этой целью мною был выбран метод проектов. Он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач, он учится учиться.

Сегодня проектная деятельность обучающихся – неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Хотя здесь уместно ориентироваться на детей с более сохранным интеллектом.


Проекты в нашей школе – это трудно, проблематично, так как возможности обучающихся невелики, но всё-таки это возможно. Далеко не все формы проектной деятельности можно использовать с нашими детьми.

Принимая во внимание особенности развития детей с умственной отсталостью в своей работе я использую:

 - практические проекты, которые помогают осваивать детям окружающую действительность, всесторонне изучать ее, способствуют умению наблюдать; создавать различные прикладные предметы, которые используются, например, в оформлении класса (создаем цветочные кашпо, шкатулки или выращиваем цветы);

- творческие проекты могут использоваться как подпроекты, и в основном в группе с детьми с разными возможностями, так как для некоторых обучающихся они сложны в силу их индивидуальных возможностей, а также отсутствия проявления творческой инициативы, активности.


Именно с них, наиболее простых в исполнении и не требующих глубокой проработки научной литературы, и начинается знакомство с методом проектов. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и желание работать над другим проектом. С большим желанием выполняют кратковременные проекты информационного характера обучающиеся начиная с 6 класса. Дети самостоятельно пытаются найти информацию и составить сообщение.

За последние годы обучающимися нашей школы под моим руководством были выполнены следующие проекты: «Джутовая филигрань», «Тюльпаны на окне», «Природные ресурсы Глазовского района», «Осторожно, клещи!», «Разрушительный гнев или созидательная сила», «Салфетница из джутовой нити», «Герои Великой Отечественной войны – герои города Глазова», «Растения Удмуртии в годы Великой Отечественной войны».

Проекты – это трудно, проблематично, но всё-таки это возможно!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации