Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб путешественников — Окно в Европу»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4
городского округа город Нововоронеж»
РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО на заседании школьного МО учителей истории и географии № протокола «1» «26» августа 2017 г. __________ ____Нелезина Г.И. подпись Ф. И. О. руководителя ШМО | УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете Протокол №1 от 28 августа 2017 г. Директор МКОУ Нововоронежская СОШ №4 ____________ ___Зуева Т. Д._________ подпись Ф. И. О. директора школы |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ориентирована на достижение результатов одаренных учеников
(тип программы: комплексная/тематическая)
Клуб путешественников
(научное объединение.)
«Окно в Европу»
(наименование)
Количество часов: по 35
Срок реализации программы: 1 год
Ступень обучения: 6-7 классы – ФГОС ООО
Программу составила: учитель географии
Ковалева Г. В.
Пояснительная записка
В последнее время значительно упал интерес к географии как к предмету. Работая в школе более 30 лет, я не хочу мириться с таким положением вещей. География, на мой взгляд, это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и химии, литературы и истории, математики и биологии. «Без географии – вы нигде!» стараюсь, чтобы этим девизом проникся каждый мой ученик.
Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя географии. Но как построить процесс обучения так, чтобы каждый ребенок смог реализоваться в познании, учебной деятельности, поведении, то есть, как создать условия, позволяющие ученику результативно осуществлять образовательную деятельность и творчески самореализоваться в ней?
Я считаю целесообразным введение деятельностного подхода, позволяющего решить главное противоречие: между привычным репродуктивным воспроизведением изученного материала школьниками и современными требованиями к развитию творческой личности. А творческая личность – это одаренный ребенок.
Основой работы с одарёнными учащимися и является совершенствование таких факторов, как развитие внутреннего деятельностного потенциала, способности быть творцом, созидателем своей жизни, уметь ставить цель и искать способы её достижения, т.е. по максимуму использовать свои собственные силы и способности, стремясь выйти за их пределы.
Цели программы:
- создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и внеклассного географического образования;
-формирование системы работы по развитию индивидуальных способностей одаренных детей;
-формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии и других естественных наук;
-получение учащимися дополнительных теоретических и практических географических знаний и умений;
-ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;
- знакомство с народами и странами мира;
- умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
Образовательные и воспитательные задачи географического кружка определяются общими целями и задачами обучения по предмету.
Задачи программы:
- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
-расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах по географии;
-активно вовлекать в создание проектов, презентаций, участие в предметных неделях:
-способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;
- побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;
- обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;
- создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализации программа призвана способствовать:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- повышению качества образования по географии;
- формирование банка, технологии и программ для работы со способными и одаренными детьми.
Основные мероприятия программы
- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм для одарённых детей;
- использование технологии личностно – ориентированного обучения;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
- организация исследовательских и творческих работ школьников.
Данная программа предусматривает получение следующих учебных и воспитательных результатов в ходе изучения курса:
- повышение качества географических знаний и умений школьников;
- повышение успеваемости по предмету;
- повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе;
-активизация самостоятельности и творческих способностей учащихся в выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;
-рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;
-повышение качества знаний по другим предметам;
-приобретение умений работы с различными источниками информации;
- повышение интереса и приобретение практических навыков работы с Интернет ресурсами;
- повышение общего уровня культуры школьников;
- рост дисциплинированности, повышение ответственности за себя и товарища, гордость за дела коллектива, школы
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
2) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
3) формирование толерантности, как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку. Его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
4) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
3) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
4) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности
Формы проведения занятий
В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, деловые игры, конференции, практикумы.
Кружок рассчитан на 35 занятий, проводится 1 занятие в неделю.
Методическое обеспечение работы кружка
- Оборудование:
1. Географические карты, глобусы.
2. Видеоматериалы
3. Презентации:
4. Компьютер, мультивидеопроектор, экран.
Прогнозируемые результаты.
В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, умений и навыков. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету.
Тематическое планирование
Клуб путешественников
«Окно в Европу»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Введение. Знакомство с планом работы кружка. Цели, задачи. Общая характеристика стран Зарубежной Европы. | 1 | |
2 | Страны Северной Европы. Норвегия. | 1 | |
3 | Страны Северной Европы. Швеция. | 1 | |
4 | Страны Северной Европы. Финляндия. | 1 | |
5 | Страны Северной Европы Дания. | 1 | |
6 | Страны Северной Европы. Исландия | 1 | |
7 | Страны Западной Европы. Великобритания. | 1 | |
8 | Страны Западной Европы. Франция. | 1 | |
9 | Страны Западной Европы. Германия. | 1 | |
10 | Страны Западной Европы. Нидерланды. Бельгия. | 1 | |
11 | Страны Западной Европы. Австрия. Швейцария. | 1 | |
12 | Страны Южной Европы. Испания. | 1 | |
13 | Страны Южной Европы. Португалия. | 1 | |
14 | Страны Южной Европы. Греция. | 1 | |
15 | Страны Восточной Европы. Страны Балтии - Эстония. | 1 | |
16 | Страны Восточной Европы. Страны Балтии - Латвия. | 1 | |
17 | Страны Восточной Европы. Страны Балтии – Литва. | 1 | |
18 | Страны Восточной Европы. Польша. | 1 | |
19 | Страны Восточной Европы. Белоруссия. | 1 | |
20 | Страны Восточной Европы. Украина. | 1 | |
21 | Страны Восточной Европы. Чехия. | 1 | |
22 | Страны Восточной Европы. Словакия. | 1 | |
23 | Страны Восточной Европы. Румыния. | 1 | |
24 | Страны Восточной Европы. Венгрия. | 1 | |
25 | Страны Восточной Европы. Болгария. | 1 | |
26 | Страны Восточной Европы. Молдавия. | 1 | |
27 | Страны Восточной Европы. Албания. | 1 | |
28 | Страны Восточной Европы. Страны бывшей Югославии. Словения. | 1 | |
29 | Страны Восточной Европы. Босния и Герцеговина. | 1 | |
30 | Страны Восточной Европы. Македония. Харватия. | 1 | |
31 | Карликовые страны Европы. | 1 | |
32 | Кроссворд. Европейские страны. | 1 | |
34 | Кроссворд. Столицы Европейских стран. | 1 | |
35 | Резерв. | 1 |
Список литературы.
1. Николина В.В. , Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012.
2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2008-302 с.:ил/
3. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н.
Кияйкина Наталья Федоровна
Ковалева Галина Валентиновна
Перминова Елена Федоровна
Ковалева Галина Валентиновна
Ильина Оксана Геннадьевна
Ковалева Галина Валентиновна