Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя художественная практика» 1-2 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя художественная практика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого нужно научиться находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения.
Рабочая программа учитывает особенности развития обучающихся с ЗПР 7–9 лет, однако содержание занятий может также адаптироваться с учётом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.
Содержание программы распределено по годам обучения и модулям с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета. Взаимосвязанное содержание тематических модулей позволяет объединять, исключать, перекомпоновывать их наполнение в зависимости от объёма и видов практической деятельности, поэтому содержание одного или нескольких модулей логически встраивается в содержание других модулей, что является необходимым условием достижения цели программы.
Цель программы: создание условий для проявления творческих способностей обучающихся в процессе приобретения ими опыта практической работы в различных видах художественно-творческой деятельности.
Задачи программы:
развитие эстетического восприятия природы, произведений изобразительного искусства и детского творчества;
формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном и народном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека и природы;
знакомство с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов;
овладение элементарной художественной грамотой во всех основных видах визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства, архитектуры и дизайна;
приобретение собственной художественно-творческой практики в процессе работы различными художественными материалами
Реализация программы и формы проведения занятий Программа реализуется в работе с обучающимися 1—2 классов. Программа курса внеурочной деятельности «Моя художественная практика» рассчитана на 100 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 3 года (1-2 класс): 1 класс – 33 часа, 1 (дополнительный) класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа.
Формы организации занятий:
художественно-творческая практика;
творческие занятия;
выставка-конкурс;
квест;
пленэр и фотопленэр;
мастер-класс;
экскурсии;
работа в творческих группах;
фотографирование на природе;
занятие в компьютерном классе школы
игровая
Основным видом деятельности на занятиях изобразительным искусством является практическая художественно-творческая деятельность (индивидуальная, в парах и творческих группах, коллективная), поэтому в программе максимальное количество времени отводится для художественно-творческой практики как формы освоения основ изобразительной грамоты.
Материал программы предполагаем межпредметную связь с такими учебными предметами, как «Литература», «Музыка», «История», «Технология», «Информатика» .
Планируемые результаты освоения курса Личностные результаты
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов в области патриотического, гражданского, духовно-нравственного, эстетического, экологического и трудового воспитания.
Патриотическое воспитание осуществляется через уважение и ценностное отношение к своей Родине — России, через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве.
Гражданское воспитание осуществляется через формирование ценностно-смысловых ориентиров и установок, отражающих индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества, через коллективную творческую работу, которая создаёт условие для разных форм художественно-творческой деятельности и способствует пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности, развитию чувства личной причастности к жизни общества.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося. Творческие задания направлены на развитие внутреннего мира, воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы и помогают обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознанию себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание осуществляется через формирование представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком, через формирование отношения к окружающим людям (стремление к их пониманию), через отношение к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию, через развитие навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, а также через восприятие её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе собственной художественно-творческой деятельности по освоению художественных материалов, в процессе достижения результата и удовлетворения от создания реального, практического продукта.
Метапредметные результаты:
Овладение универсальными познавательными действиями.
ориентироваться в пространстве класса и на плоскости;
отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в пространстве;
характеризовать форму предмета, конструкции по предложенному плану, вопросам;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе на доступном для обучающегося с ЗПР уровне;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям на основе предложенного плана;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой с помощью учителя;
выявлять и анализировать с помощью учителя ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах.
Работа с информацией:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, от родных, близких, друзей, других информационных источников;
использовать электронные образовательные ресурсы;
работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать с помощью учителя источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
готовить информацию с помощью учителя на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
учащиеся должны учиться взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности, договариваться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
Овладение универсальными регулятивными действиями
обучающиеся должны внимательно относиться к учебным задачам, выполнять их, соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, бережно относиться к используемым материалам;
контролировать свою деятельность в процессе достижения результата.
Предметные результаты
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания курса. Результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности и отражают сформированность умений в зависимости от содержания программы внеурочной деятельности.
1 класс
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка.
Приобретать опыт наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка.
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета.
Модуль «Скульптура»
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении.
Осваивать первичные навыки бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Рассматривать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры с помощью учителя и с опорой на образец орнаментов в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока).
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной задачи (установки).
Осваивать опыт эстетического восприятия архитектурных построек.
Приобретать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В.М. Васнецова, М.А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы.
1 дополнителнительный класс
Модуль «Графика»
Освоение навыков применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях внеурочной деятельности.
Приобретать первичный опыт создания рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины.
Действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке)
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы гуашью.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в процессе создания объёмного изображения. понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема), конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам (растительные, геометрические, анималистические).
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной практике.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции.
Приобретать представления о глиняных игрушках народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления праздника.
Качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономно выполнять разметку деталей на глаз, от руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров); точно резать ножницами по линиям разметки; придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, лепкой и пр.; собирать изделия с помощью клея, пластических масс и др.; эстетично и аккуратно выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка;
Модуль «Архитектура»
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования в форме коллективной игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа строения предмета
Называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, композиции (расположения на листе), цвета, настроения, а также соответствия учебной задаче, поставленной на занятии.
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью целенаправленного эстетического наблюдения природы.
2 класс
Модуль «Графика»
Осваивать приёмы работы новыми графическими художественными материалами; осваивать выразительные свойства твёрдых, сухих, мягких и жидких графических материалов.
Приобретать навыки изображения на основе разных по характеру и способу наложения линий.
Осваивать навык визуального сравнения пространственных величин, приобретать умения соотносить пропорции в рисунках птиц и животных (с опорой на зрительские впечатления). Приобретать умение вести рисунок с натуры, видеть пропорции объекта, расположение его в пространстве; располагать изображение на листе, соблюдая этапы ведения рисунка, осваивая навык штриховки.
Понимать смысл понятий «инструкционная» («технологическая») карта, «чертёж», «эскиз», «линии чертежа», «развёртка», «макет»,
«модель», «технология», «технологические операции», «способы обработки» и использовать их в практической деятельности; Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы цветом, навыки смешения красок, пастозное плотное и прозрачное нанесение краски; осваивать разный характер мазков и движений кистью, навыки создания выразительной фактуры и кроющие качества гуаши. Приобретать опыт работы акварелью и понимать особенности работы прозрачной краской.
Знать названия основных и составных цветов и способы получения разных оттенков составного цвета; осваивать смешение цветных красок с белой и чёрной (для изменения их тона).
Приобретать опыт создания пейзажей, передающих разные состояния погоды (туман, грозу и др.) на основе изменения тонального звучания цвета; приобретать опыт передачи разного цветового состояния моря.
Уметь в изображении сказочных персонажей выразить их характер (герои сказок добрые и злые, нежные и грозные).
Читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия симметрии);
Модуль «Скульптура»
Выполнить в технике лепки фигурку сказочного зверя по мотивам традиций выбранного промысла (филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или игрушки с учётом местных промыслов). Знать об изменениях скульптурного образа при осмотре произведения с разных сторон.
Приобретать в процессе лепки из пластилина опыт передачи движения цельной лепной формы и разного характера движения этой формы (изображение зверушки).
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Приобретать опыт выполнения эскиза геометрического орнамента кружева или вышивки на основе природных мотивов. Осваивать приёмы орнаментального оформления сказочных глиняных зверушек, созданных по мотивам народного художественного промысла (филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или игрушки с учётом местных промыслов).
Приобретать опыт преобразования бытовых подручных нехудожественных материалов в художественные изображения (поделки).
Приобретать опыт выполнения красками рисунков украшений.
Распознавать элементарные общие правила создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, равновесие); наблюдать гармонию предметов и окружающей среды; называть характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Модуль «Архитектура»
Осваивать приёмы создания объёмных предметов из бумаги и объёмного декорирования предметов из бумаги.
Участвовать в коллективной работе по построению из бумаги пространственного макета сказочного города или детской площадки.
Приобретать опыт сочинения и изображения домиков для разных по своему характеру героев литературных и народных сказок.
Конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Обсуждать примеры детского художественного творчества с точки зрения выражения в них содержания, настроения, расположения изображения в листе, цвета и других средств художественной выразительности, а также ответа на поставленную учебную задачу.
Приобретать опыт восприятия и эстетического анализа произведений отечественных художников-пейзажистов (И. К. Айвазовского и др.), произведений художников-иллюстраторов.
Применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности;
Модуль «Азбука цифровой графики»
Осваивать возможности изображения с помощью разных видов линий в программе Paint (или другом графическом редакторе).
Осваивать приёмы трансформации и копирования геометрических фигур в программе Paint, а также построения из них простых рисунков или орнаментов.
Осваивать композиционное построение кадра при фотографировании: расположение объекта в кадре, масштаб, доминанта.
Тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Графика | 6 | 1 | 3 |
2 | Живопись | 9 | 1 | 8 |
3 | Скульптура | 4 | 0 | 4 |
4 | Декоративно-прикладное искусство | 10 | 0 | 10 |
5 | Архитектура | 3 | 0 | 3 |
6 | Восприятие прикладного искусство | 2 | 2 | 0 |
7 | Азбука цифровой графики | 2 | 0 | 2 |
Общее количество часов | 34 | 4 | 30 |
Поурочное планирование 1 класс
№ п/п | Модули и темы, содержание занятий | Количество часов | ||||||
Всего | Теория | Практика | ||||||
Модуль 1 «Графика» | 6 | 1 | 3 | |||||
Вводное занятие | Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; графические материалы, их свойства и особенности; графические техники изображения; компьютерная графика; фотография, пленэр) | 1 | 1 | |||||
Линии и формы в природе. | Линии и формы в природе. Рисование листьев растений разной формы по материалам фотопленэра «Осенние листья». | 1 | 1 | |||||
Компьютерная графика с созданием простых фигур и линий | Компьютерная графика. (задания по освоению приёмов изображения в графическом редакторе Paint: инструменты «Карандаш», «Кисть», «Ластик» и др.; цветовая палитра, базовые фигуры, их трансформация, поворот и т. д.; рисование линии разной толщины; индивидуальная работа. | 1 | 1 | |||||
«Кружатся листья» | «Кружатся листья», композиция из листьев в технике аппликации по шаблону (линия, пятно, силуэт); коллективная работа) | 1 | 1 | |||||
«Овощи и фрукты» | «Овощи и фрукты», рисование линией (рисование линией, пятном и штрихом овощей и фруктов, игра «Большие и маленькие»). | 1 | 1 | |||||
«Волшебные тени» | «Волшебные тени», дорисовка рисунка насекомых из основной формы по шаблону; игра «Угадай кто»; индивидуальная работа | 1 | 1 | |||||
Модуль 2 «Живопись» | 9 | 1 | 8 | |||||
Вводное занятие | Вводное занятие. (Знакомство с тематикой занятий; живописные материалы, их свойства и особенности; приёмы изображения гуашью, акварелью; упражнения). | 1 | 1 | |||||
«Каждому цветку своё время» (1 урок) | «Каждому цветку своё время», натюрморт в технике аппликация с использованием шаблонов | 1 | 1 | |||||
«Каждому цветку своё время» (2 урок) | Продолжение темы прошлого урока «Каждому цветку своё время», фона натюрморта гуашью (использование основных цветов, особенности мазков; работа для выставки). | 1 | 1 | |||||
«Осенняя природа» | «Осенняя природа», пейзаж (приёмы работы восковыми мелками, красочное пятно; работа для выставки, фотографирование готовых работ) | 1 | 1 | |||||
«Галерея сказочных героев» | «Галерея сказочных героев» (цвета тёплые и холодные; передача характера людей: добрые и злые; раскрашивание персонажей (Алёнушка, Царевич, Кащей, Водяной, Старичок-лесовичок, Леший, Кикимора и др.) и животных (конь-огонь, Петушок-Золотой гребешок, Чудо-юдо рыба-кит, Золотая рыбка, Синяя птица и др.); | 1 | 1 | |||||
«Что нам дарит осень, зима, весна и лето?» | «Что нам дарит осень, зима, весна и лето?», изготовление цветового панно разных времен года с использованием заготовок учителя (коллективная работа; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, в группе в соцсети или в реальном формате; восприятие и оценка эмоционального содержания творческих работ (связь с модулем «Восприятие произведений искусства») | 1 | 1 | |||||
Модуль 3 «Скульптура» | 4 | 0 | 4 | |||||
Вводное занятие | Вводное занятие (материалы, инструменты для лепки; приёмы лепки, смешения цветов пластилина; выполнение упражнений). | 1 | 1 | |||||
«Домашний любимец» | «Домашний любимец», лепка барельефа животного по шаблону (лепка фигурки животного по материалам фотографий на тему «Животное в объективе» (связь с модулем «Азбука цифровой графики») | 1 | 1 | |||||
«Снеговик у ёлки» | «Снеговик у ёлки», скульптура из снега (лепка и фотографирование; работа в паре или в творческой группе; полевая творческая практика: работа в материале) | 1 | 1 | |||||
«Завертелась карусель» | «Завертелась карусель», мастерская лепки (игра «В мастерской лепки»: лепка елочной игрушки на основе основных геометрических форм и украшение; фотографирование готовых композиций) | 1 | 1 | |||||
Модуль 4 «Декоративно-прикладное творчество» | 10 | 0 | 10 | |||||
Вводное занятие | Вводное занятие (материалы, инструменты, техники работы; техника безопасности). «Чем нарядим ёлочку?», работа в технике бумажного конструирования. | 1 | 1 | |||||
«Нарядилась ёлочка» | «Нарядилась ёлочка», конкурс (продолжение темы 8: украшение ёлки готовыми игрушками; фотографирование композиции; конкурс практических работ) | 1 | 1 | |||||
«Медаль для папы» (1 урок) | «Медаль для папы», мастер-класс лоскутная аппликация (освоение приёмов изготовления игрушки из обрезков ткани) | 1 | 1 | |||||
«Медаль для папы» (2 урок) | Продолжение темы прошлого урока «Медаль для папы», мастер-класс лоскутная аппликация (освоение приёмов изготовления игрушки из обрезков ткани) | 1 | 1 | |||||
«Ювелиры» | «Ювелиры», сюжетная игра (создание в технике штамп комплекта украшений — бус, ожерелья, браслета, серёг — для мамы, сестры) | 1 | 1 | |||||
«Танцующие снежинки» | «Танцующие снежинки», воздушная подвеска (создание украшения для класса; коллективная работа; фотографирование готовых работ) | 1 | 1 | |||||
«Чудо-посуда» (1 урок) | «Чудо-посуда», панно (создание орнамента в полосе, ритм) | 1 | 1 | |||||
«Чудо-посуда» (2 урок) | «Чудо-посуда», панно (роспись картонной формы посуды узорами) | 1 | 1 | |||||
Декоративное рисование | Декоративное рисование, рисование силуэта животного (украшаем птиц, рыб; техника дудлинг; силуэт; работа для выставки; фотографирование готовых работ) | 1 | 1 | |||||
«Вьём весеннее печенье «тетёрочки» | «Вьём весеннее печенье «тетёрочки», лепка (лепка печенья (восьмёрочка, кудёрушка, курушка, вьюха, конёчки, решето, околышки и т. д.) из элементов замкнутого орнамента «тетёрочки»; фотографирование готовых изделий) | 1 | 1 | |||||
Модуль 5 «Архитектура» | 3 | 0 | 3 | |||||
Вводное занятие | Вводное занятие (материалы, инструменты, техники работы; техника безопасности) «Много окон и дверей полна горница людей», игровой проект (проект домика для маленьких человечков из овощей или фруктов, из варежки или сапога, или из других предметов (вещей); фотографирование проектов) | 1 | 1 | |||||
«Домики из бумаги» | «Домики из бумаги», аппликация с использованием помощью шаблонов (по материалам фотопленэра «В объективе — здание» (связь с модулем «Азбука цифровой графики»); создание домиков в технике аппликация; коллективная работа) | 1 | 1 | |||||
«Город сказочных построек» | Продолжение темы прошлого урока «Домики из бумаги», создание панно города и добавление деталей городских улиц (по материалам фотопленэра «Вот моя улица (утром, днём, вечером)» или «Прогулка по городу»; конструирование, аппликация с использованием объёмных элементов, симметричное вырезывание, силуэт, коллективная работа; фотографирование готовых работ) | 1 | 1 | |||||
Модуль 6 «Восприятие прикладного творчества» | 2 | 2 | 0 | |||||
Фотовыставка творческих работ на сайте школы | Фотовыставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, в группе в соцсети или в реальном формате (беседа, обсуждение, оценка, впечатление, мнение) | 1 | 1 | |||||
«Герои сказок» | «Герои сказок» (занятие в библиотеке школы или в районной библиотеке; восприятие изображения героев сказок через книжную иллюстрацию; это занятие претворяет занятие «Галерея сказочных героев» модуля «Живопись») | 1 | 1 | |||||
Модуль 7 «Азбука цифровой графики» | 2 | 0 | 2 | |||||
Вводное занятие с практикой | Вводное занятие с практикой (композиция в фотографии, фотоплэнер) Фотопленэр на темы «Эти разные деревья», «Цветы распускаются», «Отражение в воде» (восприятие природных объектов; выполнение тематических фотографий) | 1 | 1 | |||||
Фотопленэр на темы «В объективе — здание» | Фотопленэр на темы «В объективе — здание», «Вот моя улица (утром, днём, вечером)», «Прогулка по городу» и др. (восприятие природных объектов и предметной среды; выполнение тематических фотографий) | 1 | 1 | |||||
Общее количество часов | 34 | 4 | 30 |
Тематическое планирование 1 дополнительный класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Графика | 6 | 1 | 3 |
2 | Живопись | 9 | 1 | 8 |
3 | Скульптура | 4 | 0 | 4 |
4 | Декоративно-прикладное искусство | 10 | 0 | 10 |
5 | Архитектура | 3 | 0 | 3 |
6 | Восприятие прикладного искусство | 2 | 2 | 0 |
7 | Азбука цифровой графики | 2 | 0 | 2 |
Общее количество часов | 34 | 4 | 30 |
Поурочное планирование 1 дополнительный класс
Тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Графика | 7 | 1 | 6 |
2 | Живопись | 6 | 0 | 6 |
3 | Скульптура | 2 | 0 | 2 |
4 | Декоративно-прикладное искусство | 7 | 0 | 7 |
5 | Архитектура | 8 | 0 | 8 |
6 | Восприятие прикладного искусство | 2 | 2 | 0 |
7 | Азбука цифровой графики | 2 | 0 | 2 |
Общее количество часов | 34 | 3 | 31 |
Поурочное планирование 2 класс
№ п/п | Модули и темы, содержание занятий | Количество часов | ||||||
Всего | Теория | Практика | ||||||
Модуль 1 «Графика» | 7 | 1 | 6 | |||||
Вводное занятие | Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; художественные материалы для линейного рисунка и их свойства; графические техники изображения) | 1 | 1 | |||||
«Птицы» | «Птицы», книжка-раскраска (изображение разнообразными линиями птиц из сказок: павлин, ласточка, лебедь, утка, ворон, жар-птица и др.; композиция, пропорции; коллективная работа; художественный проект; фотографирование готовых работ) | 1 | 1 | |||||
«Мир чёрно-белой планеты» | «Мир чёрно-белой планеты», графическая сказка (чёрный и белый цвет; сюжетный рисунок на произвольном формате; коллективная работа или работа в творческих группах; фотографирование готовых работ) | 1 | 1 | |||||
«Овощное и фруктовое чудо» | «Овощное и фруктовое чудо», творческий рисунок (натюрморт из овощей и фруктов; работа в цвете пастелью, мелками); рисунок для выставки; фотографирование готовых работ) | 1 | 1 | |||||
«Фантастический зоопарк» | «Фантастический зоопарк», проект (проект оформления входа в зоопарк: коллаж из графических изображений животных; коллективная работа или работа в творческой группе; фотографирование готовых работ) | 1 | 1 | |||||
«Подводный мир, или Волшебный сад» (1 урок) | «Подводный мир, или Волшебный сад», граттаж (композиция в технике цветного граттажа; работа для выставки; фотографирование готовых работ) | 1 | 1 | |||||
«Подводный мир, или Волшебный сад» (2 урок) | Продолжение темы прошлого урока «Подводный мир, или Волшебный сад», граттаж (композиция в технике цветного граттажа; работа для выставки; фотографирование готовых работ) | 1 | 1 | |||||
Модуль 2 «Живопись» | 6 | 0 | 6 | |||||
Вводное занятие «Нарисуй мне небо | Вводное занятие(знакомство с тематикой занятий; основы цветоведения; живописные материалы, их свойства и особенности; приёмы работы гуашью, акварелью)», «Нарисуй мне небо» живописная мозаика (изображение неба в ясный солнечный день или вечером красками, используя пастозную технику; составление коллективной мозаики изображений, достижение ритма цветовых пятен; фотографирование готовых работ) | 1 | 1 | |||||
«Горный пейзаж» | «Горный пейзаж», композиция пейзажа, мастер - класс (композиционная схема; пространство, линия горизонта, цвет; гуашь: отработка мазков; акварель: освоение техники лессировки; работа для выставки; фотографирование готовых работ) | 1 | 1 | |||||
«Морские просторы» | «Морские просторы», пейзаж, мастер-класс (изображение пейзажа в разных контрастных состояниях погоды и соответствующих цветовых состояниях: туман, нежное утро, гроза, буря, ветер и др.; освоение техники по-сырому или смешанной техники) | 1 | 1 | |||||
«Зимние игры» (1 урок) | «Зимние игры», композиция (композиция в холодной цветовой гамме; гуашь, смешивание краски на палитре; опорные схемы изображения детских фигур; работа по материалам фотозарисовок «Детские зимние игры» (связь с модулем «Азбука цифровой графики»); работа для выставки; фотографирование готовых работ) | 1 | 1 | |||||
«Зимние игры» (2 урок) | Продолжение темы прошлого урока «Зимние игры», композиция (композиция в холодной цветовой гамме; гуашь, смешивание краски на палитре; опорные схемы изображения детских фигур; работа по материалам фотозарисовок «Детские зимние игры» (связь с модулем «Азбука цифровой графики»); работа для выставки; фотографирование готовых работ) | 1 | 1 | |||||
Натюрморт с натуры | Натюрморт с натуры (планы, композиционный центр, ближе-дальше, загораживание; цвет, мазок, рефлексы) | 1 | 1 | |||||
Модуль 3 «Скульптура» | 2 | 0 | 2 | |||||
Вводное занятие. «Эти забавные животные» | Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; образцы поделок; материалы и инструменты; приёмы лепки; техника безопасности) «Эти забавные животные», композиция (набросок композиции из двух-трёх фигур животных в движении: игры друг с другом или предметом — мячом, клубком, бантиком, палочкой — по материалам фотозарисовок «Весёлые игры животных» (связь с модулями «Графика» и «Азбука цифровой графики»); лепка фигурок по наброску; фотографирование готовых работ) | 1 | 1 | |||||
«Сказки на изразцах» | «Сказки на изразцах», композиция (лепка рельефной композиции с изображением героев из сказок (животных или птиц) «Теремок», «Курочка Ряба», «Бычок — смоляной бочок» и др.; работа в творческих группах; фотографирование готовых работ) | 1 | 1 | |||||
Модуль 4 «Декоративно-прикладное творчество» | 7 | 0 | 7 | |||||
Вводное занятие. «В гостях у Мухи-Цокотухи» | Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; материалы, инструменты, техники работы; техника безопасности) «В гостях у Мухи-Цокотухи» и «Чаепитие у Федоры», декоративные панно (сюжетная игра-конкурс «Накроем стол для чаепития»; роспись картонной формы посуды по мотивам разных промыслов, украшение орнаментом; работа над декоративной композицией в творческих группах; фотографирование готовых панно) | 1 | 1 | |||||
«Маска из бумаги и не только» | «Маска из бумаги и не только», мастер-класс (освоение приёмов создания маски в различных техниках: коллаж из цветной ткани, обрывная аппликация, работа с фантиками, работа с природными материалами и т. п.) | 1 | 1 | |||||
«Красивый наряд новогодней ёлки» | «Красивый наряд новогодней ёлки», декоративная композиция (выполнение декоративной композиции в разных техниках; работа в паре; конкурс; фотографирование готовых работ) | 1 | 1 | |||||
«Костюмированный бал» | «Костюмированный бал», композиция (создание композиции-импровизации по мотивам палехской росписи или выполнение коллажа-аппликации из изображений людей в исторических костюмах из журналов и интернета, или композиция из симметрично вырезанных ажурных фигур в костюмах; работа в творческих группах; фотографирование готовых работ | 1 | 1 | |||||
«Портрет Весны-красны» | «Портрет Весны-красны» (оформление в технике аппликации-коллажа шаблона-силуэта; украшение из цветов и бабочек праздничного платья с орнаментом и т. д.; работа в творческих группах для выставки; фотографирование готовых работ) | 1 | 1 | |||||
«Как игрушки-тарарушки зиму прогнали» | «Как игрушки-тарарушки зиму прогнали», декоративная композиция (выполнение декоративной композиции в полосе по мотивам красочных фигурок-тарарушек из Полховского Майдана; коллективная работа; фотографирование готовых работ) | 1 | 1 | |||||
«Дизайн украшений» | «Дизайн украшений», проект (создание дизайна украшения для злой и для доброй феи, для колдуна и доброго воина; форма, сочетание цветов; коллаж, смешанная техника или компьютерная графика (связь с модулем «Азбука цифровой графики»); фотографирование готовых работ) | 1 | 1 | |||||
Модуль 5 «Архитектура» | 8 | 0 | 8 | |||||
Вводное занятие | Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; материалы, инструменты; техники и приёмы конструирования, макетирования; техника безопасности) Конструируем игрушки для росписи (симметричное вырезывание, соединение деталей в конструкцию; связь с модулем «Декоративно-прикладное искусство») | 1 | 1 | |||||
«Мебель из бумаги» | «Мебель из бумаги», мастер-класс (освоение приёмов работы с бумагой; трафарет, схема; конструирование бумажной мебели (стул, стол, кровать, диван и т.д.) | 1 | 1 | |||||
«Интерьер в большой коробке» | «Интерьер в большой коробке», проект (сюжетная игра; интерьер для героев сказки; работа в творческой группе; фотографирование готовых интерьеров) | 1 | 1 | |||||
«Детская площадка», | «Детская площадка», проект (бумагопластика, симметричное вырезывание, конструирование из полос бумаги качелей, каруселей, горки и др., придание им формы машин, животных, сказочных персонажей; работа в творческой группе; фотографирование готовых работ) | 1 | 1 | |||||
«Дюймовочка в волшебной стране цветов, бабочек, жуков» | «Дюймовочка в волшебной стране цветов, бабочек, жуков», аппликация (объёмная аппликация или подвесная композиция; симметричное вырезывание и бумагопластика (жуки, бабочки, стрекозы, листья, дома-цветы и др.); работа в творческой группе; фотографирование готовых работ | 1 | 1 | |||||
«Коробка — дом, машина, пароход...» | «Коробка — дом, машина, пароход...», конструирование города (конструирование города по мотивам сказки Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (дома, машинки и др.); коллективная работа; фотографирование готовых работ) | 1 | 1 | |||||
«Новогодний город» | «Новогодний город», конструирование предметов (конструирование из бумаги ёлки, улицы, площади, домиков; создание праздничного настроения с помощью новогоднего декора; работа в творческой группе; фотографирование готовых работ) | 1 | 1 | |||||
«Подводный мир», | «Подводный мир», подвесной аквариум (работа в техниках бумагопластики, симметричного вырезывания; работа в творческих группах или коллективная работа; фотографирование готовых работ) | 1 | 1 | |||||
Модуль 6 «Восприятие прикладного творчества» | 2 | 2 | 0 | |||||
Книги сказок» | Книги сказок»: Н. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей», А. М. Волков. «Волшебник Изумрудного города», Г.-Х. Андерсен. «Дюймовочка» (восприятие героев сказок через книжную иллюстрацию, знакомство с особенностями изображения пространства и архитектурных построек в книжной иллюстрации (город, волшебная страна), связь с модулем «Архитектура»; занятие в библиотеке школы или в районной библиотеке) | 1 | 1 | |||||
«Знакомство с картиной» | «Знакомство с картиной» (знакомство с произведением художника-мариниста И. К. Айвазовского (на выбор учителя); связь с модулем «Живопись»; виртуальная экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею или занятие-беседа по картине в актовом зале школы) | 1 | 1 | |||||
Модуль 7 «Азбука цифровой графики» | 2 | 0 | 2 | |||||
Фотопленэр «Утро, день, вечер» | Фотопленэр: сделать фотографии неба (утром, днём, вечером). Фотозарисовки на темы «Детские зимние игры», «Весёлые игры животных», «Снежинки, паутинки, роса на листьях» и др. (выполнение тематических фотографий) | 1 | 1 | |||||
Фотопленэр «Свет и тень» | Фотопленэр: сделать фотографии «Свет и тень в природе» (фотографии предметов с ярким проявлением освещённых и теневых сторон). | 1 | 1 | |||||
Общее количество часов | 34 | 3 | 31 |