Рабочая программа внеурочной деятельности «Патриот»
Пояснительная записка
Программа клуба “Патриот” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа “Патриот” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на
системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой
индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота
России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной
личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- формировать умения и потребности сохранять и приумножать природные богатства родного края;
- развивать нравственные взаимоотношения в семье.
Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 9 часов в год
Режим занятий: 0,25 часа в неделю
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Патриот»
Личностные УУД:
- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде;
- осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья;
- умение различать государственную символику Российской Федерации, своего региона;
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
- формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни;
- описывать достопримечательности родного края;
-осознание ответственности за общее благополучие.
Познавательные УУД:
- получение знаний о семье, Родине, родном крае;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
- знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания отечественного историко-культурного процесса;
- знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.);
- знания о своем Отечестве, его истории, культуре, героических свершениях, достижениях, проблемах и др.;
- понимание сущности и особенностей российского патриотизма;
- знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества» и др..
Регулятивные УУД:
- учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с документами;
- формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений;
- освоение основных социальных ролей, норм и правил;
- умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль).
Коммуникативные УУД:
- умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений;
- строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации;
- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им;
- учиться согласованно работать в группе;
- формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь;
- умение слушать собеседника;
- уметь дружить, уступать, убеждать;
- уметь планировать общие способы работы.
Обучающиеся научатся:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей группы;
-работать систорическими документами;
- понимать сущность и особенности российского патриотизма;
- распознавать источники генеалогических знаний: письменные и вещественные;
- самостоятельно добывать важнейшие сведения по истории семьи; происхождению села;
об интересных и успешных людях нашего села; истории своей школы (когда была
построена, юбилейные даты, школьные традиции, история детских организаций
школы).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- хранить семейные реликвии;
- вести здоровый образ жизни;
- помогать в организации семейных праздников, игр, забав, развлечений;
- отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов;
- рассказывать об истории своего Отечества;
- рассказывать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
- рассказывать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами
(в том числе о своих предках, родных и близких людях);
- ценить красоту и богатства родной природы;
- составлять родословную моей семьи;
- добросовестно выполнять свои обязанности по дому;
- посильно участвовать в решении семейных проблем;
- участвовать в организации досуга семьи;
- помогать старшим и младшим членам семьи, заботиться о них;
- с уважением относиться к символам России: знать историю государственных символов,
текст и мелодию Гимна РФ, грамотно вести себя при подъеме флага и исполнения
Гимна, знать герб России.
2. Содержание программы
1 блок. Вводное занятие. Цели и задачи работы объединения «Патриот». Формы и методы деятельности. Планы на год. Инструктаж по технике безопасности. Тестирование и анкетирование.
2 блок. «Моя родословная». Общие сведения о родословной. Понятия и термины. Источники генеалогических знаний: письменные и вещественные. Основные понятия и термины: генеалогия, род, родословие, семья, фамилия, поколение, предок, потомок,этногенез и т.д.
Исторические предки и потомки, фамилии, поколения. Антропонимика. Происхождение фамилии (прозвища), имени, отчества. Их значение.
Работа с генеалогическим словарем, составление кроссвордов, сбор материалов, интервьюирование, фотографирование, презентация, работа в интернете.
3 блок. «Село родное». Происхождение села. Дата образования села. Документы, рассказавшие о происхождении села. Исторические предпосылки для его основания. «Так начиналось село моё…».
Первые жители села. Потомки первых жителей, их рассказы и воспоминания. Первая улица села.Беседы со старожилами села.Интересные и успешные люди нашего села. Основные занятия жителей села.
4 блок. «Россия – родина моя. Мой край родной». Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни (беседа).Символика российского государства: герб, гимн, флаг (викторина).Виртуальное путешествие «По г. Омск» (просмотр фильма)
5. блок. Итоговое занятие. «Презентация проектов»
Календарно-тематическое планирование клуба «Патриот»
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | |||
1 | Вводное занятие. Цели и задачи работы клуба «Патриот».Тестирование и анкетирование | 08.09 | | |
Моя родословная (2 часа) | ||||
2 | Моя родословная. Источники генеалогических знаний: письменные и вещественные. Происхождение фамилии, имени, отчества. | 06.10 | | |
3 | Откуда я родом. Составление генеалогического древа | 10.11 | | |
Село родное (2 часа) | ||||
4 | Происхождение села. Первые жители села. Беседы со старожилами села. Конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина» | 08.12 | | |
5 | Основные занятия жителей села. Интересные и успешные люди нашего села | 12.01 | | |
Россия – родина моя. Мой край родной (3 часа + 1 час – итоговое занятие) | ||||
6 | Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни (беседа) | 09.02 | | |
7 | Современные локальные конфликты (Афганистан, Чеченские войны, Грузино-осетинский конфликт) | 16.03 | | |
8 | Символика российского государства: герб, гимн, флаг (викторина) | 13.04 | | |
9 | Итоговое занятие. Я – гражданин России. Презентация проектов | 11.05 | | |