Рабочая программа внеурочной деятельности "Русские забавы"

Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Свердловской области
«Первоуральская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
ПРИНЯТО решением Педагогического совета ГБОУ СО «Первоуральская школа» от «29» августа 2024 г. Протокол № 2 | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СО «Первоуральская школа» ______________Н.Н. Каськова Приказ № 69-о/д «02» сентября 2024 г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
по духовно - нравственному направлению
«Русские забавы»
для обучающихся 5 класса
на 2024 – 2025 учебный год
Составитель программы:
Завьялова Анна Владимировна,
учитель,
высшая квалификационная категория
г. Первоуральск
2024 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Русские забавы» разработана на основе:
Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /Приказ Минпросвещения РФ от 24.11.2022г. №1026
СанПиН РФ №26 от 10.07.2015г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ»
АООП ГБОУ СО «Первоуральская школа»
Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности ГБОУ СО «Первоуральская школа»
Актуальность программы внеурочной деятельности
Данная программа адаптирована к условиям образовательного процесса ГБОУ СО «Первоуральская школа». Материал, предусмотренный программой, распределён с учётом возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей детей.
Программа «Русские забавы» предусматривает поэтапное знакомство обучающихся 5 класса с русским народным фольклором. Формы фольклора настолько разнообразны и выразительны, что позволяют учителю быстро найти эмоциональный контакт с ребятами и построить свою работу по преодолению отклонений в развитии познавательной сферы на ярком, и интересном для детей материале. Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми средствами, решать сложные задачи. Данный материал легко запоминается и способствует формированию эмоционально-волевой сферы школьников.
Основная цель: создать условия для активизации творческого потенциала обучающихся через приобщение к культурным традициям своего народа средствами фольклора.
Основные задачи:
1.Знакомство школьников с различными формами народной культуры на доступном фольклорном материале.
2.Развитие умения отражать культурные традиции в разных видах детского творчества.
3.Формирование эмоционально-положительного отношения к народному искусству.
Рабочая программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по предметам:
Развитие речи: у обучающихся развивается дикция и артикуляция, происходит обогащение словаря через разучивание различных произведений народного фольклора.
Чтение: обучающиеся знакомятся с народными песнями, сказками.
Рисование: в процессе художественной деятельности развиваются творческие способности школьников.
Музыка: на занятиях используется большой музыкальный материал, исполняются народные песни, ребята разучивают элементарные хороводные движения.
История: школьники получают сведения о жизни, труде культуре простого народа.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности «Русские забавы»
Программа составлена для обучающихся 5 класса, 10-11 лет, в количестве 12 человек. Структура и содержание занятий внеурочной деятельности учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей. Набор школьников происходит по желанию.
Принципы построения программы | Добровольность Научность Доступность Наглядность Систематичность Деятельность |
Основные формы работы с обучающимися | Занятия интегрированного типа Игры Конкурсы Выставки Творческие работы Настольный театр КТД Праздник |
Основные методы | Словесные (рассказ, беседа, объяснение) Наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение) Практические (игры, творческие задания, ресурсы ИКТ) |
Технологии | Здоровьесберегающие Игровые ИКТ |
Формы подведения итогов работы | Выступления на общешкольных и классных праздниках, линейках, участие в родительских собраниях, классных часах, в мероприятиях для начальной школы, организация фотовыставки, отзывы родителей. |
Место внеурочной деятельности в учебном плане | Рабочая программа составлена на один учебный год, из расчёта 1 час в неделю, всего за учебный год – 34 часа, продолжительность занятий-40 минут. |
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Русские забавы»
Личностные | Предметные | Базовые учебные действия | ||||
Сформированность основ гражданской идентичности Сформированность уважительного отношения к истории и культуре других народов Сформированность навыков коммуникации со взрослыми Сформированность навыков коммуникации со сверстниками Сформированность навыков коммуникации как средства достижения цели Сформированность представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса и разного возраста Сформированность необходимых ребёнку социальных ритуалов Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств | Минимальный уровень | Достаточный уровень | Личностные | Коммуникативные | Регулятивные | Познавательные |
*С помощью наводящих вопросов, опорных слов, иллюстраций называть названия некоторых: -народных инструментов; -народных песен; -народные праздники; -народные промыслы; -героев русских сказок. *Принимать посильное участие: -в коллективных играх -в играх-кричалках -в исполнении песен и частушек -в выполнении творческих заданий | *Различать некоторые жанры УНТ *Принимать участие в коллективных играх *Разучивать игры-кричалки *Узнавать народные инструменты *Принимать участие в коллективной игре на ложках *Называть названия некоторых народных песен *Принимать участие в коллективном исполнении песен, частушек *Называть (различать) некоторые народные праздники *Называть (различать) некоторые народные промыслы *Выполнять творческие задания, связанные с нар. промыслами *Называть некоторых героев народной сказки *Принимать участие в постановке сказки | *испытывать чувство гордости за свою страну; *гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; *адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; *бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. | *вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия *слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его *использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. | *принимать и сохранять цели и задачи решения практических задач осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; *осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических задач *обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; *адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | *использовать усвоенные логические операции на наглядном, доступном вербальном материале, на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; * использовать в деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
Содержание программы
№ | Название раздела | Общее кол-во часов | Основные содержательные линии |
1 | Народные игры | 8 | Фольклор. Малые жанры фольклора. Старинные русские игры. Правила проведения игры. Разучивание. Работа над движениями, диалогами к играм. |
2 | Народные музыкальные инструменты | 4 | Русский народный музыкальный инструмент-балалайка. Пение хороводных песен в сопровождении балалайки. Знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным инструментом (история, изготовление, разнообразие деревянных ложек), отработка приёмов игры на ложках. |
3 | Народные песни | 7 | Русские народные песни. Виды народных песен (хороводная, частушка). Разучивание движений в соответствии с характером музыки. Частушка как жанр народной поэзии. Возникновение жанра. Художественные особенности частушки. Разучивание частушек. |
4 | Народные праздники | 2 | Весенние обряды. Масленица. Проводы зимы. Масленичные песни. Народные масленичные игры. |
5 | Народные промыслы | 4 | Народные промыслы. Куклы. Матрешка- игрушечный символ России. Керамические художественные изделия. Дымковская игрушка. Народные сладости. Тульский пряник. |
6 | Народные сказки | 9 | Сказки. Исторические корни русских сказок. Роль сказки в жизни человека. Истоки народных сказок- сказители. Настольный театр. Постановка сказки. |
Учебно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «Русские забавы»
№ | Название раздела Тема занятия | Количество часов | Основные виды деятельности с обучающимися |
1 четверть | |||
1 | Вводное занятие. Малые жанры фольклора. | 1 | Слушают рассказ учителя с помощью презентации. Участвуют в беседе. Оформляют титульный лист альбома для творческих заданий. |
Народные игры | |||
2 | Зазывалки в игру | 1 | Чтение зазывалок. Разучивание зазывалок в игровой деятельности: «Бегал по двору щенок», «Дети, дети, все сюда», «Поиграть пришла пора», «Мы ребята озорные»», «Эй, не стойте в стороне». |
3 | Игры – кричалки | 1 | Смотрят видеоролики с играми. Разучивают игры-кричалки «Что мы будем делать в школе», «По грибы», «В мире животных», «Сказочная». |
4 | Русская народная игра «Большая карусель». Разучивание слов и движений. | 1 | Смотрят видеоролик с игрой. Разучивают слова игры Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра. |
5 | Русская народная игра «Пузырь» | 1 | Повторяют слова и движения игры «Большая карусель» Разучивают слова и движения игры «Пузырь» Раздувайся пузырь Раздувайся большой Оставайся такой Да не лопайся Он летел, летел, летел Да за веточку задел Ш-Ш-Ш. Лопнул пузырь Играют в игру. |
6 | Русская народная игра «Колечко». Разучивание слов и движений. | 1 | Разучивают считалку для игры «Черепаха хвост поджала» Разучивают слова и движения игры «Колечко». Играют. -Я ношу, ношу колечко И кому-то подарю!!! «Колечко, колечко! Выйди на крылечко!!!» |
7 | Русская народная игра «Старый пень». Правила игры. Разучивание слов. | 1 | Выбирают ведущего с помощью считалки. Разучивают слова и движения игры «Старый пень». Играют. На поляне старый пень, Шевелиться ему лень! Ты скорее вставай, Кого хочешь, - выбирай! |
8 | Повторение пройденного материала. | 1 | Вспоминают и называют названия игр. Повторяют слова и движения. Играют в игры. |
Всего за 1 четверть – 8 занятий | |||
2 четверть | Народные музыкальные инструменты | ||
1 | Русский струнный инструмент – балалайка. Слушание русских народный мелодий и песен. | 1 | Отгадывают загадку. Слушают игру музыкального инструмента. Смотрят видеоролик. Работают по шаблону. Выполняют рисунок в альбоме. |
2 3 4 | Песня да ложка, - ходят одной дорожкой. Слушание и разучивание музыкальных композиций. | 3 | Слушают рассказ учителя с помощью презентации. Смотрят видеоролики игры на ложках. Выполняют рисунки в альбоме. Читают потешки про ложки. Слушают музыкальные композиции. Разучивают простые ритмические рисунки. Играют на ложках под музыку. |
Народные песни | |||
5 6 7 8 | Песня «Два весёлых гуся». Слушание песни. Разучивание слов. Музыкальная импровизация песни с атрибутами. | 4 | Отгадывают загадки. Выполняют задания на звукоподражание. Слушают видео рассказ про гусей. Читают короткие стишки. Рисуют гусей в альбоме. Слушают песню. Разучивают слова и движения. Импровизируют под музыку. |
Всего за 2 четверть: 8 занятий | |||
3 четверть | Народные песни | ||
1 2 3 4 | Русская душа частушки. Слушание частушек. Разучивание частушек. Исполнение частушек. | 4 | Слушают рассказ учителя с помощью презентации. Участвуют в беседе. Слушают частушки. Разучивают слова частушек. Исполняют частушки под музыку. |
Народные праздники | |||
5 6 | Проводы зимы. Масленица. Обряды. Песни. Игры. | 2 | Слушают рассказ учителя с помощью презентации. Смотрят видеоролик. Читают стихи. Выполняют рисунки в альбоме. Слушают частушки. Разучивают слова песни «Широкая масленица». Разучивают слова игры «Блинчики». Играют. |
Народные промыслы | |||
7 | Народные промыслы России. Обобщение. | 1 | Слушают рассказ учителя с помощью презентации. Смотрят видеоролик. Отгадывают загадки. Рассматривают иллюстрации. Собирают пазлы. |
8 | Русская кукла – Матрёшка. | 1 | Слушание песни «Мы веселые матрёшки». Участие в беседе с помощью презентации. Выполнение творческих заданий в альбоме. |
9 | Дымковская игрушка | 1 | Слушают рассказ учителя с помощью презентации. Смотрят видеоролик. Выполняют творческие задания в альбоме. |
10 | Сладости нам для радости! Тульский пряник. | 1 | Отгадывают загадку. Слушают рассказ с помощью презентации. Читают стихи. Выполняют творческое задание: лепка. |
Всего за 3 четверть – 10 занятий | |||
4 четверть | Народные сказки | ||
1 | Сказочный мир. Русские сказители. | 1 | Составляют слово. Слушают рассказ учителя с помощью презентации. Читают отрывки из русских народных сказок и называют сказку. Выполняют задание на внимание «Доскажи словечко». |
2 | Слушание русской народной сказки «Колобок». Определение героев. | 1 | Отгадывают загадку. Рассматривают иллюстрации из сказки. Слушают сказку. Называют героев сказки. Выполняют творческое задание в альбоме. |
3 | Сказка «Колобок». Распределение ролей и слов. | 1 | Слушают сказку. Смотрят видеоролик. Чтение сказки. Распределение ролей. |
4 5 6 | Постановка сказки. Разучивание слов. Подготовка атрибутов и необходимых материалов. | 3 | Читают и разучивают слова сказки. Выполняют творческое задание: изготовляют маску своего героя. Репетируют сказку. |
7 | В гостях у сказки «Колобок». Настольный театр. | 1 | Участвуют в постановке сказки. Следят за ходом сказки. Играют определённые роли. |
8 | Мы за чаем не скучаем! Подводим итоги работы за круглым и сладким столом. | 1 | Рассматривают альбомы. Вспоминают и называют основные темы работы в течение года. Смотрят видеоролики. Поют известные песни. |
Всего за 4 четверть – 8 занятий Всего за учебный год – 34 занятия |
Средства контроля
Контроль результативности и эффективности организации курса внеурочной деятельности «Русские забавы», осуществляется путем проведения мониторинга два раза в год на каждого обучающегося 5 класса.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности | Мониторинг | |
I полугодие | II полугодие | |
ЛИЧНОСТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | ||
Регулярно посещает занятия | ||
Соблюдает правила поведения | ||
Заинтересован в выполнении заданий | ||
Адекватно относится к замечаниям | ||
Доброжелателен при сотрудничестве с одноклассниками | ||
ПРЕДМЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | ||
Различает некоторые жанры УНТ | ||
Принимает участие в коллективных играх | ||
Разучивает игры-кричалки | ||
Узнаёт народные инструменты -балалайка -ложка | ||
Принимает участие в коллективной игре на ложках | ||
Называет названия некоторых народных песен | ||
Знает наизусть слова одной: -русской народной песни -частушки | ||
Принимает участие в коллективном исполнении -русской песни -частушки | ||
Называет (различает) некоторые народные праздники -Масленица | ||
Знает некоторые символы народных праздников -Масленица | ||
Называет (различает) некоторые народные промыслы -Дымковская игрушка -Тульский пряник -Русская кукла-Матрёшка | ||
Выполняет творческие задания, связанные с народными промыслами -Дымковская игрушка -Тульский пряник -Русская кукла-Матрёшка | ||
Называет некоторых героев народной сказки | ||
Принимает участие в постановке сказки |
Система оценки для мониторинга планируемых результатов курса внеурочной деятельности «Русские забавы»
ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТА ПРОЯВЛЯЕТ:
5 – ВСЕГДА
4 – ИНОГДА
3 – ОЧЕНЬ РЕДКО
2 – ПОКАЗАТЕЛЬ НЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ
Перечень необходимого учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности «Русские забавы»
Конспекты занятий с обучающимися по основным темам курса |
Опорные карточки со словарными словами и понятиями |
Раздаточный материал для обучающихся: -тексты с играми-кричалками -тексты русских народных песен -тексту частушек -тексты песен для Масленицы |
Предметные картинки «Народные музыкальные инструменты» |
Презентации для обучающихся: -Садовые ягоды -Масленица -Русская кукла-Матрёшка -Дымковская игрушка -Тульский пряник -Сказочный мир |
Аудио и видеоматериалы -Русская народная песня «Два веселых гуся» -Частушки для детей -Подборка музыкальных произведений для проведения подвижных игр и творческих заданий -Музыкальные произведения игры на балалайке и на ложках -Мультфильмы «Два весёлых гуся», «Колобок». |
Демонстрационный материал для проведения настольного театра по сказке «Колобок» |
Раскраски и шаблоны по разделу «Народные промыслы» |
Техническое оснащение: ноутбук и телевизор |