Рабочая программа внеурочной деятельности "Творческий микс" для 6-9 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Творческий микс»
6-9 классы
вариант 1
(для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Составитель рабочей программы:
Локтева В.В.
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………..3
1.Содержательный раздел ………………………………………………………4
2.Планируемые результаты освоения рабочей программы по внеурочной деятельности «Творческий микс» …………………………………………..…8
2.1. Личностные результаты освоенияпрограммы по внеурочной деятельности «Творческий микс» …………………………………………….13
3.Основное содержание рабочей программы………………………………….17
3.1. Учебно-тематический план ………………………………………………..19
3.2. Календарно-тематическое планирование…………………………………19
3.3. Перечень учебно-методического обеспечения……………………………27
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Творческий микс» для 5-9 класс составлена на основании:
Федеральной адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Цели программы:
формирование художественной культуры школьников, развитие природных задатков, творческого потенциала,
расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения;
воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.
Задачи:
- ознакомить учащихся с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- создать условия для развития творческих способностей учащихся;
- способствовать воспитанию у учащихся интереса к изобразительной деятельности; усидчивости, аккуратности и терпения при выполнении работы; культуры деятельности;
- создать условия для формирования навыков сотрудничества; оценки и самооценки.
Программа рассчитана на учащихся с ограниченными возможностями здоровья, разной степенью умственной отсталости, а также учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи. Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность.
В условиях правильного обучения эти дети постепенно усваивают знания и навыки, необходимые для социальной адаптации. Этому способствует наличие ряда сохранных звеньев в структуре их психики, и прежде всего, потенциально сохранных возможностей развития высших психических функций.
Коррекционная школа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по технологии, подготовить разносторонне развитую личность, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Темы изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности.
Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому Программа составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные умения и навыки учащихся по внеурочной деятельности.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
6 класс
«Градиент талантов»
Необычные техники рисования (11 ч) Вводное занятие. Изучение правил техники безопасности. Знакомство с новыми понятиями, техниками рисования. Введения понятий «граттаж», «фроттаж», «пластиллинография», «ниткография». Знакомство с необычными техниками рисования, история появления. Рассматривание готовых образцов работ в техниках. Выполнение рисунков в техниках. Рисование картин на пеноплэксе, вырезание на пеноплэксе рельефа камня, коры дерева, льдины. Организация и выставка работ.
Швейное искусство (7 ч) Вводное занятие. Изучение правил техники безопасности. Знакомство с различными материалами для шитья. Технология выполнения свободных швов. Соблюдение последовательности действий при изготовлении изделия из текстиля (игрушки, аксессуары). Изготовление эскиза, лекал, выкраивание деталей. Соединение деталей, наполнение подкладочным материалом, окончательная отделка изделия. Подготовка и представление работ на конкурс.
Изделия из лент и ниток (6 ч) Вводное занятие. Знакомство с творчеством из лент и ниток. Демонстрация образцов готовых изделий. Изготовление панно-аппликации. Украшения из лент. Работа с крючком. Изготовление изделия «Вязаная роза». Подготовка и представление работ на конкурс.
Кинусайга (6 ч) Вводное занятие. Изучение правил техники безопасности. Знакомство с техникой кинусайга. Инструменты и материалы для работы в технике. Изготовление лоскутного панно. Соблюдение последовательности действий при изготовлении изделия. Оформление рамки панно. Подготовка и представление работ на конкурс.
Работа с бумагой (4 ч) Знакомство с техниками работы с бумагой, история появления. Техника «Айрис Фолдинг», «бумагопластика», «скрапбукинг». Демонстрация образцов готовых изделий. Изготовление изделий в техниках. Подготовка и представление работ на конкурс.
7 класс
«Феерия красок»
Вводное занятие (1ч) Ознакомление с деятельностью кружка. Изучение правил техники безопасности.
Знакомство с рисованием (12ч) Понятие иллюстрации. Виды и способы создания иллюстраций. Различные виды рисования: цветными мелками, работа в карандаше, техника пера и туши, кистевая роспись, акриловая краска. Создание эскиза. Рисование предметов с натуры (рисунок предметов - построение). Понятие формы и тона. Штриховка карандашом. Живопись красками. Натюрморт и пейзаж. Изготовление сувениров (закладки, открытки).
Нетрадиционные техники рисования (10ч) Знакомство с техникой «Монотипия». Рисование на мелованной бумаге. Техника отпечатка. Рисование по сырому фону. Художественный приём «заливка». Изучение техники росписи японских живописцев. Многослойная живопись. Рисование по представлению. Изготовление предметов своими руками для техники рисования «штампом». Рисование «штампами».
Кляксография (4ч) Знакомство с техникой «кляксография», история возникновения. Виды и способы создания иллюстраций в технике. Выполнение рисунков в технике.
Рисование в различных техниках (7ч) История силуэтов. Рисование фигуры человека в движении. Рисунок в графике. Орнамент. Коллаж. Составление изображения из фрагментов печатной продукции. Знакомство и рисование в технике «сухая кисть». Коллективная работа на основе ранее изученных техник рисования. Организация и выставка работ.
8 класс
«Палитра»
Знакомство с «Палитрой» (3 ч) Вводное занятие. Ознакомление с деятельностью кружка. Изучение правил техники безопасности. Проведение рисуночного теста на выявление способностей к изобразительной деятельности. Создание цветового круга карандашами и красками. Смешение красок.
«Чудеса монотипии» (5 ч) Знакомство с техниками «монотипия», «акватипия», «флоритипия», «акваграфия», «кляксография». История появления и виды техник. Создание рисунков в этих техниках.
Необычные техники рисования (6 ч) Знакомство с необычными техниками рисования. Виды и история техник. Демонстрация образцов готовых работ. Пальчиковое рисование. Рисование пеной. Рисование на крахмале. Зимнее рисование на сугробах. Фроттаж. Силуэт. Рисование с использованием силуэтов разных предметов.
Рисование подручными материалами (12 ч.) Ознакомление с предметами не привычными для использования в рисовании. Демонстрация готовых образцов композиций выполненных предметами для рисования. Рисование: ватными палочками, фольгой, пупырчатой пленкой, губкой, трубочками для напитков, зубной щеткой, свечкой, солью. Ознакомление с техникой «ниткография», история и виды выполнения работы с помощью нити. Ознакомление с техникой «граттаж». Пластиллинография. Натуральные природные красители. Создание абстрактных картин на основе ранее изученных техник рисования и с помощью подручных материалов. Организация и выставка работ.
Мастерская королевы кисточки (8 ч) Изучение новых понятий и овладение навыками. Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета. Изображение растительного и животного мира. Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. Орнамент. Стилизация. Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт. Тематическое рисование.
9 класс
«Волшебный мир бумаги»
Знакомство с техникой оригами (6 ч) Вводное занятие. Знакомство с видами бумаги, техниками работы с бумагой. Азбука оригами. Термины, принятые в оригами. Волшебные свойства бумаги. Инструктаж по правилам поведения на занятиях и технике безопасности. Материалы и инструменты. Приемы работы с бумагой. Выполнение работа на основе изученной техники работы с бумагой.
Модульное оригами (13 ч) Из истории модульного оригами. Инструменты и материалы. Правила работы с бумагой в технике модульное оригами. Базовая форма модульного оригами «Треугольник». Подготовка модулей, сборка изделия. Подготовка и представление работ на конкурс.
Квиллинг (4 ч) История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Инструктаж по технике безопасности. Вырезание полосок для квиллинга, конструирование. Изготовление поздравительных открыток в технике квиллинг. Подготовка и представление работ на конкурс.
Вытынанка (11 ч) История техники работы с бумагой. Приемы работы в технике вытынанка. Инструктаж по технике безопасности. Выполнение работ в технике вытынанка. Диагностика достижений. Составление портфолио достижений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТВОРЧЕСКИЙ МИКС»
6 класс
Обучающиеся научатся:
-понимать смысл технологических понятий: текстильные материалы, поделочные материалы;
-использовать инструменты, приспособления, оборудование для выполнения технологических операций в соответствии с требованиями технологии и техники безопасности;
-подбирать материалы и инструменты в соответствии с планируемой деятельностью;
-выполнять основные технологические операции при подготовке и обработке материалов в соответствии с видом выполняемых работ и требованиями технологии;
-понимать значение экологического подхода к бросовым, отходным материалам, уметь художественно осмысливать возможности данных материалов;
-составлять композиции;
-планировать и выполнять простые учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать деятельности, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения работы;
-представлять результаты выполненной работы.
Обучающиеся 6 класса получат возможность научиться:
-организовывать и осуществлять творческую деятельность на основе определенных технологических требований;
-осуществлять поиск новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
-осуществлять презентацию выполненной работы.
Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-использовать инструменты, приспособления, оборудование для изготовления, повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при изготовлении изделий декоративно-прикладного назначения;
-выполнять (изготавливать) различные изделия декоративно-прикладного назначения на основе имеющегося технологического опыта;
-использовать бросовые материалы для решения прикладных проблем, реализации художественных замыслов и проектов.
7 класс
Обучающиеся научатся:
-различать различные пластические материалы, их свойства и возможности применения;
-использовать различные пластические материалы для создания выразительных образов по замыслу;
-применять инструменты и приспособления для работы с различными пластическими материалами в соответствии с требованиями технологии и техники безопасности;
-подбирать материалы и инструменты в соответствии с планируемой деятельностью;
-выполнять основные технологические операции при подготовке и обработке материалов в соответствии с видом выполняемых работ и требованиями технологии;
-применять различные способы декоративного оформления готовых работ;
-составлять композиции;
-различать народные промыслы, связанные с использованием пластических материалов;
-планировать и выполнять простые учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать деятельности, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения работы;
-представлять результаты выполненной работы.
Обучающиеся 7 класса получат возможность научиться:
-использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
-организовывать и осуществлять творческую деятельность на основе определенных технологических требований;
-осуществлять поиск новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
-осуществлять представление выполненной работы.
Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-использовать инструменты, приспособления, оборудование для изготовления, повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при изготовлении изделий декоративно-прикладного назначения;
-выполнять (изготавливать) различные изделия декоративно-прикладного назначения на основе имеющегося технологического опыта;
-использовать различные материалы для реализации художественных замыслов и проектов.
8 класс
Обучающиеся научатся:
-различать различные текстильные материалы, их свойства и возможности применения;
-использовать различные текстильные материалы для создания выразительных образов по замыслу;
-применять инструменты и приспособления для работы с различными текстильными материалами в соответствии с требованиями технологии и техники безопасности;
-подбирать материалы и инструменты в соответствии с планируемой деятельностью;
-выполнять основные технологические операции при подготовке и обработке материалов в соответствии с видом выполняемых работ и требованиями технологии;
-применять различные способы декоративного оформления готовых работ;
-составлять композиции;
-различать народные и современные промыслы, связанные с использованием текстильных материалов;
-планировать и выполнять простые учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать деятельности, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения работы;
-представлять результаты выполненной работы.
Обучающиеся 8 класса получат возможность научиться:
-использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
-организовывать и осуществлять творческую деятельность на основе определенных технологических требований;
-осуществлять поиск новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
-осуществлять представление выполненной работы.
Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-использовать инструменты, приспособления, оборудование для изготовления, повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при изготовлении изделий декоративно-прикладного назначения;
-выполнять (изготавливать) различные изделия декоративно-прикладного назначения на основе имеющегося технологического опыта;
-использовать различные материалы для реализации художественных замыслов и проектов.
9 класс
Обучающиеся научатся:
-заготавливать природные материалы для художественных работ (береста, мох, листья, цветы) в соответствии с требованиями технологии;
-выполнять первичную обработку природных материалов, закладку на хранение (береста, мох, листья);
-подбирать материалы для работы в соответствии с замыслом;
-выполнять художественную обработку бересты (роспись, выжигание, резьба) в соответствии с требованиями технологии;
-выполнять простые плоскостные композиции из бересты;
-выполнять сложные многослойные и полуобъемные композиции из бересты;
-выполнять объемные изделия и украшения из бересты;
-использовать дополнительные материалы в работе для создания выразительной композиции;
-пользоваться инструментами для обработки природных материалов в соответствии с требованиями безопасности;
-вносить изменения в процессе выполнения работы в соответствии с планируемым результатом;
-выполнять приемы работы с пером и шерстью;
-оформлять готовые работы;
-оформлять интерьер художественными изделиями;
-выполнять групповую работу, нацеленную на получение практического результата;
-планировать и выполнять простые учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать деятельности, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения работы;
-представлять результаты выполненной работы.
Обучающиеся 9 класса получат возможность научиться:
-использовать ранее изученные технологии в новых условиях;
-организовывать и осуществлять творческую деятельность на основе определенных технологических требований;
-осуществлять поиск новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
-осуществлять представление выполненной работы.
Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-использовать инструменты, приспособления, оборудование для изготовления, повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при изготовлении изделий декоративно-прикладного назначения;
-выполнять (изготавливать) различные изделия декоративно-прикладного назначения на основе имеющегося технологического опыта;
-использовать различные материалы для реализации художественных замыслов и проектов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТВОРЧЕСКИЙ МИКС»
Личностные результаты:
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
-формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;
-развитие познавательного интереса к новым способам исследования технологий и материалов;
-формирование адекватной самооценки причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
-формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;
-формирование устойчивого интереса к новым способам познания.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
-устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
-эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей
Познавательные универсальные учебные действия:
-формирование представлений об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества;
-владение различными техниками работы с материалами;
-приобретение практических навыков различного вида прикладной деятельности;
-использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
-моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;
-понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
-более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-формирование способности выполнять действия для решения практических жизненных задач;
-формирование действий планирования целей и путей их достижения и устанавливать приоритеты;
-формирование функций контроля и самоконтроля;
-формирование действий, направленных на решение задачи, способности анализировать результаты своей деятельности и вносить коррективы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-формирование умений устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками;
-формирование умения работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
-понимать ценность искусства и художественно-творческой деятельности человека;
-понимать образную сущность искусства;
-эмоционально воспринимать события и персонажи, воспроизведенные в произведениях пластических искусств, их чувства и идеи; эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, человеку и обществу, его передаче средствами художественного языка.
-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
-создавать различными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
-овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий;
-обеспечение сохранности продуктов труда;
-освоение ключевых понятий, связанных с изобразительным искусством;
-знакомство с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и его выдающимися деятелями;
-испытание своих возможностей в различных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества;
-овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
В результате освоения материала программы обучающийся должен знать и уметь:
-технологию изготовления изделий в изученных техниках;
-самостоятельно составлять и разрабатывать эскизы;
-иметь навыки самостоятельного изготовления изделия с художественным вкусом и стилевым оформлением;
-осознанно относиться к своему здоровью, к саморегуляции деятельности и поведения;
- использовать основы цветоведения (знать хроматические и ахроматические, холодные и теплые цвета);
-основные понятия об орнаменте, композиции;
-подбирать материалы по цвету, рисунку, фактуре, пользоваться инструментами, приспособлениями, шаблонами.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
6-9 классы
«Декоративно-прикладное искусство» – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Программа внеурочной деятельности основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности и тесной связи с жизнью. Декоративно-прикладное искусство помогает учащимся познавать окружающий мир, приучает анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема предметов.
Занятия построены так, что знакомство с необычными способами создания рисунков выводят учащихся за привычные рамки рисования. На каждом занятии даётся подробное объяснение техники рисования и образец выполняемой работы.
При этом у учащихся есть возможность не просто скопировать, повторить образец, но и внести свои элементы, выразить своё видение данного предмета, исходя из собственных наблюдений и воображения.
Формы занятий.
Одно из главных условий успеха обучения и развития творческих способностей ребёнка – это индивидуальный подход. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные и групповые задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Актуальность.
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности входит в обязанности школы и учителей.
Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у учащихся:
пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
внимания и усидчивости;
наблюдательности, эмоциональной отзывчивости;
в процессе этой деятельности у школьника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для школьников, разнообразно по видам деятельности. При использовании нетрадиционных техник рисования хорошие результаты получаются у всех детей.
Содержание программы составлено на 34 часа в каждом классе (1 час в неделю). Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование
«Градиент талантов»
6 класс (1 час в неделю)
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Необычные техники рисования | 11 |
2 | Швейное искусство | 7 |
3 | Изделия из лент и ниток | 6 |
4 | Кинусайга | 6 |
5 | Работа с бумагой | 4 |
| Всего | 34 |
№ п/п | № урока в теме | Тема | Дата проведения | Примечание | |
По плану | По факту | ||||
Необычные техники рисования (11 ч) | |||||
1 | 1 | Вводное занятие. Правила ТБ. Техника «Граттаж». Знакомство с техникой, история появления | | | |
2 | 2 | Рисование в технике граттаж | | | |
3 | 3 | Изготовление поздравительной открытки в технике граттаж | | | |
4 | 4 | Техника «Фроттаж». Знакомство с техникой, история появления | | | |
5 | 5 | Создание композиционного рисунка в технике фроттаж | | | |
6 | 6 | Техника «Пластиллинография». Знакомство с техникой | | | |
7 | 7 | Выполнение композиционного рисунка в технике пластиллинография | | | |
8 | 8 | Техника «Ниткография». Знакомство с техникой, история появления | | | |
9 | 9 | Выполнение композиционного рисунка в технике ниткография | | | |
10 | 10 | Картины гуашью на пеноплэксе (рельеф камня, дерева) | | | |
11 | 11 | Подготовка и представление работ на конкурс | | | |
Швейное искусство (7 ч) | |||||
12 | 1 | Введение. Правила ТБ | | | |
13 | 2 | Знакомство с различными материалами для шитья. Вельвет, гипюр, плюш, трикотаж, фатин, фетр, флис, хлопок, синтепон, синтепух | | | |
14 | 3 | Технология выполнения свободных швов. Выполнение швов «вперед иголку», «строчка», «за иголку» | | | |
15 | 4 | Технология выполнения свободных швов. Выполнение швов «стебельчатый», «тамбурный шов», «петельный шов» | | | |
16 | 5 | Изготовление изделия из текстиля (игрушка). Изготовление эскиза, лекал, выкраивание деталей | | | |
17 | 6 | Соединение деталей, наполнение подкладочным материалом, окончательная отделка изделия | | | |
18 | 7 | Изготовления изделия из текстиля (аксессуары). Подготовка и представление работ на конкурс | | | |
Изделия из лент и ниток (6 ч) | |||||
19 | 1 | Вводное занятие. Знакомство с творчеством из лент и ниток. Демонстрация образцов готовых изделий | | | |
20 | 2 | Коллективная работа. Изготовление панно-аппликации из лент разного размера и цвета на заданную тему | | | |
21 | 3 | Украшения из лент. Выполнение воздушных цепочек из лент | | | |
22 | 4 | Работа с крючком. Выполнение воздушных петель. Изготовление изделия «Вязаная роза» | | | |
23 | 5 | Изготовление изделия «Вязаная роза». Обматывание провода нитью для вязания. Изготовление листьев. Соединение деталей. Окончательная отделка | | | |
24 | 6 | Подготовка и представление работ на конкурс | | | |
Кинусайга (6 ч) | |||||
25 | 1 | Вводное занятие. Знакомство с техникой кинусайга | | | |
26 | 2 | Инструменты и материалы. Правила техники безопасности | | | |
27 | 3 | Изготовление лоскутного панно «Дом». Копирование эскиза на основу. Прорезание по контуру (пенопласт, пеноплэкс) | | | |
28 | 4 | Подбор лоскутов ткани согласно композиции. Вдавливание лоскутов в прорези рисунка с помощью инструмента | | | |
29 | 5 | Оформление рамки панно | | | |
30 | 6 | Подготовка и представление работ на конкурс | | | |
Работа с бумагой (4 ч) | |||||
31 | 1 | Техника «Айрис Фолдинг». Знакомство с техникой, история появления. Изготовление изделий в технике | | | |
32 | 2 | Техника «Бумагопластика». Знакомство с техникой, история появления. Изготовление изделий в технике | | | |
33 | 3 | Техника «Скрапбукинг». Знакомство с техникой, история появления. Изготовление изделий в технике | | | |
34 | 4 | Подготовка и представление работ на конкурс | | | |
Календарно-тематическое планирование
«Феерия красок»
7 класс (1 час в неделю)
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Знакомство с рисованием | 12 |
3 | Нетрадиционные техники рисования | 10 |
4 | Кляксография | 4 |
5 | Рисование в различных техниках | 7 |
| Всего | 34 |
№ п/п | № урока в теме | Тема | Дата проведения | Примечание | |
По плану | По факту | ||||
Вводное занятие (1ч) | |||||
1 | 1 | Вводное занятие. Как стать художником? | | | |
Знакомство с рисованием (12ч) | |||||
2 | 1 | Понятие иллюстрации. Виды и способы создания иллюстраций | | | |
3 | 2 | Рисуем буквицу. Работа в карандаше | | | |
4 | 3 | Город моей мечты. Создание эскиза. Рисование цветными мелками | | | |
5 | 4 | Рисование деревьев в технике пера и туши | | | |
6 | 5 | Рисование разного вида деревьев в технике свободной кистевой росписи | | | |
7 | 6 | Пейзаж – решение в цвете. Рисуем акриловой краской в заданном формате | | | |
8 | 7 | Рисунки в карандаше. Штрих. Рисунок предметов – построение. Рисование предметов с натуры | | | |
9 | 8 | Понятие форма и тон. Штриховка карандашом и передача объёма | | | |
10 | 9 | Рисование с натуры фруктов и овощей красками | | | |
11 | 10 | Живопись красками. Натюрморт по воображению. Композиция | | | |
12 | 11 | Натюрморт и пейзаж. Решение в цвете | | | |
13 | 12 | Краски и цвет. Пятно и ритм. Изготовление сувениров. Закладки и открытки | | | |
Нетрадиционные техники рисования (10ч) | |||||
14 | 1 | «Монотипия» – нетрадиционная техника рисования. Рисуем на мелованной бумаге. Техника отпечатка. Проработка деталей. | | | |
15 | 2 | Приём рисования по сырому, или равномерно окрашенному фону. Пейзаж родных мест | | | |
16 | 3 | Использование карандашей в рисовании цветов | | | |
17 | 4 | Художественный приём «заливка». Рисование неба. Рисуем облака | | | |
18 | 5 | Рисование по сырому. Пейзаж страны Восходящего солнца | | | |
19 | 6 | Рисование веера. Изучение техники росписи японских живописцев | | | |
20 | 7 | Многослойная живопись. Рисование предметов. Понятие лессировки | | | |
21 | 8 | Рисование по представлению. Тематический натюрморт | | | |
22 | 9 | Изготовление «штампов». Различные виды и способы. Цветочный орнамент | | | |
23 | 10 | Рисование штампами (творческая работа). Коллективное панно | | | |
Кляксография (4ч) | |||||
24 | 1 | Кляксография. Рисование цветов | | | |
25 | 2 | Кляксография. Рисование животных | | | |
26 | 3 | Кляксография трубочкой. Рисуем деревья
| | | |
27 | 4 | Кляксография. Наши любимцы | | | |
| Рисование в различных техниках (7ч) | ||||
28 | 1 | История силуэтов. Фигура человека в движении | | | |
29 | 2 | Рисунок цветов в вазе. Фантастические мотивы. Рисунок фломастерами | | | |
30 | 3 | Рисунок в графике. Орнамент. Рисунок «Черепаха» | | | |
31 | 4 | Коллаж. Составление изображения из фрагментов печатной продукции | | | |
32 | 5 | Рисунок животных в технике «сухая кисть». На тему книги: «Кто сказал«Мяу»? | | | |
33 | 6 | Техника «Сухая кисть» в рисовании птиц и цветов | | | |
34 | 7 | Коллективная работа на основе ранее выполненных рисунков | | | |
Календарно-тематическое планирование
«Палитра»
8 класс (1 час в неделю)
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Знакомство с «Палитрой» | 3 |
2 | «Чудеса монотипии» | 5 |
3 | Необычные техники рисования | 6 |
4 | Рисование подручными материалами | 12 |
5 | Мастерская королевы кисточки | 8 |
| Всего | 34 |
№ п/п | № урока в теме | Тема | Дата проведения | Примечание | |
По плану | По факту | ||||
Знакомство с «Палитрой» (3 ч) | |||||
1 | 1 | Беседа о правилах поведения во время занятия. Инструктаж по технике безопасности | | | |
2 | 2 | Проведение рисуночного теста на выявление способностей к изобразительной деятельности | | | |
3 | 3 | Создание цветового круга карандашами и красками. Смешение красок | | | |
«Чудеса монотипии» (5 ч) | |||||
4 | 1 | Техника «Монотипия». Знакомство с техникой, история появления. Виды монотипии | | | |
5 | 2 | Акватипия. Создание рисунков в этой технике | | | |
6 | 3 | Флоротипия. Краски осени | | | |
7 | 4 | Акваграфия. Рисование узоров с переносом на бумагу | | | |
8 | 5 | Кляксография. Приём рисования «набрызгом» | | | |
Необычные техники рисования (6 ч) | |||||
9 | 1 | Пальчиковое рисование | | | |
10 | 2 | Рисование пеной | | | |
11 | 3 | Рисование на крахмале. Причудливые узоры | | | |
12 | 4 | Зимнее рисование на сугробах | | | |
13 | 5 | Фроттаж | | | |
14 | 6 | Силуэт. Рисование с использованием силуэтов разных предметов | | | |
Рисование подручными материалами (12 ч) | |||||
15 | 1 | Рисование ватными палочками | | | |
16 | 2 | Создание рисунков при помощи пупырчатой пленкой | | | |
17 | 3 | Рисование с помощью фольги | | | |
18 | 4 | Рисование губкой | | | |
19 | 5 | Рисуем трубочками для напитков. Создание абстрактных картин | | | |
20 | 6 | Рисование зубной щёткой | | | |
21 | 7 | Ниткография. Рисование узоров | | | |
22 | 8 | Натуральные природные красители | | | |
23 | 9 | Невидимые рисунки | | | |
24 | 10 | Рисование солью | | | |
25 | 11 | Граттаж | | | |
26 | 12 | Пластилинография | | | |
Мастерская королевы кисточки (8 ч.) | |||||
27 | 1 | Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка | | | |
28 | 2 | Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета | | | |
29 | 3 | Изображение растительного и животного мира | | | |
30 | 4 | Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении | | | |
31 | 5 | Орнамент. Стилизация | | | |
32 | 6 | Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам | | | |
33 | 7 | Жанры изобразительного искусства: пейзаж, Портрет, натюрморт | | | |
34 | 8 | Тематическое рисование | | | |
Календарно-тематическое планирование
«Волшебный мир бумаги»
9 класс (1 час в неделю)
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Знакомство с техникой оригами | 6 |
2 | Модульное оригами | 13 |
3 | Квиллинг | 4 |
4 | Вытынанка | 11 |
| Всего | 34 |
№ п/п | № урока в теме | Тема | Дата проведения | Примечание | |
По плану | По факту | ||||
Знакомство с техникой оригами (6 ч) | |||||
1 | 1 | Знакомство с видами бумаги, техниками работы с бумагой | | | |
2 | 2 | Азбука оригами. Термины, принятые в оригами. Волшебные свойства бумаги. Инструктаж по правилам поведения на занятиях и технике безопасности | | | |
3 | 3 | Материалы и инструменты. Приемы работы с бумагой | | | |
4 | 4 | Объемные цветы. Ромашка | | | |
5 | 5 | Объемные цветы. Роза | | | |
6 | 6 | Объемные цветы. Хризантема | | | |
Модульное оригами (13 ч) | |||||
7 | 1 | Из истории модульного оригами. Инструменты и материалы. Правила работы с бумагой в технике модульное оригами | | | |
8 | 2 | Базовая форма модульного оригами «Треугольник» | | | |
9 | 3 | Подготовка модулей «Бабочка» | | | |
10 | 4 | Сборка изделия « Бабочка» | | | |
11 | 5 | Подготовка модулей «Мудрая сова» | | | |
12 | 6 | Сборка и оформление изделия «Мудрая сова» | | | |
13 | 7 | Изготовление модулей «Колокольчик» | | | |
14 | 8 | Сборка игрушки «Колокольчик» | | | |
15 | 9 | Изготовление модулей «Елочка» | | | |
16 | 10 | Сборка изделия «Елочка» | | | |
17 | 11 | Изготовление модулей «Снегурочка» | | | |
18 | 12 | Сборка изделия «Снегурочка» | | | |
19 | 13 | Подготовка и представление работ на конкурс | | | |
Квиллинг (4 ч) | |||||
20 | 1 | История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Инструктаж по технике безопасности. Вырезание полосок для квиллинга, конструирование | | | |
21 | 2 | Поздравительная открытка в технике квиллинг. «23 февраля» | | | |
22 | 3 | Поздравительная открытка в технике квиллинг. «Цветы для мамы» | | | |
23 | 4 | Подготовка и представление работ на конкурс | | | |
Вытынанка (11 ч) | |||||
24 | 1 | История вытынанки | | | |
25 | 2 | Приемы работы в технике вытынанка. Инструктаж по технике безопасности | | | |
26 | 3 | Выполнение работы «Животные» | | | |
27 | 4 | «Птицы нашего края» | | | |
28 | 5 | Выполнение работы « Цветы» | | | |
29 | 6 | Выполнение работы « Салют Победы» | | | |
30 | 7 | Выполнение работы « Цветы Победы» | | | |
31 | 8 | Выполнение работы « Цветущий май» | | | |
32 | 9 | Выполнение работы « Лето» | | | |
33 | 10 | Диагностика достижений. Составление портфолио достижений | | | |
34 | 11 | Итоговое занятие | | | |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебно-методическое обеспечение | Название, автор, издательство, год издания |
Учебная литература | Зонова С.В. Декоративно-прикладное творчество. – М.: Арт-родник, 2010. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. Сборник авторских программ дополнительного образования детей, сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Изда-тельство «Учебная литература», 2004. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдо-ров», Издательство «Учебная литература», 2004. |
Оборудование | Наборы для декоративно-прикладного творчества, информационно-компьютерные средства, мультимедийная техника. |