Рабочая учебная программа внеурочной деятельности для 6 класса «Культура речи»
Носинский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Алгасовской средней общеобразовательной школы
Моршанский район Тамбовская область
Рекомендована Утверждаю
методическим объединением директор школы
учителей_русского языка и литературы ____ /И.И.Степанникова /
Протокол № от «_ » 2016 г. Приказ № «_ » 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 6 КЛАССЕ
« Культура речи»
Количество часов – 17, в неделю – 0,5 часа.
Программу составила
Ванякина И.К учитель русского языка и литературы
Носины, 2016
Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.
Личностные
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
способности извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.
коммуникативные:
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение разными видами монолога и диалога;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами
аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
устанавливать взаимоконтроль и осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания.
.
познавательные
самостоятельно прогнозирует информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирает необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;
составляет сложный план текста;
сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников.
самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, преобразовывает ее, представляет информацию на основе схем, моделей, сообщений;
умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде;
планирует свою работу по изучению незнакомого материала.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п |
содержание |
Вид занятий |
Характеристика учебной деятельности учащихся |
Тема 1 |
Вводное занятие. Документальные памятники истории Цели и задачи работы объединения «Растим патриотов». Формы и методы деятельности. Планы на год. Инструктаж по технике безопасности. Тестирование и анкетирование. Исторические документы, виды исторических документов. Особенности работы с историческими документами Виды краеведческого поиска. Библиотечный поиск. Практическое занятие. Экскурсия в сельскую библиотеку |
Лекционные занятие. Подготовка сообщений, практические задания по культуре речи Индивидуальная и групповая работа: правила поведения во время беседы. Сбор материала и анализ. |
Овладение учебным материалом,решение учебных задач Практические задания по культуре речи. |
Тема 2 |
«Вначале было слово…» О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии? Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ |
Просмотр сказки. Индивидуальная и групповая поисковая работа. Сбор материала и анализ. Заочное путешествие. Индивидуальная поисковая работа. Практическое занятие Создание самодельных книжек -сказок или выпуск сборника сказок. |
Освоение общих способов действия и научных понятий(в сравнении сжитейскими,усваиваемыми до школы) Индивидуальная и групповая поисковая работа. Творческая работа |
Тема3 |
«Слово – понятие, слово – творчество» К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы, антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Напиши письмо Другу. |
Индивидуальная и групповая работа: правила поведения во время беседы Составление «биографии» слова. Работа со словарями Работа со текстами Составление памятки «Как написать письмо». |
Способы действий ,предваряющие решение учебных задач. Освоение общих способов действия и научных понятий(в сравнении с житейскими,усваиваемыми до школы) Сбор материала и анализ |
Тема4 |
Качества хорошей речи Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. Основные речевые правила общения посредством телефона. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета. Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении. Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса». Итоговое занятие. |
Лекционные занятие. Использование невербальных средств общения в диалоге. Практические занятие. Обучение проектной деятельности. |
Освоение общих способов действия и научных понятий(в сравнении с житейскими,усваиваемыми до школы) Практические занятия. Создание презентаций) |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия |
Тема |
Кол-во часов |
Дата план |
Дата факт |
||
|
Культура речи |
|||||
1 |
Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. |
0,5 |
5.09 |
|
||
2 |
Речевой этикет как правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи. |
0,5 |
12.09 |
|
||
3 |
Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы». |
0.5 |
19.09 |
|
||
4 |
Азбука важных и вежливых слов. |
0.5 |
26.09 |
|
||
5 |
Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке. |
0.5 |
|
|||
|
«Вначале было слово…» |
|||||
6 |
О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века. |
0.5 |
3.10 |
|
||
7 |
Историзмы, архаизмы, неологизмы. |
0.5 |
10.10 |
|
||
8 |
Литературный язык и местные говоры. |
0.5 |
17.10 |
|
||
9 |
Лексические диалектные различия и их типы. |
0.5 |
24.10 |
|
||
10 |
Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». |
0.5 |
31.10 |
|
||
11 |
Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. |
0.5 |
14.11 |
|
||
12 |
Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. |
0.5 |
21.11 |
|
||
13 |
Практическая работа. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. |
0.5 |
28.11 |
|
||
14 |
Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. |
0.5 |
5.12 |
|
||
15 |
Молодёжный сленг и отношение к нему. |
0.5 |
12.12 |
|
||
16 |
Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. |
0.5 |
19.12 |
|
||
17 |
История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии? |
0.5 |
26.12 |
|
||
18 |
Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ. |
0.5 |
16.01.17 |
|
||
|
«Слово – понятие, слово – творчество» |
|||||
19 |
К истокам слова. Почему мы так говорим? |
0.5 |
23.01. |
|
||
20 |
Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. |
0.5 |
30.01 |
|
||
21 |
Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. |
0.5 |
6.02 |
|
||
22 |
«Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. |
0.5 |
13.02 |
|
||
23 |
Как правильно употреблять слова. |
0.5 |
13.02 |
|
||
24 |
Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. |
0.5 |
20.02 |
|
||
25 |
Богатство русского языка (синонимы, антонимы) |
0.5 |
27.02 |
|
||
26 |
Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. |
0.5 |
6.03 |
|
||
27 |
Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? |
0.5 |
13.03 |
|
||
28 |
Напиши письмо Другу. |
20.03 |
|
|||
|
Качества хорошей речи |
1 |
||||
29 |
Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. |
0.5 |
10.04 |
|
||
30 |
Ударение в словах |
0.5 |
17.04 |
|
||
31 |
Основные речевые правила общения посредством телефона. |
0.5 |
24.04 |
|
||
32 |
Орфоэпические нормы русского языка |
8.05 |
|
|||
33 |
Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении. |
0.5 |
15.05 |
|
||
34 |
Итоговое занятие. |
0.5 |
22.05 |
|
||
35 |
Презентации |
0.5 |
22.05 |