Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг»

0
0
Материал опубликован 21 October



Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:

на педагогическом совете заместитель директора по УВР директор

МКОУ Соляновская СОШ

Протокол № ____ _______ (И.А. Майорова) ________ (В.В. Донская)

от «____»_______ 2023г. от «____»_______ 2023г. Приказ № ______

от «____»_______ 2023г.


Муниципальное казенное образовательное учреждение

Соляновская средняя общеобразовательная школа



Рабочая программа

внеурочной деятельности

«В мире книг»


на 2023 – 2024 уч.г.


Возраст обучающихся: 7 -11 лет (1-4 кл.)

Срок реализации: 4 года

Составитель:

Юдина Валентина Петровна

Педагог - библиотекарь МКОУ Соляновская

средняя общеобразовательная школа







Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по кружку «В мире книг» в 1 -4 классе разработана на основании требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Составлена на основе «Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011 г..

Направленность программы

Данная программа имеет художественную направленность .Содержание программы кружка «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Актуальность программы

За последнее десятилетие у юных читателей снизился интерес к книге, к чтению. И это не может нас не беспокоить, поскольку интеллектуально-воспитательное воздействие детской литературы на развивающуюся личность юного читателя неоспоримо. Книга, прочитанная в детстве, запоминается на всю жизнь, влияет на дальнейшее развитие человека, вырабатывает определенные нормы поведения, помогает вырасти современным человеком: просвещенным, творческим, интеллигентным, с чуткой совестью и добрым сердцем и одновременно активным, умеющим постоять за свои убеждения. Повернуть ребенка к книге, вызвать потребность общения с нею - значит раскрыть ему смысл чтения, эмоционально-творческий характер читательской деятельности. Формировать у детей привычку к систематическому и разнообразному чтению, потребности в нем, а кроме этого еще и умения пользоваться библиотечными фондами, справочно-библиографическим аппаратом необходимо начинать с первых лет обучения в школе. С этой целью был организован кружок «В мире книг».

Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Характер: тематическая

Ориентирована на учащихся 1-4 классов (7-11 лет)

Планируемые результаты:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.

В результате освоении программы кружка «В мире книг» формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Осознавать значимость чтения для личного развития;

Формировать потребность в систематическом чтении;

Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.



Универсальные учебные действия:

Находить книгу в открытом библиотечном фонде;

Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

Пользоваться аппаратом книги;

Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.


Формы организации кружка

Литературные игры

Конкурсы-кроссворды

Библиотечные уроки

Путешествия по страницам книг

Проекты

Встречи с библиотекарем

Уроки-спектакли.


Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.

Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность.

Содержание программы.

1 класс (33ч)


Здравствуй, книга! (3ч.)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги0, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.

Книги о Родине и родной природе (2ч).

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

Писатели детям (3ч).

Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.

Устное народное творчество. (4ч).

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».

По страницам книг В. Сутеева (3ч).

Книги В.Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

В.Сутеев – автор и художник – оформитель.

Игра «По страницам сказок В.Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Сказки народов мира (3ч).

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

Книги русских писателей-сказочников (3ч).

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Детские писатели (3ч).

Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.

Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Сказки зарубежных писателей (3ч).

Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.

Книги-сборники стихотворений для детей (2ч).

Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Дети – герои книг (3ч).

Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.).

Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др)

Дети- герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)

Книги о животных (3ч).

Книги-сборники о животных.

Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя – дедушки Мазая.

Книги В.Бианки, Г.Скребицкого.








Учебно-тематическое планирование для 1-го класса.



Тема

Кол-во часов


Вид занятий



Планируемые результаты освоения материала

дата


1

Вводное занятие. «Книга – наш друг и учитель».

1

Беседа. Презентация детских книг

Рассказ учителя о роли книги в жизни человека. Презентация детских книг с которыми предстоит познакомиться в процессе данного курса).

07.09

2

Где живут книги?



1


Экскурсия в библиотеку школы.

Знакомство со школьной библиотекой. Правила поведения в библиотеке, порядок выдачи книг.

14.09

3

Из чего состоит книга?

1

Практикум.

Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление. Беседа о бережном отношении к книгам. Просмотр мультфильма «Гришины книжки».

21.09

4-5

Малые фольклорные жанры: народные пословицы, поговорки, загадки.

2



Беседа. Работа с источниками. Детское творчество.

Знать предназначение пословиц и поговорок. Уметь: читать определять тему и главную мысль; высказывать своё мнение. Творческие мини-проекты «Моя первая книжка-малышка» (изготовление книжки с пословицами, поговорками и загадками определенной темы).

28.09

05.10

6-7

Скороговорки. Считалки.

2

Чтение скороговорок, считалок

Знать предназначение скороговорок;

Уметь читать скороговорки и считалки, уметь произносить их.

12.10

19.10

8

Сказки о животных

1


Уметь читать и анализировать прочитанное, составление предложений по картинкам.


02.11

9

Занимательная азбука. С. Я. Маршак.

1

Чтение четверостиший.

Уметь называть буквы и звуки, уметь находить слова на названные звуки. Иллюстрации на понравившее стихотворение


09.11

10

Русские народные сказки.

1

Сказки

о взаимоотношениях людей, о добре и зле., правильное чтение

Уметь читать и анализировать прочитанное, составление предложений по картинкам.


16.11

11

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

1

Сказки доступные восприятию младших школьников.

Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение.

23.11

12

Русская народная сказка «Теремок».

1

Понимание содержания сказки, драматизация.

Понимание содержания сказки, драматизация.

30.11

13

Герои сказок в лепке. Настольный театр.

1

Понимание содержания литературного произведения. Умение войти в роль.

Уметь комментировать прочитанное, играть в группах, в парах.

07.12

14

Кинозал. Просмотр и обсуждение мультфильмов по русским народным сказкам

1

Просмотр и обсуждение мультфильмов.

Понимание содержания сказок.

14.12

15

Из старинных книг. Чтение рассказов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского

11

Конкурс рисунков «Любимые сказки»

уметь фантазировать и творчески мыслить и работать.

21.12

16

Театрализованное представление.

1

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; участие в драматизации

Уметь участвовать в диалоге: слушать, высказывать свое мнение, доказывать его; уметь войти в роль.

28.12






17-18

Чтение художественных произведений о матерях и детях

2

Произведения

о детях, о взаимоотношениях с матерями

Уметь формулировать и высказывать своё мнение; уметь фантазировать и творчески мыслить.

11.01

18.01

19

Организация выставки книг «Любимые сказки»

1

Произведения

о детях, о взаимоотношениях людей

Уметь анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту, презентовать любимую сказку.

25.01

20

Рассказы и сказки о милосердии

1

Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Уметь находить главную мысль произведения, формулировать своё отношение к прочитанному

02.02

21

Стихи о весне

1

Понимание содержания литературного произведения.

Уметь выразительно читать стихотворение, читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного

16.02

22

«В сказку дверь мы приоткроем». Игра - викторина

1

Понимание содержания литературного произведения.

Уметь найти правильный ответ

01.03

23

Произведения о честности. Осеева «Честное слово»

1

Понимание содержания литературного произведения.

Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы

15.03







24- 25

Рассказы о животных.

2

Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Герои произведения

Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном

29.03

05.04

26

Мой любимый питомец. Составление текста-описания.

1

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Составление текста-описания.

Уметь анализировать чтение, фантазировать.

12.04

27

Стихи и рассказы об играх и игрушках.Моя любимая игрушка

1

Придумывание этюдов и разыгрывание.

Уметь составлять текст

19.04

28

Стихи о ребятах -сверстниках

1

Использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами

26.04

29

Все наоборот. Забавные стихи

1

Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев

Уметь выразительно читать стихотворение, читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного

17.05

30

Рассказы о детях

1

Произведения

о детях. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь анализировать стихотворение, находить его тему; уметь читать по строфам

24.05

31

Чтение рассказов о людях и животных.

1

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту

27.05

32

С.Я. Маршак. А. Барто, С. Михалков Стихи.

1

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь анализировать стихотворение, находить его тему; уметь читать по строфам

28.05


33

Урок-концерт «Любимые стихи».

1

Выразительное чтение стихотворений.

Уметь создавать словесную картину, уметь читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию

























Содержание программы.

2 класс (34ч)


Малые фольклорные жанры ( 4 ч.)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игра – путешествие. Русские народные сказки. Проба пера. Составление загадок и сказок.

Былины и богатырские сказки

Книги русских писателей-сказочников (3ч).

Сказки А.С. Пушкина.

Сказки русских писателей.

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Книги о Родине и родной природе (4 ч).

Наш кинозал. Мультфильмы о защитниках Родины.

Стихи русских поэтов об осени.

Здравствуй, гостья-зима!

Здравствуй, книга! (5 ч.)

Работа со справочниками, энциклопедиями.

Современные детские журналы

Сочинения о книгах

О чём хочу читать летом

Викторина «Любимые произведения»

Детские писатели детям (7 ч).

Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, С.Михалков).

Детские книги с рассказами современных писателей (Н. Носова, Э. Успенского, В. Драгунского и др.).

Рассказы, сказки, басни Л.Н. Толстого и Д.К. Ушинского

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг.

Веселые стихи ( 2 ч.)

«Все наоборот». Веселые стихи Ю. Мориц, Д.Хармса, Ю. Владимирова, Г. Сапгира, В. Берестова

Творчество Г.Остера

Сказки народов мира (5ч).

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Все-все-все Алана Милна

Сказки Г.Х. Андерсена

Книги о животных (3ч).

Книги-сборники о животных.

Рассказы о животных В.Бианки, Н.Сладкова, Е.Чарушина

Мама – главное слово.( 1 час)


Учебно-тематическое планирование для 2 -го класса.



Тема

Кол-во часов


Вид занятий



Планируемые результаты освоения материала

Дата


По плану

По факту


1

Малые фольклорные жанры

1

Игра - путешествие

Знать предназначение пословиц и поговорок. Уметь: читать определять тему и главную мысль; высказывать своё мнение

2.09



2

Русские народные сказки



1


Чтение и анализ сказок.

Знать жанры русской народной сказки, познакомить с признаками этого жанра. Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному

9.09



3

Сказки А.С. Пушкина

1

Чтение и анализ сказок.

Литературная игра

Знать творчество и биографию Пушкина – сказочника. Уметь выразительно читать, работать группами.

16.09


4

Сказки русских писателей

1



Выбор и чтение сказок авторов

Знать творчество русских сказочников.Уметь: читать выразительно, определять тему и главную мысль;высказывать своё мнение.

23.09



5-6

Рассказы, сказки, басни Л.Н. Толстого и Д.К. Ушинского

2

Чтение и анализсказок. Живые картины.


Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному

30.09

07.10



7

Наш кинозал. Мультфильмы о защитниках Родины.

1

Просмотр и обсуждение мультфильмов.

Мультфильмы: «Добрыня Никитич», «Алеша Попович»»,

14.10



8

Рассказы о животных В.Бианки, Н.Сладкова, Е.Чарушина

1

Чтение нескольких рассказов о животных, изготовление игр-самоделок. Викторина по произведениям Житкова и Чарушина.

Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном

21.10



9

«Все наоборот». Веселые стихи Ю. Мориц, Д.Хармса, Ю. Владимирова, Г. Сапгира, В. Берестова

1

Правильное чтение. Чтение рассказов. Составление выставки.

Уметь читать и анализировать прочитанное.

11.11



10

Стихи о детях и для детей С. Маршака, А.Барто, С. Михалкова

1

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать произведения детских поэтов, Уметь отличать сатирические произведения от юмористических. отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение.

18.11



11

Рассказы Н.Носова

1

Выделять при чтении героев и рассказать о них, подготовка инсценировок. Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица

Уметь инсценировать прочитанное.

25.11



12-13

Стихи русских поэтов об осени.


2

Отбор и чтение стихов об осени.

Уметь видеть в стихах эпитеты, сравнения, определять настроение в стихотворении.

2.12

9.12



14

Работа со справочниками, энциклопедиями.

1

Отбор и чтение научно-популярных статей. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на вопросы.

Уметь пользоваться справочниками, энциклопедиями, словарями,читать и комментировать прочитанное, пересказывать.

02.12




15

Сказки и стихи К.У Чуковского

11

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать произведения А.Милна.

Уметь анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту, объяснять переносное значение слов и словосочетаний, определять черты характера по репликам героев.

09.12




16

Современные детские журналы

1

Выбор и чтение произведений автора, инсценирование и пересказ прочитанного.

Уметь пользоваться журналами, их структурой, уметь работать в группе, в коллективе.

16.12




17-18

Проба пера. Составление загадок и сказок.

2

Сочинение загадок и сказок.

Уметь формулировать и высказывать своё мнение; уметь фантазировать и творчески мыслить.

23.12

13.01



19

Все-все-все Алана Милна

1

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

Уметь работать в группах, составлять текст, формулировать своё отношение к прочитанному

20.01


20

Творчество Э. Успенского

1


Уметь определять тему произведения, анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту.

27.01



21

Здравствуй, гостья-зима!

1

Выбор и чтение стихов о зиме. Отыскивание и отгадывание загадок о зиме. Конкурс на лучшего чтеца

Уметь выбирать произведения по данной теме.

3.02



22

Сказки А. Толстого для детей.

1

Чтение сказки «Золотой ключик». Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения

Уметь находить нужную книгу, читать текст, отвечать на вопросы.

10.02



23

Творчество Г.Остера

1

Понимание содержания литературного произведения. звездный час.

Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы

17.02



24

«Тайное всегда становится

1

Составление рассказов. Проба пера

Уметь составлять устный рассказ по картинкам

24.02



25

Твои защитники

1

Знакомство с событиями Великой Отечественной войны

Уметь анализировать чтение. Воспитывать уважение и гордость к подвигу наших предков.

3.03



26

Книги о человеке и его делах.

1

Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Герои произведения

Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном

10.03



27

Былины и богатырские сказки

1

Знакомство с жанром «былина».выявление признаков богатырской сказки.

Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном

17.03



28

С. Михалков и его творчество

1

Чтение стихов С. Михалкова. Произведения

о детях. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами

7.04



29

Мама – главное слово.

1

Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев

Уметь выразительно читать стихотворение, читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного

14.04



30

Сказки разных народов

1

Знакомство с народными сказками разных стран. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному

21.04



31

Сочинения о книгах

1

Обобщение знаний детей о прочитанных книгах

Уметь прорабатывать структуру сочинения, продумать композицию.

28.04



32

Сказки Г.Х. Андерсена

1

Чтение сказок Г.Х. Андерсена

Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту

5.12



33

Викторина «Любимые произведения»

1

Тестирование. Ответить на вопросы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.


Уметь выразительно читать стихотворный текст, формулировать и высказывать своё отношение к прочитанному, уметь подбирать к тексту заглавия

12.05



34

О чём хочу читать летом

1

Работать со списком литературы, обсуждение тематики.

Уметь выбрать литературу, высказывать своё отношение.

19.05




итого

34 часа









Содержание программы 3 - 4 класс


п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Здравствуй, книга!

3

2

Книге о Родине и родной природе

2

3

Писатели детям

3

4

Устное народное творчество.

4

5

По страницам книг

3

6

Русские народные сказки.

4

7

Книги русских писателей-сказочников

3

8

Детские писатели

3

9

Сказки зарубежных писателей

3

10

Книги-сборники стихотворений для детей

3

11

Книги о животных

3


Всего часов:

34








Учебно-тематическое планирование для 3 класса.



Тема

Кол-во часов


Вид занятий



Планируемые результаты освоения материала

Дата


По плану

По факту


1

Самые интересные книги прочитанные летом.

1

Умение работать с книгой: различать тип книги, уметь пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление.

Выбор одной из интересных книг, прочитанных летом. Подготовка к рассказу об этой книге.

Знать приемы ориентирования в учебнике.

Уметь различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, называть буквы и звуки, выбирать книгу, презентовать книгу




2

Устное народное творчество «Сокровища мудрости народной»

1


Игра

- путешествие

Знать предназначение скороговорок;

Уметь читать скороговорки и считалки, уметь произносить их.




3

Из чего состоит книга?

1

Чтение и анализ сказок. Живые картины.

Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному



4.

КВН «Угадай сказку»

1

Игра

Уметь различать сказки по видам: волшебные, бытовые, о животных



5.

Русские народные сказки

1

Практикум.

Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление. Беседа о бережном отношении к книгам. Просмотр мультфильма «Гришины книжки».




6

Родные поэты 19-начала 20 века.

1



Выбор и чтение стихов автора Определение формы выступления и подготовка к нему

Уметь: читать выразительно, определять тему и главную мысль; высказывать своё мнение.




7.

Русские поэты об осени

1



Выбор и чтение стихов автора Определение формы выступления и подготовка к нему

Уметь: читать выразительно, определять тему и главную мысль; высказывать своё мнение.




8

Сказки Пушкина

1

Просмотр и обсуждение мультфильмов.

Знатьтворчество А.Пушкина .

Уметь: читать выразительно, определять тему и главную мысль;высказывать своё мнение.




9

Басни И.А. Крылова

1


Знать: о жизни баснописца

Уметь читать выразительно, определять тему и найти в ней мораль.





10

Развивающий час по басням Крылова

1

КВН по басням Крылова

Уметь обобщить прочитанное




11

О братьях наших меньших:Рассказы животных Бианки, Сладкого, Чарушина.

1

Чтение нескольких рассказов о животных, изготовление игр-самоделок. Викторина по произведениям Бианки, Сладкого и Чарушина.

Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение.




12

Рассказы, сказки, басни Л.Н. Толстого и Д.К. Ушинского

1

Выделять при чтении героев и рассказать о них, подготовка инсценировок. Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица

Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы Уметь инсценировать прочитанное.




13

Литературные стихи - сказки

1

Отбор и чтение стихов- сказок

Уметь комментировать прочитанное, играть в группах, в парах.




14.

В гостях у дедушки Корнея.

1

Урок - конкурс

Уметь читать произведения Корнея Чуковского, участвовать в диалоге: слушать, высказывать свое мнение, доказывать его; уметь войти в роль.




15

«Веселые произведения Бориса Заходера»

11

Урок-конкурс

Уметь читать произведения Бориса Заходера, участвовать в диалоге: слушать, высказывать свое мнение, доказывать его; уметь войти в роль.




16

Лепка сказочных героев

1

Выбор и чтение произведений автора, инсценирование и пересказ прочитанного.

Уметь анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту, презентовать любимую сказку.




17-18

Проба пера. Составление загадок и сказок.

2

Сочинение загадок и сказок.

Уметь сочинять сказки, уметь фантазировать и творчески мыслить.




19

Что говорят стихи. Поэзия С.Я. Маршака

1

Чтение и инсценирование стихотворений

Уметь анализировать стихотворение, находить его тему; уметь читать по строфам



20

«Поле чудес» по теме «Творчество С.Я. Маршака

1

Урок - игра





21

Здравствуй, гостья-зима!

1

Выбор и чтение стихов о зиме. Отыскивание и отгадывание загадок о зиме. Конкурс на лучшего чтеца

Уметь выбирать произведения по данной теме.




22

Сказки А. Толстого для детей.

1

Чтение сказки «Золотой ключик». Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения

Уметь находить нужную книгу, читать текст, отвечать на вопросы.




23

Рассказы о природе.

1

Понимание содержания литературного произведения. звездный час «Писатели – натуралисты»

Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы




24- 25

Книги – самоделки.

2

Издание своей книги.

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

Уметь анализировать чтение, фантазировать.




26

Короткие рассказы и сказки Е.А. Пермяка

1

Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Герои произведения

Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном




27

«Где? Что? Когда и почему? Рассказы- загадки про зверей и птиц»

1


Уметь пользоваться справочной литературой,




28

Мифы, легенды, предания.

1


Уметь читать мифы, легенды, предания, уметь делать выводы из прочитанного




29

Стихи русских поэтов о весне

1

Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев

Уметь выразительно читать стихотворение, читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного




30

Уральские сказы П.П. Бажова

1


Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту




31

Волшебные сказки братьев Гримм

1

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту




32

Сказки датского сказочника Г.Х. Андерсена

1

Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев

Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту




33

Викторина «Любимые произведения»

1

Тестирование. Ответить на вопросы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.


Уметь выразительно читать стихотворный текст, формулировать и высказывать своё отношение к прочитанному, уметь подбирать к тексту заглавия




34

«Цветик-семицветик» по теме «Мы читатели…»

1

Подведение итогов читательской деятельности; дать настрой на чтение книг летом.

Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.





итого

34 часа




















Содержание программы.


4 класс (34ч)


Страницы старины седой(4 ч)

Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники. Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси.

Библия. Библейские предания.

Крупицы народной мудрости (4 ч)

Героические песни о героях России. Песня-слава. Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове. День народного единства: презентация рукописной книги и постеров (стендов) о героях России.

Мифы народов мира(2 ч)

Мифы народов мира. Книги-сборники. Мифологические герои.

Русские писатели-сказочники (4 ч) Мир сказок: сказки народные и авторские. Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказок П. Ершова «Конёк-Горбунок». Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.

«Книги, книги, книги…» (4 ч) Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку.

Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги.

Книги о детях и для детей (3 ч) Дети — герои книг писателей XIX века. Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго, Д. Мамине-Сибиряке, А. Куприне и др. Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация на книгу-сборник писателей-классиков.

Словари, справочники, энциклопедии(3 ч) Хранители слов» — словари. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия. Игра «100 вопросов Почемучек» — практическая работа со справочной литературой.


Родные поэты(3 ч) Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги. Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др. Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе».

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания(4 ч) Очерки и воспоминания. Писатели о писателях. Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове». Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.

Мир книг (3 ч) Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота». Детские газеты и журналы. Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации.


Учебно-тематическое планирование для 4 -го класса.



Тема

Кол-во часов


Вид занятий



Планируемые результаты освоения материала

Дата


По плану

По факту


1

Самые интересные книги прочитанные летом.

1

Умение работать с книгой: различать тип книги, уметь пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление.

Выбор одной из интересных книг, прочитанных летом. Подготовка к рассказу об этой книге.

Знать приемы ориентирования в учебнике.

Уметь различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, называть буквы и звуки, выбирать книгу, презентовать книгу

08.09



2

Урок – путешествие по земле русской, богатырской

1


Игра - путешествие

Уметь различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной

15.09



3

Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси.

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Уметь: Составлять небольшие устные монологические высказывания

22.09


4-5

Русские поэты об осени

2



Выбор и чтение стихов автора Определение формы выступления и подготовка к нему

Уметь: читать выразительно, определять тему и главную мысль;высказывать своё мнение.

29.09

06.10



6

«Что такое «серии книг» и какого их назначение»

1

Знакомство учащихся сериями книг.

Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному

13.10



7

Создаем книгу

1

Издание своей книги.

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

Уметь анализировать чтение, фантазировать.

20.09



8

КВН по сказкам А.С. Пушкина

1

Урок - игра

Уметь обобщить прочитанное

03.11



9

М.М. Пришвин – певец русской природы

1

Выбор и чтение произведений автора, и пересказ прочитанного.

Знать: о жизни писателя

Уметь: выразительно читать и вести беседу о прочитанном


10.11



10

О братьях наших меньших:Рассказы животных Бианки, Сладкого, Чарушина.

1

Чтение нескольких рассказов о животных, изготовление игр-самоделок. Викторина по произведениям Бианки, Сладкого и Чарушина.

Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение.

17.11



11

«Эти забавные животные»

1

Урок - игра

Уметь обобщить прочитанное

24.11



12

Творчество Л.Н. Толстого

1

Выделять при чтении героев и рассказать о них, подготовка инсценировок. Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица

Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы

Уметь инсценировать прочитанное.

01.12



13

Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют.

1

Чтение рассказов Дурова В.Г. «Мои звери»

Уметь комментировать прочитанное, играть в группах, в парах.

08.12




14

Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги.

1

Отбор и чтение научно-популярных статей. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на вопросы.

Уметь пользоваться справочниками, энциклопедиями, словарями, читать и комментировать прочитанное, пересказывать.

15.12



15

Здравствуй, гостья-зима!

11

Знакомство с русскими поэтами – классиков о зиме

Уметь выбирать произведения по данной теме.

22.12



16

Загадки – волшебницы зимы

1

Урок - праздник Выбор и чтение стихов о зиме. Отыскивание и отгадывание загадок о зиме. Конкурс на лучшего чтеца

Уметь выразительно читать стихи, отгадывать загадки.

12.01



17

Литературный ринг по творчеству К.Г. Паустовского

1

Урок -игра

Уметь комментировать прочитанное, играть в группах,

19.01



18

«Необычный календарь» («Лесная газета» В. Бианки

1

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста

Обогощать словарный запас, учить анализировать поступки героев, определять смысл рассказа, развивать речь, мышление, память.

26.01



19

Творчество В.И. Даля

1

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста

Обогощать словарный запас, учить анализировать поступки героев, определять смысл рассказа, развивать речь, мышление, память.

02.02


20

«Звездный час»

1

Урок - игра


09.02



21

От чистого сердца: произведения о маме

1

Урок - отчет

Уметь выбирать произведения по данной теме.

16.02



22

Сказки писателей о детях.

1

Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения

Уметь находить нужную книгу, читать текст, отвечать на вопросы.

02.03



23

Природа глазами Ю. Дмитриева. Рассказы о природе.

1

Понимание содержания литературного произведения.

Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы

09.03



24- 25

Книги – самоделки.

2

Издание своей книги.

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

Уметь анализировать чтение, фантазировать.

16.03

30.03



26

Короткие рассказы и сказки Е.А. Пермяка

1

Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Герои произведения

Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном

06.04



27

Конкурс кроссвордистов

1

проект

Уметь составит кроссворд по произведениям детских писателей

13.04



28

«Русь. Россия. Родина»

1

Устный журнал

Уметь читать стихи, легенды, предания, уметь делать выводы из прочитанного

20.04



29

Детская приключенческая литература

1

Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев

Уметь выразительно читать стихотворение, читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного

27.04



30

«Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться»

1

Развивающий час

Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту

04.05



31

«В путь, друзья!»

1

Книги о путешествиях, и путешественниках

Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту

11.05



32

Детские газеты и журналы.

1


Уметь проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

18.05



33

Викторина «Мой любимый литературный герой»

1

Урок - отчет

Тестирование. Ответить на вопросы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.


25.05



34

«Своя игра»

1

Подведение итогов читательской деятельности; дать настрой на чтение книг летом.

Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

27.05




итого

34 часа

























Литература

1. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007

2.Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008

3.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006

4.Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007

5. интернет сайт Первое сентября
















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.