Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг»
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на педагогическом совете заместитель директора по УВР директор
МКОУ Соляновская СОШ
Протокол № ____ _______ (И.А. Майорова) ________ (В.В. Донская)
от «____»_______ 2023г. от «____»_______ 2023г. Приказ № ______
от «____»_______ 2023г.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Соляновская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«В мире книг»
на 2023 – 2024 уч.г.
Возраст обучающихся: 7 -11 лет (1-4 кл.)
Срок реализации: 4 года
Составитель:
Юдина Валентина Петровна
Педагог - библиотекарь МКОУ Соляновская
средняя общеобразовательная школа
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по кружку «В мире книг» в 1 -4 классе разработана на основании требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Составлена на основе «Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011 г..
Направленность программы
Данная программа имеет художественную направленность .Содержание программы кружка «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Актуальность программы
За последнее десятилетие у юных читателей снизился интерес к книге, к чтению. И это не может нас не беспокоить, поскольку интеллектуально-воспитательное воздействие детской литературы на развивающуюся личность юного читателя неоспоримо. Книга, прочитанная в детстве, запоминается на всю жизнь, влияет на дальнейшее развитие человека, вырабатывает определенные нормы поведения, помогает вырасти современным человеком: просвещенным, творческим, интеллигентным, с чуткой совестью и добрым сердцем и одновременно активным, умеющим постоять за свои убеждения. Повернуть ребенка к книге, вызвать потребность общения с нею - значит раскрыть ему смысл чтения, эмоционально-творческий характер читательской деятельности. Формировать у детей привычку к систематическому и разнообразному чтению, потребности в нем, а кроме этого еще и умения пользоваться библиотечными фондами, справочно-библиографическим аппаратом необходимо начинать с первых лет обучения в школе. С этой целью был организован кружок «В мире книг».
Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Характер: тематическая
Ориентирована на учащихся 1-4 классов (7-11 лет)
Планируемые результаты:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.
В результате освоении программы кружка «В мире книг» формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Осознавать значимость чтения для личного развития;
Формировать потребность в систематическом чтении;
Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Универсальные учебные действия:
Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
Пользоваться аппаратом книги;
Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Формы организации кружка
Литературные игры
Конкурсы-кроссворды
Библиотечные уроки
Путешествия по страницам книг
Проекты
Встречи с библиотекарем
Уроки-спектакли.
Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.
Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность.
Содержание программы.
1 класс (33ч)
Здравствуй, книга! (3ч.)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги0, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2ч).
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (3ч).
Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.
Устное народное творчество. (4ч).
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева (3ч).
Книги В.Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В.Сутеев – автор и художник – оформитель.
Игра «По страницам сказок В.Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (3ч).
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3ч).
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3ч).
Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Сказки зарубежных писателей (3ч).
Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Книги-сборники стихотворений для детей (2ч).
Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Дети – герои книг (3ч).
Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.).
Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др)
Дети- герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)
Книги о животных (3ч).
Книги-сборники о животных.
Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя – дедушки Мазая.
Книги В.Бианки, Г.Скребицкого.
Учебно-тематическое планирование для 1-го класса.
№ | Тема | Кол-во часов | Вид занятий | Планируемые результаты освоения материала | дата | |||||
1 | Вводное занятие. «Книга – наш друг и учитель». | 1 | Беседа. Презентация детских книг | Рассказ учителя о роли книги в жизни человека. Презентация детских книг с которыми предстоит познакомиться в процессе данного курса). | 07.09 | |||||
2 | Где живут книги? | 1 | Экскурсия в библиотеку школы. | Знакомство со школьной библиотекой. Правила поведения в библиотеке, порядок выдачи книг. | 14.09 | |||||
3 | Из чего состоит книга? | 1 | Практикум. | Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление. Беседа о бережном отношении к книгам. Просмотр мультфильма «Гришины книжки». | 21.09 | |||||
4-5 | Малые фольклорные жанры: народные пословицы, поговорки, загадки. | 2 | Беседа. Работа с источниками. Детское творчество. | Знать предназначение пословиц и поговорок. Уметь: читать определять тему и главную мысль; высказывать своё мнение. Творческие мини-проекты «Моя первая книжка-малышка» (изготовление книжки с пословицами, поговорками и загадками определенной темы). | 28.09 05.10 | |||||
6-7 | Скороговорки. Считалки. | 2 | Чтение скороговорок, считалок | Знать предназначение скороговорок; Уметь читать скороговорки и считалки, уметь произносить их. | 12.10 19.10 | |||||
8 | Сказки о животных | 1 | Уметь читать и анализировать прочитанное, составление предложений по картинкам. | 02.11 | ||||||
9 | Занимательная азбука. С. Я. Маршак. | 1 | Чтение четверостиший. | Уметь называть буквы и звуки, уметь находить слова на названные звуки. Иллюстрации на понравившее стихотворение | 09.11 | |||||
10 | Русские народные сказки. | 1 | Сказки о взаимоотношениях людей, о добре и зле., правильное чтение | Уметь читать и анализировать прочитанное, составление предложений по картинкам. | 16.11 | |||||
11 | Русская народная сказка «Лиса и журавль». | 1 | Сказки доступные восприятию младших школьников. | Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение. | 23.11 | |||||
12 | Русская народная сказка «Теремок». | 1 | Понимание содержания сказки, драматизация. | Понимание содержания сказки, драматизация. | 30.11 | |||||
13 | Герои сказок в лепке. Настольный театр. | 1 | Понимание содержания литературного произведения. Умение войти в роль. | Уметь комментировать прочитанное, играть в группах, в парах. | 07.12 | |||||
14 | Кинозал. Просмотр и обсуждение мультфильмов по русским народным сказкам | 1 | Просмотр и обсуждение мультфильмов. | Понимание содержания сказок. | 14.12 | |||||
15 | Из старинных книг. Чтение рассказов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского | 11 | Конкурс рисунков «Любимые сказки» | уметь фантазировать и творчески мыслить и работать. | 21.12 | |||||
16 | Театрализованное представление. | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; участие в драматизации | Уметь участвовать в диалоге: слушать, высказывать свое мнение, доказывать его; уметь войти в роль. | 28.12 | |||||
17-18 | Чтение художественных произведений о матерях и детях | 2 | Произведения о детях, о взаимоотношениях с матерями | Уметь формулировать и высказывать своё мнение; уметь фантазировать и творчески мыслить. | 11.01 18.01 | |||||
19 | Организация выставки книг «Любимые сказки» | 1 | Произведения о детях, о взаимоотношениях людей | Уметь анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту, презентовать любимую сказку. | 25.01 | |||||
20 | Рассказы и сказки о милосердии | 1 | Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | Уметь находить главную мысль произведения, формулировать своё отношение к прочитанному | 02.02 | |||||
21 | Стихи о весне | 1 | Понимание содержания литературного произведения. | Уметь выразительно читать стихотворение, читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного | 16.02 | |||||
22 | «В сказку дверь мы приоткроем». Игра - викторина | 1 | Понимание содержания литературного произведения. | Уметь найти правильный ответ | 01.03 | |||||
23 | Произведения о честности. Осеева «Честное слово» | 1 | Понимание содержания литературного произведения. | Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы | 15.03 | |||||
24- 25 | Рассказы о животных. | 2 | Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Герои произведения | Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном | 29.03 05.04 | |||||
26 | Мой любимый питомец. Составление текста-описания. | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Составление текста-описания. | Уметь анализировать чтение, фантазировать. | 12.04 | |||||
27 | Стихи и рассказы об играх и игрушках.Моя любимая игрушка | 1 | Придумывание этюдов и разыгрывание. | Уметь составлять текст | 19.04 | |||||
28 | Стихи о ребятах -сверстниках | 1 | Использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами | 26.04 | |||||
29 | Все наоборот. Забавные стихи | 1 | Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев | Уметь выразительно читать стихотворение, читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного | 17.05 | |||||
30 | Рассказы о детях | 1 | Произведения о детях. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь анализировать стихотворение, находить его тему; уметь читать по строфам | 24.05 | |||||
31 | Чтение рассказов о людях и животных. | 1 | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. | Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту | 27.05 | |||||
32 | С.Я. Маршак. А. Барто, С. Михалков Стихи. | 1 | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь анализировать стихотворение, находить его тему; уметь читать по строфам | 28.05 | |||||
33 | Урок-концерт «Любимые стихи». | 1 | Выразительное чтение стихотворений. | Уметь создавать словесную картину, уметь читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию |
Содержание программы.
2 класс (34ч)
Малые фольклорные жанры ( 4 ч.)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игра – путешествие. Русские народные сказки. Проба пера. Составление загадок и сказок.
Былины и богатырские сказки
Книги русских писателей-сказочников (3ч).
Сказки А.С. Пушкина.
Сказки русских писателей.
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Книги о Родине и родной природе (4 ч).
Наш кинозал. Мультфильмы о защитниках Родины.
Стихи русских поэтов об осени.
Здравствуй, гостья-зима!
Здравствуй, книга! (5 ч.)
Работа со справочниками, энциклопедиями.
Современные детские журналы
Сочинения о книгах
О чём хочу читать летом
Викторина «Любимые произведения»
Детские писатели детям (7 ч).
Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, С.Михалков).
Детские книги с рассказами современных писателей (Н. Носова, Э. Успенского, В. Драгунского и др.).
Рассказы, сказки, басни Л.Н. Толстого и Д.К. Ушинского
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг.
Веселые стихи ( 2 ч.)
«Все наоборот». Веселые стихи Ю. Мориц, Д.Хармса, Ю. Владимирова, Г. Сапгира, В. Берестова
Творчество Г.Остера
Сказки народов мира (5ч).
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Все-все-все Алана Милна
Сказки Г.Х. Андерсена
Книги о животных (3ч).
Книги-сборники о животных.
Рассказы о животных В.Бианки, Н.Сладкова, Е.Чарушина
Мама – главное слово.( 1 час)
Учебно-тематическое планирование для 2 -го класса.
№ | Тема | Кол-во часов | Вид занятий | Планируемые результаты освоения материала | Дата | |||||||||||
По плану | По факту | |||||||||||||||
1 | Малые фольклорные жанры | 1 | Игра - путешествие | Знать предназначение пословиц и поговорок. Уметь: читать определять тему и главную мысль; высказывать своё мнение | 2.09 | |||||||||||
2 | Русские народные сказки | 1 | Чтение и анализ сказок. | Знать жанры русской народной сказки, познакомить с признаками этого жанра. Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному | 9.09 | |||||||||||
3 | Сказки А.С. Пушкина | 1 | Чтение и анализ сказок. Литературная игра | Знать творчество и биографию Пушкина – сказочника. Уметь выразительно читать, работать группами. | 16.09 | |||||||||||
4 | Сказки русских писателей | 1 | Выбор и чтение сказок авторов | Знать творчество русских сказочников.Уметь: читать выразительно, определять тему и главную мысль;высказывать своё мнение. | 23.09 | |||||||||||
5-6 | Рассказы, сказки, басни Л.Н. Толстого и Д.К. Ушинского | 2 | Чтение и анализсказок. Живые картины. | Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному | 30.09 07.10 | |||||||||||
7 | Наш кинозал. Мультфильмы о защитниках Родины. | 1 | Просмотр и обсуждение мультфильмов. | Мультфильмы: «Добрыня Никитич», «Алеша Попович»», | 14.10 | |||||||||||
8 | Рассказы о животных В.Бианки, Н.Сладкова, Е.Чарушина | 1 | Чтение нескольких рассказов о животных, изготовление игр-самоделок. Викторина по произведениям Житкова и Чарушина. | Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном | 21.10 | |||||||||||
9 | «Все наоборот». Веселые стихи Ю. Мориц, Д.Хармса, Ю. Владимирова, Г. Сапгира, В. Берестова | 1 | Правильное чтение. Чтение рассказов. Составление выставки. | Уметь читать и анализировать прочитанное. | 11.11 | |||||||||||
10 | Стихи о детях и для детей С. Маршака, А.Барто, С. Михалкова | 1 | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. | Знать произведения детских поэтов, Уметь отличать сатирические произведения от юмористических. отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение. | 18.11 | |||||||||||
11 | Рассказы Н.Носова | 1 | Выделять при чтении героев и рассказать о них, подготовка инсценировок. Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица | Уметь инсценировать прочитанное. | 25.11 | |||||||||||
12-13 | Стихи русских поэтов об осени. | 2 | Отбор и чтение стихов об осени. | Уметь видеть в стихах эпитеты, сравнения, определять настроение в стихотворении. | 2.12 9.12 | |||||||||||
14 | Работа со справочниками, энциклопедиями. | 1 | Отбор и чтение научно-популярных статей. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на вопросы. | Уметь пользоваться справочниками, энциклопедиями, словарями,читать и комментировать прочитанное, пересказывать. | 02.12 | |||||||||||
15 | Сказки и стихи К.У Чуковского | 11 | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. | Знать произведения А.Милна. Уметь анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту, объяснять переносное значение слов и словосочетаний, определять черты характера по репликам героев. | 09.12 | |||||||||||
16 | Современные детские журналы | 1 | Выбор и чтение произведений автора, инсценирование и пересказ прочитанного. | Уметь пользоваться журналами, их структурой, уметь работать в группе, в коллективе. | 16.12 | |||||||||||
17-18 | Проба пера. Составление загадок и сказок. | 2 | Сочинение загадок и сказок. | Уметь формулировать и высказывать своё мнение; уметь фантазировать и творчески мыслить. | 23.12 13.01 | |||||||||||
19 | Все-все-все Алана Милна | 1 | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. | Уметь работать в группах, составлять текст, формулировать своё отношение к прочитанному | 20.01 | |||||||||||
20 | Творчество Э. Успенского | 1 | Уметь определять тему произведения, анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту. | 27.01 | ||||||||||||
21 | Здравствуй, гостья-зима! | 1 | Выбор и чтение стихов о зиме. Отыскивание и отгадывание загадок о зиме. Конкурс на лучшего чтеца | Уметь выбирать произведения по данной теме. | 3.02 | |||||||||||
22 | Сказки А. Толстого для детей. | 1 | Чтение сказки «Золотой ключик». Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения | Уметь находить нужную книгу, читать текст, отвечать на вопросы. | 10.02 | |||||||||||
23 | Творчество Г.Остера | 1 | Понимание содержания литературного произведения. звездный час. | Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы | 17.02 | |||||||||||
24 | «Тайное всегда становится | 1 | Составление рассказов. Проба пера | Уметь составлять устный рассказ по картинкам | 24.02 | |||||||||||
25 | Твои защитники | 1 | Знакомство с событиями Великой Отечественной войны | Уметь анализировать чтение. Воспитывать уважение и гордость к подвигу наших предков. | 3.03 | |||||||||||
26 | Книги о человеке и его делах. | 1 | Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Герои произведения | Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном | 10.03 | |||||||||||
27 | Былины и богатырские сказки | 1 | Знакомство с жанром «былина».выявление признаков богатырской сказки. | Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном | 17.03 | |||||||||||
28 | С. Михалков и его творчество | 1 | Чтение стихов С. Михалкова. Произведения о детях. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами | 7.04 | |||||||||||
29 | Мама – главное слово. | 1 | Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев | Уметь выразительно читать стихотворение, читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного | 14.04 | |||||||||||
30 | Сказки разных народов | 1 | Знакомство с народными сказками разных стран. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному | 21.04 | |||||||||||
31 | Сочинения о книгах | 1 | Обобщение знаний детей о прочитанных книгах | Уметь прорабатывать структуру сочинения, продумать композицию. | 28.04 | |||||||||||
32 | Сказки Г.Х. Андерсена | 1 | Чтение сказок Г.Х. Андерсена | Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту | 5.12 | |||||||||||
33 | Викторина «Любимые произведения» | 1 | Тестирование. Ответить на вопросы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | Уметь выразительно читать стихотворный текст, формулировать и высказывать своё отношение к прочитанному, уметь подбирать к тексту заглавия | 12.05 | |||||||||||
34 | О чём хочу читать летом | 1 | Работать со списком литературы, обсуждение тематики. | Уметь выбрать литературу, высказывать своё отношение. | 19.05 | |||||||||||
итого | 34 часа |
Содержание программы 3 - 4 класс
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Здравствуй, книга! | 3 |
2 | Книге о Родине и родной природе | 2 |
3 | Писатели детям | 3 |
4 | Устное народное творчество. | 4 |
5 | По страницам книг | 3 |
6 | Русские народные сказки. | 4 |
7 | Книги русских писателей-сказочников | 3 |
8 | Детские писатели | 3 |
9 | Сказки зарубежных писателей | 3 |
10 | Книги-сборники стихотворений для детей | 3 |
11 | Книги о животных | 3 |
Всего часов: | 34 |
Учебно-тематическое планирование для 3 класса.
№ | Тема | Кол-во часов | Вид занятий | Планируемые результаты освоения материала | Дата | |||||||||||||
По плану | По факту | |||||||||||||||||
1 | Самые интересные книги прочитанные летом. | 1 | Умение работать с книгой: различать тип книги, уметь пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление. Выбор одной из интересных книг, прочитанных летом. Подготовка к рассказу об этой книге. | Знать приемы ориентирования в учебнике. Уметь различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, называть буквы и звуки, выбирать книгу, презентовать книгу | ||||||||||||||
2 | Устное народное творчество «Сокровища мудрости народной» | 1 | Игра - путешествие | Знать предназначение скороговорок; Уметь читать скороговорки и считалки, уметь произносить их. | ||||||||||||||
3 | Из чего состоит книга? | 1 | Чтение и анализ сказок. Живые картины. | Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному | ||||||||||||||
4. | КВН «Угадай сказку» | 1 | Игра | Уметь различать сказки по видам: волшебные, бытовые, о животных | ||||||||||||||
5. | Русские народные сказки | 1 | Практикум. | Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление. Беседа о бережном отношении к книгам. Просмотр мультфильма «Гришины книжки». | ||||||||||||||
6 | Родные поэты 19-начала 20 века. | 1 | Выбор и чтение стихов автора Определение формы выступления и подготовка к нему | Уметь: читать выразительно, определять тему и главную мысль; высказывать своё мнение. | ||||||||||||||
7. | Русские поэты об осени | 1 | Выбор и чтение стихов автора Определение формы выступления и подготовка к нему | Уметь: читать выразительно, определять тему и главную мысль; высказывать своё мнение. | ||||||||||||||
8 | Сказки Пушкина | 1 | Просмотр и обсуждение мультфильмов. | Знатьтворчество А.Пушкина . Уметь: читать выразительно, определять тему и главную мысль;высказывать своё мнение. | ||||||||||||||
9 | Басни И.А. Крылова | 1 | Знать: о жизни баснописца Уметь читать выразительно, определять тему и найти в ней мораль. | |||||||||||||||
10 | Развивающий час по басням Крылова | 1 | КВН по басням Крылова | Уметь обобщить прочитанное | ||||||||||||||
11 | О братьях наших меньших:Рассказы животных Бианки, Сладкого, Чарушина. | 1 | Чтение нескольких рассказов о животных, изготовление игр-самоделок. Викторина по произведениям Бианки, Сладкого и Чарушина. | Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение. | ||||||||||||||
12 | Рассказы, сказки, басни Л.Н. Толстого и Д.К. Ушинского | 1 | Выделять при чтении героев и рассказать о них, подготовка инсценировок. Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица | Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы Уметь инсценировать прочитанное. | ||||||||||||||
13 | Литературные стихи - сказки | 1 | Отбор и чтение стихов- сказок | Уметь комментировать прочитанное, играть в группах, в парах. | ||||||||||||||
14. | В гостях у дедушки Корнея. | 1 | Урок - конкурс | Уметь читать произведения Корнея Чуковского, участвовать в диалоге: слушать, высказывать свое мнение, доказывать его; уметь войти в роль. | ||||||||||||||
15 | «Веселые произведения Бориса Заходера» | 11 | Урок-конкурс | Уметь читать произведения Бориса Заходера, участвовать в диалоге: слушать, высказывать свое мнение, доказывать его; уметь войти в роль. | ||||||||||||||
16 | Лепка сказочных героев | 1 | Выбор и чтение произведений автора, инсценирование и пересказ прочитанного. | Уметь анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту, презентовать любимую сказку. | ||||||||||||||
17-18 | Проба пера. Составление загадок и сказок. | 2 | Сочинение загадок и сказок. | Уметь сочинять сказки, уметь фантазировать и творчески мыслить. | ||||||||||||||
19 | Что говорят стихи. Поэзия С.Я. Маршака | 1 | Чтение и инсценирование стихотворений | Уметь анализировать стихотворение, находить его тему; уметь читать по строфам | ||||||||||||||
20 | «Поле чудес» по теме «Творчество С.Я. Маршака | 1 | Урок - игра | |||||||||||||||
21 | Здравствуй, гостья-зима! | 1 | Выбор и чтение стихов о зиме. Отыскивание и отгадывание загадок о зиме. Конкурс на лучшего чтеца | Уметь выбирать произведения по данной теме. | ||||||||||||||
22 | Сказки А. Толстого для детей. | 1 | Чтение сказки «Золотой ключик». Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения | Уметь находить нужную книгу, читать текст, отвечать на вопросы. | ||||||||||||||
23 | Рассказы о природе. | 1 | Понимание содержания литературного произведения. звездный час «Писатели – натуралисты» | Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы | ||||||||||||||
24- 25 | Книги – самоделки. | 2 | Издание своей книги. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | Уметь анализировать чтение, фантазировать. | ||||||||||||||
26 | Короткие рассказы и сказки Е.А. Пермяка | 1 | Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Герои произведения | Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном | ||||||||||||||
27 | «Где? Что? Когда и почему? Рассказы- загадки про зверей и птиц» | 1 | Уметь пользоваться справочной литературой, | |||||||||||||||
28 | Мифы, легенды, предания. | 1 | Уметь читать мифы, легенды, предания, уметь делать выводы из прочитанного | |||||||||||||||
29 | Стихи русских поэтов о весне | 1 | Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев | Уметь выразительно читать стихотворение, читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного | ||||||||||||||
30 | Уральские сказы П.П. Бажова | 1 | Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту | |||||||||||||||
31 | Волшебные сказки братьев Гримм | 1 | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. | Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту | ||||||||||||||
32 | Сказки датского сказочника Г.Х. Андерсена | 1 | Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев | Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту | ||||||||||||||
33 | Викторина «Любимые произведения» | 1 | Тестирование. Ответить на вопросы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | Уметь выразительно читать стихотворный текст, формулировать и высказывать своё отношение к прочитанному, уметь подбирать к тексту заглавия | ||||||||||||||
34 | «Цветик-семицветик» по теме «Мы читатели…» | 1 | Подведение итогов читательской деятельности; дать настрой на чтение книг летом. | Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | ||||||||||||||
итого | 34 часа |
Содержание программы.
4 класс (34ч)
Страницы старины седой(4 ч)
Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники. Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси.
Библия. Библейские предания.
Крупицы народной мудрости (4 ч)
Героические песни о героях России. Песня-слава. Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове. День народного единства: презентация рукописной книги и постеров (стендов) о героях России.
Мифы народов мира(2 ч)
Мифы народов мира. Книги-сборники. Мифологические герои.
Русские писатели-сказочники (4 ч) Мир сказок: сказки народные и авторские. Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказок П. Ершова «Конёк-Горбунок». Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.
«Книги, книги, книги…» (4 ч) Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку.
Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги.
Книги о детях и для детей (3 ч) Дети — герои книг писателей XIX века. Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго, Д. Мамине-Сибиряке, А. Куприне и др. Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация на книгу-сборник писателей-классиков.
Словари, справочники, энциклопедии(3 ч) Хранители слов» — словари. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».
Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия. Игра «100 вопросов Почемучек» — практическая работа со справочной литературой.
Родные поэты(3 ч) Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги. Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др. Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе».
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания(4 ч) Очерки и воспоминания. Писатели о писателях. Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове». Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.
Мир книг (3 ч) Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота». Детские газеты и журналы. Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации.
Учебно-тематическое планирование для 4 -го класса.
№ | Тема | Кол-во часов | Вид занятий | Планируемые результаты освоения материала | Дата | |||||||||||||
По плану | По факту | |||||||||||||||||
1 | Самые интересные книги прочитанные летом. | 1 | Умение работать с книгой: различать тип книги, уметь пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление. Выбор одной из интересных книг, прочитанных летом. Подготовка к рассказу об этой книге. | Знать приемы ориентирования в учебнике. Уметь различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, называть буквы и звуки, выбирать книгу, презентовать книгу | 08.09 | |||||||||||||
2 | Урок – путешествие по земле русской, богатырской | 1 | Игра - путешествие | Уметь различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной | 15.09 | |||||||||||||
3 | Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси. | 1 | Исследовать собственные нестандартные способы решения | Уметь: Составлять небольшие устные монологические высказывания | 22.09 | |||||||||||||
4-5 | Русские поэты об осени | 2 | Выбор и чтение стихов автора Определение формы выступления и подготовка к нему | Уметь: читать выразительно, определять тему и главную мысль;высказывать своё мнение. | 29.09 06.10 | |||||||||||||
6 | «Что такое «серии книг» и какого их назначение» | 1 | Знакомство учащихся сериями книг. | Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному | 13.10 | |||||||||||||
7 | Создаем книгу | 1 | Издание своей книги. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | Уметь анализировать чтение, фантазировать. | 20.09 | |||||||||||||
8 | КВН по сказкам А.С. Пушкина | 1 | Урок - игра | Уметь обобщить прочитанное | 03.11 | |||||||||||||
9 | М.М. Пришвин – певец русской природы | 1 | Выбор и чтение произведений автора, и пересказ прочитанного. | Знать: о жизни писателя Уметь: выразительно читать и вести беседу о прочитанном | 10.11 | |||||||||||||
10 | О братьях наших меньших:Рассказы животных Бианки, Сладкого, Чарушина. | 1 | Чтение нескольких рассказов о животных, изготовление игр-самоделок. Викторина по произведениям Бианки, Сладкого и Чарушина. | Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение. | 17.11 | |||||||||||||
11 | «Эти забавные животные» | 1 | Урок - игра | Уметь обобщить прочитанное | 24.11 | |||||||||||||
12 | Творчество Л.Н. Толстого | 1 | Выделять при чтении героев и рассказать о них, подготовка инсценировок. Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица | Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы Уметь инсценировать прочитанное. | 01.12 | |||||||||||||
13 | Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют. | 1 | Чтение рассказов Дурова В.Г. «Мои звери» | Уметь комментировать прочитанное, играть в группах, в парах. | 08.12 | |||||||||||||
14 | Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги. | 1 | Отбор и чтение научно-популярных статей. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на вопросы. | Уметь пользоваться справочниками, энциклопедиями, словарями, читать и комментировать прочитанное, пересказывать. | 15.12 | |||||||||||||
15 | Здравствуй, гостья-зима! | 11 | Знакомство с русскими поэтами – классиков о зиме | Уметь выбирать произведения по данной теме. | 22.12 | |||||||||||||
16 | Загадки – волшебницы зимы | 1 | Урок - праздник Выбор и чтение стихов о зиме. Отыскивание и отгадывание загадок о зиме. Конкурс на лучшего чтеца | Уметь выразительно читать стихи, отгадывать загадки. | 12.01 | |||||||||||||
17 | Литературный ринг по творчеству К.Г. Паустовского | 1 | Урок -игра | Уметь комментировать прочитанное, играть в группах, | 19.01 | |||||||||||||
18 | «Необычный календарь» («Лесная газета» В. Бианки | 1 | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста | Обогощать словарный запас, учить анализировать поступки героев, определять смысл рассказа, развивать речь, мышление, память. | 26.01 | |||||||||||||
19 | Творчество В.И. Даля | 1 | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста | Обогощать словарный запас, учить анализировать поступки героев, определять смысл рассказа, развивать речь, мышление, память. | 02.02 | |||||||||||||
20 | «Звездный час» | 1 | Урок - игра | 09.02 | ||||||||||||||
21 | От чистого сердца: произведения о маме | 1 | Урок - отчет | Уметь выбирать произведения по данной теме. | 16.02 | |||||||||||||
22 | Сказки писателей о детях. | 1 | Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения | Уметь находить нужную книгу, читать текст, отвечать на вопросы. | 02.03 | |||||||||||||
23 | Природа глазами Ю. Дмитриева. Рассказы о природе. | 1 | Понимание содержания литературного произведения. | Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы | 09.03 | |||||||||||||
24- 25 | Книги – самоделки. | 2 | Издание своей книги. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | Уметь анализировать чтение, фантазировать. | 16.03 30.03 | |||||||||||||
26 | Короткие рассказы и сказки Е.А. Пермяка | 1 | Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Герои произведения | Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном | 06.04 | |||||||||||||
27 | Конкурс кроссвордистов | 1 | проект | Уметь составит кроссворд по произведениям детских писателей | 13.04 | |||||||||||||
28 | «Русь. Россия. Родина» | 1 | Устный журнал | Уметь читать стихи, легенды, предания, уметь делать выводы из прочитанного | 20.04 | |||||||||||||
29 | Детская приключенческая литература | 1 | Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев | Уметь выразительно читать стихотворение, читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного | 27.04 | |||||||||||||
30 | «Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться» | 1 | Развивающий час | Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту | 04.05 | |||||||||||||
31 | «В путь, друзья!» | 1 | Книги о путешествиях, и путешественниках | Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту | 11.05 | |||||||||||||
32 | Детские газеты и журналы. | 1 | Уметь проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; | 18.05 | ||||||||||||||
33 | Викторина «Мой любимый литературный герой» | 1 | Урок - отчет | Тестирование. Ответить на вопросы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | 25.05 | |||||||||||||
34 | «Своя игра» | 1 | Подведение итогов читательской деятельности; дать настрой на чтение книг летом. | Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | 27.05 | |||||||||||||
итого | 34 часа |
Литература
1. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007
2.Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008
3.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006
4.Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007
5. интернет сайт Первое сентября