Рабочая программа внеурочной деятельности «Всезнайка»
Аннотация
Программа внеурочной деятельности направления «Всезнайка» направления «Учение с увлечением» для обучающихся 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа направлена на развитие интереса к математике, русскому языку, литературному чтению как к учебным предметам.
В процессе овладения умениями работать с учебно – научными текстами, дидактическими и раздаточными материалами, справочной литературой у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности направления «Учение с увлечением» «Всезнайкака» составлена для обучающихся 2 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа внеурочной деятельности «Развивай-ка» предусматривает достижение учащимися начальных классов в процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения курса отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:
умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Умение делать выбор, как поступить, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.
Метапредметные результаты освоения курса
Метапредметные результаты освоения курса характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных, регулятивных.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
слушать и понимать речь других.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
проговаривать последовательность действий.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Предметные результаты освоения курса
Предметные результаты освоения курса характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения курса внеурочной деятельности «Развивай-ка».
В результате освоения курса учащиеся должны знать/уметь:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;
угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
воссоздать внешний облик предмета на основе какой- то части;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема (кол-во часов) | Содержание | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты | Основные направления воспитательной деятельности, календарные мероприятия. |
1 | Вводное занятие (1 ч.) | Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие. | Давать развернутые учебные высказывания | Л2, М2, М4, М6, М9, П8 | 1.Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. 2. Создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, направленных на раскрытие их творческих способностей. 3. Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других. 4. Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады. 5. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. |
2 | Математика (11 ч.) | Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие. Математика – царица наук. Как люди научились считать. Как люди научились записывать цифры. Геометрия вокруг нас. Цифра ноль. История открытия ноля. Графические диктанты. История линейки. Математические ребусы. Задачи в стихах. Проект «Создание задачника по математике». Математические цепочки. | Сравнивать предметы и отличать их друг от друга, решать логические задачи, обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления, выделять существенные признаки и закономерности предметов. | Л1,Л2, М1, М2, М3, М4, М5, М6, М7, М8, М9, М10, М11, П1, П2, П3, П4, П5, П6, П7, П8 | 1.Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. 2. Создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, направленных на раскрытие их творческих способностей. 3. Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других. 4. Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады. 5. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. 6. День Знаний. 7. Международный день распространения грамотности. 8. Организация сотрудничества и взаимной помощи в классе. 9. День учителя. 10. Международный день библиотек. 11. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. 12. Международный день КВН. 13. З10 лет со дня рождения М.В. Ломоносова. |
3 | Русский язык (13 ч.) | О самых дорогих словах. Устная речь. Фольклор – что это? Пословицы, поговорки, скороговорки. Волшебный мир загадок. Сочинение загадок. Тематические группы слов. Чудесные превращения слов. В гости к Алфавиту. Звуки в слове. В Страну Слогов. Какие они разные: гласные – согласные. Слова, противоположные по значению. Синонимы – антонимы. Слова-родственники. Однокоренные слова. Многозначные слова. Олимпиадные задания по русскому языку | Давать развернутые учебные высказывания разной сложности, отгадывать и сочинять описательные загадки и загадки со сравнением, определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями, работать в группе. | Л1,Л2, М1, М2, М3, М4, М5, М6, М8, М9, М10, М11, П1, П2, П3, П4, П5, П6, П7, П8 | 1.Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. 2. Создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, направленных на раскрытие их творческих способностей. 3. Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других. 4. Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады. 5. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. 6. Организация сотрудничества и взаимной помощи в классе. 7. 200 лет со дня рождения Н.А. Некрасова. 8. День российской науки. 9. Международный день родного языка. 10. Всероссийская неделя детской книги. 11. 140 лет со дня рождения К.И. Чуковского. |
4 | Общеинтеллектуальные задания (7 ч.) | Учимся отгадывать ребусы. Логические задачи. Задачи со спичками. Решение заданий международного конкурса «Кенгуру». Решение заданий международного конкурса «Русский медвежонок». Игра «Самый внимательный». Решение олимпиадных задач. Итоговое занятие. | Решать логические задачи, логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; сравнивать предметы, понятия; выделять существенные признаки и закономерности предметов. | Л1,Л2, М1, М2, М3, М4, М5, М6, М7, М8, М9, М10, М11, П1, П2, П3, П4, П5, П6, П7, П8 | 1.Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. 2. Создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, направленных на раскрытие их творческих способностей. 3. Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других. 4. Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады. 5. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. 6. Организация сотрудничества и взаимной помощи в классе. 7. День славянской письменности и культуры. |
КАЛЕНДАРО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВСЕЗНАЙКА»
(1 час в неделю, 32 часа в год)
№ п/п | Тема занятия | Кол. Часов | Дата | |
План | Факт | |||
Вводное занятие | ||||
1 | Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие. | 1 | | |
Математика | ||||
2 | Математика – царица наук. | 1 | | |
3 | Как люди научились считать. | 1 | | |
4 | Как люди научились записывать цифры. | 1 | | |
5 | Геометрия вокруг нас. | 1 | | |
6 | Цифра ноль. История открытия ноля. | 1 | | |
7 | Графические диктанты. | 1 | | |
8 | История линейки. | 1 | | |
9 | Математические ребусы. | 1 | | |
10 | Задачи в стихах. | 1 | | |
11 | Проект «Создание задачника по математике» | 1 | | |
12 | Математические цепочки. | 1 | | |
Русский язык | ||||
13 | О самых дорогих словах. | 1 | | |
14 | Устная речь. Фольклор – что это? Пословицы, поговорки, скороговорки. | 1 | | |
15 | Волшебный мир загадок. Сочинение загадок. | 1 | | |
16 | Тематические группы слов. | 1 | | |
17 | Чудесные превращения слов. | 1 | | |
18 | В гости к Алфавиту. | 1 | | |
19 | Звуки в слове. В Страну Слогов. | 1 | | |
20 | Какие они разные: гласные – согласные. | 1 | | |
21 | Слова, противоположные по значению | 1 | | |
22 | Синонимы – антонимы. | 1 | | |
23 | Слова-родственники. Однокоренные слова. | 1 | | |
24 | Многозначные слова. | 1 | | |
25 | Олимпиадные задания по русскому языку | 1 | | |
Общеинтеллектуальные задания | ||||
26 | Учимся отгадывать ребусы | 1 | | |
27 | Логические задачи. | 1 | | |
28 | Задачи со спичками | 1 | | |
29 | «Турнир смекалистых». | 1 | | |
30 | Конкурс «Смекай, считай, отгадывай». | 1 | | |
31 | Игра «Счастливый случай» | 1 | | |
32 | Промежуточная аттестация. Олимпиада | 1 | | |
| Итого | | | |
Виды деятельности обучающихся:
игровая
познавательная
Формы организации деятельности
1) Дидактические игры, дидактический и раздаточный материал,
2) Скороговорки, ребусы, кроссворды, грамматические сказки,
3) Решение занимательных задач, ребусов, кроссвордов;
4) Знакомство с научно-популярной литературой;
5) Проектная деятельность, творческие работы
6) Самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Оценочный материал
Формы подведения итогов реализации программы
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Подведение итогов может осуществляться в следующих формах:
Текущая и тематическая аттестация - участие в викторинах, конкурсах, творческие, практические работы.
Промежуточная аттестация - олимпиада.
Промежуточная аттестация:
Олимпиада «Всезнайки» 2 класс
Ф. И., класс _____________________________________________
1. Индюк весит 12 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
(1 балл) Ответ:________________
Клетка у кроликов была закрыта, но в нижнее отверстие видно было 24 ноги, в верхнее – 12 кроличьих ушей. Так сколько же было в клетке кроликов? (3 балла) Ответ:___________________
Аня, Женя и Нина за контрольную работу получили разные оценки, но двоек у них не было. Отгадайте , какую оценку получила каждая из девочек, если у Ани не “3”, у Нины не “3” и не “5” (3 балла).
Ответ: у Ани___, у Нины ____, у Жени_____.
Из чисел 21, 19, 30, 25, 12, 7, 15, 6, 27 подберите такие три числа, сумма которых будет равна 50 (2 балла). Ответ:___________________________.
У Буратино меньше 20 золотых монет. Эти монеты он может разложить в стопки по две, по три и по четыре монеты. Сколько монет у Буратино? (3 балла) Ответ:__________.
6.Запиши все двузначные числа, в которых число единиц на четыре больше числа десятков? (1 случай – 1 балл)_________________________.
Катя, Галя и Оля, играя, спрятали по игрушке. Они играли с медвежонком, зайчиком и слоником. Известно, что Катя не прятала зайчика, а Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. У кого какая игрушка? (3 балла) Ответ: у Кати____________________, у Гали____________________, у Оли_____________________.
Три девочки на вопрос, по сколько им лет ответили так: Маша: “Мне вместе с Наташей 21 год”, Наташа: “Я моложе Тамары на 4 года”, Тамара:
“Нам троим вместе 34 года”. Сколько лет каждой из девочек? (5 баллов) Ответ: Маше_________, Наташе____________, Тамаре___________.
Вставь пропущенные знаки математических действий. (1 пример – 2 балла)
1 2 3 4 5 = 5 1 2 3 4 5 = 7
Продолжи ряд чисел (2 балла)
20, 18, 19, 17, 18, 16, 17, ...., ...., ....
1, 2, 4, 7, 11, 16, 22, 29, ...., ....
10. Поставь ударение. Статуя, километр, щавель, столяр, доска, арбуз.
11. В каких словах число букв и звуков совпадает? Поют, июнь, яма, мельница, подъезд, морковь, группа.
12. Какие безударные гласные пропущены? На п..лянке л..сной З..мляника под
с..сной. Накл..няйся, не л..нись, З..мляничкой уг..стись.
13. Какие парные согласные пропущены? Бабу..ка теплые варе..ки вяжет.
Бабу..ка вечером ска..ку расскажет. О ры..ке золотой и о домике с трубой. О волшебном клу..ке и горячем пиро..ке.
14. Найди правильно вариант записи слова. Аннтена, анттена, аннтенна, антенна, анттенна, аннтенна.
15. Какое из данных слов проверочное. Тяжелый, тяжело, потяжелеть, тяжеловесный, тяжесть, тяжеленный.
16. Где приставка, а где предлог? (Вы) шел козленок (на) луг (по) гулять. (По) травке зеленой решил (по) скакать.
17. Какие слова следует писать с большой буквы? (м)арина огурцы (м)ариновала, (м)ила (м)алину перебирала, (м)алина (м)анила (м)арину и (м)илу, (М)арине и (м)иле (м)алина (м)ила.
18. Как будет во множественном числе? Стул – Чудо – Человек – Ухо – Ребенок –
19. В выделенных словах указать части речи.
Овес РОС медленно из-за прохладных утренних РОС.
20. Сколько в словах слогов? Ягоды, читаю, осень, дождь, трамвай, герои.