Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» (6 класс)
Рабочая программа «Я – гражданин России» составлена на основании плана внеурочной деятельности обучающихся 6 классов в соответствии нормативной базой ФГОС, с целями и задачами школы, запросами родителей.
Программа “Я – гражданин России” направлена на развитие и социальное и духовно-нравственное воспитание обучающихся на ступени основного общего образования.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
На реализацию программы в 6-х классах отводится 34 часов из расчёта 1 часа в неделю
Рабочая программа предусматривает проведение теоретических и практических учебных занятий. Количество часов аудиторных занятий не превышает 50% от общего количества занятий.
Цель программы:
формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания; воспитание патриотов России, граждан демократического государства.
Задачи:
формировать и развивать у ребенка чувство принадлежности к обществу, в котором он живет, любовь к родному краю;
формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств;
воспитывать толерантность, развивать способность к успешной социализации в обществе
Основные направления программы:
Я и я.
Задачи:
- формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Я и семья
Задачи:
- формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Я и планета
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Я и культура
Задачи:
-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Я и мое Отечество
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Планируемые результаты
- Ожидаемые воспитательные результаты Универсальные учебные действия
ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье;
нормами, нравственными неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к; человеку, находящемуся в трудной ситуации;- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Познавательные обще учебные действия
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с - использованием учебной литературы;
- Коммуникативные УУД
- умение общаться с другими людьми детьми и взрослым
- умение выражать свои мысли;
- управление действиями партнера (оценка, коррекция);
- использовать речь для регуляции своего действия.
- Регулятивные УУД
- оценка;
- коррекция.
- Личностные УУД
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- осознание ответственности за общее благополучие;
- развитие этических чувств;
- установка на здоровый образ жизни;
- самооценка.
Использование учебных пособий:
- «Я – гражданин России» Я.В. Соколова;
Intel. Обучение для будущего. – Intel, 2004.
Join Multimedia 2005. Winning projects. – Siemens AG, 2005.
Календарно-тематическое планирование.
№ занятия |
Тема занятия |
Содержание |
Домашнее задание |
|||
Я и я. |
||||||
1. |
Беседа «Кто я? Какой я?» |
Анкетирование, беседа с психологом. |
Мини-сочинение «Кто я? Какой я?» |
|||
2. |
Мое хобби. |
Защита презентаций о своих увлечениях. |
Оформление стенда. |
|||
3 |
Что такое личность. |
Беседа по теме. |
Работа со словарем, подбор высказываний о качествах личности. |
|||
4 |
Правила счастливого человека. |
Подготовка проекта. |
Заповеди счастливого человека. |
|||
5 |
«Можно» и «нельзя» в жизни. |
Деловая игра. |
Составить таблицу собственных «можно» и «нельзя». |
|||
Я и семья. |
||||||
6 |
Забота о родителях – дело совести каждого. |
Беседа с использованием наглядного материала, подготовка фотовыставки «Мои родители» |
Оформление фотовыставки. |
|||
7 |
Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью. |
Занятие – диспут. |
Памятки «Как быть хорошим сыном (дочерью)» |
|||
8 |
Семейные традиции. |
Экскурсия в библиотеку. |
Подготовить презентацию по теме. |
|||
9 |
Мои семейные обязанности. |
Проигрывание сюжетов. |
Составить перечень обязанностей в семье. |
|||
Я и планета. |
||||||
10. |
Я - житель планеты Земля. |
Круглый стол по экологии. |
Рисунки по теме (экологическая цепочка). |
|||
11 |
Мы в ответе за тех, кого приручили. |
Презентация домашних животных. |
Фотовыставка «Мои домашние животные. |
|||
12 |
«Берегите природу!» |
Конкурс экологических сказок. |
Экологическая сказка. |
|||
13 |
В гости к зеленой аптеке. |
Экскурсия в мед. учреждение |
Отзыв о посещении мед. учреждения. |
|||
14 |
В гости к зеленой аптеке. |
Экскурсия в мед. учреждение |
Отзыв о посещении мед. учреждения. |
|||
15 |
Природа в искусстве. |
Поэтический вечер. |
Подготовить выразительное чтение стихов, рассказов по теме. |
|||
16 |
Вот и зима к нам пришла. |
Экскурсия в природу. |
Мини-сочинение «Мои впечатления об экскурсии» |
|||
Я и культура. |
||||||
17 |
Как встречают Новый год в разных странах. |
Групповая защита своей страны. |
Презентация. |
|||
18 |
Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. |
Экскурсия в ДШИ |
Отзыв об экскурсии. |
|||
19 |
Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. |
Экскурсия в ДШИ |
Отзыв об экскурсии. |
|||
20 |
О красоте, моде и хорошем вкусе. |
Диспут |
Презентация. |
|||
21 |
Семь чудес света. |
Просмотр видеофильма, презентации. |
Презентация. |
|||
22 |
Знаешь ли ты страны мира. |
Вертушка. |
Отзыв о мероприятии. |
|||
23 |
Югра – наш родной край. |
Познавательная игра. |
Подготовить стихи, рисунки о родном крае. |
|||
24 |
Библиотека – наш друг и советчик. |
Экскурсия в городскую библиотеку. |
Нарисовать обложку к любимой книге. |
|||
25 |
Русские народные праздники. |
Экскурсия в музей русского быта |
Отзыв о мероприятии. |
|||
26 |
Русские народные праздники. |
Экскурсия в музей русского быта |
Презентация о русских народных праздниках. |
|||
Я и мое Отечество. |
||||||
27 |
Основной Закон жизни нашего государства. |
Беседа, презентация. |
Работа с информационными источниками. |
|||
28 |
Путешествие в страну Законию. |
Терминологическая викторина. |
Подготовка к викторине. |
|||
29 |
Наше право и наш интерес. |
Беседа с творческим заданием. |
Презентация. |
|||
30 |
Герои России. |
Игра-викторина. Работа в группах по мини-сообщениям. |
Подготовка мини-сообщений. |
|||
31 |
Поговорим о толерантности. |
Занятие-тренинг. |
Психологический портрет толерантного человека. |
|||
32 |
Победа деда – моя победа. |
Мини-проекты о своих героических родственниках. |
Подготовка мини-проектов. |
|||
33 |
Экскурсия к памятнику воинам-победителям. |
Возложение цветов к Вечному огню. |
||||
34 |
Города - герои. |
Защита презентаций. |
Презентация. |
|||
35 |
Я – гражданин России. |
Обобщающее занятие. Подведение итогов. |
Презентация. |