Рабочая программа по внеурочной деятельности по обществознанию «Я - Гражданин России»
Пояснительная записка к рабочей программе «Я – гражданин России»
Цель, задачи и статус программы
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях гражданско-патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения.
Программа курса «Я – гражданин России» направлена на формирование человека высокой нравственной культуры, гражданина, патриота, ориентированного на здоровый образ жизни, имеющего свои эстетические взгляды и идеалы, человека как творца и созидателя.
Предметом изучения программы является гражданское образование личности, которое направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность – совокупность способностей, позволяющих личности активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике.
Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Современная Россия нуждается в таком воспитании, основу которого составляют патриотическая идея, дух искания, ответственности и служения Отечеству.
Задачи курса:
- формирование нравственной и правовой культуры личности, развития у детей и подростков социальной активности, желания участвовать в преобразовании окружающей жизни и в социально значимых акциях; способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание чувства сопричастности к общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к другим и самому себе, к социальным нормам, приверженности общечеловеческим и национальным ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; развитие чувства ответственности за судьбу своего народа;
- освоение нравственных и правовых норм, регулирующих жизнь отдельного человека и общества в целом; основных ценностей и понятий гражданского общества; расширение общекультурного кругозора, формирование гражданской грамотности; знакомство с выдающимися гражданами родного края, России и мира, их вкладом в развитие демократических ценностей;
- овладение механизмами реализации и защиты прав человека и гражданина, умение участвовать в решении общих дел местного сообщества, своей страны и человечества в целом;
- формирование опыта применения знаний для решения задач в гражданско-общественной деятельности по преобразованию окружающего мира, в области межличностных отношений, в отношении между людьми разных поколений и различных национальностей.
Структура программы:
Программа включает три структурных компонента: пояснительную записку; темы и содержание уроков общения по разделам; требования к уровню подготовки выпускников.
Основные цели и задачи направления программы «Я – гражданин России»
Название раздела |
Цель раздела |
Задачи раздела |
«Закон и ответственность» |
Формирование политической и правовой культуры личности |
- формирование правового сознания учащихся; сообщение знаний о правах и обязанностях гражданина и человека; - воспитание уважения к законам; - формирование умения отстаивать свои права, не забывая о правах других; - воспитание сознательного отношения к своим обязанностям и правам; понимание своей роли в жизни общества; - развитие социально-правовой активности учащихся; практическое функционирование правовых норм. |
«Наша Родина – великая Россия» |
Воспитание патриотизма и гражданственности |
- воспитание любви и уважения к своему Отечеству, чувства гражданской и национальной гордости; - приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство российской и общечеловеческой культуры через изучение традиций, обычаев и обрядов своего народа; - воспитание чувства ответственности за судьбу своей страны. |
«Мы в обществе» |
Воспитание нравственной культуры (культуры чувств, отношений, общения, поведения) |
- воспитание толерантного отношения к другим людям; - усвоение норм этикета, культуры поведения и общения, культуры речи; - формирование коммуникативных качеств личности в общении с товарищами, родителями, взрослыми и т.д. |
«Твой трудовой старт» |
Воспитание трудолюбия в связи с обоснованным выбором профессии и специальности |
- ознакомить учащихся с различными профессиями; - формирование культуры труда; - формирование уважения к труду и результатам труда; - выработка умения соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности; - формирование ориентации на активную трудовую деятельность с учетом нравственных принципов и требований социальной справедливости. |
«Наш выбор - здоровый образ жизни» |
Развитие потребности в здоровом образе жизни |
- формирование сознательного и ответственного отношения к своему здоровью; - выработка привычек к занятиям зарядкой, закаливанием, физическим трудом, соблюдению режима дня, правил личной гигиены; - информирование о способах сохранения и укрепления собственного здоровья; - формирование общих представлений о разных заболеваниях и мерах их профилактики; - развитие интереса к спорту. |
«Наша толерантность» |
Укоренение духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества. |
- развитие черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность; - развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни; - развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их насильственными средствами. |
Форма организации работы по программе в основном коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Оценка эффективности реализации Программы:Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
Сформированность гражданских навыков:
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию.
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свобода человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан - гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
- отсутствие детей с девиантным поведением;
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
В учреждении, как в образовательной системе:
В образе выпускника:
- создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основы личности гражданина России.
Направление «Наша Родина – великая Россия»
5 класс «Удивительная страна Россия»
№п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ссылка на комплекс |
1. |
Удивительная страна Россия |
Устный журнал |
3, § 1 |
|
2. |
Наш государственный флаг, герб, гимн |
Игра-путешествие |
2 §4,5,6 |
|
3. |
Наша малая Родина |
Проект-защита |
3 §4 |
6 класс «Страна, которую мы любим»
№п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ссылка на комплекс |
1. |
Страна, которую мы любим |
Проект-защита |
1, § 1 |
|
2. |
Просторы и богатства России |
Устный журнал |
1 § 2 |
|
3. |
Наша Российская Федерация |
КТД |
3 §2 |
7 класс «Многонациональный российский народ»
№п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ссылка на комплекс |
1. |
Многонациональный российский народ |
Фото экскурсия |
1, § 3 |
|
2. |
Дружелюбие россиян |
Урок-пресс-конференция |
1 § 4 |
|
3. |
Твоя гражданственность |
беседа |
3 §5 |
8 класс «Мы живем в федерации»
№п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ссылка на комплекс |
1. |
Мы живем в федерации |
Вечер общения |
2 § 3 |
|
2. |
Суверенитет нашей страны |
Семинар |
10 § 1 |
|
3. |
Наш президент |
Урок-пресс-конференция |
10 §2 |
|
4 |
Наше правительство и парламент |
Беседа |
10 §3,4 |
9 класс «Мы - патриоты России»
№п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ссылка на комплекс |
1. |
Мы – патриоты России |
Круглый стол |
1 § 6 |
|
2. |
Действовать для Родины |
Социальный проект |
3 § 6 |
Направление «Закон и ответственность»
5 класс «Зачем человеку права»
№п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ссылка на комплекс |
1. |
О моральных и правовых нормах |
Беседа |
14 § 1 |
|
2. |
Зачем человеку права? |
Диспут |
14 § 2 |
|
3. |
Ребенок и его права |
Проект - защита |
14 § 3 |
|
4 |
Наше равноправие |
Урок - игра |
14§ 4 |
6 класс «Наше право»
№п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ссылка на комплекс |
1. |
Российская Конституция и наши права |
Проект- защита |
4 § 1 |
|
2. |
Наше право на жизнь и охрану здоровья |
Урок-презентация |
4 § 2 |
|
3. |
Наше право на свободу и неприкосновенность |
Урок-презентация |
4 § 3 |
|
4 |
Наше право на личную жизнь |
Урок-презентация |
4§ 4 |
|
5. |
Наше право на защиту чести и достоинства |
Урок-презентация |
4§ 5 |
|
6. |
Свобода нашего передвижения |
Урок-презентация |
4§6 |
7 класс «Обязанность и ответственность»
№п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ссылка на комплекс |
1. |
Об обязанностях и ответственности |
Вечер общения |
14 § 5 |
|
2. |
Действовать – наше право и обязанность |
Круглый стол |
14 § 6 |
|
3. |
Наши культурные права |
Урок-презентация |
5 §3 |
|
4 |
Мы и охрана природы |
Игра-путешествие |
5§6 |
8 класс «Мораль и закон»
№п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ссылка на комплекс |
1. |
Мораль и закон |
Беседа |
8 § 1 |
|
2. |
Аморализм и правонарушения |
Беседа |
8 § 2 |
|
3. |
Что такое вина, что такое ответственность |
Диспут |
8§3,4 |
|
4 |
Что такое наказание |
Круглый стол |
8§5 |
|
5. |
Безнаказанность – причина преступлений |
Дебаты |
8§6 |
9 класс «Наши права и обязанности»
№п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ссылка на комплекс |
1. |
Мы будущие избиратели |
Творческая лаборатория |
5 § 1 |
|
2. |
Наши экономические права |
Урок-презентация |
5 § 2 |
|
3. |
Защита Отечества – наш священный долг |
Устный журнал |
5§4 |
|
4 |
Мы будущие налогоплательщики |
Дискуссия |
5§5 |
Направление «Твой трудовой старт»
8 класс «Твой трудовой старт»
№п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ссылка на комплекс |
1. |
Твой старт: в жизни, как в спорте |
Круглый стол |
9 § 1 |
|
2. |
Твое первое трудоустройство |
Вечер общения |
9§2 |
|
3. |
Твой профессионализм |
Игра-путешествие |
9§3 |
9 класс «Твоя надежная профессия»
№п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ссылка на комплекс |
1. |
Твоя надежная профессия |
Вечер общения |
9 § 4 |
|
2. |
Твой будущий заработок |
Деловая игра |
9§5 |
|
3. |
Твой будущий достаток |
Дискуссия |
9§6 |
Направление «Наш выбор здоровый образ жизни»
5 класс «Наше здоровье»
№п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ссылка на комплекс |
1. |
О жизни и смерти |
Беседа |
6 § 1 |
|
2. |
Наше здоровье |
Игра-путешествие |
6§2 |
6 класс «Человек и его здоровье»
№п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ссылка на комплекс |
1. |
Человек и его здоровье |
Круглый стол |
7 § 1 |
|
2. |
Коварные враги здоровья |
Урок-суд |
7§2 |
7 класс «Наш выбор»
№п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ссылка на комплекс |
1. |
Ваш выбор: радости или страдания |
Дебаты |
7 § 4, ЗОЖ Воронеж |
|
2. |
Ваш выбор: красота или уродство |
Дебаты |
7§5, ЗОЖ Воронеж |
|
3. |
Ваш выбор: сила или слабость |
Диспут |
7§ 6, ЗОЖ Воронеж |
8 класс «Коварные враги здоровья»
№п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ссылка на комплекс |
1. |
Курение и здравомыслие |
Урок-суд |
6§3, ЗОЖ Воронеж |
|
2. |
Алкоголь – губитель судеб |
Урок-суд |
6§4, ЗОЖ Вороне |
|
3. |
Кто угрожает нашему здоровью? |
Круглый стол |
§ 4 ЗОЖ Воронеж |
9 класс «О жизни и смерти»
№п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ссылка на комплекс |
1. |
Правонарушения – дорога в пропасть |
Урок-пресс-конференция |
6§6, ЗОЖ Воронеж |
|
2. |
Токсикомания и наркомания – виды самоубийств |
диспут |
6§45 ЗОЖ Вороне |
|
3. |
О ВИЧ – инфекции и СПИДе |
Урок пресс-конференция |
7§3, ЗОЖ Воронеж |
Направление «Мы в обществе»
5 класс «Человек в семье»
№п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ссылка на комплекс |
1. |
Человек в семье |
Семейные посиделки |
13§3 |
|
2. |
Твое общение в школе |
Беседа |
13§5 |
6 класс «Человек среди людей»
№п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ссылка на комплекс |
1. |
Человек среди людей |
Творческая лаборатория |
13§1 |
|
2. |
Что такое гражданское общество? |
беседа |
13§2 |
7 класс «Человек в неформальной группе»
№п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ссылка на комплекс |
1. |
Человек в неформальной группе |
Семинар-практикум |
13§6 |
|
2. |
Благополучие семьи |
Проект-защита |
13§4 |
8 класс «Познавать и улучшать себя»
№п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ссылка на комплекс |
1. |
Познавать и улучшать себя |
Семинар-практикум |
11§1 |
|
2. |
Честь |
Круглый стол |
11§2 |
|
3. |
Совесть |
Круглый стол |
11§3 |
9 класс «Познавать и улучшать себя»
№п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ссылка на комплекс |
1. |
Доброта и гуманность |
Творческая лаборатория |
11§4 |
|
2. |
Жадность |
Диспут |
11§5 |
|
3. |
Зависть |
беседа |
11§6 |
|
4 |
Злобность и жестокость |
Дебаты |
11§7 |
Направление «Наша толерантность»
5 класс «Наша толерантность»
№п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ссылка на комплекс |
1. |
Наша толерантность |
КТД |
1§5 |
|
2. |
Вымогательство и «школьный» терроризм |
беседа |
15§4 |
6 класс «Мы против экстремизма»
№п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ссылка на комплекс |
1. |
Что такое экстремизм? |
Беседа |
12§1 |
|
2. |
Кто такие экстремисты? |
Урок-презентация |
12§2 |
|
3. |
Вред и опасность ксенофобии |
беседа |
12§3 |
7 класс «Мы против экстремизма»
№п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ссылка на комплекс |
1. |
Современные вандалы |
Урок - суд |
12§4 |
|
2. |
Фанатизм и «фанаты» |
Дебаты |
12§6 |
8 класс «Антитеррор»
№п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ссылка на комплекс |
1. |
Религиозный экстремизм |
Беседа |
12§5 |
|
2. |
Что такое терроризм? |
Урок-пресс-конференция |
15§1 |
9 класс «Мы против терроризма»
№п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ссылка на комплекс |
1. |
Чего добиваются террористы? |
Круглый стол |
15§2 |
|
2. |
Захват заложников |
Урок-презентация |
15§3 |
|
3. |
Граждане против терроризма |
Урок-митинг |
15§5 |
Планируемые результаты обучения
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир:
* формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
* воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения и толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
* понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
* формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
* владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
* овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
* овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
* освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
* умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
* осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
* использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
* расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образ.
Тематическое планирование учебного материала
Темы занятий |
Кол-во часов |
1.Введение |
1 |
2.Удивительная страна -Россия |
5 |
3.Страна ,которую мы любим |
7 |
4.Зачем человеку права |
4 |
5.Наше здоровье |
4 |
6.Человек в семье |
5 |
7.Наша толерантность |
5 |
8.Итоговое занятие |
3 |
итого |
34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5класс
№ п/п |
Тема урока
|
Часы |
По плану |
Факт |
Характеристика основных видов деятельности ученика на уровне учебных действий |
Домашнее задание
|
||
предметные |
личностные |
метапредметные |
||||||
1
|
Введение.
|
1
|
|
|
|
|
|
|
2-4. |
Наш государственный флаг, гимн.герб |
3 |
|
|
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. |
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. |
Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. |
Подобрать пословицы и поговорки на темы ,связанные с Родиной.
|
5-6 |
Наша малая родина |
2 |
|
|
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. |
Анализировать свои и чужие высказывания о родине , сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину за унижение роли родины. |
Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. |
Подготовить сообщение о малой родине, великих людей.
|
7-10. |
Просторы и богатства России. Многонациональный российский народ .Дружелюбие россиян. |
4 |
|
|
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. |
Анализировать свои и чужие поступки о стране.Чувствовать ответственность за свои действия по отношению к своей стране. . |
Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. |
Ответить на вопросы.
|
11-13. |
Мы –патриоты России |
3 |
|
|
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. |
Анализировать свои и чужие поступки , сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек должен гордится по отношению к своей Родине.. |
Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. |
Подготовить сообщения о людях ,тружениках-славных дел.
|
14-17. |
О моральных и правовых нормах. Зачем человеку права. Ребёнок и его права. Наше равноправие. |
4 |
|
|
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. |
Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. |
Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. |
Объяснить значение пословиц.
|
18-21 |
.О жизни и смерти .Наше здоровье ..Курение и здравомыслие. Алкаголь –губитель судеб. |
4 |
|
|
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. |
Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. |
Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. |
Подобрать пословицы и поговорки о вреде курения и употреблении алкоголя
|
22-26. |
Человек в семье. Что такое гражданское общество. Благополучие семьи. Человек среди людей. |
5 |
|
|
Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. |
Выступать перед аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). |
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. |
Готовить проекты.
|
27-31. |
Что такое терроризм. Чего добиваются террористы Захват заложников. .Вымогательство и школьный терроризм. граждане против терроризма. |
5 |
|
|
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. |
Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. |
Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. |
Ответить на вопрос, сообщение о терроризме.
|
32-34 |
Итоговые занятия: «Удивительная страна Россия» «Действовать для Родины».»Мораль и закон»
|
3 |
|
|
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. |
Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. |
Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации |
Подобрать примеры произведений народов России о нравственных качествах человека.
|
Использованная литература
- Соколов Я.В. Закон и от ветственность: книга для учащихся. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
- Соколов Я.В. Гражданин России: Наши права и обязанность. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
- Соколов Я.В. Гражданин России: Наши права и свободы. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
- Соколов Я.В. Жизнь дается один раз. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
- Соколов Я.В. Россия - наш общий дом. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
- Соколов Я.В. Наше государство и его символы. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
- Соколов Я.В. Мы – граждане независимой России. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
- Соколов Я.В. Наш выбор – здоровый образ жизни. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
- Соколов Я.В. Мы - против экстремизма. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
- Соколов Я.В. Наши права и ответственность. - М.: НМЦ «Гражданин»,2010.
- Соколов Я.В. Твой трудовой старт. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
- Соколов Я.В. Наша Родина – великая Россия. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
- Соколов Я.В. Достоинства и недостатки человека. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
- Соколов Я.В. Мы в обществе. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
- Соколов Я.В. Наш выбор: здоровый образ жизни. Пособие для уч-ся 7-9 классов школ Воронежской области. – М.: НМЦ «Гражданин», 2010.