12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Чирков Аркадий Александрович49 Россия, Кировская обл. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности по обществознанию «Я - Гражданин России»
Пояснительная записка к рабочей программе «Я – гражданин России»
Цель, задачи и статус программы
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях гражданско-патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения.
Программа курса «Я – гражданин России» направлена на формирование человека высокой нравственной культуры, гражданина, патриота, ориентированного на здоровый образ жизни, имеющего свои эстетические взгляды и идеалы, человека как творца и созидателя.
Предметом изучения программы является гражданское образование личности, которое направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность – совокупность способностей, позволяющих личности активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике.
Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Современная Россия нуждается в таком воспитании, основу которого составляют патриотическая идея, дух искания, ответственности и служения Отечеству.
Задачи курса:
- формирование нравственной и правовой культуры личности, развития у детей и подростков социальной активности, желания участвовать в преобразовании окружающей жизни и в социально значимых акциях; способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание чувства сопричастности к общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к другим и самому себе, к социальным нормам, приверженности общечеловеческим и национальным ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; развитие чувства ответственности за судьбу своего народа;
- освоение нравственных и правовых норм, регулирующих жизнь отдельного человека и общества в целом; основных ценностей и понятий гражданского общества; расширение общекультурного кругозора, формирование гражданской грамотности; знакомство с выдающимися гражданами родного края, России и мира, их вкладом в развитие демократических ценностей;
- овладение механизмами реализации и защиты прав человека и гражданина, умение участвовать в решении общих дел местного сообщества, своей страны и человечества в целом;
- формирование опыта применения знаний для решения задач в гражданско-общественной деятельности по преобразованию окружающего мира, в области межличностных отношений, в отношении между людьми разных поколений и различных национальностей.
Структура программы:
Программа включает три структурных компонента: пояснительную записку; темы и содержание уроков общения по разделам; требования к уровню подготовки выпускников.
Основные цели и задачи направления программы «Я – гражданин России»
Название раздела | Цель раздела | Задачи раздела |
«Закон и ответственность» | Формирование политической и правовой культуры личности | - формирование правового сознания учащихся; сообщение знаний о правах и обязанностях гражданина и человека; - воспитание уважения к законам; - формирование умения отстаивать свои права, не забывая о правах других; - воспитание сознательного отношения к своим обязанностям и правам; понимание своей роли в жизни общества; - развитие социально-правовой активности учащихся; практическое функционирование правовых норм. |
«Наша Родина – великая Россия» | Воспитание патриотизма и гражданственности | - воспитание любви и уважения к своему Отечеству, чувства гражданской и национальной гордости; - приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство российской и общечеловеческой культуры через изучение традиций, обычаев и обрядов своего народа; - воспитание чувства ответственности за судьбу своей страны. |
«Мы в обществе» | Воспитание нравственной культуры (культуры чувств, отношений, общения, поведения) | - воспитание толерантного отношения к другим людям; - усвоение норм этикета, культуры поведения и общения, культуры речи; - формирование коммуникативных качеств личности в общении с товарищами, родителями, взрослыми и т.д. |
«Твой трудовой старт» | Воспитание трудолюбия в связи с обоснованным выбором профессии и специальности | - ознакомить учащихся с различными профессиями; - формирование культуры труда; - формирование уважения к труду и результатам труда; - выработка умения соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности; - формирование ориентации на активную трудовую деятельность с учетом нравственных принципов и требований социальной справедливости. |
«Наш выбор - здоровый образ жизни» | Развитие потребности в здоровом образе жизни | - формирование сознательного и ответственного отношения к своему здоровью; - выработка привычек к занятиям зарядкой, закаливанием, физическим трудом, соблюдению режима дня, правил личной гигиены; - информирование о способах сохранения и укрепления собственного здоровья; - формирование общих представлений о разных заболеваниях и мерах их профилактики; - развитие интереса к спорту. |
«Наша толерантность» | Укоренение духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества. | - развитие черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность; - развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни; - развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их насильственными средствами. |
Форма организации работы по программе в основном коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Оценка эффективности реализации Программы:Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
Сформированность гражданских навыков:
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию.
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свобода человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан - гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
- отсутствие детей с девиантным поведением;
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
В учреждении, как в образовательной системе:
В образе выпускника:
- создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основы личности гражданина России.
Направление «Наша Родина – великая Россия»
5 класс «Удивительная страна Россия»
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Форма проведения | Ссылка на комплекс |
1. | Удивительная страна Россия | Устный журнал | 3, § 1 | |
2. | Наш государственный флаг, герб, гимн | Игра-путешествие | 2 §4,5,6 | |
3. | Наша малая Родина | Проект-защита | 3 §4 |
6 класс «Страна, которую мы любим»
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Форма проведения | Ссылка на комплекс |
1. | Страна, которую мы любим | Проект-защита | 1, § 1 | |
2. | Просторы и богатства России | Устный журнал | 1 § 2 | |
3. | Наша Российская Федерация | КТД | 3 §2 |
7 класс «Многонациональный российский народ»
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Форма проведения | Ссылка на комплекс |
1. | Многонациональный российский народ | Фото экскурсия | 1, § 3 | |
2. | Дружелюбие россиян | Урок-пресс-конференция | 1 § 4 | |
3. | Твоя гражданственность | беседа | 3 §5 |
8 класс «Мы живем в федерации»
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Форма проведения | Ссылка на комплекс |
1. | Мы живем в федерации | Вечер общения | 2 § 3 | |
2. | Суверенитет нашей страны | Семинар | 10 § 1 | |
3. | Наш президент | Урок-пресс-конференция | 10 §2 | |
4 | Наше правительство и парламент | Беседа | 10 §3,4 |
9 класс «Мы - патриоты России»
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Форма проведения | Ссылка на комплекс |
1. | Мы – патриоты России | Круглый стол | 1 § 6 | |
2. | Действовать для Родины | Социальный проект | 3 § 6 |
Направление «Закон и ответственность»
5 класс «Зачем человеку права»
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Форма проведения | Ссылка на комплекс |
1. | О моральных и правовых нормах | Беседа | 14 § 1 | |
2. | Зачем человеку права? | Диспут | 14 § 2 | |
3. | Ребенок и его права | Проект - защита | 14 § 3 | |
4 | Наше равноправие | Урок - игра | 14§ 4 |
6 класс «Наше право»
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Форма проведения | Ссылка на комплекс |
1. | Российская Конституция и наши права | Проект- защита | 4 § 1 | |
2. | Наше право на жизнь и охрану здоровья | Урок-презентация | 4 § 2 | |
3. | Наше право на свободу и неприкосновенность | Урок-презентация | 4 § 3 | |
4 | Наше право на личную жизнь | Урок-презентация | 4§ 4 | |
5. | Наше право на защиту чести и достоинства | Урок-презентация | 4§ 5 | |
6. | Свобода нашего передвижения | Урок-презентация | 4§6 |
7 класс «Обязанность и ответственность»
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Форма проведения | Ссылка на комплекс |
1. | Об обязанностях и ответственности | Вечер общения | 14 § 5 | |
2. | Действовать – наше право и обязанность | Круглый стол | 14 § 6 | |
3. | Наши культурные права | Урок-презентация | 5 §3 | |
4 | Мы и охрана природы | Игра-путешествие | 5§6 |
8 класс «Мораль и закон»
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Форма проведения | Ссылка на комплекс |
1. | Мораль и закон | Беседа | 8 § 1 | |
2. | Аморализм и правонарушения | Беседа | 8 § 2 | |
3. | Что такое вина, что такое ответственность | Диспут | 8§3,4 | |
4 | Что такое наказание | Круглый стол | 8§5 | |
5. | Безнаказанность – причина преступлений | Дебаты | 8§6 |
9 класс «Наши права и обязанности»
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Форма проведения | Ссылка на комплекс |
1. | Мы будущие избиратели | Творческая лаборатория | 5 § 1 | |
2. | Наши экономические права | Урок-презентация | 5 § 2 | |
3. | Защита Отечества – наш священный долг | Устный журнал | 5§4 | |
4 | Мы будущие налогоплательщики | Дискуссия | 5§5 |
Направление «Твой трудовой старт»
8 класс «Твой трудовой старт»
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Форма проведения | Ссылка на комплекс |
1. | Твой старт: в жизни, как в спорте | Круглый стол | 9 § 1 | |
2. | Твое первое трудоустройство | Вечер общения | 9§2 | |
3. | Твой профессионализм | Игра-путешествие | 9§3 |
9 класс «Твоя надежная профессия»
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Форма проведения | Ссылка на комплекс |
1. | Твоя надежная профессия | Вечер общения | 9 § 4 | |
2. | Твой будущий заработок | Деловая игра | 9§5 | |
3. | Твой будущий достаток | Дискуссия | 9§6 |
Направление «Наш выбор здоровый образ жизни»
5 класс «Наше здоровье»
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Форма проведения | Ссылка на комплекс |
1. | О жизни и смерти | Беседа | 6 § 1 | |
2. | Наше здоровье | Игра-путешествие | 6§2 |
6 класс «Человек и его здоровье»
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Форма проведения | Ссылка на комплекс |
1. | Человек и его здоровье | Круглый стол | 7 § 1 | |
2. | Коварные враги здоровья | Урок-суд | 7§2 |
7 класс «Наш выбор»
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Форма проведения | Ссылка на комплекс |
1. | Ваш выбор: радости или страдания | Дебаты | 7 § 4, ЗОЖ Воронеж | |
2. | Ваш выбор: красота или уродство | Дебаты | 7§5, ЗОЖ Воронеж | |
3. | Ваш выбор: сила или слабость | Диспут | 7§ 6, ЗОЖ Воронеж |
8 класс «Коварные враги здоровья»
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Форма проведения | Ссылка на комплекс |
1. | Курение и здравомыслие | Урок-суд | 6§3, ЗОЖ Воронеж | |
2. | Алкоголь – губитель судеб | Урок-суд | 6§4, ЗОЖ Вороне | |
3. | Кто угрожает нашему здоровью? | Круглый стол | § 4 ЗОЖ Воронеж |
9 класс «О жизни и смерти»
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Форма проведения | Ссылка на комплекс |
1. | Правонарушения – дорога в пропасть | Урок-пресс-конференция | 6§6, ЗОЖ Воронеж | |
2. | Токсикомания и наркомания – виды самоубийств | диспут | 6§45 ЗОЖ Вороне | |
3. | О ВИЧ – инфекции и СПИДе | Урок пресс-конференция | 7§3, ЗОЖ Воронеж |
Направление «Мы в обществе»
5 класс «Человек в семье»
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Форма проведения | Ссылка на комплекс |
1. | Человек в семье | Семейные посиделки | 13§3 | |
2. | Твое общение в школе | Беседа | 13§5 |
6 класс «Человек среди людей»
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Форма проведения | Ссылка на комплекс |
1. | Человек среди людей | Творческая лаборатория | 13§1 | |
2. | Что такое гражданское общество? | беседа | 13§2 |
7 класс «Человек в неформальной группе»
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Форма проведения | Ссылка на комплекс |
1. | Человек в неформальной группе | Семинар-практикум | 13§6 | |
2. | Благополучие семьи | Проект-защита | 13§4 |
8 класс «Познавать и улучшать себя»
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Форма проведения | Ссылка на комплекс |
1. | Познавать и улучшать себя | Семинар-практикум | 11§1 | |
2. | Честь | Круглый стол | 11§2 | |
3. | Совесть | Круглый стол | 11§3 |
9 класс «Познавать и улучшать себя»
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Форма проведения | Ссылка на комплекс |
1. | Доброта и гуманность | Творческая лаборатория | 11§4 | |
2. | Жадность | Диспут | 11§5 | |
3. | Зависть | беседа | 11§6 | |
4 | Злобность и жестокость | Дебаты | 11§7 |
Направление «Наша толерантность»
5 класс «Наша толерантность»
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Форма проведения | Ссылка на комплекс |
1. | Наша толерантность | КТД | 1§5 | |
2. | Вымогательство и «школьный» терроризм | беседа | 15§4 |
6 класс «Мы против экстремизма»
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Форма проведения | Ссылка на комплекс |
1. | Что такое экстремизм? | Беседа | 12§1 | |
2. | Кто такие экстремисты? | Урок-презентация | 12§2 | |
3. | Вред и опасность ксенофобии | беседа | 12§3 |
7 класс «Мы против экстремизма»
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Форма проведения | Ссылка на комплекс |
1. | Современные вандалы | Урок - суд | 12§4 | |
2. | Фанатизм и «фанаты» | Дебаты | 12§6 |
8 класс «Антитеррор»
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Форма проведения | Ссылка на комплекс |
1. | Религиозный экстремизм | Беседа | 12§5 | |
2. | Что такое терроризм? | Урок-пресс-конференция | 15§1 |
9 класс «Мы против терроризма»
№п/п | Мероприятие | Дата проведения | Форма проведения | Ссылка на комплекс |
1. | Чего добиваются террористы? | Круглый стол | 15§2 | |
2. | Захват заложников | Урок-презентация | 15§3 | |
3. | Граждане против терроризма | Урок-митинг | 15§5 |
Планируемые результаты обучения
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир:
* формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
* воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения и толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
* понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
* формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
* владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
* овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
* овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
* освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
* умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
* осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
* использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
* расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образ.
Тематическое планирование учебного материала
Темы занятий | Кол-во часов |
1.Введение | 1 |
2.Удивительная страна -Россия | 5 |
3.Страна ,которую мы любим | 7 |
4.Зачем человеку права | 4 |
5.Наше здоровье | 4 |
6.Человек в семье | 5 |
7.Наша толерантность | 5 |
8.Итоговое занятие | 3 |
итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5класс
№ п/п | Тема урока
| Часы | По плану | Факт | Характеристика основных видов деятельности ученика на уровне учебных действий | Домашнее задание
| ||
предметные | личностные | метапредметные | ||||||
1
| Введение.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
2-4. | Наш государственный флаг, гимн.герб | 3 |
|
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Подобрать пословицы и поговорки на темы ,связанные с Родиной.
|
5-6 | Наша малая родина | 2 |
|
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие высказывания о родине , сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину за унижение роли родины. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | Подготовить сообщение о малой родине, великих людей.
|
7-10. | Просторы и богатства России. Многонациональный российский народ .Дружелюбие россиян. | 4 |
|
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки о стране.Чувствовать ответственность за свои действия по отношению к своей стране. . | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Ответить на вопросы.
|
11-13. | Мы –патриоты России | 3 |
|
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки , сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек должен гордится по отношению к своей Родине.. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Подготовить сообщения о людях ,тружениках-славных дел.
|
14-17. | О моральных и правовых нормах. Зачем человеку права. Ребёнок и его права. Наше равноправие. | 4 |
|
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Объяснить значение пословиц.
|
18-21 | .О жизни и смерти .Наше здоровье ..Курение и здравомыслие. Алкаголь –губитель судеб. | 4 |
|
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | Подобрать пословицы и поговорки о вреде курения и употреблении алкоголя
|
22-26. | Человек в семье. Что такое гражданское общество. Благополучие семьи. Человек среди людей. | 5 |
|
| Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. | Выступать перед аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Готовить проекты.
|
27-31. | Что такое терроризм. Чего добиваются террористы Захват заложников. .Вымогательство и школьный терроризм. граждане против терроризма. | 5 |
|
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | Ответить на вопрос, сообщение о терроризме.
|
32-34 | Итоговые занятия: «Удивительная страна Россия» «Действовать для Родины».»Мораль и закон»
| 3 |
|
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации | Подобрать примеры произведений народов России о нравственных качествах человека.
|
Использованная литература
- Соколов Я.В. Закон и от ветственность: книга для учащихся. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
- Соколов Я.В. Гражданин России: Наши права и обязанность. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
- Соколов Я.В. Гражданин России: Наши права и свободы. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
- Соколов Я.В. Жизнь дается один раз. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
- Соколов Я.В. Россия - наш общий дом. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
- Соколов Я.В. Наше государство и его символы. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
- Соколов Я.В. Мы – граждане независимой России. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
- Соколов Я.В. Наш выбор – здоровый образ жизни. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
- Соколов Я.В. Мы - против экстремизма. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
- Соколов Я.В. Наши права и ответственность. - М.: НМЦ «Гражданин»,2010.
- Соколов Я.В. Твой трудовой старт. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
- Соколов Я.В. Наша Родина – великая Россия. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
- Соколов Я.В. Достоинства и недостатки человека. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
- Соколов Я.В. Мы в обществе. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
- Соколов Я.В. Наш выбор: здоровый образ жизни. Пособие для уч-ся 7-9 классов школ Воронежской области. – М.: НМЦ «Гражданин», 2010.