Рабочая программа по внеурочной деятельности по обществознанию «Я - Гражданин России»

4
0
Материал опубликован 31 July 2016

Пояснительная записка к рабочей программе «Я – гражданин России»

Цель, задачи и статус программы

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях гражданско-патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения.

Программа курса «Я – гражданин России» направлена на формирование человека высокой нравственной культуры, гражданина, патриота, ориентированного на здоровый образ жизни, имеющего свои эстетические взгляды и идеалы, человека как творца и созидателя.

Предметом изучения программы является гражданское образование личности, которое направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность – совокупность способностей, позволяющих личности активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике.

Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Современная Россия нуждается в таком воспитании, основу которого составляют патриотическая идея, дух искания, ответственности и служения Отечеству.

Задачи курса:

- формирование нравственной и правовой культуры личности, развития у детей и подростков социальной активности, желания участвовать в преобразовании окружающей жизни и в социально значимых акциях; способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание чувства сопричастности к общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к другим и самому себе, к социальным нормам, приверженности общечеловеческим и национальным ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; развитие чувства ответственности за судьбу своего народа;

- освоение нравственных и правовых норм, регулирующих жизнь отдельного человека и общества в целом; основных ценностей и понятий гражданского общества; расширение общекультурного кругозора, формирование гражданской грамотности; знакомство с выдающимися гражданами родного края, России и мира, их вкладом в развитие демократических ценностей;

- овладение механизмами реализации и защиты прав человека и гражданина, умение участвовать в решении общих дел местного сообщества, своей страны и человечества в целом;

- формирование опыта применения знаний для решения задач в гражданско-общественной деятельности по преобразованию окружающего мира, в области межличностных отношений, в отношении между людьми разных поколений и различных национальностей.

Структура программы:

Программа включает три структурных компонента: пояснительную записку; темы и содержание уроков общения по разделам; требования к уровню подготовки выпускников.

Основные цели и задачи направления программы «Я – гражданин России»

Название раздела

Цель раздела

Задачи раздела

«Закон и ответственность»

Формирование политической и правовой культуры личности

- формирование правового сознания учащихся; сообщение знаний о правах и обязанностях гражданина и человека;

- воспитание уважения к законам;

- формирование умения отстаивать свои права, не забывая о правах других;

- воспитание сознательного отношения к своим обязанностям и правам; понимание своей роли в жизни общества;

- развитие социально-правовой активности учащихся; практическое функционирование правовых норм.

«Наша Родина – великая Россия»

Воспитание патриотизма и гражданственности

- воспитание любви и уважения к своему Отечеству, чувства гражданской и национальной гордости;

- приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство российской и общечеловеческой культуры через изучение традиций, обычаев и обрядов своего народа;

- воспитание чувства ответственности за судьбу своей страны.

«Мы в обществе»

Воспитание нравственной культуры (культуры чувств, отношений, общения, поведения)

- воспитание толерантного отношения к другим людям;

- усвоение норм этикета, культуры поведения и общения, культуры речи;

- формирование коммуникативных качеств личности в общении с товарищами, родителями, взрослыми и т.д.

«Твой трудовой старт»

Воспитание трудолюбия в связи с обоснованным выбором профессии и специальности

- ознакомить учащихся с различными профессиями;

- формирование культуры труда;

- формирование уважения к труду и результатам труда;

- выработка умения соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности;

- формирование ориентации на активную трудовую деятельность с учетом нравственных принципов и требований социальной справедливости.

«Наш выбор - здоровый образ жизни»

Развитие потребности в здоровом образе жизни

- формирование сознательного и ответственного отношения к своему здоровью;

- выработка привычек к занятиям зарядкой, закаливанием, физическим трудом, соблюдению режима дня, правил личной гигиены;

- информирование о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;

- формирование общих представлений о разных заболеваниях и мерах их профилактики;

- развитие интереса к спорту.

«Наша толерантность»

Укоренение духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества.

- развитие черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность;

- развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни;

- развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их насильственными средствами.

Форма реализации Программы:

Форма организации работы по программе в основном коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Оценка эффективности реализации Программы:

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

Сформированность гражданских навыков:

Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
  • умение принимать и защищать свои решения;
  • готовность к участию в общественных делах;
  • готовность к образованию.
  • патриотизм и любовь к Родине;
  • права и свобода человека и гражданина;
  • символика Российской Федерации;
  • национальное самосознание;
  • уважение чести и достоинства других граждан - гражданственность.

Количественные параметры:

  • включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
  • качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
  • отсутствие детей с девиантным поведением;
  • участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
  • проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

В учреждении, как в образовательной системе:

В образе выпускника:

  • создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
  • вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
  • в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основы личности гражданина России.

Направление «Наша Родина – великая Россия»

5 класс «Удивительная страна Россия»

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Форма проведения

Ссылка на комплекс

1.

Удивительная страна Россия

 

Устный журнал

3, § 1

2.

Наш государственный флаг, герб, гимн

 

Игра-путешествие

2 §4,5,6

3.

Наша малая Родина

 

Проект-защита

3 §4

6 класс «Страна, которую мы любим»

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Форма проведения

Ссылка на комплекс

1.

Страна, которую мы любим

 

Проект-защита

1, § 1

2.

Просторы и богатства России

 

Устный журнал

1 § 2

3.

Наша Российская Федерация

 

КТД

3 §2

7 класс «Многонациональный российский народ»

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Форма проведения

Ссылка на комплекс

1.

Многонациональный российский народ

 

Фото экскурсия

1, § 3

2.

Дружелюбие россиян

 

Урок-пресс-конференция

1 § 4

3.

Твоя гражданственность

 

беседа

3 §5

8 класс «Мы живем в федерации»

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Форма проведения

Ссылка на комплекс

1.

Мы живем в федерации

 

Вечер общения

2 § 3

2.

Суверенитет нашей страны

 

Семинар

10 § 1

3.

Наш президент

 

Урок-пресс-конференция

10 §2

4

Наше правительство и парламент

 

Беседа

10 §3,4

9 класс «Мы - патриоты России»

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Форма проведения

Ссылка на комплекс

1.

Мы – патриоты России

 

Круглый стол

1 § 6

2.

Действовать для Родины

 

Социальный проект

3 § 6

Направление «Закон и ответственность»

5 класс «Зачем человеку права»

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Форма проведения

Ссылка на комплекс

1.

О моральных и правовых нормах

 

Беседа

14 § 1

2.

Зачем человеку права?

 

Диспут

14 § 2

3.

Ребенок и его права

 

Проект - защита

14 § 3

4

Наше равноправие

 

Урок - игра

14§ 4

6 класс «Наше право»

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Форма проведения

Ссылка на комплекс

1.

Российская Конституция и наши права

 

Проект- защита

4 § 1

2.

Наше право на жизнь и охрану здоровья

 

Урок-презентация

4 § 2

3.

Наше право на свободу и неприкосновенность

 

Урок-презентация

4 § 3

4

Наше право на личную жизнь

 

Урок-презентация

4§ 4

5.

Наше право на защиту чести и достоинства

 

Урок-презентация

4§ 5

6.

Свобода нашего передвижения

 

Урок-презентация

4§6

7 класс «Обязанность и ответственность»

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Форма проведения

Ссылка на комплекс

1.

Об обязанностях и ответственности

 

Вечер общения

14 § 5

2.

Действовать – наше право и обязанность

 

Круглый стол

14 § 6

3.

Наши культурные права

 

Урок-презентация

5 §3

4

Мы и охрана природы

 

Игра-путешествие

5§6

8 класс «Мораль и закон»

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Форма проведения

Ссылка на комплекс

1.

Мораль и закон

 

Беседа

8 § 1

2.

Аморализм и правонарушения

 

Беседа

8 § 2

3.

Что такое вина, что такое ответственность

 

Диспут

8§3,4

4

Что такое наказание

 

Круглый стол

8§5

5.

Безнаказанность – причина преступлений

 

Дебаты

8§6


9 класс «Наши права и обязанности»

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Форма проведения

Ссылка на комплекс

1.

Мы будущие избиратели

 

Творческая лаборатория

5 § 1

2.

Наши экономические права

 

Урок-презентация

5 § 2

3.

Защита Отечества – наш священный долг

 

Устный журнал

5§4

4

Мы будущие налогоплательщики

 

Дискуссия

5§5

 

Направление «Твой трудовой старт»

8 класс «Твой трудовой старт»

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Форма проведения

Ссылка на комплекс

1.

Твой старт: в жизни, как в спорте

 

Круглый стол

9 § 1

2.

Твое первое трудоустройство

 

Вечер общения

9§2

3.

Твой профессионализм

 

Игра-путешествие

9§3

9 класс «Твоя надежная профессия»

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Форма проведения

Ссылка на комплекс

1.

Твоя надежная профессия

 

Вечер общения

9 § 4

2.

Твой будущий заработок

 

Деловая игра

9§5

3.

Твой будущий достаток

 

Дискуссия

9§6

Направление «Наш выбор здоровый образ жизни»

5 класс «Наше здоровье»

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Форма проведения

Ссылка на комплекс

1.

О жизни и смерти

 

Беседа

6 § 1

2.

Наше здоровье

 

Игра-путешествие

6§2

6 класс «Человек и его здоровье»

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Форма проведения

Ссылка на комплекс

1.

Человек и его здоровье

 

Круглый стол

7 § 1

2.

Коварные враги здоровья

 

Урок-суд

7§2

7 класс «Наш выбор»

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Форма проведения

Ссылка на комплекс

1.

Ваш выбор: радости или страдания

 

Дебаты

7 § 4, ЗОЖ Воронеж

2.

Ваш выбор: красота или уродство

 

Дебаты

7§5, ЗОЖ Воронеж

3.

Ваш выбор: сила или слабость

 

Диспут

7§ 6, ЗОЖ Воронеж

8 класс «Коварные враги здоровья»

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Форма проведения

Ссылка на комплекс

1.

Курение и здравомыслие

 

Урок-суд

6§3, ЗОЖ Воронеж

2.

Алкоголь – губитель судеб

 

Урок-суд

6§4, ЗОЖ Вороне

3.

Кто угрожает нашему здоровью?

 

Круглый стол

§ 4 ЗОЖ Воронеж

9 класс «О жизни и смерти»

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Форма проведения

Ссылка на комплекс

1.

Правонарушения – дорога в пропасть

 

Урок-пресс-конференция

6§6, ЗОЖ Воронеж

2.

Токсикомания и наркомания – виды самоубийств

 

диспут

6§45 ЗОЖ Вороне

3.

О ВИЧ – инфекции и СПИДе

 

Урок пресс-конференция

7§3, ЗОЖ Воронеж


Направление «Мы в обществе»

5 класс «Человек в семье»

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Форма проведения

Ссылка на комплекс

1.

Человек в семье

 

Семейные посиделки

13§3

2.

Твое общение в школе

 

Беседа

13§5

6 класс «Человек среди людей»

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Форма проведения

Ссылка на комплекс

1.

Человек среди людей

 

Творческая лаборатория

13§1

2.

Что такое гражданское общество?

 

беседа

13§2

7 класс «Человек в неформальной группе»

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Форма проведения

Ссылка на комплекс

1.

Человек в неформальной группе

 

Семинар-практикум

13§6

2.

Благополучие семьи

 

Проект-защита

13§4

8 класс «Познавать и улучшать себя»

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Форма проведения

Ссылка на комплекс

1.

Познавать и улучшать себя

 

Семинар-практикум

11§1

2.

Честь

 

Круглый стол

11§2

3.

Совесть

 

Круглый стол

11§3

9 класс «Познавать и улучшать себя»

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Форма проведения

Ссылка на комплекс

1.

Доброта и гуманность

 

Творческая лаборатория

11§4

2.

Жадность

 

Диспут

11§5

3.

Зависть

 

беседа

11§6

4

Злобность и жестокость

 

Дебаты

11§7


Направление «Наша толерантность»

5 класс «Наша толерантность»

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Форма проведения

Ссылка на комплекс

1.

Наша толерантность

 

КТД

1§5

2.

Вымогательство и «школьный» терроризм

 

беседа

15§4

6 класс «Мы против экстремизма»

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Форма проведения

Ссылка на комплекс

1.

Что такое экстремизм?

 

Беседа

12§1

2.

Кто такие экстремисты?

 

Урок-презентация

12§2

3.

Вред и опасность ксенофобии

 

беседа

12§3

7 класс «Мы против экстремизма»

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Форма проведения

Ссылка на комплекс

1.

Современные вандалы

 

Урок - суд

12§4

2.

Фанатизм и «фанаты»

 

Дебаты

12§6

8 класс «Антитеррор»

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Форма проведения

Ссылка на комплекс

1.

Религиозный экстремизм

 

Беседа

12§5

2.

Что такое терроризм?

 

Урок-пресс-конференция

15§1

9 класс «Мы против терроризма»

п/п

Мероприятие

Дата проведения

Форма проведения

Ссылка на комплекс

1.

Чего добиваются террористы?

 

Круглый стол

15§2

2.

Захват заложников

 

Урок-презентация

15§3

3.

Граждане против терроризма

 

Урок-митинг

15§5

Планируемые результаты обучения

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир:

* формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;

* воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения и толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

* понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

* формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

* владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

* овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

* овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

* освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

* умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

* осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

* использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

* расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образ.

 

Тематическое планирование учебного материала

Темы занятий

Кол-во часов

1.Введение

1

2.Удивительная страна -Россия

5

3.Страна ,которую мы любим

7

4.Зачем человеку права

4

5.Наше здоровье

4

6.Человек в семье

5

7.Наша толерантность

5

8.Итоговое занятие

3

итого

34

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5класс

п/п

Тема урока

 

Часы

По плану

Факт

Характеристика основных видов деятельности ученика на уровне учебных действий

Домашнее задание

 

 

предметные

личностные

метапредметные

1

 

Введение.

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-4.

 Наш государственный флаг, гимн.герб

3

 

 

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Подобрать пословицы и поговорки на темы ,связанные с Родиной.

 

5-6

Наша малая родина

2

 

 

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие высказывания о родине , сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину за унижение роли родины.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Подготовить сообщение о малой родине, великих людей.

 

7-10.

Просторы и богатства России. Многонациональный российский народ .Дружелюбие россиян.

4

 

 

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки о стране.Чувствовать ответственность за свои действия по отношению к своей стране. .

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Ответить на вопросы.

 

11-13.

Мы –патриоты России

3

 

 

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки , сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек должен гордится по отношению к своей Родине..

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Подготовить сообщения о людях ,тружениках-славных дел.

 

14-17.

О моральных и правовых нормах. Зачем человеку права. Ребёнок и его права. Наше равноправие.

4

 

 

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Объяснить значение пословиц.

 

18-21

.О жизни и смерти .Наше здоровье ..Курение и здравомыслие. Алкаголь –губитель судеб.

4

 

 

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Подобрать пословицы и поговорки о вреде курения и употреблении алкоголя

 

22-26.

Человек в семье. Что такое гражданское общество. Благополучие семьи. Человек среди людей.

5

 

 

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Выступать перед аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Готовить проекты.

 

27-31.

Что такое терроризм. Чего добиваются террористы Захват заложников. .Вымогательство и школьный терроризм. граждане против терроризма.

5

 

 

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Ответить на вопрос, сообщение о терроризме.

 

32-34

Итоговые занятия: «Удивительная страна Россия» «Действовать для Родины».»Мораль и закон»

 

3

 

 

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации

Подобрать примеры произведений народов России о нравственных качествах человека.

 

 

Использованная литература

  1. Соколов Я.В. Закон и ответственность: книга для учащихся. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
  2. Соколов Я.В. Гражданин России: Наши права и обязанность. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
  3. Соколов Я.В. Гражданин России: Наши права и свободы. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
  4. Соколов Я.В. Жизнь дается один раз. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
  5. Соколов Я.В. Россия - наш общий дом. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
  6. Соколов Я.В. Наше государство и его символы. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
  7. Соколов Я.В. Мы – граждане независимой России. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
  8. Соколов Я.В. Наш выбор – здоровый образ жизни. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
  9. Соколов Я.В. Мы - против экстремизма. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
  10. Соколов Я.В. Наши права и ответственность. - М.: НМЦ «Гражданин»,2010.
  11. Соколов Я.В. Твой трудовой старт. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
  12. Соколов Я.В. Наша Родина – великая Россия. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
  13. Соколов Я.В. Достоинства и недостатки человека. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
  14. Соколов Я.В. Мы в обществе. - М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
  15. Соколов Я.В. Наш выбор: здоровый образ жизни. Пособие для уч-ся 7-9 классов школ Воронежской области. – М.: НМЦ «Гражданин», 2010.
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации