Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный филолог» (8 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный филолог»
Направление развития личности школьника - общеинтеллектуальное
Количество часов на реализацию программы -35
Класс - 8
Рабочую программу составила Ховрина Любовь Геннадьевна
Пояснительная записка.
Назначение программы - программа «Юный филолог» предназначена для углубленной подготовки учащихся в той области русского языка, которая связана с практической лингвистикой. Курс также поможет школьникам оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Новизна данной программы заключается в направленности ее на организацию работы над пониманием художественного текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания, а также на обобщение и систематизацию знаний, полученных с 5 по 7 классы (орфография, пунктуация, культура речи, лексика, морфемика и т.д.).
Обоснование актуальности курса.
В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной устной и письменной речи, умения эффективно общаться. Именно сегодня интерес к русскому языку, стремление овладеть им становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.
Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением.
Кроме того, без хорошего знания русского языка как учебного предмета не получить высокого балла при сдаче ЕГЭ и ОГЭ. Именно поэтому данный курс предназначен в первую очередь как вспомогательный и планомерно подготавливающий учеников к итоговой аттестации по русскому языку, неотъемлемой частью которой является комплексная работа с текстом.
Работая над комплексным анализом текста, ученики смогут:
отрабатывать не только новый, но и повторять пройденный материал,
отрабатывать умения и навыки грамотного письма и грамотной речи,
оперативно проверять свои знания, поэтапно готовиться к экзамену.
Содержание программы полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Предлагаемая образовательная программа «Юный филолог» для работы с учащимися 8 классов по русскому языку - одна из попыток использовать богатейшие возможности изучения русского языка в формировании речевой культуры учащихся, развитии лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций; систематизировать наработанный материал. Программа отражает деятельностно-компетентностный подход к дополнительному образованию, опирается на данные филологических дисциплин, служит для их углубления и расширения.
Программа «Юный филолог» имеет большое познавательное и воспитательное значение. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по стилистике, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык, уважение к труду учёных-языковедов.
Настоящая программа предназначена для дополнительного образования школьников 8 классов, составлена с учётом психологических особенностей учащихся данного возраста (13-14 лет), содержит возможности для развития через игровую деятельность, для удовлетворения потребностей каждого в общей положительной оценке себя в коллективе.
Занятия проводятся с постоянным составом детей в 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия – 40-45 минут.
Программа рассчитана на 35 часов на 1 год обучения.
Цель программы:
углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания, повышение общей языковой культуры школьников;
планомерная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ;
формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Задачи программы.
- обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- привитие интереса к научному анализу слова, знакомство с методами исследования его;
- приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;
- предупреждение речевых и грамматических ошибок;
- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
- развитие потребности в речевом самосовершенствовании;
- развитие способности критически относиться к услышанному;
- формирование профессионального интереса к лингвистике;
-формирование социально активной личности.
Формы организации работы:
тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов; редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, выпуск газет; подготовка сообщений, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию сообщения.
Содержание курса
№ п/п |
Раздел программы |
Кол-во часов |
Перечень личностных и метапредметных результатов |
Формы и виды орга-низации внеурочнойной де-ятельности |
||
Регулятивные |
Познавательные (Коммуникатив-ные) |
Личностные |
||||
1. |
Введение. Что мы знаем о правилах русского языка. |
2 |
Проектировать маршрут преодоления затруднений. |
Использовать адекватные язы-ковые средства, устанавливать рабочие отноше-ния |
Формирование устойчивого интереса к исследователь-ской деятельности |
Комплексная работа с текстом, ин-терактивная викторина |
2. |
От простого к сложному: все, что мы знаем о словосочетании и предложении. |
5 |
Проектировать траектории раз-вития через включение в новые виды деятельности |
Формировать навыки речевых действий, уметь формулировать собственное мнение, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложений |
Формирование устойчивого интереса к деятельности по алгоритму выполнения задачи |
Комплексная работа с текстом, подвижная ролевая игра, постановка и решение проблемных вопросов |
3. |
Интересный мир звуков и букв. |
3 |
Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые формы сотрудничества. |
Уметь искать нужную информацию, делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. |
Формирование навыков взаи-модействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультатив-ной помощи учителя |
Комплексная работа с текстом, анализ олимпиадных заданий |
4. |
Лексическое богатство русского языка. |
5 |
Формировать ситуацию саморегуляции |
Уметь ставить вопросы и обра-щаться за помощью к учебной литературе, объяснять языковые явления, выявляемые в ходе «открытия» нового знания |
Формирование мотивации к самосоверше-нствованию |
Комплексная работа с текстом, бе-седа, викто-рина, работа над словом, со справочной литературой |
5. |
Загадки русского словообразова-ния. |
5 |
Выбирать дей-ствия в соответствии с поставленной задачей |
Уметь строить монологические высказывания, уметь узнавать, определять и называть объекты в соответствии с их содержанием |
Формирование устойчивого интереса к аналитической деятельности |
Комплексная работа с текстом, бе-седа, редак-тирование предложений, написание сочинений – миниатюр |
6. |
Секреты морфологии. |
5 |
Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности |
Уметь искать нужную информа-цию, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей |
Формирование устойчивой мо-тивации к ин-теграции кол-лективной и индивидуаль-ной учебно-познаватель-ной деятельности |
Комплексная работа с текстом, беседа, составление ребусов, диалогов, выполнение тестов, постановка и решение проблемных вопросов |
7. |
Орфографичес-кие особенности текста. |
7 |
Применять ме-тоды информаци-онного поиска |
Уметь искать нужную информацию, устанавливать аналогии, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
Формирование устойчивой мотивации к анализу |
Комплексная работа с текстом, беседа, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов |
8. |
Творческая мастерская. |
2 |
Проектировать маршрут преодоления затруднений. |
Устанавливать рабочие отношения, объяснять языковые явления в ходе творческой работы |
Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности |
Создание лингвистических сказок на основе орфографии-ческих правил |
9. |
В мире словарей. |
1 |
Применять методы информа-ционного поиска |
Уметь синте-зировать инфор-ацию для состав-ления ответа, выделять и формулировать познавательную цель |
Формирование навыков иссле-довательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонима-ния |
Комплексная работа с текстом, беседа, работа со словарем |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п |
Разделы программы |
Темы занятий |
Дата |
Аудитория |
Внеаудитор. |
1 |
Введение. Что мы знаем о правилах русского языка. |
Что мы знаем о правилах русского языка. |
Аудитория |
||
Что мы знаем о правилах русского языка. |
Аудитория |
||||
2. |
От простого к сложному: все, что мы знаем о словосочетании и предложении. |
Из чего состоит предложение. |
Аудитория |
||
Украшаем предложение. |
Аудитория |
||||
Украшаем предложение. |
Аудитория |
||||
Как правильно обратиться к окружающим? |
Аудитория |
||||
Конструируем предложения: простые и сложные. |
Аудитория |
||||
3. |
Интересный мир звуков и букв. |
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. |
Аудитория |
||
Звуковые повторы в речи. |
Аудитория |
||||
Ох уж эта интонация! |
Аудитория |
||||
4. |
Лексическое богатство русского языка. |
Словарный состав русского языка. |
Аудитория |
||
Особенность употребления слова в художественном тексте. |
Аудитория |
||||
Особенность употребления слова в художественном тексте. |
Аудитория |
||||
О чём рассказывают фразеологизмы. |
Аудитория |
||||
Фразеология в художественных произведениях. |
Аудитория |
||||
5. |
Загадки русского словообразова-ния. |
Исторические изменения в структуре слова. |
Аудитория |
||
Морфемный состав слова. |
Аудитория |
||||
Морфемный состав слова. |
Аудитория |
||||
Морфемный состав слова. |
Аудитория |
||||
Выразительные средства словообразования. |
Аудитория |
||||
6. |
Секреты морфологии. |
Самостоятельные и служебные части речи. |
Аудитория |
||
В художественной галерее: самостоятельные части речи. |
Аудитория |
||||
В художественной галерее: самостоятельные части речи. |
Аудитория |
||||
В мире служебных частей речи. |
Аудитория |
||||
В мире служебных частей речи. |
Аудитория |
||||
7. |
Орфографичес-кие особенности текста. |
Правила и исключения из правил (Гласные в корне слова). |
Аудитория |
||
Правила и исключения из правил (Окончания разных частей речи). |
Аудитория |
||||
Правила и исключения из правил (Разные виды приставок). |
Аудитория |
||||
Правила и исключения из правил. |
Аудитория |
||||
Правила и исключения из правил (Н и НН в суффиксах разных частей речи). |
Аудитория |
||||
Дружба не и ни с разными частями речи. |
Аудитория |
||||
Предлоги, союзы, частицы. Как писать: слитно или раздельно? |
Аудитория |
||||
8. |
Творческая мастерская. |
Создание лингвистических сказок на основе орфографических правил. |
Аудитория |
||
Создание лингвистических сказок на основе орфографических правил. |
Аудитория |
||||
9. |
В мире словарей. |
В мире словарей. |
Аудитория |
Информационно-методическое обеспечение:
используемая литература:
1. Повторение и контроль знаний. Русский язык . 8 класс. Тесты, кроссворды, филворды, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: Планета, 2013.
2.Влодавская Е.А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 8 класс: ко всем действующим учебникам/ Е.А.Влодавская. - М.: Издательство «Экзамен», 2014.
3.Повторение и контроль знаний. Русский язык . 5 класс. Тесты, кроссворды, филворды, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: Планета, 2014.
4.Уроки русского языка с применением информационных технологий. 8 класс. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: Планета, 2014.
5. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии.: Азбука-классика, 2013 г.
6.Откупщиков Ю.В.К истокам слова. Азбука-классика, 2010г.
7.Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя.
М.: МИРОС-МАИК, 2010 г.
8.Панов М.В. Занимательная орфография. -М.: Просвещение, 2010 г.
9.Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. -М.: Просвещение, 2001 г.
10. Никулина М.Ю. Русский язык. 8 класс. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. ФГОС. - М.: Издательство «Экзамен», 2016.
цифровые образовательные ресурсы:
http://www.fipi.ru/view/sections/226/docs/627.html
http://russkiiyazik2010.blogspot.com/
//www.school.edu.ru
Предполагаемая результативность курса:
Учащиеся научатся:
- языковым нормы грамотного письма и грамотной речи,
нормы речевого поведения в различных сферах общения;
- назначение лингвистических словарей;
- приёмам работы с текстом;
- художественно – выразительные средства языка.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно выполнять различные творческие работы;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;
- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами.
Личностные результаты:
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.