Рабочая программа второй группы раннего возраста «Карапуз» (от 2 до 3 лет)
Пояснительная записка
Настоящая Рабочая программа по развитию детей второй группы раннего возраста «Карапуз» разработана в соответствии с «Основной образовательной программой МАДОУ Детский сад № 214» и Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей второй группы раннего возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Цель: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.
Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной; трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Работа с детьми организуется в следующих формах:
Непосредственно образовательная деятельность (специально организованная деятельность педагога с детьми).
Совместная деятельность. (деятельность педагога с детьми, включающие совместные игры, творческие, спортивные мероприятия на территории дошкольного учреждения).
Самостоятельная деятельность дошкольников. (педагоги создают условия для игровой, художественно-эстетической и физкультурной деятельности по интересам и желанию детей).
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Конституция РФ, ст. 43, 72.
Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .
Закон РФ «Об образовании».
ФГОС ДО
Типовое положение о ДОУ.
Сан ПиН 2.4.1.3049-13
Устав ДОУ.
Содержание педагогической работы с детьми 2-3 лет определяется образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Цели, задачи, направление и содержание образовательной деятельности
Социально-коммуникативное развитие.
Цель: Социализация, развитие общения, нравственное воспитание, патриотическое воспитание, трудовое воспитание.
Задачи: Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной и семейной принадлежности. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
Содержание ОД: Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость. Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого. Формировать умение подождать, если взрослый занят.
Формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя. Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи. Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.. Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.
Формировать привычку мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Формировать навыки самостоятельно приводить себя в порядок, приучать к опрятности .Закреплять умение детей одеваться и раздеваться в определенном порядке.
Закреплять умение узнавать и называть некоторые трудовые действия .Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе. Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств. Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно».
Познавательное развитие
Цель: Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, сенсорное развитие.
Задачи: Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе. Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, Формирование элементарных математических представлений: о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Содержание ОД: Формировать представления о предметах ближайшего окружения. Узнавать и называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево) сравнивать знакомые предметы ,подбирать предметы по тождеству (найди такой же,) Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название Формировать умение у детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.
Помогать обследовать предметы ,выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.). Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).
Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти, мелкой моторики Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель . Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения. Формировать умение различать количество предметов (один — много), различать предметы по форме и называть их. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик. Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела. Формировать умение узнавать и называть диких, домашних животных и их детенышей Формировать умение различать по внешнему виду овощи и фрукты
Обращать внимание детей на временные изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья, стало холодно, идет снег, потеплело, появились лужи, травка, яркое солнце, жарко, летают бабочки.
Речевое развитие
Цель: Развитие речи, знакомство с художественной литературой
Задачи: Способствовать развитию речи как средства общения: Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Содержание ОД: Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми. Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь Формировать умение. понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету. Обогащать словарь детей: существительными (обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены, транспортных средств, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей); глаголами (обозначающими трудовые действия, действия, противоположные по значению, действия, характеризующие взаимоотношения людей, эмоциональное, прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов), наречиями. Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных). Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2–4 слов.
Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Поощрять попытки прочесть стихотворение целиком с помощью взрослого.
Художественно-эстетическое развитие
Цель: Приобщение к искусству, изобразительной, конструктивно-модельной и музыкально-художественная деятельности.
Задачи: Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении .Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке. Приобщение к конструированию. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма.
Содержание ОД: Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы. Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.
Знакомить с народными игрушками: матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей.
Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, кистью, красками, глиной. Продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик).
Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно Способствовать пониманию пространственных соотношений. Формировать умение совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно.
Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.
Физическое развитие
Цель: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, физическая культура.
Задачи: Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.
Содержание ОД: Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека. Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку, ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног, ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом. Формировать и закреплять умение в прыжках на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями.
Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание ,катание). Развитие выразительности движений, умения передавать простейшие действия некоторых пepcoнажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята)
Успешное взаимодействие родителей и педагогов возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка.
Такое взаимодействие происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраний) либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стенды, журнал группы «А у нас», буклеты, интернет-сайт (группы ,детского сада), а также переписки (в том числе электронной).
Технологии организации образовательной деятельности
Для реализации своей программы используются следующие технологии:
Здоровьесберегающая технология:
медико-профилактические (технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий);
физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка -закаливания, дыхательной гимнастики );
.обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды
Технологии проектной деятельности
Технология исследовательской деятельности
Содержание познавательно-исследовательской деятельности Опыты (экспериментирование) Коллекционирование (классификационная работа)
Информационно-коммуникационные технологии
В интернете подбор иллюстративного дополнительного познавательного материала к занятиям и для оформления стендов, группы. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. Оформление групповой документации, отчетов. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Личностно - ориентированная технология
гуманно-личностные технологии,(уголки уединения, зонирование с учетом гендерных потребностей детей ,минутки тишины);
технология сотрудничества
Технология «Портфолио дошкольника»
Технология «Портфолио педагога»
Игровая технология
Планируемые результаты освоения программы
- Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
- Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
- Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
- Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их
- Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
- Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
- Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
- Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
- Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
- Проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
- Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование.).
- У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства );
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);<
- художественной деятельности;
- физического развития. В ходе образовательной деятельности создаются диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно. Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.
Для формирования у детей доброжелательного отношения к людям педагогоам и родителям следует: устанавливать понятные для детей правила взаимодействия; создавать ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла; поддерживать инициативу детей .
Предметно-пространственная среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (уголок природы, библиотека, игровая зона, сенсорная зона, театральная зона с уголком ряженья, спортивный уголок), которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель. В течение дня необходимо выделять время, чтобы дети могли выбрать пространство активности (площадку) по собственному желанию.
Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.
Среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы. Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования.
Образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, лепкой из глины.
Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики. Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).
Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений; посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.
Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений.
Скрипникова Валентина Михайловна