Рабочая тетрадь «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1 класса
ГКОУ «Курганская школа №8»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ
для учащихся 1 класса
ученика (цы) _______________________________________
___________________________________________________
20___- 20___ учебный год
Развитие психомоторики и сенсорных процессов: Рабочая тетрадь для обучающихся первого класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Автор-составитель: педагог-психолог Алимпьева С,В.
Дорогой первоклассник!
Ты начал обучение в школе! А это очень сложная задача. Она потребует от тебя быть внимательным, уметь следовать инструкции, владеть учебными принадлежностями, уметь запоминать учебный материал, организовывать себя во времени и пространстве, уметь сравнивать, обобщать, анализировать и многое другое.
Рабочая тетрадь «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» поможет тебе развить эти умения и облегчит освоение учебных предметов.
Выполняя задания, специально подобранные для тебя в этой тетради ты научишься:
- более ловко управлять пальцами своих рук;
- пользоваться трафаретами;
- штриховать;
- шнуровать;
- работать с письменными принадлежностями;
- различать геометрические фигуры;
- сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине;
- находить части предметов и объединять их в целое, находить их отличия между ними;
- различать цвета;
- запоминать зрительную информацию;
- ориентироваться в окружающем пространстве и на собственном теле;
- ориентироваться в сутках и днях недели.
Тема: Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Дорогой друг! В данной теме для тебя подобраны задания и упражнения для твоих пальчиков. Если ты будешь стараться выполнить их правильно, ты разовьешь свои пальцы. А еще ты разовьешь зоны мозга, которые отвечают за речь. Это поможет тебе правильно и красиво произносить слова и писать их.
Задание 1. Спаси божьих коровок от дождя. Спрячь божьих коровок на нижнем цветке пальчиками левой руки, а божьих коровок на верхнем цветке- пальчиками правой руки.
Задание 2. Помоги гусенице добраться до цветка. Каждым пальчиком левой руки проползи по дорожке: большим, указательным, средним, безымянным, мизинцем.
Задание 3. Помоги муравью добраться до муравейника. Каждым пальчиком правой руки проползи по дорожке: большим, указательным, средним, безымянным, мизинцем.
З адание 4. Помоги ежатам дойти до мамы ежихи. «Прошагай» пальчиками левой руки по дорожкам. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.
Задание 5. Помоги жучкам дойти до леса. «Прошагай» пальчиками правой руки по дорожкам. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.
Тема: Обводка по трафарету и штриховка.
Работа с трафаретами и штриховкой сложна. Старайся не отрывать ручку (карандаш) от листа, а также выполняй штриховки слева направо. Это поможет тебе подготовить руку к письму и разовьет навык непрерывного письма.
Задание 1. Соедини все точки в единый рисунок.
Задание 2. Нарисуй дождик, сначала соединив все точки, а затем самостоятельно.
Задание 3. Дорисуй картинку по точкам и добавь еще две рыбки, используя трафарет из приложения 1.
Тема: Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандаш, ручка).
Дорогой друг! Здесь задания для работы с карандашом и ручкой. Выполняя их, старайся не отрывать ручку (карандаш) от листа. Это поможет тебе подготовить руку к письму и разовьет навык непрерывного письма.
Задание 1. Нарисуй парусник и солнышко по точкам с помощью карандаша, а море с помощью ручки.
Задание 2. Нарисуй корову, теленка, цветы и облака по точкам с помощью карандаша, а траву с помощью ручки.
Тема: Формирование сенсорных эталонов плоскостных
геометрических фигур.
Весь мир вокруг состоит из фигур: круг- колесо машины, блюдце, солнце; квадрат – окно, сиденье стула и так далее. Изучая геометрические фигуры, ты не только расширишь свой кругозор, но и потренируешь мозг, увеличишь словарный запас.
Задание 1. Раскрась одинаковые по форме фигуры одним цветом.
Задание 2. Из каких геометрических фигур составлен рисунок? Каких фигур больше?
Задание 3. Из каких геометрических фигур состоят эти фигуры? Раскрась круги желтым цветом, овалы- оранжевым, треугольники- красным, прямоугольники – коричневым.
Тема: Сравнение двух предметов по высоте и длине.
Задания для сравнения предметов по высоте и длине помогут тебе расширить представления об окружающей действительности. А также поможет развить логическое мышление и такую его важную операцию как сравнение.
Задание 1. У кого из зверей длинные уши, а у кого короткие? У кого из зверей длинный хвост, а у кого короткий?
Задание 2. Раскрась длинные предметы карандашом синего цвета, а короткие - карандашом красного цвета.
Задание 3. Раскрась самого высокого мальчика.
Тема: Знакомство с основными цветами.
Наш мир наполнен разнообразными цветами: зеленая трава, голубое небо, желтое солнце и так далее. Изучая такое свойство предметов как цвет, ты не только расширишь свой кругозор, но и потренируешь мозг, увеличишь словарный запас.
Задание 1. Назови все предметы, какие из них можно раскрасить красным цветом? Какой предмет никогда не бывает красного цвета? Раскрась его правильно.
Задание 2. Назови все предметы, какие из них можно раскрасить зеленым цветом? Какой предмет никогда не бывает зеленого цвета? Раскрась его правильно.
Задание 3. Назови все предметы, какие из них можно раскрасить желтым цветом? Какой предмет никогда не бывает желтого цвета? Раскрась его правильно.
Задание 4. Назови все предметы, какие из них можно раскрасить синим цветом? Какой предмет никогда не бывает синего цвета? Раскрась его правильно.
Задание 5. Назови все предметы, какие из них можно раскрасить черным цветом? Какой предмет никогда не бывает черного цвета? Раскрась его правильно.
Задание 6. Закрась предметы ориентируясь на цифры, обозначающие определенный цвет.
Тема: Сравнение двух предметов по ширине и толщине.
Задания для сравнения предметов по ширине и толщине помогут тебе расширить представления об окружающей действительности. А также поможет развить логическое мышление и такую его важную операцию как сравнение.
Задание 1. Какая морковка у зайки толстая, а какая тонкая?
Задание 2. Раскрась тонкий карандаш синим цветом, а толстый красным; узкий шарф –зеленым цветом, а широкий- желтым.
Задание 3. Найди на картинке широкие и узкие предметы. Раскрась широкий мост и узкую тропинку.
Тема: Формирование навыков зрительного анализа и синтеза.
Задания этой темы помогут развивать внимание и логическое мышление. А это основа для учебной деятельности.
Задание 1. Найди фрагменты изображений на рисунке. Раскрась на рисунке эти фрагменты.
Задание 2. Чья тень изображена на картинке? Обведи кружочком правильный ответ.
Задание 3. Кто изображена на картинке? Обведи кружочком правильный ответ.
Тема: Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов.
Здесь подобраны задания, которые помогут тебе развивать внимание и логическое мышление как основу учебной деятельности.
Задание 1. Найди два одинаковых дома.
Задание 2. Сравни картинки между собой найди отличия.
Задание 3. Найди два одинаковых дубовых и кленовых листочка.
Тема: Формирование долговременной памяти на основе зрительного восприятия.
Еще одним залогом успешного освоения учебных предметов является хорошая память. Задания этой темы предназначены для того, чтобы потренировать память.
Задание 1. Постарайся запомнить все фигуры в клеточках. А теперь переверни страницу и догадайся, какие фигуры появились.
Задание 2. Постарайся запомнить все слова. Закрой тетрадь и назови слова.
Тетрадь, книга, ручка, резинка, линейка, пенал, карандаш.
Каким словом мы можем назвать все эти предметы?
Задание 3. Какие новые фигуры появились?
Задание 4. В каждой строке найди и обведи лишний предмет.
Задание 5. Посмотри на рисунки, а потом закрой тетрадь и постарайся вспомнить и назвать все предметы.
Тема: Ориентировка на собственном теле.
Здесь ты получишь подсказки: как ориентироваться на собственном теле. В дальнейшем это поможет тебе ориентироваться в пространственных отношениях между предметами, ориентироваться в пространстве и ориентироваться на листе бумаги.
Задание 1. Найди и покажи части тела на рисунке, затем найди и покажи части тела на себе.
Задание 2. Найди на рисунке правую руку мальчика, покажи на нее указательным пальцем правой руки. Найди на рисунке левую руку мальчика, покажи на нее указательным пальцем левой руки.
Задание 3. Найди на рисунке правую руку мальчика, покажи на нее указательным пальцем правой руки. Найди на рисунке левую руку мальчика, покажи на нее указательным пальцем левой руки.
Тема: Ориентировка на листе бумаги.
Задания этой темы научат тебя ориентироваться на листе бумаги. Это поможет тебе развить пространственные представления, а также облегчит тебе овладение навыками письма и чтения.
З адание 1. Назови кто из сказочных героев нарисован в центре листа,? Кто нарисован в верхнем правом углу? Кто нарисован в верхнем левом углу? Кто нарисован в нижнем правом углу? Кто нарисован в нижнем левом углу?
Задание 2. Нарисуй в верхней правой клеточке бабочку, а в нижней левой клеточке цветочек. Раскрась верхние клеточки голубым цветом, а нижние зеленым.
Тема: Составление комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.
Составление различных рисунков из полосок и геометрических фигур поможет тебе развивать мелкую моторику, пространственную ориентировку внимание и мышление.
Задание 1. Собери кораблик из фигур (приложение 3), приклей их на картинку и назови все фигуры.
Задание 2. Собери из фигур (приложение 4) гусеницу, приклей фигуры на картинку и назови их.
Задание 3. Собери из фигур (приложение 5) грибок, приклей фигуры на картинку и назови их.
Тема: Сутки. Части суток.
В этой теме ты познакомишься с понятиями «сутки», «части суток», научишься в них ориентироваться, устанавливать временные связи.
Задание 1. Назови какие ты знаешь части суток. Что происходит утром, что днем, что вечером, что ночью?
Задание 2. Соедини линией картинку и название части суток, которой она соответствует.
| Вечер |
| Утро |
| День |
| Ночь |
Задание 3. Что было сначала, а что потом? Поставь цифры в кружочках.
Тема: Понятия «Сегодня», «Завтра», «Вчера».
Здесь ты познакомишься с понятиями «сегодня», «завтра», «вчера», научишься в них ориентироваться, устанавливать временные и причинно-следственные связи.
Задание 1. Как ты понимаешь слова «сегодня», «завтра», «вчера»? Прочитай как их понимает кенгуру.
Задание 2. Посмотри на картинку и скажи, что было вчера, а что сегодня?
Задание 3. Проведи линии от картинки к словам, ее обозначающим.
| Сегодня |
| Завтра |
Задание 4. Что было сначала, а что потом? Поставь цифры.
Задание 5. Что было сначала, а что потом? Поставь цифры.
Тема: Неделя. Порядок дней недели.
В этой теме ты познакомишься с понятиями «неделя» и «дни недели», научишься в них ориентироваться.
Задание 1. Соотнеси последовательность дней недели с цифрами, проведи линии.
1 | | Понедельник |
2 | Четверг | |
3 | Вторник | |
4 | Воскресенье | |
5 | Пятница | |
6 | Суббота | |
7 | Среда |
Задание 2. Определи последовательность дней недели, сложив пазлы из приложения 6. Назови все дни недели последовательно.
Дорогой друг!
Если тебе понравились задания, которые ты выполнял в этой тетради. Если ты имеешь желание самостоятельно развивать свои память, внимание, мышление; тренировать пальцы и навыки письма,; узнавать больше о мире вокруг нас и его свойствах. Ты можешь воспользоваться этими книгами:.
1.«Большая книга суперточек» - М.: Робинс, 2016
2.Белая А.Е., Мирясова В.И."Пальчиковые игры". -М.: Академия, 2000.
3.Белых В. «Годовой курс занятий для детей 5-6 лет»,-М.: Феникс-Премьер, 2016
4.Завьялова Т.Л. «Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников»- М.: Аркти, 2008.
5. Мальцева И.В. «Пальчиковые игры». СПб.: Экспо, 2010.
6. Манн, Иванов, Фербер «Волшебные лабиринты»- М.: KUMON, 2016.
7. «Найди и покажи. Фотокнига. Цвета и формы» - М.: CLEVER, 2016.
8. «Эксперименты для самых маленьких» - М.:Умница, 2016
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6.
52
Морозова Татьяна