12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пшеничная Ирина Ивановна23
1

Рабочая учебная программа по предмету «Азбука повседневной жизни»(для учащихся с умственной отсталостью)


I. Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по предмету азбука повседневной жизни предназначена для учащихся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Азбука повседневной жизни» для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составители: Коненкова О.А., Попова С.А.

Цель программы: формирование комплекса социально – бытовых представлений и умений, необходимых для самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачи:

отрабатывать умения: выделять интересующий (учебный) объект социального мира; наблюдать, взаимодействовать с объектом с целью накопления представлений о нём; описывать признаки изучаемого объекта, указывая на основные из них; делать выводы на основе наблюдения и практических действий; использовать полученные результаты в дальнейшей деятельности.

формировать и закреплять социально – бытовых навыков в трудовой, практической, индивидуальной и коллективной деятельности, основ социальной ориентировки на основе расширения круга социально – нравственных представлений об окружающем мире;

развивать устную речь (словарный запас, накопление тематического словаря, составлять связные повествовательные и описательные устные высказывания, участие в беседе);

корригировать эмоционально – волевую сферу ребёнка (формирование уверенности в себе и самостоятельности);

воспитывать ответственность, дисциплину, внимательное отношение к себе и людям, толерантность, ценить красоту и богатство родного края.

В программе по азбуке повседневной жизни обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программой 4 класса по 5‑балльной шкале системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

Оценка «5» - «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся правильно отвечают и верно выполняют свыше 65% заданий.

Оценка «4» - «хорошо», если обучающиеся правильно отвечают и верно выполняют ― от 51% до 65% заданий.

Оценка «3» - «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся правильно отвечают и верно выполняют от 35% до 50% заданий;

Оценка «2» не ставится.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пред­метных результатов осуществляется на принципах ин­ди­ви­ду­аль­но­го и дифференцированного подходов.

В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа трёх этапов:

1 этап – стартовая диагностика на начало изучения темы.

Цель: определить готовность и предпосылки к освоению программного материала по изучаемым темам.

2 этап – промежуточная диагностика.

Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определённый промежуток времени.

3 этап – итоговая диагностика.

Цель: Выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.

Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов.

По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:

0 баллов – не проявил данное умение (не научился).

1 балл – демонстрирует умение только с помощью учителя (частично научился).

2 балла – допускает ошибки при демонстрации умений, требуется частичная помощь учителя.

3 балла – демонстрирует в работе данное умение самостоятельно.

Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем учебном году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.

Важность программы ««Азбука повседневной жизни» подтверждается тем, что параллельно с формированием социально – бытовых представлений и навыков, учащиеся получают другие важные сведения, умения, навыки, представления, личностные качества, расширяют свой социальный кругозор, приобретают необходимые социальные и жизненные компетенции.


II. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися

Формирование социально – бытовых представлений и навыков является одним из немногих видов деятельности, где учащиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) достигает видимого успеха, что чрезвычайно важно для его полноценного личностного развития.

Рабочая программа включает в себя формирование социально – бытовых навыков, навыков общения и безопасного поведения, отработку навыков самообслуживания как основу успешной адаптации в общество.

При отборе содержания программы учтены современные научные знания и требования жизни общества; особенности познавательной, эмоционально волевой сфер и учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Содержание учебного предмета представлено следующими разделами:

Я в школе;

Мои вещи;

Моя семья;

Моё поведение;

Моё окружение.

Особое внимание отведено учебно – практической деятельности, направленной на формирование трудовых навыков. Вся работа на уроках носит целенаправленный характер и способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий, предусмотренных программой. Концентрическое распределение программного материала создаёт условия для реализации дидактических принципов: научности, доступности, последовательности, систематичности, коррекционной направленности.

В процессе обучения в 4 классе на каждом уроке данного предмета предусмотрена работа по расширение словарного запаса, обеспечивающего общение ребёнка соответственно его возрасту (умения знакомиться и представляться, называть свои имя, фамилию и класс, обращаться за помощью и благодарить за предоставленные услуги, корректно формулировать просьбу или отказ, описывать необходимый ему предмет и др.); по накоплению тематического словаря в рамках, изучаемых естествоведческих и обществоведческих тем; по формированию умения составлять связные повествовательные и описательные устные высказывания, по умению включаться и участвовать в беседе (формирование умений отвечать на вопросы полными осмысленными ответами, задавать вопросы, формулировать просьбы и инструкции, проводить элементарные обобщения).

Основной формой организации процесса обучения является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом. На уроках применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения и проведения уроков (индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа, моделирование ситуаций), уделяя больше внимания организации различных видов деятельности и приобретению детьми жизненно важного опыта.

Так же на уроках «Азбука повседневной жизни» используются следующие приёмы и средства обучения: загадки, проблемные ситуации, игры (дидактические, сюжетные, имитирующие, электронные версии дидактических игр), тренинги, практические занятия, экскурсии, прогулки, наблюдение, примеры из жизненных ситуаций, чтение отрывков художественных произведений, материалы из средств массовой информации, стихи, аудио, просмотр кино и видеоматериалов, компьютерные технологии, что особенно важно для приобретения необходимого практического опыта в общении.

Данный предмет имеет тесную межпредметную связь с предметами обязательной части учебного плана, такими как: чтение, речевая практика, мир природы и человека, основы безопасности жизнедеятельности, рисование.


III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Азбука повседневной жизни» является частью учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком МБОУ «Алексеевская СОШ» программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).


VI. Результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- формирование готовности к самостоятельной жизни.

Программа обеспечивает достижение учащимися 4 класса базовых учебных действий:

1. Личностные учебные действия:

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

2. Коммуникативные учебные действия:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель− класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

3. Регулятивные учебные действия:

входить и выходить из учебного помещения со звонком;

ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

пользоваться учебной мебелью;

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

принимать оценку деятельности, оценивать ее с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

4. Познавательные учебные действия:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать;

читать;

писать;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематичное изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Предметные результаты

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны усвоить следующие представления:

Достаточный уровень:

понятия: школа, класс, традиции класса;

правила поздравления;

названия и виды обуви, одежды, уход, хранение;

названия головных уборов;

называние и различение членов семьи;

название предметов личной гигиены;

правила пользования средствами личной гигиены;

понятия утренний и вечерний туалет;

название жилища человека;

мебель различного назначения и правила ухода за ней;

средства для уборки жилища;

представление о правильном питании;

представление о названии и назначении учреждений (железнодорожный вокзал, автовокзал, кафе, ресторан, столовая);

название и виды транспорта;

название столицы нашей Родины.

Минимальный уровень:

понятия: школа, класс;

правила поздравления;

названия обуви, одежды, уход, хранение;

названия головных уборов;

называние и различение членов семьи;

названия предметов личной гигиены;

правила пользования средствами личной гигиены;

название жилища человека;

мебель различного назначения и правила ухода за ней;

представление о правильном питании;

название учреждений (железнодорожный вокзал, автовокзал, кафе, ресторан, столовая);

название и виды транспорта;

название столицы нашей Родины.

К концу четвёртого года обучения учащиеся должны уметь:

Достаточный уровень:

узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях и в натуральном виде;

дарить подарки, принимать подарки;

ухаживать за обувью и одеждой;

соблюдать правила личной гигиены;

с помощью взрослого выполнять практические работы по уходу за мебелью и жилищем;

называть полезные продукты питания;

соблюдать правила дорожного движения;

культурно вести в транспорте, в общественных местах.

Минимальный уровень:

называть изученные объекты на иллюстрациях и в натуральном виде;

дарить подарки, принимать подарки;

ухаживать за обувью и одеждой;

соблюдать правила личной гигиены;

выполнять практические работы по уходу за жилищем;

ухаживать за мебелью;

различать продукты питания;

соблюдать правила дорожного движения;

культурно вести в транспорте, в общественных местах.


V.Содержание учебного предмета

V.1. Содержание программы

Я в школе.

1.Летние каникулы. Обобщение летних впечатлений.

2.Наш класс. Традиции класса. Я – именинник. Правила поздравления.

3.Как относиться к подаркам (Я принимаю подарок, я дарю подарок).

Мои вещи.

1.Обувь. Сезонная обувь. Обувь из различных материалов.

2.Уход за обувью: сушка, хранение.

3.Одежда по сезонам. Головные уборы.

4.Профессиональная одежда. Безопасность на производстве (на примере школьных мастерских).

5.Обобщающий урок по разделам «Я в школе», «Мои вещи».

6.Чистота и здоровье. Правила пользования средствами личной гигиены.

7.Утренний и вечерний туалет (умывание, мытье рук, ног, лица, ушей; чистка зубов, расчёсывание). Практическая работа.

8.Уход за телом: принятие ванны, душа, посещение бани. Правила безопасного поведения при обращении с горячей водой, электричеством.

9.Гигиена тела. Волосы, их значение. Уход за волосами.

10.Экскурсия в парикмахерскую. Причёска для мальчика и девочки.

11. Обобщающий урок по разделам «Моя семья», «Мои вещи».

Моя семья.

1. Семья. Связь поколений. Различие членов семьи по возрасту, полу.

2. Отношения в семье (доброта, милосердие, радость, переживание за других, помощь больным и беспомощным). Помощь пожилым людям.

3. Жилище человека – дом, квартира. Помещения в квартире, доме, количество комнат.

4. Мебель различного назначения (для комнаты, для кухни, для прихожей, для ванной). Уход за мебелью.

5.Уборка жилища. Средства для уборки жилища: пылесос, веник, моющие средства. Правила безопасного обращения с инвентарём для уборки.

6. Практическое занятие «Регулярная уборка квартиры».

7. Гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба).

8. Полноценное питание и его значение (первое блюдо, второе блюдо, напитки, десерт).

9.Общественное питание (кафе, столовая, ресторан). Экскурсия в школьную столовую.

Моё поведение.

1. Как выбрать друзей. Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом. Умей организовать свой досуг.

3. Обобщающий урок по разделам «Моё окружение», «Моё поведение».


Моё окружение.

1.Экскурсия на железнодорожный вокзал.

2.Железнодорожный вокзал. Назначение учреждения. Правила поведения.

3. Обобщение по разделам «Моя семья», «Моё окружение».

4.Железнодорожный транспорт: электричка, метро, поезд. Культура поведения.

5.Воздушный транспорт: самолёт, вертолёт. Аэропорт, его назначение и устройство. Культура поведения.

6.Водный транспорт: катер, корабль, теплоход. Речной вокзал, его назначение и устройство Культура поведения.

7.Наша Родина – Россия. Столица нашей родины – Москва. Россия – многонациональная страна.

8.Омск – столица Сибири. Достопримечательности Омска.


V. 2. Тематический план.

п п

Разделы программы

Кол- во час

Я в школе.

3ч.

Мои вещи.

11ч.

Моя семья.

9ч.

Моё поведение.

2ч.

Моё окружение.

8ч.

Всего

33ч.

VI. Календарно- тематическое планирование.

Азбука повседневной жизни

4 класс

1час в неделю.

п/ п

Тема

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол-во

час

Дата

планируемая

фактическая

Я в школе.

1.

Летние каникулы. Обобщение летних впечатлений.


Закрепить понятие «летние каникулы», отрабатывать умения выполнять различные задания.

-изучение презентации

-работа у доски с сюжетными картинками

- работа с иллюстративным материалом

- рассказ по сюжетной картинке

- составление рассказа по сюжетным картинкам

- работа в тетрадях

- устные ответы



2.

Наш класс. Традиции класса. Я – именинник. Правила поздравления.


Ввести понятия «именинник», «поздравление», отрабатывать умение жить в классном коллективе, познакомить с правилами поздравления.

-изучение презентаций по разделу

-работа у доски с сюжетными картинками

- работа с индивидуальными карточками- заданиями

-игра

- работа с кроссвордом

- отгадывание слов – ребусов

- устные ответы



3.

Как относиться к подаркам (Я принимаю подарок, я дарю подарок).


Ввести понятие «подарок», отрабатывать умение подбирать подарок ко дню рождения, дарить и принимать подарки.

- изучение презентации

- участие в беседе

- практическая работа:

я принимаю подарок, я дарю подарок

- слушание и анализ рассказа

- работа с карточками для индивидуальной работы



Мои вещи.

4.

Обувь. Сезонная обувь. Обувь из различных материалов.

Уточнить знания об обуви, познакомить с обувью из различных материалов, с её назначением.

-изучение презентации

-работа у доски с сюжетными картинками

- составление рассказа по сюжетным картинкам

- работа с индивидуальными карточками заданиями

-игра

- работа в тетрадях

1ч.



5.

Уход за обувью: сушка, хранение.

Закрепить понятия «обувь», «сезонная обувь»,

умение различать виды обуви, правильно ухаживать за обувью.

-- изучение презентации

- устные ответы

- участие в беседе

- слушание и анализ сказки

- отгадывание загадок

- практическая работа:

мытьё и чистка, сушка обуви, её хранение

1ч.



6.

Одежда по сезонам. Головные уборы.

Закрепить понятия «одежда», «головные уборы», умение различать виды одежды, головных уборов, правильно ухаживать за одеждой, головными уборами.

--изучение презентации

- устные ответы

- участие в беседе

-игра

- работа в тетрадях

- отгадывание загадок

1ч.



7.

Профессиональная одежда. Безопасность на производстве (на примере школьных мастерских).


Ввести понятие «профессиональная одежда», уточнить представления о назначении профессиональной одежды.

-- изучение презентации

- участие в беседе

- слушание и анализ стихотворения

-игра

- работа в тетрадях



8.

Обобщающий урок по разделам «Я в школе», «Мои вещи».

Обобщить знания по изученным разделам: «Я в школе», «Мои вещи». Отрабатывать умения выполнять различные задания по инструкции учителя, самостоятельно; давать полные устные ответы.

-- изучение презентации

- участие в беседе

- работа с карточками для индивидуальной работы

-игра

- работа в тетрадях

- работа у доски с предметными картинками

- устные ответы

1ч.




п/ п

Тема

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол-во

час

Дата

планируемая

фактическая

Моя семья.

9.

Семья. Связь поколений. Различие членов семьи по возрасту, полу.

Закрепить понятие «семья», отрабатывать умения различать членов семьи по полу, возрасту, формировать правильное понимание роли каждого члена семьи.

-изучение презентации

-работа у доски с сюжетными картинками

- рассказ по сюжетной картинке

- составление рассказа по сюжетным картинкам

- работа в тетрадях

1ч.



10.

Отношения в семье (доброта, милосердие, радость, переживание за других, помощь больным и беспомощным). Помощь пожилым людям.

Уточнить знания о семье, познакомить с правильным отношением к членам семьи, умением оказывать помощь пожилым людям.

-изучение презентации

- устные ответы

- участие в беседе

- составление рассказа по сюжетным картинкам

- работа с индивидуальными карточками заданиями

-игра

- работа в тетрадях

- участие в беседе

- слушание и анализ рассказа

1ч.



Мои вещи.

11

Чистота и здоровье. Правила пользования средствами личной гигиены.

Уточнить знания о чистоте, здоровье, отрабатывать умения пользоваться средствами личной гигиены.

-изучение презентации

-работа у доски с предметными картинками

- работа с индивидуальными карточками заданиями

-игра

- работа в тетрадях

- устные ответы

- участие в беседе

- отгадывание загадок

-практическая работа: узнавание и назначение средств личной гигиены

1ч.



12.

Утренний и вечерний туалет (умывание, мытье рук, ног, лица, ушей; чистка зубов, расчёсывание). Практическая работа.

Ввести понятия «утренний туалет», «вечерний туалет», познакомить с навыками личной гигиены.

-изучение презентации

- отгадывание загадок

-- устные ответы

- участие в беседе

-практическая работа по выполнению утреннего и вечернего туалета

- практическая работа уход за волосами

1ч.



13.

Уход за телом: принятие ванны, душа, посещение бани. Правила безопасного поведения при обращении с горячей водой, электричеством.


Уточнить знания об уходе за телом, отрабатывать безопасное поведение при обращении с горячей водой, электричеством.

-изучение презентации

- отгадывание загадок

-- устные ответы

- участие в беседе

- практическая работа по отработке правил безопасного поведения при обращении с горячей водой, электричеством

- работа в тетрадях

1ч.



14.

Гигиена тела. Волосы, их значение. Уход за волосами.

Уточнить знания о гигиене тела, о волосах, их значении, отрабатывать умение ухаживать за волосами.

-изучение презентации

-- устные ответы

- участие в беседе

- практическая работа уход за волосами

- работа с индивидуальными карточками заданиями

- работа в тетрадях



15.

Экскурсия в парикмахерскую. Причёска для мальчика и девочки.

Ввести понятие «парикмахерская» , познакомить с её устройством и назначением, с профессией людей, работающих в учреждении.

- практическая работа по узнаванию и назначению средств личной гигиены

- наблюдение

- участие в беседе

- оформление экскурсии

- работа с 4карточками для индивидуальной работы



16.

Обобщающий урок по разделам «Моя семья», «Мои вещи».


Обобщить знания учащихся по изученным разделам: «Моя семья», «Мои вещи».

Отрабатывать умения выполнять различные задания по инструкции учителя, самостоятельно.


-изучение презентации

-- устные ответы

- участие в беседе

- работа с индивидуальными карточками заданиями

- работа в тетрадях

- работа у доски с предметными картинками




п/ п

Тема

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол-во

час

Дата

планируемая

фактическая

Моя семья.

17.

Жилище человека – дом, квартира. Помещения в квартире, доме, количество комнат.

Уточнить знания детей о различных видах жилья; закрепить понятия «квартира», «дом», расширить и уточнить представления о назначении комнат в помещении.

-изучение презентации

-работа у доски с сюжетными картинками

- рассказ по сюжетной картинке

-игра

- работа в тетрадях

- устные ответы

- участие в беседе



18.

Мебель различного назначения (для комнаты, для кухни, для прихожей, для ванной). Уход за мебелью.


Уточнить и расширить знания об основных видах мебели, её назначение, отрабатывать умение ухаживать за мебелью.


-изучение презентации

-игра

- работа в тетрадях

- устные ответы

- участие в беседе

- слушание и анализ рассказа

- отгадывание загадок

- практическая работа уход за мебелью



19.

Уборка жилища. Средства для уборки жилища: пылесос, веник, моющие средства. Правила безопасного обращения с инвентарём для уборки.

Познакомить со средствами для уборки жилища, с правилами безопасного обращения с инвентарём.

-изучение презентации

- работа в тетрадях

- составление рассказа по сюжетным картинкам

- работа у доски с предметными картинками

- работа с индивидуальными карточками заданиями

- практическая работа по отработке правил безопасного обращения с инвентарём



20.

Практическое занятие «Регулярная уборка квартиру».


Уточнить знания о средствах для уборки помещения, отрабатывать умение выполнять уборку комнаты, квартиры.

- работа в тетрадях

- составление рассказа по сюжетным картинкам

- работа у доски с предметными картинками

- работа с индивидуальными карточками заданиями

- практическая работа:

уборка комнаты



21.

Гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба).


Уточнить знания о гигиене питания, познакомить с полноценным и регулярным питанием необходимым для жизни человека.

-изучение презентации

- работа в тетрадях

- работа у доски с предметными картинками

- работа с карточками для индивидуальной работы

- отгадывание загадок



22.

Полноценное питание и его значение (первое блюдо, второе блюдо, напитки, десерт).

Ввести понятия «первое блюдо», «второе блюдо», уточнить знания о питании, режиме питания, его значении.

-изучение презентации

- работа в тетрадях

- работа с карточками для индивидуальной работы

- отгадывание загадок

- практическая работа различение различных блюд



23.

Общественное питание (кафе, столовая, ресторан). Экскурсия в школьную столовую.

Ввести понятие «общественное питание», с устройством данного учреждения и назначением, с профессией людей, работающих в учреждении.

-изучение презентации

- работа в тетрадях

- работа с карточками для индивидуальной работы

- экскурсия в школьную столовую



Моё окружение.

24.

Экскурсия на железнодорожный вокзал.


Ввести понятие «железно – дорожный вокзал», познакомить с профессией людей, работающих в учреждении, уточнить и расширить представления о данном учреждении.

-изучение презентации

- работа с карточками для индивидуальной работы

- наблюдения за объектами

- работа в тетрадях

- оформление материалов экскурсии



25.

Железнодорожный вокзал. Назначение учреждения. Правила поведения.

Закрепить понятие «железно – дорожный вокзал», уточнить представления о его устройстве и назначении, отрабатывать правила поведения в данном учреждении.

-изучение презентации

- составление рассказа по сюжетным картинкам

- работа с карточками для индивидуальной работы

- практическая работа по отработке правил поведения на железнодорожном вокзале

- работа в тетрадях

- устные ответы

- участие в беседе



26.

Обобщающий урок по разделам «Моя семья», «Моё окружение».


Обобщить знания учащихся по изученным разделам: «Моя семья», «Моё окружение».

Отрабатывать умения выполнять различные задания по инструкции учителя, самостоятельно.


изучение презентации

- работа с карточками для индивидуальной работы

- работа в тетрадях

- устные ответы

- участие в беседе

- рассказы по сюжетной картинке




п/ п

Тема

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол-во

час

Дата

планируемая

фактическая

Моё окружение.

27.

Железнодорожный транспорт: электричка, метро, поезд. Культура поведения.

Познакомить с железнодорожным транспортом, с правилами пользования на железнодорожном транспорте.

- изучение презентации

- работа у доски с предметными картинками

- работа с карточками для индивидуальной работы

- работа в тетрадях

- практические упражнения по отработке правил культурного поведения на железнодорожном транспорте

1ч.



28.

Воздушный транспорт: самолёт, вертолёт. Аэропорт, его назначение и устройство Культура поведения.

Познакомить с воздушными видами транспорта, ввести понятие «аэропорт», уточнить представления о его устройстве и назначении, отрабатывать правила поведения в данном учреждении.

- изучение презентации

- работа у доски с сюжетными картинками

- работа с индивидуальными карточками заданиями

-игра

- практическая работа по отработке правил культурного поведения на воздушном транспорте

1ч.



29.

Водный транспорт: катер, корабль, теплоход. Речной вокзал, его назначение и устройство Культура поведения.

Познакомить с водным транспортом, ввести понятие «речной вокзал», уточнить представления о его устройстве и назначении, отрабатывать правила поведения в данном учреждении.

изучение презентации

-работа у доски с предметными картинками

- работа с карточками для групповой работы

-игра

- устные ответы

- участие в беседе

- практическая работа по отработке правил культурного поведения на водном транспорте

1ч.



30.

Наша Родина – Россия. Столица нашей родины – Москва. Россия – многонациональная страна.

Познакомить со столицей нашей родины, уточнить и расширить представления о народах, проживающих на территории России.

изучение презентации

-работа с сюжетными картинками

- работа с карточками для индивидуальной работы

- устные ответы

- участие в беседе

- слушание и анализ рассказа

1ч.



31.

Омск – столица Сибири. Достопримечательности Омска.

Познакомить со столицей Сибири, с достопримечательностями города Омска.

изучение презентации

-работа с сюжетными картинками

- работа с карточками для групповой работы

- участие в беседе

1ч.



Моё поведение.

32.

Как выбрать друзей. Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом. Умей организовать свой досуг.


Ввести понятия «досуг, свободное время», закрепить понятия «друзья», «дружба», отрабатывать правила общения с друзьями.

- изучение презентации

- рассказ по сюжетной картинке

- составление рассказа по сюжетным картинкам

- работа с карточками для индивидуальной работы

- устные ответы

- участие в беседе

1ч.



33.

Обобщающий урок по разделам «Моё окружение», «Моё поведение».


Обобщить знания учащихся по изученным разделам: «Моё окружение», «Моё поведение».

Отрабатывать умения выполнять различные задания по инструкции учителя, самостоятельно.


- изучение презентации

- работа с карточками для индивидуальной и групповой работы

- устные ответы

- участие в бесед

- игра



















VII. Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности.

Освоение учебного предмета «Азбука повседневной жизни» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

Демонстрационные и печатные пособия:

наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования по предмету «Азбука повседневной жизни»

живые объекты (комнатные цветы);

таблицы животных и их детёнышей;

демонстрационные карточки: «Овощи», «Семья», «Мебель», «Ягоды садовые», «Фрукты», «Времена года», «Игрушки», «Школьные принадлежности», «Воздушный транспорт», «Водный транспорт», « Железнодорожный транспорт», «Учреждения», «Наша страна. Гимн. Герб. Флаг», «Одежда», «Посуда», «Обувь», «Головные уборы», «Природные явления», «Береги здоровье», «Бытовые приборы», «Виды жилья», «Гигиенические принадлежности», «Опасные предметы и явления», «Школа», «Дорожная безопасность».

Технические средства обучения

персональный ноутбук;

многофункциональное устройство;

мультимедиа проектор в комплекте с креплением;

интерактивная доска;

цифровая видеокамера;

документ-камера;

мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике по изучаемому учебному предмету.

Для реализации программного содержания используются следующие учебно – методические пособия:

Научно-методическая литература.

Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов педвузов. – М. : АСТ, Астрель, 20008.

Воронкова В. В.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектол. факультетов пед. ин – тов /под редакцией В.В. Воронковой – М., 1994.

Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе: пособие для учителей первых классов.- М.: ВИТА, 2004.

Гладкая В.В. Социально – бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. – 2-еизд. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006.

Епифанова О.В. Развитие речи. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками.-Волгоград: Учитель, 2008.

Кудрина С.В. Программно- методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» по курсу «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 1-4 классах специальных (коррекционных образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012.

Коркунов В. В. Индивидуальный подход к учащимся в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида. – Екатеринбург, 2005.

Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация – М.: ПЕР СЭ, 2002.

Матвеева Е.М. Развитие речи 4 класс: конспекты уроков. – Волгоград, Учитель, 2013.

Мелехов Д. Е. Вопросы систематики олигофрении в свете задач социально – трудовой адаптации.- М.: 1970.

Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР.- 2-е изд.. испр. И доп.- М.:МОЗАЙКА –СИНТЕЗ, 2011.

Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.- 2-е изд.. испр. и доп.- М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2009.

Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья (1-4 классы). Изд. 2-е, испр. и доп.- М.:ВАКО, 2005.

Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР альбомы 1- 4. 2-е издание - М.: Издательство ГНОМ, 2014.

Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи в 1 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида: методическое пособие для учителя.- М.: АРКТИ, 2003.

Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи во 2 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида: методическое пособие для учителя.- М.: АРКТИ, 2003.

Шинкарчук С.А. Правила безопасности дома и на улице.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.








Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.