Рабочая программа по предмету «Математика» для детей с умеренной умственной отсталостью (1 класс, по ФГОС)
Пояснительная записка
( к предмету: «Математика», 1 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)
(3ч. в неделю, 102ч. в год)
Программа составлена на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта 2 вариант
- школьного учебного плана школы на 2015-2016 учебный год,
- программы для специальных (коррекционных) учреждений для «Обучение детей с выраженным
недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы» / под ред. М. Бгажноковой. – М.:
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
Цель программы:
Развитие социально-бытовых навыков у детей с выраженной умственной отсталостью для успешной адаптации в обществе.
Задачи программы:
Формирование элементарных математических представлений на комплексной основе с использованием разных видов деятельности: игровой, элементарно трудовой, конструктивной, изобразительной.
Коррекционные задачи:
уточнение уровня сформированности элементарных математических представлений у учащихся;
определение потенциальных возможностей развития элементарных математических представлений у учащихся;
формирование у детей положительного эмоционального отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений;
развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;
формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно с взрослым, по подражанию действиям взрослого);
развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом и с детьми по ходу занятия (с использованием вербальных и невербальных средств);
формирование и закрепление у детей социально – бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений.
В процессе обучения элементарным математическим представлениям используются следующие методы и приемы обучения:
совместные действия детей и взрослого;
действия по подражанию действиям учителя;
действия по образцу, по словесной инструкции;
приёмы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;
элементарные счётные действия с множеством предметов на основе слухового, тактильного, зрительного восприятия;
воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов, изображений цифр;
предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога формы, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
соотнесение натуральных предметов с объёмными и предметными изображениями;
подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня с целью формирования временных представлений;
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе математической деятельности.
Основные межпредметные связи строятся по линиям:
Математика - устная речь;
Математика - окружающий природный мир;
Математика - чтение
Математика - письмо
Тематическое планирование определяет порядок и последовательность реализации содержания образования предмета «Математика» в 1 классе, предъявляемых учащимся поурочно. Тематическое планирование соответствует учебной нагрузке, которая определена учебным планом.
Количество часов на изучение предмета «Математика» в 1 классе
Класс |
Количество часов на курс |
Количество часов в неделю |
1 класс |
102ч |
3ч |
Распределение количество часов по четвертям
1четверть |
2четверть |
3четверть |
4четверть |
Итого |
27ч |
21ч |
27ч |
27ч |
102ч |
Количество часов по основным разделам математики
Наименование основных разделов |
Четверть |
||||
1ч. |
2ч. |
3ч. |
4ч. |
Всего часов |
|
1.Введение в арифметику |
2ч. |
- |
- |
- |
14ч. |
2. Распознавание основных цветов |
6ч. |
- |
- |
- |
6ч. |
3. Свойства предметов |
6ч. |
- |
- |
- |
6ч. |
4. Сравнение предметов по размерам |
13ч. |
3ч. |
- |
- |
16ч. |
5. Сравнение предметов по тяжести |
- |
2ч. |
- |
- |
2ч. |
6. Сравнение групп предметов |
- |
7ч. |
- |
- |
7ч. |
7. Сравнение количества жидкости |
- |
3ч. |
- |
- |
3ч. |
8. Сравнение количества сыпучих веществ |
- |
3ч. |
- |
- |
3ч. |
9. Положение предметов в пространстве |
- |
3ч. |
5ч. |
- |
8ч. |
10. Узнавание и называние простейших явлений погоды |
- |
- |
5ч. |
- |
5ч. |
11. Перемещение в пространстве |
- |
- |
5ч. |
- |
5ч. |
12. Части тела |
- |
- |
3ч. |
- |
3ч. |
13. Геометрические фигуры |
- |
- |
9ч. |
6ч. |
15ч. |
14. Сравнение предметов по величине |
- |
- |
- |
13ч. |
13ч. |
15. Число и цифра 1 |
- |
- |
- |
8ч. |
8ч. |
Всего часов |
27ч. |
21ч. |
27ч. |
27ч. |
102ч. |
Критерии оценивания учащихся:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания АООП.
По итогам усвоения или не усвоения полученных знаний, умений и навыков учащимся выставляется «Усвоил»(у) либо «Не усвоил».(н/у) программный материал. Промежуточные отметки не выставляются.
Планирование коррекционной работы
по предмету «Математика» в 1 классе
№ |
Основные темы программы |
Количество часов по теме |
Коррекционная работа |
1 |
Введение в арифметику |
2ч. |
- Развитие зрительного восприятия; - Развитие мелкой и общей моторки; - Формирование операций мышления; - Обогащение словарного запаса; |
2 |
Распознавание основных цветов |
6ч. |
- Развитие тактильно-двигательного восприятия; - Формирование практических способов ориентировки; - Развитие речи; - Формирование мышления (анализ). - Формирование умения производить дифференциацию по одному из признаков: цвет, форма, размер. |
3 |
Свойства предметов |
6ч. |
- Развивать произвольную память; - Развитие способность переключать внимание; - Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; - Развивать аналитико-синтетическую деятельность; - Формирование умения производить дифференциацию по одному из признаков: цвет, форма, размер. |
4 |
Сравнение предметов по размерам |
16ч. |
- Коррекция восприятия длительности временного интервала; - Формирование логического мышления: операции сравнения; - Развивать непроизвольное внимание с использованием разнообразных раздражителей (слуховых, зрительных); - Формирование умения производить дифференциацию по одному из признаков: цвет, форма, размер; - Развитие памяти; - Развитии мелкой моторики. |
5 |
Сравнение предметов по тяжести |
2ч. |
- Корригировать устойчивость и распределение внимания; - Развивать память. |
6 |
Сравнение групп предметов |
7ч. |
- Развивать произвольную память; - Развитие способность переключать внимание; - Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; - Развивать аналитико-синтетическую деятельность; - Формирование умения производить дифференциацию по одному из признаков: цвет, форма, размер. |
7 |
Сравнение количества жидкости |
3ч. |
- Коррекция устойчивости и распределения внимания; - Коррекция мышления: формирование элементов логического мышления; - Развивать непроизвольное внимание с использованием разнообразных раздражителей (слуховых, зрительных). |
8 |
Сравнение количества сыпучих веществ |
3ч. |
- Формирование умения производить дифференциацию по заданному признаку: цвет, форма, размер; - Коррекция вербальной памяти; - Расширение и уточнение словарного запаса. |
9 |
Положение предметов в пространстве |
8ч. |
- Формирование умения производить дифференциацию по заданному признаку: цвет, форма, размер; - Развитие речи учащихся; - Коррекция мышления: операций обобщения, анализа и классификации; - Развитие тактильно-двигательного восприятия; - Формирование практических способов ориентировки; - Развитие пространственной ориентировки. |
10 |
Узнавание и называние простейших явлений погоды |
5ч. |
- Коррекция зрительно восприятия; - Расширение и уточнение словарного запаса; - Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи; - Формирование произвольного внимания; - Развития умения концентрироваться на зрительных образах; - Формирование мышления (анализ - синтез). |
11 |
Перемещение в пространстве |
5ч. |
- Формирование пространственной ориентировки; - Развитие зрительного восприятия, тактильно-двигательного восприятия; - Развитие пространственной ориентировки; - Развитие мелкой и общей моторики; - Развитие и обогащение словаря. |
12 |
Части тела |
3ч. |
- Коррекция мелкой моторики; - Коррекция устойчивости и распределения внимания; - Развитие память. |
13 |
Геометрические фигуры |
15ч. |
- Формирование элементов логического мышления; - Формирование зрительного и тактильного восприятия; - Формирование элементов логического мышления; - Развитие мелкой моторики, координации и согласованности движений; - Развитие фразовой речи - Формирование умения производить дифференциацию по заданному признаку: цвет, форма, размер; |
14 |
Сравнение предметов по величине |
13ч. |
- Коррекция зрительного восприятия; - Развитие концентрации и произвольности внимания, оперативной памяти; - Коррекция процессов запоминания и воспроизведения; - Развитие тактильно-двигательного восприятия; - Формирование умения производить дифференциацию по одному из признаков: большой – маленький, толстый – тонкий, высокий – низкий; - Формирование практических способов ориентировки; - Формирование умения переносить полученные знания в другие ситуации; - Формирование мышления |
15 |
Число и цифра 1 |
8ч. |
- Формирование элементов логического и абстрактного мышления; - Расширение и уточнение словаря; - Формирование логического мышления; - Коррекция концентрации внимания, способности к переключению внимания; - Коррекция мышления: операций обобщения, анализа и классификации. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки обучающихся 1(социального) класса представлены в программе «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы» / под ред. М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2007.
Дети должны уметь:
адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно с взрослым, по подражанию действиям взрослого);
использовать социально – бытовых навыки, связанных с использованием элементарных математических представлений.
иметь положительное эмоционального отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений;
действовать совместно со взрослым
действовать по подражанию действиям учителя;
действия по образцу, по словесной инструкции;
владеть приёмами наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;
выполнять элементарные счётные действия с множеством предметов на основе слухового, тактильного, зрительного восприятия;
воспроизводить величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов, изображений цифр;
самостоятельно рассматривать, называть формы, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
соотносить натуральные предметы с объёмными и предметными изображениями;
Предметные результаты освоения АООП
Математические представления:
1) элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:
умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;
умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;
умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один - много).
Учебно-методический комплекс.
Базовое обеспечение:
«Математика» 1 класс, Т.В. Алышева , Москва «Просвещение» 2013г.
Дидактические пособия для учителя:
Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе 8 вида: учебник для вузов-М.:Владос,1999.
Математика и конструирование в 1 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя.
Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе.
Боровская И. К., Ковалец И. В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития.
Графические диктанты – сборник упражнений
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(к предмету: «Математика», 1 класс, 3ч. в неделю, 102ч. в год)
I четверть – 27 часов
№ |
Тема |
Ч |
Число |
Цель |
Повторение |
Словарь |
Примечание |
Введение в арифметику-2ч. |
|||||||
1. |
Введение в арифметику. Правильное удержание карандаша, ручки. |
1 |
Познакомить учащихся с основными арифметическими понятиями, правильно удерживать ручку |
Актуализация знаний учащихся о необходимости усвоения знаний, умений и навыков |
Математика, счет, число, цифра, считать |
||
2. |
Правильная осанка во время письма. |
1 |
Развитие умения длительное время удерживать рабочую позу |
Для чего человеку нужна математика |
Парта, стул, стол, осанка, рабочая рука |
||
Распознавание основных цветов-6 ч |
|||||||
3-4. |
Счёт группы предметов. Распознавание основных цветов. |
2 |
Развитие восприятия, мелкой моторки, подготовка руки к письму. Учить распознавать основные цвета. |
Введение в арифметику |
Рабочая рука, ручка, карандаш, обводить, раскрашивать, линия, |
||
5-6. |
Обвод по трафарету, раскрашивание. |
2 |
Понятия линия, рабочая рука, карандаш, раскрашивать |
Рабочая рука, ручка, карандаш, обводить, раскрашивать, линия, обводить |
|||
7. |
Обвод по трафарету, раскрашивание, штриховка по точкам. |
1 |
|||||
8. |
Выведение из группы предметов одного или нескольких предметов, обладающих определенными свойствами: цветом. |
1 |
Учить выделять из группы предметов один или несколько одинакового |
Свойства, предметов, основные цвета |
Красный, желтый, зеленый, черный, белый |
||
Свойства предметов-6ч. |
|||||||
9-10. |
Свойства предметов. Круглый, овальный, большой, маленький. |
2 |
Ознакомление детей с дифференциацией предметов |
Актуализация опыта детей по дифференциации предметов |
Предмет, большой, маленький |
||
11. |
Выведение из группы предметов одного или нескольких предметов, обладающих определенными свойствами: размером. |
1 |
Учить выделять из группы предметов один или несколько предметов одинакового размера |
Свойства предметов |
Большой, маленький, больше, меньше |
||
12. |
Выведение из группы предметов одного или нескольких предметов, обладающих определенными свойствами: формой |
1 |
Учить выделять из группы предметов один или несколько предметов одинаковой формы |
Свойства предметов, цвет предметов, размер |
Большой, маленький, больше, меньше, одинаковый, разный |
||
13. |
Выведение из группы предметов одного или нескольких предметов, обладающих определенными свойствами: назначением. |
1 |
Учить выделять из группы предметов один или несколько предметов одинаковым назначением |
Свойства предметов, цвет предметов, размер, форма |
Одинаковый, разный, один, много |
||
14. |
Понимание смысла слов: каждый – кроме, все – остальные, кроме – оставшиеся. |
1 |
Понимать и использовать в речи слова: каждый – кроме, все – остальные, кроме – оставшиеся. |
Свойства предметов, цвет предметов, размер, форма, назначение |
Каждый, кроме, все, остальные, кроме, оставшиеся |
||
Сравнение предметов по размерам-13ч. |
|||||||
12. |
НРК. Сравнение предметов по размерам: большой – маленький. |
1 |
Учить сравнивать предметы по размеру: большой – маленький. |
Свойства предметов, цвет предметов, размер, форма, назначение |
Большой, маленький, мрамор, гранит, уголь |
||
16. |
Сравнение предметов по размерам: больше – меньше. |
1 |
Учить дифференцировать предметы по размерам: больше – меньше. |
Размер предметов: большой, маленький |
Большой, маленький, больше, меньше |
||
17. |
Сравнение предметов по размерам: одинаковые – равные по размеру. |
1 |
Учить дифференцировать предметы по размерам: одинаковые – равные по размеру |
Размер предметов: большой, маленький, больше, меньше |
Одинаковый, равный, больше, меньше |
||
18. |
Сравнение предметов по размерам: длинный – короткий. |
1 |
Учить дифференцировать предметы по размерам: длинный - короткий |
Одинаковые – равные по размеру, величина предметов |
Длинный, короткий |
||
19. |
Сравнение предметов по размерам: длиннее – короче. |
1 |
Учить дифференцировать предметы по размерам: длиннее – короче. |
Длинный, короткий |
Длинный, короткий, длиннее, короче |
||
20. |
Сравнение предметов по размерам: одинаковые – равные по длине. |
1 |
Учить дифференцировать предметы по размерам: одинаковые – равные по длине. |
Длинный, короткий, длиннее, короче |
Длина, длинный, короткий, длиннее, короче, одинаковые, равные |
||
21. |
Сравнение предметов по размерам: широкий – узкий. |
1 |
Учить сравнивать предметы по размерам: широкий – узкий. |
Свойства предметов |
Ширина, широкий, узкий |
||
22. |
Сравнение предметов по размерам: шире – уже. |
1 |
Учить дифференцировать предметы по размерам: шире – уже. |
Свойства предметов, широкий, узкий |
Ширина, широкий, узкий, шире, уже Реки Челябинской области |
\ |
|
23. |
Сравнение предметов по размерам: одинаковые – равной ширины. |
1 |
Учить сравнивать предметы по размерам: одинаковые – равной ширины. |
Широкий узкий, шире, уже |
Широкий узкий, шире, уже, одинаковые, равной ширины |
||
24. |
Сравнение предметов по размерам: высокий – низкий. |
1 |
Учить сравнивать предметы по размерам: высокий – низкий. |
Свойства предметов |
Высокий, низкий. Деревья Челябинской области |
||
25. |
Сравнение предметов по размерам: выше - ниже. |
1 |
Учить сравнивать предметы по размерам: : выше - -ниже. |
Высокий, низкий, свойства предметов |
Высокий, низкий, выше, ниже |
||
26. |
Сравнение предметов по размерам: одинаковые – равной высоты. |
1 |
Учить сравнивать предметы по размерам: одинаковые – равной высоты. |
Высокий, низкий, выше, ниже |
Высокий, низкий, выше, ниже, одинаковые, равной длины |
||
27 |
Итоговый урок. |
1 |
Обобщение и систематизация изученного материала |
Свойства предметов, цвет, размер, форма предметов, величина |
Большой, маленький, больше, меньше, длинный, короткий, широкий, узкий, шире, уже, Высокий, низкий, выше, ниже, глубокий, мелкий, одинаковый - равный |
II четверть – 21 час
№ |
Тема |
Ч |
Число |
Цель |
Повторение |
Словарь |
Примечание |
Сравнение предметов по размерам-3ч. |
|||||||
28. |
Сравнение предметов по размерам: |
1 |
Учить сравнивать предметы по размерам: толстый – тонкий. |
Свойства и величина предметов |
Толстый, тонкий |
||
29. |
Сравнение предметов по размерам: толще – тоньше. |
1 |
Учить сравнивать предметы по размерам: толще – тоньше. |
Толстый, тонкий |
Толстый, тонкий, толще, тоньше |
||
30. |
Сравнение предметов по размерам: одинаковый – равной толщины. |
1 |
Учить сравнивать предметы по размерам: одинаковый – равной толщины. |
Толстый, тонкий, толще, тоньше, свойства и величина предметов |
Одинаковый, равной толщины. |
||
Сравнение предметов по тяжести-2ч. |
|||||||
31. |
Сравнение предметов по тяжести: тяжёлый – лёгкий. |
1 |
Учить сравнивать предметы по тяжести: тяжёлый – лёгкий. |
Толстый, тонкий, толще, тоньше, |
Тяжелый, легкий Минералы, добываемые в Челябинской области. |
||
32. |
Сравнение предметов по тяжести: тяжелее – легче, одинаковые, равные по тяжести. |
1 |
Учить сравнивать предметы по тяжести: тяжелее – легче, одинаковые, равные по тяжести. |
Тяжелый, легкий |
Тяжелее, легче, одинаковые, равные по тяжести. |
||
Сравнение групп предметов-7ч. |
|||||||
33. |
Сравнение групп предметов: сколько. |
1 |
Учить сравнивать группы предметов |
Свойства предметов |
Сколько |
||
34. |
Сравнение групп предметов: много – мало. |
1 |
Учить сравнивать группы предметов: много-мало |
Сравнение групп предметов: много-мало |
Много, мало |
||
35. |
Сравнение групп предметов: немного – несколько. |
1 |
Учить сравнивать группы предметов: немного -несколько |
Сравнение групп предметов: много – мало. |
Немного, несколько |
||
36. |
Сравнение групп предметов: больше – меньше. |
1 |
Учить сравнивать группы предметов: больше – меньше. |
Сравнение групп предметов: немного – несколько. |
Больше, меньше |
||
37. |
Сравнение групп предметов: столько же. |
1 |
Учить сравнивать группы предметов: столько же |
Сравнение групп предметов: больше – меньше. |
Столько же |
||
38. |
Сравнение групп предметов: столько же, сколько. |
1 |
Учить сравнивать группы предметов: столько же, сколько |
Сравнение групп предметов: столько же. |
Столько же, сколько |
||
39. |
Сравнение групп предметов: равное (одинаковое количество). |
1 |
Учить сравнивать группы предметов: равное (одинаковое количество). |
Сравнение групп предметов: столько же, сколько |
Равное количество |
||
Сравнение количества жидкости-3ч |
|||||||
40. |
Сравнение количества жидкости: больше – меньше. |
1 |
Учить сравнивать количество жидкости: больше – меньше |
Сравнение групп предметов: равное (одинаковое количество). |
Больше, меньше, глубже, мельче |
||
41. |
Сравнение количества жидкости: столько же – равное количество. |
1 |
Учить сравнивать количество жидкости: столько же – равное количество. |
Сравнение количества жидкости: больше – меньше. |
Столько же, равное количество |
||
42. |
Изменение количества жидкости. |
1 |
Учить сравнивать количество жидкости: столько же – равное количество. |
Сравнение количества жидкости: столько же – равное количество. |
Больше, меньше, глубокий - мелкий |
||
Сравнение количества сыпучих веществ-3ч. |
|||||||
43. |
Сравнение количества сыпучих веществ: больше – меньше. |
1 |
Учить сравнивать количество сыпучих веществ: больше – меньше. |
Изменение количества жидкости. |
Больше, меньше |
||
44. |
Сравнение количества сыпучих веществ: столько же – равное количество. |
1 |
Учить сравнивать количество сыпучих веществ: столько же – равное количество |
Сравнение количества сыпучих веществ: больше – меньше. |
Столько же, равное количество |
||
45. |
Изменение количества сыпучих веществ. |
1 |
Восприятие и узнавание изменения количества сыпучих веществ. |
Сравнение количества сыпучих веществ: столько же – равное количество. |
Больше, меньше |
||
Положение предметов в пространстве-3ч. |
|||||||
46. |
Положение предметов в пространстве: впереди – позади. |
1 |
Восприятие и узнавание положения предметов в пространстве: впереди – позади. |
Изменение количества сыпучих веществ. |
Впереди, позади. Рассматривание картины «Добыча угля» |
||
47. |
Положение предметов в пространстве: справа – слева. |
1 |
Восприятие и узнавание положения предметов в пространстве: справа – слева. |
Положение предметов в пространстве: впереди – позади. |
Справа, слева |
||
48. |
Итоговый урок. |
1 |
Обобщение, уточнение и систематизация полученных знаний |
Краткий обзор пройденных тем |
Справа, слева, больше, меньше, столько же, впереди, позади, толстый, тонкий, легкий, тяжелый |
III четверть – 27 часов
№ |
Тема |
Ч |
Число |
Цель |
Повторение |
Словарь |
|
Положение предметов в пространстве-5ч. |
|||||||
49. |
Положение предметов в пространстве: справа – слева. |
1 |
Выработка умения узнавать положения предметов в пространстве: справа – слева. |
Свойства предметов, |
Справа, слева |
||
50. |
Положение предметов в пространстве: справа – слева. |
1 |
Выработка умения узнавать положения предметов в пространстве: справа – слева. |
Положение предметов в пространстве: справа – слева. |
Справа, слева |
||
51. |
Положение предметов в пространстве :вверху – внизу. |
1 |
Выработка умения узнавать положения предметов в пространстве: :вверху – внизу. |
Положение предметов в пространстве: справа – слева. |
Вверху, внизу Рассматривание иллюстрации «Наш город» |
||
52. |
Положение предметов в пространстве: далеко – близко. |
1 |
Выработка умения узнавать положения предметов в пространстве: далеко – близко. |
Положение предметов в пространстве :вверху – внизу. |
Далеко, близко Рассматривание иллюстрации «Горы Южного Урала» |
||
53. |
Положение предметов в пространстве: вблизи – около. |
1 |
Выработка умения узнавать положения предметов в пространстве: вблизи – около. |
Положение предметов в пространстве: далеко – близко. |
Впереди, около Рассматривание иллюстрации с изо-ением лесов Ю. Урала |
||
Узнавание и называние простейших явлений погоды-5ч. |
|||||||
54. |
Узнавание и называние простейших явлений погоды в процессе наблюдений за изменениями в природе. |
1 |
Развитие умения узнавать и называть простейшие явления погоды |
Положение предметов в пространстве: вблизи – около. |
Земля, снег, снегопад, заморозки, лед |
||
55. |
Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков контрастных времен года: зима. |
1 |
Выработка умения узнавать и называть наиболее характерные признаки времен года (зима) |
Узнавание и называние простейших явлений погоды в процессе наблюдений за изменениями в природе. |
Земля, снег, снегопад, мороз, лед, снежинки, сугроб |
. |
|
56. |
Изображение соответствующих явлений погоды с помощью имитационных действий. |
1 |
Выработка умения изображать явления погоды с помощью имитационных действий. |
Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков контрастных времен года: зима. |
Дождь, снег, снегопад, гром, ветер, гроза |
||
57. |
Выделение солнца и луны в природе и по иллюстрации. |
1 |
Выработка умения выделять солнце и луну в природе и по иллюстрации. |
Изображение соответствующих явлений погоды с помощью имитационных действий. |
Солнце, луна, полнолуние, закат, рассвет, запад, восток |
||
58. |
День, ночь. Имитация действий людей по образцу, по словесной инструкции. |
1 |
Выработка умения имитировать действий людей по образцу и словесной инструкции. |
Выделение солнца и луны в природе и по иллюстрации |
День, ночь, вечер, утро, ходить, сидеть, вставать, бегать, идти |
||
Перемещение в пространстве-3ч. |
|||||||
59. |
Перемещение в пространстве класса с помощью педагога, по словесной инструкции, самостоятельно. |
1 |
Формирование умения перемещаться в про-стве класса с помощью педагога, по словесной инструкции, самостоятельно. |
День, ночь. Имитация действий людей по образцу, по словесной инструкции. |
Класс, вправо, влево, угол, |
||
60. |
Перемещение в пространстве класса с помощью педагога, по словесной инструкции, самостоятельно: ЗА – ПЕРЕД – НАД – ПОД . |
1 |
Формирование умения перемещаться в пространстве класса с помощью педагога, по словесной инструкции, самостоятельно: ЗА – ПЕРЕД – НАД – ПОД . |
Основные понятия пространственного ориентирования |
ЗА – ПЕРЕД – НАД – ПОД |
||
61. |
Перемещение в пространстве класса с помощью педагога, по словесной инструкции, самостоятельно: НАПРОТИВ – МЕЖДУ – В СЕРЕДИНЕ. |
1 |
Формирование умения перемещаться в пространстве класса с помощью педагога, по словесной инструкции, самостоятельно: НАПРОТИВ – МЕЖДУ – В СЕРЕДИНЕ. |
Основные понятия пространственного ориентирования: ЗА – ПЕРЕД – НАД – ПОД |
НАПРОТИВ – МЕЖДУ – В СЕРЕДИНЕ. |
||
Части тела-3ч. |
|||||||
62. |
Показ на себе основных частей тела и лица и на кукле. |
1 |
Формирование умения показывать основные части тела и лица себе и на кукле. |
Основные понятия пространственного ориентирования: НАПРОТИВ – МЕЖДУ – В СЕРЕДИНЕ. |
НАПРОТИВ – МЕЖДУ – В СЕРЕДИНЕ. |
||
63. |
Обводка по контурам ладони и пальцев с помощью взрослого, показ и соотнесение руки с контурным изображением. |
1 |
Формирование умения обводить по контурам ладони и пальцев с помощью взрослого, показ и соотнесение руки с контурным изображением. |
Показ на себе основных частей тела и лица и на кукле. |
Рука, ладонь, пальцы, большой палец, указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец |
||
64. |
Игровые упражнения на перемещение в пространстве класса и изменение положений частей тела по подражанию, по образцу, по словесной инструкции. |
1 |
Формирование умения перемещаться в пространстве класса и изменять положения частей тела по подражанию, по образцу, по словесной инструкции. |
Основные понятия пространственного ориентирования, части тела человека |
Вправо, влево, вверх, вниз |
||
Перемещение в пространстве-2ч. |
|||||||
65. |
Игровые упражнения на развитие пространственной ориентации по подражанию, по образцу, по словесной инструкции. |
1 |
Формирование умения перемещаться в пространстве |
Перемещение в пространстве класса |
Вправо, влево, вверх, вниз, вперед, назад |
||
66. |
Перемещение различных игрушек вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию, по образцу, по словесной инструкции. |
1 |
Формирование умения перемещать игрушки вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию, по образцу, по словесной инструкции. |
Основные понятия пространственного ориентирования: вправо, влево, вверх, вниз |
Вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз |
||
Геометрические фигуры-9ч. |
|||||||
67. |
Игры со строительным набором «Цветные шары». |
1 |
Формирование элементов логического мышления посредствам игры со строительным набором «Цветные шары». |
Основные понятия пространственного ориентирования: вправо, влево, вверх, вниз, цвета |
Вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз, шар, шары, красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый, круглый |
||
68. |
Игры со строительным набором «Цвет и форма» |
1 |
Формирование зрительного восприятия посредствам игры со строительным набором |
Основные понятия пространственного ориентирования: вправо, влево, вверх, вниз, цвета |
Вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз, кубики, красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый, круг, квадрат, треугольник |
||
69. |
Шар и круг. Выбор по подражанию действиям педагога, по образцу, словесной инструкции. |
1 |
Дифференциация шара и круга. Выбор по подражанию действиям педагога, по образцу, словесной инструкции |
Геометрические фигуры. Шар, круг |
Шар, круг, круглый |
||
70. |
Куб и квадрат. Выбор по подражанию действиям педагога, образцу, словесной инструкции. |
1 |
Учить выбирать куб и квадрат по подражанию действиям педагога, образцу, словесной инструкции. |
Шар, круг |
Куб, квадрат |
||
71. |
Объединение фигур в группы по форме: шары, круги, кубы, квадраты. Игра «Где чей дом?». |
1 |
Формирование умения объединять фигуры в группы по форме: шары, круги, кубы, квадраты. |
Куб, квадрат |
Шар, круг, куб, квадрат |
||
72. |
Объединение фигур в группы по форме: шары, круги, кубы, квадраты. Игра «Коробка форм» |
1 |
Учить объединять фигуры группы по форме: шары, круги, кубы, квадраты. |
Шар, круг, куб, квадрат |
Шар, круг, куб, квадрат |
||
73. |
Обводка по трафаретам и штриховка круга, квадрата, называние и показ их. |
1 |
Развитие умения обводить по трафаретам штриховать круг, называть и показывать его. |
Шар, круг, куб, квадрат |
Шар, круг, куб, квадрат |
||
74. |
Обводка по трафаретам и штриховка круга, квадрата, называние и показ их. |
1 |
Развитие умения обводить по трафаретам и штриховать круг, квадрат. называть и показывать их. |
Шар, круг, куб, квадрат |
Круг, квадрат, обводить |
||
75. |
Итоговый урок |
1 |
Обобщение, уточнение и систематизация полученных знаний |
Краткий обзор пройденных тем |
Геометрические фигуры, шар, круг, куб, квадрат, Вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз, треугольник |
IV четверть – 24 часа
№ |
Тема |
Ч |
Число |
Цель |
Повторение |
Словарь |
|||
Геометрические фигуры-6ч. |
|||||||||
76. |
Обводка по трафаретам и штриховка круга, квадрата, называние и показ их. |
1 |
Развитие умения самостоятельно обводить по трафаретам и штриховать круг, квадрат, называть и показывать их. |
Круг, квадрат, треугольник |
Круг, квадрат, обводить |
||||
77. |
Обводка по трафаретам и штриховка круга, квадрата, называние и показ их. |
1 |
Развитие умения самостоятельно обводить по трафаретам и штриховать круг, квадрат, называть и показывать их. |
Называние и показ круга |
Круг, квадрат, обводить |
||||
78. |
Обводка по опорным точкам и штриховка круга, квадрата, называние и показ их. |
1 |
Развитие умения самостоятельно обводить по опорным точкам круг, квадрат, называть и показывать их. |
Называние и показ круга и квадрата |
Круг, квадрат, обводить |
||||
79. |
Обводка по опорным точкам и штриховка круга, квадрата, называние и показ их. |
1 |
Развитие умения самостоятельно обводить по опорным точкам круг, квадрат, называть и показывать их. |
Называние и показ круга и квадрата |
Круг, квадрат, обводить |
. |
|||
80. |
Вырезание круга, квадрата по контурам. Инструктаж по технике безопасности. |
1 |
Развитие умения самостоятельно вырезать круг, пользоваться ножницами. |
Геометрические фигуры. Круг. |
Ножницы, круг, вырезать |
||||
81. |
Вырезание круга, квадрата по контурам. |
1 |
Развитие умения самостоятельно вырезать круг, квадрат, пользоваться ножницами. |
Геометрические фигуры. круг, квадрат. |
Ножницы, круг, квадрат, вырезать |
||||
Сравнение предметов по величине-13ч. |
|||||||||
82. |
Большой – маленький. Определение величины, пользуясь приёмами наложения и приложения. |
1 |
Формирование умения определять величины (большой, маленький), пользуясь приёмами наложения и приложения. |
Геометрические фигуры. круг, квадрат, свойства предметов |
Большой, маленький, круг, квадрат |
||||
83. |
Высокий – низкий, толстый – тонкий. Определение величины, пользуясь приёмами наложения и приложения. |
1 |
Формирование умения определять величины пользуясь приёмами наложения и приложения. |
Большой, маленький, геометрические фигуры |
Высокий, низкий, толстый, тонкий. |
||||
84. |
Закрепление представлений о величине в процессе различных наблюдений, экскурсия. |
1 |
Закрепление представлений о величине |
Свойства предметов, большой, маленький, высокий, низкий, толстый, тонкий |
Большой, маленький, высокий, низкий, толстый, тонкий. Рассматривание зданий, памятников родного города |
||||
85. |
Закрепление представлений о величине в процессе различных наблюдений, экскурсий. |
1 |
Закрепление представлений о величине |
Свойства предметов, большой, маленький, высокий, низкий, |
Большой, маленький, высокий, низкий, толстый, тонкий Рассматривание зданий, памятников родного города |
||||
86. |
Закрепление представлений о величине в процессе дидактических игр и игровых упражнений. |
1 |
Закрепление представлений о величине |
Большой, маленький, высокий, низкий, толстый, тонкий |
Большой, маленький, высокий, низкий, толстый, тонкий |
||||
87. |
Закрепление представлений о величине в процессе дидактических игр и игровых упражнений. |
1 |
Закрепление представлений о величине |
Большой, маленький, высокий, низкий, толстый |
Большой, маленький, высокий, низкий, толстый, тонкий |
||||
88. |
Обводка по трафаретам и раскрашивание изображений различной величины. |
1 |
Развитие умения обводить и раскрашивать по трафаретам изображения различной величины. |
Геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник |
Круг, квадрат, треугольник, большой, маленький, широкий, узкий |
||||
89. |
Обводка по трафаретам и раскрашивание изображений различной величины. |
1 |
Развитие умения обводить и раскрашивать по трафаретам изображения различной величины. |
Геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник |
Круг, квадрат, треугольник, большой, маленький, широкий, узкий |
||||
90. |
Обводка по опорным точкам и штриховка изображений различной величины |
1 |
Развитие умения обводить и раскрашивать по опорным точкам изображения различной величины. |
Геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник |
Геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник, точки, обводить |
||||
91. |
Выбор соответствующего количества предметов без пересчета, путём наложения одного количества предметов или картинок на другой. |
1 |
Формирование умения выделять предмет путём наложения одного количества предметов или картинок на другой. |
Геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник, большой, маленький, высокий, низкий |
Круг, квадрат, треугольник, большой, маленький, высокий, низкий |
||||
92. |
Соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчета. |
1 |
Развитие умения соотносить отдельные единицы множества с пальцами, другими предметами без пересчета. |
Геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник |
Пальчики, круг, квадрат, треугольник |
||||
93. |
Обучение различным действиям, направленным на тактильный и слуховой счёт. |
1 |
Обучение различным действиям, направленным на тактильный и слуховой счёт. |
Прямой счет до 10 и обратный до 5 |
Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять |
||||
94. |
Выделение одного – много предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек». |
1 |
Формирование умения дифференцировать предметы основе тактильного обследования |
Свойства предметов, шар, куб, геометрические фигуры |
Один, много, круг, кубик, шишка, шар, мяч |
||||
Число и цифра 1-8ч. |
|||||||||
95-96. |
Название и обозначение числа 1 . Порядковое числительное «первый». |
2 |
Познакомить учащихся с числом и цифрой 1 |
Прямой и обратный счет |
Один, единица, первый, число, цифра, перед, после, больше, меньше |
||||
97. |
Соотнесение цифры 1 с соответствующим количеством пальцев и предметов. |
1 |
Развитие умения соотносить цифру 1 с соответствующим количеством предметов |
Название и обозначение числа 1 . Порядковое числительное «первый». |
Один, единица, первый, больше, меньше, правый, левый. |
||||
98-99. |
Прорисовывание цифры 1 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. |
2 |
Развитие умения прорисовывать цифру 1 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. |
Соотнесение цифры 1 с соответствующим количеством пальцев и предметов. |
Один, единица, первый, точка, обводить |
||||
100-101. |
Узнавание и называние простейших явлений погоды в процессе наблюдений за изменениями в природе. |
2 |
Развитие умения узнавать и называть простейшие явления погоды в процессе наблюдений за изменениями в природе. |
Число и цифра 1. |
Дождь, небо, облака, гроза |
. |
|||
102. |
Итоговый урок. |
1 |
Обобщение, уточнение и систематизация полученных знаний |
Краткий обзор пройденных тем |
Большой, маленький, высокий, низкий, толстый, тонкий один, единица, первый, число, цифра |