Рабочая программа к предмету «Устная речь» для детей с умеренной умственной отсталостью (1 класс)
Пояснительная записка
(к предмету «Устная речь», 1 класс, для детей с умеренной умственной отсталостью)
(2ч. в неделю, 68ч. в год)
Программа составлена на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта 2 вариант
- школьного учебного плана школы на 2015-2016 учебный год,
- программы для специальных (коррекционных) учреждений для «Обучение детей с
выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы» / под ред.
М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2007.
Цель программы:
Формирование элементарных представлений и понятий об окружающем мире, предметах и явлениях окружающей действительности с целью дальнейшей социальной адаптации учащихся.
Задачи программы:
• Формирование умения отвечать на вопросы, вербально выражать свои просьбы и желания.
• Формирование монологической речи.
• Формирование умения участвовать в беседе;
• Воспитание интереса к родному языку.
Коррекционные задачи:
• Развитие фразовой речи учащихся.
• Расширение и обогащение активного и пассивного словаря учащихся;
• Коррекция мышления: операций сравнения, обобщения, классификации.
• Развитие коммуникативной функции речи.
Занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений
окружающей действительности проводятся в форме игры, требующей вопросов и ответов. Каждый урок посвящен какой-либо теме, взятой из окружающей действительности. Занятия направлены не на механическое заучивание детьми новых слов и оборотов речи, а на то, чтобы эти слова способствовали осмыслению практического опыта, приобретенного учащимися на уроках и экскурсиях. Для ознакомления с предметами и явлениями в естественной обстановке, используются экскурсии, наблюдения, практические работы.
Основные межпредметные связи строятся по линиям:
Устная речь-письмо;
Устная речь-окружающий природный мир;
Устная речь-чтение;
Устная речь-изобразительное искусство;
Тематическое планирование определяет порядок и последовательность реализации содержания образования предмета «Устная речь» в 1 классе, предъявляемых учащимся поурочно.Тематическое планирование соответствует учебной нагрузке, которая определена учебным планом.
Количество часов на изучение предмета «Устная речь» в 1 классе
Класс |
Количество часов на курс |
Количество часов в неделю |
1 класс |
68 ч |
2 ч |
Распределение количество часов по четвертям
1четверть |
2четверть |
3четверть |
4четверть |
Итого |
18 ч. |
14 ч. |
18 ч. |
18ч. |
68 ч. |
Количество часов по основным разделам
Наименование основных разделов |
Четверть |
||||
1ч. |
2ч. |
3ч. |
4ч. |
Всего часов |
|
1. Доступные этические выражения и жесты-заменители |
10ч. |
- |
- |
- |
10ч. |
2. Сказки |
6ч. |
- |
10ч. |
- |
16ч. |
3. Определение предметов по родовому признаку |
- |
10ч. |
- |
- |
10ч. |
4. Изменение в природе |
2ч. |
4ч. |
4ч. |
3ч. |
11ч. |
5. Разучивание коротких стихотворений |
- |
- |
4ч. |
- |
4ч. |
6. Учебные вещи, игрушки |
- |
- |
- |
6ч. |
6ч |
7. Рассказы |
- |
- |
- |
9ч. |
9ч |
Всего часов |
18ч. |
14ч. |
18ч. |
18ч. |
68ч. |
Выполнение практической части программы
Чет-ть |
№п/п |
Практическая работа |
1 четверть |
Экскурсия на школьный двор (осенние месяцы) |
|
Всего экскурсий-1 |
||
2 четверть |
Экскурсия на школьный двор (зимние месяцы) |
|
Всего экскурсий-1 |
||
3 четверть |
Экскурсия на школьный двор (зимние месяцы) |
|
Всего экскурсий-1 |
||
4 четверть |
Экскурсия на школьный двор (весенние месяцы) |
|
Всего экскурсий-1 |
Выполнение практической части программы по четвертям.
Четверть |
Практическая работа |
Экскурсии |
1 четверть |
- |
1 |
2 четверть |
- |
1 |
3 четверть |
- |
1 |
4 четверть |
- |
1 |
Год |
- |
4 |
Реализация НРЭО на уроках устной речи
На реализацию НРЭО в соответствии с требованиями отводится 10-15% учебного времени в рамках учебного предмета. Содержание регионального компонента равномерно распределено по урокам, что позволяет систематически обращаться к местному материалу.
Сущность регионального подхода заключается в отражении специфических проблем региона в содержании географического образования, использованию краеведческого материала. Включение регионального содержания является важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни Уральского региона.
Распределение НРЭО по крупным темам:
Темы программы |
Количество часов НРЭО |
1. Доступные этические выражения и жесты-заменители |
1 |
2. Сказки |
3 |
3. Определение предметов по родовому признаку |
2 |
4. Изменение в природе |
3 |
Итого |
9 |
Формами включения НРЭО в урок являются:
-элементы уроков №- 9, 13, 15, 19,30, 39, 45, 57
Планирование коррекционной работы
по предмету «Устная речь» в 1 классе
№ |
Основные темы программы |
Количество часов по теме |
Коррекционная работа |
Доступные этические выражения и жесты-заменители |
10ч. |
-Коррекция мышления: операции обобщения, классификации; -Коррекция зрительной памяти; -Формирование фразовой речи учащихся; -Развитие элементов логического мышления; -Формирование и развитие активного словаря учащихся; -Формирование положительного эмоционального отношения к окружающим, одноклассникам; -Развитие навыков выполнения простых предметно-манипулятивных действий; -Развитие общей и мелкой моторики. |
|
Сказки |
16ч. |
-Развитие фразовой речи,; -Активизация пассивного и активного словаря; -Развитие умения слушать собеседника; -Коррекция мышления: операции обобщения, классификации; -Коррекция зрительной памяти; -Формирование словообразовательной функции речи; -Коррекция операций обобщения, анализа и классификации. -Развитие умения слушать собеседника; -Расширение практического опыта детей. |
|
Определение предметов по родовому признаку |
10ч. |
-Формирование мышления: операции сравнения, обобщения и классификации; -Развитие операций мышления (анализ, синтез); -Коррекция зрительного восприятия; -Развитие внимания; -Развитие коммуникативных навыков; -Формирование слухового восприятия. |
|
Изменение в природе |
11ч. |
-Коррекция эмоционально-личностной сферы; -Формирование фонематического слуха; -Развитие слухового восприятия; -Коррекция процесса запоминания; -Развитие коммуникативных навыков; -Развитие мелкой и общей моторики; -Формирование процессов анализа, синтеза; -Развитие умения сравнивать, обобщать. |
|
Разучивание коротких стихотворений |
4ч. |
-Развитие оперативной памяти; -Развитие слухового восприятия; -Развитие коммуникативных навыков; -Коррекция процесса запоминания. |
|
Учебные вещи, игрушки |
6ч. |
-Активизация словаря; -Развитие коммуникативных навыков; -Совершенствование темпо-ритмической стороны речи -Развитие мелкой и общей моторики; -Коррекция эмоционально-личностной сферы; -Развивать операции мышления, восприятия. -Формирование произвольного внимания. |
|
Рассказы |
9ч. |
-Коррекция процесса запоминания; -Формирование и развитие фонематического слуха; -Активизация словаря; -Развитие коммуникативных навыков; -Развитие общей моторики; -Развитие вербальной памяти; -Коррекция нарушений устной речи. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки обучающихся 1(социального) класса представлены в программе «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы» / под ред. М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2007.
Дети должны уметь:
Совместно работать с учителем, одноклассниками в разнообразных видах деятельности;
Использовать знакомые речевые и неречевые конструкции в реальных ситуациях;
Отвечать на вопросы, выражать словами свои желания;
Участвовать в беседе, задавать вопросы;
следовать инструкциям учителя;
Предметные результаты освоения АООП по ФГОС
уметь самостоятельно применять доступные средства коммуникации и общения - вербальные и невербальные;
понимать обращенную речь;
уметь пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядам.
Учебно-методический комплекс.
Базовое обеспечение:
«Устная речь», С.В. Комарова, Москва «Просвещение»,2011год
Дидактические пособия для учителя:
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи Изд. 4-е – М.: Теревинф, 2007. – (Особый ребенок). – 288 с.
Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки — М.: Теревинф, 2003.— 160 с.
Зарубина Ю. Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ – М.: Теревинф, 2009. – 56 с. – (Лечебная педагогика: методические разработки).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(к предмету: «Устная речь», 1 класс, 2ч. в неделю, 68ч. в год)
I четверть – 18 часов
№ |
Тема |
Ч |
Число |
Цель |
Повторение |
Словарь |
Примечание |
Доступные этические выражения и жесты-заменители-10ч. |
|||||||
1, 2. |
Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними. Правильная посадка за партой. |
2 |
Повторить знания об учебных вещах, их назначении и обращение с ними. |
Классная комната, поддерживание порядка в классе. Правильная посадка за партой. |
Тетрадь, портфель, пенал, учебник, ластик, ручка, карандаш, линейка, точилка, книга |
||
3, 4. |
Обращение к учителю на основе слова, жеста |
2 |
Повторить и закрепить навыки обращения к учителю на основе слова. |
Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними. |
Здравствуйте, ( имя, отчество учителя), |
||
5, 6. |
Доступные этические выражения и жесты-заменители («Спасибо», «Пожалуйста», «Извините»). |
2 |
Развитие навыка использования доступных этических выражений и жестов-заменителей («Спасибо», «Пожалуйста», «Извините»). |
Имена одноклассников. Обращение друг к другу. |
Спасибо, пожалуйста, извините |
||
7, 8. |
Выполнение совместных действий с использованием простейших выражений («на это», «дай мне» и др.) |
2 |
Повторить и закрепить навыки совместного выполнения действий с использованием простейших выражений («это тебе», «дай мне») |
Практическое использование жестов в обращении. |
Дай мне, на это, возьми, отдай, это мне, это мое, это тебе |
||
9, 10. |
Дифференциация предметов по цвету, по форме, по величине. |
2 |
Повторить и закрепить навыки дифференциации предметов по цвету, по форме, по величине. |
Простейшие этические выражения: спасибо, пожалуйста и т.д. |
Красный, синий, зеленый, желтый, черный, дай мне, это тебе; Круглый, квадратный; Большой, маленький, больше, меньше |
НРЭО |
|
Сказки-6ч. |
|||||||
11,12. |
Сказка «Курочка Ряба». Работа по содержанию. |
2 |
Повторить содержание сказки «Курочка Ряба» |
Повторение сюжета сказки по серии картинок |
Герои сказки |
||
13,14. |
Сказка «Репка». Работа по содержанию. |
2 |
Повторить содержание сказки «Репка» |
Повторение сюжета сказки по серии картинок |
Герои сказки |
НРЭО |
|
15,16. |
Сказка «Колобок». Работа по содержанию. |
2 |
Повторить и закрепить умения участвовать в беседе (ответы на вопросы). |
Выполнение простых инструкций по словесному заданию учителя. |
По содержанию беседы |
НРЭО |
|
17,18. |
Изменение в природе, жизни растений и птиц в осенние месяцы. Экскурсия на школьный двор. |
2 |
Повторить и закрепить. |
Повторение сюжета сказки по серии картинок |
Герои сказки |
II четверть – 14 часов
№ |
Тема |
Ч |
Число |
Цель |
Повторение |
Словарь |
Примечание |
Определение предметов по родовому признаку-10ч. |
|||||||
19,20. |
Подбор обобщающего слова к группе предметов, объединенных по родовому признаку (фрукты). |
2 |
Повторить и закрепить навыки и умения подбирать обобщающее слово к группе предметов, объединенных по родовому признаку (фрукты). |
Доступные этические выражения и жесты-заменители. |
Фрукты, фрукт, яблоко, банан, апельсин, груша, лимон |
НРЭО |
|
21,22. |
Подбор обобщающего слова к группе предметов, объединенных по родовому признаку (овощи). |
2 |
Повторить и закрепить навыки и умения подбирать обобщающее слово к группе предметов, объединенных по родовому признаку (овощи). |
Фрукты, обобщение по родовому признаку |
Овощи, картошка, капуста, горох, свекла, морковь, лук |
||
23,24. |
Подбор обобщающего слова к группе предметов, объединенных по родовому признаку (птицы). |
2 |
Повторить и закрепить навыки и умения подбирать обобщающее слово к группе предметов, объединенных по родовому признаку (птицы). |
Овощи, обобщение по родовому признаку |
Птицы, ворона, воробей, сорока, синица, голубь, ласточка |
||
25,26. |
Подбор обобщающего слова к группе предметов, объединенных по родовому признаку (дикие животные). |
2 |
Повторить и закрепить навыки и умения подбирать обобщающее слово к группе предметов, объединенных по родовому признаку (дикие животные). |
Птицы, обобщение по родовому признаку |
Дикие животные, волк, медведь, заяц, лиса, барсук, белка, еж |
||
27,28. |
Подбор обобщающего слова к группе предметов, объединенных по родовому признаку (домашние животные). |
2 |
Повторить и закрепить навыки и умения подбирать обобщающее слово к группе предметов, объединенных по родовому признаку (домашние животные). |
Дикие животные, обобщение по родовому признаку |
Домашние животные, кошка, собака, корова, свинья, поросенок |
||
Изменение в природе (зимние месяцы)-4ч. |
|||||||
29,30. |
Изменение в природе, жизни растений и птиц в зимние месяцы. Экскурсия на школьный двор. |
2 |
Повторить и закрепить знания учащихся с изменениями в природе, жизни растений и птиц в осенние месяцы |
Домашние животные, обобщение по родовому признаку |
Осень, листья, листопад, дерево, деревья, дождь, солнце, готовится к зиме |
НРЭО |
|
31,32. |
Слушание сказки «Лубяная избушка». Работа по содержанию. Итоговый урок во 2 четверти. |
2 |
Развитие умения выражать прослушанный текст с помощью картинок. |
Повторение сюжета сказки по серии картинок |
Зайчонок, белочка, сорока, еж. |
III четверть – 18 часов
№ |
Тема |
Ч |
Число |
Цель |
Повторение |
Словарь |
Примечание |
Сказки-10ч. |
|||||||
33,34. |
Составление простых предложений в соответствии с сюжетом сказки. |
2 |
Повторить с учащимися правильно составлять простые предложения в соответствии с сюжетом сказки. |
Сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Зайчонок и осень». Вопросы по содержанию сказок по серии сюжетных картинок |
По содержанию сказки |
||
35,36. |
Слушание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Работа по содержанию. |
2 |
Повторить содержание сказки. |
Вопросы по содержанию сказки по серии сюжетных картинок |
По содержанию сказки |
||
37,38. |
Выражение прослушанного текста с помощью наглядности (подбор картинок). |
2 |
Развитие умения выражать прослушанный текст с помощью картинок. |
Вопросы по содержанию сказки по серии сюжетных картинок |
По содержанию текста |
||
39,40. |
Составление простых предложений в соответствии с сюжетом сказки. |
2 |
Развитие умения составлять простые предложения в соответствии с сюжетом сказки |
Выражение прослушанного текста с помощью наглядности |
По содержанию сказки |
НРЭО |
|
Разучивание коротких стихотворений-4ч. |
|||||||
41,42. |
Разучивание короткого стихотворения с голоса учителя. |
2 |
Разучить короткое стихотворение с голоса учителя. |
Составление содержанию сказки по серии сюжетных картинок |
По содержанию стихотворения |
||
43,44. |
Разучивание короткого стихотворения с голоса учителя. |
2 |
Разучить короткое стихотворение с голоса учителя. |
Ранее разученное стихотворение |
По содержанию стихотворения |
||
Изменение в природе, (зимние месяцы)-4ч. |
|||||||
45,46,47,48. |
Изменение в природе, жизни растений и птиц в зимние месяцы. Экскурсия на школьный двор. |
4 |
Наблюдение за изменениями, происходящими в природе, жизни растений и птиц в зимние месяцы. |
Выполнение простых поручений по словесному заданию детей. |
Зимняя спячка, снегопад, валежник, кормушка |
НРЭО |
|
49,50. |
Прослушивание сказки «Теремок». Работа по содержанию. |
2 |
Развитие умения использовать силу своего голоса. |
Вопросы по содержанию сказки по серии сюжетных картинок |
По содержанию сказки |
IV четверть – 18 часов
№ |
Тема |
Ч |
Число |
Цель |
Повторение |
Словарь |
Примечание |
Учебные вещи, игрушки-6ч. |
|||||||
51,52,53,54. |
Учебные вещи, игрушки их сравнение, дифференциация. |
4 |
Развитие умения сравнивать игрушки и учебные вещи; Развитие умения дифференцировать учебные вещи и игрушки по отличительным признакам |
Учебные вещи, игрушки. |
Учебные вещи, тетрадь, портфель, пенал, учебник, ластик, ручка, карандаш, линейка, точилка, книга, игрушки, кукла, машина, лев, кот |
||
55,56. |
Обогащение речи этическими выражениями («Спасибо»). |
2 |
Обогатить речь учащихся этическими выражениями («Спасибо», …). |
Выражения, необходимые для решения задачи |
Спасибо, пожалуйста, здравствуйте, приятного аппетита, возьмите пожалуйста и т.д. |
||
Изменение в природе (весенние месяцы-3ч. |
|||||||
57,58,59. |
Изменение в природе, жизни растений и птиц в весенние месяцы. Экскурсия на школьный двор. |
3 |
Наблюдение за изменениями, происходящими в природе, жизни растений и птиц в весенние месяцы. |
Этические выражения |
Снег, таяние снега, ручеек, подснежник и т.д. |
НРЭО |
|
Рассказы-9ч. |
|||||||
60,61. |
Слушание рассказов в устном изложении учителя. |
2 |
Развитие умения слушать рассказ в устном изложении учителя. |
Изменение в природе, жизни растений и птиц в весенние месяцы. |
По содержанию рассказа |
||
62,63. |
Выбор картинок с изображением героев. |
2 |
Развитие умения выбирать картинки с изображением героев. |
Рассказ, прослушанный на предыдущем уроке |
По содержанию рассказа |
||
64,65. |
Выбор ситуационных картинок. |
2 |
Развитие умения выбирать |
Выбор картинок с изображением героев |
По содержанию рассказа |
||
66,67. |
Составление простых предложений в соответствии с сюжетом прослушанного текста. |
2 |
Развитие умения составлять простые предложения в соответствии с сюжетом сказки |
Составление простых предложений в соответствии с сюжетом прослушанного текста. |
По содержанию текста |
||
68. |
Итоговый урок. Беседа о предстоящих каникулах. |
1 |
Обобщение и систематизация изученного материала |
Игрушки, учебные вещи, разученные стихотворения составленный рассказ о лете |
Словарные слова пройденных тем |