12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Виктория Евгеньевна Попова68 |
Устная речь
Пояснительная записка
(к предмету «Устная речь», 1 класс, для детей с умеренной умственной отсталостью)
(2ч. в неделю, 68ч. в год)
Программа составлена на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта 2 вариант
- школьного учебного плана школы на 2015-2016 учебный год,
- программы для специальных (коррекционных) учреждений для «Обучение детей с
выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы» / под ред.
М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2007.
Цель программы:
Формирование элементарных представлений и понятий об окружающем мире, предметах и явлениях окружающей действительности с целью дальнейшей социальной адаптации учащихся.
Задачи программы:
• Формирование умения отвечать на вопросы, вербально выражать свои просьбы и желания.
• Формирование монологической речи.
• Формирование умения участвовать в беседе;
• Воспитание интереса к родному языку.
Коррекционные задачи:
• Развитие фразовой речи учащихся.
• Расширение и обогащение активного и пассивного словаря учащихся;
• Коррекция мышления: операций сравнения, обобщения, классификации.
• Развитие коммуникативной функции речи.
Занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений
окружающей действительности проводятся в форме игры, требующей вопросов и ответов. Каждый урок посвящен какой-либо теме, взятой из окружающей действительности. Занятия направлены не на механическое заучивание детьми новых слов и оборотов речи, а на то, чтобы эти слова способствовали осмыслению практического опыта, приобретенного учащимися на уроках и экскурсиях. Для ознакомления с предметами и явлениями в естественной обстановке, используются экскурсии, наблюдения, практические работы.
Основные межпредметные связи строятся по линиям:
Устная речь-письмо;
Устная речь-окружающий природный мир;
Устная речь-чтение;
Устная речь-изобразительное искусство;
Тематическое планирование определяет порядок и последовательность реализации содержания образования предмета «Устная речь» в 1 классе, предъявляемых учащимся поурочно.Тематическое планирование соответствует учебной нагрузке, которая определена учебным планом.
Количество часов на изучение предмета «Устная речь» в 1 классе
Класс | Количество часов на курс | Количество часов в неделю |
1 класс | 68 ч | 2 ч |
Распределение количество часов по четвертям
1четверть | 2четверть | 3четверть | 4четверть | Итого |
18 ч. | 14 ч. | 18 ч. | 18ч. | 68 ч. |
Количество часов по основным разделам
Наименование основных разделов | Четверть | ||||
1ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. | Всего часов | |
1. Доступные этические выражения и жесты-заменители | 10ч. | - | - | - | 10ч. |
2. Сказки | 6ч. | - | 10ч. | - | 16ч. |
3. Определение предметов по родовому признаку | - | 10ч. | - | - | 10ч. |
4. Изменение в природе | 2ч. | 4ч. | 4ч. | 3ч. | 11ч. |
5. Разучивание коротких стихотворений | - | - | 4ч. | - | 4ч. |
6. Учебные вещи, игрушки | - | - | - | 6ч. | 6ч |
7. Рассказы | - | - | - | 9ч. | 9ч |
Всего часов | 18ч. | 14ч. | 18ч. | 18ч. | 68ч. |
Выполнение практической части программы
Чет-ть | №п/п | Практическая работа |
1 четверть | Экскурсия на школьный двор (осенние месяцы) | |
Всего экскурсий-1 | ||
2 четверть | Экскурсия на школьный двор (зимние месяцы) | |
Всего экскурсий-1 | ||
3 четверть | Экскурсия на школьный двор (зимние месяцы) | |
Всего экскурсий-1 | ||
4 четверть | Экскурсия на школьный двор (весенние месяцы) | |
Всего экскурсий-1 |
Выполнение практической части программы по четвертям.
Четверть | Практическая работа | Экскурсии |
1 четверть | - | 1 |
2 четверть | - | 1 |
3 четверть | - | 1 |
4 четверть | - | 1 |
Год | - | 4 |
Реализация НРЭО на уроках устной речи
На реализацию НРЭО в соответствии с требованиями отводится 10-15% учебного времени в рамках учебного предмета. Содержание регионального компонента равномерно распределено по урокам, что позволяет систематически обращаться к местному материалу.
Сущность регионального подхода заключается в отражении специфических проблем региона в содержании географического образования, использованию краеведческого материала. Включение регионального содержания является важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни Уральского региона.
Распределение НРЭО по крупным темам:
Темы программы | Количество часов НРЭО |
1. Доступные этические выражения и жесты-заменители | 1 |
2. Сказки | 3 |
3. Определение предметов по родовому признаку | 2 |
4. Изменение в природе | 3 |
Итого | 9 |
Формами включения НРЭО в урок являются:
-элементы уроков №- 9, 13, 15, 19,30, 39, 45, 57
Планирование коррекционной работы
по предмету «Устная речь» в 1 классе
№ | Основные темы программы | Количество часов по теме | Коррекционная работа |
Доступные этические выражения и жесты-заменители | 10ч. | -Коррекция мышления: операции обобщения, классификации; -Коррекция зрительной памяти; -Формирование фразовой речи учащихся; -Развитие элементов логического мышления; -Формирование и развитие активного словаря учащихся; -Формирование положительного эмоционального отношения к окружающим, одноклассникам; -Развитие навыков выполнения простых предметно-манипулятивных действий; -Развитие общей и мелкой моторики. | |
Сказки | 16ч. | -Развитие фразовой речи,; -Активизация пассивного и активного словаря; -Развитие умения слушать собеседника; -Коррекция мышления: операции обобщения, классификации; -Коррекция зрительной памяти; -Формирование словообразовательной функции речи; -Коррекция операций обобщения, анализа и классификации. -Развитие умения слушать собеседника; -Расширение практического опыта детей. | |
Определение предметов по родовому признаку | 10ч. | -Формирование мышления: операции сравнения, обобщения и классификации; -Развитие операций мышления (анализ, синтез); -Коррекция зрительного восприятия; -Развитие внимания; -Развитие коммуникативных навыков; -Формирование слухового восприятия. | |
Изменение в природе | 11ч. | -Коррекция эмоционально-личностной сферы; -Формирование фонематического слуха; -Развитие слухового восприятия; -Коррекция процесса запоминания; -Развитие коммуникативных навыков; -Развитие мелкой и общей моторики; -Формирование процессов анализа, синтеза; -Развитие умения сравнивать, обобщать. | |
Разучивание коротких стихотворений | 4ч. | -Развитие оперативной памяти; -Развитие слухового восприятия; -Развитие коммуникативных навыков; -Коррекция процесса запоминания. | |
Учебные вещи, игрушки | 6ч. | -Активизация словаря; -Развитие коммуникативных навыков; -Совершенствование темпо-ритмической стороны речи -Развитие мелкой и общей моторики; -Коррекция эмоционально-личностной сферы; -Развивать операции мышления, восприятия. -Формирование произвольного внимания. | |
Рассказы | 9ч. | -Коррекция процесса запоминания; -Формирование и развитие фонематического слуха; -Активизация словаря; -Развитие коммуникативных навыков; -Развитие общей моторики; -Развитие вербальной памяти; -Коррекция нарушений устной речи. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки обучающихся 1(социального) класса представлены в программе «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы» / под ред. М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2007.
Дети должны уметь:
Совместно работать с учителем, одноклассниками в разнообразных видах деятельности;
Использовать знакомые речевые и неречевые конструкции в реальных ситуациях;
Отвечать на вопросы, выражать словами свои желания;
Участвовать в беседе, задавать вопросы;
следовать инструкциям учителя;
Предметные результаты освоения АООП по ФГОС
уметь самостоятельно применять доступные средства коммуникации и общения - вербальные и невербальные;
понимать обращенную речь;
уметь пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядам.
Учебно-методический комплекс.
Базовое обеспечение:
«Устная речь», С.В. Комарова, Москва «Просвещение»,2011год
Дидактические пособия для учителя:
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи Изд. 4-е – М.: Теревинф, 2007. – (Особый ребенок). – 288 с.
Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки — М.: Теревинф, 2003.— 160 с.
Зарубина Ю. Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ – М.: Теревинф, 2009. – 56 с. – (Лечебная педагогика: методические разработки).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(к предмету: «Устная речь», 1 класс, 2ч. в неделю, 68ч. в год)
I четверть – 18 часов
№ | Тема | Ч | Число | Цель | Повторение | Словарь | Примечание |
Доступные этические выражения и жесты-заменители-10ч. | |||||||
1, 2. | Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними. Правильная посадка за партой. | 2 | Повторить знания об учебных вещах, их назначении и обращение с ними. | Классная комната, поддерживание порядка в классе. Правильная посадка за партой. | Тетрадь, портфель, пенал, учебник, ластик, ручка, карандаш, линейка, точилка, книга | ||
3, 4. | Обращение к учителю на основе слова, жеста | 2 | Повторить и закрепить навыки обращения к учителю на основе слова. | Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними. | Здравствуйте, ( имя, отчество учителя), | ||
5, 6. | Доступные этические выражения и жесты-заменители («Спасибо», «Пожалуйста», «Извините»). | 2 | Развитие навыка использования доступных этических выражений и жестов-заменителей («Спасибо», «Пожалуйста», «Извините»). | Имена одноклассников. Обращение друг к другу. | Спасибо, пожалуйста, извините | ||
7, 8. | Выполнение совместных действий с использованием простейших выражений («на это», «дай мне» и др.) | 2 | Повторить и закрепить навыки совместного выполнения действий с использованием простейших выражений («это тебе», «дай мне») | Практическое использование жестов в обращении. | Дай мне, на это, возьми, отдай, это мне, это мое, это тебе | ||
9, 10. | Дифференциация предметов по цвету, по форме, по величине. | 2 | Повторить и закрепить навыки дифференциации предметов по цвету, по форме, по величине. | Простейшие этические выражения: спасибо, пожалуйста и т.д. | Красный, синий, зеленый, желтый, черный, дай мне, это тебе; Круглый, квадратный; Большой, маленький, больше, меньше | НРЭО | |
Сказки-6ч. | |||||||
11,12. | Сказка «Курочка Ряба». Работа по содержанию. | 2 | Повторить содержание сказки «Курочка Ряба» | Повторение сюжета сказки по серии картинок | Герои сказки | ||
13,14. | Сказка «Репка». Работа по содержанию. | 2 | Повторить содержание сказки «Репка» | Повторение сюжета сказки по серии картинок | Герои сказки | НРЭО | |
15,16. | Сказка «Колобок». Работа по содержанию. | 2 | Повторить и закрепить умения участвовать в беседе (ответы на вопросы). | Выполнение простых инструкций по словесному заданию учителя. | По содержанию беседы | НРЭО | |
17,18. | Изменение в природе, жизни растений и птиц в осенние месяцы. Экскурсия на школьный двор. | 2 | Повторить и закрепить. | Повторение сюжета сказки по серии картинок | Герои сказки |
II четверть – 14 часов
№ | Тема | Ч | Число | Цель | Повторение | Словарь | Примечание |
Определение предметов по родовому признаку-10ч. | |||||||
19,20. | Подбор обобщающего слова к группе предметов, объединенных по родовому признаку (фрукты). | 2 | Повторить и закрепить навыки и умения подбирать обобщающее слово к группе предметов, объединенных по родовому признаку (фрукты). | Доступные этические выражения и жесты-заменители. | Фрукты, фрукт, яблоко, банан, апельсин, груша, лимон | НРЭО | |
21,22. | Подбор обобщающего слова к группе предметов, объединенных по родовому признаку (овощи). | 2 | Повторить и закрепить навыки и умения подбирать обобщающее слово к группе предметов, объединенных по родовому признаку (овощи). | Фрукты, обобщение по родовому признаку | Овощи, картошка, капуста, горох, свекла, морковь, лук | ||
23,24. | Подбор обобщающего слова к группе предметов, объединенных по родовому признаку (птицы). | 2 | Повторить и закрепить навыки и умения подбирать обобщающее слово к группе предметов, объединенных по родовому признаку (птицы). | Овощи, обобщение по родовому признаку | Птицы, ворона, воробей, сорока, синица, голубь, ласточка | ||
25,26. | Подбор обобщающего слова к группе предметов, объединенных по родовому признаку (дикие животные). | 2 | Повторить и закрепить навыки и умения подбирать обобщающее слово к группе предметов, объединенных по родовому признаку (дикие животные). | Птицы, обобщение по родовому признаку | Дикие животные, волк, медведь, заяц, лиса, барсук, белка, еж | ||
27,28. | Подбор обобщающего слова к группе предметов, объединенных по родовому признаку (домашние животные). | 2 | Повторить и закрепить навыки и умения подбирать обобщающее слово к группе предметов, объединенных по родовому признаку (домашние животные). | Дикие животные, обобщение по родовому признаку | Домашние животные, кошка, собака, корова, свинья, поросенок | ||
Изменение в природе (зимние месяцы)-4ч. | |||||||
29,30. | Изменение в природе, жизни растений и птиц в зимние месяцы. Экскурсия на школьный двор. | 2 | Повторить и закрепить знания учащихся с изменениями в природе, жизни растений и птиц в осенние месяцы | Домашние животные, обобщение по родовому признаку | Осень, листья, листопад, дерево, деревья, дождь, солнце, готовится к зиме | НРЭО | |
31,32. | Слушание сказки «Лубяная избушка». Работа по содержанию. Итоговый урок во 2 четверти. | 2 | Развитие умения выражать прослушанный текст с помощью картинок. | Повторение сюжета сказки по серии картинок | Зайчонок, белочка, сорока, еж. |
III четверть – 18 часов
№ | Тема | Ч | Число | Цель | Повторение | Словарь | Примечание |
Сказки-10ч. | |||||||
33,34. | Составление простых предложений в соответствии с сюжетом сказки. | 2 | Повторить с учащимися правильно составлять простые предложения в соответствии с сюжетом сказки. | Сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Зайчонок и осень». Вопросы по содержанию сказок по серии сюжетных картинок | По содержанию сказки | ||
35,36. | Слушание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Работа по содержанию. | 2 | Повторить содержание сказки. | Вопросы по содержанию сказки по серии сюжетных картинок | По содержанию сказки | ||
37,38. | Выражение прослушанного текста с помощью наглядности (подбор картинок). | 2 | Развитие умения выражать прослушанный текст с помощью картинок. | Вопросы по содержанию сказки по серии сюжетных картинок | По содержанию текста | ||
39,40. | Составление простых предложений в соответствии с сюжетом сказки. | 2 | Развитие умения составлять простые предложения в соответствии с сюжетом сказки | Выражение прослушанного текста с помощью наглядности | По содержанию сказки | НРЭО | |
Разучивание коротких стихотворений-4ч. | |||||||
41,42. | Разучивание короткого стихотворения с голоса учителя. | 2 | Разучить короткое стихотворение с голоса учителя. | Составление содержанию сказки по серии сюжетных картинок | По содержанию стихотворения | ||
43,44. | Разучивание короткого стихотворения с голоса учителя. | 2 | Разучить короткое стихотворение с голоса учителя. | Ранее разученное стихотворение | По содержанию стихотворения | ||
Изменение в природе, (зимние месяцы)-4ч. | |||||||
45,46,47,48. | Изменение в природе, жизни растений и птиц в зимние месяцы. Экскурсия на школьный двор. | 4 | Наблюдение за изменениями, происходящими в природе, жизни растений и птиц в зимние месяцы. | Выполнение простых поручений по словесному заданию детей. | Зимняя спячка, снегопад, валежник, кормушка | НРЭО | |
49,50. | Прослушивание сказки «Теремок». Работа по содержанию. | 2 | Развитие умения использовать силу своего голоса. | Вопросы по содержанию сказки по серии сюжетных картинок | По содержанию сказки |
IV четверть – 18 часов
№ | Тема | Ч | Число | Цель | Повторение | Словарь | Примечание |
Учебные вещи, игрушки-6ч. | |||||||
51,52,53,54. | Учебные вещи, игрушки их сравнение, дифференциация. | 4 | Развитие умения сравнивать игрушки и учебные вещи; Развитие умения дифференцировать учебные вещи и игрушки по отличительным признакам | Учебные вещи, игрушки. | Учебные вещи, тетрадь, портфель, пенал, учебник, ластик, ручка, карандаш, линейка, точилка, книга, игрушки, кукла, машина, лев, кот | ||
55,56. | Обогащение речи этическими выражениями («Спасибо»). | 2 | Обогатить речь учащихся этическими выражениями («Спасибо», …). | Выражения, необходимые для решения задачи | Спасибо, пожалуйста, здравствуйте, приятного аппетита, возьмите пожалуйста и т.д. | ||
Изменение в природе (весенние месяцы-3ч. | |||||||
57,58,59. | Изменение в природе, жизни растений и птиц в весенние месяцы. Экскурсия на школьный двор. | 3 | Наблюдение за изменениями, происходящими в природе, жизни растений и птиц в весенние месяцы. | Этические выражения | Снег, таяние снега, ручеек, подснежник и т.д. | НРЭО | |
Рассказы-9ч. | |||||||
60,61. | Слушание рассказов в устном изложении учителя. | 2 | Развитие умения слушать рассказ в устном изложении учителя. | Изменение в природе, жизни растений и птиц в весенние месяцы. | По содержанию рассказа | ||
62,63. | Выбор картинок с изображением героев. | 2 | Развитие умения выбирать картинки с изображением героев. | Рассказ, прослушанный на предыдущем уроке | По содержанию рассказа | ||
64,65. | Выбор ситуационных картинок. | 2 | Развитие умения выбирать | Выбор картинок с изображением героев | По содержанию рассказа | ||
66,67. | Составление простых предложений в соответствии с сюжетом прослушанного текста. | 2 | Развитие умения составлять простые предложения в соответствии с сюжетом сказки | Составление простых предложений в соответствии с сюжетом прослушанного текста. | По содержанию текста | ||
68. | Итоговый урок. Беседа о предстоящих каникулах. | 1 | Обобщение и систематизация изученного материала | Игрушки, учебные вещи, разученные стихотворения составленный рассказ о лете | Словарные слова пройденных тем |