Рабочая программа к предмету «Устная речь» для детей с умеренной умственной отсталостью (1 класс)

1
0
Материал опубликован 9 August 2016

Пояснительная записка

(к предмету «Устная речь», 1 класс, для детей с умеренной умственной отсталостью)

(2ч. в неделю, 68ч. в год)

Программа составлена на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта 2 вариант

- школьного учебного плана школы на 2015-2016 учебный год,

- программы для специальных (коррекционных) учреждений для «Обучение детей с

выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы» / под ред.

М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2007.

Цель программы:

Формирование элементарных представлений и понятий об окружающем мире, предметах и явлениях окружающей действительности с целью дальнейшей социальной адаптации учащихся.

Задачи программы:

• Формирование умения отвечать на вопросы, вербально выражать свои просьбы и желания.

• Формирование монологической речи.

• Формирование умения участвовать в беседе;

• Воспитание интереса к родному языку.

Коррекционные задачи:

• Развитие фразовой речи учащихся.

• Расширение и обогащение активного и пассивного словаря учащихся;

• Коррекция мышления: операций сравнения, обобщения, классификации.

• Развитие коммуникативной функции речи.

Занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений

окружающей действительности проводятся в форме игры, требующей вопросов и ответов. Каждый урок посвящен какой-либо теме, взятой из окружающей действительности. Занятия направлены не на механическое заучивание детьми новых слов и оборотов речи, а на то, чтобы эти слова способствовали осмыслению практического опыта, приобретенного учащимися на уроках и экскурсиях. Для ознакомления с предметами и явлениями в естественной обстановке, используются экскурсии, наблюдения, практические работы.

Основные межпредметные связи строятся по линиям:

Устная речь-письмо;

Устная речь-окружающий природный мир;

Устная речь-чтение;

Устная речь-изобразительное искусство;

Тематическое планирование определяет порядок и последовательность реализации содержания образования предмета «Устная речь» в 1 классе, предъявляемых учащимся поурочно.Тематическое планирование соответствует учебной нагрузке, которая определена учебным планом.

Количество часов на изучение предмета «Устная речь» в 1 классе

Класс

Количество часов на курс

Количество часов в неделю

1 класс

68 ч

2 ч

Распределение количество часов по четвертям

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

Итого

18 ч.

14 ч.

18 ч.

18ч.

68 ч.

 

Количество часов по основным разделам

Наименование основных разделов

Четверть

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

Всего часов

1. Доступные этические выражения и жесты-заменители

10ч.

-

-

-

10ч.

2. Сказки

6ч.

-

10ч.

-

16ч.

3. Определение предметов по родовому признаку

-

10ч.

-

-

10ч.

4. Изменение в природе

2ч.

4ч.

4ч.

3ч.

11ч.

5. Разучивание коротких стихотворений

-

-

4ч.

-

4ч.

6. Учебные вещи, игрушки

-

-

-

6ч.

7. Рассказы

-

-

-

9ч.

Всего часов

18ч.

14ч.

18ч.

18ч.

68ч.


 

Выполнение практической части программы

Чет-ть

№п/п

Практическая работа

1

четверть

 

Экскурсия на школьный двор (осенние месяцы)

 

Всего экскурсий-1

2

четверть

 

Экскурсия на школьный двор (зимние месяцы)

 

Всего экскурсий-1

3

четверть

 

Экскурсия на школьный двор (зимние месяцы)

 

Всего экскурсий-1

4

четверть

 

Экскурсия на школьный двор (весенние месяцы)

 

Всего экскурсий-1

Выполнение практической части программы по четвертям.

Четверть

Практическая работа

Экскурсии

1 четверть

-

1

2 четверть

-

1

3 четверть

-

1

4 четверть

-

1

Год

-

4

Реализация НРЭО на уроках устной речи

На реализацию НРЭО в соответствии с требованиями отводится 10-15% учебного времени в рамках учебного предмета. Содержание регионального компонента равномерно распределено по урокам, что позволяет систематически обращаться к местному материалу.

Сущность регионального подхода заключается в отражении специфических проблем региона в содержании географического образования, использованию краеведческого материала. Включение регионального содержания является важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни Уральского региона.

Распределение НРЭО по крупным темам:

Темы программы

Количество часов НРЭО

1. Доступные этические выражения и жесты-заменители

1

2. Сказки

3

3. Определение предметов по родовому признаку

2

4. Изменение в природе

3

Итого

9

Формами включения НРЭО в урок являются:

-элементы уроков №- 9, 13, 15, 19,30, 39, 45, 57

Планирование коррекционной работы

по предмету «Устная речь» в 1 классе

Основные темы программы

Количество часов по теме

Коррекционная работа

 

Доступные этические выражения и жесты-заменители

10ч.

-Коррекция мышления: операции обобщения, классификации;

-Коррекция зрительной памяти;

-Формирование фразовой речи учащихся;

-Развитие элементов логического мышления;

-Формирование и развитие активного словаря учащихся;

-Формирование положительного эмоционального отношения к окружающим, одноклассникам;

-Развитие навыков выполнения простых предметно-манипулятивных действий;

-Развитие общей и мелкой моторики.

 

Сказки

16ч.

-Развитие фразовой речи,;

-Активизация пассивного и активного словаря;

-Развитие умения слушать собеседника;

-Коррекция мышления: операции обобщения, классификации;

-Коррекция зрительной памяти;

-Формирование словообразовательной функции речи;

-Коррекция операций обобщения, анализа и классификации.

-Развитие умения слушать собеседника;

-Расширение практического опыта детей.

 

Определение предметов по родовому признаку

10ч.

-Формирование мышления: операции сравнения, обобщения и классификации;

-Развитие операций мышления (анализ, синтез);

-Коррекция зрительного восприятия;

-Развитие внимания;

-Развитие коммуникативных навыков;

-Формирование слухового восприятия.

 

Изменение в природе

11ч.

-Коррекция эмоционально-личностной сферы;

-Формирование фонематического слуха;

-Развитие слухового восприятия;

-Коррекция процесса запоминания;

-Развитие коммуникативных навыков;

-Развитие мелкой и общей моторики;

-Формирование процессов анализа, синтеза;

-Развитие умения сравнивать, обобщать.

 

Разучивание коротких стихотворений

4ч.

-Развитие оперативной памяти;

-Развитие слухового восприятия;

-Развитие коммуникативных навыков;

-Коррекция процесса запоминания.

 

Учебные вещи, игрушки

6ч.

-Активизация словаря;

-Развитие коммуникативных навыков;

-Совершенствование темпо-ритмической стороны речи

-Развитие мелкой и общей моторики;

-Коррекция эмоционально-личностной сферы;

-Развивать операции мышления, восприятия.

-Формирование произвольного внимания.

 

Рассказы

9ч.

-Коррекция процесса запоминания;

-Формирование и развитие фонематического слуха;

-Активизация словаря;

-Развитие коммуникативных навыков;

-Развитие общей моторики;

-Развитие вербальной памяти;

-Коррекция нарушений устной речи.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки обучающихся 1(социального) класса представлены в программе «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы» / под ред. М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2007.

Дети должны уметь:

Совместно работать с учителем, одноклассниками в разнообразных видах деятельности;

Использовать знакомые речевые и неречевые конструкции в реальных ситуациях;

Отвечать на вопросы, выражать словами свои желания;

Участвовать в беседе, задавать вопросы;

следовать инструкциям учителя;

Предметные результаты освоения АООП по ФГОС

уметь самостоятельно применять доступные средства коммуникации и общения - вербальные и невербальные;

понимать обращенную речь;

уметь пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядам.

Учебно-методический комплекс.

Базовое обеспечение:

«Устная речь», С.В. Комарова, Москва «Просвещение»,2011год

Дидактические пособия для учителя:

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи Изд. 4-е – М.: Теревинф, 2007. – (Особый ребенок). – 288 с.

Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки — М.: Теревинф, 2003.— 160 с.

Зарубина Ю. Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ – М.: Теревинф, 2009. – 56 с. – (Лечебная педагогика: методические разработки).

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(к предмету: «Устная речь», 1 класс, 2ч. в неделю, 68ч. в год)

I четверть – 18 часов

Тема

Ч

Число

Цель

Повторение

Словарь

Примечание

Доступные этические выражения и жесты-заменители-10ч.

1,

2.

Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними. Правильная посадка за партой.

2

 

Повторить знания об учебных вещах, их назначении и обращение с ними.

Классная комната, поддерживание порядка в классе. Правильная посадка за партой.

Тетрадь, портфель, пенал, учебник, ластик, ручка, карандаш, линейка, точилка, книга

 

3,

4.

Обращение к учителю на основе слова, жеста

2

 

Повторить и закрепить навыки обращения к учителю на основе слова.

Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними.

Здравствуйте, ( имя, отчество учителя),

 

5,

6.

Доступные этические выражения и жесты-заменители («Спасибо», «Пожалуйста», «Извините»).

2

 

Развитие навыка использования доступных этических выражений и жестов-заменителей («Спасибо», «Пожалуйста», «Извините»).

Имена одноклассников. Обращение друг к другу.

Спасибо, пожалуйста, извините

 

7,

8.

Выполнение совместных действий с использованием простейших выражений («на это», «дай мне» и др.)

2

 

Повторить и закрепить навыки совместного выполнения действий с использованием простейших выражений («это тебе», «дай мне»)

Практическое использование жестов в обращении.

Дай мне, на это, возьми, отдай, это мне, это мое, это тебе

 

9,

10.

Дифференциация предметов по цвету, по форме, по величине.

2

 

Повторить и закрепить навыки дифференциации предметов по цвету, по форме, по величине.

Простейшие этические выражения: спасибо, пожалуйста и т.д.

Красный, синий, зеленый, желтый, черный, дай мне, это тебе;

Круглый, квадратный;

Большой, маленький, больше, меньше

НРЭО

Сказки-6ч.

11,12.

Сказка «Курочка Ряба». Работа по содержанию.

2

 

Повторить содержание сказки «Курочка Ряба»

Повторение сюжета сказки по серии картинок

Герои сказки

 

13,14.

Сказка «Репка». Работа по содержанию.

2

 

Повторить содержание сказки «Репка»

Повторение сюжета сказки по серии картинок

Герои сказки

НРЭО

15,16.

Сказка «Колобок». Работа по содержанию.

2

 

Повторить и закрепить умения участвовать в беседе (ответы на вопросы).

Выполнение простых инструкций по словесному заданию учителя.

По содержанию беседы

НРЭО

17,18.

Изменение в природе, жизни растений и птиц в осенние месяцы. Экскурсия на школьный двор.

2

 

Повторить и закрепить.

Повторение сюжета сказки по серии картинок

Герои сказки

 

 

II четверть – 14 часов

Тема

Ч

Число

Цель

Повторение

Словарь

Примечание

Определение предметов по родовому признаку-10ч.

19,20.

Подбор обобщающего слова к группе предметов, объединенных по родовому признаку (фрукты).

2

 

Повторить и закрепить навыки и умения подбирать обобщающее слово к группе предметов, объединенных по родовому признаку (фрукты).

Доступные этические выражения и жесты-заменители.

Фрукты, фрукт, яблоко, банан, апельсин, груша, лимон

НРЭО

21,22.

Подбор обобщающего слова к группе предметов, объединенных по родовому признаку (овощи).

2

 

Повторить и закрепить навыки и умения подбирать обобщающее слово к группе предметов, объединенных по родовому признаку (овощи).

Фрукты, обобщение по родовому признаку

Овощи, картошка, капуста, горох, свекла, морковь, лук

 

23,24.

Подбор обобщающего слова к группе предметов, объединенных по родовому признаку (птицы).

2

 

Повторить и закрепить навыки и умения подбирать обобщающее слово к группе предметов, объединенных по родовому признаку (птицы).

Овощи, обобщение по родовому признаку

Птицы, ворона, воробей, сорока, синица, голубь, ласточка

 

25,26.

Подбор обобщающего слова к группе предметов, объединенных по родовому признаку (дикие животные).

2

 

Повторить и закрепить навыки и умения подбирать обобщающее слово к группе предметов, объединенных по родовому признаку (дикие животные).

Птицы, обобщение по родовому признаку

Дикие животные, волк, медведь, заяц, лиса, барсук, белка, еж

 

27,28.

Подбор обобщающего слова к группе предметов, объединенных по родовому признаку (домашние животные).

2

 

Повторить и закрепить навыки и умения подбирать обобщающее слово к группе предметов, объединенных по родовому признаку (домашние животные).

Дикие животные, обобщение по родовому признаку

Домашние животные, кошка, собака, корова, свинья, поросенок

 

Изменение в природе (зимние месяцы)-4ч.

29,30.

Изменение в природе, жизни растений и птиц в зимние месяцы. Экскурсия на школьный двор.

2

 

Повторить и закрепить знания учащихся с изменениями в природе, жизни растений и птиц в осенние месяцы

Домашние животные, обобщение по родовому признаку

Осень, листья, листопад, дерево, деревья, дождь, солнце, готовится к зиме

НРЭО

31,32.

Слушание сказки «Лубяная избушка». Работа по содержанию.

Итоговый урок во 2 четверти.

2

 

Развитие умения выражать прослушанный текст с помощью картинок.

Повторение сюжета сказки по серии картинок

Зайчонок, белочка, сорока, еж.

 

III четверть – 18 часов

Тема

Ч

Число

Цель

Повторение

Словарь

Примечание

Сказки-10ч.

33,34.

Составление простых предложений в соответствии с сюжетом сказки.

2

 

Повторить с учащимися правильно составлять простые предложения в соответствии с сюжетом сказки.

Сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Зайчонок и осень». Вопросы по содержанию сказок по серии сюжетных картинок

По содержанию сказки

 

35,36.

Слушание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Работа по содержанию.

2

 

Повторить содержание сказки.

Вопросы по содержанию сказки по серии сюжетных картинок

По содержанию сказки

 

37,38.

Выражение прослушанного текста с помощью наглядности (подбор картинок).

2

 

Развитие умения выражать прослушанный текст с помощью картинок.

Вопросы по содержанию сказки по серии сюжетных картинок

По содержанию текста

 

39,40.

Составление простых предложений в соответствии с сюжетом сказки.

2

 

Развитие умения составлять простые предложения в соответствии с сюжетом сказки

Выражение прослушанного текста с помощью наглядности

По содержанию сказки

НРЭО

Разучивание коротких стихотворений-4ч.

41,42.

Разучивание короткого стихотворения с голоса учителя.

2

 

Разучить короткое стихотворение с голоса учителя.

Составление содержанию сказки по серии сюжетных картинок

По содержанию стихотворения

 

43,44.

Разучивание короткого стихотворения с голоса учителя.

2

 

Разучить короткое стихотворение с голоса учителя.

Ранее разученное стихотворение

По содержанию стихотворения

 

Изменение в природе, (зимние месяцы)-4ч.

45,46,47,48.

Изменение в природе, жизни растений и птиц в зимние месяцы. Экскурсия на школьный двор.

4

 

Наблюдение за изменениями, происходящими в природе, жизни растений и птиц в зимние месяцы.

Выполнение простых поручений по словесному заданию детей.

Зимняя спячка, снегопад, валежник, кормушка

НРЭО

49,50.

Прослушивание сказки «Теремок». Работа по содержанию.

2

 

Развитие умения использовать силу своего голоса.

Вопросы по содержанию сказки по серии сюжетных картинок

По содержанию сказки

 

IV четверть – 18 часов

Тема

Ч

Число

Цель

Повторение

Словарь

Примечание

Учебные вещи, игрушки-6ч.

51,52,53,54.

Учебные вещи, игрушки их сравнение, дифференциация.

4

 

Развитие умения сравнивать игрушки и учебные вещи;

Развитие умения дифференцировать учебные вещи и игрушки по отличительным признакам

Учебные вещи, игрушки.

Учебные вещи, тетрадь, портфель, пенал, учебник, ластик, ручка, карандаш, линейка, точилка, книга, игрушки, кукла, машина, лев, кот

 

55,56.

Обогащение речи этическими выражениями («Спасибо»).

2

 

Обогатить речь учащихся этическими выражениями («Спасибо», …).

Выражения, необходимые для решения задачи

Спасибо, пожалуйста, здравствуйте, приятного аппетита, возьмите пожалуйста и т.д.

 

Изменение в природе (весенние месяцы-3ч.

57,58,59.

Изменение в природе, жизни растений и птиц в весенние месяцы. Экскурсия на школьный двор.

3

 

Наблюдение за изменениями, происходящими в природе, жизни растений и птиц в весенние месяцы.

Этические выражения

Снег, таяние снега, ручеек, подснежник и т.д.

НРЭО

Рассказы-9ч.

60,61.

Слушание рассказов в устном изложении учителя.

2

 

Развитие умения слушать рассказ в устном изложении учителя.

Изменение в природе, жизни растений и птиц в весенние месяцы.

По содержанию рассказа

 

62,63.

Выбор картинок с изображением героев.

2

 

Развитие умения выбирать картинки с изображением героев.

Рассказ, прослушанный на предыдущем уроке

По содержанию рассказа

 

64,65.

Выбор ситуационных картинок.

2

 

Развитие умения выбирать

Выбор картинок с изображением героев

По содержанию рассказа

 

66,67.

Составление простых предложений в соответствии с сюжетом прослушанного текста.

2

 

Развитие умения составлять простые предложения в соответствии с сюжетом сказки

Составление простых предложений в соответствии с сюжетом прослушанного текста.

По содержанию текста

 

68.

Итоговый урок. Беседа о предстоящих каникулах.

1

 

Обобщение и систематизация изученного материала

Игрушки, учебные вещи, разученные стихотворения составленный рассказ о лете

Словарные слова пройденных тем

 
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации