12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пешкова Елена Александровна2893
учитель физики МАОУ "Лицей №82"
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

Рабочий лист для занятия по физике с использованием учебной фотографии

(на основе серии вопросов в соответствии с таксономией Б. Блума).

Примечание: низкое качество фотографии («зерно», недостатки освещения) в данном случае оправдано, поскольку именно артефакты и шумы являются источником разнообразных физических задач.

Автор фотографии: Пешкова Е.А.

Название работы: «Снежки или снежинки?»

Описание: на снимке запечатлен снегопад в г. Оленегорск Мурманской области. Снимок сделан полярной ночью, зимой 2008 г.

Учебный предмет: физика.

Раздел: оптика.

Тип урока: обобщение материала.

Класс: 11

Цель занятия: содействовать развитию когнитивных умений и навыков (знание, понимание, критическое мышление) учащихся посредством организации их самостоятельной работы с заданиями рабочего листа.

Учебные задачи (сформулированы в соответствии с таксономией Б. Блума):

знание (ученик воспроизводит изученный материал, термины, основные понятия);

понимание (ученик демонстрирует понимание фактов через объяснение и интерпретацию);

применение (ученик решает проблемы в новых условиях, применяет имеющиеся знания разными способами);

анализ (ученик устанавливает взаимосвязи между имеющимися фактами, выдвигает гипотезы и находит доказательства для их подтверждения);

синтез (ученик создает новые модели, предлагает альтернативные решения);

оценка (ученик оценивает качество работы на основе внешних критериев).

Ход занятия:

В зависимости от имеющегося в классе оборудования, возможны следующие варианты работы:

1 вариант: При проведении занятия предполагается возможность работы учащихся с Google документами. Текст предложенного рабочего листа необходимо скопировать в Google Документ и предоставить ученикам доступ для чтения.

2 вариант: Предполагается, что класс работает в модели 1 ученик – 1 компьютер. В данном случае документ с текстом рабочего листа должен находиться на компьютере учащегося.

3 вариант: В ходе занятия учащимся предлагается распечатанный рабочий лист с фотографией и заданиями-вопросами.

Учитель заранее сообщает каждому ученику свой идентификационный номер (номер подбирается произвольно)

В зависимости от выбранного варианта работы скорректируйте первый пункт инструкции.

Вопросы сформулированы в соответствии с таксономией Б. Блума. Задания уровней «знание», «понимание», «применение», «анализ» учащиеся выполняют в классе. Задания уровней «синтез» и «оценка» выполняются дома.

_____________________________________________________________________________

РАБОЧИЙ ЛИСТ № _______________________

уточните номер у учителя и впишите его в лист

Инструкция:

1 вариант: Создайте копию документа (Файл -> Создать копию) для работы с ним. В названии файла укажите свой номер. Предоставьте учителю доступ для редактирования.

2 вариант: Ответ на задания необходимо впечатать или вставить непосредственно в данный документ. При сохранении переименуйте документ своим номером.

3 вариант: Ответ на задания впишите в данный рабочий лист. При необходимости, распечатайте собственные иллюстрации (фотографии) и приклейте их.

  • Внимательно рассмотрите фотографию и изучите информацию о ней.
  • Впишите ответы на поставленные вопросы в соответствующие поля рабочего листа.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она.

Михаил Лермонтов

г. Оленегорск Мурманской области

январь 2008 г.

Снимок сделан на камеру Panasonic Lumix DMC-FX50

(Характеристики: https://prophotos.ru/devices/panasonic-lumix-dmc-fx50/spec)

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задания

 

Уровень

Знание

Задание:

Назовите явления, которые вы наблюдаете на фотографии? Какие из этих явлений физические (подчеркните)? Дайте физическое определение перечисленным явлениям.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

Уровень

Понимание

Задание:

Определите признаки наблюдаемых на фотографии явлений. Объясните причину и условия их протекания.

Схема или рисунок

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

Уровень

Применение

Задание:

Вы наверняка обратили внимание на белые круги на фотографии. Что это: снежки или снежинки? Докажите свое предположение, дав объяснение этому «эффекту» на основе законов геометрической оптики. Проиллюстрируйте решение. *

 

Оптическая схема

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________






--------------------------------------------------------------------------
Выберите любую снежинку на представленной фотографии (обведите ее цветным маркером). Используя известные характеристики фотоаппарата и проведя дополнительные измерения, оцените расстояние от объектива фотоаппарата до выбранной снежинки.

 

Решение: ____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Уровень

Анализ

Задание:

Проанализируйте данную фотографию и при необходимости проведите дополнительные эксперименты, позволяющие ответить на вопросы:

Обязательна ли фотовспышка для получения «эффекта» снежинок-снежков?

Зависит ли яркость снежинки от ее размера на фотографии?

Оформите отчет:

Необходимое оборудование: ____________________________________________________

Ход эксперимента: ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Рисунок или схема экспериментальной установки

 

 

 

 

 

Вывод (ответы на вопросы): ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Уровень

Синтез

Задание:

Сделайте фотографию необычного оптического явления и придумайте задание к этой фотографии.

 

Фотография

Задание: __________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

 

 

Уровень

Оценка

Задание:

Оцените сложность придуманного вами задания. Перечислите параметры, которые могут стать критерием оценки:

  • _______________________________________________________________________
  • _______________________________________________________________________
  • _______________________________________________________________________
  • _______________________________________________________________________
  • _______________________________________________________________________


 

________________________________

* На свое усмотрение учитель может рекомендовать учащимся для ознакомления статью из журнала «Потенциал» № 7, 2005.

Лукьянов, А. А. О круглых... снежинках на фотографиях [Электронный ресурс] / «Потенциал» №7, 2005. - Режим доступа http://potential.org.ru/Phys/ArtDt200507231453PH1C1J7, свободный. (Дата обращения: 16.02.2018 г.).



 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.