Рабочий лист "Морфемный разбор слова" 5 класс

0
0
Материал опубликован 11 November в группе

Пояснительная записка к ресурсу

Автор

Каюкова Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы

Название ресурса

Рабочий лист

Вид ресурса

Дидактические материалы

Предмет, УМК

Русский язык, УМК Т.А.Ладыженской и др.

Классы

5 класс

Тема

Морфемный разбор слова

Цель и задачи ресурса

Актуализация знаний, закрепление навыков морфемного разбора

Создание условий для развития аналитического и логического мышления, аккуратности.

Формирование навыков само-и взаимоконтроля, работы в парах

Формы учебной деятельности

Индивидуальная, парная, групповая

Сложность

Средняя

Рекомендации по использованию

Рабочий лист предназначен для использования на уроке по теме «Морфемный разбор слова» в качестве дидактического материала либо для проведения проверочной работы по одноименной теме.

В рабочем листе представлены задания (базовые и повышенного уровня сложности) для разных этапов урока


Источники информации

Г.А. Богданова Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы.-М.:Просвещение,2009.-176 с.





РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ «МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР»

5 КЛАСС

«Закончи предложение»

Основа слова- __________________________________________________________

Для связи слов в предложении и СС служит __________________________________________

Для образования новых слов служат_________________________________________________

В__________________заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

Приставка – значимая часть слова, которая находится__________________________________ и служит для_____________________________________________________________________

Суффикс – значимая часть слова, которая находится____________________________________

и служит для_____________________________________________________________________




Распределить пары слов по группам, указав номер пары в соответствующей строке.


Формы слова




Однокоренные(родственные) слова





Лесок – лесочек

Сады – сад

Черный – черненький

Белеть – белизна

Красота – красотка

Зимушка – зимовка

Прохлада – прохладный

Фонтан – фонтаном

Печёт – пекла

Птички – птичкам


«Составь слово»

Задача 1.

От глагола ПОБЕЖАТЬ возьмите приставку

От прилагательного ПОДАРОЧНЫЙ возьмите корень

От существительного ФЛАЖОК возьмите суффикс

От прилагательного ПРЕКРАСЕН возьмите окончание

Получилось слово___________________________



Задача 2

1) У глагола КЛЕ…Т возьмите окончание

У глагола УЛ..ТЕЛ возьмём корень

У существительного ПОДЪЕЗД возьмём приставку

Получилось слово____________________________



«Поиск слова»

Из приведенных предложений выпишите слова, соответствующие схемам:

Приставка + корень+ суффикс+ окончание

Корень+суффикс+окончание

Корень+суффикс+суффикс+окончание

Корень +суффикс



(1)Земли с травянистой растительностью называются лугом.(2) Самые ценные луга находятся в поймах рек. (3) Вода спадает, и луговые растения во влажной земле растут быстро.



«Конструктор»

Запишите слова в таблицу в соответствии с морфемным делением (составом слова)

Уровень выбираете сами



1 уровень(с подсказками)



Слово

Приставка(приставки)

Корень

Суффикс(суффиксы)

Окончание

1.ПОМЕНЯТЬ



Я


2.ПРОВОДНИКИ



НИК


3.ПОДВОДНЫЙ





4.ПОДРУЖКА

ПО




5.ПРЕДЗАКАТНЫЙ

ПРЕД-ЗА-




2 уровень(посложнее)

Слово

Приставка(приставки)

Корень

Суффикс(суффиксы)

Окончание

1. ПОДУМАТЬ





2.СКВОРУШКА





3.ПРЕДЗАКАТНЫЙ





4.ПОДД…РЖАТЬ





5.ПОДБЕРЕЗОВИК





Морфемный разбор ( по выбору учащихся)



1 уровень(базовый)



Выполнить морфемный разбор указанных слов



БЕСПОЛЕЗНЫЙ



ПЕРЕДУМАТЬ



БЕЗЖАЛОСТНЫЙ



ЗАТЕМНО



ЖЕЛТОВАТЫЙ



БЕЗЛУННАЯ



2 уровень(повышенной сложности)

Найти в предложении указанный член предложения и выполнить морфемный разбор этого слова

Под ярким солнцем луга покрываются густым ковром душистых трав.

- сказуемое и определение(-я)



Леса часто гибнут от безжалостного обращения с ними.

- обстоятельство

3.По берегам рек встречаются развалины старинных крепостей.

- подлежащее



4.Ночная тьма тихонько прячется в густой листве деревьев

-обстоятельство, выраженное неизменяемой частью речи



Ключи:

«Закончи предложение»



часть слова без окончания

окончание

приставки и суффиксы

корне

перед корнем и служит для образования новых слов

после корня или другого суффикса и служит для образования новых слов



2.Распределить пары слов по группам, указав номер пары в соответствующей строке.


Формы слова



2,8,9,10


Однокоренные(родственные) слова



1,3,4,5,6,7



3.«Составь слово»

Задача 1.

ПО-ДАР-ОК (окончание нулевое)



Задача 2.

ПОД-ЛЕТ-ИТ



4. «Поиск слова»

1.С-ПАД-А-ЕТ

2. ЦЕН-Н-ЫЕ

3. ТРАВ-ЯН-ИСТ-ОЙ

4. БЫСТР-О

(или другие слова, подходящие под условие задания)



5. «Конструктор»

1 уровень

Слово

Приставка(приставки)

Корень

Суффикс(суффиксы)

Окончание

1.ПОМЕНЯТЬ

ПО

МЕН

Я

ТЬ

2.ПРОВОДНИКИ

ПРО

ВОД

НИК

И

3.ПОДВОДНЫЙ

ПОД

ВОД

Н

ЫЙ

4.ПОДРУЖКА

ПО

ДРУЖ

К

А

5.ПРЕДЗАКАТНЫЙ

ПРЕД-ЗА-

КАТ

Н

ЫЙ


2 уровень

Слово

Приставка(приставки)

Корень

Суффикс(суффиксы)

Окончание

1. ПОДУМАТЬ

ПО

ДУМ

А

ТЬ

2.СКВОРУШКА


СКВОР

УШК

А

3.ПРЕДЗАКАТНЫЙ

ПРЕД-ЗА-

КАТ

Н

ЫЙ

4.ПОДД…РЖАТЬ

ПОД

ДЕРЖ

А

ТЬ

5.ПОДБЕРЕЗОВИК

ПОД

БЕРЕЗ

ОВ-ИК

нулевое



6.Морфемный разбор

1 уровень

Слово

Приставка(приставки)

Корень

Суффикс(суффиксы)

Окончание

1.БЕСПОЛЕЗНЫЙ

БЕС

ПОЛЕЗ

Н

ЫЙ

2.ПЕРЕДУМАТЬ

ПЕРЕ

ДУМ

А

ТЬ

3.БЕЗЖАЛОСТНЫЙ

БЕЗ

ЖАЛ

ОСТ - Н

ЫЙ

4.ЗАТЕМНО

ЗА

ТЕМ

Н - О

--

5.ЖЕЛТОВАТЫЙ


ЖЕЛТ

ОВАТ

ЫЙ

6.БЕЗЛУННАЯ

БЕЗ

ЛУН

Н

АЯ

2 уровень

Слово

Приставка(приставки)

Корень

Суффикс(суффиксы)

Окончание

1.ПОКРЫВАЮТСЯ

ПО

КРЫ

ВА

ЮТ, постфикс СЯ

2.ГУСТЫМ


ГУСТ


ЫМ

3.ДУШИСТЫХ


ДУШ

ИСТ

ЫХ

4.ЧАСТО


ЧАСТ

О

--

5.РАЗВАЛИНЫ

РАЗ

ВАЛ

ИН

Ы

6.ТИХОНЬКО


ТИХ

ОНЬК-О

--



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.