Рабочий лист "Морфемный разбор слова" 5 класс
Пояснительная записка к ресурсу
Автор | Каюкова Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы |
Название ресурса | Рабочий лист |
Вид ресурса | Дидактические материалы |
Предмет, УМК | Русский язык, УМК Т.А.Ладыженской и др. |
Классы | 5 класс |
Тема | Морфемный разбор слова |
Цель и задачи ресурса | Актуализация знаний, закрепление навыков морфемного разбора Создание условий для развития аналитического и логического мышления, аккуратности. Формирование навыков само-и взаимоконтроля, работы в парах |
Формы учебной деятельности | Индивидуальная, парная, групповая |
Сложность | Средняя |
Рекомендации по использованию | Рабочий лист предназначен для использования на уроке по теме «Морфемный разбор слова» в качестве дидактического материала либо для проведения проверочной работы по одноименной теме. В рабочем листе представлены задания (базовые и повышенного уровня сложности) для разных этапов урока |
Источники информации | Г.А. Богданова Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы.-М.:Просвещение,2009.-176 с. |
РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ «МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР»
5 КЛАСС
«Закончи предложение»
Основа слова- __________________________________________________________
Для связи слов в предложении и СС служит __________________________________________
Для образования новых слов служат_________________________________________________
В__________________заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Приставка – значимая часть слова, которая находится__________________________________ и служит для_____________________________________________________________________
Суффикс – значимая часть слова, которая находится____________________________________
и служит для_____________________________________________________________________
Распределить пары слов по группам, указав номер пары в соответствующей строке.
Формы слова | |
Однокоренные(родственные) слова |
Лесок – лесочек
Сады – сад
Черный – черненький
Белеть – белизна
Красота – красотка
Зимушка – зимовка
Прохлада – прохладный
Фонтан – фонтаном
Печёт – пекла
Птички – птичкам
«Составь слово»
Задача 1.
От глагола ПОБЕЖАТЬ возьмите приставку
От прилагательного ПОДАРОЧНЫЙ возьмите корень
От существительного ФЛАЖОК возьмите суффикс
От прилагательного ПРЕКРАСЕН возьмите окончание
Получилось слово___________________________
Задача 2
1) У глагола КЛЕ…Т возьмите окончание
У глагола УЛ..ТЕЛ возьмём корень
У существительного ПОДЪЕЗД возьмём приставку
Получилось слово____________________________
«Поиск слова»
Из приведенных предложений выпишите слова, соответствующие схемам:
Приставка + корень+ суффикс+ окончание
Корень+суффикс+окончание
Корень+суффикс+суффикс+окончание
Корень +суффикс
(1)Земли с травянистой растительностью называются лугом.(2) Самые ценные луга находятся в поймах рек. (3) Вода спадает, и луговые растения во влажной земле растут быстро.
«Конструктор»
Запишите слова в таблицу в соответствии с морфемным делением (составом слова)
Уровень выбираете сами
1 уровень(с подсказками)
Слово | Приставка(приставки) | Корень | Суффикс(суффиксы) | Окончание |
1.ПОМЕНЯТЬ | Я | |||
2.ПРОВОДНИКИ | НИК | |||
3.ПОДВОДНЫЙ | ||||
4.ПОДРУЖКА | ПО | |||
5.ПРЕДЗАКАТНЫЙ | ПРЕД-ЗА- |
2 уровень(посложнее)
Слово | Приставка(приставки) | Корень | Суффикс(суффиксы) | Окончание |
1. ПОДУМАТЬ | ||||
2.СКВОРУШКА | ||||
3.ПРЕДЗАКАТНЫЙ | ||||
4.ПОДД…РЖАТЬ | ||||
5.ПОДБЕРЕЗОВИК |
Морфемный разбор ( по выбору учащихся)
1 уровень(базовый)
Выполнить морфемный разбор указанных слов
БЕСПОЛЕЗНЫЙ
ПЕРЕДУМАТЬ
БЕЗЖАЛОСТНЫЙ
ЗАТЕМНО
ЖЕЛТОВАТЫЙ
БЕЗЛУННАЯ
2 уровень(повышенной сложности)
Найти в предложении указанный член предложения и выполнить морфемный разбор этого слова
Под ярким солнцем луга покрываются густым ковром душистых трав.
- сказуемое и определение(-я)
Леса часто гибнут от безжалостного обращения с ними.
- обстоятельство
3.По берегам рек встречаются развалины старинных крепостей.
- подлежащее
4.Ночная тьма тихонько прячется в густой листве деревьев
-обстоятельство, выраженное неизменяемой частью речи
Ключи:
часть слова без окончания
окончание
приставки и суффиксы
корне
перед корнем и служит для образования новых слов
после корня или другого суффикса и служит для образования новых слов
2.Распределить пары слов по группам, указав номер пары в соответствующей строке.
Формы слова | 2,8,9,10 |
Однокоренные(родственные) слова | 1,3,4,5,6,7 |
3.«Составь слово»
Задача 1.
ПО-ДАР-ОК (окончание нулевое)
Задача 2.
ПОД-ЛЕТ-ИТ
4. «Поиск слова»
1.С-ПАД-А-ЕТ
2. ЦЕН-Н-ЫЕ
3. ТРАВ-ЯН-ИСТ-ОЙ
4. БЫСТР-О
(или другие слова, подходящие под условие задания)
5. «Конструктор»
1 уровень
Слово | Приставка(приставки) | Корень | Суффикс(суффиксы) | Окончание |
1.ПОМЕНЯТЬ | ПО | МЕН | Я | ТЬ |
2.ПРОВОДНИКИ | ПРО | ВОД | НИК | И |
3.ПОДВОДНЫЙ | ПОД | ВОД | Н | ЫЙ |
4.ПОДРУЖКА | ПО | ДРУЖ | К | А |
5.ПРЕДЗАКАТНЫЙ | ПРЕД-ЗА- | КАТ | Н | ЫЙ |
2 уровень
Слово | Приставка(приставки) | Корень | Суффикс(суффиксы) | Окончание |
1. ПОДУМАТЬ | ПО | ДУМ | А | ТЬ |
2.СКВОРУШКА | СКВОР | УШК | А | |
3.ПРЕДЗАКАТНЫЙ | ПРЕД-ЗА- | КАТ | Н | ЫЙ |
4.ПОДД…РЖАТЬ | ПОД | ДЕРЖ | А | ТЬ |
5.ПОДБЕРЕЗОВИК | ПОД | БЕРЕЗ | ОВ-ИК | нулевое |
6.Морфемный разбор
1 уровень
Слово | Приставка(приставки) | Корень | Суффикс(суффиксы) | Окончание |
1.БЕСПОЛЕЗНЫЙ | БЕС | ПОЛЕЗ | Н | ЫЙ |
2.ПЕРЕДУМАТЬ | ПЕРЕ | ДУМ | А | ТЬ |
3.БЕЗЖАЛОСТНЫЙ | БЕЗ | ЖАЛ | ОСТ - Н | ЫЙ |
4.ЗАТЕМНО | ЗА | ТЕМ | Н - О | -- |
5.ЖЕЛТОВАТЫЙ | ЖЕЛТ | ОВАТ | ЫЙ | |
6.БЕЗЛУННАЯ | БЕЗ | ЛУН | Н | АЯ |
2 уровень
Слово | Приставка(приставки) | Корень | Суффикс(суффиксы) | Окончание |
1.ПОКРЫВАЮТСЯ | ПО | КРЫ | ВА | ЮТ, постфикс СЯ |
2.ГУСТЫМ | ГУСТ | ЫМ | ||
3.ДУШИСТЫХ | ДУШ | ИСТ | ЫХ | |
4.ЧАСТО | ЧАСТ | О | -- | |
5.РАЗВАЛИНЫ | РАЗ | ВАЛ | ИН | Ы |
6.ТИХОНЬКО | ТИХ | ОНЬК-О | -- |