12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Московская Татьяна Викторовна60
Живу для детей
Украина, Донецкая Народная Республика, ДНР, город Донецк

Голографический мыслеобраз как составляющая развития ключевых компетенций

Московская Татьяна Викторовна

МОУ «Школа № 99 «Ор-Менахем» г. Донецка»

Учитель высшей категории, старший учитель

Для развития способности адаптироваться в сложных жизненных ситуациях современному человеку необходимо не просто иметь запас знаний, а развивать ключевые компетенции, чтобы вовремя применять имеющиеся знания на практике. Не может быть высококвалифицированным тот специалист, который не имеет сформированных навыков применения полученных учебных знаний. Еще Аристотель считал, что обладающим знанием следует считать лишь того, кто может применить его.

Актуальность проблемы не вызывает сомнений. Современные исследования доказывают, что накопление академических знаний не может быть показателем качества образования. На первый план выходят такие показатели как стойкая мотивация познания, формирование самообразовательной компетенции, развитие творческих способностей, неординарного мышления, самореализации.

Целью современного образования является формирование, а, точнее, мотивация гармоничного, целостного, экологически здорового типа мышления, основанного на осознанном совокупном владении логическим (левополушарным) и образным (правополушарным) мышлением.  Это тот тип мышления, который может открыть обучающемуся целостную картину мира и способен стать инструментом решения глобальных проблем.

Качество образования зависит от целого комплекса психологических факторов и, прежде всего, от умения учителя разглядеть задатки и развивать способности обучающихся путем создания системы обучения, в основе которой должен лежать принцип метапредметности, основанный на элементах ноосферного мышления. Под этим термином следует понимать глобальное целостное мышление.

Ещё в древности эзотерики понимали, что в процессе мышления происходят явления, далеко выходящие за рамки четырехмерного представления об этом мире. Сильнее человеческих мыслеобразов в мире ничего нет. Голографический мыслеобраз – это мысленное представление о предмете или явлении. Он имеет сенсорные признаки: цвет, форму, запах.

Активно поднимают проблему внедрения ноосферного образования в учебный процесс современные российские ученые Н.В. Маслова, М.В. Ульянова, Г.В. Курмышев, Т.А. Мамаева и другие.

Главное отличие ноосферного образования от традиционного – развитие целостного познания, сохранение при этом морального и физического здоровья. Существенным выступает формирование и развитие образного голографического мышления, раскрытие потенциальных возможностей личности.

Ноосфера (термин Вернадского) – сфера разума – есть высшая степень интеграции всех форм существующей материи. Формирование ноосферного мышления у современного человека связано с воспитанием у него глубокой ответственности за свой «вклад» (своими действиями, помыслами, чувствами) в дальнейшую эволюцию биосферы в целом и себя самого. Качество жизни напрямую зависит от качества мышления. Четкость мысли определяет ясность очертания.

Развивая ноосферное мышление, человек учится создавать голографические мыслеобразы, которые укореняются в его сознании и помогают довести до автоматизма ключевые компетенции.

Задача учителя, идущего в ногу со временем, на наш взгляд, – научить самостоятельно, с помощью голографических мыслеобразов и с опорой на литературное произведение овладевать знаниями. Для формирования и тренировки образного пространственного мышления составляются опорные схемы, таблицы, графики, чертежи. Всем известна фраза, принадлежащая Сенеке Младшему: «Мысли, произнесенные вслух, всегда были и будут всеобщим достоянием». Так, на уроках ребята, общаясь, вырабатывают собственные варианты решения нравственно-этических и культурно-языковых проблем на основе устойчивых правил современного русского литературного языка и с опорой на литературные произведения, т.е. получают личный опыт. Работая над комплексным анализом текстов Ивана Тургенева, Льва Толстого, Федора Достоевского, Антона Чехова, Михаила Булгакова, Бориса Пастернака, Льва Гумилева и других классиков слова, обучающиеся не только повышают свою орфографическую грамотность, закрепляют знания по всем разделам языкознания, но и формируют позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, выражают себя в творческих работах, развивают устойчивую мотивацию к дальнейшему овладению знаниями. Таким образом, обучение языку невозможно без обращения к литературе, которая состоит из панорамного всеобщего единения индивидуума и коллектива, т.е. «социального интеллекта и духовности каждого – признания и соблюдения во всех сферах жизни и деятельности Всеобщих Законов Мира» [7].

Мышление – сложный процесс, продуктом которого выступают знания. «Человек мыслит образами, понятиями», без которых не возможна интеллектуальная деятельность [8]. Выполнение умственных действий (операций) в разных комбинациях обеспечивает достижение поставленных целей. Для понимания содержания информации по какой-либо учебной дисциплине недостаточно примитивных приемов (перескажите текст, поставьте вопросы к тексту), необходимо убедить обучающихся образно мыслить. Целесообразно использовать сравнительный анализ, обобщение, конкретизацию, систематизацию, анализ, синтез, классификацию, аналогию и абстрагирование. Каждое из перечисленных действий имеет свою структуру и алгоритм выполнения. Предпочтительнее применять следующие задания, с использованием приемов более высокого уровня сложности:

- передать содержание информации, используя различные знаки кодирования (слова, графика, рисунок, формулы и т.п.);

- определить содержание подсказок, по которым можно узнать понятие;

- составить тезаурус неизвестных понятий;

- охарактеризовать понятие по обобщенному плану.

Методологический аспект ноосферного образования находит ответ на вопрос о построении педагогического процесса, без ущерба для личности, о мотивации к обучению, о раскрытии потенциальных возможностей. Обучая, необходимо использовать только активные и интерактивные методы, т.к. они предполагают демократический стиль общения и доминирование активности ребят. Задача педагога, внедряющего элементы ноосферного образования, изменить отношение к получаемой учебной информации, формировать положительную мотивацию к самому процессу обучения. Занятия должны проходить в форме свободного обмена мыслями по предложенной проблеме, а учебная деятельность должна иметь завершенный циклический характер. Поэтому изучение каждой темы целесообразно проводить в пять этапов.

На первом этапе формируется мотивация, предлагается интегрированное содержание учебного материала, рекомендуется алгоритм и регламент учебной деятельности, обговариваются возможные результаты применения полученных знаний. На этом этапе вырабатывается понимание изучаемой темы. К уже имеющимся базовым знаниям по различным дисциплинам естественно-научного и гуманитарного циклов прикрепляются новые. При составлении конспектов предлагаю применять инновационную технологию инсерт (работа с информацией с разметкой, маркировка текста с его разметкой), которая приводит полученную учебную информацию в логический порядок, его цель – систематизация знаний по теме. Обучающимся рекомендуется использование цветных маркеров для выделения самой важной, на их взгляд, информации, что обостряет процесс запоминания и фокусирует внимание. Не лишним будет использование музыкальных композиций. Таким образом, сочетание звука, цвета и зрительной картины способствует формированию устойчивого голографического мыслеобраза, который в дальнейшем станет основой ключевых компетенций.

Способность мозга создавать воображением яркие образные представления связана с умением концентрировать внимание на деталях, что, в свою очередь, содействует повышению качества образования.

Вторым этапом выступает практическое занятие. Ребята получают сложные для поверхностного восприятия задания. Им предлагаются проблемные вопросы и проблемные ситуации, для решения которых необходимо умение принимать нестандартное решение.

Положительной на втором этапе обучения оказалась практика применения когнитивных методов обучения. Так, использование метода эмпатии (перевоплощения) дает возможность не только поставить себя на место предлагаемого объекта, но и лучше понять его внутреннее состояние. В результате использования метода эмпатии молодые люди создают собственный образовательный продукт: идею, план работы, закономерность, графическое или текстовое воплощение и т.п.

Подобными приемами пользуются актеры, которые благодаря мыслеобразам легко перевоплощаются, заставляя зрителя поверить в правдивость их представления, вызывая различные эмоциональные переживания. Эмоции являются обязательным элементом создания мыслеобраза. Благодаря эмоциям информация укрепляется, становиться личной, важной.

На третьем этапе обучающимся предлагается самостоятельная работа по алгоритмическим предписаниям, предложенным учителем. В результате работы на первых двух этапах ребята получают примерно равный объем информации. Теперь они должны получить набор причинно-следственных связей для полного понимания, закрепления и сохранения полученных знаний. На этом этапе формируются навыки использования знаний в практической деятельности. Роль учителя сводится к контролю и коррекции уровня учебных знаний, умений и навыков, формированию индивидуального ноосферного мышления во время личных консультаций.

На четвертом этапе важно самостоятельное осмысление и самоконтроль. Дети проводят корректировку и доработку имеющихся пробелов.

Пятый этап посвящен контролю со стороны учителя, который предлагает комплексную контрольную работу. В нее входят как тестовые вопросы закрытой и открытой формы, так и творческие задания.

Таким образом, обучающиеся имеют реальную возможность видеть цель своей работы, планировать уровень ее сложности и прогнозировать реальный результат.

Напряженная атмосфера современного общества требует высокого качества образования. Ноосферное мышление не только предлагает по-новому осмыслить учебный процесс, но и позволяет приучить ребенка бережно относиться к своему здоровью, к окружающим, к окружающей среде. Система ноосферного образования гармонизирует сознание, способствует переходу её на новый квантовый уровень мышления и выработке нового сознания. Личность, получившая образование, должна быть готова находить выход из любой неожиданной ситуации, в которую ее может поставить жизнь. Учитывая, что знания быстро устаревают, необходимо учить добывать знания из имеющейся информации, анализировать, интегрировать себя в быстро меняющийся социум. По словам академика Д.С. Лихачева, «…бороться надо не за количество различных сведений, которые пытаются преподнести ученикам, а за выработку научного метода мышления, логичного и последовательного. Логика – основа интеллекта. Научный метод мышления позволит быстро осваивать все новое, определять, что полезно для человечества, а что нет. А для этого нужно многое знать и многое понимать...» [4].

Список использованных источников:

1. Антоненко Н.В., Ульянова М.В. Педагогика ноосферного развития. – М.: Экон-Информ, 2007. – 220с.

2. Гончаренко М.С., Маслова Н.В., Куликова Н.Г. Ноосферное образование – ключ к здоровью. – М.-Харьков: Институт холодинамики, 2011. – 124 с.

3. Курмышев Г.В. Организация ноосферного образования в Украине (на примере образовательных учреждений Харьковской области)/ В кн. «Ноосферное образование в Украине», Харьков, 2007. − С. 46-61.

4. Лихачев Д. С. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем. − (Писатель и время). − Совместно с Н. Г. Самвеляном. − М.: Сов. Россия, 1988. − 143 с.

5. Лихачев Д. С. Экология культуры. // Памятники Отечества. – 1980. – № 2.

6. Мамаева Т.А., Курмышев Г.В. Ноосферное образование в ВУЗе Украины. / В кн. «Ноосферное образование в Украине», вып. 2, Харьков, 2008. − С. 137-141.

7. Маслова Н.В. Рифы и паруса образования. Препятствия и потенциалы возрождения российского образования. – // МИР (Модернизация. Инновация. Развитие), – 2013. – № 16.

 8. Ульянова М.В. Чтобы образование было разумным. – // Аргументы и факты. Семейный совет, – 2004. – № 12.

Опубликовано


Комментарии (2)

Старшов Михаил Александрович, 15.10.17 в 08:14 0Ответить Пожаловаться
Я, конечно, слов "голографический послеобраз" понять не в силах, но простой вопрос хотел бы задать мудрому автору.
«…Еще Аристотель считал, что обладающим знанием следует считать лишь того, кто может применить его».
А где он это сосчитал, и главное, как он сам это показал?
Московская Татьяна Викторовна, 15.10.17 в 14:16 0Ответить Пожаловаться
Уважаемый Михаил Александрович! Если внимательно прочитать, то увидите "ГОЛОГРАФИЧЕСКИЙ МЫСЛЕОБРАЗ". Это словосочетание объясняет теория ноосферного образования, которой занимаются в России еще с конца прошлого века. В конце статьи можно ознакомится со списком литературы по теме. Очень занимательно и полезно использовать в работе с современными детками! Кроме того, уже существует большое количество школ, работающих по этой проблеме. А научить создавать мыслеобраз в голографии не так уж и трудно, зато детки запоминают понятие надолго!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.