Статья на тему «Работа с родителями как необходимая составляющая деятельности учителя-предметника»
Работа с родителями как необходимая составляющая деятельности учителя – предметника
«Воспитывают все: люди, вещи,
явления, но прежде всего и
дольше всего – люди. Из них
на первом месте – родители и
педагоги».
Макаренко А.С.
Педагог не может работать без взаимодействия с родителями, как и родители, воспитывая своих детей, не могут обойтись без школы, без классного руководителя, без учителя – предметника. Большинство родителей сегодня заняты зарабатыванием денег, обеспечением достойного материального положения семьи. На детей, к сожалению, остается очень мало времени. Родители в силу занятости не могут вести активное взаимодействие со школой, поэтому ведущую роль в работе с родителями берет на себя классный руководитель и учитель – предметник.
Являясь учителем русского языка и литературы, я, конечно, веду работу с родителями. Бывает сложно, бывает недостаточно времени для такого общения и взаимодействия, но данная работа обязательно должна проводиться. Каким же образом учитель – предметник должен выстроить работу с родителями учащихся, чтобы не навредить ученику, а помочь ему в освоении предмета?
Если обратиться к официальным источникам, то можно обнаружить, что нет ни одного документа для педагогов, в котором можно было бы найти четкие указания того, как учитель должен взаимодействовать с родителями учащихся, что он должен учесть в этой работе, какие методы и приемы применить и другое. В «Федеральном государственном образовательном стандарте» можно вычитать только несколько общих фраз. Так в разделе по реализации программ основного среднего образования находим фразу: «Определение совместно с обучающимся, его родителями зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся». А среди умений выделено: «Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями». И нет ни одного слова о том, как это должно проходить.
Как учитель – предметник я использую почти весь спектр форм, методов, приемов, которые доступны в сельской местности как для меня, так и для родителей учащихся. Мною ведется как коллективная, так и групповая работа. Конечно, не обойтись и без индивидуальной.
Так в выпускных классах я посещаю все классные родительские собрания, которые объявляет классный руководитель. Мои выступления не ограничиваются ознакомлением с текущим положением дел с учебой по моему предмету. Я ознакомляю родителей с самыми последними новостями по экзаменам, с образовательными платформами, на которых их дети могут подготовиться к экзамену, обучаю родителей практическому применению образовательных платформ. Также происходит взаимодействие в плане консультаций по справочной литературе для эффективной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Обязательно посещаю родительские собрания в 5 классе, так как данный класс переходный из младшего в среднее звено. Также я посещаю классные родительские собрания в других классах по приглашении классного руководителя или родителей.
Кроме классных родительских собраний выступаю на общешкольных родительских собраниях с докладами, небольшими лекциями. Последние мои выступления были на тему «Здоровьесберегающие технологии на уроках» и «Эффективное выполнение домашнего задания».
В условиях пандемии Дни открытых дверей не проводятся, поэтому последние годы не было возможности взаимодействия с родителями по этому направлению. Но ранее я, конечно, всегда был рад встречать родителей на своих уроках для того, чтобы они посмотрели, как учится их ребенок, какова атмосфера в классе на моем уроке, какой психологический климат преобладает на уроке, как происходит передача знаний.
Групповая работа с родителями представлена в виде консультаций с определенными группами родителей. Обычно я приглашаю группы родителей, дети которых слабо усваивают учебный материал (1 группа) и дети которых идут с опережением (2 группа). С первой группой проводится консультативная работа, помощь в подборе дополнительных учебных пособий и другое. Со второй группой идет обсуждение и взаимодействие по линии олимпиад школьного, муниципального и регионального уровней, участия в творческих конкурсах.
Индивидуальная работа представлена в большей степени в форме ответов на вопросы родителей в социальных сетях и по телефону. Чаще всего данное взаимодействие касается выполнения домашних заданий, контроль за выполнением. Сейчас у всех родителей есть аккаунты, поэтому трудностей даже в сельской местности не возникает.
Если необходима помощь третьей стороны в любой из форм взаимодействия с родителями, то обязательно подключаю к работе социального педагога школы и (или) завуча по воспитательной работе.
Время не стоит на месте, поэтому кроме традиционных форм взаимодействия с родителями я использую инновационные формы. Например, иногда прибегаю к интеллектуальному волонтерству в 6 классе. Бабушка одной из учениц 6 класса – учитель русского языка и литературы на заслуженном отдыхе. Когда я ей предлагаю позаниматься с отстающим из – за болезни или по другой уважительной причине учеником, она с удовольствием соглашается. Данная помощь осуществляется абсолютно безвозмездно.
Таким образом, моя работа с родителями как учителя – предметника разнообразна. Она включает множество форм и методов работы.