12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лехова Любовь Николаевна463
ГБОУ АО "Няндомская специальная (коррекционная) школа-интернат"
Россия, Архангельская обл., няндома
3

Работа с графическими диктантами на логопедических занятиях как предупреждение дисграфии у обучающихся с ОВЗ.

Работа с графическими диктантами на логопедических занятиях как предупреждение дисграфии у обучающихся с ОВЗ.


Для успешного овладения грамотой необходимы такие условия, как сформированность устной речи, сформированность пространственного восприятия и представлений оптико-моторных и слухо-моторных координаций, эмоционально-волевой сферы, познавательных и учебных мотивов деятельности, саморегуляции и контроля за собственной деятельностью.

У детей с нарушением интеллекта, поступающих в первый класс, ни одно из этих условий не сформировано. В процессе овладения грамотой, все «несформированности» выливаются в дисграфию, которая проявляется в сочетании различных форм (дисграфия на почве языкового анализа и синтеза, акустическая дисграфия, оптическая дисграфия, артикуляторно-акустическая). Ошибки оптического характера мы наблюдаем с первых дней обучения грамоте. Это проявляется в сложности ориентировки на тетрадном листе, нахождении начала строки, постоянных колебаний наклона и высоты букв, трудности в запоминании графического образа букв, несоответствии элементов букв по размеру, раздельном написании внутри слова, замены зрительно похожих и близких по написанию букв, зеркальности письма при написании отдельных букв, пропусков и замены гласных, в том числе ударных, в нарушении порядка букв в слове.

При устранении таких нарушений чтения и письма проводится работа в следующих направлениях: развитие зрительного восприятия, уточнение и расширение объёма зрительной памяти, формирование пространственного восприятия и представлений, развитие зрительного анализа и синтеза, формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений, дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

Для развития зрительно-пространственного гнозиса и праксиса у школьников успешно используется методика графических диктантов. Работа с графическими диктантами, состоит из четырёх блоков.

Учитывая уровень подготовленности детей, блоки можно чередовать в любой последовательности, а при необходимости и совмещать разные блоки на одном занятии, что обеспечивает дифференцированный подход к ребёнку и удобство в работе педагога. Графические диктанты можно проводить в любой части занятия при изучении разных лексических тем и грамматических категорий. Завершая диктовку, детям предлагается дорисовать рисунок самостоятельно, придумав сюжет. Затем составить предложение к рисунку, рассказ, подобрать прилагательное, глагол и т.д. (это зависит от цели занятия). Кроме того, дети, выполняя задание, получают психоэмоциональную разгрузку. Часто в состоянии утомления или при общей ослабленности дети раздражительны и излишне эмоциональны. Рисование под диктовку красивой фигурки помогает им успокоиться и переключиться на полезную деятельность. Работа с графическими диктантами – очень увлекательное занятие. Некоторые дети продолжают рисовать в свободное время, придумывают собственные диктанты.

Подготовительный блок включает в себя упражнения на ориентировку в пространстве относительно собственного тела: поднять руки вверх. Что ты видишь вверху? (потолок, лампы); опустить руки вниз. Что ты видишь внизу? (пол, ноги); разверни в сторону правую руку. Что ты видишь справа от себя? (дверь); разверни в сторону левую руку. Что ты видишь слева от себя? (окно).

Упражнения на ориентировку на листе бумаги: найти середину листа и поставить точку, от центра провести линию ровно вверх, от центра провести линию ровно вниз, от центра провести линию ровно вправо, от центра провести линию ровно влево. Что мы сделали? (Разделили лист на 4 части.); найти «левый верх», нарисовать солнышко, найти «левый низ», нарисовать домик, найти «правый верх», нарисовать самолёт, найти «правый низ», нарисовать лес.


t1651821500aa.gif









Упражнения на речевое обозначение зрительно-пространственных отношений: посмотрите на рисунок и скажите, в какой части листа нарисовано солнышко? (солнышко нарисовано слева вверху); посмотрите на рисунок и скажите, в какой части листа нарисован самолёт? (самолёт нарисован справа вверху); скажите, в какой части листа нарисован домик? (домик нарисован слева внизу.); посмотрите на рисунок и скажите, в какой части листа нарисован лес? (лес нарисован справа внизу).

При работе с детьми каждая инструкция сопровождается проговариванием с показом данного направления на собственном теле. Логопед ставит каждому ученику точку в тетради. Из точки провести линию ровно вправо длиной в 1 клетку, 1 клетку вниз, 1 клетку ровно влево, 1 клетку ровно вверх. Что получилось? (клеточка). Отступить одну клетку и обвести следующую клетку карандашом. Продолжить работу до конца листа, хорошо прорисовывая уголки. Поставить точку в середине 5-й клетки. Найти шестую клетку и заштриховать.

Во втором блоке предлагается рисование предметов по клеточкам под диктовку. Рисунки разделены на уровни сложности, распределены по величине, наличию косых линий, количеству деталей. Кроме этого, во второй уровень сложности входят симметричные рисунки (симметрия относительно горизонтали, вертикали, диагонали). Первая часть работы, полрисунка, выполняется под диктовку, остальную часть ребёнок дорисовывает самостоятельно. Проводя графические диктанты, исходную точку выполнения задания ставит педагог. Он должен иметь возможность видеть сразу все детские работы. Лучше, если педагог будет стоять за спиной у детей, следя за ходом выполнения инструкций, предупреждая ошибки. Очень важно, чтобы дети не отставали и не допускали ошибок в работе. Итогом графического диктанта является силуэт какого-либо предмета, который ребёнок должен узнать, дорисовать недостающие детали, опираясь на образец.

Еt1651821500ab.gif сть дети, которые предпочитают непосредственно диктанты и не любят срисовывание. Как раз это те дети, которые с трудом запоминают буквы, при чтении съезжают со строки, при счёте по линейке теряют точку отсчёта. Именно для них предназначен третий блок под названием «Копировщики», который предполагает самостоятельное срисовывание по клеточкам с образца.

Выполняя эти задания, дети учатся концентрировать своё внимание. В третьем блоке представлены рисунки не только плоскостного изображения, но и объёмного (например, мебель). Многие рисунки из данного блока можно использовать для диктовки.

t1651821500ac.gif








Четвертый блок «Дешифровщики»




Рисование по опорному схематическому плану подсказали сами дети. Так появился четвертый блок или «Дешифровщики». В его основе лежит самостоятельное считывание инструкций через условные обозначения и перенос на тетрадный лист. Детям предлагается разгадать шифр, перенести его на клетку и увидеть полученный рисунок.

Таким образом, анализ письменных работ учащихся показал, что при использовании графических диктантов на логопедических занятиях наблюдается уменьшение количества ошибок оптического характера или ошибки стали носить нестойкий характер. Дети стали лучше запоминать графический образ букв, письменные работы учащихся стали более аккуратными, стало меньше исправлений, дети легко усваивали орфографический режим, улучшилось качество чтения и письма. Для более эффективной коррекционной работы по предупреждению и преодолению различных нарушений письма и чтения, в том числе оптического характера, рекомендуем учителям, воспитателям систематически проводить графические диктанты на коррекционных занятиях, соблюдая следующие правила:

учитывать уровень подготовленности ребёнка;

завести отдельную тетрадь в стандартную клетку. По мере накопления рисунков, ребёнок может продемонстрировать их взрослым и сверстникам, что повышает мотивацию к выполнению заданий, укрепляет уверенность в себе;

работать простым твёрдым карандашом, имея возможность воспользоваться ластиком;

учитель должен вовремя предупредить ошибку, т.к. не получая результата, ребёнок быстро теряет интерес к заданию;

выполнять задания по принципу «лучше меньше, да лучше»;

не начинать новую работу, не закончив предыдущую;

в свободное время ребёнку даётся возможность завершить работу, используя цветные карандаши, дорисовывая дополнительные элементы, предметы, чтобы получилась сюжетная картинка.

Предложенная система логопедического воздействия носит профилактический характер, может найти своё применение в работе педагогов, как в специальных коррекционных учреждениях, так и в массовых школьных и дошкольных учреждениях.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.