Статья «Из опыта использования орфографических и пунктуационных моделей на уроках русского языка как средства достижения метапредметных результатов»
МОУ СОШ №7
«Из опыта использования орфографических и пунктуационных моделей на уроках русского языка как средства достижения метапредметных результатов в МОУ СОШ №7»
Сборник орфографических и пунктуационных моделей
Углич
2019
В настоящем сборнике представлены модели орфографических и пунктуационных схем по русскому языку МОУ СОШ №7 с 5 по 8 классы. С помощью данных моделей можно быстро понять, запомнить или восстановить в памяти нужное правило. Модели, которые помещены в сборнике, проиллюстрированы конкретными примерами.
С его помощью вы сможете успешно выполнять домашние задания, систематизировать свои знания и подготовиться к самостоятельной работе или просто повторить материал летом, чтобы закрепить его.
Данный сборник адресован как начинающим, так и опытным педагогам, школьникам и их родителям.
Сборник орфографических и пунктуационных схем по русскому языку («Из опыта использования орфографических и пунктуационных моделей на уроках русского языка как средства достижения метапредметных результатов в МОУ СОШ №7») // сост. О.Д. Кругликова. – Углич: БАПО, 2019 – с.22
©О.Д. Кругликова, текст, 2019
© Кузьмина М.Н., техническое редактирование, 2019
Предисловие
На уроках русского языка мы считаем уместным использование метода моделирования при изучении орфографии и пунктуации. Эти разделы языка трудны для изучения, так как темы русского языка характеризуется высоким уровнем абстрактности, обобщённости, громоздкости, что часто является причиной непонимания учебного материала, а метод моделирования помогает избежать путаницы понятий, явлений, признаков.
Моделирование является одним из способов формирования у школьников ключевых компетенций и целостного представления о картине мира (на материале предмета русский язык) и помогает зафиксировать в памяти графические образы объектов, которые послужат опорой для последующей работы с текстом.
Метод моделирования включает в себя приём «схема – опора – модель» изучаемого языкового материала, изображение его устройства, главных черт, взаимоотношения частей (чаще применяется на уроке первичного усвоения материала).
Что такое схема?
Схема – изложение описания чего- либо в главных чертах, условное графическое изображение, составные части и соединения между ними.
«Считывая» формулировку правила с краткой схемы, ребенок развивает память, воображение, речь, мышление. Овладевая умением моделировать орфограмму, учащиеся приходят к умению выстраивать схемы-алгоритмы.
Учиться с опорными моделями легко и интересно. Ученики смогут свободно оперировать понятиями, самостоятельно выбирать уровень выполнения заданий, с высокой точностью находить и объяснять орфограммы, осознанно выполнять работу над ошибками.
Ученики пользуются опорными конспектами на уроке, во время самостоятельной работы, при выполнении домашней работы. Учебный материал таким образом многократно повторяется, что способствует его прочному запоминанию.
Орфографические и пунктуационные модели распределены по классам, с 5 по 8. Авторы ориентировались при создании сборника на программу и УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и С.Г. Бархударова. Но учителя и обучающиеся по другим программам могут воспользоваться данными моделями, поскольку они универсальны.
В сборнике сделана подборка основных для 5-8 классов орфографических и пунктуационных правил, которые трудны для запоминания и понимания без опоры на наглядность.
Под темой, содержащей лингвистический термин, представлено его определения. Это делает сборник удобным в использовании, незаменимым при подготовке к контрольным работам.
Каждая модель автономна. Но модели орфографических и пунктуационных правил как самостоятельный предмет не могут полностью обеспечить понимание и осмысление новых знаний – важна работа со схемой, в процессе которой задействованы все мыслительные процессы.
Поэтому учителю предстоит продумать алгоритм создания и применения моделей орфографических и пунктуационных правил на уроке и дома.
Данный сборник является лишь вариантом работы по изучению орфографических и пунктуационных правил русского языка.
5 класс
Тема: «Обращение»
Обращение — это слово или словосочетание, обозначающее лицо или предмет, к которому обращена речь.
! Коля! Пойдем сегодня в кино?
, Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь,
нагнувшись, под метелью белой? (С. Есенин)
Куда ты, , светлый ручеёк, стремишься? (И.А. Крылов).
Тема: «Тире в предложении»
Тире́ (фр. tiret, от tirer — растягивать) — один из знаков препинания, применяемый во многих языках.
Сущ. И.п. Т Сущ. И.п.
Инф. И Инф.
Сущ. И.п. Р Инф.
Инф. Еэто, Сущ. И.п.
вот,
значит
Примеры:
- Поэзия -моя держава.
- Жить – Родине служить.
- Наша задача- хорошо учиться.
- Летать – вот участь смелых.
Тема: «Разделительные ъ и ь»
Согл. Ъ Е, Ё, Ю, Я подъезд
объятия
Ь ^ или ^ ь □
Соловьиный Соловьи
Тема: «Буквы о-ё после шипящих и Ц в корне слов»
слышим под
[о] Ё пишем
ИСКЛ. Шёпот
КРЫЖОВНИК (шепчет) ё//е
ШОВ
ШОССЕ
Тема: «Буквы о-ё после шипящих и Ц в окончаниях слов»
|
Врачом
Огурцом
Тема: «Правописание приставок на з-с»
ЗВОН./ ГЛУХ. |
З \ С ЗДЕСЬ,
ЗДАНИЕ
Раздать ЗДОРОВЬЕ
Растаять
6 класс
Тема: «Буквы о-а в корнях с чередованием»
Чередование — это замена звуков, гласных или согласных, в одной и той же части слова при изменении его грамматической формы или при образовании нового слова.
О Изложение ЛОЖ коснуться КОС А Излагать ЛАГ ^ касаться КАС ^ а а |
Тема: «Приставки при-пре»
при пре очень
пере-
приехать премудрый
приклеить преграда
приволжский
премьер-а
привет-□
Тема: «Суффиксы к-ск прилагательных»
Если нет, то –ск- |
К, Ц, Ч -К- крат.ф.
Ткацкий Резкий
(есть Ц) (резок) киргизский
Тема: «Соединительные о-е в сложных словах»
[ТВ.] [′ / ШИП./Ц]
О Е
пароход пешеход
6-7 классы
Тема: «Буквы о-ё после шипящих м Ц в суффиксах»
О
СУЩ., ПРИЛ., НАР.
Бельчонок, грушовый, общо
Но! ещё
Тема: «Правописание сложных слов с частью пол-«
Сложное слово — слово, имеющее в своём составе два (и более) корня.
П Ю пол-Углича
О - л пол-листа
Л и пол-яблока
Но:
полгода
Тема: «Суффикс чик-щик существительных»
-ЧИК |
з с
д т
-ЩИК
Докладчик каменщик
грузчик
Тема: «Буквы ы-и после приставок на согласную»
Согл. Ы подыграть
(играть)
Но!
МЕЖ-, СВЕРХ-
межинститутский
Тема: «НЕ с существительными, прилагательными»
Есть синоним без не-
Не употребляется >А<
без не
Не – часть корня
Особые слова
(далеко, вовсе, ничуть…)
Неправда (ложь)
Непогода
Ненастный
Не правда, а ложь
Вовсе не интересная
Тема: «Н-НН в суффиксах прилагательных»
-иН- -зенн-
осиный -онн-
революционный
-ан- н + н
-яН-
карманный
ржаной
серебряный
исключения
стеклянный
оловянный
деревянный
7 класс
Тема: «Буквы о-а на конце наречий»
В- ^ из- ^
НА- о до- А
ЗА- с-
Влево слева
Правила «окна» на окно - налево из окна - издавна
8 класс
Тема: «Вводные слова»
Вводное слово — слово (или словосочетание), входящее в состав предложения, но не вступающее с его членами в синтаксическую связь. Как правило, выражает отношение говорящего к высказыванию.
ВВ |