12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Нечепоренко Наталья Михайловна40
0

Работа с одаренными детьми на уроках английского языка (устная речь, аудирование)

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (устная речь, аудирование)

Нечепоренко Н.М. (МАОУ СОШ №6 им. С.Т. Куцева, ст. Кущевская)


Работа с одаренными детьми – одна из приоритетных в деятельности любого учителя. Работа эта ответственная и сложная. Отличительными особенностями одаренных детей, как отмечают психологи, являются: высокий уровень мышления и интеллекта, познавательная потребность, отличная память, хорошо развитая речь, большой словарный запас. Одаренного ребенка характеризует стремление к лидерству, повышение требований к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, нетерпимость.

А если говорить об уроке? Если не занимать таких одаренных детей заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав свое задание быстро и качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо от безделья начинают рисовать, читать что-либо, или с интересом смотрят, а что же будет дальше в учебнике. Ну как тут не задуматься над тем, чем и как занять детей. И начинается творческий поиск учителя – осуществляется дифференцированный подход.

Не секрет, что одно из слабых мест наших учащихся – это устная речь. Устная речь включает интегрированные рецептивные умения понимать звучащую речь (аудирование) и продуктивные умения производить речь в звуковой форме (говорение). И я бы хотела поделиться с вами тем, как я работаю над развитием этих видов деятельности.

Являясь одним из победителей конкурса для учителей английского языка, в 2014 году мне посчастливилось побывать на стажировке в Англии, где я получила бесценный опыт по обучению детей английскому языку. Там нам посоветовали книгу по обучению английскому произношению, которой я пользуюсь постоянно (слайд 3).

Базовые навыки чтения вслух формируются еще в начальной школе. К сожалению, далее, в основной и старшей школе им практически не уделяется внимания. Более того, часто фонетикой просто пренебрегают, принося ее в жертву неверно понимаемой «коммуникативности», в результате чего в вузы приходят абитуриенты, не владеющие элементарной техникой чтения. Между тем, чтение вслух остается востребованным компонентом иноязычного общения – достаточно вспомнить, что на большинстве международных научных конференций, особенно в естественных и точных науках, доклады зачитываются вслух.

В этой книге представлено множество упражнений на отработку фонетических навыков от начального до продвинутого уровня. Так, одаренным детям на уроке или дополнительно домой даю упражнения на отработку ударения в словах, произношения отдельных звуков, отработку интонации при чтении (слайды 5-10). При чтении вслух дети учатся:

расставлять паузы – правильное деление текста на смысловые группы (отрезки), с помощью пауз, варьирующихся по длине (более короткие внутри предложения, более длинные в конце предложения);

расставлять фразовое ударение – чередование ударных и неударных слов в зависимости от характера слов (служебные vs знаменательные части речи);

владеть нисходящим тоном для законченной смысловой группы;

владеть восходящим тоном для оформления незаконченной группы, в том числе в случае перечисления;

правильно интонационно оформлять разные коммуникативные типы высказывания;

владеть основным мелодическим контуром – нисходящей шкалой;

владеть логическим ударением (нисходящим тоном с целью эмфазы);

владеть ритмом, характеризующимся появлением ударных слогов через равные промежутки времени.

Хотя данные упражнения можно делать и со всем классом, так как на сегодняшний день как в ОГЭ, так и в ЕГЭ присутствуют задания на чтения текста.

Так, задание 1 базового уровня сложности – чтение вслух фрагмента информационного или научно-популярного, стилистически нейтрального текста оценивается по одному критерию – фонетическая сторона речи. Задание проверяет технику чтения, а именно: правильное оформление фонетической стороны устной речи (звуки в потоке речи, интонация, ударение, беглость речи), что отражает понимание содержание читаемого.

Наша действительность такова, что все наши упражнения из урока в урок нацелены на то, чтобы ученик успешно сдал экзамен. Сегодня, пока английский не стал обязательным экзаменом, сдают его не побоюсь сказать, именно по большей части одаренные дети.

Задание 3 базового уровня сложности на ЕГЭ - создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку). Говоря про развитие навыков устной речи, отметим, что интересными упражнениями для одаренных детей (слайд 11), где они могут проявить свое нестандартное мышление, смекалку, логику являются мелькающая картинка (учитель машет картинкой перед детьми, а они должны предположить, что там изображено), реклама (прорекламировать самый обычный предмет, например, ручку), описание фотографий, обрезанная картинка (необходимо описать картинку и предположить, что изображено в обрезанной части – слайды 12,13).

Как я уже упоминала, говорение неразрывно связано с аудированием. Предлагаю вашему вниманию несколько интересных упражнений на основе английских песен для развития навыков аудирования – заполнить пропуски (слайд 15), убрать лишнее слово (слайд 16), выбрать правильное слово (слайд 17), расположить реплики в правильном порядке (слайд 18).

Вот такие способы работы с одаренными детьми я использую в своей работе.

​​​​​​​


Работа с одаренными детьми
PPTX / 6.78 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.