Работа с псевдотекстом на уроках русского языка как один из приёмов технологии продуктивного чтения
Презентация к уроку о псевдотексте
PPTX / 4.73 Мб
/data/files/j1634085069.pptx (Презентация к уроку о псевдотексте)Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навык распоряжаться им свободно в изустной или письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка ...
К. Д. Ушинский
Работа с псевдотекстом на уроках русского языка как один из приёмов технологии продуктивного чтения.
Технология продуктивного чтения – это технология формирования правильной читательской деятельности. Целью данной технологии является формирование читательской и коммуникативной компетенции школьника. Формирование у учащихся коммуникативной компетенции всегда было одной из основных целей обучения. Время не стоит на месте, и понимание того, что Ушинский называл умением «распоряжаться словом свободно в изустной или письменной речи» в наше время коренным образом изменилось, но, тем не менее, суть его осталась прежней.
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью.
Коммуникативная компетенция проявляется, прежде всего, в умении работать с текстом: воспринимать его в процессе слушания и чтения, определять стиль и тип речи, правильно формулировать тему и идею, видеть языковые особенности текста и как результат – создавать собственные тексты.
По мнению Н.М. Шанского, задача учителя русского языка – «научить и приучить учащихся читать художественные произведения филологически вооруженным взглядом».
Это возможно лишь в том случае, если обучение ведется на основе текста, ведь текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды.
Именно текст – основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативную, образовательную, развивающую, воспитательную. Ф. Советкин писал: «Русскому языку нельзя научить ребят на отдельных словах или отдельных, не связанных по смыслу предложениях. Нужен непременно текст, который давал бы образцы правильной связной речи».
Обращение к художественному тексту позволяет свести воедино процесс формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся, то есть сделать из школьника грамотного носителя русского языка.
Работа с текстом на уроках русского языка – это одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи.
Один из новых видов работы с текстом – прием, предложенный Евгенией Станиславовной Антоновой, доктором педагогических наук, профессором Московского государственного областного университета, автором Рабочих тетрадей для развития речи и мышления школьников 5-6, 7-8, 9 классов и методических рекомендаций к этим тетрадям. Прием это получил название псевдотекста.
Псевдотекст – (от греч. pséudos — ложь), часть сложных слов, означающая: ложный, мнимый, кажущийся, иногда – поддельный), от др. греч. ψεύδω «обманывать, вводить в заблуждение») – текст, составленный из различных печатных источников, – это могут быть отрывки как из известных, так и неизвестных школьнику художественных, публицистических произведений, научно-популярных статей. Части псевдотекста объединены чаще всего общей темой.
Система работы с такими упражнениями описана Антоновой Е.С. в журнале «Русский язык в школе» № 2 2002г. в статье «Тайны текста» и секреты методики» и в Методических пособиях курса «Тайны текста».
Задача ученика при работе с псевдотекстом – проанализировать псевдотекст, пользуясь всеми освоенными способами работы с текстом, определить стиль, тип речи и языковые особенности каждого текста, выделить смысловые и стилистически единые части одного текста и, в конце концов, выделить исходные тексты, и, если произведения изучались ранее, назвать тексты-оригиналы. 1
Задача учителя при работе с псевдотекстом – организовать беседу, создать ситуацию поиска: найти средства связи в тексте, определить типы и стили речи, особенности каждого предложения.
В ходе анализа псевдотекста ученик восстанавливает тексты, опираясь на особенности лексики, строя речи, стиля и жанра, т.е. определяет языковые ориентиры разных уровней (лексический, морфемный, морфологический, словообразовательный, словообразовательный, синтаксический и стилистический).2
Такие задания можно использовать на уроках обобщения, повторения, уроках контроля знаний.
Предлагаю фрагмент урока, на котором был использован данный прием.
-Вспомните основные понятия, связанные с темой «Текст».
-Назовите отличительные черты стилей речи.
-А сейчас вашему вниманию я предлагаю текст.
Берёза – род лиственных деревьев, наиболее распространённая древесная порода на территории России. Это высокое дерево (до 25 м) с белой гладкой корой, с тонкими, обычно повисающими ветвями, с листьями сердцевидной формы, с висячими сережками на длинных ножках. Белолицая, белоствольная, как невеста, горда и нежна, словно русская песня раздольная, к небесам устремилась она.
Как очарователен розовый отблеск на белой коре от румяных лучей восходящего солнца! А нежная весенняя зелень берёзы разве не прелесть? Как ласкают наш глаз остроконечные душистые блестящие листочки!
На территории России распространены 4 вида берёзы: берёза обыкновенная белая, берёза пушистая, берёза кустарниковая, берёза карликовая. Кустарниковая берёза встречается на крайнем севере Сибири, карличная на болотах северной части Европейской России. Сколько красоты в покрытых листьями берёзах летом! Длинные тонкие ветви, словно зелёные гирлянды, низко свешиваются к земле и придают всему дереву торжественно-печальный вид. Наряд её лёгкий чудесен, нет дерева сердцу милей, и сколько задумчивых песен поётся в народе о ней.
Особенно хороша берёза осенью, когда листва покрывается золотом.
А зимой никакое дерево не сравнится по красоте с берёзой, когда она стоит изукрашенная миллионами сверкающих на солнце кристалликов!
Ей дарят и радость и слёзы, и так уж она хороша, что, кажется, в шуме берёзы есть русская наша душа.
-Текст прочитан. Почему же на слайде – знак вопроса?
-Вспомним признаки текста.
-Это текст, но текст особого вида – псевдотекст.
-Подберите слова с частью ПСЕВДО, объясните их значение.
-Как вы думаете, чем же мы сейчас станем заниматься?
-Мы с вами сейчас попытаемся найти в этом псевдотексте три настоящих. А для этого я предлагаю вам использовать цветные карандаши трех цветов, потому что наш псевдотекст состоит из трех настоящих.
-Вспомните еще раз признаки, по которым мы узнаем текст.
-Перед вами – рабочие листы, заполните, пожалуйста, таблицу 1.
Рабочий лист
Тема | Основная мысль | Тип речи | Стиль | |
Текст 1. | ||||
Текст 2 | ||||
Текст 3. |
-Самопроверка выполненной работы по эталону.
-Проанализируйте языковые средства и стилевые черты, докажите принадлежность текста к тому или иному стилю, заполни таблицы 2, 3, 4. Затем самопроверка по эталону.
Таблица №2. Текст 1
Стиль | |
Языковые средства | |
Стилевые черты |
Таблица №3. Текст 2
Стиль | |
Языковые средства | |
Стилевые черты |
Таблица № 4. Текст 3
Стиль | |
Языковые средства | |
Стилевые черты |
-Домашнее задание дифференцированное:
Написать сочинение-миниатюру (описание березы или другого дерева) в художественном стиле или составить псевдотекст о каком-либо времени года.
Использование на уроках и внеурочной деятельности технологии продуктивного чтения во всём многообразии приёмов – это эффективный способ повышения читательской и коммуникативной компетенции, а также воспитания всесторонне грамотного школьника.
1 https://rus.1sept.ru/article.php?id=200301107
2 https://rus.1sept.ru/article.php?id=200301107